Что мы едим – новые правила чтения этикетки: анализ закона №2639-VIII «Об информации для потребителей пищевых продуктов»

15.08.2019 – Хочешь узнать, что ты ешь? Государство позаботилось об этом – 6 декабря 2018 года Верховная Рада Украины приняла закон Украины 2639-VIII «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов». Закон вступил в силу сразу после опубликования, но основная его часть, согласно заключительным положениям, начинает действовать через полгода – то есть с 6 августа 2019 года.

Требования к информированию о пищевых продуктах существовали и до сих пор, однако базировались они, скорее, на фундаменте неуважительного отношения к потребителю: например, маркировка на этикетку наносится такими мелкими буквами, что даже человеку с острым зрением трудно разглядеть состав продукта, да и такая информация была далеко не полной…

Поэтому был наработан новый закон, который приводит украинское законодательство в соответствие с положениями многочисленных регламентов и директив Евросоюза в этой сфере, а также – и это главное – направлен на обеспечение надлежащего уровня защиты здоровья и интересов потребителей, их осведомленности, установления средств гарантирования права потребителей на информацию и процедуры предоставления информации о пищевых продуктах.

И хотя документ разрабатывался специалистами Госпродпотребслужбы, экспертами проекта ЕС «Усовершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине», большинством членов комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений и при участии бизнес-сообщества. Но даже такое широкое привлечение к процессу всех заинтересованных сторон не уберегло закон от манипуляций, односторонней трактовки, искажения, подмены фактов. Наоборот, закон странным образом оброс определенными вымыслами.

Поскольку уже с августа документ полностью вступает в силу, стоит этой теме уделить чуть больше внимания и расставить точки над «и».

На кого распространяется действие закона?

Закон «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» распространяется, прежде всего, на операторов рынка пищевых продуктов и пищевые продукты (в частности для общественного питания). Но он также непосредственно влияет на потребителей таких пищевых продуктов, то есть на каждого из нас, поскольку прописывает четкие и понятные правила, которые позволяют нам получить исчерпывающую информацию о пищевых продуктах, и таким образом позаботиться о своем здоровье и защитить права.

Основной принцип закона – не вводить в заблуждение потребителя!

Информация о пищевом продукте должна быть точной, достоверной и понятной для потребителя. За это отвечает оператор рынка. Если ты, например, реализуешь продукты, и видишь, что требование закона в этом контексте не соблюдается – права реализовывать такой товар ты не имеешь, как и изменять информацию о нем по собственному усмотрению.

Но, основное, она не должна вводить в заблуждение. Особенно, если это касается свойств и характеристик пищевых продуктов и последствий их потребления. Или если речь идет о якобы лечебных свойствах продуктов. Это также распространяется и на рекламирование пищевых продуктов.

Что потребитель должен знать о пищевом продукте?

Информация о пищевом продукте может быть донесена через маркировку, сопроводительные документы, рекламу. Как мы уже отметили, она должна быть правдивой.

Стоит понимать: «Маркировка – это слова, описание, знаки для товаров и услуг (торговые марки), графические изображения или символы, касающиеся пищевых продуктов, которые размещаются на любой упаковке, этикетке (стикере), кольоретце, а при отсутствии упаковки, в документе или сообщении, которые сопровождают пищевой продукт или ссылаются на него».

Маркировка может содержать обязательную и необязательную информацию о товаре.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПИЩЕВОМ ПРОДУКТЕ

  1. Информация должна быть на государственном языке. Перевод на другой язык по желанию оператора рынка.
  1. Надписи точные, четкие, понятные, разборчивые, размещенные на видном месте (на упаковке, этикетке). Не должна скрываться другая текстовая или графическая информация.
  1. Название пищевого продукта. Названием пищевого продукта является официальное название (название, установленное нормативно-правовым актом или национальным стандартом). Если такого нет — то привычное название (то, которое понятное потребителю без дополнительных разъяснений). Если и привычного названия нет — применяется описательное название пищевого продукта.
  1. Физическое состояние пищевого продукта. Информация о физическом состоянии (продукт сублимированной сушки, быстрой заморозки, концентрированный, копченый, порошкообразный, жидкий и т. п.) должна сопровождать название пищевого продукта. Например: Колбаса сырокопченая.
  1. Перечень/количество ингредиентов. Включает все ингредиенты пищевого продукта, которые указываются в порядке уменьшения их массовой доли. В некоторых случаях – в процентах. Определенные ингредиенты обозначаются названием категории, к которой они принадлежат, сразу после которой указывается их название или индекс согласно европейской цифровой системе (так называемые «ешки»).
  1. Наличие аллергенов. Выделяются отдельным цветом, шрифтом, стилем.
  1. Отметка «с ГМО», если доля ГМО превышает 0,9%. «Без ГМО», в подтверждение отсутствия ГМО.
  1. Срок годности. Вводятся сроки годности: «Употребить до…», «Лучше употребить до…», «Лучше употребить до конца…».
  1. Условия хранения/использования. Для пищевых продуктов, требующих специальных условий хранения и/или условий использования; после открытия упаковки.
  1. Ответственный за информацию о пищевом продукте. Название оператора рынка пищевых продуктов.
  1. Страна происхождения/место происхождения указывается: Если отсутствие такой информации может ввести потребителя в заблуждение; для отдельных типов мяса; если страна/место происхождения пищевого продукта не совпадают со страной/местом происхождения основного ингредиента.
  1. Инструкция по использованию. Если ее отсутствие может усложнить использование продукта.
  1. Фактическое содержание этилового спирта (для напитков с содержанием более 1,2%). Информация о названии, количестве пищевого продукта и наличии спирта в дозировке более 1,2% должна размещаться в одном поле видимости.
  1. Питательная ценность. Включает информацию об энергетической ценности, содержании жиров, насыщенных жиров, углеводов, сахаров, белков и соли.
  1. Подвергался ли пищевой продукт замораживанию/размораживанию. Если подвергался замораживанию — отмечается дата.

Если упаковка товара менее 10 см кв., обязательно указывать только название продукта, аллергены, количество, минимальный срок годности. Другое — на запрос потребителя.

Информация, которая наносится оператором на рынке маркировки в добровольном порядке, не должна вводить потребителей в заблуждение, или запутывать потребителя. При необходимости она должна базироваться на соответствующих научных данных.

Шрифт маркировки

Шрифт – четкий, разборчивый и контрастный.

Высота строчных букв должна равняться или превышать 1,2 мм (до сих пор – 0,8 мм). Если площадь упаковки меньше 80 кв. см, то высота строчных букв должна быть не меньше 0,9 мм.

Отдельно (цветом, шрифтом, стилем) должна быть выделена информация об аллергенах, которые содержатся в составе пищевого продукта.

Что делать, если товар нефасованный? 

В таком случае потребитель не должен быть лишен информации о пищевом продукте. Она является обязательной, но предоставляется способом, определенным оператором рынка. Например, может быть она расположена на мешке с мукой, или же на рядом поставленном стенде. Как вариант, предоставляться другим способом по требованию покупателя.

А если я покупаю продукты в интернете?

Принятый закон касается не только маркировки на этикетках, но и любой информации о пищевом продукте, которая предоставляется через рекламу, интернет или просто сообщается потребителю при продаже, в частности в местах общественного питания. В случае дистанционной реализации информация должна быть доступна до момента приобретения продукта.

Какая информация должна быть о замороженном пищевом продукте? Может ли он продаваться размороженным?

На маркировке в обязательном порядке должно указываться, произошла ли заморозка или разморозка продукции, потому что это влияет на ее качество.

Рассмотрим ситуацию на примере креветок или рыбы. В наших магазинах эта продукция обычно продается в замороженном виде. Но часто складывается такое впечатление, что там больше льда, чем самого продукта. Пожалуй, каждый потребитель имел такой опыт: ты покупаешь замороженную продукцию, однако после размораживания она уменьшается в полтора-два раза. Согласно новому закону, на маркировке будет указана общая масса и масса непосредственно продукции.

«Если пищевой продукт покрыт ледяной глазурью (для замороженных продуктов), масса пищевого продукта не должна включать массу ледяной глазури», – значится в законе. Условно говоря, общая масса может равняться килограмму, но самих креветок/рыбы будет всего 500 г. И это отображается на маркировке. Как и дата замораживания этого пищевого продукта.

Потребитель, имея реальную информацию о товаре, сможет делать сознательный выбор.

Кроме того, название пищевых продуктов, которые были заморожены до продажи, а продаются в размороженном состоянии, должны содержать слово «размороженный».

Сколько же мяса в колбасе? 

У каждого из нас возникает вопрос: как понять, какая доля того или иного ингредиента в конкретном пищевом продукте?

Во-первых, перечень ингредиентов приводится под заголовком после надписи «состав» или «ингредиенты».

Во-вторых, перечень ингредиентов должен включать все ингредиенты пищевого продукта в порядке уменьшения их массы по состоянию на момент использования в процессе производства этого продукта. Если на этикетке колбасы мы в составе первым пунктом увидим субпродукты, то каждому должно быть, очевидно, какого сорта такая колбаса, да колбаса ли это…

Законом также определены требования к указанию ингредиентов в перечне, которые, например, касаются использования наноматериалов, рубленого мяса или ароматизаторов.

Количество (процент) определенной составляющей в пищевом продукте, согласно закону, указывается в маркировке в обязательном порядке, если:

название данного ингредиента или категории ингредиентов указано в названии пищевого продукта или обычно ассоциируется потребителем с названием пищевого продукта;

название данного ингредиента или категории ингредиентов выделяется в маркировке словесно или графически;

указание названия данного ингредиента или категории ингредиентов является существенным для того, чтобы охарактеризовать пищевой продукт и выделить его среди продуктов, с которыми его можно спутать из-за его названия и /или внешнего вида.

Можно ли использовать маркировку «натуральный» и как подтверждать соответствие этой надписи?

Закон определяет четкие условия применения слова «натуральный» в обозначении ароматизатора, пищевого продукта и, отдельно, молочных продуктов.

Согласно закону слово «натуральный» может быть применено в отношении ароматизатора в случае, если ароматический компонент содержит исключительно натуральные ароматические препараты или натуральные ароматические вещества.

Применение слова «натуральный» относительно молочных продуктов или их ингредиентов допустимо, если они соответствуют таким критериям:

не произведены из сырья искусственного происхождения;

продукт или ингредиент не содержит ингредиентов, произведенных из сырья искусственного происхождения;

продукт или ингредиент не содержит искусственных красителей, искусственных ароматизаторов, консервантов, стабилизаторов, пищевых добавок, подсластителей;

продукт или ингредиент получены или произведены из сырья в результате физических и/или ферментативных, или микробиологических процессов переработки;

продукт или ингредиент произведен без применения методов генной инженерии.

Если же в молочных продуктах были полностью или частично заменены составляющие молока (молочный жир, молочный белок, лактоза), или такой продукт, произведенный с использованием жиров или белков немолочного происхождения или любые стабилизаторы и консерванты, то его маркировать как «натуральный» запрещено.

За нарушение – штрафные санкции в размере 3-5 минимальных зарплат.

Акцент на аллергены! 

Закон определяет, что ингредиенты-аллергены, которые могут входить в состав пищевого продукта, должны быть выделены цветом или шрифтом, и визуально отличаться от других ингредиентов.

И что приятно, это касается не только тех продуктов, которые мы покупаем в магазинах, но и готовых блюд, которые заказываем в заведениях общественного питания. Те из нас, кто имел возможность путешествовать за границу, наблюдали разницу между отечественными и иностранными меню в таких заведениях. Потому, кроме привычных названия, веса, состава и цены блюда, меню европейских стран имеют другие отметки относительно веществ или продуктов, которые могут вызывать аллергию или непереносимость.

К таким продуктам относятся злаки, которые содержат растительные белки, ракообразные, яйца, рыба, арахис, орехи, соевые бобы, молоко и молочные продукты, сельдерей, горчица, кунжут, люпин, моллюски и тому подобные.

Но теперь такие требования содержит и отечественное законодательство. И это существенный прорыв и наглядное уважение к потребителю, к каждому из нас.

Сроки годности пищевых продуктов

Закон вводит понятие «минимальный срок годности пищевого продукта» и дату «употребить до…».

Процитируем закон:

«Минимальный срок годности пищевого продукта – дата, до наступления которой характеристики пищевого продукта остаются неизменными в пределах, определенных оператором рынка пищевых продуктов, ответственным за информацию о таком пищевом продукте, при условии его хранения в соответствии с требованиями, установленными таким оператором рынка».

Дата «употребить до» – предельный срок (календарная дата) потребления пищевых продуктов, которые из-за своих микробиологических свойств являются скоропортящимися, определенная оператором рынка пищевых продуктов, ответственным за информацию о пищевом продукте, по истечении которого пищевой продукт может считаться опасным для здоровья человека.

В ст. 18 разъясняется, каким образом минимальный срок годности («лучше употребить до….») отмечается, и в чем его отличие от даты «употребить до…».

Указанное распределение в ЕС вызвано проблемой избыточного количества пищевых продуктов, которые выбрасываются в мусор, хотя могут быть потреблены в течение определенного промежутка времени после завершения минимального срока годности без ущерба для здоровья потребителей.

Основная идея заключается в том, что есть скоропортящиеся и более опасные с точки зрения микробиологии продукты, для которых должна быть указана дата «употребить до…», что означает, что на следующий за этой датой день продукт может становиться опасным (сырое или охлажденное мясо, сырая рыба, яйца).

В то же время есть множество продуктов, которые при условии соблюдения установленных условий хранения остаются безопасными в течение определенного времени после окончания минимального срока годности, прописанного в маркировке (сахар, кофе, колбаса, если соблюдены условия хранения), твердый сыр (если соблюдены условия хранения).

Но после окончания даты «лучше употребить до…», как и после «употребить до…» пищевые продукты не должны быть в реализации.

Срок годности на таких скоропортящихся продуктах, как хлебобулочные и кондитерские изделия, и даже алкогольные напитки свыше 10 градусов (в частности, вино и шампанское) могут вообще не указывать.

Кроме того, для определенных пищевых продуктов, которые не являются скоропортящимися по своим микробиологическим характеристикам, минимальный срок годности указывается добровольно по выбору оператора рынка. К таким продуктам относятся:

свежие фрукты и овощи, включая картофель, которые не очищены от кожуры, не порезанные, не обработанные другим аналогичным образом, кроме пророщенных семян и других аналогичных продуктов, таких как пророщенные бобовые культуры;

вина, ликерные вина, игристые вина, ароматизированные вина и другие аналогичные продукты, произведенные из фруктов, кроме винограда и напитков, которые подпадают под код УКТВЭД 220600, произведенные из винограда и виноградного сусла;

напитки, содержащие 10 и более процентов объемных единиц спирта;

хлебобулочные или кондитерские изделия, которые обычно потребляются в течение 24 часов с момента выпекания;

уксус;

пищевая соль;

сахар в твердом состоянии;

кондитерские изделия, которые состоят практически исключительно из ароматизированных и/или подкрашенных сахаров;

жевательная резинка и другие аналогичные продукты для жевания.

Если пищевой продукт хранится до 3 мес. в дате достаточно указать день и месяц; 3-18 мес. — достаточно указать месяц и год; более 18 мес. – год.

Государственный контроль и ответственность операторов рынка пищевых продуктов 

Государственный контроль над соблюдением законодательства о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах осуществляется в соответствии с законом Украины «О государственном контроле над соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных».

Оператор рынка пищевых продуктов, ответственный за информацию о пищевом продукте, обязан обеспечить наличие и точность информации о пищевом продукте согласно этому закону. Операторы, которые не являются ответственными за такую информацию, не имеют права осуществлять оборот пищевых продуктов, в отношении которых они имеют информацию, что эти пищевые продукты не соответствуют законодательству относительно предоставления информации о пищевых продуктах. Эти операторы рынка не имеют права изменять информацию, которая сопровождает пищевой продукт.

Операторы рынка пищевых продуктов, нарушившие требования этого закона, несут ответственность в соответствии с законом Украины » О государственном контроле над соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных».

Предполагается, что предоставление неточной, недостоверной информации о продукте, изменение оператором рынка информации о нем влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере 15 минимальных заработных плат (62,6 тыс. грн.), а на физических лиц-предпринимателей – в размере 10 минимальных зарплат (41,7 тыс. грн.).

За введение потребителей в заблуждение относительно веществ и пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, штраф составляет 30 минимальных заработных плат (125,2 тыс. грн.) для юридических лиц и 20 (83,5 тыс. грн.) – для физических лиц — предпринимателей.

Замечу, что гривневый эквивалент штрафов актуальный для текущего года – размер минимальной зарплаты на 2019 год установлен на уровне 4 173 грн.

6 августа уже все пищевые продукты будут с новой маркировкой?

Закон устанавливает, что пищевые продукты, которые соответствуют требованиям законодательства о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах, действовавшие до введения в действие этого закона, могут производиться и/или вводиться в оборот в течение трех лет после введения в действие этого закона. Такие пищевые продукты могут находиться в обращении до наступления конечной даты потребления или окончания срока годности.

Закон не требует моментальных изменений, он предусматривает переходный период, который продлится ориентировочно 3 года, чтобы производители все сделали согласно новым требованиям.

В течение этого времени субъекты хозяйствования будут иметь возможность продавать на рынке ту продукцию, которая маркирована согласно действующим на данный момент нормам законодательства. Чтобы не было необходимости в перемаркировке, изъятии, отзыве этой продукции с рынка, потому что это в свою очередь влечет дополнительные расходы и, соответственно, удорожание продукции.

Убежден, что с принятием этого закона в нашей стране будет сформирована новая культура информирования потребителей о пищевом продукте. До сих пор в этом контексте существовало определенное основание для неуважительного отношения к потребителю. Поэтому с принятием этого закона выиграют все. Каждый потребитель Украины почувствует разницу в маркировке и конкретную пользу от евроинтеграции.

Автор: Владимир Лапа

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий