Депутат Даниил Гетманцев: Использование офшоров – формально законно. К президенту – никаких вопросов

Нынешняя пленарная неделя должна быть очень насыщенной. Кроме уже почти решенного вопроса о назначении первого вице-спикера (безальтернативная кандидатура – Александр Корниенко), парламент планирует рассмотреть в первом чтении проект бюджета на следующий год и привязанный к нему скандальный законопроект №5600 Кабмина уже в целом.

Последний еще называют ресурсным, потому что он предусматривает «стрижку» дополнительных налогов, которые должны принести в бюджет дополнительные 25-35 млрд. грн. Главным пострадавшим от принятия законопроекта №5600 называют олигарха Рината Ахметова, потому что меняется порядок исчисления ренты на руду, но бьет тревогу и куда меньший бизнес. Из уст его представителей звучат даже такие высказывания как «экономический фашизм».

Перед первым и вторым чтениями налоговый проект, как и ожидалось, оброс огромным количеством правок – их более 12 тысяч. При председательстве в прошлом спикере Дмитрии Разумкове Верховная рада зашла в их рассмотрение минимум на два месяца, иногда прерываясь на внеочередные заседания. Но при новом председателе парламента Руслане Стефанчуке уже была опробована новая более прогрессивная схема, которая позволила провести вопрос через зал очень быстро, произошло это во время принятия закона об олигархах.

В отношении закона №5600 планируется применить другую упрощенную процедуру, по которой голосовался антиколомойский закон. Но в любом случае при наличии голосов теперь этот вопрос нескольких часов, а не месяцев. Предварительно рассмотрение бюджета запланировано на среду, а вспомогательного к нему закона – на четверг. Сейчас бюджет сверстан без дополнительных поступлений, которые может дать налоговый закон.

Председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев не скрывает разочарования оттого, что лоббистам всех мастей в итоге удалось сделать закон №5600 более «ласковым», чем он был в начале. В разговоре с «Главкомом» «главный фискал» парламента, который настроил против себя большую часть бизнеса, рассказывает, что он доволен темпами налоговой амнистии, насколько будет социальный новый бюджет, объясняет, почему нельзя упрекать президента оффшорным скандалом, и радуется, что Украина приблизилась к… Беларуси, а в чем-то ее даже обогнала.

«Застройщики не платят налогов вообще» 

Комментируя результаты налоговой амнистии в конце сентября, вы говорили, что в Украину уже возвращены 300 млн. грн. Как воспринимать эту сумму – она соответствует ожиданиям? И какая динамика сейчас?

Декларации подаются каждый день, то есть процесс пошел. Об этом мы точно можем говорить по результатам первой декады октября. И процесс оживляется с каждым днем. На сегодня цифры уже значительно превышают те, которые были в сентябре, в октябре задекларировано более 90 млн. грн. Люди не только интересуются, но и участвуют в этих процессах, это факт.

Какова структура этих средств? Это большой бизнес или не очень?

Разная абсолютно структура. У нас первая декларация была подана заробитчанином, а вторая – по активам, которые находятся за рубежом в очень большой сумме. Псевдо эксперты ставили это под сомнение, но налоговая амнистия действует и для зарплат в конвертах, и для больших состояний за рубежом. Полагаю, эти полтора месяца подтверждают такое утверждение. Дальше — будет больше.

Ведь мы должны понимать, что участие в нулевом декларировании – в первую очередь, в интересах человека. Потому что в законе есть положение о том, что человек, который не принял участия в налоговой амнистии, этим фактом утверждает, что у него нет активов, полученных с уклонением от налогообложения. Поэтому если человек не враг себе, он обязательно примет участие в амнистии.

Скандальный налоговый законопроект №5600, который планируется принять в целом на ближайшей пленарной неделе, — что оттуда вычистят между чтениями? Потому что было много шума вокруг того, что им хотят не только олигархов «подоить», но и рядовых граждан, введя дополнительные налоги на квартиры, огороды и тому подобное. 

Там было несколько чувствительных норм, которые мы убрали ко второму чтению, среди которых – налогообложение квартир. Я лично считаю, что эта норма является абсолютно обоснованной, но мы приняли политическое решение вывести дискуссию относительно налогообложения строительной отрасли вне законопроекта №5600. Остались нормы только относительно третьей продажи квартир.

