В парламенте продолжается обсуждение законопроекта №4000 «О госбюджете на 2021 год». В нем заложены средства на развитие АПК в виде господдержки, которые пока что меньше 1% ВВП и составляют 4 млрд. грн.
Есть позиция, что эту сумму можно увеличить вдвое, если продать некоторые госпредприятия, такой шаг не только обеспечит дотации, но и позволит вернуть паи тем, кто не смог вовремя их получить. Как будут отстаивать аграрные интересы в бюджете на 2021 год и какие еще законодательные инициативы на выходе? Об этом в интервью AgroPolit.com рассказал председатель депутатского объединения «Депутатский аграрный совет», депутат от «Слуги народа» Андрей Богданец.
Почему Вы и ваши коллеги решили создать межфракционное депутатское объединение «Депутатский аграрный совет», и каковы его основные задачи? Как подбираете участников в группу?
В агросекторе необходимо решать ряд очень разных вопросов, которые трудно решить исключительно в рамках комитета аграрной и земельной политики, идея создания межфракционного депутатского объединения «Депутатский аграрный совет» возникла естественно и закономерно. Поэтому решили привлечь к работе депутатов из других комитетов, которые являются опытными специалистами и могут принести немалую пользу в нашей работе.
Мы поставили перед собой амбициозные задачи – развитие парламентской инициативы по поддержке реформ и стимулирование роста агропромышленного комплекса как ведущей отрасли экономики, усиление роли украинского агропромышленного комплекса в политической системе, потребительской безопасности, содействие интеграционным процессам «с поля к столу», поддержку украинским производителям, как в стране, так и на международной арене. Поэтому каждый член нашего объединения, независимо от того, членом какого комитета является, будет оказывать помощь для достижения наших целей.
«Мы будем инициировать восстановление государственной поддержки для агросектора на уровне не менее 1% от ВВП».
Вы заявили, что аграриям в проекте бюджета-2021 Минфин показал «дулю», заложив фактически вдвое меньшую сумму от предусмотренной Бюджетным кодексом, как предлагаете исправить ситуацию, когда аграриев «доят», а взамен на господдержку дают слезы?
Во-первых, есть необходимость изменить норму Бюджетного кодекса Украины, по которым поддержка АПК составляет не более 1% от ВВП. Такую ситуацию нужно исправлять путем изменений в Бюджетный кодекс. Мы будем инициировать восстановление государственной поддержки для агросектора на уровне не менее 1% от ВВП.
И уже на 2021 год господдержку установить на уровне 1%. Это позволит реализовывать имеющиеся программы и вводить новые. Без этих средств о развитии АПК не может быть и речи.
«Основной фокус господдержки агросектора на 2021 год должен быть направлен на малых и средних производителей…»
Какую сумму необходимо заложить на 2021 год для АПК и как ее распределить?
Для введения новых программ на 2021 год необходимо около 8,4 млрд грн. Это позволит запустить очень важные программы, в частности, удешевление страховых платежей по договорам страхования сельскохозяйственных культур от рисков гибели, финансовую поддержку для покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения, ведь у нас открывается рынок земли.
Также мы не должны забывать о программах поддержки фермеров. Основной фокус господдержки агросектора на 2021 год должен быть направлен на малых и средних производителей, которые действительно нуждаются в этой помощи. Именно на них следует направить внимание. В прошлые годы все наблюдали, как крупные агрохолдинги получали господдержку на миллиарды гривен.
Нельзя допустить, чтобы крупные агрохолдинги получили в 2021 году миллиарды с аграрной господдержки. Повторения такой ситуации нельзя допустить.
«1-2% ВВП на господдержку АПК, обеспечит рост ВВП Украины на 5-6%. В год!».
Какой экономический эффект для страны может дать увеличение господдержки АПК?
По разным данным специалистов, 1-2% ВВП на господдержку АПК, обеспечит рост ВВП Украины на 5-6% в год! За 2019 год именно агросектор привел в страну около 40% валютных поступлений.
На днях на заседании подкомитета (аграрного комитета) по вопросам экономической и финансовой политики в агропромышленном комплексе мы решили обратиться к коллегам из бюджетного комитета и совместно инициировать увеличение господдержки АПК до 8,4 млрд грн. Мы предложили разделить эту сумму расходов на такие направления:
финансовая поддержка мероприятий в АПК (страхование и кредитование) 2,25 млрд. грн.,
поддержка производства таких нишевых культур, как гречиха, просо, овес, рожь 295 млн. грн.,
поддержка фермерства 727 млн. грн.,
развитие садоводства, виноградарства, хмелеводства – 414 млн. грн.,
производство картофеля — 160 млн. грн.,
поддержка животноводства – 3,63 млрд. грн.,
компенсация стоимости сельскохозяйственной техники – 957 млн. грн.
Выделение расходов и их увеличение по направлениям господдержки аграриев предлагаем осуществить за счет поступлений от приватизации предприятий агропромышленного комплекса, в частности за счет приватизации предприятий спиртовой отрасли и других шагов.
Мы будем проводить встречи с фермерами, чтобы четко понимать, какая для них помощь будет действительно действенной, а не декларируемой на бумаге.
О каких суммах компенсации для агросектора сейчас идет речь, и кто их в первую очередь должен получить?
В этом году фермеры пострадали от неблагоприятных погодных условий, которые привели к катастрофическим последствия. Самоубийство фермера из-за финансовых проблем — это очень серьезный сигнал для государства. Минэкономики прогнозировало выделить компенсацию в размере 5 тыс. грн. за га, однако на сегодня этот проект не заработал, алгоритм действий не разработан. При таких обстоятельствах очень важно ввести программу агрострахования сельскохозяйственных культур от рисков гибели.
Но, как я неоднократно отмечал, сместить фокус господдержки с крупных товаропроизводителей и перенаправить средства пострадавшим аграриям от засухи. Мы будем проводить встречи с фермерами, чтобы четко понимать, какая для них помощь будет действительно действенной, а не декларируемой на бумаге.
Выплаты из резервного фонда
Возможно, стоит пойти дальше и внести изменения в действующий закон, чтобы компенсировать убытки фермерам на безвозвратной основе учитывая, что резервный фонд на сегодня может это делать только на возвратной основе?
Конечно, при таких условиях нельзя предположить, чтобы фермер попал в долговую яму. Поэтому, после проведения консультаций нами будет наработан оптимальный план для помощи. Ведь компенсация из резервного фонда предусматривает оказание помощи, которую необходимо будет возвращать. Более того, такая процедура очень сложная и долгая, поэтому малоэффективна.
«Наша страна может превратиться в полигон для испытания потенциально опасных веществ».
Парламент готовится к рассмотрению законопроекта №2289. Вы заявляли, что против его принятия, почему?
Действующим законом предусмотрено, что основанием для ввоза в Украину и применения пестицидов и агрохимикатов является их государственная регистрация в стране производителя или в стране, в которую ввозят после такой регистрации. Значит, на сегодня закон Украины гарантирует, что пестициды, которые ввозят в Украину в виде опытных партий, а также их качественные характеристики являются признанными, ведь они зарегистрированы в стране их производителя. Но законопроектом №2289 предусмотрено исключение этой нормы.
Значит, опрометчивое решение может привести к тому, что на территорию Украины будут ввозить пестициды и агрохимикаты, которые являются непризнанными ни в Украине, ни в стране, в которой их производят.
Как следствие, наша страна может превратиться в полигон для испытания потенциально опасных веществ. Потому что произойдет ввоз и применение в Украине пестицидов и агрохимикатов, которые не прошли государственную регистрацию в стране- производителе по разным причинам, учитывая их вредное влияние. Это может иметь катастрофические последствия для экологии и здоровья наших граждан.
Оппозиция пытается отмотать принятие закона «О рынке земли с/х назначения» в КСУ. Какова ваша позиция, что земельная реформа в принятом виде – зло или добро для страны, и стоит ли ее переписывать?
На самом деле парламент очень серьезно подошел к вопросу запуска рынка земли. Указанный закон рассматривался под разными углами, было выслушано множество специалистов, проведены парламентские слушания, очень тщательно рассмотрены все предложения и правки. Я не вижу оснований считать это злом для страны. Вопрос моратория давно неактуален. Каждый собственник должен по своему усмотрению распоряжаться своим земельным участком, получать рыночную арендную плату.
И мы постоянно говорим об инвестициях. Однако их не будет при наличии моратория. В законопроекте содержится максимальное количество предохранителей от злоупотреблений. Я убежден, время покажет, что это решение было правильным.
«Для полноценного открытия рынка земли необходимо закончить процесс инвентаризации».
Как Вы оцениваете готовность страны к открытию рынка? Дайте вашу оценку средствам, которые нужны на запуск земельного кредитования в первые годы?
Прежде всего, для полноценного открытия рынка земли необходимо закончить процесс инвентаризации. Сегодня эта работа активно продолжается. Сроки окончания работ сместились, но надо учитывать тяжелую ситуацию с пандемией. Завершить инвентаризацию планируют до конца октября 2020 года.
В дальнейшем, необходимо ввести программу финансовой поддержки граждан и фермеров для закупки земельных участков с/х назначения путем удешевления кредитов под залог земельного участка. Однако, анализируя проект закона Украины «О Государственном бюджете 2021», становится понятным, что средства на это не выделены.
Мы настаиваем на том, чтобы пересмотрели суммы для поддержки АПК и фиксирование на уровне 1% на 2021 год, это является определяющим для развития и запуска таких важных процессов, как открытие рынка земли. По подсчетам Минэкономики, финансовая поддержка граждан для закупки земельных участков путем удешевления кредитов на 2021-2023 годы должна составлять 1,5 млрд. грн.
О снижении ставки экспортного НДС
Чтобы облегчить аграриям жизнь, ваши коллеги предлагают принять законопроект №3656 «О снижении экспортной ставки НДС с 20% до 14%». Какие последствия для сектора будет иметь такая инициатива? Правда ли, что от нее выиграют крупные переработчики, например, зерновых и масличных, а вот заплатят за нее из собственного кармана мелкие, то есть фермеры?
На первый взгляд снижение ставки – это хорошо. Но если разобраться, кто от этого в «шоколаде», то видим, опять же, крупные производители (переработчики и агрохолдинги, которые активно экспортируют агросырье или продукцию). Снижение ставки экспортного НДС автоматически усиливает конкурентоспособность крупных компаний экспортеров зерновых и масличных, потому что их продукция автоматически удешевляется на определенный процент на международном рынке.
А ведь мы понимаем, если что-то обрезать, то кто-то за это должен заплатить в итоге. Кто? Заплатит традиционно мелкий производитель, прежде всего фермер, у которого эти крупные компании закупают сырье для переработки (например, рапс, подсолнечник). Поэтому выигрывают переработчики подсолнечника, рапса, которые и в дальнейшем будут зарабатывать себе капиталы за счет мелких. Они активно этим пользуются, потому что у мелкого производителя нет возможности напрямую выходить со своей продукцией на внешние рынки, не хватает опыта, малые товарные партии и другие барьеры.
Кроме того, если вы внимательно вчитаетесь в текст законопроекта, то увидите, что НДС обязательства предлагается уменьшить с/х предприятиям на этапе реализации агропродукции, то есть по экспорту. Но ставка в 20% НДС в закупке материально-технических ресурсов для производителя остается. Понимаете, что нам предлагают снизить ставку на стадии экспорта, но на этапе первичной реализации продукции она неизменна. Авторы законопроекта об этом почему-то молчат.
Не будем забывать также о том, что разнообразие ставок НДС на практике означает расширение сферы для махинаций по НДС с кодами товаров, чтобы можно было больше их реализовать по заниженной ставке и, таким образом, уменьшить свою налоговую нагрузку.
Складывается впечатление, что авторы законопроекта №3656 «О снижении экспортной ставки НДС с 20% до 14%» служат не украинскому народу и аграриям, а аграрным олигархам, которые сегодня зарабатывают на экспорте и переработке зерновых и масличных. Эта инициатива из серии словесных «улучшений», которые мы уже наблюдали. Последнее такое «улучшение» в исполнении лоббистов крупных агрохолдингов мы видели на примере так называемых «соеворапсовых правок».
Только благодаря сплоченности аграрного сообщества и мелких производителей удалось убрать волосатую руку «лоббистов» из кармана мелких производителей. Чувствую, что ситуация может повториться.
Абсурдность этой инициативы в законопроекте №3656 «О снижении экспортной ставки НДС с 20% до 14%» уже увидели животноводы и бьют тревогу. Например, в «Союзе молочных предприятий Украины» говорят, что снижение ставки НДС на поставки молока производителю с 20% до 14% приведет к росту себестоимости реализованной молочной продукции на 3%, или к потере 70% прибыли у тех же переработчиков! Какова их мотивация? Хозяйство продает переработчику молоко с меньшей ставкой НДС — 14%.
Но покажите мне того товаропроизводителя, который снизит цену на 6% с НДС? Поэтому цена молока, которое приходит на переработку, растет на 6%.
Рост сырья приводит к увеличению себестоимости продукции в зависимости от вида продукции на 3-5%. Расчетная потеря прибыли до налогообложения – фактически 70%. Ведь у переработчиков прибыль составляет 5%. Потеря 3% — это потеря 70% прибыли. Это такая арифметика и последствия этой инициативы для отрасли животноводства.
Недавно вас назначили председателем комиссии по приватизации спиртовой отрасли. Каким видите план приватизации отрасли, и какими будут ваши действия на этой должности?
Я, как председатель рабочей группы по разработке предложений по поэтапной приватизации спиртовой отрасли, в ближайшее время планирую провести изменения в составе комиссии. Речь идет о составе этой комиссии — он изменится и обновится. На этой должности я планирую осуществить две первоочередные задачи.
Первое – ситуация на заводах ГП «Укрспирт» является очень тяжелой, поскольку много лет подряд неумелым управлением эти заводы доводили до банкротства. Мы силами комиссии хотим привести это в порядок – передать спиртзаводы в Фонд госимущества, чтобы затем их приватизировали по рыночной стоимости, а бюджет страны наполнялся. Это также даст возможность создать дополнительные рабочие места. Ведь владельцы не будут заинтересованы в упадке своего бизнеса. Именно поэтому я выступаю за скорейшую приватизацию спиртзаводов.
Первоочередная задача этой комиссии – изучить экономическую составляющую работы всех государственных спиртзаводов по производству пищевого спирта. Для этого, в частности, планируем вызвать директоров этих предприятий для изучения ситуации по рентабельности заводов. Работа будет происходить нон-стоп.
Вторая задача — проверить, как происходит контроль выдачи лицензий бизнесу, который хочет производить спирт. Это те задачи, которые необходимо выполнить уже сейчас, ведь проблемные вопросы будут возникать постоянно.
Приватизация госпредприятий
Сейчас в стране затормозился процесс передачи ГП на приватизацию, особенно это заметно на примере агропредприятий. Среди причин — неопределенный статус госземель под этими ГП. Как вы оцениваете приватизационные процессы в стране, и не возникает ли потребность их перезагрузить?
Действительно, одна из болезненных проблем с аграрными предприятиями — статус земельных участков. Десятилетиями не решалась указанная проблема. Как я отмечал, необходимо провести надлежащую инвентаризацию и четко определить количество земель, находящихся в собственности или пользовании ГП.
Также нашим комитетом в ВР подан законопроект №3012-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения права работников государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций на получение земельной доли (пая)». 13 июля 2020 года за законопроект проголосовали в первом чтении. Этим законопроектом внесли изменения относительно порядка приватизации земель государственных с/х предприятий, учреждений, организаций.
В частности, приватизация осуществляется на основании решения органа исполнительной власти, который осуществляет распоряжение землями такого предприятия, в случаях приватизации этих предприятий, ликвидации, принятия решения о приватизации земель или части без ликвидации или приватизации юридического лица. Это касается только земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании этих предприятий.
Приватизации подлежат такие земли, как сельскохозяйственные угодья, несельскохозяйственные угодья, на которых расположены сооружения, кроме заболоченных земель, месторождений полезных ископаемых, полезащитных лесных полос, хозяйственных путей, и таких, что не могут находиться в частной собственности.
Этот законопроект отстаивает тех дольщиков, которые не смогли получить свои паи…
Законопроект предусматривает, что земли передаются в частную собственность работникам государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, а также пенсионерам из их числа с выделением каждому из них земельного пая. С этих же земель на получение пая имеют право работники государственных и коммунальных учреждений, образования, культуры, здравоохранения, расположенных на территории соответствующей территориальной общины, а также пенсионеры из их числа.
На такие цели предусмотрено до 40% от общей площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации. Также безвозмездно передаются в собственность земли участникам боевых действий для ведения личного крестьянского хозяйства, это до 20% от общей площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, еще 40% земли передаются в аренду на земельных торгах.
Отдельно прописаны условия по ликвидации предприятий. Мы пытаемся процесс приватизации изложить в законе максимально понятно, чтобы избежать злоупотреблений.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.