Обеспеченность этим ресурсом, по данным ООН, – один из ключевых вопросов, которые стоят перед человечеством в XXI веке. Среди факторов, которые влияют на жизнедеятельность и благосостояние человека, главное место занимает вода, ее доступность и качество.
Издавна люди наделяли воду сакральным смыслом, ее природа имела двойной характер. С одной стороны, вода дает жизнь, с другой – может повлечь разрушения и катастрофы.
Вода есть и будет стратегически важным ресурсом. Однако в связи с постоянным сокращением водных запасов, загрязнением поверхностных и подземных вод проблема водного обеспечения населения и отраслей экономики приобрела планетарный масштаб. Необоснованное, расточительное, изнурительное, даже хищническое отношение к этому ресурсу может привести к катастрофическим последствиям для человечества.
Именно поэтому ООН, ученые, общественные и политические деятели постоянно привлекают внимание мирового сообщества к необходимости предотвращения негативных тенденций, поскольку проблема стала настолько актуальной и опасной, что требует радикального переосмысления подходов к ее решению.
Растет потребление и загрязнение
По данным ООН и ученых, в мире от дефицита питьевой воды страдает более 2 миллиардов человек, и эта проблема из года в год обостряется вследствие антропогенных и природных процессов. Рядовой человек может оспорить угрожающие факты, поскольку вода занимает около 70% поверхности планеты. Однако лишь 2,5% ее – пресная вода. Только 0,3% мировых пресноводных запасов доступны для человечества, они неравномерно расположены.
Несоответствие между быстрым увеличением потребления и фактически неизменным объемом природных ресурсов, беспрецедентными процессами в мировой экономике, продовольственным кризисом во многих странах дают основания утверждать, что соотношение между имеющимися водными ресурсами и постоянным спросом достигло критической черты. Не случайно многие ученые считают, что ХХІ век можно назвать веком водных проблем.
На протяжении последних 10 лет дефицит качественной пресной воды все чаще возникает в разных регионах мира, в частности в Украине, где его никогда не было. Речь идет не только об ухудшении относительных показателей обеспеченности водой (расходы на душу населения, единицу ВВП и т. п.), а и о существенном уменьшении качественных вод в относительном и абсолютном измерении.
Приходится еще раз констатировать, что это недооценивают на разных уровнях. Сформировалось ошибочное мнение о неисчерпаемости этого ресурса и его повсеместности. Это недальновидная позиция, которая может довести общество до катастрофических последствий для многих поколений.
А какая ситуация у нас и что нужно сделать для ее урегулирования?
По оценкам гидрологов, гидрогеологов, гидрометеорологов, на период, когда население Украины составляло 52 миллиона, на человека приходилось около 1000 кубометров воды в год. Согласно оценкам ООН, достаточно обеспеченными водой считают государства, где этот показатель достигает 3000-5000 м3/год и более на одного человека.
По мнению гидрометеорологов, последние годы в Украине характеризуются очень низкой водностью, а 2020-й – самой низким показателем в течение последних 120-140 лет.
Это вызвано комплексом факторов природного и антропогенного техногенного происхождения. А именно: климатическими изменениями, увеличением объемов испарения, неравномерным распределением водных ресурсов и осадков на территории и во времени, эрозионными процессами, аномальным зарегулированием стока рек водохранилищами и прудами, уничтожением лесов и лесополос.
А также тотальной мелиорацией земель, высокой водоемкостью промышленного и сельскохозяйственного производства (на единицу ВВП Украина тратит втрое — вчетверо больше воды, чем страны ЕС), огромными непроизводительными потерями, которые достигают 40-50% забранного объема (особенно во время орошения и в коммунальном хозяйстве), неконтролируемыми сбросами сточных вод, хаотичным размещением отходов и тому подобное.
Пример — подтопление территорий в дефицитных в воде регионах Украины, которые иногда приобретают масштабный характер и имеют негативные социальные, экологические и экономические последствия. Это касается преимущественно южных областей.
На Полесье же вследствие непродуманного осушения приобретают масштабность процессы ветровой эрозии и опустынивания, что приводит к потере луговых экосистем и катастрофическим изменениям гидрологического и гидрогеологического режима территорий, которые играют колоссальную роль в обеспечении экологической безопасности государства.
Эти утверждения, основанные на итогах исследований ученых, экспертов, экологических организаций, неравнодушных общественных и политических деятелей, заставляют задуматься над проблемой. Ведь при условии налаживания действенной системы мониторинга (ныне почти разрушенного) ситуация может быть еще более угрожающей.
И не спасут даже подземные воды, хоть этот ресурс нужно эффективно использовать как важный источник водоснабжения. Но, во-первых, подземные водоносные горизонты также подверглись значительному техногенному воздействию, а во-вторых, это стратегический резерв, который надо беречь как зеницу ока.
Чтобы завтра не было поздно
Какой же выход? Прежде всего, следует изменить отношение всех и каждого к природным ресурсам: земельным, лесным, биологическим, недрам, а не только к воде. Экологическое образование и воспитание – важные факторы в системе подготовки кадров, что будет влиять на изменение ментальности простого природопользователя.
Следует кардинально изменить подход всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и характера деятельности, ведомственной принадлежности к использованию и воспроизводству водных ресурсов. Использовать этот стратегический ресурс с такими непроизводительными потерями, водоотведением и сбросами сточных вод с широким спектром тяжелых металлов в реки, озера, пруды, другие водоемы, как сейчас, недопустимо.
Развитие водных сберегательных технологий, экологическая модернизация систем водоснабжения и водоотведения, снижение водоемкости производства, бережливое водопользование во всех сферах нашей жизни – далеко не полный перечень мероприятий, которые следует реализовать уже сегодня, чтобы завтра не было поздно.
Не стоит забывать и о непростой проблеме, связанной с шахтными водами, особенно на участках шахт, которые не работают. Здесь много вопросов о влиянии шахтных вод на гидрологическое и гидрохимическое состояние поверхностных, грунтовых вод и продуктивные водоносные горизонты, подтопление территорий. Поэтому возникает необходимость решения проблем их утилизации и водоотведения, защиты населенных пунктов от возможного подтопления и затопления.
Все обозначенные проблемы постоянно находятся в центре внимания Совета национальной безопасности и обороны Украины. Приняты весомые решения по этому вопросу, углубляется сотрудничество с учеными, органами исполнительной власти и местного самоуправления. Это будет иметь важные для государства результаты.
Следует добавить инициативу Госводагентства, руководство, которого смогло консолидировать усилия специалистов ведомства и ученых для разработки Водной стратегии Украины, в которой будут определены стратегические направления развития водного хозяйства с реализацией конкретных мероприятий по обеспечению водой населения и экономики, сохранения, охраны и воспроизводства водно-ресурсного потенциала.
По инициативе Минприроды и при поддержке Госводагентства, ЕС, научного общества начата работа по формированию планов управления речными бассейнами.
Большое значение имеет разработка и реализация механизмов и методов финансового регулирования и обеспечения водохозяйственной деятельности. В связи с длительным доминированием административной модели управления водным хозяйством и лишь ее поверхностной трансформацией, основным источником финансового обеспечения деятельности отраслевых организаций остаются средства государственного и местных бюджетов, а другие источники, необходимые для реализации водохозяйственных и водоохранных проектов, используют фрагментарно.
Поэтому следует диверсифицировать механизмы финансового обеспечения водопользования, чтобы предотвратить нерациональность и расширить спектр субъектов инвестиционной деятельности в водохозяйственном комплексе.
Водный фонд и водохозяйственный комплекс относятся к важным составляющим национального богатства страны и определяют ее водный ресурсный потенциал. Для его охраны, сохранения и воспроизводства водопользователи взимают рентную плату за специальное водопользование. Это основной налоговый инструмент финансового регулирования водохозяйственной деятельности.
Рентная плата за специальное использование природных ресурсов – это фискальный инструмент, призванный обеспечить изъятие природно-ресурсной ренты в пользу владельца природных ресурсов и стимулировать пользователей минимизировать потери природного сырья в процессе его добычи и привлечения в хозяйственный оборот. Однако системные и структурные перегибы в национальной экономике привели к тому, что основные природные пользователи – интегрированные предпринимательские объединения, которые используют большинство природных ресурсов.
Не адекватные реальной ценности природного сырья ставки рентной платы не обеспечивают справедливого ее изъятия в пользу государственного и местных бюджетов. Предпринимательские образования, имея миллиардные обороты, платят символическую рентную плату, что не побуждает их к всесторонней рационализации использования природных ресурсов.
Сравнивая темпы роста поступлений фактической величины водной ренты и изменение нормативов рентной платы для поверхностных и подземных водных источников, можно сделать вывод: увеличение поступлений обеспечивается за счет количественного фактора (механического повышения нормативов платы в связи с их индексацией), а не качественных сдвигов в части идентификации реальной базы взыскании водной ренты.
Не учтена роль водного ресурса в хозяйственном обращении. Иными словами, не имеет значения, вода — средство производства, или материально-вещественная основа готовой продукции, или компонент, обеспечивающий производственный процесс, или конечная продукция.
Как повысить территориальный водно-ресурсный капитал
Эффективность инвестиционного обеспечения модернизации водохозяйственного комплекса Украины в значительной степени зависит от источников финансирования, которые в ней функционируют. Последние тенденции на мировых рынках, динамика интеграционных и глобализационных процессов свидетельствуют об их стремительном расширении.
Необходимость разработки институциональных основ внедрения организационно-правовых форм финансового обеспечения особенно актуальна для тех отраслей, где базис – общегосударственная собственность, в том числе водопользования.
Для улучшения ситуации система водоснабжения требует значительных финансов, имплементации современных финансовых механизмов в управлении водохозяйственным комплексом. Очевидно, что только повышение тарифов и сборов, усиление контроля над водопользованием и увеличение штрафных санкций недостаточно для наполнения финансами этой отрасли.
Решению проблемы будет способствовать комплекс мер, направленных на изменение системы управления водными ресурсами, развитие институционального и правового обеспечения их использования в глобализируемой рыночной среде, разработка и имплементация современных механизмов финансово-экономического обеспечения формирования территориальных водно-ресурсных капиталов на корпоративных началах.
Территориальный водно-ресурсный капитал рассматриваем как совокупность финансовых ресурсов, созданных или привлеченных извне в водохозяйственный комплекс в результате его хозяйственной деятельности на определенной территории. Под этим понятием понимают часть природно-ресурсного капитала, к которому относится совокупность водных ресурсов вместе с экосистемными услугами, которые они предоставляют.
Территориальные водно-ресурсные капиталы формируются только за счет государственного финансирования, а именно: рентной платы за специальное водопользование, тарифов на коммунальные услуги, экологических штрафов и прямых государственных субвенций.
Финансовое обеспечение водохозяйственной деятельности, используют страны со сложившимися финансовыми рынками, содержат рыночные инструменты привлечения частного капитала для финансирования инфраструктурных проектов водохозяйственного комплекса: муниципальные облигации, коммерческие займы, акционерный капитал и тому подобное.
Среди направлений формирования инфраструктуры управления водными ресурсами – использование глобального водного индекса, ETF фонда и корпоративная управленческая структура.
Водные активы, которые впоследствии трансформируются в акции Exchange Traded Funds (ETF), должны обеспечить достаточный денежный поток. Среди всех имеющихся путей выхода на фондовый рынок – акционирование водного капитала на специализированной фондовой бирже ETF, которые активно привлекают в свой портфель акции компаний, деятельность которых связана с водной отраслью. Эти фонды активно формируются в последние годы и целенаправленно инвестируют в водную индустрию.
В портфелях управляющих компаний сосредоточены акции коммунальных предприятий – поставщиков питьевой воды, производителей водного оборудования и тех, что занимаются очистными сооружениями, других, которые обеспечивают водой промышленные предприятия и сельское хозяйство. Конкуренцию хедж-фондам в водной отрасли составляют Mutual Water Funds, крупнейшие из которых расположены в Европе и уступают ETF.
К другим перспективным инструментам и методам финансового обеспечения водохозяйственного комплекса относятся: эмиссия зеленых и/или социальных облигаций, введение международного стандарта AWS устойчивого водопользования для субъектов хозяйствования, торговля эмиссионными квотами (разрешение на загрязнение водных ресурсов).
Другими словами, только действенный экономичный механизм регулирования водопользования и охраны водных ресурсов позволит существенно повлиять на водопользователей и будет способствовать щадящему использованию ресурса.
Это позволит сформировать источники финансирования водохозяйственного комплекса, повысить эффективность системы управления водными ресурсами и вместе с организационно-экономическими, природоохранными и контрольно-административными мерами достичь надлежащего уровня обеспечения водой, сохранения стратегического ресурса для будущих поколений.
Автор: Михаил Хвесик, директор государственного учреждения «Институт экономики природопользования и устойчивого развития Национальной академии наук Украины», академик НААН Украины, доктор экономических наук, профессор, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники
Источник: Правительственный курьер
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.