С первой продажи физическим лицом у нас ставка налогообложения – ноль, со второй, если это происходило в течение года, – 5%, с третьей и следующей – 18% с разницы между суммой приобретения и суммой продажи. Фактически мы разрушаем те схемы, которые применяют строители, когда продают квартиры через физических лиц.

Все остальное мы вывели в отдельный законопроект. Бесспорно, строители отрицают любые изменения, потому что им удобно уклоняться от налогообложения. В результате было принято политическое решение, что мы выводим этот вопрос в отдельную дискуссию, которая сводится не только к вопросам налогообложения строителей, но и к обеспечению прав инвесторов, которые покупают квартиры.

Потому что мы имеем несколько таких кейсов как банк «Аркада», как «Укрбуд», еще несколько, когда людей просто обманывали и ни деньги не возвращали, ни метры. Вопрос обеспечения прав инвестора, финансовой состоятельности строителя и вопросы налогообложения мы хотим решить одним комплексным пакетом законопроектов, подать это все в Верховную раду и быстренько принять.

При этом строительство – это огромный бизнес, который имеет сверхприбыли и почему платит меньше НДС, чем даже то же сельское хозяйство, которое является священной коровой украинского налогообложения. Используют разные схемы – кто-то продает квартиры через физических лиц, кто-то использует схемный кредит по НДС. И это позволяет им практически не платить налогов вообще.

Но надо признать, что строители вас с законопроектом №5600 дожали?

Политика — искусство возможного. Убежден в том, что наш подход правильный, и мы как можно быстрее урегулируем ситуацию.

«Я возмущаюсь уровнем лоббизма, который включают мобильные операторы» 

Какие нормы из законопроекта №5600 еще точно будут вычищены?

Например, если мы говорим о налогообложении земли, многие это интерпретировали как налогообложение огородов. Это полная ложь и ахинея, потому что Кабмин с самого начала предлагал участки по полгектара налогом не облагать. Чтобы снять любые манипуляции, мы изменили эту льготу в полгектара на не обложение налогом на вмененный доход земли в пределах населенного пункта. Любые земли, независимо от назначения, независимо от того, используются они или нет, в пределах населенного пункта (села, поселка, города) не облагаются этим налогом. Если вне – облагаются.

Что такое налог на вмененный доход? Если у вас есть сельскохозяйственные земли, то будет считаться, что вы должны зарабатывать на них столько дохода, чтобы быть способными уплачивать налог в размере 4% нормативно-денежной оценки земли или в среднем 1200 грн за гектар в год. Где больше, где меньше – в зависимости от нормативно-денежной оценки земли. Но из этой суммы высчитываются все те налоги, которые вы платите в связи с обработкой этой земли, – налог на доходы физических лиц, единый налог и тому подобное.

И здесь вы пошли на определенные уступки? 

Это новое решение, которое было предложено «белыми» аграриями, которые заинтересованы в том, чтобы весь рынок был «белым». У нас есть часть аграрного бизнеса, который, возможно, какие-то схемы и использует, но эти схемы действуют на уровне интеллектуального противостояния налоговой и плательщика. Их можно проверить, поспорить, пойти в суд. А кто-то полностью работает «по серому».

И «белые» аграрии говорят – вот я оформил работников, плачу НДФЛ с их заработных плат, плачу НДФЛ с арендной платы за землю, плачу «по белому» тем крестьянам, которые дали мне, свои паи в аренду, продаю это зерно с уплатой НДС.

Так почему такой человек, что выполняет закон, должен быть в худшем положении, чем тот, кто всего этого не делает, а просто сеет-собирает урожай, «в черную» реализует и за счет этого имеет дополнительную маржинальность? Мы должны честно сказать, что не можем всех равномерно обложить налогами, тогда надо и «белых» фермеров от них освободить, или должны заставить платить всех.

Вы гарантируете, что после принятия законопроекта №5600 «серый» аграрный рынок прекратит свое существование?

В настоящее время более восьми миллионов гектаров, то есть треть всей сельскохозяйственной земли в Украине, обрабатывается «в черную». Мы убеждены в том, что его принятие заставит «выйти из тьмы». Потому что принцип нового налога заключается в том, что независимо от того, как ты работаешь, все равно платишь налог на эту землю. Поэтому тебе невыгодно будет работать «в черную», ты лучше оформишь на себя эту аренду, будешь платить НДФЛ, чтобы уменьшать свою налоговую нагрузку и иметь нормальное состояние.

Мобильные операторы жаловались, что налоговым законопроектом не отменяются так называемые спектральные коэффициенты, которые применяются к рентной плате за радиочастотный ресурс. По мнению лидеров рынка, они потеряли актуальность после рефарминга частот. Плюс №5600 увеличивает ренту за пользование радиочастотным ресурсом на 5%. Все это, как жалуются операторы, тормозит рост отрасли.

Рефарминг — процедура перераспределения радиочастотного ресурса, которая должна ускорить покрытие всей страны мобильным Интернетом в формате 4G благодаря использованию диапазона частот 900 МГц. Ранее этому мешало то, что исторически частоты у мобильных операторов были распределены неравномерно. После длительных переговоров в июне 2020 года компании «Киевстар», «Vodafone Украина», Lifecell и «Интертелеком» договорились о начале рефарминга.

Что такое 5%? Это уровень инфляции в 2020 году. Если мы не увеличиваем на 5% ренту на радиочастоты, которая оценивается абсолютными величинами, она автоматически уменьшается, потому что рента взимается в фиксированной сумме в гривнах. С 2017 года ренту за частоты никто не пересматривал. Я честно скажу, что возмущаюсь тем уровнем лоббизма, который включают именно мобильные операторы относительно не повышения на эти 5%, потому что это решение является абсолютно справедливым.

Я лично сегодня работаю над изменениями законодательства, когда эта индексация будет происходить ежегодно, автоматически, без какого-либо решения Верховной рады. Если ты должен оплатить 100 грн. в год, а ежегодная инфляция составляет 5%, то очевидно, что в следующем году, если плату не повысить пропорционально, вы оплатите 95 грн., то есть меньше.

Операторы ссылаются на меморандум с правительством, который был заключен в 2019 году. Согласно этому меморандуму, наша налоговая политика должна быть последовательной и прогнозируемой, и индексация ставок на процент инфляции является полным соответствием меморандума.

Но это все мелочи. Законопроект №5600 ассоциируется, прежде всего, с повышением ренты на руду, что должно ударить по карману нашего главного олигарха. У противников этого подхода действует другая логика — цены на руду в мире сейчас стремительно падают, так что имеет ли эта норма смысл…

У нас сейчас действует фактически фиксированная ставка, потому что мы производим ренту на руду в зависимости от затрат на добычу. Нигде в мире это не наблюдается. Если цена на руду на рынках высокая, бюджет недополучает доходов. Если же цена низкая, то производитель платит больше налогов, чем это оправдано его бизнес-процессом. Например, если цена на руду ниже $60, то добытчик работает в минус, но при этом платит ренту.

Мы же говорим — ребята, давайте сделаем так. При цене до $100 у вас ставка 3,5%, от $100 до $200 – 5 % , от $200 и выше – 10%. Общемировая средняя ставка сейчас — как раз 5%. Мы предполагаем, что цена на руду в ближайшей перспективе будет как раз от $100 до $200, но никто этого не знает на самом деле.

Однако если государство вводит такие правила, то оно должно согласиться и на то, что если руда будет стоить меньше $70, то получит меньше, чем сейчас. И это тоже правильно. Но когда руда будет стоить больше, то и государство получит значительно больше. Если цена будет больше $200, как было не так давно, то, кажется, 25 млрд. грн мы получим, а если говорить о промежутке от $100 до 200, то, в зависимости от цены, 5-7 млрд. грн в год.

«И использование оффшоров и зарплаты в конвертах формально соответствуют закону» 

Недавняя история с оффшорами, в которой оказался замешанным наш президент, была интерпретирована его соратниками так: «В этом нет ничего плохого, потому что тогда все бизнесмены, а не только Зеленский, так действовали». Итак, это – нормальная ситуация или нет, по вашему мнению, как одного из апологетов «антиолигархического» закона? 

У меня позиция однозначная с самого первого дня. Главная наша задача – побороть то, что называется уклонением от налогообложения с использованием низких налоговых юрисдикций. «Антиолигархический» закон стоил нам много здоровья, и никто вообще не верил, что этот закон примут. Все думали, что мы шутим. В этом законе написано требование не какого-то мертворожденного дурака, что надо вообще запретить оффшоры, о чем говорят все уже более 20 лет.

Там очень сложный комплекс норм, которые придумали не мы, а взяли из правил анти-BEPS и рекомендаций к ним, что облагают налогами операции с оффшорами. Значит, имея офшор, ты должен платить налоги так же, как если бы это была компания с нормальным уровнем налогообложения. Закон очень сложный, имеет много направлений, но мы его приняли.

Анти-BEPS (Base erosion and Profit Shifting) – международный проект Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран G20 по разработке мер противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения.

Теперь насчет президента. Меня поражает цинизм этого скандала. И не потому, что я в команде президента и знаю, сколько он приложил усилий на принятие антиофшорного закона. Меня поражает, что люди, которые всю жизнь использовали оффшоры, чтобы воровать деньги из бюджета и их там прятать, предъявляют претензии человеку, который пришел из бизнеса. Это что секрет, что наш бизнес массово уклоняется через различные конструкции от знаменитых ФЛП до зарплат в конвертах? Мы все пришли из бизнеса.

Ты просто не можешь работать иначе. Ты перед выбором — либо уклоняйся, либо будь нерентабельным! И те люди, которые загнали страну в такое состояние, сейчас «теми же губами» обвиняют бывших бизнесменов, которые прекратили заниматься бизнесом и приняли законы, направленные на противодействие уклонения от налогообложения, в том, что они действовали так, как все.

Да, Арахамия искренне признал, что он вообще взятки давал… 

Это немножко другое, но если же человек – украинский бизнесмен говорит, что не платил зарплаты в конвертах, он, скорее всего, лукавит. Потому что в стране, где уклонение от налогообложения стало нормой, говорить, что ты святой или работал в бизнесе не так, как 99,9% всех других, означает, что ты или блаженный, что мы исключаем, или откровенно врешь.

Однако здесь есть еще одна сторона вопроса — юридическая. Нарушался ли закон? Какие бы мы не использовали инструменты в ведении своей хозяйственной деятельности, они должны соответствовать законодательству. К сожалению или к счастью, и использование оффшоров (до 2022 года), и зарплаты в конвертах (при выводе денег, например, через ФОП) формально закону соответствуют. Здесь к президенту нет никаких вопросов. Ни моральных, ни юридических.

Порошенко тоже имел на это право?

А Порошенко… Смотрите – когда Зеленский стал президентом, использовать эти инструменты для уклонения от налогообложения или для чего-то еще стало для него аморально. Вот в этом и разница. А у Порошенко было как раз наоборот. Всю свою сознательную жизнь в политике, еще, когда он был депутатом, он этим не брезговал, как и все остальные лицемерные «борцы» с оффшорами тоже не стеснялись. И эти люди сейчас занимаются морализаторством? Разве это не смешно?

«Мы к Беларуси уже приближаемся по средней зарплате» 

Оправдано ли в этом проекте бюджета увеличение расходов на антикоррупционные органы, Генпрокуратуру?

Но при этом на Верховную раду уменьшили количество расходов, на Офис президента уменьшили. На МВД не увеличили, на Генпрокуратуру и НАБУ увеличили, но здесь речь идет о завершении реформы. Это не простой вопрос.

С одной стороны, в обществе существует стереотип о неэффективности правоохранительных органов (что не всегда соответствует действительности), с другой стороны, любая попытка повысить зарплаты чиновникам, что с необходимостью повысит качество персонала, вызывает возмущение. Когда у нас говорят, что давайте, реформируем таможню, но не будем повышать заработной платы таможенникам, потому что они коррупционеры, и пусть дальше работают за шесть тысяч, то, как это все укладывается в одной голове?

Так же и с Генпрокуратурой. Надо завершить реформу. И полицейским надо повышать зарплату – кстати, этого нет в бюджете, но я подписал соответствующую правку и надеюсь, что она будет учтена ко второму чтению. Потому что полицейский не может получать меньше, чем охранник в супермаркете. Это не только аморально. Это приводит к отрицательному отбору, в полицию приходят худшие.

При этом мы сначала ненавидим полицию, ненавидим таможню, прокуратуру, но когда получаем от кого-то по морде в подъезде, то вызываем полицию, а не звоним лидеру общественного мнения на «Фейсбуке». Общество должно вырасти и понимать, что если оно хочет сервис, то нужно человеку достойно платить за это. А у нас, там, где я живу, в Фастовской ОТГ, 30% вакансий в полиции и людей негде взять. Поэтому я ничего не вижу плохого в увеличении расходов на правоохранителей. О каком там полицейском государстве, как некоторые кричат, может идти речь? При недоборе в 30%!

Кроме того, обратите внимание на соразмерность сумм, на которые эти расходы будут увеличены, и тех проблем, которые мы вроде хотели бы решить за эти же средства. Например, в этом году беспрецедентно большая программа финансирования медицины – 4,2% ВВП (на следующий год планируется 4,5%), минимальная зарплата медсестры – 13,5 тыс., медика – 20 тыс. Мы пенсии повышаем. Но, даже полностью убрав расходы на Генпрокуратуру, мы при этом не решим ни одну социальную проблему. Поэтому манипуляции на эту тему – от лукавого.

Кстати, относительно давно обещанного «завершения эпохи бедности». Как бы вы оценили этот бюджет с точки зрения повышения социальных расходов. 

Социальные расходы — они же разные. Про медицину я уже сказал, что предлагается индексация пенсий, зарплат. При этом дополнительно мы будем индексировать пенсии и военным пенсионерам, и ученым, хотя этого не делали фактически никогда. У нас запланированы дополнительные выплаты пенсионерам возрастом 80+, 75+ и с этого года будет уже 70+. У нас раньше была минимальная пенсия вдвое меньше, чем фактический прожиточный минимум, который само государство вычислило.

Пенсия за эти два года выросла больше, чем росла в течение предыдущих пяти лет. Дополнительно выделено 7,3 млрд. грн до 2021 года на социальную защиту и социальное обеспечение. 38 млрд. грн (или на 3 млрд. грн год до года) предусмотрено на выплату льгот и субсидий на жилищно-коммунальные услуги.

Средняя зарплата у нас за два года выросла больше, чем на 30%, мы впервые превысили порог в $500. Мы к Беларуси уже приближаемся по средней зарплате, хотя об этом стыдно говорить. Но сначала надо этого достичь, а потом говорить о каких-то амбициозных целях. У нас минимальная зарплата, слава Богу, превышает уже уровень Беларуси, России и Молдовы. Все это делается, но постепенно и не за один год. И, несмотря на кризис, аналогов которому не было со времен Великой депрессии.

Что заложено в проекте бюджета-2022 

Доходы в проекте госбюджета на 2022 год на 14,4% выше по сравнению с 2021 годом: 1 трлн. 267,4 млрд. грн против 1 трлн. 107,4 млрд. грн.

Расходы выросли на 7,2% по сравнению с госбюджетом-2021: 1 трлн. 441,6 млрд. грн против 1 трлн. 345,1 млрд. грн.

Рост ВВП прогнозируется на 0,8% меньше: 3,8% против прогноза в 4,6% в госбюджете-2021.

Инфляция – 6,2%, что на процент меньше, чем в бюджете-2021 (7,3%)

Курс американского доллара – 28,7 грн (в этом году – 29,1 грн)

Уменьшен предельный объем дефицита бюджета на 23,8 % – до 188 млрд. грн.

Еще в этом году с 1 декабря минимальная зарплата должна вырасти до 6,5 тыс. грн. следующее увеличение – до 6,7 тыс. грн запланировано на октябрь следующего года.

Почему МВФ ухудшил наш прогноз ВВП, если все так, как вы говорите, неплохо?

Начнем с того, что в прошлом году падал весь мир. Нам, несмотря на это удалось удержать экономику: падение — лишь на 4%, в отличие от наших соседей – падение в Евросоюзе было 6,2%. Прогноз роста ВВП на этот год и на следующий год зависит от того, как мы выходим из кризиса. А происходит это не так быстро, как хотелось бы.

Например, у нас беспрецедентный объем инвестиций в этом году: за восемь месяцев $3,5 млрд., хотя за весь 2019-й было $5 млрд. Очевидно, что мы должны превысить эту цифру до конца года. Мы имеем рост промышленности, повышается средняя зарплата, происходит детенизация. Однако мы понимаем, что природа кризиса, который был, усложняет любые прогнозы. Поэтому те прогнозы, которые давали в начале года, корректируются по ходу, ничего плохого в этом нет.

«Сейчас монобольшинство точно стабильнее, чем год–полтора назад» 

Какие сложности могут возникнуть с принятием бюджета? И правда ли, что мажоритарщикам обещали отдельный «соцэконом» (субвенции на социально-экономическое развитие, которые депутаты «выбивают» на свои округа) за голосование за отставку Разумкова? 

Разумков разочаровал меня заявлением на согласительном совете, что депутатам якобы кто-то платит за голосование, но его слова не подтверждены ничем. Я точно знаю, что такого не было, и депутатам никто не платил за голосование за отставку Разумкова. Это были какие-то конвульсивные попытки, навести «тень на плетень», не достойные политика высокого уровня. Нет, голосование за отставку спикера не имеет ничего общего с решением по социально-экономическому развитию.

Если вообще говорить об этом, то в бюджете-2022, скорее всего, он будет. Хотя я – противник такого подхода в принципе, мне кажется, что поведение депутата во время бюджетного процесса не должно влиять на финансирование того или иного округа. Но разные мнения есть по этому поводу. Дай Бог, когда следующие выборы пройдут без мажоритарки, можно будет отказаться от этого инструмента.

Легко ли бюджет пройдет через парламент или не очень?

Я думаю, что обсуждения будут, и все пойдет в таком же режиме, как в прошлом году. Не думаю, что мы затянем. Любой бюджетный процесс напряженный, но, как видите, монолит во фракции у нас есть, это заметно хотя бы из того голосования, которое вы уже упоминали.

Ну, как сказать монолит… многие «слуги» горой стали за Разумкова.

С несколькими из них было заранее все ожидаемо, ибо они прошли с ним всю жизнь. И сейчас монобольшинство точно стабильнее, чем год–полтора назад. Освободившись от некоторых членов фракции, мы пришли к состоянию осени 2019 года. Поэтому я не думаю, что будут катастрофические проблемы с принятием бюджета.

Подпорки в виде депутатских групп «За будущее» и «Доверие» для успешных голосований вам все равно нужны.

Если кто-то хочет голосовать так же, мы же не будем противостоять (улыбается).

Просчитывается ли при подготовке бюджета потенциальный локдаун? Потому что дела с новой волной пандемии не очень оптимистичны, «красные зоны» расширяются.

Мы же понимаем, общего локдауна не будет. Будут «красные зоны», причем в них будет разрешено работать тем предприятиям, работники которых вакцинированы, об этом уже объявило правительство. Делайте вакцины и работайте – никаких вопросов нет. Будет ли помощь бизнесу – мы сейчас это обсуждаем. Возможно, да. Будет ли она такой же масштабной, как раньше, — также обсуждаем. Посмотрим на то, насколько глубокими будут ограничения.

«Никакой катастрофы с отопительным сезоном не будет» 

Принятие закона об олигархах, о котором вы уже упоминали в начале, превратилось в итоге в анекдот. Вам все говорили, что не торопитесь, подождите с этим постатейным голосованием правок. И в результате закон придется снова голосовать. Из-за учета взаимоисключающих правок теперь непонятно, кто должен составлять печально известный реестр олигархов — то ли СНБО, то ли НАПК. Как исходить из этой коллизии? 

Насчет того, куда мы спешим, — так мы 30 лет никуда не спешили. Все всех устраивало, все нормально было. Дмитрий Александрович вообще послал закон об олигархах в первом чтении в Венецианскую комиссию. Можно было ждать сколько угодно. Мы тот же налоговый закон №5600 подождали лишних три месяца. Знаете, сколько заработал олигархат на этом за это время? Более 5 млрд. грн.

Мы больше не должны работать в том режиме, в котором работали. Мы больше не должны давать возможности оппозиции навязывать свою повестку дня, злоупотребляя своими правами на поправки. Либо мы действительно занимаемся нормотворчеством, либо блокируем работу Верховной рады на месяц.

С законом об олигархах мы показали, что такая особая процедура принятия работает, и будет работать каждый раз, когда оппозиция будет злоупотреблять своими правами. Пусть никто не рассчитывает на то, что мы это сделали единовременно. Мы за нормальную дискуссию по сути, но когда депутат берет поправку и рассказывает анекдоты, или докладывает совсем о другом вопросе, это абсолютно неприемлемо.

Теперь конкретно относительно этой коллизии. Да, действительно, есть ошибка в сравнительной таблице, которая вышла из комитета, – в ней три правки стояли как учтены, тогда, как учтена, была только одна из них. Хотя сам окончательный текст закона, который был в таблице в правой колонке, мы проголосовали правильный. Но согласен, что проблема есть.

Как ее можно решить? По моему мнению, надо по статье 131 регламента поставить вопрос на голосование еще раз. Все три правки выносятся в зал, и пусть зал определяется, какую именно из них он поддерживает. Такая в результате и будет применяться. Все, вопрос закрыт, нет проблемы вообще никакой. И не надо никакого вето президента. Этот вопрос лучше решить именно таким образом.

И еще одно, нас в течение последнего месяца и оппозиция, и бывшие члены команды, которых мы потеряли, постоянно обвиняют в нарушении регламента, вспоминая нормы, которые не упоминались в течение всего нашего созыва. И они начались изыскиваться спикером и оппозицией именно на антиолигархическом пакете.

Есть такое хорошее слово, которое характеризует происходящее, — фарисейство. Это же фарисеи обвиняли Христа в нарушении норм и правил, когда он исцелял людей в храме или в субботу? Не хочу библейских аналогий, но обвинения наших новоявленных «законников» так же от лукавого.

Почему накануне отопительного сезона возникла ситуация, что запасов газа может не хватить и для нормального его прохождения нужно еще где-то взять 3-4 млрд. кубов? 

Минэнерго считает, что газа хватает. Запасов больше, чем на тот же период в 2019 году. На закупку дополнительного объема деньги есть, вопрос – какая цена будет на рынках, потому что весь мир оказался в беспрецедентной ситуации с ценами на газ. Наша задача – купить его дешевле, чем предлагается сейчас на рынках. И это будет сделано, никакой катастрофы с отопительным сезоном нет.

Что касается бытовых потребителей, то для них установлена фиксированная цена, это касается и бюджетных учреждений. Для местных органов самоуправления предусмотрены субвенции до конца года, а со следующего года мы предусмотрим дополнительных 4% НДФЛ на местах, плюс к этому оставим на местах часть топливного акциза, которыми можно будет поддержать коммунальных производителей тепла.

Есть программа правительства, чтобы упорядочить счета в энергетической сфере, снять аресты со счетов теплокоммунэнерго – короче, это достаточно масштабные и комплексные действия. Никакой катастрофы, как того хотелось бы оппозиции, не будет!

При этом четыре области объявили о чрезвычайной ситуации из-за нехватки газа и неготовности к зиме. 

Я считаю, что если у мэра есть проблемы, он обращается в правительство и эту проблему решает с правительством. А если он проблему решает в «Фейсбуке», то и результат будет соответствующий. Мы полностью готовы к отопительному сезону. Если у определенных органов местного самоуправления не хватает ресурса, правительство имеет программу, которая их поддержит. Каждый божий год одно и то же, что еще, когда не было $1000 за кубометр газа и все равно пугали катастрофой, дефолтом, отключениями. Но у нашего правительства всегда есть решения, которые нивелируют все риски.

Мы никогда не будем возвращаться к вопросу «еврономеров» 

Компромисс по ставкам эквайринга между банками и ритейлерами как-то был найден. По вашему мнению, кто больше выиграл или проиграл от этих договоренностей? И как это скажется на потребителях, потому что банкиры пугали, что в случае снижения своей комиссии будут вынуждены отменить кэшбэк, карты станут платными и тому подобное? 

Эквайринг – услуга банка, которая позволяет с помощью POS-терминала, или его аналога, принимать к оплате платежные карты международных и национальных платежных систем за товары, работы и услуги. Торговые сети жаловались, что нынешние ставки эквайринга (1,8–3% за сделку) являются завышенными.

Насколько я знаю, компромисс найден в рамках того, что никакие маркетинговые политики не изменятся. Снижение планируется делать постепенным, и здесь компромисс найден с акцентом на позиции коммерческих банков, а не торговых сетей. Для нас это был сложный вопрос, потому что мы решали конфликт между двумя группами субъектов, которые боролись за определенную сумму денег – около 5 млрд. грн. А мы должны были стать на сторону одних и других.

У нас были депутаты, которые отстаивали банки, были те, кто отстаивали сети, причем все делали это с пеной у рта. У комитета была простая позиция – ребята, договоритесь сами, потому что государство должно минимально вмешиваться в коммерческие отношения. И очень неоднозначный вопрос, что справедливее, оставлять деньги в кармане сети или в кармане банка. Мы же понимаем, что в кармане потребителя эти 5 млрд. точно не появятся. Что это чисто лоббистский вопрос.

Откровенно скажу, мы создали в комитете серьезную угрозу, что вмешаемся в этот спор путем принятия соответствующего законодательного решения. Эта угроза подтолкнула банки к желанию договариваться, и они до чего-то дошли. Когда мы увидели этот меморандум, то вопрос законодательных изменений сняли. Считаю, что правильно сделали.

18 октября у «Слуг народа» будет заседание фракции, в частности, по кадровым вопросам. Еще с лета ходят разговоры о том, что несколько министров осенью лишатся своих портфелей. Сколько министров, по вашим прогнозам, вылетит из Кабмина? 

Три-четыре.

Вашим «любимым» и вечно недовольным ФЛП и евробляхерам еще стоит ожидать какого-то изменения правил игры от парламента? 

Относительно «еврономеров». Никогда не будем возвращаться к этому вопросу. По крайней мере, я от себя сделаю все возможное.

По фискализации – мы не будем ее переносить. У нас есть очень хорошая динамика по увеличению кассовых аппаратов налогоплательщиков, ежемесячно регистрируем все больше и больше. Поэтому я категорически против любых таких решений.

Но если речь идет о том, что саму систему, возможно, каким-то образом поменять или усовершенствовать, то да — мы к этому готовы и никогда от этого не отказывались. Но без выхолащивания идеи. Поэтому я хочу всем уважаемым мною физическим лицам-предпринимателям сказать, что с нового года система заработает. И я бы рекомендовал каждому установить простой регистратор учетных операций как можно быстрее.

Верховная рада перенесла решение об обязательном раскрытии конечных бенефициаров компаний на девять месяцев. Министр юстиции Денис Малюсько заявил, что невозможно зарегистрировать всех желающих из-за низкой пропускной способности регистрационной системы. Что должно измениться за девять месяцев? 

Тут же дело не в неготовности системы, а в нашей такой студенческой и славянской «надежде на авось». Когда все спят до последнего дня, а потом видят очереди тех, кто проснулся вместе с ними. Закон принят в 2019 году, вступил в силу в апреле 2020-го, все подзаконные акты были приняты четыре месяца назад. Три месяца были даны бизнесам, организациям, чтобы подать бумажку о бенефициарном владельце. В итоге все пошли регистрироваться на последней неделе, образовались очереди, и пришлось переносить.

После смерти бывшего депутата от фракции Антона Полякова некоторые «слуги», как свидетельствует их переписка, начали беспокоиться о своей жизни и задумываться о дополнительных мерах безопасности. Вы сами чувствуете какую-то опасность? 

Ничего не чувствую. Я категорически против использовать любую смерть в политических целях. И я не хочу говорить об умершем человеке ничего плохого, но есть данные об употреблении им спиртных напитков и метадона. Допускаю, что в его крови был метадон, который сам по себе не может привести к катастрофе, а вот в сочетании с алкоголем (прочитайте открытые источники), это смертельно.

Мой личный вопрос по этой всей ситуации, что, почему человека в таком состоянии оставили беспомощным? Его возили в машине, пересадили в такси и отправили умирать. Тогда когда люди, употреблявшие с ним спиртное, должны были оказать помощь. Это уже статья Уголовного кодекса, и я считаю, что правоохранительные органы должны это отработать.

Автор: Павел Вуец

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий