Цифровые падения и взлеты. Как пандемия COVID-19 повлияла на IТ-рынок

6 декабря прошлого года акции компании Zoom стоили около $64. Компания вышла на публичный фондовый рынок в апреле 2019 года, и до февраля 2020 года широкая публика мало знала об ее продуктах – сервисах для видеоконференций. На конец января 2020 года цена акций Zoom составляла около $75, однако уже через месяц удвоилась и составила $157, а 16 октября – достигла своего годового максимума в $559.

Таким образом, за 11 месяцев, с декабря по октябрь, акции этой компании выросли в цене почти в десять раз, а с ее сервисом познакомилась очень широкая аудитория – от школьных учителей, университетских профессоров и организаторов учебных событий до врачей, правоохранителей и писателей. Zoom – одна из компаний, которая обязана своему взлету пандемии COVID-19.

Неожиданные лидеры и аутсайдеры

COVID-19 дал старт многим новым направлениям, подтолкнул немало бизнесов к переходу в онлайн, а рядовых пользователей – к активному использованию цифровых сервисов. В то же время, пандемия очень негативно отразилась на цифровых платформах, которые помогали предоставлять услуги в привычном формате офлайн.

К примеру, Uber потеряла около 80% дохода от пассажирских перевозок, а ее акции обвалились вдвое. Аналогичное падение потерпел и бизнес The Priceline Group – компании, владеющей сервисом бронирования отелей Booking.com.

В прогнозах по развитию технорынка, которые обычно публикуются в конце года, в декабре 2019 года писали об активном развитии интернета вещей, искусственном интеллекте, квантовых вычислениях и беспилотных автомобилях.

В реальности же через год мы можем говорить о том, что в 2020 году самый большой толчок получили технологии связи и коммуникации (от спутникового интернета к сервисам видеокоммуникаций), цифрового образования (EdTech) и цифровой коммерции, которая в предыдущие годы росла, но не слишком активно, столкнувшись с насыщением рынка.

Новейшая коммуникация

Необходимость быстрого перехода на удаленную работу требовала инструментов цифровой коммуникации, и во время весеннего локдауна выбор чаще всего падал на продукты Zoom. Успехи компании повлияли на цену ее акций, которая в 2020 году взлетела до невероятных показателей.

За первые два месяца 2020 года аудитория сервиса выросла существеннее, чем за весь 2019 год. По состоянию на конец февраля сервисом пользовались почти 13 млн. пользователей в месяц, что на 20% больше, чем на конец 2019 года. В январе и феврале к Zoom приобщались более 2,2 млн. пользователей ежемесячно, тогда как в 2019 году этот показатель составлял 1,9 млн. Акции компании демонстрировали стремительный рост, несмотря на общее падение фондового рынка в первые месяцы года.

Однако начиная с лета 2020 года, у Zoom появилось много конкурентов среди BigTech, которые привлекли все средства для того, чтобы перетянуть пользователей на свою сторону. Так, Google предоставила в открытый доступ свой сервис видеоконференций Google Meet, который ранее был доступен только для корпоративных клиентов продуктов G Suite (платного набора онлайн-инструментов для средних и крупных компаний).

Также Google увеличила количество одновременно подключенных пользователей и отменила временные ограничения на бесплатные звонки сначала до октября 2020-го, а потом и до марта 2021 года.

При этом компания начала принудительно добавлять в Google Calendar, автоматически сгенерированные ссылки на Google Meet-конференции во время планирования групповых встреч. Простота в использовании и работа через браузер позволила Google привлечь большое количество пользователей, которые весной выбирали Zoom, особенно в учебных заведениях.

Таким же путем пошла Microsoft. Сначала она предложила бесплатный инструмент видеоконференций Microsoft Teams, а затем интегрировала в Skype для Windows 10 сервис видеосвязи Meet Now, который является полным аналогом Zoom, уже подключенным к Skype, но полностью бесплатным.

Благодаря ранее заключенным соглашениям с официальными структурами и учебными заведениями Microsoft Teams тоже сравнительно быстро набрала аудиторию. Также функцию видеосвязи запустил летом мессенджер Telegram, а Facebook представил виде-очаты в своем Facebook Messenger.

В 2020 ГОДУ НАИБОЛЬШИЙ ТОЛЧОК ПОЛУЧИЛИ ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗИ И КОММУНИКАЦИИ (ОТ СПУТНИКОВОГО ИНТЕРНЕТА ДО СЕРВИСОВ ВИДЕОКОММУНИКАЦИИ), ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ (EDTECH) И ЦИФРОВОЙ КОММЕРЦИИ 

В то же время, представляя свой финансовый отчет уже осенью, компания Zoom предупредила о возможном снижении валовой прибыли, учитывая большое количество бесплатных пользователей, которые пришли к ней в III квартале – вероятно, с началом нового учебного года. Расходы на инфраструктуру, необходимую для работы этих пользователей, довольно большие, а прибыли они не приносят.

В то же время на корпоративном рынке и среди представителей малого и среднего бизнеса Zoom начала терять позиции в пользу конкурентов. Однако у экспертов нет сомнений относительно того, что рынок сервисов видеосвязи является чрезвычайно обнадеживающим в отдаленной перспективе.

В первые дни декабря стало известно о том, что компанию Slack, разработчика инструментов для деловой коммуникации, купила фирма Salesforce. Размер сделки в $27 млрд. делает это поглощение одним из крупнейших на технологическом рынке не только в 2020 году, но и в целом за всю историю. К тому же эта оценка свидетельствует о перспективах рынка деловой коммуникации.

Мессенджер Slack – это самый популярный инструмент именно для делового общения. Поэтому компания Salesforce, которая разрабатывает CRM-системы (системы управления взаимодействиями с клиентами) и другие корпоративные IТ-решения, заинтересована в том, чтобы добавить в пакет своих продуктов еще и инструмент для деловой коммуникации. Этому способствует понимание, что даже после окончания пандемии и частичного отказа от удаленной работы такие сервисы, как Slack, будут изрядно нужны многим компаниям.

Мировые рекорды EdTech

Цифровое образование — еще одно направление, которое пережило рекордный подъем в 2020 году. Именно пандемия дала толчок развитию сервисам цифрового образования, которые доказали, что дистанционное образование с учетом всех особенностей, сильных и слабых сторон такого обучения не только имеет право на существование, но и может быть эффективным.

Конечно, не для всех категорий слушателей и не для всех образовательных направлений, однако в условиях ограничений дистанционное образование является приемлемой альтернативой классическому.

Термин EdTech появился еще до пандемии. Он объединяет образовательные технологии, которые помогают учебным заведениям и педагогам достигать образовательных целей новыми методами с использованием IТ-инструментов. Проще говоря, EdTech – это использование IТ для улучшения образования.

С началом пандемии интерес инвесторов к сервисам цифрового образования бьет рекорды. За первые три квартала 2020 года в EdTech-стартапы вложили более $8 млрд. А среди компаний, получивших эти инвестиции – как новички, так и давние игроки рынка онлайн-образования, например Coursera (провела F раунд финансирования и получила $130 млн.) и Masterclass получила $100 млн. в раунде Е.

Китайский EdTech-проект Byju получил инвестиции исходя из оценки в $10 млрд., что является рекордным показателем для проектов этого направления. В целом рынок EdTech оценивают в $74 млрд. и прогнозируют, что он вырастет до $370–$400 млрд. к 2025 году.

Кризис как возможность

Еще во время весеннего локдауна продавцы были вынуждены переориентироваться на онлайн-доставку. Поэтому компании, занятые в электронной торговле, получили настоящий подарок судьбы, который нужно было только правильно использовать.

Активность цифровых покупок в марте 2020 года и увеличение онлайн-платежей на треть, о котором говорили аналитики рынка весной, не слишком просели и впоследствии, летом и осенью, когда большинство стран ослабили карантинные ограничения. И самым наглядным доказательством успехов онлайн-торговли стала деятельность крупнейшего мирового маркетплейса – компании Amazon, которая напрямую отразилась в оценках акций этой компании на фондовом рынке.

Согласно индексу миллиардеров от Bloomberg состояние Джеффа Безоса, руководителя и основателя Amazon, с начала года увеличилось более чем на $70 млрд., а акции компании выросли вдвое – с $1,8 тыс. (январь 2020 года) до $3,6 тыс. (сентябрь 2020 года).

Хотя компании пришлось потратить большие средства на дезинфекцию помещений и организацию безопасной работы, о ее успехах свидетельствуют такие данные:

– в марте компания наняла более 100 тысяч работников вследствие роста количества заказов;

— в этом же месяце Amazon продавала товаров на $11 000 в секунду;

— во II квартале компания продала на 40% больше, чем в прошлом году;

– в сентябре компания наняла 100 тысяч дополнительных работников для работы на складах;

– всего с начала пандемии количество новых работников Amazon превысило 400 тысяч, а общее количество персонала компании – 1,2 млн. работников.

Технологии наблюдения

С первых недель пандемии правительства отдельных стран совместно с технологическими гигантами начали рассуждать, как новейшие разработки могли бы помочь в борьбе с пандемией. Инструменты слежения за контактами пользователей ввели в первые же дни Китай и Сингапур. Европа и США, которым свойственно более внимательное отношение к приватности и правам человека на защиту личной жизни, тем временем искали методы, которые бы, с одной стороны, помогали преодолевать вирус, а с другой – максимально уберегли конкретного человека от слежки.

К решению этой задачи со многими неизвестными присоединились такие IТ-гиганты, как Apple и Google. Именно они, основные разработчики мобильных операционных систем, создали инструменты для предупреждения человека о контакте с больными коронавирусной болезнью, не раскрывая детали этого контакта.

Параллельно отдельные страны создавали свои приложения для слежения за контактами, и некоторые из них вызвали споры между правительствами этих стран и администрациями магазинов мобильных приложений (как это произошло в Великобритании), поскольку для своей работы эти приложения требовали доступа к данным пользователей смартфонов, чего не желали допускать в Apple и Google.

На сегодня стало понятно, что технологии почти не помогли в решении проблемы COVID-19, за исключением некоторых стран, которые и не скрывали, что воспользовались системами массового слежения, что обычно применяются для розыска преступников. Основная причина заключалась в том, что эффективность приложений слежения за контактами, могла бы помочь лишь в том случае, когда бы их установило большинство жителей страны.

Однако реальные данные оказались намного ниже ожидаемых: так, в Германии такие программы установили лишь около 20% граждан, в Италии – 14%, во Франции – 3%. Проникновение аналогичного приложения в Сингапуре на уровне 40% позволило Министерству здоровья этой страны вдвое сократить время, необходимое для выявления круга контактов.

Несмотря на полный провал «технологической» стороны борьбы с COVID-19, разговоры об усилении слежки за гражданами – понятное дело, с благородной целью защиты общественного здоровья – не утихают.

Недавно председатель КНР Си Цзиньпин предложил создать международную систему здоровья, которая бы содержала информацию о гражданах, в том числе данные о прививках от COVID-19, контактах с больными и тому подобное. Сейчас эти идеи звучат, по меньшей мере, странно, но неизвестно, как мировое сообщество будет реагировать на такие предложения в дальнейших критических ситуациях.

Идеи о массовом отслеживании в различных вариациях и реализациях время от времени звучат, однако всегда находились правозащитники, которым удавалось аргументированно им противостоять. Так произошло и во время пандемии COVID-19, однако нет гарантии, что и в будущем их аргументы будут воспринимать серьезно.

Противодействие монополиям

Однако не только COVID-19 определял направления развития IТ-рынка. В 2020 году состоялось несколько важных событий, которые повлияют на развитие IТ-сектора, пусть и в отдаленной перспективе.

Одними из самых главных среди них можно назвать первые итоги антимонопольных слушаний по BigTech, по крупнейшим IТ-компаниям. Попытки обуздать BigTech осуществлялись и раньше, однако системные шаги по взвешиванию монопольного положения крупных технологических компаний на рынке произошли именно в 2020 году.

В октябре 2020 года подкомитет по антимонопольной политике юридического комитета Палаты представителей Конгресса США, выпустил отчет по результатам длительного 16-месячного расследования деятельности BigTech, а именно Amazon, Apple, Google и Facebook. В документе объемом 440 страниц проанализирована деятельность технологических гигантов и ее влияние на развитие IТ-рынка в США и в мире.

Авторы отчета обвинили крупные технологические компании в антиконкурентном поведении и организации монополий в ряде сегментов и предложили разделить их на несколько меньших компаний. В отчете говорится о том, что фигуранты расследования использовали антиконкурентные методы и злоупотребляли своим положением, чтобы укрепить позиции в соответствующем сегменте рынка.

Среди опасных методов, которыми пользовались технологические гиганты, в частности назвали следующие: навязывание неконкурентных условий для клиентов и партнеров; неконтролируемый сбор данных; завышенные цены; создание правил для рынка, на котором доминируют компании, и в то же время игнорирование их ими же самими.

Несмотря на существование прецедента (почти 30 лет назад была разделена компания AT&T), пока неизвестно, действительно ли конгрессменам удастся добиться разделения этих компаний. Однако можно предположить, что, по крайней мере, их будущие сделки по поглощению конкурентов будут оцениваться с точки зрения перспектив монополизации рынка.

Блокировка TikTok

Бешеный успех китайской социальной видео-платформы TikTok не только поднял рынок социальных сетей, где, на первый взгляд, ничего нового, кроме дальнейшего господства Facebook-триумвирата, ждать не приходилось. Однако требования ограничить использование TikTok среди американских военных и государственных служащих ближе к середине 2020 года привели к попыткам заблокировать этот сервис в США и даже до реальных шагов для достижения этой цели.

Президент США Дональд Трамп подписал указ, согласно которому сервис TikTok должен был быть заблокирован для американцев или продан американской технологической компании. Помимо TikTok, Трамп запретил и другие китайские приложения, в частности WeChat – только выборы буквально спасли компанию от окончательной блокировки, хотя она и договорилась с Oracle и Walmart о покупке ее американского подразделения.

Если вспомнить, что блокировка соцсети сопровождалось запуском подобных TikTok сервисов другими американскими компаниями, например Facebook и YouTube, то становится понятно, что на самом деле ограничения доступа является ничем иным, как очередным примером нечестной конкурентной борьбы, реализованной под прикрытием якобы защиты национальной безопасности. Эта цель может прикрывать и многие другие сугубо экономические протекционистские действия, которые стали визитной карточкой администрации Дональда Трампа.

На данный момент история с TikTok еще не завершена, и компания продолжает переговоры по реструктуризации американских активов. Однако окончательный выход из ситуации вокруг китайского сервиса может стать прецедентом для борьбы с конкурентами – успешным или не очень, – которым будут пользоваться в других странах.

2021-й технологический

Именно завершение истории с TikTok станет одним из самых главных событий, за которым можно будет наблюдать в следующем году. Facebook/Instagram с более мягким подходом к модерации контента пользователей (если не полным ее отсутствием), особенно на фоне появления, на рынке социальных сетей еще одного игрока – проекта Parler, который отличается от привычных Facebook / Instagram более мягким подходом к модерации контента пользователей (если не полным ее отсутствием).

Требования Трампа внести изменения в статью 230 закона об этике в сфере коммуникаций (Section 230 of the Communications Decency Act), которая бы заставила соцсети тщательнее цензурировать контент пользователей, впервые прозвучали летом. Но от угроз тогдашний президент США перешел к действиям, пообещав наложить вето на оборонный бюджет-2021, пока не будет изменен Section 230. Как именно будет развиваться история вокруг главного закона, регулирующего рынок социальных сетей в Соединенных Штатах, – это еще одна история, достойная внимания.

2020 год также отметился тем, что сразу несколько штатов США запретили использование технологий распознавания, аргументируя это большим количеством предостережений относительно этих технологий и нарушением права граждан на приватность. Итак, в грядущем году можно будет увидеть, каким именно образом будет регулироваться эта технология в США и в Европе, и продолжится ли тренд на запреты.

Кроме того, показательными станут развитие стартапов и направлений, которые получили толчок во время пандемии (а особенно то, как они справятся с возвращением сотрудников в офисы, а покупателей – в магазины), эволюция фейковых новостей, а именно Deep Fake, а также криптовалютный рынок в целом и долгожданный запуск криптовалюты компанией Facebook.

Автор: Надежда Баловсяк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий