Целью статьи является исследование современных макроэкономических особенностей поступления средств от трудовых мигрантов в Украину, выявление их специфики в региональном разрезе. Рассмотрено влияние трансфертов мигрантов на социально-экономичные процессы на макроуровне и на уровне домохозяйств.
Дополнительно выделен региональный уровень анализа (мезоуровень), по результатам которого можно будет проводить более эффективную региональную политику стимулирования и рационального использования средств от мигрантов. Проанализированы статистические данные Национального банка Украины относительно динамики частных денежных переводов и указано на важность по совершенствованию методики учета неформальных каналов их поступления.
Сделан обзор и исследованы региональные аспекты поступления средств мигрантов, особенности и каналы их направления в Украину, в частности, выявлены характерные отличия динамики денежных переводов в западные области страны.
Развиты методичные подходы к определению объемов переводов трудовых мигрантов на региональном уровне, что дало возможность приближенно оценить суммы таких поступлений по формальным и неформальным каналам в разрезе укрупненных территориальных зон Украины. Оценка переводов мигрантов по неформальным каналам осуществлена с учетом склонности мигрантов к применению таких способов передачи средств, в зависимости от страны пребывания мигранта.
Оценка формальных переводов мигрантов базировалась на официальной статистике НБУ относительно переводов физических лиц в иностранной валюте в Украину в разрезе регионов. На западные области приходилось 53,17% переводов трудовых мигрантов; на восточные – 18,47%; на южные – 10,61%. По результатам расчетов общие переводы трудовых мигрантов в Украину оценены в 17,64 млрд. долл. США на протяжении 2015-2017 гг.
Всего в стране преобладает доля переводов, направленных по неформальным каналам (10,09 млрд. долл. США), однако в территориальном срезе выявлены существенные дифференциации. Для детализации и с целью более точной оценки региональной специфики рекомендовано совершенствовать подходы к мониторингу потоков денежных переводов как на макроуровне, так и в региональном разрезе.
Ключевые слова: денежные переводы, оплата труда, регион, трудовые мигранты, формальные и неформальные каналы.
Постановка проблемы. Оценка количественных и качественных характеристик частных денежных переводов на протяжении многих лет в Украине наталкивается на проблемы объективного определения их реального масштаба, каналов поступления в страну, географической структуры и тому подобное. В комплексе очерчены проблемные аспекты тесно связанные с масштабом трудовой миграции из Украины, который тоже оценивается по-разному.
Согласно с исследованиями, выполненными GfK Ukraine по заказу представительства Международной организации по миграции, в Украине в 2017 году, на момент опроса, за рубежом находилось 915 тыс. человек трудовых мигрантов. По данным агентства Bloomberg, лишь в Польше в 2018 году было зарегистрировано 1,5 миллиона трудовых мигрантов из Украины, не исключено, что еще полмиллиона работают без регистрации.
По результатам обследования Государственной службы статистики, в течение 2015-2017 годов выявлено 1,3 млн. человек трудовых мигрантов. Даже по этим данным есть все основания делать вывод о неполноте охвата обследованиями населения Украины, которое принимает участие в трудовых миграционных выездах за границу.
Кроме того, следует отметить, что практически отсутствуют данные о точных объемах переводов трудовых мигрантов в региональном срезе с учетом как формальных, так и неформальных каналов поступлений, в том числе на приграничные территории (регионы), а это усложняет возможности оценки их влияния на мезо — и микроуровне.
Актуальность исследования. Значимость и важность объемов трансфертов трудовых мигрантов на определенных территориях в контексте как роста уровня благосостояния населения, так и повышения эффективности региональной политики проявляется в том, насколько результативными могут быть инструменты привлечения валютных поступлений.
В пользу физических лиц для их реального инвестирования не только в решение текущих нужд потребительского характера, но и развития инфраструктуры села (общины), активизации предпринимательской активности и так далее.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам трудовой миграции и вызванным ею потокам переводов средств, их мотивам и направлениям дальнейшего инвестирования посвящены труды следующих ученых. Это А. Гайдуцкого (A. Gaidutski), Т. Кизимы (T. Kizymа), И. Крупки (I. Krupka), П. Кухты (P. Kukhta), О. Купец (O. Kupets), Г. Ластовецкой (R. Lastovetska), Е. Либановой (E. Libanova), О. Малиновской, Дж. Франкеля (J. Frankel).
В подавляющем большинстве исследований внимание акцентировано на макроэкономических пропорциях и особенностях поступления средств из стран трудоустройства мигрантов в страны-реципиенты, на каналах формального и неформального их движения. Однако региональные аспекты инвестирования и расходования, заработанных за рубежом средств, попадают в зону внимания ученых.
Исследованиями трудоемких процессов в трансграничном регионе (Закарпатской области) занимались ученые Закарпатского регионального центра социально-экономических и гуманитарных исследований НАН Украины, Мукачевского государственного университета.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Несмотря на имеющийся задел, в современных условиях существенного роста потоков трудовой миграции и изменения ее географической структуры требуют более глубокого исследования характеристики этого явления на уровне регионов, возможности стимуляции и влияния средств, заработанных мигрантами за рубежом.
Постановка задачи. Целью статьи является исследование современных макроэкономических особенностей поступления средств от трудовых мигрантов в Украину, выявление их специфики в региональном разрезе.
Новизна работы заключается в развитии методичных подходов к определению объемов переводов от трудовых мигрантов на региональном уровне, что дало возможность оценить суммы таких поступлений по формальным и неформальным каналам в разрезе укрупненных территориальных зон Украины.
Фактический материал. Исследование базируется на данных Государственной службы статистики Украины. В частности статистики ВВП, ВРП, численности населения Украины по регионам на официальной статистике НБУ об объемах частных денежных переводов в Украину в 2008-2018 годах в разрезе формальных и неформальных каналов (макроуровень) и динамике денежных переводов в Украину в 2015-2018 годах по официальным каналам (мезоуровень).
Методы исследования. В процессе исследования использованы общенаучные методы анализа и синтеза для обобщения и систематизации роли денежных переводов на разных уровнях; метод сравнений – для выявления межрегиональных различий и влияния фактора приграничного расположения региона на объемы переводов; статистические методы – для сбора и систематизации данных; абстрактно-логический метод – для формулировки выводов по результатам исследования.
Основные результаты исследования. На протяжении последних 15-20 лет отечественные ученые изучали процессы трудовой миграции за границу, а также проблематику формирования доходов мигрантов и использования денежных переводов, поступающих в страну из-за ее пределов. В частности, О. А. Малиновская отмечает, что масштабы и динамика переводов мигрантов закономерно заострили внимание к их влиянию на социально-экономическое развитие.
А. П. Гайдуцкий предлагает рассматривать денежные переводы через призму миграционного капитала, который выполняет прямую и мультипликационную образующую капитал функцию, стимулирует человеческое, социальное и экономическое развитие домохозяйств, местных территорий и страны-реципиента в целом.
И. О. Онищук обращает внимание на стабилизационный и компенсационный характер переводов трудовых мигрантов, которые минимизируют риски, связанные с финансовой нестабильностью и рецессивными явлениями в украинской экономике. Р. Ластовецкая приходит к выводу, что «в долгосрочной перспективе переводы также стимулируют развитие инфляционных процессов через рост совокупного спроса населения».
В некоторых отечественных публикациях речь идет о частных денежных (валютных) переводах как о факторе финансовой безопасности и стабильности государства-получателя, ведь они способствуют укреплению национальной денежной единицы, уменьшению дефицита торгового баланса страны, способствуют фискальной консолидации. Также отмечено влияние переводов на развитие рынка финансовых услуг и его инфраструктуры.
К другим положительным направлениям влияния на развитие экономики стран происхождения мигрантов отнесены: рост ВВП; инвестиционный ресурс, действующий через рост спроса на товары; сокращение уровня бедности в регионах, откуда происходят мигранты; изменение структуры расходов домохозяйств; рост расходов на образование; улучшение условий проживания; положительное влияние на уровень занятости и экономический рост (в случае направления части средств на развитие предпринимательства).
Комплексный обзор угроз и вызовов, которые порождают переводы трудовых мигрантов для страны реципиента, включает: увеличение потребительских настроений, обесценивание авторитета труда, ориентирование на дальнейшую миграцию молодежи, дефицит рабочей силы в стране.
Если переводы создают спрос, который не удовлетворяется за счет роста местного производства, то они провоцируют инфляцию; при значительных объемах валютных поступлений происходит завышение курса национальной валюты, что снижает конкурентоспособность собственных товаров на международном и внутреннем рынках.
Переводы тормозят необходимые реформы и из-за снижения давления на правительства, и из-за ослабления социального напряжения, предотвращая общественные кризисы, которые вызывают изменения.
Обобщение проработанных теоретических подходов дает основания к выводу, что в научной литературе дискутируются три основных направления влияния переводов:
1) на благосостояние домохозяйств, уровень бедности и имущественное расслоение;
2) на занятость, производство и экономическое развитие;
3) сокращение дефицита торгового и платежного баланса, на состояние внутреннего валютного рынка. Значит, результаты влияния переводов изучаются на микро- и макроуровне.
Однако особый упор стоит делать и на мезоуровне их влияния, поскольку на этом уровне проявляются определенные специфические характеристики, как миграционных потоков, так и потоков валютных переводов из-за границы. Именно на региональном уровне реализуется государственная политика регионального развития и должна развиваться система стимулирования инвестиционного направления доходов мигрантов.
Кроме обоснования социально-экономической сущности и значения денежных переводов трудовых мигрантов проблемным остается вопрос их достоверной количественной оценки.
По информации НБУ, составление статистики частных переводов – более сложная задача по сравнению с другими компонентами платежного баланса, поскольку необходимо комбинировать различные источники информации (данные финансового сектора, опрос трудовых мигрантов, оценки на основании модели данных, зеркальная статистика стран, из которых поступают переводы), в зависимости от наличия тех или иных данных.
Во многих случаях это приводит к недооценке объемов и асимметрии в данных разных стран.
Также существует экспертное мнение, что показатель трансфертов физических лиц является весьма удобным инструментом для статистической манипуляции. Нацбанк может достаточно четко определять только те транзакции, которые осуществляют через международные платежные системы и банки. А поскольку остальная часть переводов не может быть оценена точно, то, «манипулируя этим показателем, можно ежегодно завышать показатель роста ВВП страны на 0,5–1%».
Изменение миграционного вектора путем переориентации краткосрочных мигрантов с России в Польшу после 2014 года привело к значительной недооценке объемов частных денежных переводов из-за чрезвычайно низкой доли официальных переводов из Польши.
В связи с этим, а также с рядом других объективных факторов, Департамент статистики и отчетности НБУ осуществил пересмотр методики расчета и перерасчет данных по частным переводам с 2015 года с использованием зеркальной статистики (данные основных стран-партнеров – Польши и России).
Основным результатом пересчета стало увеличение объемов частных денежных переводов в Украину, рост их доли по отношению к ВВП страны (до 8,2% в 2017 году) и изменение структуры по каналам поступления в сторону существенного увеличения неформальных каналов.
Произошло сокращение движения средств через корреспондентские счета банков, международные платежные системы и, соответственно, почти трехкратный рост доли доставленных в страну по неформальным каналам средств – до 47,88% в 2018 году по сравнению с 13,03% в 2008 году. Особенно резко структурные изменения проявились с 2015 года – года пересмотра методики.
Характерно, что география переводов в Украину существенно различается по каналам их поступлений. В 2017 году по официальным каналам больше всего передано средств из США, России и Германии, в 2018 году ситуация существенно меняется: Россия перемещается на четвертую позицию, уступив место другим странам.
По общим объемам (с учетом неформальных каналов) доминируют переводы с Польши, на втором месте – Россия, на третьем – США и Чешская Республика (в 2018 году).
Еще одна отличительная деталь: именно из Польши, России, а также из Чешской Республики наибольшая доля переводов поступает по неформальным каналам (93,6; 74,2; 91,6% соответственно), что, очевидно, объясняется географической близостью, возможностями осуществления регулярных поездок мигрантов на родину и/или налаженными каналами коммуникаций и передачи заработанных средств через других лиц.
Доля неформальных поступлений из Италии существенно меньше – 50,9%, а переводы из других основных стран-доноров практически все поступают только официально (США, Германия, Великобритания, Кипр, Греция).
Значимость частных переводов из-за границы как весомого фактора поступления валютных средств на внутренний рынок актуализируется в условиях сокращения или нестабильной динамики экспорта и притока иностранных инвестиций в страну. За период 2008-2018 годов главным источником поступлений валюты на внутренний рынок Украины, были и остаются поступления от экспорта.
Одновременно прямые иностранные инвестиции оказались несколько большими по объему от частных денежных переводов лишь в отдельные годы (2008, 2010-2012), а начиная с 2013 года, их сумма в 2-4 раза меньше объемов переводов. Итак, последние шесть лет крупнейшими «инвесторами» украинской экономики являются отечественные трудовые мигранты.
Однако опрос показывают, что подавляющее большинство таких дополнительных доходов направляется не на инвестиционные цели или на развитие собственного дела в Украине, а на текущие расходы, ремонт и покупку недвижимости, сбережения, лечение и оздоровление, образование детей.
В контексте изучения проблематики переводов трудовых мигрантов, поступающих в страну, важным является выявление их значимости в общих переводах средств в Украину. За период 2015-2018 годов наблюдается рост чистой оплаты труда в объемах переводов (с 59,15 до 70,74%) при сокращении доли частных трансфертов.
Вместе с тем, частные трансферты в части других частных трансфертов растут как по объемам, так и по доле. Рабочие, работающие за границей более года, уменьшают объемы переводов на родину. Очевидно, речь идет о целях семьи или отдельных лиц, которые не планируют возвращаться домой.
Также следует принять во внимание, что большинство частных трансфертов связано с оплатой услуг (другие частные трансферты составляли в 2015 г. 26,3% частных переводов, а в 2018 г. – 21,4%), а не с трудовой миграцией. И этот фактор стоит учитывать в анализе и уточнении методики определения объемов неформальных поступлений или принятии управленческих решений на региональном и макроуровне.
Исследование региональных особенностей и тенденций поступления валютных переводов из-за рубежа наталкивается на проблему нехватки статистических данных и развернутой информации. Ведь официальная статистика НБУ ежемесячно публикует данные о полученных банковских переводах физических лиц в иностранной валюте из-за пределов Украины, в региональном разрезе с пересчетом их в гривневом эквиваленте.
Однако речь идет лишь об объемах тех денежных средств, которые поступают через формальные каналы (банки и международные платежные системы).
В региональном разрезе по объемам таких поступлений переводов доминирует северный регион, доля которого существенно выросла с 23,54% в 2015 году до 33,07% в 2018 году. Такое первенство этого региона обеспечивается исключительно за счет Киева, на который в 2017-2018 годах приходится более четверти всех поступлений переводов по официальным каналам.
Доминирование столицы Украины по объемам официальных денежных переводов из-за границы в пользу физических лиц (несмотря на незначительную долю этого региона в численности мигрантов) дает возможность сделать вывод-предположение о доминирующем значении в этих процессах поступлений в пользу резидентов. Что работают в Украине на заказ и оплату от нерезидентов (например, специалисты IT сферы, работающие на условиях аутсорсинга).
Наименьшая доля характерна для центрального региона — 5-6%. Западный регион из около 70% всех трудовых мигрантов, обеспечивает лишь 15-17% официальных переводов. А в нем наибольшая доля приходится на Львовскую область.
Частично есть доля южного региона (26-27%), а в нем – Одесской области (19-20%), что объясняется международным портовым статусом Одессы, большим количеством моряков и других работников морского флота, а также тем, что Украина есть в списке крупнейших стран-поставщиков рабочей силы для мирового торгового флота.
Однако статистические данные НБУ и обследование Государственной службы статистики в региональном срезе отражают результаты, которые помогают исследовать процессы трудовой миграции с разных позиций.
По результатам модульного выборочного опроса населения о внешней трудовой миграции, в период 2015-2017 годов количество украинских трудовых мигрантов составляло 1303,3 тыс. человек.
Из них на западную территориальную зону приходилось 69,3% мигрантов. На центральную – 9,2%, на южную – 8,64%, на восточную – 6,8%, на северную – 5,98 процентов. Это дает основания сделать предположение о доминантной позиции западной зоны в получении денежных переводов из-за рубежа от гастарбайтеров. Однако статистические данные НБУ относительно официальных поступлений переводов в пользу физических лиц его не подтверждают.
С точки зрения практической значимости и влияния на благосостояние домохозяйств и отдельных жителей важно исследовать объемы поступлений переводов в иностранных валютах, которые приходятся на одного человека. Расчет этого показателя отражает его существенную региональную дифференциацию: в 2015-2016 годах наибольшая сумма переводов приходилась на одного жителя Одесской области (8,9–11,48 тыс. грн). Однако уже в 2017-2018 годах некоторое опережение присуще г. Киев (13-16,47 тыс. грн).
Если осуществить сравнение аналогичного показателя для западных областей и областей, граничащих с границей ЕС, то в данном случае наименьшие объемы официальных переводов в иностранной валюте приходились на одного жителя в Волынской, Ровенской и Закарпатской областях (2015-2018 годы), что связано со сравнительно низкими объемами переводов.
Наибольшим этот показатель был в Тернопольской и Черновицкой области, в ней он превышал средний его размер в стране в целом, однако в данном случае сыграл роль фактор «заселенности» региона. Это дает основания предположить, что интенсивность миграционных процессов в этих двух приграничных областях сравнительно выше.
Привлекает внимание тот факт, что во всех западных областях за период 2015-2018 годов произошел незначительный рост объемов официальных денежных переводов из-за рубежа, за исключением Закарпатской области.
По собственным наблюдениям и экспертным оценкам авторов, это связано с переходом части трудовых мигрантов на вахтовый метод работы в приграничных странах ЕС.
Вследствие введения безвизового режима с ЕС, активизации железнодорожного сообщения с Венгрией, наличия пешеходных пунктов пропуска, что в комплексе ускорило пересечение границы, по сравнению с автомобильным транспортом. Выборочные опросы, проведенные авторами этой статьи в территориальных общинах, близких к пограничью, показали, что около 4,7% их населения привлечено именно к маятниковым трудовым миграциям за границу.
Весомость денежных переводов для региональной экономики демонстрирует показатель их отношения к ВВП. Достаточно высокий его уровень наблюдался в 2015-2016 годах в Черновицкой (около 15%) и Тернопольской (около 10%) области, которые являются условно сравнительно «бедными», так и трансферты трудовых мигрантов для них более значимы.
В 2017 году этот показатель снизился как в целом в Украине, так и в большинстве западных областей. Это связано с повышением в 2017 году темпов роста ВВП, которые особенно высокими были именно в западных областях страны.
Следовательно, масштабы поступлений официальных переводов в приграничные области страны не подтверждают предположения о важности или большей значимости этого канала валютных поступлений именно для них.
Однако неформальные каналы здесь предположительно задействованы активнее, поскольку для жителей, проживающих в населенных пунктах, приближенных к государственной границе, свойственны большие масштабы краткосрочной (легальной и неурегулированной) миграции.
Ее следствием становятся относительно небольшие, но перманентные объемы заработков, ввозимые в страну в наличном виде, что официально не учитываются, однако оказывают влияние на финансовое состояние домохозяйств, структуру их потребления, ситуацию на локальных валютных рынках, в первую очередь наличных секторов.
Соответственно возникает вопрос расчета объемов переводов в региональном срезе. Например, В. Позняк предлагает с этой целью распределять объем переводов между регионами в зависимости от количества мигрантов с учетом уровня их заработков в странах пребывания (оценочный коэффициент и зависит от страны пребывания мигрантов).
В рамках данного исследования предлагается несколько развить этот подход с учетом таких фактов:
- Статистические данные НБУ относительно объемов переводов физических лиц, хоть и приближенно, однако отражают региональные тенденции. Основной же проблемой является отличие этих соотношений от выявленных тенденций по количеству мигрантов из регионов. Поэтому, осуществляя расчеты, стоит сосредоточить внимание на части переводов, поступающих неформально.
- Для достижения более высокой точности вычислений неформальных переводов целесообразно использовать определенные НБУ и Госстатом показатели, по которым возможно сравнение.
- Предложено учитывать склонность мигрантов к использованию неофициальных каналов переводов в зависимости от страны пребывания и фактических объемов поступлений, что освещает статистика НБУ в стоимостном выражении.
- Оценку официальной части переводов в региональном срезе предложено осуществлять двумя методами: аналогично предыдущему пункту и при помощи формул (1) и (2); на основе статистической информации об объемах переводов физических лиц в иностранной валюте.
Дальнейшие расчеты осуществлены по укрупненным территориальным зонам Украины, ведь в такой форме данные представлены Государственным комитетом статистики.
Первичными данными для расчетов являются: доля лиц, направляющих средства по неформальным каналам (лично, через друзей, родственников, курьеров, водителей автотранспорта) в разрезе стран пребывания мигранта; количество трудовых мигрантов по странам пребывания и территориальным зонам; объемы частных денежных переводов в Украину по основным странам по неофициальным каналам поступления.
Характерным является случай Германии, для которой обследование Госстата отразило применение неформальных каналов 69,70% лиц, а данные НБУ свидетельствуют об отсутствии в 2016 году таких переводов (в течение 2015-2017 годов их доля была 0,09%).
Подобное, однако, не столь ярко выраженное, соотношение обнаружено в отношении Португалии. Сложившаяся ситуация, очевидно, свидетельствует о целесообразности рассмотрения вопроса о детальном изучении Национальным банком Украины источников информации относительно этих двух стран.
Относительно переводов, направленных по официальным каналам, выше определена возможность применения двух подходов для их оценки:
- Расчет объемов переводов по официальным каналам и лиц, которые применяют такие способы в разрезе стран пребывания мигранта и регионов. Оценивания, осуществленные на этой основе для территориальных зон Украины, показали, что для Запада получены расчетные данные в 2,88 раза выше, чем фактические поступления переводов физических лиц по официальным каналам. Такой показатель, даже с учетом изменений валютных курсов, является необоснованным, а результаты подхода не приняты во внимание.
- Второй подход предполагает использование информации об объемах переводов физических лиц в иностранной валюте в Украину в разрезе регионов.
Недостатками его применения являются: влияние колебаний валютных курсов, ведь показатели представлены в гривне; собственно суммы переводов по официальным каналам охватывают не только поступления от операций, связанных с трудовой миграцией. Для корректировки показателей применено соотношение других частных трансфертов (не связанных с миграцией) к частным переводам, рассчитанным для целей платежного баланса: 2015 г. – 26,3%, 2016 г. – 24,35%, 2017 г. – 21,58%.
Кроме того, основываясь на этом анализе, во внимание не приняты переводы Киева и Одесской области. Среднегодовые официальные курсы гривны за 100 долларов США, на основе которых проведены расчеты, такие: 2015 г. – 2184,47; 2016 г. – 2555,13; 2017 г. – 2659,66.
Полученные результаты меньше тех объемов переводов трудовых мигрантов, которые активно обсуждали в средствах массовой информации и которые базировались на общих объемах переводов в Украину, без выделения трудоемкой составляющей.
В течение 2015– 2017 годов на западные области приходилось 53,17% переводов трудовых мигрантов. На восточные – 18,47%; на южные – 10,61 процентов. Итак, структура общих поступлений от трудовой миграции в территориальном разрезе несколько отличная от структуры миграций за границу.
В целом в Украине преобладает доля переводов, направленных по неформальным каналам, однако в территориальном срезе выявлены существенные расхождения. Доля официальных переводов преобладает в северном и южном регионе, даже при условии не учета некоторых территорий.
Достаточно высокой оказалась доля официальных переводов для восточных регионов, что может быть связано с более высокой долей других трансфертов (следствие аутсорсинга, теневых схем, оказания других услуг), чем учтены в данной работе.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования расчетов в части оценивания официальных переводов в Украину, не связанных с трудовой миграцией.
Выводы.
- Известные исследования влияния трансфертов трудовых мигрантов концентрируют внимание на последствиях макро — и микроуровня. Для домохозяйств преобладают положительные последствия таких поступлений. Однако на национальном уровне выявляются неоднозначные тенденции, которые в условиях отсутствия целенаправленной государственной политики могут не иметь долгосрочного положительного влияния.
- Изменение методики расчета объемов частных денежных переводов обеспечивает учет как формальных, так и неформальных каналов их поступления в страну. В 2018 году общий объем поступлений составил 11,1 млрд. долл. США, 47,92% которых поступили по неформальным каналам. В связи с этим особенно актуальна потребность дальнейшего совершенствования методики выявления поступлений от трудовых мигрантов по неформальным каналам, в частности на уровне регионов страны.
- В работе развиты методичные подходы к установлению объемов переводов от трудовых мигрантов на региональном уровне, что дало возможность оценить суммы таких поступлений по формальным и неформальным каналам в разрезе укрупненных территориальных зон Украины.
Оценка переводов мигрантов по неформальным каналам осуществлена с учетом склонности мигрантов к применению таких способов передачи средств, как в зависимости от страны пребывания мигранта. Оценка формальных переводов мигрантов базировалась на официальной статистике НБУ относительно переводов физических лиц в иностранной валюте в Украину в разрезе регионов.
- Для проведения дальнейших исследований, выявления региональных особенностей, мониторинга потоков денежных переводов как на макроуровне, так и в региональном разрезе важно осуществлять постоянное совершенствование методики учета поступлений от трудовых мигрантов из-за рубежа.
В том числе и подходов к оценке их формальных и неформальных каналов и, что не менее важно, повышать эффективность государственной и региональной политики стимулирования эффективного размещения поступлений валютных средств в пользу украинских резидентов – физических лиц.
На макроуровне совершенствование подходов к расчету переводов мигрантов может касаться продления НБУ исследований миграционных тенденций. Аналогично уже учтенных результатов выполненного по проекту Международной организации труда опроса «Исследование и диалог по вопросам политики в области миграции и денежных переводов» в 2014-2015 гг.
В отношении некоторых стран (Германия, Португалия) целесообразно рассмотреть вопрос уточнения источников данных, ведь существенное количество трудовых мигрантов направляет средства из этих стран по неформальным каналам, а уровень заработка там является высоким.
На региональном уровне целесообразным является выполнение работ, направленных на выявление в официальных переводах физических лиц в Украину тех трансфертов, которые не связаны с трудовой миграцией. Точность расчетных оценок для регионов также может быть повышена после анализа детализированных данных НБУ относительно резидентов получателей и отправителей средств.
В случае заинтересованности определенных регионов в привлечении поступлений трудовых мигрантов к инвестиционным процессам возможно инициирование дополнительных обследований относительно ожиданий и мотивации трудовых мигрантов и их домашних хозяйств.
Авторы: А.Г. Чубарь, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и банковского дела ГВУЗ «Ужгородский национальный университет», Е-mail: oksana.chbr@gmail.com, ORCID 0000-0002-5952-5034
К.С. Машико, кандидат экономических наук, зам. директора по научной работе, Закарпатский региональный центр социально-экономических и гуманитарных исследований НАН Украины, Е-mail: ekaterinna333@gmail.com, ORCID 0000-0002-2918-7230
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.