Владелец «Шабской фермы” и «Европейской сыроварни» Ростислав Зиновский имеет принцип – инвестируй в производство и старайся сделать бизнес как можно более рентабельным, не тратя средства на лишние улучшения. Сегодня мощности компании позволяют производить до 300 кг сыра в сутки, а стадо насчитывает 1100 голов КРС.
Куда двигаться дальше, стоит ли масштабировать бизнес, как лучше это сделать – Agravery разбиралось вместе с ведущими экспертами отрасли, представителями ритейла и финансовой сферы.
Агро – это не только зерно и масло. Это вкусные молоко и мясо, фрукты, овощи и продукты, полученные из них. К счастью, и украинскому агросектору есть чем гордиться, ведь все больше фермеров выбирают путь добавленной стоимости, а значит, и собственного производства. Но курс к качественному готовому продукту не такой уж и безоблачный, как может показаться на первый взгляд, и, кроме здорового авантюризма, требует от производителей системного подхода и немалых инвестиций.
Когда настоящее скрывает множество переменных, времени на ошибки нет. Именно поэтому вместе с банком ПУМБ мы начинаем проект «Бизнес на молекулы». На реальных примерах небольших, но амбициозных украинских агропроизводителей, мы расскажем все подробности бизнеса в «добавленной стоимости», при участии лучших экспертов разных отраслей поможем решить едва ли не самые болезненные вопросы наших героев и узнаем, есть ли будущее у украинской продукции на мировом рынке. Подробно и «до молекул» читайте в наших следующих выпусках.
Дефицит молочного крафта
Если наращивать производство и расширять ассортимент молочных продуктов, то первым встает вопрос сбыта. «Европейская сыроварня» сегодня реализует продукцию в основном локально, в местных магазинах. Расположение предприятия в курортном регионе позволило организовать нетрадиционный канал продаж, создав спрос на сыры среди туристов.
В условиях масштабирования бизнеса, сырам целесообразно выходить в сети. Есть ли такая возможность для относительно небольших производителей, рассказывает Виктория Шило, эксперт сети «Ашан Ритейл Украина»:
— Сегодня мы ищем такие фермерские хозяйства, которые являются маленькими, не индустриальными, а крафтовыми. В этом видим ценность. Наш новый проект по сотрудничеству с фермерами – это начало возрождения украинского производства на селе, делаем первые шаги.
Сеть начала поиск продукции от малых производителей с 2017 года, в 2018 уже сделали отдельную полку для крафтовых и фермерских продуктов. Фермеров с уникальным вкусом, которых ищут на профильных выставках, конференциях, знакомятся лично, дегустируют товар, налаживают связи. Знакомства происходят и онлайн, в основном через Facebook, а также любой фермер может оставить заявку на официальном сайте бренда в разделе «Поставщикам», где описаны принципы работы компании и условия сотрудничества.
Все заявки рассматривает специализированный комитет по отбору новых поставщиков, такой процесс гарантирует объективность в принятии решения. Ограничений по объемам нет, основные требования – это наличие необходимых документов, регламентированных законодательством Украины. Возможна логистика на магазин, или на распределительный центр согласно температурным нормам хранения и транспортировки. Но самое главное — безопасность пищевой продукции.
— Масштабировать молочный бизнес для того, чтобы попасть в нашу сеть – совсем не обязательно. Если речь идет о малом фермере, который находится на расстоянии 50-70 км и его объемы покрывают только одну торговую точку, то «Ашан» уже может сотрудничать с ним. Минимальная поставка не ограничивается. Но, допустим, везти 2 кг сыра на значительное расстояние фермеры не будут. Если говорить о «Европейской сыроварне», которая способна производить до 300 кг сыров в сутки – это даже немного больше, чем поставляют те фермеры, с которыми уже работает сеть, – говорит Виктория Шило.
В Украине пока еще не очень развита культура потребления крафтовых сыров. Они вдвое, иногда и втрое дороже, чем индустриальный продукт. Такая же ситуация и в мире — крафт всегда дороже массового производства. Если гиганты сырного рынка, вроде заводов в Шостке или Пирятине, поставляют на все магазины сети ежедневно тонами, то крафтовые производители сыров, по оценке экспертов «Ашан», занимают не более 1 — 2% украинского рынка.
— Если бизнес «Европейской сыроварни» масштабируется, он все равно останется в сегменте крафтовых производителей, даже если удвоит производство. Главное для такого сыра – вкус, уверена Виктория Шило.
Политикой сети является выделение на полках фермерского сыра от индустриального. Итак, фермеры конкурируют между собой, но покупатель не сравнивает продукт с индустриальным. Он на отдельной полке уже выбирает среди нескольких видов крафтовых сыров. Это могут быть и рассольные и выдержанные твердые сыры с добавками, с необычными вкусами и тому подобное. В «Европейской сыроварни» названные виды сыров присутствуют, поэтому ассортимент позволяет найти свое место на полке любому виду сыра.
Еще один бонус для дальнейшего продвижения маленького бренда – возле полок в магазинах размещается декорация с информацией о фермерах и их хозяйстве, производстве. Продукт, который понравился покупателю, можно купить также онлайн.
— Выдержанные сыры пользуются большим спросом, чем рассольные. «Европейская сыроварня» производит оба вида, и каждый найдет своего покупателя в сети. Предприятие также производит молоко, а сеть интересуют поставки локального молока, масла, сметаны, йогуртов и тому подобное. Мы ищем таких производителей.
В первую очередь нас интересуют производители в Одессе, ведь там есть наибольшая потребность. В регионе нет предложений таких фермерских производств, наблюдается дефицит локальной молочной продукции. Если по Западной Украине имеем много производителей, то по Одесскому региону – очень маленькое предложение от фермеров, делится Виктория Шило.
Итак, будут ли масштабироваться владельцы «Европейской сыроварни» или нет, то они уже могут смело обращаться в сеть «Ашан», где в магазин Одессы возьмут не только сыр, но и молоко. К тому же, здесь облегчены условия сотрудничества для фермерских хозяйств, они не такие как для индустриальных производителей сыра.
Сыр на медаль
«Шабская ферма» и «Европейская сыроварня» очень хорошо размещены географически. Туристы, которые попробовали известное Шабское вино, едут попробовать местный сыр.
— Такое небольшое производство априори должно производить крафтовый сыр, который производится только здесь и имеет уникальный вкус. Массовое производство сыра всегда будет на более крупных предприятиях – это опыт всех стран. В той же Дании являются известными видами камамбер и бри, о которых знают все, а есть уникальные заводы, производящие по 100 кг сыров в месяц. Это крафтовые дорогие сыры, которыми пользуются гурманы, уверена Елена Жупинас, эксперт по переработке молока.
Значительное количество производимого фермой молока идет на продажу на крупное перерабатывающее предприятие, и лишь определенная доля – на производство сыров. Ассортимент молочной продукции можно расширить. Как говорилось выше, в регионе дефицит фермерской сметаны, йогуртов, масла. Но эксперты отрасли не советуют «распыляться».
— В данном случае не нужно расширять ассортимент, внедрять производство сметаны или йогуртов. Если владелец начал заниматься сыром, имеет в этом успех, то этим следует заниматься и в дальнейшем. Если ты специализируешься на сыре, то делай очень качественный хороший творог, и все тебя будут знать как производителя сыра. Лучше совершенствоваться, возможно, разработать сыр, который будет называться шабским, и весь мир узнает о нем – вот хороший план развития. Сыр должен быть такого уровня, чтобы занимать призовые места и получать медали на конкурсах, советует Елена Жупинас.
Для отечественных крупных предприятий это является проблемой. В них очень широкий ассортимент и каждого вида молочной продукции производится небольшое количество, а для них, в свою очередь, нужны и упаковка, и разработка новых рецептур и тому подобное – часто это просто замороженные средства. Также расширение ассортимента повлечет за собой дополнительные расходы, себестоимость продукции может вырасти, а она на данном предприятии и так не является низкой.
— Себестоимость на уровне 175 грн./кг – это высокая цифра. Нужно еще минимум 10% маржи добавить, это уже 192 грн./кг. Затем еще накладывается 38 грн. НДС, и тогда цена реализации составляет минимум 230 грн./кг. Если предприятие продает напрямую, то вопросов нет. Если выйти в сети, то цена на полках будет составлять не менее 260 грн./кг, а в Украине низкая покупательная способность населения с одной стороны, с другой – большое количество импортного сыра, предостерегает Елена Жупинас.
Масштабирование бизнеса надо просчитывать, расширение такого производства должно идти вслед за дефицитом продукции. Если видишь, что продукта не хватает, тогда есть смысл расширяться.
— В том ключе, как работает Ростислав Зиновский — к нему приезжают туристы, покупают сыр на месте, то при вышеуказанной себестоимости — это лучший способ продаж. Следует учесть и дальнейшие онлайн-продажи тем туристам, которые уже попробовали сыры. Так что предприниматель движется верным путем. Этот сыр дорогой, не будет массовым, ему надо специфические продажи и подходы к продвижению на рынке. Если владелец видит, что сыра не хватает, заказов больше, – только тогда есть смысл увеличивать производство, уверена Елена Жупинас.
По мнению эксперта, «Европейская сыроварня» имеет отработанную технологию, сыр очень вкусный, делается из качественного молока – следовательно, с точки зрения переработки замечаний к предприятию нет. Но проблемой последних лет являются частые засухи, что затрудняет обеспечение фермы собственными кормами. Последние, конечно, лучше и дешевле. Покупать и везти их из другого региона – очень затратное дело.
— К сожалению, климат резко меняется, южные области будут засушливы и в дальнейшем, животноводство там уже пойдет на убыль. Одесская и Черновицкая области — это регионы с наименьшим поголовьем КРС. Есть такая вероятность, что молочного скотоводства не будет на юге, повлиять на климат мы не можем. Те, кто содержат животных, будут вынуждены поднять вопрос пересмотра рационов. Шабской ферме надо найти альтернативу относительно кормов, рассказывает Елена Жупинас.
Однако за рубежом рынок кормов существует. В мире фермеры выращивают лишь 30% собственных кормов, а остальное покупают, и опять же эти корма, как правило, производятся где-то рядом. Случаются и исключения, в Саудовскую Аравию часть кормов везут из Калифорнии, такой опыт также есть. Альтернативные источники кормов нужно искать, изучать опыт Израиля, там, например, коровам дают отходы производства – выжимки от яблок, переработанных на соки.
Времена дорогих кредитов уходят в прошлое
Агропроизводители всегда стремятся иметь хорошую технику и оборудование, однако жалуются на высокую стоимость привлеченных средств. Оборудовать, например, новый доильный зал – это огромная инвестиция, до десятка миллиона долларов. Риски очень высоки, особенно учитывая изменения климата. Да такие ли уж дорогие средства? За последний год кредитование в Украине дешевело.
— Стоимость кредитов годичной давности была около 20-22%, это действительно высокий уровень. Сейчас стандартная стоимость финансирования составляет 14-15%, – рассказывает Владимир Онищук, руководитель развития продаж аграрного направления ПУМБ.
Однако и эти показатели можно уменьшить, удачно воспользовавшись определенными программами, или даже несколькими сразу. В банке ПУМБ отмечают, вполне реально привлечь средства под 6% и ниже. Относительно удешевления кредитов для ООО «Шабская ферма» и «Европейская сыроварня», есть минимум три варианта.
Постановление КМУ № 107 «Об утверждении порядка использования средств, предусмотренных в госбюджете для поддержки отрасли животноводства» работает в Украине с 2018 года.
— Ростислав Зиновский является представителем животноводства, имеет КРС и переработку. Постановление №107-а предусматривает возврат 25% капитальных инвестиций именно на здание, реконструкцию животноводческих комплексов, которые были осуществлены за счет кредитных средств. Как это работает? Фактически хозяйство привлекает кредит, например, на 50 млн. грн. на переоборудование фермы под 15% годовых. Можно привлечь эти средства поэтапно.
После использования кредитных средств, производитель подает банку заявку установленной формы и небольшой пакет документов, подтверждающий их целевое использование, и мы включаем его в реестр на компенсацию, делится опытом Владимир Онищук.
– В 2020 году компенсируются капитальные инвестиции на строительство или реконструкцию животноводческих комплексов, которые были начаты за счет кредитных ресурсов и поданы в министерство в 2019 году. Надеемся, что новые объекты уже будут подпадать под действие постановления в следующем, учитывая, что в проекте государственной поддержки АПК на ближайшие три года предполагается увеличение объемов компенсации в рамках действующих постановлений.
Поэтому до начала 2021 года еще есть время определиться с будущими инвестиционными планами в животноводстве и осуществить подготовительные проектные работы, добавляет Владимир Онищук.
По словам эксперта банка ПУМБ, это реально работающее постановление, им мало кто пользуется, потому что животноводов в Украине не так много, и не каждый рискует осуществлять реконструкцию. Крупные предприятия успешно привлекают средства и получают компенсации. Малые производители могут и не знать о таких возможностях, хотя Минэкономики популяризирует подобную информацию о господдержке.
— Интересным вариантом является Постановление КМУ № 130 о компенсации при покупке сельскохозяйственной техники. Если производитель найдет нужное отечественное оборудование для фермы, то вернется еще 25% стоимости. Указанные два постановления могут быть использованы вместе, и все же 15% годовых агропроизводитель платит, говорит руководитель развития продаж аграрного направления ПУМБ.
Второй вариант – постановление КМУ № 300 «Об утверждении порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов», поддержка работает в Украине давно, в течение 5 лет. Но в текущем 2020 году агентами постановления стали банки. Постановление предусматривает компенсацию процентной ставки по кредиту, она составляет 1,5 учетной ставки НБУ.
«Опция доступна для любого агропроизводителя – фермерские хозяйства, ООО, ЧП – это не важно. Клиент платит 15% годовых, а ему ежемесячно возвращаются полторы учетных ставки, сейчас это 9%. Фактически будет кредит под 6% годовых. Параллельно подаем по 107-му постановлению, и тогда получим дополнительную компенсацию кредитов», советует Владимир Онищук.
Самая известная сегодня в Украине программа «Доступные кредиты 5-7-9%» – это третий возможный вариант. И стоит ли обращать внимание на перечень банков-участников программы, ведь не все банки предоставляют кредиты по ее условиям. Однако ПУМБ фигурирует как едва ли не самый активный банк, сумма выдач доступных кредитов которого уже превысила отметку в 600 млн. грн.
Согласно программам под финансирование попадают предприятия с годовым доходом до 100 млн. грн., а кредит можно взять на пополнение оборотных средств или на инвестиционные цели.
Сегодня кредитование становится интересным инструментом, это выгоднее лизинга и однозначно выгоднее товарного кредитования.
Автор: Оксана Король
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.