Демографические результаты введения помощи при рождении ребенка

Статья посвящена исследованию влияния введения помощи при рождении ребенка на тенденции рождаемости в современных условиях. Рассматриваются изменения в течение процессов рождаемости в период после введения помощи и существенного увеличения ее размера, влияние помощи при рождении на уменьшение имущественного неравенства, социологическое измерение влияния помощи на детородные ориентации.

Ключевые слова: рождаемость, помощь при рождении ребенка, семейная политика, детородные ориентации.

Актуальность темы. Вопрос влияния финансовых инструментов семейной политики в демографических тенденциях приобретает особенную актуальность в условиях современной Украины, когда уже прошло некоторое время после введения значительной помощи при рождении ребенка, и заметны определенные позитивные сдвиги в рождаемости населения.

Поскольку катализатором изменений в семейной политике Украины стал затяжной демографический кризис, результаты этих изменений также требуют оценки именно в демографическом контексте. Исследование демографических последствий введения помощи при рождении ребенка является необходимой предпосылкой для принятия новых демополитических решений.

Анализ последних исследований. Влияние различных компонентов семейной политики  рождаемости исследуется в работах многочисленных зарубежных ученых, в частности таких, как Г. Беккер, П. Макдональд, Д. Коулмен, Р. Лестег, Д. Ван де Каа, А. Готье, В. Н. Архангельский, Е. М. Щербакова, А. Г. Вишневский.  Среди отечественных ученых вопросы трансформации динамики рождаемости под влиянием демополитических изменений поднимались в работах В. С. Стешенко, И. А. Курило, С. Ю. Аксеновой.

Полученные результаты часто противоречивы, однако большинство исследователей сходится во мнении, что финансовые инструменты семейной политики имеют некоторое положительное влияние на течение процессов рождаемости.

Целью данной статьи является исследование влияния значительного повышения размера материальной помощи при рождении ребенка на рождаемость.

Изложение основного материала. Помощь при рождении ребенка, как вид социальной помощи, введена в Украине еще в 1993 году, согласно закону Украины «О государственной помощи семьям с детьми». Однако в то время экономический кризис и гиперинфляция нивелировали любые социальные инициативы руководства страны, и длительное время объемы помощи были на крайне низком уровне.

На протяжении 1990-х годов, наряду с социальными проблемами бедности семей с детьми, страну охватил и демографический кризис, который проявился в значительном падении уровня рождаемости и осязаемой депопуляции.

На рубеже тысячелетий рождаемость в Украине была на сверхнизком уровне – суммарный показатель рождаемости составил около одного ребенка на женщину, что было одним из самых низких значений этого показателя среди стран Европы и мира.

С 2001 года уровень рождаемости изменил тенденцию падения на положительную динамику, однако темпы роста были крайне медленными. Сочетание демографического кризиса с нерешенными проблемами бедности семей с детьми побудили к поиску путей решения этих вопросов путем активизации семейной политики.

Начиная с 2005 года, пособие при рождении ребенка в Украине выплачивается в весьма значительных объемах. За это время помощь несколько раз росла и достигла чрезвычайно высокого, даже по европейским меркам, уровня (если с 01.01.2004 г. размер единовременного пособия при рождении ребенка составлял 684 грн., то с 01.04.2005 г. сумма составила 8497 грн.).

Также менялась схема ее предоставления. В 2008 году произошла дифференциация объема выплат по очередности рождения ребенка, а с 2011 года объем пособия рассчитывают в зависимости от прожиточного минимума. И, соответственно, с того времени ее объем систематически растет (сумма помощи кратной 22 размерам прожиточного минимума при рождении первого ребенка, 45 размерам – при рождении второго и 90 размерам – при рождении третьего и последующих очередностей детей).

С 2011 года состоялась также некоторая пролонгация выплат во времени, после чего помощь приобрела вид, фактически, промежуточного варианта между одноразовым грантом при рождении ребенка и системой длительного содействия родителям с детьми.

Материальная помощь при рождении ребенка и в первые годы его жизни стала весомым инструментом социальной и семейной политики, что дает возможность положительно повлиять на материальное положение семей с детьми. Вклад государственной помощи семьям с детьми в борьбу с бедностью и имущественным неравенством, в частности, прослеживается по динамике вклада данной помощи по коэффициенту Джини.

Начиная с 2006-го года, вклад помощи семьям с детьми в ослабление имущественного неравенства постоянно растет. Наиболее ощутимым этот взнос был в 2010 году после очередного расширения объема выплат.

Поскольку предпосылкой активизации семейной политики выступил демографический кризис, то и цель, соответственно, заключалась в содействии детородной активности населения, что следует из законодательных актов, регулирующих в целом семейную политику Украины.

Это прослеживается за реализацией Указа президента Украины «О мерах по поощрению рождаемости в Украине» от 03.01.2002 г. и «Стратегии демографического развития на период до 2015 года». Итак, основной оценкой эффективности помощи при рождении ребенка должно быть именно демографическое измерение.

Безусловно, последнее десятилетие характеризуется ростом рождаемости и постоянным сокращением естественной убыли населения, которая в нескольких областях даже сменилась незначительным естественным приростом. Это позволяет говорить о смягчении  демографического кризиса.

Такое развитие демографических процессов порождает представление о незаурядной эффективности помощи при рождении ребенка, однако вопрос ее вклада в данный рост остается дискуссионным, поскольку влияние других объективных факторов роста рождаемости невозможно игнорировать.

В частности, следует упомянуть такие факторы. Это реализация отложенных во время экономического кризиса 1990-х гг. рождений в посткризисный период, трансформация возрастной модели рождаемости и реализация отложенных в предыдущие годы рождений на более поздние периоды жизни, рост числа женщин активного репродуктивного возраста в связи с вхождением в него более широких, чем предыдущие, поколений 1982-1989 гг. рождения.

Не следует забывать также, что рост рождаемости после 2000 г. происходил во всех странах Европы, что говорит о наличии определенных общеевропейских факторов влияния, еще до конца не изученных. Существование такой значительной совокупности факторов заставляет осторожно говорить о влиянии выплат при рождении ребенка на прирост рождаемости, однако наличие такого влияния тоже прослеживается по сдвигам в демографических показателях.

Наиболее ощутимый рост суммарного показателя рождаемости пришелся на период между значительным повышением пособия при рождении ребенка в 2005 году и финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг., после чего тенденция роста суммарного показателя рождаемости изменилась его стабилизацией на достигнутом уровне.

Цепные темпы прироста суммарного показателя рождаемости достигали максимальных значений в 2006-2008 гг. Как результат – заметно уменьшилась естественная убыль населения. Несмотря на это, сейчас все еще имеем естественную убыль населения, хотя и значительно меньшую, чем десятилетия назад. И в целом ситуация свидетельствует о том, что решить этот вопрос лишь в плоскости пронаталистской политики вряд ли удастся.

В краткосрочном периоде, безусловно, мы наблюдаем, что рост детородной активности, в определенной степени стимулируется помощью при рождении ребенка. Если до 2008 года еще можно говорить о компенсационном подъеме рождаемости после падения 1990-х гг., вызванного откладыванием деторождения под влиянием социально-экономических катаклизмов и в результате трансформации возрастной модели рождаемости, то к концу десятилетия компенсационный потенциал иссяк.

Продолжение роста показателей рождаемости последних лет уже в большей степени можно обосновать более полной реализацией детородных установок, среда для которой улучшилась, в частности, под влиянием материальной помощи при рождении.

Если сравнивать с другими странами Европы, то Украина сейчас имеет значение суммарного показателя рождаемости, несколько ниже среднеевропейского уровня. Хотя рождаемость росла практически во всех европейских странах, прирост ее в Украине происходил несколько более значительными темпами. В течение последних нескольких лет суммарный показатель рождаемости в Украине (а также в Чехии и России) вырос более существенно, чем в других странах Европы с низкой рождаемостью.

Если в начале десятилетия эти страны характеризовались самой низкой рождаемостью, то в конце десятилетия они опередили по ее уровню большинство стран Восточной, Центральной и Южной Европы. Стоит вспомнить, что именно в этих странах в наибольшей степени активизировалась семейная политика в прошлом десятилетии, и такую динамику можно считать одним из ее положительных последствий в кратковременном периоде.

В период между 2000 и 2005 годами (до значительного повышения помощи при рождении ребенка) рождаемость росла неравномерно по территории Украины. Положительную динамику показателей рождаемости страны в значительной мере обеспечивало несколько регионов (а именно – г. Киев, Киевская, Одесская, Запорожская, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская области и АРК). А в остальных регионах рост рождаемости был либо незначительным, либо его не было.

Объяснить это можно, с одной стороны, специфической половозрастной структурой этих регионов, сформированной под влиянием трудовой миграции молодежи в крупные города и лучшими возможностями заработка и обеспечения семьи и детей, с другой – низким «дном» падения суммарного показателя рождаемости на протяжении предыдущего десятилетия, что спровоцировало более ощутимый компенсационный подъем.

В период с 2005 по 2008 годы, после значительного повышения пособия при рождении ребенка, прирост суммарного показателя рождаемости происходил уже равномерно по всей территории Украины, включительно с теми областями, где до этого не наблюдалось прироста рождаемости. Поэтому можно предположить, что повышение помощи при рождении ребенка способствовало ускоренной реализации деторождений.

Повышение пособия в 2008-м году произошло незадолго до финансово-экономического кризиса 2008-2011 гг., и потому оно имеет чуть менее ощутимое положительное влияние на материальное положение семей с детьми, в связи с ухудшением общей экономической ситуации.

Соответственно, несмотря на рост пособия при рождении, говорить о существенном улучшении экономических условий детородной активности не приходится. Прирост рождаемости после 2008 года происходил значительно меньшими темпами и ощутимым он был лишь в нескольких областях.

После 2005-го года заметно росли доли рождений вторых, третьих и последующих очередностей. В контексте существующих детородных ориентаций, согласно которым желаемое количество детей — на уровне 1,9 ребенка, это чрезвычайно важное достижение. Соответственно, часть населения смогла реализовать свои детородные ориентации относительно рождения большего количества детей.

Анализ структуры рождаемости до и после значительного повышения пособия при рождении ребенка свидетельствует, что после 2005 года ускорились темпы роста доли вторых рождений и доли третьих и последующих рождений. После 2008 года рост данных показателей продолжился более ощутимыми темпами.

Поскольку в современных условиях большинство населения ориентируется именно на  семью, что имеет  двух детей, рост удельного веса вторых рождений свидетельствует также о систематическом увеличении количества лиц, полностью удовлетворивших свои детородные установки. Это можно считать выражением положительного влияния помощи при рождении ребенка на детородное поведение населения.

Самый ощутимый прирост доли вторых рождений наблюдался в наиболее кризисных, с точки зрения демографии, регионах Востока, Юга и Центра Украины, начиная с 2001 года. Прирост 2005-2008 и 2008-2011 гг. является более существенным, однако отличие не значительное.  Если в 2001 году доля детей второй очередности областей Западной Украины на 12% превышала данный показатель в самых депрессивных регионах, то в последние годы она является более или менее равной во всех регионах страны.

Связать это можно с более глубоким «дном» падения суммарного показателя рождаемости и, соответственно, более ощутимым компенсационным подъемом, а также различиями социальной среды регионов Украины.

Прирост доли третьих и последующих рождений наблюдался в равной мере по всей стране, причем наиболее ощутимым он был между 2008 и 2011 гг. Другими словами, в период финансово-экономического кризиса в Украине происходил ощутимый рост именно третьих и последующих рождений.

В то же время это период после введения ранжирования гранта при рождении по очередности рождений, в результате которого возросла именно материальная поддержка детей «высоких» очередностей рождения. Это косвенно доказывает, что оказание материальной помощи при рождении ребенка способствовало более полной реализации детородных ориентаций населения.

По данному показателю существенные различия между регионами сохранились и до сих пор — значения доли колеблются от 8% в Киеве и Харьковской области до 30% в Ровенской области.

Рост рождаемости является важной целью семейной политики Украины, прежде всего, в контексте существующей депопуляции. Однако, оценивая дальнейшие перспективы развития как семейной политики Украины в целом, так и материальной помощи при рождении ребенка в частности, стоит понимать, что это не единственный путь бороться с депопуляцией.

Если проранжировать страны Европы по уровню рождаемости, то станет заметно, что есть ряд стран, значение суммарного показателя рождаемости которых находится на более низком уровне, чем в Украине, и которые, при этом, имеют естественный прирост населения (Польша, Испания, Словакия).

Значительное количество стран, где наблюдается естественный прирост населения, имеют уровень рождаемости сопоставимый с украинским, или не существенно выше (Австрия, Чехия, Словения, Македония). Целесообразно заметить, что ряд восточноевропейских стран находится в схожем с Украиной положении, в частности Россия, Хорватия, Беларусь, Болгария.

Следовательно, меры по преодолению депопуляции нужно осуществлять не только в области рождаемости, а также бороться с высоким уровнем смертности в Украине. Это замечание особенно актуализируется в контексте длительного роста рождаемости (который имеет свои потенциальные пределы) и ожидания дальнейшего негативного влияния на динамику рождаемости половозрастной структуры страны.

Определенную информацию для оценки эффективности семейной политики и влияния пособия при рождении ребенка на рождаемость дают исследования социологического характера, что анализируют мнения населения относительно роли тех или иных инструментов семейной политики. Важность применения именно социологического подхода в исследовании результатов семейной политики подчеркивает, в частности, В.Н. Архангельский.

Результаты исследований 2008, 2009 и 2010 гг.  свидетельствуют, что доля опрошенных, которые отметили влияние материальной помощи на свои детородные планы, является стабильной на уровне 12-14%. Эту цифру можно считать максимально возможным значением вклада выплат в прирост рождаемости последних лет.

В целом влияние на детородные планы существенного повышения единовременного пособия при рождении может быть оценено как весьма незначительное. Подавляющее большинство (87,4%) опрошенных лиц в 2009 году заявили, что помощь никаким образом не повлияла на их детородные намерения.

Что касается тех, на кого значительная материальная помощь при рождении ребенка все-таки повлияла, то это составляет 5,8% от всех респондентов. Что уже родили ребенка в течение периода, прошедшего со времени его введения, 4,7% – планируют родить через 2-3 года, 1,1% – ждут рождения ребенка в следующем году и 0,9% – ожидают это событие уже в текущем году.

Среди возможных факторов, которые могли бы способствовать росту рождаемости, существенно выделился один: 68,4% респондентов считают, что повышению рождаемости будет способствовать рост уровня оплаты труда, 41,5% выделяют улучшение жилищных условий семей с детьми.

А вот увеличение единовременного пособия при рождении ребенка как фактора влияния на детородное поведение признало только 26,9% населения (введение ежемесячного пособия семьям на детей – 24,7%, введение весомых налоговых льгот семьям с детьми – 21,4%).

Выводы. Подытоживая, можно констатировать позитивные изменения в динамике и структуре рождаемости, которые произошли в краткие периоды после внедрения и наращивания помощи при рождении ребенка. Возросла интенсивность деторождения, и увеличились доли детей высоких категорий в общей структуре рождаемости. Позитивные тенденции в рождаемости позволили уменьшить депопуляцию и смягчить демографический кризис.

Насколько рост рождаемости вызван спровоцированными изменениями в календаре рождений, и как отразилась активизация семейной политики на рождаемости реальных поколений – достоверно определить можно будет только в будущем, с полным завершением детородной активности современных поколений молодых людей.

Ожидать каких-либо существенных сдвигов в рождаемости как результата применения исключительно финансовых пронаталистских мер не приходится — об этом свидетельствует как весь опыт реализации семейной политики, так и то, что такие меры лишь частично соответствуют представлениям населения относительно путей преодоления препятствий для рождения ребенка.

Существенными препятствиями для реализации детородных намерений являются низкие трудовые доходы населения и жилищные проблемы, решение которых является наиболее актуальной задачей семейной политики Украины.

Автор: Б.О. Кример, кандидат экономических наук, Институт демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: borris7@meta.ua

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий