Что такое теория поколений и насколько она актуальна для современного мира? Об этом читайте ниже.
Как возникла теория поколений.
Почему люди одной возрастной группы так похожи.
Кто такие беби-бумеры и поколения Х, Y, Z.
Ценности и особенности мировоззрения этих поколений.
Примеры поведения людей разных поколений.
Как возникла теория
Книга «Поколения» американских ученых Нейла Хоува (Neil Howe) и Уильяма Штрауса (William Strauss) вышла в 1991 году. Ее основная теория заключается в том, что каждые 20-25 лет в мире происходит смена поколений.
Людей внутри одного поколения объединяют общие ценности, особенности поведения и привычки. Такими похожими между собой, люди одной возрастной группы становятся через мировые исторические события, во время которых они взрослели. Независимо от страны рождения, поколение одновременно проживает последствия войны или экономический кризис. Например, бабушки, которые выросли в послевоенные голодные годы, всю жизнь делали очень много съедобных запасов и «закармливали» детей и внуков.
Еще здесь уместно понятие коллективной травмы – тех травматических событий, которые повлияли не только на поколение, что их проживали, но и на несколько последующих, добавляет психолог, член Украинского союза психотерапевтов Игорь Лубкивский.
«В украинской истории было много таких травм: голодомор, депортация украинцев Польши (лемков), или когда с Западной Украины после поражения освободительного бандеровского движения вывозили много людей в Сибирь, и все это однозначно влияло на украинцев», – рассказывает он.
По словам психолога, травмы имеют и положительную сторону для поколений: в частности они дают людям возможность осознать, что они сильные, если смогли пройти через это.
«Пережитая травма может ограничивать последующее развитие человека, но с другой стороны — благодаря травмам люди учатся выживать в подобных критических условиях. Что сейчас в Украине происходит: мы еще не можем дотянуться к хорошему, потому что нас травма не пускает, но мы уже защищены от всего плохого. Например, когда какой-то из президентов что-то не так делал – все объединялись и выгоняли его», – приводит пример эксперт.
Простыми словами поведение текущего поколения — следствие того, как «наследило» предыдущее.
«Это надо пережить и стать более сильным поколением», – резюмирует Игорь Лубкивский.
Президент Pew Research Center Майкл Димок объясняет, что теория поколений дает исследователям инструмент для анализа изменений во взглядах человечества с течением времени. Еще поколение – это один из способов упорядочения возрастных групп.
В своей работе Хоув и Штраус характеризовали поколения, начиная с 1433 года. Но мы не будем писать так много и возьмем четыре из них.
Точных дат возраста каждого из поколений нет. В основном они варьируются в зависимости от географии. Мы взяли за основу именно отсчет авторов теории.
«Беби-бумеры»
(примерно 1945 – 1963 года рождения)
«Беби-бумеры» не имеют ничего общего с машинами, а вот с детьми – да. Название поколения пошло благодаря вспышке рождаемости (буму) после Второй мировой войны. Беби-бумеры взрослели, когда покорялся космос, расцвел СССР, и все вокруг восстанавливалось после войны. Все вокруг праздновали и радовались – поколение победителей.
Они жили в относительно стабильное время и были объединены идеей светлого будущего и сверхдержавы. Это поколение наконец-то получило уверенность в завтрашнем дне.
Американские беби-бумеры начали активно переезжать в пригороды и создавать семьи, что создало всему миру образ «идеальной семьи в уютном домике».
Украинские беби-бумеры также были семьянинами: семьи у них были стабильными, а развод – редкое явление.
«В послевоенные времена так и было: люди семьи создавали, много рожали. Появлялись какие-то перспективы», – рассказывает Игорь Лубкивский.
Психолог добавляет, что, как это не странно, после войны, у людей почти всегда идет активный подъем, поскольку необходимо восстанавливать много территорий, появляется новые перспективы, новые рабочие места, новые идеи.
The Mirror описывает беби-бумеров, как людей с твердой верой в соблюдение правил и важности закона и порядка. Большинство беби-бумеров сегодня активно работают. По данным Living better 50, 42% беби-бумеров откладывают выход на пенсию.
Согласно исследованию Pew Research Center, в 2018 году 29% беби-бумеров в возрасте от 65 до 72 лет работали или активно искали работу, в отличие от работников «Молчаливого поколения» (1925-1942) – 21% и «Великого поколения» (1901-1924) – 19%, когда они были в таком же возрасте.
«Бумеры» сильные, умеют экономить, зарабатывать, и уверены, что все вокруг должны это делать.
По данным исследования Insight on Wealth and Worth (США), 31% беби-бумеров скорее бы отдали финансовое наследство на благотворительность, а не своим детям; 54% уверены, что важно уметь зарабатывать деньги самостоятельно.
Основные черты беби-бумеров: командный дух, бережливость, оптимизм, патриотизм, «золотые руки», привязанность к семье, вера в счастливое будущее и трудоголизм.
Собирательный образ: условная «бабушка» умеет шить и прекрасно готовит. Она имеет также довольно хорошее здоровье. Каждый год копает картошку и детей заставляет копать. Не копать нельзя – «что скажут люди».
Каждое утро она спешит на рынок. Как передает Marketing Media Review, бабушка едет туда утром, чтобы… общаться!
Рынок и общественный транспорт являются аналогами современной социальной сети. Рынок ей нужен еще и потому, что на другом конце города морковь дешевле. Она никогда не выбросит еду, умеет копить и экономить «а вдруг война». Она гордится своей комсомольской молодостью и ищет возможность о ней рассказать. У бабушки трое детей и скоро празднование «золотой» свадьбы.
Поколение Х
(примерно 1961 – 1981 года рождения)
Х – значит неизвестность.
«Неизвестным» называют поколение, рожденное во времена перестройки. Они взрослели во времена войны в Афганистане, резонанса вокруг наркотиков и СПИДа. Тогда же наступил спад рождаемости, началась продажа контрацептивов, рассказывает президент Pew Research Center Майкл Димок.
«Иксы» с самого раннего детства были самостоятельными – и картошку почистить, и в магазин сходить с ключиком от дома на шее. За это их иногда называют latchkey kids – дети с ключами.
В то время пока родители «бумеры» часто работали допоздна, дети «иксы» были предоставлены сами себе, что сделало их чрезмерно ответственными. Их самостоятельность и умение работать выросли вместе с ними. Одни из самых успешных людей мира Джефф Безос (основатель Amazon), Илон Маск (генеральный директор SpaceX), Ларри Пейдж (разработчик и сооснователь поисковой системы Google) – яркие представители поколения Х.
Ценностями для поколения является семья, дом, машина и стабильная работа. Они знают, чтобы добиться успеха, необходим только добросовестный труд. Не ожидают от жизни всего и сразу.
«Иксы» были взрослыми, когда распался СССР, что без сомнения повлияло на них.
«Относительно распада СССР, то там, бесспорно, тоже была травма. Для всех – даже для тех, кто за это боролся. Но эта коллективная травма, в отличие от других, скорее была не на эмоциональном уровне, а на поведенческом, – рассказывает Игорь Лубкивский.
«Люди после распада СССР, даже те, что радовались появлению новой Украины, не имели поведенческих навыков существования в новых условиях. Мы тогда совсем ничего не умели делать. И если наши трудовые мигранты в Европе тогда только «туалеты мыли», то в основном это было потому, что мы все тогда еще не были достаточно квалифицированной рабочей силой. Мы почти ничего не умели, не говоря уже, что даже элементарными электроинструментами не умели пользоваться — из тех, которые уже тогда активно использовались за рубежом».
Поколение Х также называют «сэндвич-поколением», потому что по данным seniorliving, сегодня они словно зажаты между родителями, которые стареют и собственными детьми и должны обо всех них одновременно заботиться.
По данным исследования Transamerica, 47% «иксов» считают, что делают свою жизнь более надежной, по сравнению со следующим поколением – милениалами.
Однако только 23% экономят деньги ежемесячно и чувствуют уверенность в завтрашнем дне. 58% имеют долги.
Основные черты поколения Х: настроены не на коллектив, а на себя; самостоятельные и умеют упорно работать; заботятся о настоящем, им важны материальные блага и комфорт.
Собирательный образ: условная «мама» работает всю жизнь в одной компании. Она пробивная и очень ответственна. Привыкла рассчитывать только на себя. Рано съехала от родителей и начала самостоятельную жизнь. Она не будет сохранять брак ради брака. И скорее всего за плечами у нее развод. Она воспитывает сына-оболтуса и не заставляет его рано работать, как когда-то пришлось ей. Часто по дому все делает самостоятельно.
Поколение Y или милениалы
(примерно 1982 – 2004 года рождения)
«Милениалы придумали» — самый скептичный мем о современной молодежи. Например, придумали завтракать модными панкейками, они когда-то назывались оладьями. Кстати, милениал придумал этот текст.
Y – сегодняшняя молодежь.
Они родились, когда развалился СССР и произошел кризис 90-х. Росли, когда появился интернет, и вся информация одновременно стала доступной.
Согласно исследованию Pew Research Center, милениалы сильнее «бэби-бумеров» и поколения Х пострадали от экономического спада.
С 2010 года доля работающей молодежи составляла примерно 54% – наименьший показатель с начала сбора таких данных с 1948 года. Еще милениалов называют «Юппи» — young urban professionals. Молодые профессионалы, живущие в городах.
Из-за стремительного развития технологий, ценности поколения Y кардинально изменились. Они образованы, но им не обязательно обладать энциклопедическими знаниями, достаточно знать, где нагуглить.
На передний план выходит не запоминание, а необходимость отличать правду от фейка в огромном потоке информации.
Старшие относятся к милениалам с пренебрежением, за то, что те «постоянно в своем телефоне и не имеют финансовой подушки.
Однако Y в телефоне учатся и работают, а не только бесцельно проводят время. А квартиру не покупают, потому что они росли в постоянном финансовом кризисе, пишет Bloomberg. Свое жилье часто не воспринимается как показатель надежности. Для них не существует стабильности: они видели, как не стало страны, в которой они родились.
По жизни милениалы никуда не спешат, в том числе и взрослеть. Настолько, что в 2015 году Всемирная организация здравоохранения официально продлила молодость до 44 лет.
Примерно каждый четвертый милениал возвращается жить к родителям, отмечает Pew Research Center. По данным центра, средний возраст вступления в брак для мужчин в 2016 году составил 29,5 лет, для женщин – 27,4 лет. В 1990 году этот показатель составлял 26,1 для мужчин и 23,9 лет для женщин.
Еще каждый милениал считает себя особенным. Как и каждый другой представитель этого поколения. Основные черты «милениалов»: инфантилизм, саморазвитие, стремление быть не таким как все, любовь к свободе, нежелание слепо подчиняться, высокая самооценка и идеализм.
Собирательный образ: условный «сын» недавно уволился из-за того, что ехать в офис было далеко. Для него важно получать удовольствие от работы и зарплату, желательно мгновенно. Он не готов всю жизнь горбатиться за копейки. Так он борется с выгоранием и скукой.
Сын не спешит жениться и покидать родительское гнездо. Он смотрит на их развод и не хочет так же ошибиться в выборе партнерши. Он умеет одновременно серфить в интернете, говорить по телефону, бриться и следить за гречкой на плите. Знает где можно заказать еду, а не готовить ее часами, когда приходят гости.
Мать называет его болваном, ее попытки продлить сыну детство, которое она рано потеряла, сыграли злую шутку. Хотя учиться новому сын любит – он уже прошел десятки образовательных курсов различных направлений. Ему интересно знать все про все. Иногда берет iPad у младшего брата, потому, что это модно, и он боится пропустить очередной тренд. Много фотографирует и фотографируется. Любит путешествовать.
Поколение Z
(примерные года рождения с 2005 по настоящее время)
Пока другие поколения обсуждают «технологии будущего», для поколения «будущее» уже наступило. Они не читают печатных газет, не представляют жизни без интернета и родились уже со страницами в соцсетях. Они не заблудятся, потому что есть навигатор, они не будут глупыми, потому что спросят у Siri или Google.
Президент Pew Research Center Майкл Димок рассказывает, что уникальным поколение Z делает то, что весь технологический прогресс был частью их жизни от самого рождения. Например, первый IPhone вышел в 2007 году, когда Z только начинали жить, поэтому они не знают мира без Айфона.
Особенности Z окончательно не выявлены – представители поколения в основном несовершеннолетние, а часть характерных черт изменится с возрастом и под влиянием мировых глобальных событий.
Если беби-бумеры – это дискеты, «иксы» – CD диски, милениалы – флешки, то поколение Z уже не было бы физическим носителем. Их можно сравнить с облачным хранилищем. Они – не дополнение к интернету. Они – интернет.
Но технологии – не единственное, что отличает Z от поколений до них. Как пишет в своей книге профессор психологии Джин Твенге, они также отличаются в том, как проводят свое время, как относятся к религии, сексуальности и политике.
Z отбрасывают некогда священные социальные табу и хотят разнообразия в своей жизни и карьере. Больше, чем предыдущие поколения, они одержимы безопасностью, сосредоточены на терпимости и преодолении социального неравенства.
«Они действительно совсем иные, не такие, какими в их возрасте были мы (милениалы), -рассказывает Светлана, мама 13-летней Олеси. – Я вспоминаю, когда была подростком сама, в нашей школе был парень, у которого были проблемы со здоровьем, и мы так редко видели его, что даже не воспринимали. А когда он появлялся на занятиях, некоторые одноклассники даже дразнили, типа «проспал слабак». А эти дети, они чуткие, наоборот объединяются и помогают тем, у кого какие-то нелады. С уроками помогают, поддерживают как-то. И это не только я замечаю, большинство моих подруг тоже».
Психолог Джин Твенге добавляет, что Z также растут медленнее, чем предыдущие поколения: восемнадцатилетние выглядят и ведут себя как пятнадцатилетние. Последствия постоянного «онлайн» для Z только сейчас становятся объектом внимания и имеют как положительные, так и отрицательные стороны, пишет Майкл Димок.
Согласно прогнозам Urban Dictionary, поколение Z будет более осторожным и консервативным. Не смотря на разнообразие гаджетов и устройств, Z рано начинают зарабатывать. Во время школьных каникул группы по поиску работы в Facebook кишат объявлениями от школьников и их родителей относительно возможностей подзаработать.
«Моя Олеся сама летом зарабатывала. Захотела, пришла и сказала «мама, мне нужна работа». Вместе спросили у знакомых, не нужен ли им кто-то, и почти все лето ребенок смотрел за другими детьми, типа няни. Я еще удивлялась, как летом, надо отдохнуть, а она там на что-то деньги собирает, такая целеустремленная. Кстати, не только, она искала, где подзаработать, другие наши знакомые подростки тоже. Кого-то родители пристроили, кто искал работу на Facebook», – делится Светлана.
В 2017 году, издание K. Fund Media провело небольшой опрос подростков в возрасте 13-17 лет, их родителей, знакомых или близких родственников, чтобы понять украинское поколение Z. Из них – 26,9% подростков имел опыт подработок по собственной инициативе, 18,5% работали по инициативе родителей, 22,2% проявили инициативу, но не нашли хорошего варианта.
Они уверенно чувствуют себя в информационном потоке и умеют использовать знания. Например, 17-летний подросток Вулф Цукиер, стажировался себе в NASA, а на третий день взял и открыл новую планету.
А самым богатым YouTube-блогером в 2019 году стал Райан Каджи. Ему всего 8 лет, но его канал ryan’s World заработал за год $26 млн.
А одной из самых обсуждаемых личностей в мире является 17-летняя экоактивистка Грета Тунберг.
«Современные дети не нарушают правил и призывают к гуманным реформам. Они выступают против дресс-кода, из-за того что он призывает стесняться своего тела, или может быть несправедливым к гендеру», – пишет американский писатель Нил Хоув для Forbes.
Основные черты поколения Z: ответственность, интерес к экологическим проблемам, способность обрабатывать много информации, умение выделить важное, осознание своих желаний.
Собирательный образ: условный младший брат иногда занимает старшему свой iPad, на который заработал сам. Пока старший использует сайты для покупок онлайн, Z смотрит на него как на динозавра. Младший брат уже знает сотни приложений для онлайн заказов, в которых можно выбрать любые детали товара, вплоть до размера дырок перламутровых пуговиц. Он привык анализировать огромное количество информации одновременно, поэтому школьные уроки для него скучные из-за медленного темпа.
В выборе школьных предметов фокусируется на том, что интересно, а остальное игнорирует без зазрения совести. Точно знает, в какой ВУЗ будет поступать и кем планирует работать. Интересуется вопросами экологии и гендерного равенства.
Кто родится дальше?
Авторы теории выявили закономерность, что примерно каждые 80 лет ценности поколений совпадают. Сейчас можно только догадываться, каким будет поколение после Z.
Некоторые исследователи уже выделяют поколение A (альфа, 2011-2025 гг.). Ожидается, что к 2025 году они станут самым богатым, самым образованным и технологически самым грамотным поколением в истории. Вероятно, многое в их жизни заменит искусственный интеллект, и климат существенно изменится.
Конечно, существуют критики теории поколений: она показывает лишь часть факторов, а мир слишком велик, чтобы их все учесть. Некоторые люди говорят, что по характеристикам более похожи на поколение старших или более молодых.
К какому поколению относите себя вы?
Автор: Наталья Миронова
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.