Большой спорт уже не тот. Как Олимпиада, «Евро», НБА и «Формула-1» пережили ковидные годы и кого не досчитались

Мировой спорт пережил два непростых года пандемии. Как ассоциации и клубы адаптируются к новым реалиям, и на чем будут делать акцент дальше.

Олимпиада: потратили вдвое больше, сэкономили на зрителях

Решение о переносе летних Олимпийских игр 2020 года в Токио приняли почти сразу после того, как ВОЗ объявила пандемию в связи с распространением в мире коронавируса. Паузу взяли на год.

Даже этим летом вопрос проведения игр оставался открытым до последнего момента. За два дня до открытия Олимпиады-2020 Токийский организационный комитет не исключал отмены соревнований.

И все же Олимпийские игры состоялись без зрителей и с соблюдением всех правил карантина.

На днях оргкомитет обнародовал официальные данные, по которым Олимпиада и Паралимпиада стоили 12,7 млрд. долл. Это почти вдвое больше, чем планировалось в 2013 году, когда Япония получила право на проведение игр (7,3 млрд. долл.).

Итоговый счет для страны оказался больше из-за отсрочки Запада.

Первоначальные планы финансирования таких мероприятий никогда не выполняются, а превышение бюджета вдвое не является чем-то из ряда вон выходящим. В Оксфордском университете подсчитали, что превышение расходов Токио ниже среднего уровня.

По расчетам ученых, перерасходы на летние Игры в Рио-2016 составляли 352%, в Лондоне-2012 – 76%. При этом среднее превышение заявленных расходов на летние и зимние соревнования с 1960 года составило 172%.

Однако 12,7 млрд. долл. — официальный показатель, а неофициальный — еще больше.

По данным Японского национального аудитора, конечная сумма достигает 20 млрд. долл. Дело в том, что правительство зачислило много расходов в не олимпийские бюджеты, которые оплачивают налогоплательщики.

Несмотря на значительные расходы, в Японии нашли и позитив, карантинные ограничения пошли на пользу общему бюджету игр.

Как оказалось, отсутствие зрителей на трибунах не только не привело к финансовым потерям, которые до старта олимпиады оценивались в 800 млн. долл., а наоборот – позволило сэкономить 1,3 млрд. долл. Если бы решение о не допуске фанатов приняли заранее, экономия могла быть еще существеннее.

Организаторы сэкономили на вопросах безопасности и найме дополнительных сотрудников и волонтеров. Волонтерам хоть и не платили, но средства на еду, одежду и перемещение все равно тратились.

Если бы решение о не допуске фанатов приняли в 2020 году, это бы позволило избежать других расходов. Так, неиспользованными остались 21 тыс. пар кроссовок и 23 тыс. футболок на 15 млн. долл., которые планировали передать волонтерам.

Значительные запасы оборудования и одежды остались не только в Токио, но и в других японских префектурах. За их хранение на частных складах до сих пор приходится платить.

«Евро-2020»: золотое время для телекомпаний 

Несмотря на трудности, связанные с коронавирусом, турнир, перенесенный на лето 2021 года, все-таки состоялся. По данным The New York Times, в 2020 году от турнира в УЕФА ожидали получить 2,5 млрд. долл. прибыли.

После новостей о переносе турнира стоимость «Евро-2020» выросла на 50% до 3,28 млрд. фунтов стерлингов. В то же время прибыль предварительно оценивают в 2,05 млрд. фунтов стерлингов.

Футбольный проект аудиторской компании KPMG перед стартом соревнований прогнозировал, что доходы от продажи билетов и от фан-шопов из-за ограничений на посещение матчей будут ниже, чем на «Евро-2016».

Так и случилось. Пять лет назад доходы от матчей составляли 400 млн. евро, а показатель «Евро-2020» оказался вдвое меньше.

Недостачу фанатов на трибунах в УЕФА компенсировали рекламными контрактами и доходами от трансляций. Турнир стал золотым периодом для телекомпаний и стриминговых платформ.

В частности, британская телевизионная корпорация ITV, которая была официальным транслятором «Евро», отчиталась в самом большом июньском доходе от рекламы за свою 66-летнюю историю.

Доход компании от рекламы в июне вырос на 115% по сравнению с тем же месяцем 2020 года, а общий доход ITV за шесть месяцев вырос на четверть до 1,8 млрд. фунтов стерлингов.

Помог компании и выход Англии в финал перенесенного турнира. ITV транслировала полуфинальную победу Англии над Данией для 27,6 млн. пользователей. Поражение в финале от Италии посмотрели 31 млн. человек, что делает это одним из самых популярных событий в истории британского телевидения.

Исполнительный директор ITV Каролин Мак Колл сказала, что июнь был фантастическим месяцем, и что это был лучший турнир за всю историю телевидения.

Европейский футбол: сдержанный оптимизм после шока 

Стадионы. Хотя пандемия сильно повлияла на всю футбольную систему, болезненные потери понесли стадионы. Когда с марта 2020 года лиги начали останавливать соревнования, европейские арены опустели.

Ситуация оставалась неизменной на протяжении всего сезона, и лишь в сезоне 2021-2022 годов возвращение фанатов на стадионы начинает становиться нормой. Английская премьер-лига – один из немногих турниров, куда допускают болельщиков.

Как отмечает KPMG, несмотря на заоблачно высокий спрос на футбол, о чем свидетельствуют рекордные телерейтинги в Европе, пустые стадионы привели к значительным финансовым потерям для клубов.

По сравнению с сезоном 2018-2019 годов, количество домашних матчей со зрителями в сезоне 2019-2020 годов сократилось на 27%. Для большой пятерки лиг (английская Premier League, немецкая Bundesliga, испанский LaLiga, итальянский Serie A, french Ligue1) это стало причиной уменьшения доходов на 500 млн. евро до 1,9 млрд. евро.

Bundesliga — чемпионат с самым высоким средним показателем посещаемости в мире – пострадала больше всего: потери достигли 157 млн. евро. Французская Ligue1 из-за относительно малой средней посещаемости потеряла меньше всего — 48 млн. евро.

На клубном уровне наибольшие потери среди клубов большой пятерки лиг у «Барселоны». Каталонцы не досчитались 39 млн. евро.

Спонсорство. За последние десятилетия индустрия футбольного спонсорства резко выросла. В частности, реклама стала важнейшим источником дохода для ведущих европейских клубов, обогнав доходы от трансляций.

Данные KPMG по сезону 2019-2020 годов показывают, что хотя пандемия привела к большим потерям в доходах от трансляции ведущих клубов, коммерческие доходы претерпели малейшее влияние.

В двух лигах большой пятерки коммерческие доходы даже выросли. Так, английской Premier League удалось увеличить общий коммерческий доход почти на 200 млн. евро до 1,81 млрд. евро. Правда, произошло это преимущественно благодаря десятилетнему соглашению Everton о правах на название стадиона для своей новой арены.

Клуб подписал контракт с российским миллиардером Алишером Усмановым, который заплатил 30 млн. фунтов стерлингов за возможность стать главным спонсором новой арены команды из Ливерпуля.

Минимальный прирост коммерческих доходов зафиксировали у Bundesliga. Один дополнительный процент лига получила благодаря лучшим результатам немецких клубов в клубных соревнованиях УЕФА.

Совокупный коммерческий доход в испанской LaLiga снизился на 2,5%, прежде всего из-за падения дохода «Барселоны», тогда как у нескольких клубов лиги зафиксировали увеличение коммерческих доходов.

Во Франции досрочное завершение сезона 2019-2020 годов ограничило возможность клубов выполнять коммерческие соглашения, поэтому клубы Ligue1 зафиксировали снижение совокупных коммерческих доходов на 10,2%.

Общие коммерческие доходы итальянских клубов Serie A упали на 14,6% или на 116 млн. евро до 679 млн. евро.

Пятерка ведущих лиг с начала пандемии заключила более 40 спонсорских контрактов с рекламой на футболках.

Средняя продолжительность таких сделок сократилась с 2,6 года до 1,8 года. В большинстве случаев заключались однолетние сделки. Свою роль в этом сыграла неопределенность относительно возможностей пролонгации сделок из-за пандемии.

Стоимость клубов снизилась. По отчету KPMG, 1 января 2021 года мадридский «Реал» был самым дорогим клубом Европы, однако из-за пандемии оценки стоимости (EV) всех ведущих десяти клубов упали.

После многих лет постоянного роста общий EV 32-х лучших клубов упал на 15% или на 6,1 млрд. евро в годовом измерении.

По итогам сезона 2019-2020 годов, клубы высшего дивизиона всех 55 ассоциаций – членов УЕФА испытали ежегодное падение общих операционных доходов на 11% или на 2,7 млрд. евро до уровня сезона 2016-2017 годов.

По данным Deloitte, совокупный доход клубов английской Premier League за сезон 2019-2020 годов впервые упал до 4,5 млрд. фунтов стерлингов, что на 13% меньше, чем в 2018-2019 годах (5,2 млрд. фунтов стерлингов).

Трансферы. «Лето 2021 года ожидалось как тихое трансферное окно за предыдущий ковидный сезон, а стало периодом громких переходов, с двумя лучшими игроками последних десяти лет Месси и Роналду», – пишет Deloitte.

По данным KPMG, летом только клубы Bundesliga потратили больше на приобретение игроков, чем в 2020 году, тогда как другие лиги большой пятерки второй год подряд сокращают расходы на трансферы.

Аналитики отмечают рост количества трансферов звезд на правах свободных агентов.

Как и ожидалось, клубы английской Premier League летом потратили больше всего на новых игроков – 1,3 млрд. евро, однако общие трансферные расходы лиги были меньше второй год подряд.

«Доминирование английской Премьер-Лиги очевидно. С другой стороны, трансферный рынок LaLiga испытал сильный шок во время пандемии. Трансферные расходы снизились с рекордных 1,4 млрд. евро до почти 300 млн. евро. Здесь две испанские команды «Реал Мадрид» и «Барселона» борются со своими финансовыми проблемами», – резюмировали в KPMG.

«Формула-1»: восстановление после кризиса

Пандемия сильно повлияла на календарь королевских гонок и финансовое состояние команд. В частности, в 2020 году отменили гран-при Монте-Карло – впервые с 1954 года сезон F1 прошел без этапа в Монако.

Только из-за запрета проведения гонок в Пекине конюшни недосчитались не менее 30 млн. долл.

На фоне нестабильной финансовой ситуации в 2020 году команды решили отсрочить до 2022 года введение нового технического регламента.

Организаторы гонки планировали с 2021 года ограничить бюджет команды до 175 млн. долл., но впоследствии его снизили до 145 млн. долл.

Правда, в зачет не идут расходы на зарплаты пилотов, трех ведущих сотрудников и на маркетинг. С 2022 года базовый лимит снизят до 140 млн. долл., а в 2023 году – до 135 млн. долл.

Парад отмен и переносов гонок продолжался и в 2021 году.

Из-за строгих карантинных правил во второй раз отменили гран-при Австралии, снова не состоялось гран-при Китая. Вместо этих этапов F1 провела гран-при Эмили Романьи и гран-при Португалии. Этап в Канаде заменили гонками в Турции.

Первые ограничения с началом пандемии больно ударили по финансам организаторов. В первом квартале 2020 года, когда старт сезона отложили, доходы «Формулы-1» упали до 39 млн. долл. против 246 млн. долл. за этот же период 2019 года (-84%).

Благодаря антикризисным мерам 2021-й стал годом восстановления. Первый квартал принес 180 млн. долл. дохода.

Во втором квартале F1 получила 501 млн. долл. прибыли — на 2000% процентов больше, чем за аналогичный период 2020 года. Правда, тогда болиды ни разу не выезжали на треки, а в 2021 году состоялось семь гонок.

Сокращение количества зрителей на аренах F1 компенсировано спонсорскими контрактами, маркетинговыми мероприятиями и популяризацией своей онлайн-платформы F1TV, количество подписок на нее за год выросла вдвое.

Положительным для королевских гонок стал и третий квартал. F1 получила на 12% больше дохода, чем за аналогичный период 2020 года – 668 млн. долл.

В 2020 году ЭП писала о финансовых проблемах команды Williams. Британская конюшня не пережила кризиса, владельцы команды – семья Уильямс – были вынуждены ее продать. Новым владельцем за 152 млн. евро стала американская инвестиционная группа Dorilton Capital. Сумма сделки включает погашение долгов компании.

Погашение долгов и новый менеджмент дали результат. В 2021 году Williams впервые за много лет не финишировала последней в командном зачете Кубка конструкторов и однажды даже заехала на подиум.

NBA после двух сокращенных сезонов возвращается 

США с марта 2020 года стали одним из главных эпицентров распространения COVID-19, поэтому отмена массовых мероприятий негативно повлияла и на главную баскетбольную лигу планеты – NBA. После первых новостей об обнаружении инфекции у спортсменов 11 марта 2020 года регулярный сезон приостановили до конца июля. В конце концов, чемпионат доиграли, но вместо регламентированных 82 матчей клубы провели по 65-70 поединков.

Сезон 2020-2021 годов получился сокращенным, начался позже и завершился накануне Олимпиады. Команды снова сыграли по 72 матча вместо привычных 82. По данным Associated Press, отмена 171 игры в 2020 году негативно повлияла на финансовые результаты лиги, в общем NBA недосчиталась 1,5 млрд. долл. Эти потери стали результатом приостановки сезона и расторжения контракта с Китаем, который решил не транслировать матчи NBA на государственном телевидении.

В целом же доход NBA снизился с 8,8 млрд. долл. в сезоне 2018-2019 годов до 8,3 млрд. долл. в сезоне 2019-2020 годов. Официальные данные о доходах за сокращенный сезон 2020-2021 годов лига не обнародовала.

В сезоне 2021-2022 годов ассоциация ожидает получить 10 млрд. долл. Это существенный рост по сравнению с последними двумя сезонами, когда посещаемость арен была ограниченной или ее вообще не было.

Осенью NBA вернулась в привычный формат игр. При этом Китай не полностью открыл рынок для лиги после того, как топ-менеджер команды Philadelphia 76ers Дэрил Мори прокомментировал геополитические вопросы.

Медиаправа стоят около 2 млрд. долл. Корпоративные соглашения с State Farm, Microsoft, Verizon и партнерский бизнес с Google позволяют NBA закладывать рекордные 1,46 млрд. долл. на спонсорские контракты.

Поскольку команды заключают новые сделки, вырастет доход и от рекламы на футболках баскетболистов. В частности, The Nets заключила годовое соглашение на 30 млн. долл. с нью-йоркской брокерской платформой Webull.

Лига ужесточила карантинные требования к фанатам и спортсменам. По словам комиссионера, 96% игроков NBA являются вакцинированными. Перед стартом сезона игроков предупредили, что не заплатят тем, кто пропустит матчи из-за отказа от вакцинации.

Автор: Алексей Павлыш

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий