Бюджет-2022: растягивая одеяло

Почему вместо стимулирования развития страны проект бюджета на 2022 год будет углублять упадок.

Украина упорно движется против течения, которое становится все отчетливее на Западе. В США и Европе на смену мерам антикризисной поддержки экономики за счет смягчения монетарной политики приходят инициативы по перераспределению национального дохода через бюджетные механизмы. Их все активнее используют и для увеличения доходов и стимулирования спроса менее состоятельные слои, и для реализации инвестиционных проектов, призванных поддержать экономическое развитие.

У нас продолжается движение к уменьшению роли государства в развитии инфраструктуры и экономики в целом и к ее устранению от выравнивания существуют все более отчетливые диспропорций в доходах. В результате это не только подрывает экономический рост, но и разрушается единство социальной ткани и чувство солидарности в обществе.

Проект государственного бюджета на следующий год, который сейчас рассматривают в Верховной раде, стал очередным ярким примером этой опасной тенденции. Премьер-министр во время презентации документа на заседании правительства уже второй год подряд убеждал, что «это бюджет модернизации страны, восстановления экономики и инвестиций у людей, в их здоровье, образование, развитие». Так же мало кто из чиновников забывает подчеркнуть важность расходов на оборону и безопасность.

Когда «Тиждень» взялся анализировать динамику отдельных статей расходов, то оказалось, что декларируемые приоритеты, как и в прошлом году, преимущественно не получили надлежащего воспроизведения в проекте главной сметы.

Долговая пирамида 

Вместо того чтобы программировать развитие, бюджет во внесенном правительством виде ориентирован, прежде всего, на интересы внутренних и внешних кредиторов. Расходы на обслуживание долгов (158,7 млрд. грн в 2021-м и 181,4 млрд. грн в 2022-м) растут вдвое быстрее, чем остальные расходы. Еще стремительнее увеличиваются выплаты по выполнению государством гарантийных обязательств за заемщиков, которые ранее получили кредиты под государственные гарантии (если в 2020-м речь шла о 0,9 млрд. грн, то в 2022 году уже о 6,9 млрд. грн).

В то же время сами долги и дальше стремительно будут увеличиваться. На конец 2022 года предусмотрен рост государственного и гарантированного долга до 3,1 трлн. грн. Однако чиновники подчеркивают, что это составит даже меньшую долю прогнозируемого на 2022 год ВВП (57,6%), чем ожидается в этом году.

Однако такой оптимизм базируется на сомнительной уверенности в долговременной стабильности национальной валюты. Если же из-за потрясений на мировых рынках сырья излишне зависимый от него украинский экспорт обвалится вместе с курсом гривны, то высокая доля и внешних, и внутренних валютных долгов быстро выведет соотношение задолженности к ВВП за прогнозные пределы, а затем повысит ее бремя для бюджета и экономики.

Но в любом случае, рост доходности в следующем году государственных заимствований (внутренних – до 11,7%, внешних – 4,5%) приведет к дальнейшему росту затрат на их обслуживание.

Все это происходит на фоне последовательного уменьшения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет. К тому же оно не подкреплено действенными механизмами, которые гарантировали бы, что высвободившиеся так средства будут использованы частным сектором для инвестирования в развитие украинской экономики.

Скажем, если еще в 2018 году доходы госбюджета (без учета межбюджетных трансфертов) составили 25,9% от ВВП, в 2019-м – 24,9%, а на 2022 год в результате их ежегодного снижения запланировано уже лишь 23,4%. Фактически это означает, что государственный бюджет недополучит почти 2,5% ВВП – 135 млрд. грн. Это сопоставимо с объемом запланированного в следующем году финансирования обороны.

К тому же стремительное снижение доли ВВП, перераспределялось через бюджет на протяжении последних лет. Но оно не вызвало какого-либо заметного (не говоря уже о сопоставимом) прироста частных инвестиций в производство или инфраструктуру. Однако высвободившиеся средства либо выводили из страны, либо тратили на покупку долговых бумаг или импорт потребительских товаров.

Обескровливание

Снижение удельного веса госбюджета в ВВП приводит как к более высокому дефициту средств для развития, так и наращиванию заимствований. Ведь почти $5 млрд., что государственный бюджет недополучит в 2022 году из-за снижения доходной части бюджета на упомянутые 2,5% ВВП. Это почти столько же, сколько в следующем году запланировано взять всех займов за рубежом. И почти 70% всего ожидаемого дефицита бюджета.

