Чем опрыскивать поле: самолетом, вертолетом, дельтапланом, дроном или наземной техникой?

У каждого агрегата, будь он с крыльями, винтами или колесами, при опрыскивании есть свои преимущества и недостатки. Что выбрать аграрию для эффективного внесения агрохимии?

Самолет – это быстро, но не точно, вертолет – точно, но дорого. Дельтаплан – маневренный, но не большое количество средств защиты растений вносит за один вылет, дрон – точный, но медленный. Наземный вид – удобный, но вытаптывает поле. Это краткий перечень преимуществ и недостатков каждого из способов опрыскивания сельскохозяйственных культур. А теперь подробно.

Следует помнить, что вся техника имеет большое преимущество перед наземным возделыванием в любой фазе вегетации растений и в любом росте. Также авиатехника почти не имеет непроходимых участков на поле. Однако без наземной техники не обойтись, потому что каждый раз самолет не закажешь. Но также имеет существенный недостаток — требует технологическую колею, которая обычно составляет от 5% до 7% обрабатываемых территорий.

Также колесные агрегаты имеют ограниченный, хотя и, обычно, не маленький клиренс. Даже прицепные опрыскиватели, по словам практического опыта фермеров, не наносят вреда растениям при 60-80 см в длину. Сам процесс опрыскивания требует не одного пилота или водителя. Обычно на земле их должны обслуживать еще один — два рабочих. От сложившейся работы всей группы, своевременной подачи на борт препаратов и воды зависит скорость и качество возделывания.

Самолет

Производительность: от 600 до 1000 гектаров в смену.

Стоимость услуги: от 190 гривен за гектар.

Преимущества: большие объемы внесения, скорость работ.

Недостатки: может работать только на больших скоростях, трудно заказать изо дня в день.

Вообще собственную авиационную технику не часто кто-то из фермеров держит у себя в хозяйстве. Для этого нужно иметь в штате пилота, специфическое оборудование и специалистов с не менее специфическими знаниями. Поэтому авиационные химические работы самолетом, винтокрылом или дельтапланом обычно заказывают в сторонних компаниях.

И тут сразу вскрывается первый недостаток — трудно заказать «изо дня в день», услугу авиационных химических работ лучше заказывать заранее. Во-первых, потому что таких компаний не так много в Украине, они банально могут быть заняты. Также для получения разрешения на полет владельцы самолета должны подавать заявку минимум до 12:00, чтобы получить решение хотя бы на следующий день.

Также для самолета нужно иметь ровный участок поля или дороги. Например, для АН-2 капитаны просят минимум 400 метров в длину и 50 метров в ширину. Для скорости работ, обычно поставщики услуг авиационных химических работ просят двух человек и возможность для ночевки. При этом они обещают «выливать» препараты в диапазоне от 5 литров до 150 литров на гектар с производительностью от 600 до 1000 гектаров в смену. Но здесь объем выполненных работ часто зависит от погодных условий и от слаженности работы бригады.

«Самолет может работать с любыми типами удобрений или химических препаратов. Возделывание может осуществляться от 5 литров до 150 литров на гектар, то есть фактически мы можем изрядно обрабатывать культуры, жидкость достигает земли. Это позволяет попасть препарату по всему растению.

Те, кто пользуются наземной техникой для возделывания, просто не знают, как дешево и быстро мы выполняем работы. Ведь ненужно покупать опрыскиватель и его обслуживать, есть экономия на персонале и времени, что забирают на обработку», — рассказал командир самолета-опрыскивателя Дмитрий Линдя.

Винтокрыл

Производительность: от 600 до 1000 гектаров за смену.

Стоимость услуги: от 280 гривен за гектар.

Преимущества: может работать на небольших скоростях, винты создают мощный вихрь.

Недостатки: трудно заказать «изо дня в день».

Вертолеты в отличие от самолетов, могут летать медленнее, хотя и могут работать на скорости до 160 км/час и с меньшей высотой над растениями. Ширину захвата вертолеты могут позволить себе от 30-60 метров.

Также они имеют высокую точность распыления и высокую маневренность. В отличие от самолета, для перехода на другой участок, вертолету не нужно делать большую петлю, чтобы удачно зайти на линию опрыскивания. Распределение препарата равномерное за счет дополнительного вихря, который создают винты.

Других преимуществ винтокрыл перед самолетом почти не имеет. Однако имеет более высокую стоимость часа полета. Сюда входят и топливо, и обслуживание. «Кукурузники» в этом нуждаются меньше. Также бывают сложности с заправкой керосином, он не такой распространенный, как 95-ый бензин, на котором летают АН-2. Да и сам вертолет стоит дорого.

Дельтаплан

Производительность: 70-100 в час.

Стоимость услуги: от 200 гривен за гектар.

Преимущества: большие объемы внесения, скорость работ.

Недостатки: узкий диапазон погодных условий для выполнения работ, может вносить только совсем малый объем, может работать только на больших скоростях, трудно заказать «изо дня в день».

Со слов летных старожилов популярность дельтапланов в России пришлась на 2000-е. Тогда начали появляться многие хозяйства с большим банком земли. В Украине тогда еще не было достаточно техники для опрыскивания больших площадей, не было у всех и наземной. На рынке образовался большой «вакуум» услуг по сельскохозяйственным обработкам. На помощь пришли дельтапланы. Они относительно недорогие по стоимости и обслуживанию. Поэтому некоторые хозяйства имели даже собственные.

Еще одна проблема, что дельтаплан может взять на борт до 150 литров вещества. А за один вылет обработать 20-30 гектаров. Это уменьшает его возможности по сравнению с самолетом. Его производительность в час составляет 70-100 гектаров. Несколько картина изменилась с появлением препаратов с ультра малым объемом внесения.

«Дельтаплан и самолет работают почти с одной скоростью, но дельтаплан не может взять на борт такого количества вещества для обработки. Поэтому его используют при ультра малом внесении. А такой процесс чувствителен к ветру, поэтому дельтаплан имеет узкий диапазон погодных условий, при которых он может работать. Обработка дельтапланом имеет хорошее соотношение цена-качество. Ультра малый объем имеет свои преимущества.

Если нужно распылять препарат только на верхнюю часть растения, то этот способ самый лучший. Самолет все сольет в почву. От этого она может окисляться, а химия будет попадать к корневой системе», — отметил бывший работник авиационных химических работ на дельтаплане Валерий Иванов.

И добавил, что для того, чтобы поднять дельтаплан в воздух, нужно столько же документов и разрешений как на самолет. При этом его возможности с легкостью переняли на себя дроны.

Квадрокоптер

Производительность: до 150 гектаров в смену.

Стоимость услуги: от 280 гривен за гектар.

Преимущества: большие объемы внесения, высокая скорость работ.

Недостатки: может вносить только ультра малый объем.

На рынке опрыскивания Украины быстро набирают популярность квадракоптеры. За последние два сезона спрос значительно превышает предложение. К компаниям, которые предоставляют услуги в опрыскивании беспилотникам, больше всего звонков поступает в сентябре и октябре, часто их используют для десикации посевов подсолнечника.

Для обслуживания дронов тоже нужна бригада обслуживания. Кроме емкостей с водой и смесителей, не лишним будут и генераторы, зарядные станции и дополнительные аккумуляторы для бесперебойной работы. И главное помнить, что дроны используют только для ультра малых объемов внесения, их баки рассчитаны лишь на несколько литров.

Используют или заказывают услуги беспилотных опрыскивателей как малые, так и большие хозяйства, в плановом режиме и в виде «скорой помощи».

Часто дроны покупают хозяйства в качестве дополнительных помощников наземной технике, для обработки труднодоступных участков, маленьких участков, которые пропустили, или таких, которые требуют немедленной обработки.

«Показатели производительности дронов — опрыскивателей на сегодня вплотную приблизились к показателям классической техники для опрыскивания. Могу с уверенностью сказать, что это конкурентное решение. Производительность дронов за рабочую смену составляет 120-150 гектар при работе одного дрона. Эта цифра доходит до 250 гектар, если это мы говорим о бригаде из двух дронов, одного оператора и одного помощника оператора.

Если речь идет о 3 дронах, то производительность будет увеличена до 350 гектаров. В прошлом году, при средней производительности на 18 гектар в час в сезон десикации, двумя дронами были достигнуты рекордные показатели в 370 гектаров обработки в смену», — рассказал СЕО компании Drone.ua Валерий Яковенко.

И добавил, что крупнейшим их покупателем являются компании, которые предоставляют услуги по обработке полей квадракоптерами. Их доля составляет 90%, другие берут для собственных нужд, но часто помогают соседям в быстром внесении необходимых агрохимикатов.

Наземный способ опрыскивания

Производительность: 200-300 гектаров в смену.

Стоимость услуги: от 200 гривен за гектар.

Преимущества: точное внесение.

Недостатки: не одолеет тяжелые участки, требует техническую колею.

При сегодняшних высоких ценах на аграрную продукцию, техническая колея, которую оставляет за собой самоходный опрыскиватель, слишком дорого обходится украинским фермерам.

Следует сказать, что с развитием технологий автопилотирования, колеса современных опрыскивателей никогда не выходят за протоптанные тропы даже на следующий год. Но тем не менее. О прицепных устройствах уже речь не идет. Их клиренс и колея зависят от характеристик трактора. Колесные опрыскиватели понятные для фермера и на сегодня они есть почти в каждом хозяйстве. Поэтому скорость возделывания здесь не проблема.

Также современные наземные опрыскиватели имеют опцию автоматического отключения секций штанги при попадании на уже обработанный участок. Это уменьшает затраты и повышает качество обработки. Самоходные и прицепные опрыскиватели могут быстро менять характеристики обработки в зависимости от требований. Для этого они имеют регулировку сопел, высоты штанги, скорость подачи вещества и тому подобное. Это делает агрегат более гибким к обстоятельствам.

«Основной клиренс самоходных опрыскивателей достигает 1,8 метра. Если культура выше, и нужно провести десикацию, то самоходным агрегатом этого уже нельзя сделать, потому что повредится культура. В этом случае лучше применить авиацию.

Также самолеты опережают по скорости обработки больших площадей. Самоходный опрыскиватель за ночь может пройти 200-250 га. Все зависит от скорости заправки аграрными химикатами. На этом минусы самоходного опрыскивателя исчезают. И в каждом хозяйстве он должен быть. Потому что не будешь каждый раз заказывать самолет», — подчеркнул менеджер КУН-Украина Михаил Капица.

При правильной планировке каждый из упомянутых агрегатов пригодится. И ваши поля превратятся в настоящее поле битвы за урожай. На них можно будет увидеть самолеты АН, винтокрылы при быстрой обработке, дроны для обработки ультра малым внесением, а также великаны — самоходные опрыскиватели для повседневного использования.

Автор: Фарид Гусейнов

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий