Бум на дроны. Почему аграрии выбирают беспилотники для внесения СЗР, а затем возвращаются к опрыскивателям?

Год от года интерес фермеров к применению дронов для внесения СЗР растет. Если три года назад к технологии только присматривались, то последние два сезона можно назвать настоящим бумом – в горячие периоды спрос значительно превышает предложение.

Особенно спрос растет весной и осенью – в сентябре и октябре, когда дроны активно применяют для десикации посевов подсолнечника. Поэтому сегодня дроны постепенно становятся частью повседневного арсенала для агрария. Однако часто фермер сталкивается с множеством проблем и рисков при использовании дронов-опрыскивателей, поэтому быстро возвращается к традиционному способу внесения. Как облегчить процесс и избежать проблем, рассказывает соучредитель Dron Agronom Ярослав Федоришин.

Выбор дрона

Дроны – вещь не дешевая, поэтому хочется максимально предотвратить проблемы, которые возникают при его использовании на полях. Поэтому, во-первых, стоит обратить внимание на выбор самого дрона.

У вас должен быть надежный дрон, который летает и не падает. К примеру, я заказал сразу XAG, но поскольку была задержка с его поставкой в Украину, решил взять те самые простые, которые были в наличии — и это была проблема. Они падали на полях едва ли не каждую ночь, и приходилось их искать в рапсовых «чащобах». Когда поле более 150 га, это, фактически, нереально. У дронов XAG, как и у любых других, есть свои слабости, которые надо знать, но падают они реже – это доказано практикой.

Если аграрий хочет купить себе бюджетный вариант, то это «кот в мешке», который может показывать себя неплохо, но нужно быть готовым к любой неожиданности. Дешевый дрон можно сравнить с машиной «Жигули», здесь нужно всегда возить с собой запчасти, полуось, прокладки и тому подобное, чтобы быстро отремонтировать. Здесь удовольствия от работы таким устройством оператор дрона точно не получит, а вот проблемы на поле — вполне реальные. Поэтому, на мой взгляд, лучше делать выбор между двумя признанными мировыми брендами дронов – это DJI и XAG.

Обработка дроном как бизнес 

Для небольших хозяйств стоит задуматься над тем, чтобы не покупать, а заказать обработку дроном полей на аутсорсе, особенно, если хозяйство небольшое. В последнее время и крупные аграрные холдинги с большей охотой заказывают обработку с помощью сторонних компаний, потому что это существенно дешевле, чем держать в штате операторов. Обработка дроном достаточно выгодный и относительно недорогой бизнес.

Окупить стоимость одного дрона, можно обработав от трех тысяч гектаров площадей. В среднем со старта на оборудование и авто вам понадобится примерно 70 тыс. долларов. Со стороны выглядит, что это прибыльный бизнес, но сложностей не избежать – это и человеческий фактор, и работа ночью, и некомфортные условия труда, и дорогое обслуживание самих аппаратов.

Что нужно для обработки поля дроном 

Для проведения опрыскивания дроном и обслуживания поля, как правило, требуется бригада – 2 человека, 2 дрона и 1 авто – для транспортировки. Дронов нужно два, чтобы в случае проблем с одним из аппаратов, вторым вы смогли продолжить работу над заказом. Кроме того, для выездной бригады нужны генераторы, зарядные станции, дополнительные аккумуляторы.

Для непрерывной работы желательно 2-3 аккумуляторы, при чем важно не разряжать их полностью, – лучше держать полет в 8 минут, или обработку в 2 га, то аккумулятор будет успевать заряжаться, и потери времени будут минимальными – не более минуты.

Не лишними для работы будут фонарики и дополнительное освещение, прожекторы, бочки для замешивания химии, лестница, средства индивидуальной безопасности и маски (особенно важно при работе с пестицидами и аграрными химикатами), и даже складные стулья, чтобы операторы могли отдохнуть, когда есть такая возможность. Все это деньги, и эти моменты нужно предусмотреть заранее.

Подготовка пилота

Но эти затраты ничто по сравнению с подготовкой самого пилота дрона. Нужен человек, который станет профессионалом, он должен постоянно тренироваться, и налетать максимальное количество гектаров и регулярно повышать свою квалификацию. Даже облетев несколько тысяч гектаров, пилот будет ошибаться – что-то не так разметит, разрушит лопасти дрона, аварийно посадит аппарат на поле и тому подобное и это те деньги, которые будет тратить аграрий из собственного кармана.

А если заказывать услуги по обработке, то это проблемы сервисной компании. В идеале, каждое поле сервисная компания должна посещать 3-4 раза за сезон — как минимум, работать с внесением фунгицидов и десикацией.

Производительность работы дронов

Если говорить о производительности дрона, то на скорости 10 м/с дрон может без проблем обрабатывать в среднем 100-150 га за ночь, но это в том случае, если поле является идеальным, и нет проблем с рельефом, перепадами высоты и тому подобное. Есть рекорды, когда один хороший дрон может обработать 350 га за ночь.

Если рельеф сложный, есть проблемы со связью на поле, тогда, к примеру, у дронов XAG есть режим «Low Precision», когда дрон работает от базы, а перемещение его оператором вызывает проблемы в обработке поля. Если поле еще и небольшое, то скорость обработки может падать до 50 га за смену.

Датчики помех и точность работы

Интересный момент с датчиком помех, ведь есть модели дронов с ним, и без него. Модели с таким датчиком дороже (в среднем 80 тыс. грн), к тому же, дрон работает по RTC навигации, а перед началом работы оператор дрона должен пройти и пометить все препятствия на поле и повторить его рельеф. Если работа осуществлена качественно, и координаты обозначены, то датчик помех вообще не нужен, с дроном все будет в порядке.

Дроны с датчиками работают несколько медленнее – 6-8 м/с, а без него — 10-12 м/с. RTC разметка позволяет управлять дроном с точностью до 2 см, тогда как у дронов с GPS-навигацией погрешность местами, достигает 6-8 метров. С помощью RTC, позиционирование оператор оперирует сантиметрами, тогда можно сделать максимально точный отступ с учетом факела распыления, чтобы он не повредил посадку и обработал все поле до посадки, так же по всем углам и краям поля вы можете обеспечить 100% покрытие.

Когда оператор работает по GPS-навигации, то возникают сюрпризы и нужно от края поля отступать, учитывая погрешность, на 3-4 и даже 6 метров. Это очень некомфортно, ведь пилот дрона не может заранее просчитать, сможет ли пролететь аппарат, или нет, и вообще, не вылетит ли дрон за пределы нужного вам поля.

Бывают случаи, когда после такой обработки фермер должен дополнительно загонять на поле колесный опрыскиватель и дополнительно обрабатывать обочины полей. Поэтому ценность такой обработки дроном теряется.

При идеальных условиях, поле размером в 100 га можно разметить за час-полтора, при неидеальных условиях – 3-4 часа. При этом разметку нужно делать днем или вечером, а саму обработку выполняют согласно правилам, ночью.

«Слабые места» дронов

Одно из слабых мест дронов — это атомайзеры и батареи. Так, атомайзер нужно менять в среднем через 300-500 га работы дрона, если его хорошо обслуживать и вовремя мыть, то продолжительность работы можно увеличить до 700 га. Но цена на атомайзеры относительно невелика, и заменить его не вызывает проблем – они всегда есть в наличии в Украине.

Самые распространенные ошибки пилотов 

Первая и главная ошибка — это неточности в разметке. К примеру, когда чужой пай оператор, а вместе с ним и дрон «не заметили», и обработали его десикантом. Вторая проблема – периодически слетает программа, и, продолжая работу, оператор не видит, что было сделано перед этим и отправляет дрон не в ту сторону, куда нужно. Таким образом, по одной части поля будет несколько проходов, а часть – так и останется необработанной.

Часто неопытные пилоты стараются делать рекорды – отправить дроны на максимальную высоту или длину. И это так же заканчивается падениями аппаратов. Бывает, что операторы неправильно разводят и планируют маршруты и сразу два аппарата сталкиваются в воздухе и разбиваются.

Поэтому важно не допускать вариантов, когда два работающих дроны хотя бы потенциально могли столкнуться. Часто, желая заработать больше денег, операторы увеличивают высоту и ширину пролетов дрона, и он не перекрывает ширину посадки на поле. Таким образом, к примеру, при десикации часть растений подсолнечника так и останется на поле зеленой.

Стоимость ремонта дронов 

Чаще всего подлежат ремонту и замене атомайзеры, резинки, на которых они крепятся, лопасти дрона и трубки. Это материалы, которые нужно системно заменять и они всегда должны быть в наличии в большом количестве. Если ваш дрон налетал 300 га, то готовьтесь к тому, что все четыре атомайзера сразу нужно будет заменить. Если налетали 1000 га – ко времени замена лопастей дрона. Запасные лопасти нужно также обязательно взять с собой на поле, чтобы работа не прекращалась. Один комплект лопастей стоит около 90 долларов.

Когда дрон «врезается», то его ремонт обойдется от 350 долларов и выше. К примеру, когда аппарат «врезался» в металлическую трубу на поле, то ремонт с заменой двигателя обошелся в 1200 долларов.

Зарплата операторов

Как правило, обслуживающие компании выезжают обрабатывать поля объемом от 500 га. Если хозяйство недалеко от города или в области, то соглашаются и на 150 га. Зарплата пилота зависит от его квалификации и варьируется от 20 тыс. грн в месяц, до 40 грн за каждый обработанный гектар.

Нужно понимать, что горячий сезон – это 2-3 месяца, в течение них быстро и оперативно работая, можно заработать классную зарплату за год. Но оператор дрона — это много сверхурочной работы. Работая по 8 часов, как в офисе, здесь не заработаешь. Поэтому к тяжелому труду нужно быть как морально, так и физически готовым.

Автор: Ирина Озтурк

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий