Деформация или эволюция онлайн бизнеса после завершения карантина

Как изменится онлайн-бизнес после завершения карантина. Офлайн-мир сегодня стал «на паузу», однако перед онлайн-бизнесом открылись новые возможности. Карантин может существенно изменить интернет-предпринимательство в Украине и мире.

Переселенцы из Крыма Яшар Фазилов и Ирина Петрашко уже пять лет живут в Львове. Они основали общественную организацию Club Lumière, занимающуюся образовательными проектами. Супруги – учителя французского языка три-четыре раза в год организовывали лагерь Club Lumière в Карпатах и в одном из регионов Франции, где им помогали еще несколько преподавателей.

Также Ирина несколько лет проводила Skype-уроки французского языка. Идея запуска собственной школы изучения французского у супругов была давно, они искали пути, чтобы систематизировать и монетизировать свой огромный опыт в работе с различной аудиторией. В реализации этого решения семью переселенцев останавливали начальные вложения, необходимые как минимум на аренду офиса. И именно карантин из-за коронавирусной инфекции дал этой идее возможность реализоваться онлайн.

Так родилась École Lumière – онлайн-школа французского языка, начавшая свою работу в конце марта. До конца апреля обучение в школе было бесплатным. Сейчас шестеро преподавателей занимаются с 230 слушателями в возрасте от 6 до 60 лет, в целом работает 13 групп, каждая из которых имеет занятия дважды в неделю.

Неожиданностью для основателей школы стало то, что среди их слушателей есть много украинцев, которые живут во Франции. Запуску школы предшествовали интенсивные консультации по методике работы онлайн. Для занятий они используют групповые видеочаты в Zoom и коммуникацию через Facebook.

«Мы живем в очень динамичном мире, нам хочется втиснуть как можно больше всего в ограниченное время. Наша школа, которая родилась в такие сложные для всего мира дни, дает нашим слушателям возможность экономить время и усилия. После завершения бесплатного периода, то есть после 28 апреля, мы планируем перейти на платный режим работы. Понимаем, что не все слушатели останутся с нами, однако мы готовы увеличить количество преподавателей, чтобы сделать меньшие группы и больше внимания уделять каждому нашему ученику», – комментирует организатор школы Lumiere и Club Lumière Яшар Фазилов.

Полный онлайн

Более чем успешный старт школы Lumiere – это далеко не единственный пример трансформаций, которые переживает традиционный украинский бизнес в период карантина. Эйфория первых недель, когда много активных пользователей интернета планировали онлайн-обучение и повышение квалификации в сети, нашла ответ в администрациях многих учебных проектов, которые или перевели обучение в онлайн со снижением цены, или предложили вообще бесплатные курсы или сделали доступными для всех отдельные учебные модули.

О переходе в онлайн также начал думать бизнес, которые до сих пор успешно существовал только в реальном пространстве. На дверях небольших магазинов массово появились объявления о работе онлайн и доставке. Часто при этом указывают либо адрес сайта, либо, что чаще, название аккаунта в Instagram.

Можно предположить, что если карантин затянется, то часть таких магазинов останется в онлайн, и не будет тратить денег на аренду физического помещения. А это означает рост конкуренции и для тех проектов, которые уже давно работают в интернете, и для тех, что только планируют выйти в новую для себя среду.

Андрей Здор, руководитель маркетплейс Bigl.ua, отмечает, что «после ослабления карантина привычка заказывать все через интернет может остаться. Но это зависит от качества обслуживания, что если опыт онлайн-покупок будет положительным, то люди не захотят возвращаться в офлайн-магазины. Во время кризиса покупатели больше доверяют проверенным брендам, поэтому рост онлайн-заказов сильнее испытывают большие торговые площадки, а не новые маленькие сайты». 

Цифровые платежи

Однако Евгений Шевченко, основатель и генеральный директор агентства интернет-рекламы UAMASTER, считает, что «привычка покупать товары и оплачивать коммуналку онлайн останется у большего количества людей, чем до карантина. Это даст новый толчок развитию электронной торговли в Украине».

В то же время, по его мнению, «в целом объем торговли, скорее всего, снизится, ведь покупательная способность украинцев может стать более низкой из-за кризиса. Однако доля онлайн-бизнеса вырастет. Этому будут способствовать изменения в образе жизни».

Такие тенденции подтверждает статистика Украинского процессингового центра (UPC), который отметил, что в марте украинцы совершили на треть больше онлайн-операций (на 29,3%), а их расходы выросли в 2,7 раза. Средний чек составлял 1400 грн., где еще год назад он был 500 грн. В марте наибольший рост показали онлайн-платежи за продукты питания, их объемы увеличились вдвое, а количество операций выросло на 126%.

На втором месте по показателям роста – заказ готовой еды: количество операций возросло на 63%, а расходы – на 93%. А еще украинцы на 51% чаще оплачивали услуги такси и потратили на эту услугу на 46% больше денег. В общем, количество операций по картам увеличилось на 8,6%, а их объемы – на 10%. В апреле специалисты UPC ожидают еще большего роста.

Инфраструктура для онлайн

С началом карантина в разных частях света использование видео и стриминговых сервисов активно возросло, и это происходило на фоне увеличения использования интернета в целом. Время, которое люди тратят на просмотр потокового видео, выросло более чем на 40% в Испании и Австралии.

А в США, по данным исследовательского агентства Nielsen, после введения карантинных мер, потребление видео увеличилось на 60%. Данные провайдеров некоторых стран ЕС свидетельствуют о росте активности игроков в компьютерные и видеоигры, что также увеличило трафик.

Такая динамика привела к тому, что ведущие видеоплатформы YouTube и Netflix были вынуждены снизить требования на разрешение в пользовании своего видео, по крайней мере, на территории Евросоюза, чтобы обеспечить качественный сервис и доступность проекта всем пользователям. Украинский медиа-сервис Megogo сообщил о незначительном росте количества пользователей в Украине, однако его внутренняя статистика свидетельствует, что пользователи начали просматривать видео на платформе дольше и чаще.

Такие тенденции свидетельствуют об имеющейся потребности в улучшении инфраструктуры интернета и внутри отдельных стран, и в том, что касается трансконтинентального сообщения. Это направление за последние недели получило рост инвестиций. Компания Samsung недавно предложила прогноз по ближайшим финансовым результатам. В нем предусмотрено снижение дохода от продаж смартфонов, которое будет компенсировано ростом продаж микросхем памяти для дата-центров.

Однако растет активность не только добропорядочных пользователей. Максим Благонравин, руководитель отдела маркетинга и PR компании «Хостмастер», администратор украинского домена.UA, отмечает, что уже сейчас фиксируется усиление DDOS-атак и активизация злоумышленников. По его мнению, это связано с тем, что в интернете увеличилось количество неопытных пользователей.

«Раньше люди работали внутри корпоративных сетей, защищенных средствами сетевой безопасности предприятия, а сейчас многие из них вынуждены использовать собственное оборудование. А домашние компьютеры и сети хуже защищены от всяческих угроз», – подчеркнул он.

Об увеличении числа атак, связанных с темой коронавирусной инфекции, говорят специалисты корпорации Microsoft, к тому же виртуальные злоумышленники разворачивают отдельную инфраструктуру, которая спекулирует на теме вируса. Среди основных угроз – вирусы-вымогатели, фишинговые письма и многое другое. К примеру, за последний месяц в сети появилось более 50 тыс. доменных имен, регистрация которых началась уже после начала пандемии, и 9% из них, по данным IT-компании Check Point, отмечены как подозрительные.

Цифровые развлечения

Первыми на новые карантинно-ограничительные условия, в которых пришлось жить почти всему миру, отреагировало онлайн-образование. А второй волной перехода в цифровое пространство можно считать онлайн-активность музыкантов и певцов. Многие из них взялись организовывать живые трансляции своих домашних концертов, чаще всего в Instagram. Так сделали и зарубежные звезды (Pink или Робби Уильямс), и отечественные (Юлия Санина из The HardKiss или Джамала). Некоторые известные люди показывали, как они готовят, или занимаются спортом.

А украинская поп-певица Оля Полякова запустила в своем Instagram-канале постоянную ежедневную рубрику «ПоляВидение». В первой половине дня певица на камеру занимается спортом или готовит, вечером организует прямой эфир с кем-то из украинских звезд, а в 22:00 читает сказку вживую.

Сейчас Полякова не называет статистику аудитории своего эксперимента, но в ней появилось объявление о вакансии режиссера-постановщика и инженера монтажа именно для этого направления. Это может свидетельствовать если не об однозначном успехе идеи, то, по крайней мере, о планах работать дальше и даже вкладывать в это средства. Вероятно, такие авторские проекты на популярных онлайн-платформах получат новый толчок и будут оставаться популярными и после завершения карантина.

Сфера развлечений достаточно активно отреагировала на ограничение карантина, и не просто перешла в онлайн, но и предложила новые форматы работы с клиентами. Если организованными взрослыми Zoom — и Skype-посиделками для детей после четырех недель карантина уже никого не удивишь, то Zoom-аниматоры (почасовые или такие, что работают весь день) – это бизнес, о котором еще несколько месяцев назад мало кто задумывался.

Однако количество таких предложений растет ежедневно, ведь родители вынуждены работать из дома, а потому более чем заинтересованы в их услугах. Появление таких сервисов расширяет географию и для их организаторов, и предоставляет больше возможностей для их заказчиков. Если домашняя воспитательница не может приехать домой, то иногда она занимается ребенком в режиме онлайн.

Организаторы некоторых детских тематических лагерей, которые не смогли провести свои запланированные на весенние каникулы активности, также перешли в онлайн. Среди предложенных программ есть театр блогеров, обучение иностранным языкам, занятия спортом, танцы, онлайн-курсы и многое другое. Такой формат для организаторов лагерей – это вынужденное решение, хотя оно может остаться и после завершения карантина, например как элемент дополнительного образования.

Карантинные ограничения заставили музыкантов искать другие способы взаимодействия с аудиторией на различных платформах. Live-концерты через Instagram организуют авторы популярных телевизионных шоу (например, команда «Голоса страны») и интерактивные музеи, как музей премии Грэмми на собственном сайте и в YouTube. Есть уже примеры концертов даже на игровой платформе Twitch.

Более того, некоторые из музыкантов начали продавать билеты на онлайн-трансляции, к тому же с дифференциацией цен: от самого дешевого предложения $10 за билет на один концерт до $35 на несколько, $55 – на несколько плюс постер с автографом. Такое предложение актуально для концерта инди-рок группы Sure Sure. А за $75 можно купить билет на Live-концерт, постер и участие в Zoom-встрече с музыкантами.

В Беларуси до начала апреля продолжался футбольный чемпионат. Поскольку это было едва ли не единственное спортивное соревнование в мире, которое еще не отменили, его смотрели по всей планете. Права на трансляцию купили 11 стран мира. Однако новые фанаты, которые появились у белорусских футболистов, не могут попасть на матчи.

Один из футбольных клубов этой страны перед полуфиналом запустил продажу виртуальных билетов. Покупатели получат бумажный билет, журнал и видео с матча, а еще им пообещали виртуальное присутствие на стадионе. Непосредственно перед игрой работники стадиона рассадили на трибунах манекены и наклеили на них фотографии владельцев виртуальных билетов. Эту идею поддержала администрация клуба «Динамо» из Бреста, и планирует повторить в финале и отправить часть вырученных средств на борьбу с коронавирусной инфекцией.

Тенденция по организации полноценных цифровых развлечений никуда не исчезнет, даже разовьется и после карантина. Можно ожидать появления платных трансляций популярных музыкальных фестивалей и концертов мировых звезд. Доступность таких билетов, по сравнению с билетами на посещение реальных событий, с одной стороны, даст деятелям искусств возможность расширить свою аудиторию, а с другой – возможность всем желающим посетить хотя бы в виртуальном пространстве фестивали вроде Sziget Festival, Atlas Weekend или Dekmantel.

Над инструментами монетизации задумываются также такие платформы, как Instagram и YouTube. В результате каждый организатор события без лишних усилий сможет организовать продажу его «онлайнового» посещения.

Телемедицина, удаленный туризм и многое другое

Ситуация с пандемией и требования по социальному дистанцированию дали толчок телемедицине. Украинцам предлагают контактировать со своим семейным врачом в случае возникновения симптомов, похожих на заражение коронавирусной инфекцией, частные клиники и отдельные врачи консультируют онлайн.

Недавно Google запустил новые функции своей поисковой платформы и сервиса карт, которые предусматривают отображение ссылок на национальные платформы виртуальной медицинской помощи. Комментируя эти изменения, топ-менеджеры Google отметили интерес к виртуальной и телемедицине. А также тот факт, что много американских страховых компаний начали покрывать стоимость виртуальных визитов к врачам, количество которых значительно возросло за последние недели.

Google предлагает врачам в своем Google-профайле размещать предложения о виртуальной помощи пациентам с указанием стоимости такого онлайн-визита.

К тому же начали появляться новые онлайн-услуги, да еще и такие, которые раньше никто даже не подумал, бы переносить в виртуальное пространство. Среди них – онлайн-гиды и экскурсоводы, которые организуют карантинные «посещения» интересных мест Киева и ряда европейских столиц. Такие предложения – это только начало. Вероятно, в будущем мы увидим виртуальные салоны красоты и фитнес-клубы, платформы для цифровых свиданий и услуги виртуальных дизайнеров интерьеров и многое другое.

Кризис – это возможность. Именно такое восприятие в период новых ограничений и невозможности стратегического долговременного планирования может стать толчком для многих компаний и бизнесов.

COVID-19 дал всем возможность увидеть цели, которые были на поверхности, однако о них никто не задумывался до появления тех ограничений, с которыми мы живем последние несколько недель.

Первым на новые карантинно-ограничительные условия отреагировало онлайн-образование. А второй волной перехода в цифровое пространство можно считать онлайн-активность музыкантов и певцов. Многие из них взялись организовывать живые трансляции своих домашних концертов, чаще всего в Instagram.

Автор: Надежда Баловсяк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий