Депутат Даниил Гетманцев: Для меня секта антиРРО и антивакцинаторов – это одно и то же самое

Председатель комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев рассказал в интервью УНИАН о том, каким образом происходит в Украине процесс фискализации, о результатах налоговой амнистии, о планах ввести налог на расходы и уменьшить налоги на официальные доходы граждан.

Под Верховной радой периодически митингуют физические лица-предприниматели, которые просят приостановить процесс фискализации. Проводите ли вы с ними какие-то переговоры, или ждете, пока они устанут и разойдутся?  

Никто ничего не ждет. Система заработала с 1 января 2022 года. Это решенный вопрос. Реформа состоялась и точка. Никто ничего не обсуждает.

Любая дискуссия о том вводить или не вводить была завершена где-то 1,5 года назад. Я по состоянию на сейчас вообще не считаю ее предметной, то есть она состоит из числа таких дискуссий: надо ли платить налоги, или не надо, надо ли вакцинироваться, или не надо.

Для меня секта антиРРО и антивакцинаторов – это одно и тоже. Они даже выходят вместе. Это схожие по своей идеологии структуры.

Относительно того, кто инициирует такие процессы. Это контрабандисты, конвертаторы, то есть те, кто зарабатывают на уклонении от налогообложения, потому что без реализации товара в черную невозможно ни системное уклонение от уплаты НДС, ни контрабанда, и это — миллиарды.

И именно поэтому эти люди заинтересованы в том, чтобы все оставалось так, как есть. Поэтому они финансируют эти акции, а также политиков, которые с трибуны Верховной рады отстаивают вроде бы интересы ФОП.

Стоят ли там еще люди, которые заинтересованы в расшатывании ситуации в стране? Я не убежден в этом. Но это вопрос к СБУ.

Есть ли у вас какие-либо доказательства относительно тех процессов, которые вы только что описали?

На последней акции один из лидеров этой секты совершал тяжкие преступления. Он призвал к штурму Верховной рады. За что, я считаю, должен быть наказан в соответствии с действующим законодательством.

Это точно не в интересах ФОП, ибо подавляющее большинство уже установило РРО. Мы имеем примерно 350 тыс. РРО, которые установлены ФОП.

Это, что мы сейчас с вами говорим о тех, кто остался. Есть невежественные люди, которые находятся в заблуждении сказок, в обмане и лжи. Нам не удается достучаться до некоторых из них, чтобы объяснить беспечность РРО.

Мы просто должны пройти этот путь. И они должны убедиться, что это очень удобно.

Людей специально обманывают. Им врали два года. Специально приходили на базары и рассказывали, что им надо устанавливать РРО, вести учет товаров, что их штрафовать будут за каждый шаг. Все эти сказки вешали на уши этим людям.

Здесь есть просто проплаченные люди, которые есть, к сожалению, на каждой акции. А есть те, кого обманули.

На последней акции 25 января половина из 63 задержанных лиц даже не были ФОП.

Я хочу, чтобы мою позицию услышали все граждане, что они имеют право на фискальный чек и их права защищены с 1 января 2022 года. Белый бизнес теперь работает ровно со всеми. А не кто-то в темноте, а кто честно платит налоги.

А те, кто еще не установил, должны либо установить, либо прекратить работать.

А если часть ФОП действительно прекратит работать или уйдет в «тень» из-за несогласия соблюдать требования выдавать фискальные чеки? 

Только враг себе может в ответ на простую норму выдавать фискальный чек покупателю лишить себя бизнеса. Если человек враг себе, я ничем не могу помочь. Если человек не способен воспринимать норму, которая работает во всем мире, то я могу лишь выразить сочувствие и посоветовать заниматься чем-то другим, ибо это требование является обязательным для всей торговли.

А угрожать властям совершением преступления не надо. И бороться за право не платить налоги тоже не надо, потому что такого права нет. Ни у кого нет права не платить налоги.

В январе в течение определенного периода времени были сбои в системе программных РРО. Теперь предприниматели боятся, что им будут начислять штрафы за не издание фискальных чеков. Вы обещали принять специальный закон, который бы отменил возможные начисленные штрафы для предпринимателей в январе. Сейчас уже февраль. Верховная рада ушла на карантин. Что делать ФОП?

Никакой проверки ФОП в январе относительно не издания чеков не было. Поэтому штрафы не начислены за январь. Для того чтобы снять любые вопросы, мы отменим штрафы за январь вообще.

Когда отмените?

Или в феврале, или в марте, когда сможем поставить этот вопрос на голосование.

Я буду работать над этим. Буду просить депутатов проголосовать за это.

Можно обо мне говорить что угодно, но я никогда не обманываю. Ни ФОП, ни кого-то другого. Всем говорил о своей позиции с самого начала. И как раз позиция отменить штрафы за январь у меня есть. И есть позиция существенно уменьшить на 90% штрафы на весь год для тех, кто установил РРО.

Были ли сделаны выводы относительно ситуации со сбоями, чтобы в дальнейшем не допустить их повторения, и ФОП в случае таких неполадок были защищены. 

ФОП защищены были всегда. Проблемы со сбоями, которые произошли только у одного оператора в течение трех дней, из-за чего СМИ сделали огромную проблему, вообще не существует. И я объясню почему.

На самом деле ФЛП, у которого нет связи в интернете (это не зависимо от того существуют ли сбои в оператора, или у предпринимателя, или даже, если в налоговой службе), то 36 часов можно работать в офлайне. А потом, когда он подсоединяется, все эти чеки, которые выдавались, отгружаются на сервер налоговой. Все. Проблемы этой вообще не существует.

Вы позволили не использовать РРО в своей деятельности ФОП первой группы, а также тем предпринимателям, которые работают в сельской местности, но при этом не реализуют подакцизные товары. Эти предприниматели могут быть уверены, что вы их не будете фискализировать в ближайшее время, и все останется, как есть? 

Да, конечно. Пока мы такого даже не рассматриваем.

Мы знаем, что вы планируете принять закон, который предоставит возможность наемным работникам, которые дополнительно еще занимаются определенным бизнесом, например, такси, но что не зарегистрированы как ФОП, работать легально. Расскажите подробнее об этой инициативе. 

Да, обсуждается такая инициатива. Хочу сразу подчеркнуть, что она будет добровольной, то есть лишь для тех, кто будет иметь желание воспользоваться такой возможностью.

Она будет касаться сферы такси, а также 27 видов другой деятельности. Суть заключается в том, что надо предоставить возможность наемным работникам, которые, кроме основной работы, например, по вечерам выполняет работы в сфере такси, делать это легально и официально и даже без оформления как ФЛП.

Мы сейчас рассматриваем модель, при которой вы сможете через систему «Дия» подать заявку на установку программного РРО и принимать платежи через него. Все, больше ничего не надо делать. Ни счетов открывать, ни регистрироваться негде. Одной кнопкой в «Дия» вы подадите заявку, и второй кнопкой – установите РРО. Это все без всяких регистраций.

Какую ставку налога надо будет уплачивать?

Все, что вы получите как дополнительный доход, за это вы оплатите 5%. Такая система работает во многих странах. Люди довольны этой системой, они пользуются ею, поэтому мы планируем, тоже это реализовать. И еще раз повторюсь, что это будет добровольно. Только для тех, кто захочет.

В течение последних нескольких месяцев обсуждается приближение новой налоговой реформы для граждан. Можете ли рассказать, кого непосредственно это будет касаться и какова ее основная цель?

Все, что мы приняли до сих пор – это must have в любом государстве. Это касается и фискализации, и анти оффшорного законодательства, и янтаря, и рынка капиталов. Даже оппоненты соглашаются с тем, что это необходимо было сделать.

Все, что касается налогообложения доходов, это наше предложение обществу обсудить. Я бы вообще хотел, чтобы наши отношения с обществом перешли на новый уровень ответственности и диалога. Не уровень, когда один кнутом заставляет что-то делать, а другие, как только могут, отлынивают, а уровень, когда ты, как человек ответственный, принимаешь решение, что тебе эта система подходит.

Мы предлагаем существенно уменьшить налогообложение доходов.

Налог на доходы физических лиц — вполовину. Например, сейчас 19,5% (18% плюс 1,5% военный сбор), а будет 10%.

Какие идеи по единому социальному взносу (ЕСВ)?

Есть две концепции. Первая инициатива: не трогаем ЕСВ, оставив его на уровне 22%, а НДФЛ сделаем 10%. Второй вариант: объединяем три налога НДФЛ, военный сбор и ЕСВ, но уменьшаем тогда до 25% (по состоянию на сейчас это 41,5%).

В 2016 году уже уменьшали ставку ЕСВ. И, как следствие, получили «дыру» в Государственном бюджете через дефицитный Пенсионный фонд. 

Да, вы правы. Это сейчас лишь концепция к обсуждению. С этим, кстати, не соглашается Министерство финансов. У нас с ними сейчас дискуссия достаточно глубокая. Министр финансов Сергей Марченко имеет на это право, и я его понимаю. Пожалуй, если бы я был на его месте, у меня бы тоже была такая позиция.

Что предлагают в Минфине?

Они предлагают оставить все, как есть. И это нормально.

Минфин можно понять, ведь резкое уменьшение ставок налогообложения приведет к резкому сокращению доходов в бюджет всех уровней. Если уменьшаются доходы, соответственно, придется уменьшать расходы, а это уже не так и просто сделать.

Я соглашаюсь, что без встречного шага было бы это невозможно.

Первая часть — мы уменьшаем налогообложение, но вторая часть – зависит от общества, потому что это не только бизнес. Мы же уменьшим налогообложение и учителям, и врачам, и полицейским – всем наемным работникам уменьшаем налогообложение.

Но вторая часть – это отказ от практики уклонения от налогообложения. Если мы делаем первую часть и вводим наименьшую ставку налогообложения доходов в Европе, то, с другой стороны, мы должны рассчитывать на то, что общество ответственно по-взрослому откажется от практики уклонения от налогообложения.

Все это очень хорошо. Те граждане, которые сейчас работают официально, с радостью будут платить не 41,5%, а 25%. Однако захотят ли те, кто получают зарплаты в конвертах и платят ноль процентов или так называемые зарплатные ФОП, которые сейчас платят 5%, платить в пять раз больше?

Надо обязательно платить налоги. Я не должен в этом никого поощрять, заинтересовывать, танцевать каким-то образом. Если ты получаешь зарплату в конверте – ты уже преступник. Не меньший преступник, чем тот чиновник, который получает в конверте откат от дороги.

Если общество не воспримет эту конструкцию, то мы не будем готовы реализовывать реформу.

Давайте поговорим о конкретных показателях. Если будут уменьшены общие ставки налогообложения доходов, какие не поступления в госбюджет ожидаете и какие компенсаторы предусматриваете?

Мы считаем, что от заработных плат мы недополучаем более 100 млрд. грн ежегодно. Это та сумма, которая является сопоставимой с возможной «дыркой» в бюджете вследствие принятия такого решения. Они компенсируют друг друга.

Конечно, я согласен. Прогнозы детенизации неопределенные. Никто не может их точно посчитать. И это позиция Минфина, с которой мне трудно не согласиться.

Но не мы с Минфином должны принимать решения. Решения должны принимать люди, мы должны в обществе добиться консенсуса по этому вопросу. И, если поддержка будет у людей, решение по уменьшению налогообложения должно быть принято.

Каковы временные рамки?

Мы хотели это делать с 2023 года. Однако, несмотря на то, что дискуссию нужно провести более основательно, возможно, это будет позже.

Я считаю, что этот законопроект должен подать президент тогда, когда в обществе будет поддержка такого шага.

Приближается к экватору налоговая амнистия для граждан. Оправдывает ли она ожидания? 

Уже амнистированы 1,6 млрд. грн. Мы видим очень неплохую динамику. И что интересно — начали появляться относительно мелкие суммы ($80-$100 тыс.), а не только крупные ($1-$2 млн.), как это было раньше.

Это свидетельствует о том, что граждане среднего состояния участвуют в амнистии. И это очень важно.

Никогда налоговая амнистия не начиналась очередью желающих. Но в процессе заинтересованность увеличивается.

Значит, вы ожидаете пика желающих лиц в следующие полгода? 

Да, бесспорно. Мы уже его видим.

После завершения налоговой амнистии (1 сентября 2022 года) планируется принятие закона, который ужесточит контроль над драгоценными покупками граждан. И даже планируется доначисления налога на ту разницу средств, происхождение которых гражданин не сможет объяснить. Безусловно, люди негативно воспринимают такое возможное нововведение и боятся, что не смогут купить никаких ценных вещей.

Я не хочу пугать людей, но уже невозможно купить ничего дорогостоящего, если не доказано происхождение средств. Попробуйте купить в автосалоне машину. На базаре можно купить, а в автосалоне – нет.

У нас депутат, мой коллега, покупал автомобиль в конце прошлого года. Так он говорит, что у него в одном банке счет, у него депутатская зарплата приходит на этот счет. Ранее до депутатства он также был клиентом этого банка. Значит, вся финансовая история у него в этом банке имеется. И все равно 7 дней банк делал финансовый мониторинг, чтобы дать возможность с этого счета приобрести автомобиль в автосалоне.

Поэтому тот финансовый мониторинг, который сейчас работает, хотим мы того или нет, будет становиться жестче и жестче. Мир идет семимильными шагами к прозрачности.

Мы не можем взять хорошие дороги, приветливых и профессиональных полицейских, честные суды из Европы, а уплату налогов оставить в СССР. Так это не работает. Все должно происходить в комплексе.

А есть ли уже какая-то конкретика? О каких суммах идет речь? 

Я думаю, что в ближайшее время министр финансов опубликует законопроект. Мы его будем рассматривать, будем дискутировать.

Логика заключается в следующем, что если приобретение составляет условно более 1 млн. грн, налоговая имеет право спросить: откуда у вас эти деньги. И если ваши деньги, которые вы получили официально за всю жизнь, меньше этой суммы, а разницу вы объяснить не можете – в этом случае на разницу будет начислена обычная ставка налога с доходов физических лиц.

В течение прошлого года и в начале этого государства в Европейском Союзе в связи с подорожанием энергоносителей и стремительным ростом инфляции начали снижать ставку НДС иногда даже до нуля на продовольственные товары, чтобы сделать их дешевле для людей. У нас некоторые депутаты тоже начали регистрировать подобные законопроекты. Какова ваша позиция по этому поводу? 

В Европейском Союзе это работает, потому что там белая экономика. Если хотя бы 95% честно платят налоги, и мы уменьшаем НДС, то это точно повлияет на цену. А если у нас, например, половина рынка мяса «черная», то они и так ничего не платят. Здесь у нас этот механизм не приведет к уменьшению стоимости товаров.

Мы это увидели, когда снижали ставку до 14% для некоторых сельскохозяйственных видов товаров. Ничего не изменилось. Никоим образом это не повлияло на ценообразование. Заработали только конкретные предприятия, которые были в этой цепи.

Кстати, Польша лишь на полгода снизила косвенный налог на продукты питания. При этом она потеряет 20 млрд. злотых ($5 млрд.), которые они имеют, где взять. А у нас эти средства надо будет взять с заработных плат учителей, медиков. У нас есть куда тратить эти деньги.

Я за то, чтобы поддерживать незащищенных людей адресной помощью. Давайте дадим поддержку пенсионерам, ветеранам, многодетным семьям, кому это действительно нужно. А не уменьшать для всех, кому это не нужно.

Так же и в отношении бизнеса, если мы хотим его поддержать, надо давать не льготы, а субсидии, например, дешевые кредиты, частичную компенсацию стоимости оборудования, потому что тогда легче отследить эффективность.

Надо поддерживать конкретные отрасли. А когда мы размазываем по тарелке льготы на всю экономику, никакого эффекта нет.

Вы говорили, что Украина имеет все шансы пройти этот год без новой программы с МВФ. Изменилось ли ваше мнение после того, как для Украины существенно подорожали средства на рынке капиталов в связи с возможным риском полномасштабного военного вторжения?

Моя позиция заключается в том, что Украина имеет все шансы в этом году получить два транша ($2,2 млрд.), выполнив впервые в истории нашего государства программу МВФ полностью.

Но относительно следующей программы я не вижу в этом году каких-то больших вызовов, чтобы мы сломя голову ныряли в новую программу с МВФ. Я считаю, что мы должны обсудить эту новую программу на переговорах, дойдя до такого согласия, чтобы мы не выходили за пределы нашего суверенитета.

Я не вижу в 2022 году, как, кстати, и министр финансов Марченко, рисков невыплаты обязательных платежей по государственному долгу. У нас также есть неплохое перевыполнение государственного бюджета (на 9 млрд. в январе). Надеюсь, что так будет и впредь.

При этом я думаю, что мы будем вынуждены взять еще одну программу МВФ, но мы должны сделать так, чтобы это уже была последняя программа. Чтобы дальше мы уже работали самостоятельно.

Автор: Богдан Слуцкий

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий