В статье рассмотрены проблемы формирования и утверждения ценностей инновационного развития как новых возможностей развития для государства, бизнеса и отдельных домохозяйств.
Необходимость ускорения социально-экономического развития страны на инновационных началах благодаря их восприятию в обществе, ценностных ориентиров и средств минимизации рисков технико-технологического отставания от европейских стран, актуализирует это направление научных исследований.
Целью статьи является оценка общественного восприятия ценностей инновационного развития страны, выявление барьеров, сдерживающих процесс инноваций в стране, и определение направлений их минимизации в перспективе.
Новизной являются результаты обобщения условий, необходимых для трансформации ориентиров инновационного развития в ценности, которыми руководствуются различные субъекты при выборе модели поведения на рынке или в конкретных жизненных ситуациях. Применены такие методы исследования: системный анализ, научное обобщение и сравнение, экономико-статистический анализ.
Выяснено, что на фоне невысоких международных рейтинговых оценок Украины по параметру инноваций, неравномерности их внедрения в различных сферах экономики, падения престижности науки, проблематично распространить ценности инновационного развития среди управленческих структур, субъектов среднего и малого бизнеса, общественных структур и отдельных домохозяйств.
В Украине позитивное общественное восприятие инноваций, открытость к достижениям науки и техники сочетается со скептическим отношением к их роли в повседневной жизни, – мнением о зависимости от научных достижений, которые могут менять представление о верном и ложном пути в жизни каждого человека. Институциональное недоверие в украинском обществе усиливает недоверие к результатам инновационной деятельности, прежде всего к научным исследованиям.
Государственная поддержка сферы инновационной активности в стране остается слабой. В статье определены основные барьеры на пути восприятия обществом инноваций как одной из приоритетных ценностей.
Выявлено, что их истоки кроются в неэффективности государственного регулирования инновационной деятельности предпринимательских структур, отсутствии целостной концепции в решении стратегических задач развития страны на перспективу, ограниченности потребительских стратегий большинства домохозяйств.
Рассмотрены основные модели стимулирования инноваций в мировой практике, выделены их целевые ориентиры, преимущества и недостатки.
Украина усилиями государства, бизнеса, общественности должна развивать европейскую модель инновационного развития, изменяя современный формат взаимодействия субъектов более продуктивным способом на принципах доверия, партнерства, ответственности.
Ключевые слова: барьеры развития, инновационная активность, инновационное развитие, восприятие инноваций, ценности.
Постановка проблемы и актуальность. Широкая информатизация различных сфер жизни, цифровизация экономики с появлением электронного предпринимательства и расширением сферы инновационной занятости меняют представление о ценностных ориентирах общественного развития и базовых принципах взаимодействия основных субъектов в обществе.
Главный тренд инновационной информационной трансформации глобальной экономики способствует процессу диверсификации экономических и социальных структур, возникновению новых социально-экономических явлений и процессов с неоднозначными последствиями для развития общества, в фокусе которых концентрируются взаимосвязанные интересы государства, бизнеса и каждого гражданина.
Новейшие информационно-коммуникационные технологии потребуют не только понимания природы и характера, обусловленных ими сдвигов в различных сферах общественного бытия, но и адекватного реагирования на основе эффективных механизмов адаптации, способных минимизировать возможные негативные социальные эффекты.
Инновационное развитие Украины происходит в сложных общественно-политических и социально-экономических условиях неопределенности перспектив и нестабильности его нормативно-правового регулирования, усиливает неуверенность инвесторов в сохранении устойчивого спроса на инновационную продукцию или возврате вложений товаропроизводителей – в возможностях рентабельного производства и сбыта, потребителей – в возможности воспользоваться преимуществами, которые предоставляет инновационный продукт из-за его высокой стоимости.
Современное инновационное развитие различных секторов отечественной экономики, отдельных предпринимательских структур и домохозяйств страны характеризуется неравномерностью и диспропорциональностью, приобретая нередко признаки хаотического движения, когда весомые достижения сочетаются с последующим регрессом.
Процессы, ориентированные на ускорение инновационного развития в определенных сферах экономической деятельности, сочетаются с их сдерживанием в других, обусловливая низкую прогнозируемость возможных изменений.
В связи с этим актуализируются научные исследования, связанные с определением направлений, принципов и условий, необходимых для успешной инновационной информативной трансформации современного общества, которая бы обеспечила рост качества жизни населения и конкурентоспособность экономической системы.
Целью статьи является оценка восприятия ценностей инновационного развития различными субъектами экономической деятельности с выявлением основных барьеров, препятствующих процессам инновации, и определением возможных путей их минимизации на перспективу.
Новизна статьи заключается в обобщенной оценке влияния различных аспектов жизнедеятельности общества на формирование и утверждение ценностных ориентиров инновационного развития, важных для развития предпринимательских структур и отдельных домохозяйств.
Методы исследования. В статье использованы общенаучные методы исследования: сравнения, обобщения и систематизации – для выявления зависимости восприятия инноваций от среды их формирования и основных источников.
Методы абстрактно-логического анализа применены для оценки отношения граждан страны и представителей бизнеса к развитию науки, техники, внедрению новейших технологий, а также критического анализа достоинств и недостатков различных систем стимулирования инновационной активности в странах мира.
Методы сценарного моделирования применены для обоснования формата взаимодействия основных субъектов влияния на процессы инновационного развития.
Анализ последних исследований и публикаций. Ценностные аспекты инновационного развития, его восприятие гражданами страны и возможности эффективного внедрения в различных секторах экономики находятся в центре внимания государственных институтов, научных коллективов, общественных организаций. Они представляют научный интерес для многих отечественных и зарубежных исследователей. Украина активно поддержала глобальную повестку дня на период до 2030 г. и 17 Целей устойчивого развития (ЦСР).
В Национальном докладе «Цели устойчивого развития: Украина» определены перспективы и основные пути их достижения, среди которых видное место занимают инновации и новые технологии. Проблемы инновационной информационной трансформации общества и связанные с ними аспекты формирования ценностных ориентаций исследуют ученые различных направлений отечественной фундаментальной и прикладной науки.
В научных трудах специалистов Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины, представленных коллективными монографиями с участием Е. М. Либановой (E. M. Libanova), О. В. Макаровой (O. V. Makarova), Л. С. Лисогор (L. S. Lisogor), В. Н. Новикова (V. M. Novikov), изложены результаты оценки инновационного развития сферы занятости и рынка труда. Это представлено в широком контексте современных трансформационных изменений на различных уровнях управления экономической системой.
Ученые Института экономики и прогнозирования НАН Украины проводят исследования системных проблем инновационной обусловленной трансформации экономической системы, в том числе в разрезе главных ценностных ориентиров.
Результаты исследований, проведенных Институтом социологии НАН Украины и Украинским центром экономических и политических исследований им. А. Разумкова, раскрывают специфику восприятия/не восприятия инноваций украинским обществом. Ученые Института исследований научно-технического потенциала и истории науки НАН Украины имени Г. М. Доброва рассматривают социальные аспекты инновационного развития в широком контексте задач научно-технологической политики государства.
Несмотря на значительные достижения в теоретических и прикладных исследованиях указанной тематики важно оценить, насколько благоприятными в украинском обществе являются условия для восприятия и воплощения в жизнь инноваций как ценностей, которыми руководствуются государственные учреждения, структуры бизнеса и граждане при принятии управленческих решений, реализации проектов бизнеса и в повседневной жизни.
Изложение основного материала. Любое общество успешно развивается с достижением целей экономического роста и социального благополучия, если ключевые ценностные ориентиры признаны и восприняты взаимодействующими субъектами, которые проявляют готовность их воплощать в жизнь на принципах ответственности, доверия и партнерства.
Благодаря совпадению ценностей или их согласованию между субъектами возникает определенная идентичность взглядов, единство мнений, а главное – формируется основа для продуктивных совместных действий, ориентированных на выполнение социально значимых задач в различных сферах жизнедеятельности.
Это является основой формирования определенного баланса интересов и ответственности в обществе, а на уровне отдельных субъектов предпринимательства – определения иерархии ценностей и утверждения принципов корпоративной идентичности.
В связи с этим вполне закономерным является распространение практики ценностного ориентированного управления, в основе которого – осознание социальной значимости ценностных аспектов любой деятельности.
Современное общество развивается в координатах широкого спектра различных ценностей, сформированных под влиянием политических, религиозных идей и экономических традиций. Общепризнанно, что изменение иерархической структуры фундаментальных ценностей обычно является реакцией сообщества на радикальные сдвиги в общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране, в том числе вследствие усиления социальной стратификации и изменений в уровне жизни.
Демократические ценности доминируют в сознании украинских граждан, что подтверждено результатами общенационального опроса, проведенного центром демократических инициатив имени Илька Кучерива: 80,3% респондентов отметили важность свободы, 71,9% – безопасности, 70,1% – справедливости (2017 г.).
Ценностные ориентиры инновационного развития утверждаются в сознании граждан, в практике управленческой и предпринимательской деятельности, общественной активности благодаря достижениям инновационного характера в разных сферах общественного бытия, прежде всего в сфере экономической деятельности.
Инновации в среде, сформированной широким кругом активных субъектов (управленческие структуры, инвесторы, субъекты предпринимательства, высшие учебные заведения, научные учреждения, общественность) приобретают приоритетное значение. Каждый из указанных субъектов активно влияет на него, осуществляя в зависимости от своих компетенций разработку новых технологий и продуктов, финансирование инновационной деятельности, проведение научных исследований или подготовку кадров, экспертизу инновационных проектов и тому подобное.
В общем виде самыми влиятельными факторами являются:
цели, задачи и механизмы государственной политики инновационного развития, от которых зависит институциональный и инвестиционный климат, уровень поддержки фундаментальной и прикладной науки, а также наукоемких секторов экономики;
ментальные особенности граждан страны, специфика их мировосприятия и понимание современных глобальных процессов и явлений, связанных с инновационным развитием и возможностями его ускорения;
образовательный уровень населения и мотивация к продуктивной трудовой деятельности, основанной на потенциале креативности и компетенциях, осознанном отношении к необходимости нововведений и модернизации;
достаточная инновационная активность управленческих структур, бизнеса, образовательных учреждений, домохозяйств в сфере производства и потребления продуктов инновационной деятельности.
По результатам одного из международных рейтингов интегральной оценки в уровне инноваций экономик стран мира (Bloomberg Innovation Index), Украина в 2020 г. заняла 56 место среди 200 стран мира, потеряв десять позиций за последние три года.
Объективно оценивалась деятельность в производстве инновационных услуг, исследования и разработки новых форм и технологий. А также стратегии и механизмы внедрения инноваций в экономической системе и ее социальной сферы, то есть довольно широкий спектр параметров, характеризующих различные аспекты инновационной деятельности.
Потеря страной ранее достигнутых позиций по всем компонентам указанного индекса является следствием низкой эффективности государственной политики в этой сфере и, соответственно, ухудшения условий для разработки и внедрения инноваций.
К сожалению, по основным параметрам, характеризующим уровень восприятия инноваций, что наиболее влияют на конкурентоспособность экономики (по затратам на исследования, по производству товаров с высокой добавленной стоимостью и производительностью труда в расчете на одного человека), Украина занимает низкие рейтинговые позиции с нисходящей динамикой в течение 2018-2020 гг.
В этом контексте весьма информативными являются оценки инновационных возможностей, что является составляющими Индекса глобальной конкурентоспособности, ИКТ (Global Competitiveness Index). Украина долгое время занимала средние позиции среди стран мира на фоне снижения оценки макроэкономической стабильности и регрессивных изменений в области финансовых систем, здравоохранения, внедрение ИКТ (2019 г.).
За последние пять лет прирост прямых иностранных инвестиций снизился с 2,7 до 2,3% ВВП. Ключевые факторы инновационного развития (эффективность товарных и финансовых рынков, технологическая готовность, макроэкономическая стабильность) являются пассивными элементами по инновационной активности субъектов предпринимательства и отдельных домашних хозяйств.
Низкие значения сохраняют показатели по направлениям «государственные закупки новейших технологий и продукции», «взаимосвязи университетов с промышленностью», «технологическая готовность». Хуже всего то, что за последние десять лет удельный вес инновационных активных предприятий в стране сократился почти втрое.
Несмотря на невысокие рейтинговые оценки уровня инновационного развития отечественной экономики, население страны в целом позитивно воспринимает инновации, демонстрируя понимание значимости такого развития для укрепления конкурентных позиций страны в глобальном пространстве и улучшения качества жизни населения страны. Это подтверждено результатами долгосрочного сравнительного «Мирового исследования ценностей» (World Values Survey, WVS), начатого в 1981 г.
Украина присоединилась к этим обследованиям в 1999 г. (четвертая волна WVS) и принимала участие в следующих этапах – 2006 г. и 2011 г. В Украине проводилось Европейское исследование ценностей (EVS) в 1996 г. и в 2008 г. В 2020 г. инструментарий этих исследований был объединен.
По его результатам, большинству опрошенных лиц (71,2%) свойственна открытость к науке, новейшим технологиям, технике; они подтвердили мнение, что благодаря инновациям жизнедеятельность становится разнообразной и комфортной, а для последующих поколений появляются новые возможности развития (76%).
Однако в 2011-2020 гг. под влиянием неоднозначных общественных трансформаций произошло значительное ослабление этой уверенности, а также веры в то, что научные знания нужны рядовым гражданам в повседневной жизни.
На смену ценностных ориентиров повлияли украинские реалии – в течение длительного периода становления независимого государства не достигнута, увы, эффективность демократических преобразований с точки зрения влияния на качество жизни рядовых граждан, прозрачность в деятельности государственных и частных структур, сдвиги в модернизации отечественной экономики и ее социальной сферы.
Очевидно, большинство украинских граждан осознают важность других приоритетов общественного развития, связанных, прежде всего с необходимостью развития правового государства, с уменьшением коррупции, соблюдением прав человека в сфере профессиональной деятельности и по месту жительства.
Закономерно, что при таких условиях постепенно растет тотальное недоверие со стороны граждан к государственным институтам и местной власти, а, следовательно, и к предложенным ими направлениям развития, в том числе связанным с инновациями.
Стоит отметить, что по интегральному индексу доверия (the legatum prosperity index), который объединяет 297 показателей, Украина занимает далеко не ведущие позиции в мире – лишь 96 место среди 167 стран мира (2019 г.).
В последние годы институциональное недоверие постепенно трансформируется в норму жизни украинского общества, формируя новые препятствия на пути в утверждении принципов инновационного развития всех сфер украинского общества.
Хуже всего то, что высокий уровень недоверия, высказан представителям государственного аппарата (78,0%), судебной системе (77,0%), Верховной раде Украины (76,0%), правительству Украины (75,0%) во время репрезентативного обследования, проведенного в декабре 2020 года. Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова, по сути, ставит под сомнение легитимность деятельности этих структур и определенных ими перспектив развития страны.
В условиях тотального недоверия и пессимистического восприятия изменений в жизни страны вряд ли можно рассчитывать на веру в то, что именно наука и технологии способны обеспечить перемены к лучшему, а тем более – способствовать улучшению качества жизни рядовых граждан.
В 2020 г. по сравнению с прошлым годом существенно выросло число украинцев, которые считают, что страна движется в неверном направлении – 67% опрошенных (36% в 2018 г.). Лишь 16,5% респондентов считает верным направление социально-экономического развития страны.
Подавляющее большинство опрошенных граждан (71% против 29% в предыдущем году) отметило, что ситуация в стране только ухудшилась; определенные улучшения видит лишь 3% .
По мнению 20% респондентов, ситуация в стране в течение года не изменилась. Большинство опрошенных лиц отмечает, что наиболее ощутимым является ухудшение ситуации в таких сферах, как потребительские цены и тарифы, законность, уровень развития здравоохранения и образования, оплата труда и благосостояние, пенсионное обеспечение, взаимодействие между гражданами и властью.
Итак, открытость и позитивное отношение украинцев к инновациям сочетается со скептическим отношением к возможной зависимости от тенденций развития науки и технологий – две трети респондентов считают, что мы слишком зависим от науки и не имеем достаточной веры (47,0%).
Более того, весомая часть опрошенных (41,1%) с развитием науки связывает поляризацию общества в части представлений о том, что является верным и ложным. Такое специфическое понимание роли науки как разъединяющего общество фактора важно учитывать в государственной информационной и социальной политике для пропаганды и информирования населения о весомых научных достижениях, позволяющих упреждать определенные риски и угрозы.
Не способствует утверждению ценности инновационного развития тенденция к снижению оптимизма среди украинцев, а также распространение сомнений в том, что страна способна преодолеть глубокий кризис и, в конце концов, решить экономические и социальные проблемы, которые годами накапливались в стране.
Среди опрошенных только 19% респондентов верят, что страна может решить проблемы в ближайшие годы, 51% считают, что это возможно лишь в отдаленной перспективе, 18% – Украина не способна их преодолеть.
Пессимистическое восприятие украинцами трансформационных изменений в экономике, неверие и скептическое отношение к задачам развития научно-технического потенциала страны тесно связано с проблемами формирования государственной политики, определением ее приоритетов и главных целей на перспективу. На пути к восприятию инноваций как ценности большинством субъектов страны сформированы существенные барьеры; основными считаем следующие.
Отсутствие единого алгоритма достижения целей стратегического инновационного развития страны в контексте решения социальных задач, прежде всего занятости и сокращения бедности.
Стратегия развития сферы инновационной деятельности на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Кабинета министров Украины от 10 июля 2019 г. № 526–р., не дает ответа на вопрос о возможных путях трансформации в результатах инновационной деятельности различных секторов отечественной экономики в конкретные социальные изменения.
В условиях практики реализации отдельных инновационных проектов узкого отраслевого значения довольно сложно сформировать восприятие научно-технических достижений как источников новых возможностей, рост благосостояния населения и повышение качества его жизни. Очевидно, что такой подход оставляет нерешенными стратегически значимые проблемы развития страны в аспекте минимизации интеллектуальной эмиграции и создания новых рабочих мест в наукоемких секторах отечественной экономики.
Отсутствие мощной государственной поддержки по финансированию инновационной деятельности ограничивает ее влияние на достижение долгосрочных социальных эффектов, а тем более – на утверждение в качестве одного из ценностных ориентиров развития.
В отличие от европейских стран, которые сформировали многоканальную систему финансирования, основным источником инноваций в экономике Украины остаются собственные средства предприятий (12 474,9 млн. грн или 87,7% общего объема финансирования инноваций в 2019 г.). При доле средств государственного бюджета на уровне 3,9% и иностранных инвесторов – 0,3%.
Эксперты обращают внимание на то, что в Украине происходит процесс интенсивного насыщения внутреннего товарного рынка импортными товарами, в том числе наукоемкими, производить которые страна способна собственными усилиями, создавая тем самым условия для роста благосостояния населения.
Граждане страны негативно воспринимают ситуацию, при которой структурные изменения в пользу зависимых от импорта секторов экономики оборачиваются для них потерей рабочих мест и доходов.
Рост в импортной зависимости внутреннего рынка (доля продаж продукции отечественных товаропроизводителей сократилось с 70,5% до 52,3% в течение 2005-2017 гг. А доля импорта во внутреннем потреблении выросла с 51,8% до 61,4%). Это ослабляет доверие к управленческим структурам, в приоритетах которых не определена, к сожалению, задача развития внутреннего рынка как источника создания новых рабочих мест и повышения трудовых доходов.
Происходит постепенная утрата ранее сформированного инновационного потенциала промышленности, разрушение стратегически значимых наукоемких секторов экономики, от которых зависят конкурентные позиции страны в глобальном пространстве.
Наукоемкий валовой внутренний продукт Украины (с учетом расходов на научные исследования и научно-технические разработки по всем источникам) в 2019 г. составлял лишь 0,43% к ВВП. Это затрудняет выполнение научно-технической сферой главной функции — обеспечения инновационных сдвигов в различных сферах экономической деятельности.
Следует учитывать и то, что инвестиции в нематериальные активы в Украине на протяжении 2005– 2020 гг. составляли около 2-7% всех капитальных инвестиций.
По оценкам отечественных ученых, в первые годы независимости в стране было сосредоточено 6,5% мирового научного и технического потенциала; на 1000 работающих приходилось в среднем около 11 занятых в научно-технической сфере, что давало возможность интенсивно развивать наукоемкие отрасли промышленности, в первую очередь многоотраслевое машиностроение.
Ситуация изменилась в связи с изменениями приоритетов государственной политики и структурными сдвигами в экономике. При уменьшении удельного веса машиностроения возросла доля черной металлургии, энергетики, химической промышленности с относительно низким уровнем добавленной стоимости, которые не в состоянии поддерживать надлежащий уровень спроса на инновации в промышленности.
Вследствие этих регрессивных сдвигов Украина находится среди стран Центральной и Восточной Европы, где самыми высокими темпами теряет научно-технический потенциал и высококвалифицированные научные кадры – общая численность исследователей в 2010-2019 гг. сократилась с 133,7 тыс. до 51,1 тыс. человек, то есть в 2,6 раза.
Доля активных инновационных предприятий в промышленности не превышала 19% в течение 2010-2019 гг. В экономике существенно уменьшилась доля субъектов предпринимательства, которые вводят новейшие средства механизации и автоматизации производства (с 7,9% в 2010 г. до 6,8% в 2020 г.).
На фоне сокращения общей численности ученых и ограниченного притока молодежи сохраняется высокая вероятность новых волн глубокого кадрового кризиса в науке, высшем образовании и наукоемких сферах промышленного производства.
К сожалению, в Украине не создана по опыту других стран эффективная многоканальная система финансирования науки и образования; не задействованы эффективные механизмы продвижения инновационных продуктов от этапа исследований и проектно-конструкторских работ до этапа организации производства.
Наблюдается ограниченность потребительских стратегий домохозяйств в аспекте приобретения и пользования инновационными товарами и услугами. Высокие расходы текущего потребления украинцев уменьшают свободные средства на приобретение инновационных товаров и услуг.
Кроме того, потребительские стратегии домохозяйств значительно зависят от уровня их осведомленности об этом сегменте рынка, а также ценовой политики производителей новой продукции, аналоги которой нередко стоят значительно дешевле в европейских странах, чем в Украине.
Весомая доля населения страны испытывает недостаток средств на инновационные товары бытового назначения, образовательные программы на протяжении жизни, своевременное обновление новейших технических средств интеграции в электронную систему предоставления финансовых и административных услуг, поиска работы или мест отдыха.
И хотя исследование установок домохозяйств по использованию инноваций, а также по их потребительскому поведению показало, что жесткий консерватизм в этом вопросе проявляет лишь каждый десятый человек. А доля потребителей, способных покупать новые товары и услуги по более высоким ценам, составляет около 3-4%. Однако пока не сформированы «критические массы» потребителей инновационного продукта среди украинских домохозяйств.
По уровню использования информационно-коммуникационных технологий, качеству доступа к услугам в интернете и наличию скоростных устройств, домохозяйства Украины существенно уступают большинству европейских стран, где этот показатель превышает 67%, а в некоторых из них, в частности Нидерландах, составляет 91%.
Наблюдается низкий уровень внедрения инноваций малым и средним бизнесом при неэффективности государственного регулирования их инновационной активности, что значительно сдерживает процесс распространения ценностных ориентиров, связанных именно с этим видом деятельности.
Значимость мотивационных аспектов инновационного развития недооценена в системе государственного регулирования различных секторов отечественной экономики, а также в формировании соответствующей инновационной культуры как способа мышления работодателей и наемных работников.
По результатам опроса представителей бизнеса относительно потребностей в исследованиях и разработках (R&D), проведенного Министерством образования и науки Украины и Министерством цифровой трансформации Украины в январе-феврале 2020 г. (охвачено 108 структур бизнеса), среди основных барьеров определены информационные и финансовые проблемы с получением государственной поддержки (50% общих ответов).
В этом контексте важно отметить, что именно необходимость поддержки инноваций обусловила появление венчурного финансирования, важного на этапе разработки инновационных продуктов и выхода субъектов предпринимательства на траекторию самостоятельной инновационной деятельности в конкурентной рыночной среде.
Ценностные ориентиры инновационной деятельности в едином глобальном пространстве утверждаются благодаря интеграционным процессам. С принятием в 2004 г. Плана действий «Инновации для конкурентоспособной Европы» создана единая информационная сеть между научно-исследовательскими учреждениями разных стран для обмена информацией и результатами исследований, наблюдается рост профессиональной мобильности ученых и в привлечении молодых ученых. Разработана Европейская рамочная стратегия Международной научно-технической кооперации (2008 г.).
Создана структура Стратегический форум по международному сотрудничеству в области науки и технологий (Strategic Forum for International Science and Technology Cooperation – SFIC), что стала центром определения приоритетных направлений в сфере инноваций.
Стратегиями экономического развития «Европа 2020» определены основные направления политики в этой сфере в рамках концепции рационального роста (”smart growth”), устойчивого роста (”sustainable growth”) и инклюзивного роста (”inclusive growth”). Лишь в последней из них определены как инновационные цели развития социально однородного и сплоченного общества через механизмы занятости и сокращения бедности.
Закономерно, что каждая страна мира выбирает приемлемую для нее модель стимулирования инновационной активности субъектов с широким спектром регулятивных механизмов влияния. Мощное стимулирующее влияние способствует распространению в обществе ценностей инновационного развития.
Эксперты обычно выделяют четыре основных типа моделей такого стимулирования – советскую, американскую, европейскую и латиноамериканскую, каждая из которых имеет определенные преимущества и недостатки, сформированные в различных системах управления и что ориентированы на достижение различных экономических и социальных результатов.
Советская модель, которая основывалась на централизованной системе управления и финансировании инновационной сферы, обеспечила масштабное техническое переоснащение хозяйства с приоритетом технологических инноваций.
Страна занимала ведущие позиции в мире по развитию наукоемких сфер экономики при значительном отставании сектора домохозяйств с использованием инновационных товаров и услуг. Спецификой американской модели стимулирования инновационной деятельности является широкое привлечение средств частного капитала и венчурных фондов.
Европейская модель ориентирована на эффективное использование возможностей публично-частного партнерства для укрепления потенциала фундаментальной и прикладной науки при сохранении весомой доли государственных инвестиций.
В отличие от указанных, латиноамериканская модель признана мировым научным сообществом недостаточно эффективной, лишенной эффективных системных программ развития отдельных отраслей с финансированием инноваций по остаточному принципу.
Украина усилиями государства, бизнеса, общественности пытается постепенно сформировать европейскую модель стимулирования инновационного развития, сохраняя в то время в государственной политике непроизводительные деструктивные элементы.
Это ограниченное финансирование научно-исследовательских структур, которые ведут фундаментальные и прикладные исследования, сохранение весомой доли высокотехнологичного импорта в структуре экспортно-импортного потенциала страны при доминировании сырьевой продукции в экспорте, свертывании наукоемкого производства в реальном секторе экономики.
Очевидно, что утверждение ценностей инновационного развития как одного из базовых принципов, которыми должны руководствоваться субъекты в экономической деятельности, требует изменения современного фрагментарного формата взаимодействия основных субъектов на системный.
С усилением аспектов мотивации к сотрудничеству, стимулированием инновационной активности структур бизнеса, заинтересованностью местной власти и общественных структур в распространении инновационных социальных практик.
Важной функцией государства при любых условиях остается формирование и поддержка общественного запроса на продукт инновационной деятельности с реальными возможностями его производства: соответствующими научными и производственными мощностями, финансовыми ресурсами, материально-техническим обеспечением.
В условиях нестабильного социально-экономического развития приоритетное значение приобретает реализация принципов ответственного партнерского типа отношений между взаимодействующими сторонами – с полным выполнением обязательств, учетом потребностей и интересов других стран, соблюдением социально-этических норм и правил.
Выводы. Ценностные ориентиры инновационного развития и сформированная на их основе активность субъектов являются важным вектором развития государства, независимо от его общественно-политических и социально-экономических особенностей. В современных условиях усиливается зависимость инновационных параметров развития от уровня институционального доверия в обществе.
Наличие потенциала прочных и взаимовыгодных связей, сформированных на основе ответственности и доверия, способствует росту инновационной активности субъектов благодаря успешному управлению возможными рисками и улучшению адаптации к изменениям во внешней среде.
Очевидно, что усиление их взаимозависимости можно рассматривать как определенную закономерность современных трансформационных изменений в общественной жизни, учет которой в государственной политике откроет новые возможности для инновационного развития. В условиях роста институционального доверия в украинском обществе, усиления продуктивных социальных связей можно ожидать ускорения процессов инноваций различных сфер общественного бытия.
Несмотря на невысокие международные рейтинги инноваций отечественной экономики, население Украины положительно воспринимает связанную с их разработкой деятельность, демонстрируя открытость в науке, технике, новейших технологиях, готовность пользоваться ее результатами, а также понимание значимости инноваций для конкурентоспособности страны в глобальном пространстве.
Однако пессимистическое отношение к трансформационным изменениям в экономике, скептическая оценка выбранного курса, неверие в успех осуществляемых реформ противодействуют укреплению ценностных ориентиров инновационного развития.
К сожалению, ключевые барьеры на пути распространения инноваций в украинском обществе возникают еще на этапе формирования соответствующих направлений государственной политики, определения ее приоритетов, целей и задач на ближайшую и отдаленную перспективу.
И хотя ежегодно в стране круг субъектов, вовлеченных в инновационную деятельность, неуклонно растет (к нему приобщаются и общественные движения), ее эффективность остается невысокой из-за слабости механизмов государственного стимулирования инновационного развития и недостаточного инвестирования сферы научных исследований.
Таким образом, утверждение ценностных ориентиров инновационного развития выходит далеко за пределы восприятия или неприятия инновационных идей или продуктов инновационной деятельности. Это довольно широкий спектр проблем, который охватывает практику формирования государственной инновационной политики, инновационную активность структур бизнеса и потребительское поведение домохозяйств.
Украина должна активизировать формирование европейской модели инновационного развития с целью сокращения существенного технологического отставания (вследствие износа основных средств, высокой ресурсоемкости производства, кадровых потерь, низкого уровня инновационной активности) и избегания новых волн системного кризиса отечественной экономики.
Достичь положительных для общества результатов важно благодаря комплексному использованию всех возможных инструментов влияния, прежде всего связанных с эффективной инновационной политикой государства. Она должна формироваться как политика системного и долгосрочного характера, основываться на четко определенных количественных и качественных параметрах, стать своеобразным «локомотивом» для развития социально ответственных предпринимательских структур, способных генерировать новаторские идеи и постепенно воплощать их в жизнь.
Автор: Т.А. Заяц, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.