В частности в условиях внешней агрессии в проекте бюджета на 2022 год уже третий год подряд проигнорированы потребности украинской армии, исключение в этом году составляет лишь государственный оборонный заказ, который действительно несколько увеличится.

Скажем на обеспечение деятельности ВСУ расходы предусмотрено увеличить лишь с 89,4 млрд. грн до 97,4 млрд. грн, то есть на 8,9% или фактически на уровне прогнозируемого правительством уровня инфляции (7,2%), который является значительно заниженным. Еще выдается резкое снижение абсолютных расходов на улучшение взрывобезопасности арсеналов, баз и складов ВСУ: вместо 2,55 млрд. грн в 2021 году, на 2022 год в них заложено лишь 2,14 млрд. грн.

Хотя уязвимость арсеналов неоднократно сказывалась на протяжении последних лет, а убытки от периодических взрывов измеряются миллиардами гривен. Более низкие плановые показатели на 2021 год с учетом инфляции наблюдаются и на финансирование Государственной пограничной службы и особенно Национальной гвардии – еще двух формирований, которые принимают непосредственное участие в защите государства.

Еще в 2018 году доходы госбюджета (без учета межбюджетных трансфертов) составили 25,9% от ВВП, в 2019-м – 24,9%, а на 2022 год в результате их ежегодного снижения запланировано уже лишь 23,4%. Фактически это означает, что государственный бюджет недополучит почти 2,5% ВВП — 135 млрд. грн.

Ситуация в энергетике также ярко иллюстрирует, какие последствия имеет игнорирование правила «скупой платит дважды». Вместо адресных субсидий, объем которых за последние годы уменьшился почти вдвое (до 35 млрд. грн в 2021-м и 38 млрд. грн на 2022-й, по сравнению с 72-74 млрд. грн в 2017-2018 годах), все более высоким в стоимости становится содержание государством Нафтогаза, как до 2014 года.

Недавно появилась информация, что руководство НАК проинформировало правительство об общем объеме сверхплановых расходов компании в размере 123 млрд. грн. Главной причиной образования такой дыры, которая в разы больше за все расходы на субсидии и энергосбережение, стал рост цены импортного газа из-за одновременного ограничения его стоимости внутри Украины. В частности только по трехлетним договорам с ТКЭ Нафтогаз недополучит 36,7 млрд. грн.

Действительно, в проекте на 2022 год 2,6 млрд. грн, по сравнению со 100 млн. в 2021 году, предусмотрено на функционирование Фонда энергоэффективности. Однако такое решение чрезвычайно запоздало. Оно принято в условиях очередного энергетического кризиса на континенте. А эффект от реализованных мероприятий мог бы быть уже сейчас при условии инвестирования в энергоэффективность по крайней мере два-три года назад. Да и предусмотренных средств на следующий год менее $100 млн. слишком мало для сдвига ситуации в отрасли.

Расходы на поддержку сельскохозяйственных производителей снижены с 4,5 млрд. грн до 4,4 млрд. грн. Хотя благоприятная конъюнктура на аграрных сырьевых рынках не облегчила, а в ряде случаев даже усложнила условия для производителей продукции с более высокой добавленной стоимостью, особенно в животноводстве. Для кредитования фермерских хозяйств вообще предусмотрено предоставление кредитов из государственного бюджета в объеме 180 млн. грн, то есть в среднем по несколько тысяч гривен на одно хозяйство в год.

Как авторы бюджета сделали вывод, что это «позволит создать в фермерских хозяйствах материально-техническую базу для обеспечения наращивания объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции», остается тайной. 2,7 млрд. грн заложено на новую программу «Государственные капитальные вложения на разработку и реализацию государственных инвестиционных проектов».

Однако, во-первых, их распределение правительство должно осуществлять в ручном режиме, а во-вторых, $100 млн. для инвестиционных проектов в масштабах страны все-таки слишком мало.

Кормить чужих 

Среди новых статей расходов, которые могли бы оживить экономику, можно отметить заложенные в бюджет 3,85 млрд. грн на обновление подвижного состава и модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

Однако, как уже писал «Тиждень», такие проекты происходят преимущественно путем закупки иностранной техники. Поэтому вместо того, чтобы стимулировать развитие собственного производства, соответствующие расходы приводят еще и к стремительному росту импорта и гарантированного государством долга для его оплаты, ведь основную стоимость такой техники финансируют за счет иностранных займов.

Тем более что страна уже пожинает плоды ставки на выполнение государственных подрядов по строительству автодорог иностранными компаниями за счет заимствований и с использованием импортных материалов. В результате украинские производители получили от того минимальный эффект.

Однако по сравнению с 2020 годом, в 2022-м запланировано резко, с 5,6 млрд. грн до 15,8 млрд. грн увеличить расходы на обслуживание долгов Госавтодора (в 2021 году было 14,8 млрд. грн).

А финансирование развития и содержания дорог государственного значения уменьшено с 86,8 млрд. грн в 2020-м до 36 млрд. грн в 2021-м и 39,7 млрд. грн в 2022 году. На строительство и реконструкцию автодорог местного значения расходы уменьшили с 24 млрд. грн (вместе с отдельными специальными субвенциями) до 23,1 млрд. грн.

На первый взгляд, резко – с 4,5 млрд. грн до 11,2 млрд. грн – были увеличены расходы Государственного фонда регионального развития (ГФРР). Однако это происходит на фоне прекращения отдельных субвенций местным бюджетам на реализацию инфраструктурных проектов и развитие объектов социально-культурной сферы и осуществление социально-экономического развития отдельных территорий.

А на эти две статьи в 2021 году было заложено 12,1 млрд. грн непосредственно от Минфина. Не говоря уже о том, что финансирование проектов ГФРР по факту не происходит даже в пределах предусмотренных средств. Как свидетельствуют данные отчетности Государственного казначейства, за семь месяцев фактические кассовые расходы составляют лишь 29% предусмотренных на год, а в ряде регионов – вообще около 20%.

Наконец, важно напомнить, что в предыдущие годы, по признанию даже самих авторов проекта бюджета, рост розничной торговли и частного потребления в стране базировался на упреждающем росте доходов и выплатах из государственного бюджета. Однако внесенный правительством проект госбюджета на 2022 год свидетельствует о том, что большинство факторов, которые способствовали экономическому росту благодаря расширению внутреннего спроса, также будут потеряны.

Большую часть 2022 года минимальная заработная плата работников, получающих ее в различных государственных структурах в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС), будет оставаться неизменной (только в октябре запланирована ее индексация на символические 3,1%).

Предусмотренное повышение с декабря 2021 года на 8,3% (минимальной зарплаты с 6 тыс. грн до 6,5 тыс. грн, для первого тарифного разряда ЕТС с 2670 грн до 2893 грн) вряд ли компенсирует даже рост потребительских цен.

Официальный правительственный прогноз в проекте бюджета прогнозирует ее на уровне 7,2% год к году, однако, учитывая тенденции на большинстве мировых рынков (от энергоносителей до продовольствия и даже все большего количества связанных с ними готовых промышленных изделий) и даже прогнозируемую умеренную девальвацию гривны, вложиться в такой прогноз будет нереально. Поэтому для реального, а тем более сопоставимого с 2020-2021 годом для роста частного потребления и розничной торговли просто не будут иметь условий.

Будут заморожены или вырастут менее чем на уровень инфляции также и большинство социальных расходов. Кроме Пенсионного фонда и расходов на субсидии, социальные программы в следующем году вообще получат меньше денег из бюджета, чем в этом году. Без изменений на фоне прогнозируемой даже правительством инфляции на уровне 7,2% остается объем финансирования социальной защиты детей, семей, женщин и других наиболее уязвимых категорий населения.

Однако и с Пенсионным фондом ситуация представляется не намного лучше. Его поддержка из бюджета растет на 5,3 млрд. грн, хотя только по результатам восьми месяцев 2021 года сверхплановый дефицит Пенсионного фонда достиг 12,9 млрд. грн и далее стремительно растет.

Социальная система в Украине действительно давно нуждается в реформах и увеличении адресной помощи. Однако приоритетом должна быть все же ликвидация многочисленных псевдольготников. Здесь со стороны действующего правительства видим попытки под прикрытием действительно актуальных изменений протянуть радикальные инициативы, чтобы механически уменьшить расходы на социальную политику.

Автор: Александр Крамар

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий