Демографические вызовы в Украине на современном этапе

Демографические вызовы, которые все отчетливее встают перед страной, не менее опасны, чем экономические или политические.

Демографические вызовы редко привлекают серьезное внимание. Причем речь идет не только о политикуме или информационном пространстве, но и о заинтересованности самих украинцев. Так, время от времени появляются упоминания о том, что «нас уже не 52 миллиона», о большом количестве украинских заробитчан, которые вынуждены искать судьбу за рубежом, или что их переводы средств домой, значительно больше иностранных инвестиций, а в последнее время и об упрощении доступа к украинскому рынку труда для иностранцев.

Спорадически в СМИ появляется и информация о дерзости этнической мафии или конфликтах с инокультурными иммигрантами на рынках. Однако все эти разрозненные сообщения обычно не вынуждали к более глубокому осмыслению вызова, который становится все отчетливее.

Опасное сочетание 

Его можно сформулировать достаточно лаконично: «Для кого Украина?». Для кого сегодня развивается инфраструктура, идет поиск путей экономического развития, реформирование различных сфер и отраслей? Ответ не такой однозначный, как может показаться на первый взгляд. Банальное «для детей, внуков и следующих поколений» кажется не таким уж и очевидным, особенно если иметь в виду детей и внуков тех граждан, которые сегодня составляют украинское общество.

Украина медленно, но неуклонно втягивается в процесс очередного «великого переселения народов», вектор которого в настоящее время четко направлен к богатейшим государствам ЕС, как с его собственной периферии, так и из более отдаленных бедных и гораздо менее стабильных стран и регионов. Причем она втягивается в этот процесс не только как государство, которое активно поставляет трудовых мигрантов за границу, но и как место, в свою очередь все интереснее для десятков и сотен тысяч людей, которые ищут лучшей доли, чем они имеют в родных странах.

Дело не только в том, что Украина чувствует здесь для себя обратную сторону своего транзитного потенциала. Довольно стремительный рост номинальных доходов в валютном эквиваленте – мало ощутим для рядового украинца, поскольку происходит в сопровождении аналогичного, а то и более быстрого повышения стоимости жизни.

Однако буквально в течение нескольких последних лет это значительно повысило привлекательность страны для иностранцев, особенно из стран Азии и Африки. Для них имеет большое значение, или в стране средняя зарплата в крупных городах (куда обычно и приезжают на работу) составляет €200-300, а минимальная €50, как это было в Украине еще пять лет назад, или €500-700 и более €200 соответственно, как сейчас.

В то же время в самой Украине этот же процесс приводит к более высокому высвобождению трудоспособных граждан для работы за рубежом. Повышение номинальных доходов в валюте сопровождается не менее стремительным ростом и цен в той же твердой валюте. Последние у нас фактически сравнялись, а по отдельным видам товаров и услуг уже и превышают аналогичные показатели в соседних европейских странах.

При таких условиях более низкий уровень доходов толкает все большее количество граждан искать лучшей доли. Тем более что из-за незащищенности внутреннего рынка от азиатских поставщиков, количество высокооплачиваемых штатных рабочих мест в отечественном производстве постоянно уменьшается. Поэтому процессы трудовой эмиграции украинцев в ЕС и иммиграции все большего количества людей, особенно из более бедных стран Азии и Африки, становятся взаимно стимулирующими.

Чем большим будет становиться наплыв мигрантов в Украину и их давление на рынок труда, тем активнее будет и отток украинцев за пределы страны. Многие люди реагируют на это как на закономерный процесс. Мол, через это прошли многие государства Западной Европы, в него втягивается ряд государств Центральной Европы, поэтому нет ничего страшного в том, что и Украина примет участие в этом «неотвратимом движении к развитию».

Но на самом деле все не так просто. Не только потому, что это будет означать, что наше общество, которое все еще не преодолело тяжелых последствий колониального прошлого для идентичности, вынуждено будет столкнуться еще и с вызовами нового «мульти культурализма». И потому, что в случае движения Украины по инерционному сценарию развития эти процессы могут зайти гораздо дальше, чем это произошло в Западной Европе.

Масштабы эмиграции оттуда на соответствующем историческом этапе были очень незначительными. Мотивов выезжать, особенно для широких слоев, было несравненно меньше, да и стран, куда был смысл податься, не так много, как для сотен миллионов европейцев.

Высвобождая место

В современной Украине ситуация совсем другая. Эмиграционные настроения в той или иной степени присущи более половине всей украинской молодежи (например, нынешний летний опрос «Рейтинга» фиксировал цифру в 54%). В случае если в полной мере заработает еще и фактор их вытеснения мигрантами из других стран, эти показатели, возможно, не только вырастут, но и это завершиться реализацией настроений молодежи.

Не говоря уже о том, что и без того наблюдается все большая асимметрия в процессе смены поколений. В трудоспособный возраст вступают рожденные граждане во времена демографической ямы второй половины 1990-х – начала 2000 годов, а выбывает из него более многочисленное поколение предела 1950-1960 годов. Разница в рождаемости между ними более чем двукратная.

Например, если в 1960 году в Украине родилось 870 тыс. человек, то в 2000-м – всего 385 тыс. человек. Если за пределами Донецкой и Луганской областей людей в возрасте 55-59 лет на подконтрольной Украине территории сейчас насчитывается 2,43 млн. человек, то в возрасте 15-19 лет, которые должны были прийти им на смену на рынке труда, уже имеется лишь 1,67 млн. человек.

Если же учесть, что значительная часть и этой молодой смены уже покинула или покидает страну как трудовые мигранты, или как студенты иностранных вузов (которые в основном не планируют возвращаться), то на каждых двух-трех украинцев старшего поколения, что прекращают работать, приходится едва ли один человек. Что останется в течение ближайшего времени на отечественном рынке труда. Это приводит к более острому дефициту на рынке труда, который особенно заметен в сферах и профессиях, которые молодое поколение в основном не рассматривает как вариант для трудоустройства из-за низкого уровня оплаты и престижности.

Дальше ситуация будет только ухудшаться. Сейчас молодежи в возрасте 33-37 лет почти 3,1 млн., а детей младше пяти лет всего 1,6 млн. Учитывая снижение рождаемости представителей еще младшего поколения, которое должно было бы заменить нынешних тридцатилетних на рынке труда, за 20-25 лет будет еще меньше.

Если в 2015 году, несмотря на активную фазу боевых действий на Востоке и резкий спад уровня жизни, на подконтрольной территории родилось более 414 тыс. детей, то в 2020 году уже лишь 293 тыс., а в этом году ожидается еще меньше (за три квартала – 205 тыс.). Да и родителями все чаще становятся те, кто и сам был рожден во времена предыдущей демографической ямы второй половины 1990-х – начала 2000 годов.

В то же время все попытки обоснования снижения уровня рождаемости в Украине «демографическим переходом», урбанизацией и эмансипацией женщин больше не выдерживают критики. Уже даже в гораздо более состоятельных, урбанизированных и эмансипированных странах показатели рождаемости заметно выше, чем в Украине.

Причем со временем ситуация у нас и у них обычно движется в противоположных направлениях или по крайней мере в Украине она ухудшается значительно быстрее. Например, тогда как суммарный коэффициент рождаемости в Украине опустился со 151 ребенка на 100 женщин в 2015 году до 122 в 2020 году, в соседних Польше он, наоборот, вырос за то же время со 132 до 138, в Германии – со 150 до 153, в Словакии достиг 159.

Ежегодно у нас рождается гораздо меньше детей, чем в гораздо меньших американском штате Техас (378 тыс. 2019 года при 29 млн. жителей) или Австралии (306 тыс. в 2019 году при 25,6 млн. жителей).

Поэтому при нынешних демографических тенденциях обычная смена поколений (даже не принимая во внимание эмиграцию в страны ЕС) приведет к тому, что в Украине за определенное время останется не более 20 млн. жителей. По крайней мере, потомков тех, кто проживает здесь теперь. Сколько нужно вычесть из этой цифры для учета влияния трудовой миграции украинцев на Запад? Еще три, пять или десять миллионов? Не только тех, кто уедет, но и тех, которые не родятся, по крайней мере, здесь. Можно лишь предполагать.

Действительно говоря, что если страна и дальше будет эволюционировать в направлении производства продовольственного и промышленного сырья, теряя имеющиеся и не создавая взамен новых производств готовой продукции, то таких демографических ресурсов и их трудоспособной части будет вполне хватать.

Наконец, уже и сейчас в названных секторах работает гораздо меньше миллиона украинцев. А всего в четыре раза меньше Украины по территории в американском штате Айова проживает чуть более 3 млн. жителей. Это не мешает ему быть безусловным лидером по производству зерна, мяса и другой сельскохозяйственной продукции, производя ее, в зависимости от вида, в объемах, сравнимых или больших объемов производства современной Украины.

Привлекательная для них страна

Однако такая удобная территория на одном из маршрутов великого переселения в ЕС вряд ли может оставаться столь малозаселенной. Место украинцев просто займут разнообразные иммигранты, точно так же, как во время прошлых переселений в мировой истории. А это уже создаст вызов, как идентичности, так и государственности.

Наплыв в Украину иностранцев преимущественно из азиатских и африканских стран уже и сейчас достаточно динамичен, даже исходя из официальных данных, которые по понятным причинам являются лишь верхушкой айсберга. Всего на начало октября 2021 года только на официальном учете иммигрантов в Государственной миграционной службе находилось уже свыше 300 тыс. человек, если сравнить с 250 тыс. на начало 2016 года.

В то же время по официальным данным Госстата чистая иммиграция в Украину (превышение числа тех, кто въехал, над теми, кто уехал из страны) — только за 2010-2020 годы составила 213,8 тыс. Из них 144,5 тыс., или более чем две трети, составляли выходцы из стран Азии и Африки.

Причем если в 2010-2014 годах на африканцев приходилось лишь 9,2% от общей чистой иммиграции, то в 2015-2020 годах уже 25,4%. Выходцы из стран Азии увеличили свою долю в чистой миграции в Украину с 48,2% в 2010-2014 годах до 65,1% в 2015-2020 годах. Совокупно в течение последних лет на них приходилось уже более 90% от общего количества иммигрантов.

При этом, как свидетельствуют данные Госстата, львиная доля иностранцев, поселившихся в Украине, – это молодые мужчины и женщины. Поскольку среди иммигрантских сообществ особенно распространен брак с женщинами из стран происхождения, это создает еще один мощный канал получения права на проживание в Украине на официальных началах. Детей они обычно рожают уже в Украине, а те, следовательно, на законных основаниях получают ее гражданство в соответствии с нашим законодательством.

Данные миграционной службы свидетельствуют, что общее количество выданных паспортов граждан Украины «по праву рождения» только за последние семь лет составляет 73,9 тыс. (вместе с 9 месяцами 2021 года – почти 82,5 тыс.).

Также из года в год растет количество задержанных нелегальных мигрантов. В 2015 году – 5,1 тыс., 2016-м – 6,4 тыс., в 2017-м – 9,7 тыс., 2018-м – 11,2 тыс., в 2019-м – 12,9 тыс. Некоторое уменьшение этого показателя в условиях пандемии COVID-19 кажется лишь временным явлением, не говоря уже о том, что большинство остается незаметным для государственных органов. В том числе и потому, что закрывание глаз на нелегальных иммигрантов уже давно стало выгодным делом, которое компенсирует довольно скромные официальные доходы должностных лиц в этой сфере.

Росту трудовой миграции может поспособствовать и все более активный лоббизм со стороны украинских работодателей. Стратегию «простых» путей решения проблемы дефицита дешевой рабочей силы в главных экономических центрах страны они активно проталкивают уже и на законодательном уровне.

Сейчас официальных разрешений на проживание в связи с трудоустройством в 2016 году выдали 2,8 тыс., в 2018-м – 5 тыс., в 2019-м – уже 14,2 тыс., и, несмотря на некоторое уменьшение из-за пандемии в 2020 году, за 11 месяцев 2021 года их количество снова достигло 12,2 тыс.

Однако в ВР уже зарегистрирован законопроект №5795, который предполагает «упрощение для обеспечения потребности работодателей в рабочей силе, которая может быть удовлетворена за счет применения труда иностранцев и лиц без гражданства, обеспечение равных условий труда для граждан Украины и иностранцев». В случае его принятия количество разрешений на работу может вырасти в десятки, если не сотни раз.

Сохранить себя

Имеем опыт европейских стран, которые до сих пор не знают, что делать с провалом эксперимента «мультикультурализма», и возможностью и обязанностью принятия упреждающих мер уже сейчас, чтобы избежать подобных проблем в собственной стране. Более того, в условиях Украины эти вызовы дополняются собственной спецификой.

Основными местами концентрации иностранных мигрантов у нас уже сейчас являются преимущественно города на Юге и Востоке и в меньшей степени крупные города центра и других регионов. Например, по данным Госстата, более 80% всех иммигрантов поселились именно в городах, и обычно речь идет либо о крупнейших в стране, либо об их окрестностях.

Да и по данным Государственной миграционной службы, львиная доля нелегальных иммигрантов обнаруживается именно в основных экономических центрах страны: в Киеве и области, на Харьковщине, в Одесской области, на Днепровщине и Запорожье.

Поскольку процесс украинизации городов Центра, не говоря уже о Юге и Востоке, оставляет желать лучшего, то новые переселенцы в условиях нехватки эффективной интеграционной политики будут пополнять ряды индифферентной, а то и скептической в отношении украинского государства и его интересов постколониальной массы населения.

Иммиграционный вариант решения демографических проблем имеет печальные перспективы и в социально-экономической плоскости. Обычно во всех странах Европы такие переселенцы, во-первых, не демонстрировали и не демонстрируют стремления к ассимиляции в имеющуюся среду стран, в которых они прибывают; во-вторых, не проявляют особого желания платить налоги или тратить свои кровные на содержание социальных стандартов в этих государствах.

Роль семейно-клановых отношений у них определяющая, и именно на них возлагают основные функции взаимопомощи и поддержки социально уязвимых слоев населения или пожилых людей. Поэтому они демонстрируют привычку к труду в теневой, а зачастую и коррупционной модели экономики.

Наконец, в контексте технологических изменений, к которым подходит мир, Украине важно не допустить наплыва трудовых иммигрантов для компенсации выбывших на заработки украинцев. Напротив, сформулировать четкое долгосрочное послание бизнесу о том, что завоз дешевых трудовых ресурсов не будет происходить ни теперь, ни в перспективе.

Это может поставить его перед фактом, что ориентироваться нужно на автоматизацию и роботизацию производственных процессов, планомерно и последовательно готовиться к более дорогой стоимости труда в Украине, стимулировать и инвестировать в подготовку и повышение квалификации украинских работников.

Уменьшение разрыва в уровне оплаты труда в Украине и странах ЕС при условии одновременного повышения ее производительности на родине снизит привлекательность трудовой миграции для украинцев. Вместе с автоматизацией и роботизацией производственных процессов и в то же время более активной демографической политики, направленной на увеличение рождаемости, это поможет избежать и дефицита рабочих рук.

Конечно, такие действия могут потребовать временного принятия мер для защиты внутреннего производства от демпинга и поддержки его инвестиционной активности. Значит, без изменений экономической политики не обойтись. Однако, без ее пересмотра динамичное развитие и модернизация украинской экономики в любом случае будут невозможными.

Однако умелое сочетание как испытанных историей развитых стран механизмов социально-экономической политики, так и новейших технологических возможностей вполне способны обеспечить и экономическое развитие, и укрепление национальной идентичности и обезопасить общество от вызовов новейшего «великого переселения народов».

Модернизации страны это никоим образом не помешает, ведь в мире достаточно примеров государств, что успешно осуществили ее и достигли высоких уровней развития без опасных игр в «мультикультурализм» или наплыв иностранных рабочих рук. От Японии или Южной Кореи до Сингапура и Израиля.

Но без эффективного ответа на демографические и вызовы цивилизации современности рискуем потратить ближайшие десятилетия на строительство дома для других, а украинцев нынешнего и ближайших поколений превратить только в расходный материал.

Автор: Александр Крамар

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий