23.04.2020 – Мировой рынок нефти штормит! 20 апреля стоимость нефти марки WTI впервые в истории США достигла на Нью-Йоркской товарной бирже отрицательных показателей -$40,32 за баррель. Это абсолютный исторический минимум за все время добычи нефти с конца XIX века.
Надо сказать, что падение цены нефти – это второй акт нефтяного спектакля, который развернулся на мировой арене в 2020 году. Первый состоялся 6 марта, когда Россия и организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не смогли продлить соглашение о сокращении добычи нефти. После этого цены рекордно упали, и в результате произошел обвал российского рубля. Также это повлияло на мировые нефтяные рынки, где сразу же начался масштабный обвал.
Нынешняя ситуация обещает более масштабные последствия – как негативные, так и позитивные. AgroPolit.com собрал мнения экспертов по этому поводу. По их мнению, определенная часть последствий не до конца понятна. С другой стороны, есть ряд очевидных последствий. Будут они со знаком плюс или минус – зависит от умения правительства использовать эти расклады в интересах Украины.
В частности, уже сейчас стоит готовиться к возможному притоку кукурузы нового урожая на внутренний рынок из-за уменьшения мирового спроса на нее. Итак, будет ли ценовой демпинг, развитие переработки, животноводства?
Что будет с ценами на топливо на АЗС и проснется ли в этих условиях АМКУ, чтобы наводить порядок? Будет ли Украина создавать нефтяной запас, используя внутренние резервуары для хранения нефти? Больше о причинах нефтяного обвала, последствиях этого процесса для Украины и агросектора читайте дальше.
Комментарии
Такие «американские горки» – предвестник глубокого мирового экономического кризиса, который неумолимо приближается. «Черные лебеди», так же как и белые – птицы парные. Поэтому за «пандемическим лебедем» летит и экономический.
Михаил Гончар, президент центра глобалистики «Стратегия ХХІ»
Период низких цен на нефть начался с июня 2014 года. Рынок перенасыщен нефтью в целом.
Апокалипсиса нет. Это локальное событие. Да, произошло падение цен, потому что не было покупателей на нефть. Не нужно столько нефти, поэтому, соответственно, те фьючерсы не нашли своего конечного покупателя.
Стандартная спекулятивная ситуация на рынке нефти происходит с целью получения прибыли не через продажу физической нефти, а через продажу бумаг. Когда оказалось, что покупателя на эту бумажную нефть нет, и бумажная нефть стала физическим товаром у продавца, стало понятно, что за хранение нефти надо платить.
Динамика цен нисходящая, поэтому очень быстро сообразили, решив, что лучше доплатить и избавиться от этой реальной нефти. Ситуация длилась 3,5 часа, потом цена на нефть стала положительной.
Возвращение высоких цен на нефть, может быть, и будет, но как быстро – неизвестно. Сейчас следует ограничивать ее добычу. Больше всего от обвала цен на нефть пострадала Россия, но почувствовали все.
Кто поднял меч, тот от него погибнет
А теперь подробнее о вчерашнем падении. На фоне беспрецедентного нефтяного обвала в Техасе, становится очевидным промах регулятора – отказ в марте от введения квот для местных добытчиков.
Также настоящее положение дел усугубило длительное игнорирование губернатором Техаса распространения эпидемии короновируса. Ведь только в начале апреля ввели жесткий карантин, вследствие чего произошел резкий спад активности бизнеса, что и привело к резкому сокращению потребления нефтепродуктов, уменьшению объемов нефтепереработки и, соответственно, потребности в нефти, которая между тем продолжала поступать в больших объемах, быстро заполняя свободные мощности хранения.
Просто одни трейдеры смогли вовремя зарезервировать нефтехранилища, а те, кто занимался спекуляциями с бумажной нефтью, в один «прекрасный момент» получили в распоряжение реальную нефть! И это стало проблемой, поскольку хранить ее уже почти негде. Хотя физически свободные мощности в Кушинге еще имеются, но их хватит не дольше, чем на текущую неделю.
Техас, бесспорно, является игроком №1 в американской нефтедобыче и проблемы там отражают проблемы нефтедобычи в США в целом. Подобная ситуация уже наблюдается и в канадском Альберте. В мае подобное ожидает и Россию. В то же время, ситуацию в Техасе сейчас не стоит сравнивать с апокалипсисом.
Беспрецедентное падение цены касается майских фьючерсов, июньские имеют положительные значения, но это небольшое утешение. Коллапс глобального нефтяного рынка впереди, и вряд ли его удастся отвлечь. Проявится он и в другом месте. А завтра продолжит нисходящую динамику и нефть марки Brent и Urals в Европе.
Возвращение к рынку будет осуществляться совсем не рыночными методами. Но об этом не сейчас. Сейчас можно сказать, что такие «американские горки» – предвестник глубокого мирового экономического кризиса, который неумолимо приближается. «Черные лебеди», так же как и белые – птицы парные. Поэтому за «пандемическим лебедем» летит и экономический.
Украинская нефть только выросла в цене.
Дмитрий Марунич, эксперт топливного рынка
Несмотря на вчерашние события, украинская нефть только выросла в цене.
Похоже, речь идет не о 15%, а о 25% сокращения потребления нефти в мире. Вот такой коронавирус у углеводородов.
Андрей Блинов, финансовый аналитик
Газ на украинских заправках по 7 грн. за литр уже как-то и не удивляет на фоне мировых событий.
После ухода нефти марки WTI в минус начали массово глючить графические редакторы бирж. И хотя Brent держится, американская нефть на самом деле тоже стоит $20-25 за баррель. Просто майский фьючерс уже выполнить нельзя, потом на несколько дней он может быть и с еще большим минусом.
Запасы нефти, кстати, еще не рекордные. Но все понимают, как быстро ею заполнятся все имеющиеся резервуары. Возможно, даже предложат заполнить баки и канистры почти бесплатно, под любой денежный поток. Похоже, речь идет не о 15%, а 25% сокращения потребления нефти в мире. Вот такой коронавирус у углеводородов.
Не стоит ретранслировать эту однодневную аномалию на будущее нефтяного рынка. Для его развития есть много дополнительных факторов: дальнейшие действия ОПЕК + по ограничению добычи, продолжительность коронакризиса и всемирного локдауна, постепенное наращивание экономической активности в разных частях света, и о влиянии зеленых технологий не стоит забывать. Фьючерсы на июнь находятся на уровне $20 за баррель.
Владислав Рашкован, представитель МВФ от Украины
Понедельник точно войдет в учебники.
Для того чтобы понять причины падения цены нефти вчера, необходимо сделать 4 предостережения:
В целом ситуация в понедельник касалась не всей нефти, а сырой нефти WTI (West Texas Intermediate). По данным Reuters, вечером также в минус ушли котировки нефти на европейском спот-рынке, но не так катастрофично для Urals и Brent.
Инструмент, за которым мы наблюдали в понедельник, это фьючерс на WTI, который торгуется на NYMEX с тиккером CL; фьючерсы на Brent и Urals тоже снизились, но не так значительно.
Особенность этого инструмента – это не финансовый (спекулятивный) инструмент, где расчет происходит только в денежных средствах в зависимости от того, кто лучше угадал курс на определенную дату.
CL – это постначальный контракт (this contract is settled physically), то есть тот, кто ее продает (short side), обязан поставить нефть покупателю (long side), который обязан ее физически принять, для нефти Brent таких жестких условий нет. Другими словами можно сказать, что продавец должен иметь нефть, а покупатель должен иметь законтрактованные физические хранилища для закачки нефти, которую покупает, скорее всего, в Кушинге в Оклахоме – именно этот порт чаще всего используется для отгрузки нефти WTI.
Речь идет о цене фьючерсов на поставки именно в мае 2020 года. Цена на июньский контракт на поставку нефти WTI в понедельник снизилась не так ощутимо: на 14,1%, до $21,5 за баррель.
Подытоживая, речь идет о специфическом активе: фьючерсных контрактах, торгующихся на NYMEX (тиккер CL), на физическую поставку нефти марки WTI в мае 2020 г.
Причины падения
Мнения экспертов касаются следующих основных факторов:
Падение спроса на нефть в связи с всемирным карантином снизило бытовое потребление, в частности в связи с окончанием отопительного сезона. Автовладельцы уменьшили потребление в разы. Важным фактором также является ограничение пассажирских и промышленных авиарейсов. Во многих странах спад экономической активности тоже снижает спрос на энергетические commodities;
Дальнейший рост предложения нефти на рынке.
Эта часть уравнения началась с момента, когда на фоне снижения спроса страны-члены ОПЕК + планировали снизить добычу нефти, но так и не смогли договориться. Россия вышла из соглашения ОПЕК +, а Саудовская Аравия, вместо снижения добычи, решила ее повысить. За Саудовской Аравией такой шаг сделали и другие участники картеля, опасаясь снижения цен в будущем и желая продать больше нефти прямо сейчас.
Такое скоординированное безумие привело к дальнейшему обвалу цен на нефть до двадцатилетних минимумов. 10 дней назад страны ОПЕК + все же достигли новых принципиальных договоренностей об условиях сокращения добычи нефти примерно на 10%. Но эти договоренности начнут действовать только с мая, и соответственно с ними страны только постепенно будут снижать добычу. А нефть надо загружать в хранилища сейчас, когда добыча все еще велика.
Стоит сказать, что большинство экспертов считает, что снижение на 9,7 млн. баррелей в сутки уже не поможет стабилизации рынка, и странам ОПЕК + надо снова встречаться для выработки нового соглашения.
Как результат, сейчас наблюдается огромное превышение предложения над спросом, что надо или переделывать (WTI crude oil – сырая нефть), или хранить, ожидая большего спроса в будущем. По данным Минэнерго США, суточные объемы переработки нефти снижаются уже вторую неделю подряд, запасы нефти за прошедшую неделю выросли на 19,25 млн. баррелей, превзойдя ожидания экспертов в 1,5 раза. А мы помним, если вы купили этот контракт, то нефть надо куда-то закачивать, а закачивать некуда – хранилища нефти забиты. Сливать в океан – тоже не вариант.
Дополнительного негатива рынку добавляет тот факт, что в танкерах на морских просторах от Сингапура до Нью-Йорка, также уже накопились рекордных 160 млн. баррелей сырой нефти. Вместо логистической функции танкеры сейчас используются как передвижные хранилища, не особенно спеша в порт назначения – их просто негде разгружать.
И тогда встает вопрос, а почему падение произошло именно в этот черный нефтяной понедельник?
Дело в том, что для большинства торговцев фьючерсы все же является инструментом хеджирования цены, а для кого-то — инструментом спекуляции.
Те фьючерсные контракты на май, за которыми мы наблюдали, перестают торговаться 21 апреля, то есть в понедельник 20 апреля был последним днем их торгов. Фьючерсы были на руках у тех, кто планировал купить нефть, и у тех, кто просто хеджировал свои риски.
На фоне снижения цен на нефть в течение последних недель те, кто держал эти фьючерсы в своих портфелях для хеджирования, решили их продать, поэтому понедельник 20 апреля был последним днем, когда они могли это сделать. Им нужно было либо продать фьючерсы, либо брать на себя обязательство физически купить нефть. Но покупателей особо не было.
Более того, тот, кто планировал купить нефть WTI для себя с поставкой в мае, понял, что будет трудно найти физические хранилища для хранения сырой нефти – как я говорил, все хранилища заполнены. Не сжигать же ее. Поэтому, опять же, этот день стал черным для рынка нефти потому, что одномоментно не совпали спрос и предложение, а ограничения в объемах хранилищ не смогли компенсировать этот разрыв. Что означают негативные цены на нефть, то, что переменные издержки снижаются со спадом производства, но постоянные издержки остаются.
Динамика цен в понедельник показала, что для некоторых нефтедобывающих компаний лучше продать нефть за любую цену сейчас, даже по отрицательной цене, чем останавливать добычу и консервировать скважины. Отрицательная цена на фьючерс означала следующее, что продавец фьючерсного контракта доплатит свыше $30 покупателю контракта за то, что тот купит у него сырую нефть и потом ее закачает в какие-то свои законтрактованные хранилища.
Такие ситуации с отрицательной ценой фьючерсных контрактов иногда бывают, тогда продавцы просто рассчитывают свои альтернативные издержки владения контрактом, и в случае, если эти расходы выше, чем потери от негативной цены, могут продавать активы ниже нуля, то есть, доплачивая покупателям. Стоит отметить, что для тех, кто имел, куда отгружать нефть, это была очень прибыльная сделка.
Что дальше?
Не стоит ретранслировать эту однодневную аномалию на будущее нефтяного рынка. Для его развития есть много дополнительных факторов: дальнейшие действия ОПЕК + по ограничению добычи, продолжительность коронакризиса и всемирного локдауна, постепенное наращивание экономической активности в разных частях света, и о влиянии зеленых технологий не стоит забывать. Фьючерсы на июнь находятся на уровне $20 за баррель.
Но что можно сказать точно, что понедельник 20 апреля 2020 года войдет в историю и в книгу. Да и последние месяцы 2020 года обещают быть не менее увлекательными.
Владислав Голуб, инвестиционный аналитик
Цена фьючерсов на нефть с поставкой в мае впервые с отрицательным значением…
Интересные времена наступают…
UPDATE. Уже — $11.42 за баррель.
UPDATE 2. Уже — $35.
Что это значит для Украины?
Первое – падение цен на нефть ударит по экономике России и ослабит ее финансовые возможности по вмешательствам во внутренние дела других стран, таких, как Украина. Поскольку мировой рынок углеводородов взаимосвязанный, колебания в одной части автоматически влияют на другие.
Результат нефтяных колебаний почувствует Россия, бюджет которой формируется значительным образом нефтедолларами и зависит от цен на нефть. СССР в свое время распался, потому что существенно снизились цены на нефть.
Конечно, в РФ есть финансовый запас (Фонд благосостояния России) и золотовалютные резервы, но финансовые последствия черного нефтяного понедельника будут для нее существенным ударом.
С точки зрения украинского агросектора, последствий несколько.
Первое – внутренние цены на топливо реагируют на мировые нефтяные тренды. Логично, что цена должна была бы на АЗС снизиться. Но в условиях беззубого АМКУ цены могут остаться нынешними.
Второе – могут возникнуть проблемы со сбытом кукурузы нового урожая. В условиях мировой экономики, которая остановилась, потребность в нефтепродуктах стремительно снижается. Имеется агросырье, например, кукуруза и другие технические культуры, используемые для биоэнергетических технологий. Поэтому мировой спрос на нее может упасть, цена на нее может снизиться – и она пойдет на внутренний рынок Украины. Для Украины это может быть сигналом потери части внешних рынков, а вместе с ними – части валютных поступлений.
Третье – непонятно, каким при таких условиях будет наполнение бюджета за счет рентных платежей. Если на внешнем рынке много дешевой нефти, то это рано или поздно ударит по украинской нефтепереработке.
«Укрнафте» и другим нефтегазовым компаниям придется делать серьезные налоговые и другие скидки, чтобы сохранить отрасль.
Алексей Мушак, бывший советник экс-премьера Алексея Гончарука
Этой ночью баррель нефти из Техаса WTI стоил минус $40. Такой себе тотальный кэшбек, когда продавец доплачивает покупателю. Простая ситуация, забирай товар и вот тебе еще деньги. Основные причины – спекуляция и переполненные емкости для хранения, хотя есть и другие мнения по этому поводу. На утро ситуация выровнялась и баррель WTI стоил плюсовых $1,65, что тоже слишком мало.
Это все заокеанская история, а нас интересует, что будет с Украиной. Ниже кратко о плюсах и минусах для нашего государства.
Плюсы
1) В прошлом году импорт энергоносителей составил $12 млрд. В этом году он существенно упадет, как в физическом, так и долларовом измерении. Это улучшает платежный баланс и усиливает позиции гривны. Поэтому есть все основания ожидать курс доллара на уровне 27 плюс/минус гривен и все меньше оснований для девальвации. Конечно, при условии программы с МВФ.
2) Уменьшение расходов бизнеса и населения на топливо, обогрев и другие вещи, связанные с энергоносителями.
3) Теоретически украинский бизнес может воспользоваться проблемой со сбытом нефти и заработать на ее хранении. У нас есть около 500 нефтебаз. Только порты могут одновременно хранить 7 млн. баррелей или 1 млн. т нефти. А есть еще НПЗ и незадействованные нефтепроводы. Это серьезные мощности и возможности, вопрос лишь в том, кто сможет в этой истории использовать надлежащий менеджмент.
Минусы
1) Недополучение доходов от ренты нефти и газа. И, как следствие, еще больший незапланированный дефицит бюджета. По нефти планировалось собрать 3,7 млрд. грн., по газу – 17,6 млрд. грн. Этих денег, вероятнее всего, не будет. Более того, «Укрнафте» и другим нефтегазовым компаниям придется делать серьезные налоговые и другие скидки, чтобы сохранить отрасль.
2) Серьезные проблемы для аграриев в будущем. Это последствия второго порядка, они также идут из США. Значительная часть кукурузы в США выращивается для биоэтанола. Если точно, то 32,4% или 134 млн. т. Такое экстренное снижение стоимости нефти и бензина делает идею использования биоэтанола не слишком привлекательной.
Другими словами, эти 134 млн. т кукурузы рано или поздно выйдут на международный рынок. Это обвалит цены и отберет рынки сбыта Украины. Та же ситуация, кстати, с соей. Мы экспортируем 29 млн. т кукурузы на общую сумму около $4 млрд. Поэтому необходимо серьезно развивать животноводство и аграрную переработку, ибо голое выращивание технических культур – дорога в никуда.
Если вы можете купить нефть с доплатой вам в $40, то сделайте это.
Анатолий Амелин, директор экономических программ Украинского института будущего
Запомните, пожалуйста, такой термин, как экспирация. Это завершение срока обращения срочных контрактов.
21 апреля – срок завершения обращения майского фьючерса на нефть марки WTI.
West Texas Intermediate — известная также как Texas light sweet, марка нефти, добываемая в штате Техас (США). В основном используется для производства бензина.
West Texas Intermediate поставляется из Соединенных Штатов и является ориентиром для цен на нефть в США. Нефть Brent добывается в Северном море, поступает из Северо-западной Европы и является ориентиром для мировых цен на нефть.
Особенность этого инструмента – что он не финансовый (спекулятивный), где расчет происходит только в деньгах в зависимости от того, кто лучше угадал курс на определенную дату. CL – это постначальный контракт (this contract is settled physically), то есть тот, кто ее продает (short side), обязан поставить нефть покупателю (long side), который обязан ее физически принять. Для нефти Brent таких жестких условий нет.
Иными словами: продавец должен иметь нефть, а покупатель — законтрактованные физические хранилища для закачки покупаемой нефти.
Как известно, на финансовых рынках большая часть денег – от финансовых спекулянтов, которые используют тренды, чтобы заработать, в частности и на таких поставочных инструментах, как фьючерсные контракты.
Они не заинтересованы в реальной поставке (покупке, отгрузке) нефти, они торгуют финансовыми инструментами, и часто – с использованием левериджа, финансового плеча.
Никто из них не ожидал, когда покупали майские фьючерсы, что будет кризис, карантин, ОПЕК ++ … в итоге, перед экспирацией стоило принимать такие решения:
Забирать приобретенную нефть. Но зачем, да и как?
Сбрасывать бумаги по любой цене.
Дополнительного негатива рынку добавляет тот факт, что в танкерах от Сингапура до Нью-Йорка, также уже накопились рекордные 160 млн. баррелей (2 суточных мировых объема потребления на сегодня) сырой нефти. Вместо логистической функции танкеры сейчас используются как передвижные хранилища.
Хранить нефть почти негде и стоимость хранения выросла в десятки раз.
Спекулянты выбрали второй путь – продавать по любой цене. Это выгоднее чем покупка и хранение.
Основной же сорт Brent немного просел, но сейчас торгуется по $25 за баррель.
Реально говорить о ценах можно будет после снятия карантина и восстановления мировой экономики. Это ожидается уже с середины мая. Тогда изменится соотношение спроса и предложения на нефть, поэтому цена пойдет вверх.
Да, согласно консервативным прогнозам, мировые цены на сырую нефть Brent составят в среднем $33 за баррель в 2020 году и $46 за баррель в 2021 году. Это данные краткосрочного прогноза Управления энергетической информации США (EIA).
P.S. Если вы можете купить нефть с доплатой вам $40, то сделайте это.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.