Статья посвящена проблематике безусловного базового дохода как института в области социальной защиты и компоненты нового общественного договора в координатах новой социально-экономической и эпидемиологической реальности.
Актуальность исследования подтверждается необходимостью повышения уровня социального качества в условиях обострения рисков и угроз, продуцируемых драйверами новой (цифровой) экономики и масштабированием коронакризиса. Под влиянием вызовов, порожденных «Большим взрывом-1» и «Большим взрывом-2», появляются новые опасности и ограничения социально-трудового развития, что влечет за собой поиск новых «опор» распределительных отношений и социальной политики.
Целью статьи является научная аргументация института социально-трудовой реальности – ХХІ века – безусловного базового дохода – в контексте развития новой системы социальной защиты на постиндустриальных началах, с соблюдением принципов согласованности, доступности, прозрачности и справедливости с целью обеспечения общественно приемлемого уровня и качества жизни.
Элементами новизны статьи является авторский концепт безусловного базового дохода как одного из ведущих компонент нового общественного договора; раскрытие социально-экономической сущности и обоснование научно-прикладного значения безусловного базового дохода в условиях развития новой (цифровой) экономики и сетевого общества.
Для реализации цели исследования использованы системный и междисциплинарный подход. Общенаучные и специальные методы научных исследований – исторический и логический анализ и синтез, теоретическое обобщение, абстрактно-логический анализ. Метод индукции, дедукции, синтеза, декомпозиции, сравнительный и системный анализ.
Квинтэссенция статьи – научно-прикладное обоснование измерений безусловного базового дохода, с одной стороны, как института, за которым закрепляется позитивная роль в сфере распределительных отношений – защита доходов из-за отсутствия гарантий занятости, с другой стороны, как социального проекта, который должен стать основой новой парадигмы социальной защиты по построению «общества без труда».
Раскрыты основные принципы введения безусловного базового дохода; освещены причины, обуславливающие необходимость и целесообразность введения безусловного базового дохода. Очерчены новые возможности и потенциальные риски в случае введения безусловного базового дохода; приведены обобщения мировых практик внедрения элементов безусловного базового дохода и авторское видение детерминант и предпосылок для масштабного пилотного проекта по безусловному базовому доходу в Украине.
Ключевые слова: угрозы новой экономики, коронакризис, социальное обеспечение, социальная защита, безусловный базовый доход, общественный договор.
Постановка проблемы и актуальность исследования. Практика функционирования глобальной экосистемы показала, что на протяжении последних лет XXI века на уровне национальных государств и в мировом измерении все заметнее просматривается определенный замкнутый круг. Когда социальная сфера в целом и социально-трудовая в частности не демонстрируют положительной динамики развития, и под влиянием условий и вызовов, порожденных «Большим взрывом-1» и «Большим взрывом-2» появляются все новые опасности и ограничения.
Следовательно, необходимо усиливать «опоры» социального развития, но действующие инструменты, механизмы, институты обеспечения общественно приемлемого социального качества все больше демонстрируют неспособность адекватно реагировать на вызовы современности и не получают новых импульсов развития.
Насущная потребность вырваться из заколдованного круга натыкается на заскорузлые механизмы, проекты, ментальные схемы и модели, которые являются отголоском вчерашнего дня, условий и закономерностей развития индустриальной эпохи. При таких условиях и обстоятельствах крайне необходимы новые, прорывные идеи, инновационные проекты, а, прежде всего – новое мировоззрение, экономическая и социальная культура постиндустриальной, цифровой эпохи. Воистину, для того чтобы жить лучше, должны научиться думать иначе.
Во многих научных публикациях как собственных, так и коллег, которые представляют различные школы и научно-прикладные направления выполняемых исследований, справедливо и убедительно говорится о том, что условия жизнедеятельности человека и функционирования институтов экономики и общества под влиянием планетарной беды — пандемии COVID-19 существенно изменились. И это стало серьезным испытанием для всех субъектов экономической деятельности, для каждого жителя планеты.
Впрочем, пандемия и коронакризис породил не только вызовы и угрозы, но и заставил политикум, социальных партнеров, всех сознательных, социально ответственных людей задуматься над поиском инструментов, механизмов обеспечения устойчивого развития в новой социально-экономической реальности и эпидемиологических ограничений.
Можно назвать десятки явлений, процессов, институтов, механизмов, над которыми десятилетиями или же, по крайней мере, в течение многих лет велись дискуссии относительно векторов дальнейшего их развития.
Однако положительной динамики изменений, ощутимых результатов на «поле» социально-экономического, социально-трудового развития не наблюдалось. Были намерения, дискуссии, старые — новые рекомендации, перманентные призывы к изменениям, но не было ориентированного на людей развития, реальных глубоких сдвигов в области социального качества.
И тут пришел COVID-19 … изменилось все, или почти все и не всегда только к худшему. В этом можно убедиться при констатации лишь отдельных примеров.
На замену вялотекущим мероприятиям по внедрению отдельных элементов IT-технологий в образовательном процессе пришли комплексные системы организации образовательной деятельности с использование дистанционных технологий; невиданную интенсивность приобрело внедрение «цифры» для сохранения здоровья людей.
Приобрели новый формат и масштабы развития, удаленные режимы работы персонала; получили развитие новые, нетрадиционные формы предоставления социальных услуг населению; несмотря на все сложности, имеем положительные сдвиги в медицинском обслуживании, социальном взаимодействии по использованию сетевых систем; новых масштабов и прорывной характер приобретает использование IT-технологий в бизнес-процессах.
Новая COVID-реальность среди прочего ускорила и осознание потенциальных возможностей безусловного базового дохода, открыла припрятанные грани самой философии этого феномена. Из плоскости десятилетних дискуссий вокруг института, о котором идет речь, безусловный базовый доход если и не в завершенном, то, по крайней мере, в сокращенном, но профессионально взвешенном виде перекочевал в мир экономики. Мир самих людей.
Акцентируем внимание и на том, что «ковидные» и «постковидные» реалии являются далеко не единственной причиной, которая актуализирует обращение к теории и практике феномена, каким является безусловный базовый доход.
Современные, нетрадиционные драйверы становления новой (цифровой) экономики и сетевого общества, которые имеют одновременно и демографическое, техническое, технологическое, глобальное, и политико-экономическое происхождение, также диктуют необходимость пересмотра роли, места, общественной миссии и значимости института безусловного базового дохода.
Результаты собственных исследований, которые согласуются с гипотезами и выводами многих отечественных и зарубежных ученых, убеждают в появлении новых, еще вчера второстепенных, а то и таких, которые не имели значения, факторов, актуализируют повышение социального качества на принципах безусловного базового дохода.
В этом контексте уместно привести такой пример. Майкл Мангер, автор пионерного исследования по проблемам транзакционных издержек и динамичного развития одного из основных сегментов новой экономики – экономики совместного потребления – в монографическом издании настойчиво подчеркивает, что он пришел к неожиданному, парадоксальному выводу, что одним из последствий «революции транзакционных издержек» должно стать введение гарантированного дохода.
Это лишь один из примеров, когда неожиданно появляется на «поле» социально-экономического, социально-трудового развития и демонстрирует ощутимое влияние на общественное бытие.
Должны констатировать, что за расширение «поля» теоретических исследований, касающихся тех или иных аспектов безусловного базового дохода и в целом природы этого института, его миссии и значения, научного, идеологического и прикладного консенсуса по проблеме безусловного базового дохода нет.
Более того, диапазон мнений, положительных и отрицательных оценок относительно потенциальных последствий введения безусловного базового дохода только расширяется и до согласования, сближения позиций представителей политикума, ученых, социальных партнеров все еще далеко.
Природа таких разногласий имеет философские, идеологические, и социально-экономические и другие корни. Главную же причину имеющихся разногласий в этой области и их расширенное воспроизведение видим в несостоятельности научного корпуса объяснить широкой общественности просто о сложном. Заложить основы нового общественного договора, в котором главное место должен занимать концепт безусловного базового дохода.
Социально-трудовая мысль, направленная на поиск новых «опор» развития распределительных отношений и реализации социальной политики постиндустриальной эпохи, пришла к выводу о необходимости введения безусловного базового дохода как нового института в области социально-трудового развития.
Новизна работы. В исследовании впервые приводится научная аргументация концепта безусловного базового дохода как одного из ведущих компонент нового общественного договора, который олицетворяет формат договоренностей и ожиданий между людьми и государственными институтами, которые концентрируются вокруг трех ценностных ориентиров – защищенности, справедливого разделения возможностей и справедливого разделения рисков.
Авторы статьи отстаивают позицию, что безусловный базовый доход является одним из «продуктов» и последствий «конца труда» в классическом ее понимании. Элементы научной новизны проявляются в раскрытии социально-экономической сущности феномена безусловного базового дохода.
По убеждению авторов, в условиях развития новой (цифровой) экономики и сетевого общества, которые параллельно с новыми возможностями продуцируют многочисленные риски, угрозы и опасности по занятости, и как следствие – относительно формирования дохода от трудовой деятельности, безусловный базовый доход приобретает статус.
Во-первых, института, за которым закрепляется позитивная роль в сфере распределительных отношений – защита доходов из-за отсутствия гарантий занятости, во-вторых, социального проекта, который должен стать основой новой парадигмы социальной защиты по построению «общества без труда».
В наиболее обобщенной трактовке целью статьи является научная аргументация института социально-трудовой реальности – ХХІ века – безусловного базового дохода – в контексте развития новой системы социальной защиты на постиндустриальных началах, с соблюдением принципов согласованности, доступности, прозрачности и справедливости с целью обеспечения общественно приемлемого уровня и качества жизни.
Методы исследования. Теоретико-методологическим базисом исследования является системный и междисциплинарный подходы в формировании теоретического конструкта и целостной концепции безусловного базового дохода.
Для достижения поставленной в статье цели применены общенаучные и специальные методы научных исследований, в частности: исторический и логический методы, метод анализа и синтеза в процессе анализа генезиса, аргументации развития концепта безусловного базового дохода; методы теоретического обобщения, абстрактно-логический, индукции и дедукции – для определения сущности феномена «безусловный базовый доход».
Сравнительного анализа – для констатации предпосылок введения безусловного базового дохода, продуцируемых новой (цифровой) экономикой и «ковидными» реалиями. Системный – для критического обобщения содержания и последствий современных практик внедрения элементов безусловного базового дохода в разных странах, выявление потенциальных причин и дальнейших намерений по реализации института безусловного базового дохода. Синтеза, декомпозиции – для определения векторов в разработке «дорожной карты» внедрения, внедрение безусловного базового дохода.
Анализ последних исследований и публикаций. Идея безусловного базового дохода имеет длительную и непростую историю, в которой интегрируются взгляды мыслителей XVI–XVIII веков, теоретические конструкции классиков экономической науки ХІХ–ХХ веков, научно-прикладные модели социальных реформ современности.
Истоки теоретического осмысления сущности безусловного базового дохода заложены в трудах зарубежных философов – «Утопии» Томаса Мора (Т. More) (1516), в которой предложена идея обеспечить всех граждан за счет государства; трактате «Аграрная справедливость» Томаса Пейна (T. Payne) (1795). Он содержит аргументацию единовременной выплаты минимального дохода всем гражданам старше 21 года и пенсии для пожилых людей, несмотря на то, что каждому гражданину страны принадлежит доля в национальном производстве.
Классику экономической мысли К. Марксу (К. Marks) принадлежит идея относительно общественных фондов потребления, а стоимость рабочей силы в его трактовке рассматривается как стоимость жизненных средств работника и членов его семьи.
Рассуждения о теоретической конструкции и прикладном контенте безусловного базового дохода можно найти в трудах Милтона Фридмана (M. Friedman), Фридриха фон Хайека (F. Hayek), Дугласа Клиффорда (D. Clifford), где рассматриваемый феномен приобретает не только абсолютно законную форму защиты от социальных рисков, а является обязательным элементом общества и «национальным дивидендом» доли национального богатства.
В трудах Гая Стэндинга (G. Standing) изложено влияние безусловного базового дохода на экономику, бедность и труд; актуальное обсуждение безусловного базового дохода присуще научной позиции Филиппа Ван Парайса (V. Parijs) и Яника Вандерборхта (Ya. Vanderborght). Здесь сочетается философское, политическое и экономическое понимание безусловного базового дохода как инструмента защиты от бедности и безработицы, решения проблемы неравенства, предоставления каждому человеку ресурсов для формирования жизни по собственному выбору.
В украинских научных кругах проблематика безусловного базового дохода по сей день остается малоисследованной; ее актуальность обостряется в условиях социально-экономической нестабильности, обусловленной проявлением рыночных бифуркаций, становлением многочисленных подсистем и сегментов новой (цифровой) экономики, развертыванием коронакризиса.
Одной из пионерных научных публикаций по вопросам феномена безусловного базового дохода как универсального инструмента предотвращения бедности стала монография Е. М. Либановой (E. M. Libanova). В ней аргументированы последствия введения такого дохода – преодоление абсолютной монетарной бедности (вплоть до искоренения этого явления) в сочетании со значительным снижением неравенства по доходам.
По выводам Е. М. Либановой, концепция безусловного базового дохода, чем дальше, тем больше приобретает популярность и связано это не только с привлекательностью самой идеи развития общества без бедности, но и с новейшими изменениями экономического и социального психологического характера.
В рамках исследования социальных трансформаций цифровой эпохи проблематика безусловного базового дохода нашла отражение в трудах С. Ю. Гончаровой (S. Honcharovа) и А. Б. Гончарова (A. Honcharov) по определению преимуществ, недостатков и условий реализации социальной концепции гарантированного дохода.
В научном наследии А. А. Корчинской (O. Korchynska) безусловный базовый доход представлен как инструмент публичного управления в сфере социальной защиты населения, введение которого обеспечивает положительные последствия и вызывает потенциальные негативные изменения в общественно-экономической жизни государства.
Я. Я. Пушак (Ya. Pushak) и О. М. Марченко (O. Marchenko) анализируют способность и источники финансирования безусловного базового дохода в Украине, доказывают целесообразность применения безусловного базового дохода в сочетании с другими социальными трансфертами.
В трудах В. В. Стоколос (V. Stokolos) значительное внимание уделено перспективам внедрения безусловного базового дохода и имплементации его основных принципов в украинское законодательство. О. С. Зискин (O. Ziskin) рассматривает безусловный базовый доход в контексте комплекса факторов, которые влекут за собой модернизацию государства социального типа.
В то же время беспристрастный анализ показывает, что достигнутые успехи иностранных и украинских научных школ в этой области не стоит переоценивать. Вынуждены констатировать, что по сей день господствует довольно размытое, поверхностное представление о природе, сущности, механизмах и инструментарии реализации безусловного базового дохода.
В имеющихся теоретических аргументациях институту безусловного базового дохода не хватает взвешенных методологических концептов, корреляции со смежной проблематикой устойчивого социально-трудового развития.
Не хватает и междисциплинарного подхода к объяснению природы и способов решения многочисленных социальных проблем на основе безусловного базового дохода как института, разработки «дорожной карты» по внедрению безусловного базового дохода в координатах глобальных социально-экономических трендов и с учетом национальных особенностей социально-трудового развития.
Первые теоретические взгляды относительно введения безусловного базового дохода, которые в более или менее завершенном виде были оформлены во второй половине ХХ века, впоследствии получили широкий общественный резонанс.
При этом диапазон взглядов относительно целесообразности и потенциальной эффективности безусловного базового дохода продолжает оставаться весьма пестрым. При наступлении мирового бедствия — пандемии коронавируса COVID-19 — интерес к этому институту значительно возрос, в чем убеждают аргументы по обострению вызовов и угроз, продуцируемых новой социально-экономической (не) нормальностью.
Изложение основного материала. Для осознания сущности безусловного базового дохода, его важной природы и места в новой социально-трудовой реальности должны исходить из того, что этот институт является одним из «продуктов» и последствий «конца труда» в классическом его понимании, развития новой экономики и сетевого общества, для которых доминирующими являются такие тренды:
— снижение трудоемкости общественного производства с одновременным сокращением доли живого труда и увеличением доли овеществленного труда;
— сокращение доли занятых лиц в общественном производстве и, соответственно, рост незанятости и неполной занятости;
— существенные изменения в системе распределительных отношений, при которых распределение совокупных доходов по труду и собственности трансформируется в пользу последнего (распределения по собственности);
— трансформация системы социальной защиты экономически активного населения, которая по индустриальной эпохе формировалась по императиву полной, стандартной занятости, доминирующей роли живого труда в создании ВВП, повышенной ответственности бизнеса за социальное обеспечение экономических агентов.
Новая (цифровая) экономика и сетевое общество по многим параметрам, как следует из предыдущих разработок, является едва ли не противоположностью экономики и общества индустриальной эпохи. Учитывая сказанное, становится очевидным, что система распределительных отношений, социальной защиты должна обрести новые, постиндустриальные черты и быть адекватной условиям «конца труда» в классическом ее понимании.
Размышляя над феноменом безусловного базового дохода, должны акцентировать внимание на том, что речь идет не об очередном заходе популистского характера, и не об «откупе» от работника выплатой фиксированной денежной суммы по демонстрации социальной справедливости, а о фундаментальном политическом и социальном проекте.
Акцентировать внимание на институт, который впоследствии должен стать основой для нового идеологического консенсуса, общественного договора, новой парадигмы социальной защиты по построению «общества без труда».
Справедливым является и следующий аргумент в пользу введения безусловного базового дохода. Есть веские основания утверждать, что он может стать проектом постепенного преодоления отчуждения человека от национального богатства, а в перспективе, возможно, станет одним из инструментов развития экономической и общественной системы, которая преодолевает отчуждение.
Детализируя формы проявления и содержательные характеристики первопричин актуализации института безусловного базового дохода, Ван Парайс и Вандерборхт отмечают, в частности, следующее: «Для того чтобы должным образом ответить на беспрецедентные вызовы и иметь максимальные выгоды от появления сегодня не менее беспрецедентных возможностей, людям, преданным идее всеобщей свободы, следует идти путем программ минимального дохода, однако иного, безусловного характера».
Эдуардо Суплиси, пылкий защитник безусловного базового дохода из Бразилии, говорит, что ”выходить надо через дверь». Этим он хочет подчеркнуть, что для решения проблемы бедности введение безусловного базового дохода так же естественно, как естественно воспользоваться дверью для выхода из дома.
Самое важное, чтобы подобная схема была безусловной в самом строгом из возможных вариантов. Часть уже существующих схем можно назвать “безусловными” в несколько больших в них смыслах.
Эти схемы являются разновидностью государственной помощи, а не единого социального страхования. Поскольку круг их участников не ограничен только теми, кто платил взносы, достаточные для получения права на выплату по социальному страхованию. Кроме того, круг их участников, как правило, не ограничивается только гражданами страны, а охватывает всех, кто легально проживает на ее территории; наконец, выплаты по таким программам имеют денежную, а не натуральную форму.
Но базовый доход может быть безусловным и в других отношениях. Он может предоставляться исключительно на индивидуальной основе в отличие от выплат, привязанных к ситуации в домохозяйстве; он может иметь такое свойство, которое привычно называется всеобщностью, в противовес ситуации, когда он начисляется в зависимости от дохода или проверки в нужде. И он может предоставляться без обязательств в отличие от ситуации, когда выплата привязана к обязательствам работать, или доказывать желание трудоустроиться.
Акцентируем внимание на том, что многочисленные программы, которые реализует большинство стран мира, направлены на поддержку граждан в условиях коронакризиса, в том числе и в форме прямых денежных выплат гражданам со стороны государства, правомерно рассматривать как реализацию (хотя и частичную) принципов безусловного базового дохода.
Последний в общей трактовке является универсальным денежным трансфертом, что не подлежит налогообложению, который государство выплачивает всем членам общества с учетом возможностей бюджета и специальных социальных фондов с целью внедрения базовых условий для человеческого развития.
Большинство исследователей проблем в безусловном базовом доходе считают, что основными принципами внедрения этого института являются следующие позиции:
— универсальность – он выплачивается всем членам общества;
— безусловность — выплата осуществляется независимо от того, работает гражданин или нет;
— индивидуальность – выплата адресована каждому члену общества;
— регулярность – выплаты имеют не разовый, а постоянный, регулярный характер;
— денежная форма выплат, адресованных всем гражданам.
Оценивая перспективы введения института безусловного базового дохода, подчеркнем, что реализация на практике фундаментального проекта, которым является безусловный базовый доход, будет процессом сложным и длительным, и поэтапным.
Необходима кропотливая просветительская деятельность, профессиональная разъяснительная работа, глобальная «всенаученность», которые должны сформировать новую ментальную модель распределительных отношений и социальной защиты населения в постиндустриальную, цифровую эпоху.
Правомерным является утверждение, что введение безусловного базового дохода находится на «пересечении» решения ряда сложных, новейших задач в области социально-трудового развития и социального обеспечения населения.
В частности, речь идет о предоставлении населению базовой возможности удовлетворения определенной части материальных потребностей, смягчении проблемы незанятости и приближении продолжительности оплачиваемого рабочего времени к общественно приемлемой потребности в труде.
Непредвзятый анализ свидетельствует о том, что с введением безусловного базового дохода появится возможность балансировки оплачиваемого рабочего времени и потребности в труде, что так же будет способствовать повышению спроса на рабочую силу и сокращению уровня безработицы.
Таким образом, речь идет о новой социальной трудовой реальности, при которой сглаживается, нивелируется проблема незанятости, оптимизируется продолжительность рабочего времени, его дрейф в направлении общественно приемлемого уровня. В то же время снижается острота достижения желаемого уровня и качества жизни.
Учитывая то, что за введение безусловного базового дохода предусмотрен этим институтом социальный трансферт, что распространяется на взрослых и детей, на практике появляется инструмент влияния на трудовое поведение этой категории населения, так и на их демографические установки, стимулируя более раннее создание семей и рождение детей.
Принципиально важно, что при полномасштабном внедрении практики безусловного базового дохода появится возможность развития в постиндустриальных принципах новой системы социального обеспечения, которая охватит социальное страхование, социальную помощь и социальное обслуживание на принципах согласованности, доступности, прозрачности и справедливости.
На необходимость привлечения потенциала института безусловного базового дохода к решению насущных социальных проблем, и, прежде всего, устранения бедности, обращает внимание Майкл Мангер, приводя убедительные аргументы о неэффективности действующих программ борьбы с бедностью на примере США.
«У нас есть еще один, – отмечает Майкл Мангер, – более убедительный эмпирический аргумент в пользу гарантированного базового дохода. Очень простой. Учитывая, сколько США тратят на борьбу с бедностью в стране просто не должно быть малоимущих. Если взять общий объем расходов на программы преодоления бедности и разделить его на численность бедных, то доходы этих людей в расчете на душу превзойдут черту бедности. Проблема решена».
Однако наши деньги не доходят до бедных. Вот как описывает сложившуюся ситуацию Майкл Таннер: «В этом году федеральное правительство тратит в рамках, по меньшей мере, на 126 программ по борьбе с бедностью 668 млрд. дол. К ним следует прибавить 284 млрд. долларов, выделяемых на социальное обеспечение правительствами штатов и местными органами власти.
Таким образом, совокупные ежегодные расходы США на борьбу с бедностью достигли почти 1 трлн. дол. На одного бедняка Америки приходится 20 610 долларов в год, а на семью, состоящую из трех человек — 61 830 долларов. Если бы деньги действительно попадали к беднякам, то доходы семьи из трех человек с учетом этих 61 тыс. долларов не только позволили бы им преодолеть черту бедности, но и превысили бы показатель среднего дохода населения США».
Заметим, что цель нашего исследования не включает оценку эффективности программ борьбы с бедностью в мире в целом и в США в частности. Приведенные показатели являются лишь констатацией имеющихся глобальных проблем в области социального развития, решать которые рано или поздно должны, по нашему убеждению, в том числе и в использовании потенциала безусловного базового дохода.
Приведем в развернутом виде другие причины, обусловливающие необходимость, целесообразность введения безусловного базового дохода. Прежде всего, речь идет об устойчивом тренде к высвобождению из сферы общественного производства значительной доли экономически активного населения.
Исследователь истории зарождения и эволюции человеческой цивилизации Ювал Ной Харари утверждает, что в XXI веке мы можем стать свидетелями появления многомиллионного неработающего класса: людей, которые лишены какой-либо экономической, политической и даже культурной ценности. … Этот бескорыстный класс «будет не просто неработающим, он будет неработоспособным».
В условиях нарастания незанятости, с одной стороны, и распространения нестандартной, неустойчивой занятости, с другой, как «снежная лавина» нарастают новые и новые социально-трудовые, социально-экономические проблемы.
Речь идет, прежде всего, о необходимости не столько сбалансирования спроса и предложения рабочей силы (это уже неподъемная задача), как о смягчении ситуации на рынке труда, предоставлении возможности желающим быть хотя бы частично занятыми, чувствовать свою общественную полезность.
При изменении модели занятости и дрейфа от стандартной занятости к различным атипичным формам возникает проблема предоставления работникам минимальных гарантий защиты от рисков в сфере непосредственного приложения труда. Инструментом, который может сыграть положительную роль в защите доходов при неустойчивой, атипичной занятости, предстает именно безусловный базовый доход.
Размышляя над причинами, которые актуализируют введение безусловного базового дохода, сделаем акцент на обстоятельстве, которое незаслуженно обходят вниманием большинство исследователей этой проблемы.
Речь идет о том, что в создании добавленной стоимости задействован как живой, так и овеществленный труд, воплощенный в новые технико-технологические факторы экономического развития, прогрессивные формы и методы организации труда, производства и управления.
Овеществленный труд – это вчерашняя живая работа, которая капитализирована и «работает» на создание новых потребительских стоимостей, это результат трудовой деятельности работников, которые имели статус занятых и создавали новые ценности.
Правомерным является утверждение, что члены общества, труд которых приобрел овеществленные формы, имеющие право на участие в распределении доходов от текущей трудовой деятельности. Инструментом, позволяющим учесть участие членов общества, которые создавали накопленный производственный потенциал и имеют основания на получение ими определенной доли доходов, может и должен быть опять же безусловный базовый доход.
Приведем и перечень других, не менее весомых причин потенциального введения безусловного базового дохода в глобальном измерении:
— рост запроса общества на разных континентах на социальную справедливость, который становится одним из императивов цифровой эпохи, когда усиление социального неравенства приобретает аномальные формы и масштабы;
— сложность и неэффективность действующих систем социальной защиты, неспособность воспользоваться их возможностями многим уязвимым слоям населения;
— благоприятные условия балансировки оплачиваемого рабочего времени и работы в целесообразном, полезном труде;
— направленность на снижение бедности и социального неравенства в социальном обществе.
Подытоживая краткий анализ указанной проблемы, подчеркнем, что идея введения безусловного базового дохода овладела людьми и получила широкое международное одобрение.
В то же время существует и общее, осознанное понимание того, что сложная «ткань» безусловного базового дохода соткана, образно говоря, не только из одних позитивов. Многие эксперты отмечают, что введение института безусловного базового дохода может негативно сказаться на трудовой мотивации участников общественно полезного труда.
На сложном переплетении новых возможностей и потенциальных потерь из-за введения безусловного базового дохода акцентирует внимание академик НАН Украины Е. М. Либанова. Она отмечает, что «переориентация системы социальной помощи с адресных на универсальные основы – слишком сложная и важная задача, последствия которой выходят далеко за пределы отдельных аспектов человеческой жизни.
Из-за такого подхода наибольшую выгоду получают беднейшие слои – их доходы растут больше всего, а, следовательно, непосредственными последствиями введения такого дохода должны стать преодоление абсолютной монетарной бедности (вплоть до искоренения этого явления) в сочетании со значительным снижением неравенства по доходам, то есть с сокращением относительной монетарной бедности.
… Есть риск массового изменения установок по оплачиваемой занятости в целом или по продолжительности рабочего периода, часть людей, не имея экономической необходимости работать, будут отдавать предпочтение домашним делам, собственному развитию, волонтерству, досугу и тому подобное. Также понятно, что при прочих равных условиях больший по размеру базовый доход будет побуждать к таким решениям больше людей».
По мнению авторов, есть необходимость расширения междисциплинарных исследований по проработке содержания, инструментария, форм, механизмов внедрения безусловного базового дохода и их экспериментального апробирования.
Исследователи проблем и последствий введения безусловного базового дохода вполне справедливо обращают внимание на потенциальное появление ряда рисков. Это повышение расходов государственного бюджета, что может повлечь рост бюджетного дефицита и государственного долга; активизация инфляционных процессов; снижение инвестиционной активности и стимулов к участию в общественно полезном труде; рост настроений и мотивов иждивенчества; стимулирование иммиграционных процессов; снижение производительности труда.
Попутно отметим, что большинство пилотных и имитационных экспериментов, как и практика внедрения элементов безусловного базового дохода в период коронакризиса, не подтверждают большинство из названных выше опасений и предостережений, в частности относительно значительного снижения предложения труда и распространения установок на иждивенчество.
Подчеркнем, что в настоящее время в десятках стран мира введены как отдельные элементы безусловного базового дохода, толчком к чему стала пандемия коронавируса COVID-19, так и проводятся эксперименты, реализуются пилотные проекты в этой области при активном участии государства.
По этому поводу Фарид Закария отмечает: «Обсуждая “будущее работы”, мы должны согласиться с тем, что это будущее уже наступило. Когда философы строили теории, как удержать людей на плаву, когда на смену критической массе рабочих мест придут технологии. Сегодня COVID-19 заставил некоторые страны экспериментировать с чем-то вроде универсального базового дохода.
В Соединенных Штатах к этой мысли привыкли за считанные месяцы: теперь это уже не экзальтированный порыв непроходимого кандидата в президенты Эндрю Янга, а проект, который временно приняли в Конгрессе, чтобы отвлечь экономическую катастрофу.
Во время пандемии органы государственного управления решили, что люди не виноваты, в неспособности заработать, а значит, они заслуживают того, чтобы получать деньги, пока не работают. Решит ли государство впоследствии, что люди, потерявшие работу по вине искусственного интеллекта, также заслуживают оплаты?».
Привлекаем внимание читателей к тому, что до наступления коронавируса COVID-19 идея безусловного базового дохода была преимущественно объектом политических дискуссий, проводились опросы, национальные референдумы о целесообразности введения этого института, осуществлялись пилотные проекты с применением отдельных элементов такого вида дохода.
Когда коронакризис актуализировал проблему поддержки граждан, которые в абсолютном большинстве понесли потери и нуждались в срочной защите, начата масштабная практика оказания помощи, введение института выплат, которые коррелируют с принципами универсального денежного трансферта – безусловного базового дохода.
Нашей гипотезой является та, что в условиях пандемии COVID-19 и кризиса, порожденного ею, реализация принципов безусловного базового дохода приобретает практическое воплощение, хотя и в «урезанном», не универсальном характере.
Авторы убеждены, что коронакризис, который продолжается, и перспективы его завершения остаются неопределенными, он приблизит период массового применения на практике. Как переходных форм безусловного базового дохода, так и целостного, полного критерия (регулярность, индивидуальность, денежная форма, универсальность, безусловность) внедрения этого института.
С наступлением коронакризиса в зоне повышенного риска оказался ряд категорий населения. Это работники, которые и до этого имели уровень доходов ниже среднего, а в условиях роста неполной занятости, скрытой и открытой безработицы, их доходы и в абсолютном, и в относительном измерении еще больше сократились.
Работники, которые не имеют достаточного уровня сбережений; домохозяйства, которые в свое время оформили кредиты и должны осуществлять платежи по имеющимся обязательствам. Они составляют весомую долю в совокупных издержках.
Работники, которые имеют детей и близких родственников, что должны содержать и совместно преодолевать последствия коронакризиса. Люди, которые имеют хронические заболевания. Работники, которые работают удаленно и вынуждены сами заботиться о своем рабочем месте по месту жительства и о месте работы (учебы) членов домохозяйства.
В условиях, когда действующие системы социальной защиты и поддержки граждан не были готовы к масштабному и одновременному наступлению рисков, природа которых связана с коронакризисом, в практическую плоскость перемещается идея безусловного базового дохода. Разными способами, с разными ограничениями начала своего воплощения в политику и практику социального развития.
Мировой опыт убеждает в том, что из-за наступления планетарного бедствия, которым является пандемия коронавируса COVID-19, и крупномасштабных последствий, которые, без преувеличения, изменили социальный, социально-трудовой «ландшафт» во всех уголках планеты, существующие системы социальных гарантий, льгот оказались неспособными преодолеть социальные проблемы. Это обусловило необходимость задействовать принципы безусловного базового дохода в реализации государственной социальной политики.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время во многих странах разных континентов, в т.ч. странах ближнего зарубежья, начаты масштабные научные, прикладные исследования широкой палитры проблем, связанных с безусловным базовым доходом, включая целесообразность его введения, определение параметров и возможных переходных форм.
Проводятся масштабные опросы с участием представителей научного сообщества, органов социального партнерства, бизнес-структур, органов государственного управления и местного самоуправления. Если еще несколько лет назад опросы, проводившиеся в основном на национальном уровне, касались политических оценок — восприятия-неприятия рассматриваемого института правомерности его введения, то сейчас палитра социологических, экспертных оценок охватывает такую тематику:
— возможные критерии определения безусловного базового дохода;
— основные параметры его возможных переходных форм;
— первоочередные цели внедрения безусловного базового дохода, форм реализации и источники финансирования;
— риски и положительные последствия введения института безусловного базового дохода.
Планетарное бедствие – пандемия коронавируса COVID-19 – дала новый импульс общественному обсуждению и более широкому восприятию феномена безусловного базового дохода.
Последствия пандемии коронавируса и среди них – рост количества безработных, расширение неполной занятости, падение уровня жизни, усиление неравенства, рост бедности – в очередной раз демонстрируют недостаточность существующих мер социальной поддержки и достижения общественно приемлемого социального качества.
Действительно, и отечественный, и зарубежный опыт убеждают в том, что преодолеть социально-экономические последствия пандемии из-за их масштабности, временных рамок наступления, воспроизведения угроз из-за постоянной мутации коронавируса довольно проблематично средствами, инструментами, механизмами действующих систем социальной защиты.
В то же время меры социальной поддержки, как граждан, так и структур бизнеса и других субъектов экономической деятельности, задействованных правительственными структурами и местным самоуправлением в разных странах при наступлении коронакризиса, демонстрируют активное продвижение в реализации принципов, присущих безусловному базовому доходу как системе, как целостному институту.
В этом контексте заслуживает внимания опыт Испании, где с первых дней пандемии эпидемиологическая ситуация оказалась одной из самых сложных в Европе. Министр экономики страны провозгласил, что введение безусловного базового дохода (хотя и неполного) должно стать важной составляющей мер со стороны государства, чтобы люди «могли снова стать на ноги».
Можно утверждать, что идея безусловного базового дохода в этой стране получила официальное признание. В то же время справедливости ради отметим, что размер безусловного базового дохода составил 440 евро, что значительно ниже минимального размера заработной платы в этой стране (1108 евро).
В ряде стран социальные трансферты, которые предоставляются в период коронакризиса, установлены в форме компенсации заработной платы работников, которая снизилась из-за ухудшения показателей экономической деятельности предприятий и организаций. Такой подход не коррелирует с принципом безусловности базового дохода, но согласуется с другими принципами функционирования этого института.
Определенный опыт внедрения безусловного базового дохода накоплен в США, где с середины апреля 2020 г. введены ежемесячные выплаты всем гражданам в размере 1200 долларов из расчета на одного взрослого и 500 долларов на ребенка.
Заметим, что с введением этого социального трансферта реализуется ряд принципов, в частности универсальности, безусловности, поскольку получателей выплат не тестируют по критерию нужды и участия в общественно полезном труде, а размер этих выплат согласован с удовлетворением базовых потребностей и трансферт распространен на взрослых и детей. Все названное сближает оказанную социальную помощь гражданам США при наступлении коронакризиса с идеологией безусловного базового дохода.
В Великобритании из-за наступления коронакризиса государством анонсировано введение специальных выплат на период до полной стабилизации национальной экономики в размере 80% заработной платы, которая имела место до пандемии, для работников, находящихся в вынужденных отпусках. Максимальная сумма указанного социального трансферта составляет 2500 фунтов. Подчеркнем, что социальная выплата осуществляется без проверки нужды работника, и это сближает ее с природой безусловного базового дохода.
Похожая мера британской практике социальной помощи населению в условиях пандемии коронавируса, применяется в Германии и Бельгии. Так, в Германии Федеральная служба по безработице ежемесячно из-за доходов частных предприятий компенсирует 60% доходов работникам, не имеющим детей, и 67%, если в домохозяйстве есть дети.
Обосновывая целесообразность более широких практик применения безусловного базового дохода, сосредотачиваем читателя на том, что в научной литературе на протяжении длительного времени отстаивалось мнение, что безусловный базовый доход как инструмент борьбы с бедностью менее эффективен, чем целевые адресные программы.
При нынешней (не)нормальности, когда значительные слои населения почти в один момент стали перед угрозой потери общественно приемлемого уровня доходов, а бедность становится угрожающей и масштабной, принципы универсальности и безусловности как фундаментальные принципы безусловного базового дохода приобретают особую значимость и актуальность.
Даже если инструменты безусловного базового дохода распространяются не на всех граждан, все же этот институт дает возможность значительно расширить круг лиц, которые получают социальные трансферты из-за нарастания рисков, порожденных коронакризисом.
Отпадает необходимость всем гражданам – потенциальным реципиентам – проходить проверку на нужду. Исчезает необходимость много времени и ресурсов тратить на администрирование программ адресной помощи.
Акцентируем внимание на том, что первый опыт введения безусловного базового дохода, накопленный в комплексе мер борьбы с последствиями пандемии коронавируса COVID-19, опровергает устоявшееся утверждение о неизбежности активизации инфляционных процессов из-за увеличения объемов социальных трансфертов.
Приведенное выше описание является веским основанием для обобщающих рассуждений:
- Пандемия коронавируса COVID-19 вызвала такой масштаб и глубину социальных, экономических, социально-трудовых проблем, решить которые в рамках действующих систем социальной защиты и социальной поддержки оказалось проблемно. При таких условиях вполне оправданной оказалась реализация принципов социальной помощи, на которых основывается институт безусловного базового дохода и, прежде всего универсальности и безусловности ее предоставления.
- В течение сверхкороткого периода времени осуществлена имплементация отдельных принципов безусловного базового дохода в практику социальной защиты населения. Мировое бедствие повлекло за собой ситуацию, когда способность действующих систем социальной поддержки возродила интерес к безусловному базовому доходу. И этот институт с площадки длительных дискуссий превратился в реально действенный инструмент, хотя и в усеченном, несколько упрощенном варианте, чем тот, что в свое время предложила мировая экономическая мысль.
- Каждая страна имеет свои практики применения элементов безусловного базового дохода, их комбинации, которые со временем должны перерасти в целостные системы, что, по сути, превращают их в полномасштабный и целостный институт безусловного базового дохода.
Прорабатывая предложения по «дорожной карте» внедрения базового дохода, Ван Парайс и Вандерборхт настаивают на том, что интересы успешного введения института базового дохода требуют движения сразу с нескольких сторон.
Необходимо использовать каждую возможность, чтобы сделать шаг, сначала хотя бы и небольшой в сторону того, что постепенно станет напоминать базовый доход во всемирном масштабе, и наибольшие перспективы здесь связаны с желанием достижения честных договоренностей о глобальном потеплении.
Также надо использовать любую возможность для продвижения в сторону того, что постепенно начнет выглядеть как базовый доход в наднациональных, хотя и географически ограниченных масштабах; наибольшие перспективы здесь связаны с уровнем Европейского союза.
Он должен стать предвестником того, что однажды должно быть достигнуто в больших, глобальных масштабах, а вместе с тем способствовать устойчивости того, что можно достичь уже сейчас в меньших, национальных масштабах.
Наконец, можно не сомневаться, что значительная работа еще должна произойти на национальном уровне, и здесь имеется большой простор для такого реформирования благосостояния существующих государств, в результате которого их центральной составляющей стал бы безусловный базовый доход, хотя бы небольшого размера. Эти три уровня не должны соперничать, а дополнять друг друга.
Чем тверже будет опора на глобальном или региональном уровне, тем меньшее давление будет испытывать на себе система распределения дохода в достоверном смысле внутри государств, а, следовательно, тем устойчивее будет базовый доход на национальном уровне.
На вопрос, является ли базовый доход утопией и если да, то каковы будут последствия реализации этой утопии, авторы не последнего по хронологии фундаментального исследования этой проблематики Ван Парайс и Вандерборхт дают такой ответ: «Безусловно, является утопией, и, прежде всего потому, что его не существует нигде в мире, так же как и не было в существенных масштабах, вследствие чего у людей есть серьезные основания подозревать его невозможность.
Это утопия и в другом вопросе – как картина лучшего мира. Но если посмотреть на историю институциональных структур наших обществ, выяснится, что многие их элементы, воспринимаемые нами как вроде бы само по себе понятные, еще недавно были утопическими в этих двух смыслах. Это и запрет рабства, и подоходный налог, и всеобщее избирательное право, и общее бесплатное образование, и существование Европейского союза.
Но есть у базового дохода черта, которая выделяет его среди других утопий: благодаря его введению многие из утопических изменений осуществить станет значительно проще. Он поможет воплотить в жизнь много идей, как индивидуальных, так и коллективных, как локальных, так и глобальных, что все чаще разбиваются о стену конкуренции, которая навязывается рынком».
И дальше Ван Парайс и Вандербохт завершая эссе по утопии – не утопии базового дохода и необходимости комплексного подхода к решению проблем социального качества, отмечают на таком: «Излишне говорить, что для достижения этой утопии по-настоящему свободное общество должно лишь учредить безусловный базовый доход. Не менее важно обеспечить общее базовое здравоохранение и образование, возможность для обучения на протяжении жизни, общий доступ к качественной информации в Интернете, здоровую окружающую среду и разумное планирование городов.
Все это жизненно важно, чтобы расширить возможности для наших личных достижений, но что еще важнее – поскольку наши индивидуальные достижения все равно очень ограничены – для достижений каждого из нас в сотрудничестве с другими, кто находится как рядом с нами, так и в отдалении, в том числе путем осознанного демократического участия. Но роль безусловного базового дохода как твердой опоры для каждого индивида будет в этом ключевой».
Авторы монографии предсказывают, что путь к повсеместному признанию и внедрению на практике в завершенном виде института базового дохода, то есть при реализации всех его основополагающих принципов будет длительным.
«Впереди, – отмечают Ван Парайс и Вандерборхт, – будут разочарования и отступы, как они были в борьбе за всеобщее избирательное право и отмену рабства. Приливы будут сменяться отливами, и иногда будет казаться, что мы еще дальше от берега. К утопиям не приходят за один день, но мы должны озвучивать свою утопическую картину, чтобы она служила нам ориентиром и укрепляла нас в наших усилиях.
Все больше и больше людей будут всерьез задаваться вопросом, почему у них под ногами нет твердой почвы, на которой они могли бы уверенно стоять. И в один прекрасный день мы окажемся в мире, где ни для кого базовый доход уже не будет фантазией кучки безумцев, а безвозвратно будет трансформироваться в самоочевидную истину».
Можно предположить, что не только у рядовых граждан, но и в политикума, социальных партнеров, у тех, от кого зависит проработки стратегии социального, социально-трудового развития, все еще не сформировано более или менее четкого, профессионально выверенного мнения относительно целесообразности и готовности Украины к введению института безусловного базового дохода. Думаем, что «тумана» в головах по этому вопросу очень много и он (туман) самостоятельно быстро не развеется.
Необходимы научно обоснованные аргументы, инновационные предпосылки, обновленные концепты, ориентированные на реалии современной цифровой эпохи. В русле такой постановки вопроса логичным возникает следующий, что мы считаем необходимым, осуществить в Украине широкомасштабный пилотный проект безусловного базового дохода.
Во время него должны быть проработаны критерии установления этого денежного трансферта на основе сравнительного анализа различных подходов к его расчету, определены положительные и отрицательные моменты использования различных переходных форм этого социального института.
Результаты пилотного проекта целесообразно вынести на широкое общественное обсуждение с целью поиска консенсуса в вопросах:
«Будет ли способствовать введение безусловного базового дохода решению общественно значимых социальных проблем украинского общества?»,
«Достаточно ли этого социального института для замены многих существующих форм и инструментов социальной защиты граждан?»,
«Какими должны быть этапы тестирования переходных форм безусловного базового дохода и целесообразность в действии всех принципов этого института (безусловность, универсальность, регулярность выплат и т. п.)?»,
«Каковы перспективы и ограничения в практике применения безусловного базового дохода в условиях, когда сохраняется высокая доля теневой экономики и, соответственно, высокая доля теневых доходов?».
Выводы. Обобщающий авторский концепт актуализации института безусловного базового дохода является таким: те же самые факторы, которые вызвали «Большой взрыв-1» и «Большой взрыв-2» и меняют на глазах мир и экономический, и социально-трудовой, и мир самих людей, являются одновременно и факторами, что открывают «новое дыхание» институту безусловного базового дохода.
Выражаем это мнение и по-другому. Новые, порой неожиданные грани феномена безусловного базового дохода, его философии и необходимости имплементации в практики социального качества откроем для себя, если этот институт будем рассматривать как сквозь призму современных трендов становления новой (цифровой) экономики и сетевого общества, так и новой социально-экономической реальности и эпидемиологических ограничений. Они, вероятно, будут иметь длительный, перманентный характер.
Изменения в отношении института безусловного базового дохода, ускорения в этой области произошли, прежде всего, в институциональном, прикладном плане по внедрению отдельных элементов дохода, который рассматривается. Впрочем, ментальная, научная составляющая полномасштабного внедрения социального института безусловного базового дохода остается, по нашему убеждению, «узким местом» на пути достижения социального качества по цифровой, коронавирусной теме.
Приведено и множество другого, соприкасающегося с высоты первой половины XXI века вызовов и опасностей, стоящих перед глобальным социумом, просмотрены теоретико-методологические, институционально-прикладные основы базового дохода, по-новому описана философия этого феномена как предпосылки формирования современной экономической и социальной культуры и достижения общественно приемлемого социального качества.
Авторы: А.М. Колот, доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-педагогической работе, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетмана, E-mail: kolot@kneu.edu.ua, ORCID: 0000-0002-4393-9806, Scopus ID: 55338407700
А.А. Герасименко, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента инновационной и инвестиционной деятельности, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, E-mail: herasymenkomiid@knu.ua, ORCID: 0000-0002-1122-1189, Scopus ID: 57200444567
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.