Как власть борется с недобросовестными застройщиками? При каких условиях в Украине появится необходимое количество новых садиков и школ? На что именно должен обращать внимание потенциальный инвестор при покупке жилья в новостройке? На эти и другие вопросы «Цензор.НЕТ» ответила заместитель председателя фракции «Слуга народа», заместитель председателя комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк.
***
Недавно стартовал большой общественный диалог в рамках празднования 30-летия Независимости Украины. Представители власти, эксперты и общественные деятели на всеукраинских форумах (которых в целом имеется 30) уже обсудили вопросы пандемии COVID-19, образования, тарифов и энергетической независимости. 22-24 февраля посвятили инфраструктуре. Здесь главной темой стала программа президента «Большое строительство».
В своем выступлении Владимир Зеленский заявил о ряде амбициозных инфраструктурных проектов. Участвовала в этом форуме и заместитель председателя фракции «Слуга народа» Елена Шуляк. «Цензор.НЕТ » встретился с народным депутатом, чтобы обсудить, что же на самом деле происходит в строительной отрасли.
«В КИЕВЕ ЕСТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЕ ЗАСТРОЙЩИКИ»
— Мы с вами встречаемся после первого дня Всеукраинского форума «Украина 30. Инфраструктура». Там выступал президент Владимир Зеленский. Он рассказывал о планах по возведению дорог, мостов. Говорил, что в рамках программы «Большое строительство» появятся новые детские сады, школы, больницы. Почему сейчас с этим проблемы? Например, на Позняках в Киеве возвели несколько жилых комплексов, но не построили необходимые объекты социальной инфраструктуры.
— На Позняках я прожила более 10 лет. Там сейчас живут мои родители. Если говорить о «бетонном гетто», то это, например, улица Драгоманова, где много новостроек, но мало объектов инфраструктуры. Поэтому я хорошо понимаю проблематику района, о котором вы говорите.
Теперь относительно заявлений президента. Вообще программа «Большое строительство» родилась еще в 2019 году. Для того чтобы начать ее реализацию с 2020-го, провели немало подготовительной работы. Первое, что сделали — провели инвентаризацию всех долгостроев в Украине. Цифры оказались катастрофическими, потому что речь идет о тысячах объектов! Это не только такие известные долгострои, как, например, Запорожский мост. Но и обычные садики, школы, бассейны, стадионы, больницы. Их начали строить 5-7 лет назад, но потом «замораживали».
В возведении долгостроев почти на 99,9% можно найти коррупцию. Часто видели такие примеры, когда из государственного или местного бюджета выделялись средства, их каким-то образом тратили, но ничего не строили. Поэтому после проведения инвентаризации, все объекты поделили на несколько категорий: с высокой степенью завершенности – более 70%, далее шли объекты, возведенные на 50-70%, и те, строительство которых только началось (готовность до 50%).
В 2020 году в рамках программы «Большое строительство» построили 114 детских садов и 119 школ. Это как раз вот эти долгострои, которые имели высокую степень завершенности, но по неизвестным нам причинам их так и не достроили. На 2021-й год мы планируем, как их завершать, так и возводить новые объекты, потому что у нас огромные проблемы с инфраструктурой, в том числе и на КПВВ.
Задача, которую ставил президент — это не просто построить «пропускной пункт». Важна и инфраструктура возле него. Например, отделение «Ощадбанка», «Новая почта», продуктовый магазин и т.п. Все, что необходимо людям. Нам, жителям столицы, это все может звучать повседневно, но во многих населенных пунктах такая инфраструктура очень важная.
— Вы обратили внимание, что провели инвентаризацию. Что дальше?
— Посчитали, внесли в планы, выделили финансирование из государственного и местных бюджетов, проконтролировали выполнение всех процессов по строительству, сдали в эксплуатацию. Надеюсь, в этом году тысячи детей пойдут в новые сады и школы.
— Но пока ситуация не очень оптимистичная. Сейчас для того, чтобы ребенку в Киеве попасть через два-три года в конкретный садик, родителям нужно сразу после его рождения регистрироваться на сайте и занимать очередь. За время, пока этот ребенок подрастет, семья может сменить место жительства, и здесь возникают новые проблемы.
— В Киеве инфраструктура не строилась годами, а застройка была хаотичной и без планировки. Мне кажется, в аналогичной ситуации находится Львов и те города, в которых высокие показатели возведения объектов. Часто говорят, что застройщики виноваты в том, что нет социальной инфраструктуры. А мне кажется, что основная вина лежит на местной власти. Ведь она должна иметь видение, что в приоритете.
Если бы у киевской власти приоритетным было развитие инфраструктуры, то, поверьте, за время каденции господина Кличко можно было строить не просто единичные детские сады и школы, а сделать качественную сеть. За последние годы очередь в столичные детсады была в 15 тысяч детей!
Так, в 2020-м эта цифра уменьшилась до 5, но вдумайтесь: чтобы вообще закрыть потребности в инфраструктуре, имея желание, необходимо два-три года. Ты же не строишь атомную электростанцию! Речь идет об очень понятной трехэтажной стандартной конструкции, не нужно ничего уникального. Поэтому если бы у местных властей было желание, точно можно было бы выделить земельный участок, запроектировать, построить, проконтролировать и закрыть этот вопрос раз и навсегда.
Однако у нас даже этого всего не делают. Да что тут вообще говорить, когда в Киеве даже нет стратегического документа — генплана. А без него полноценно развиваться не может ни один город. Формально, генеральный план существует, но он не может быть актуальным, потому что разрабатывался еще в 1997 году. Тогда его создавали без представления, сколько людей на самом деле может вместить Киев в 2020-м году, какой будет транспортная инфраструктура и так далее.
Но это совсем другая картина! Поэтому вопрос генплана стал политическим. Перед выборами нового главы города всегда активизируются разговоры о принятии нового документа, благодаря чему можно будет навести порядок. И как это ни странно, после выборов этот вопрос «по умолчанию» переходит в категорию второстепенных.
К слову, когда я еще работала в Офисе эффективного регулирования, мы уделяли большое внимание состоянию градостроительной документации в Украине. Вспоминаю, как делали элементарную инвентаризацию, чтобы посмотреть на ситуацию на всех уровнях: областей, районов, городов и поселков. Мы создали простой web-ресурс, на котором должны были аккумулироваться ссылки, где органы местного самоуправления публикуют информацию об имеющейся градостроительной документации.
И это иногда был шок! Только представьте: один украинский город живет по генплану 1968 года. Это вызывающая ситуация. Исходя из этого опыта, думаю, государство должно ввести принцип, который будет стимулировать органы местного самоуправления разрабатывать актуальную градостроительную документацию.
Возвращаясь в столицу, то здесь генеральный план постоянно уточняется детальными планами территорий (ДПТ). В вопросе их финансирования местные власти всегда говорят: «Для реализации задуманного у нас нет денег». Поэтому ищут инвестора. А потом подписывается трехсторонний договор: КГГА, разработчик градостроительной документации и инвестор (который охотно дает средства, только чтобы самостоятельно ее сделать). Здесь важно понимать, что инвестор, по сути, застройщик, который намерен застроить конкретный участок.
И вот когда он платит средства, то и начинает диктовать свои правила. Поэтому мы и не видим достаточного количества и нужного качества инфраструктуры, так как застройщику не всегда это выгодно.
А если бы населенные пункты самостоятельно за свои средства (в бюджете Киева имеется 60 миллиардов гривен, поэтому точно можно разработать любую градостроительную документацию) занимались этим процессом, то уже бы определяли правила, где точно должна быть школа или детский сад. Тогда застройщику обойти требования, которые заложены на уровне документации, было бы трудно.
Поэтому корень проблемы с новыми учебными заведениями — это как раз отсутствие актуальной градостроительной документации и тотальное нежелание местных властей помочь людям.
Наконец, замечу, что градостроительного кадастра на государственном уровне вообще в Украине не существует! Мы говорим об этом из года в год. Сейчас, насколько я понимаю, Министерство развития общин и территорий заложило в госбюджет на 2021-й средства на реализацию этого замысла. Было бы очень хорошо, если бы мы, наконец, сдвинулись с места, и начали обеспечение градостроительной документацией на всех уровнях.
— А что делать с недобросовестными застройщиками? В Киеве их знают, так сказать, «в лицо». Сейчас один из самых одиозных — Максим Микитась, который находится за решеткой. В интервью главному редактору нашего издания Юрию Бутусову он даже не отрицал, и хвастался поддержкой Андрея Богдана и Андрея Ермака.
— Вообще, чтобы начать строить в Киеве, тебе нужно отвести земельный участок. Для того чтобы это сделать, государство вроде бы позаботилось, чтобы проводились соответствующие аукционы. Но на практике чаще действует схема, когда на этой земле уже есть какая-то недвижимость, и лишь потом она отводится. Для того чтобы ее отвести, нужно собрать 55 бумажных документов, 17 раз встретиться с чиновником и расходы на это все составляют 2-3 года своей жизни. При таких условиях застройщики вынуждены «договариваться» еще на начальном этапе.
После того, как отвели земельный участок, они идут получать градостроительные условия и ограничения. И если застройщик не дает взятки, то будет получать здесь десятки отказов по разным причинам. Кстати, я недавно сделала социальный эксперимент, благодаря которому фиксировала отказы Департамента градостроительства и архитектуры КГГА. Были нередки случаи, когда требовали документы, которые вообще не предусмотрены законодательством!
Таких моментов много. Потом при получении разрешения на строительство тоже надо нести взятку. Кажется, даже дети в детсадах знают: ГАСИ – это коррумпированная структура, куда застройщики вынуждены нести по 5-20 долларов и более за метр квадратный.
Конечно, те застройщики, которые хотят работать честно и прозрачно, не выдерживают такого давления, они не могут годами ходить и собирать отказы. Поэтому остаются те, которые готовы нарушать правила. Но ради справедливости надо сказать, что все, же в Киеве есть добродетельные застройщики. Нам нужно их беречь, потому что они оберегают наш город от дерзкой и хаотичной застройки, а также определяют позитивный тренд, который потом можно распространять на другие территории. Потому что здесь к местной власти также есть вопросы.
У нас сейчас по всей Украине имеется более тысяч объектов, возводимых без разрешительных документов – где-то не отведена земля или нет утвержденной проектной документации и так далее. Хотя бы вспомним печально известный «дом-монстр» на Подоле в Киеве. Мы все о нем знаем, читаем в Фейсбуке посты о том, как бывший депутат Киевского совета Ольга Балицкая продолжает борьбу против этой застройки в судах. Но все это — следствие.
Когда дом возводился и все видели, что там больше этажей, чем предусмотрено градостроительными условиями, то где была местная власть? Где была ее реакция? Где протесты и блокирование такого строительства? Эта ситуация говорит о том, что иногда местное самоуправление бывает «слепым», а потом мы страдаем из-за того, что наши населенные пункты искажаются такими «монстрами».
«НИЗКУЮ ЦЕНУ ПРЕДЛАГАЮТ ТОГДА, КОГДА ЗАСТРОЙЩИК НЕ ТРАТИТ СРЕДСТВА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ»
— Еще одной большой проблемой после сдачи объекта является подключение к сетям. Например, в селе Белогородка Киево-Святошинского района в одной из новостроек с 2015 года никак не подключат свет. Поэтому жители пользуются строительной линией, в другой новостройке – проблемы с отоплением. Эти примеры — не исключение из правил, а, скорее, обычная практика. Людям приходится обращаться в суды, перекрывать дороги. Как быть в таких ситуациях рядовым гражданам?
— Обычному гражданину нужно быть очень осторожным, когда он покупает жилье, находящееся на стадии строительства. Будем честны в том, что мы собственное жилье покупаем один раз или дважды при жизни. Для нас это незаурядное событие. Поэтому, когда ты хочешь купить квартиру, например, в Киевской области, то должен понимать, что это почти столица и здесь также немало, как я называю, «диких девелоперов».
Когда тратишь сумму вдвое или втрое меньше рыночной, для тебя это должно быть тревожным сигналом. Потому что, как оказалось, именно в Киевской области огромное количество домов не подключены к центральной канализации, сетям теплоснабжения, или имеют еще какие-то проблемы. Именно так, что низкую цену предлагают тогда, когда застройщик не тратит средства на строительство инженерных сетей.
Сейчас на базе нашего комитета мы активно обсуждаем вопрос о том, что дом вводить в эксплуатацию можно только тогда, когда выполнены все технические условия. Это одна сторона медали. Но есть другая, мы имеем огромную проблему с монополистами, которые могут диктовать свои требования. Чтобы застройщику было выгодно строить, а люди без риска могли вкладывать деньги в жилье, мы рассматриваем идею: возможность сдавать сети в эксплуатацию только после сдачи дома. Это обеспечит надежность и безопасность.
— Есть ли поддержка в парламенте?
— Конечно. Все же знают о проблемах тех людей, которые купили жилье, но вовремя не заселились или получили его с огромными проблемами в придачу. Это более 200 тысяч граждан по всей Украине! Поэтому у нас постоянно протесты – то «Аркада», то «Укрбуд», то печально известные долгострои Войцеховского…
— А чего только стоит история с «Элита-Центром».
— Да, до сих пор вопрос до конца не решен. При этом, сколько уже выделялось земельных участков в Киеве якобы для нужд пострадавших инвесторов. Ни одно решение не было доведено до логического завершения. Я была одной из тех, кто инициировал создание при правительстве межведомственной комиссии по проблемным долгостроям. Сопредседателями этой комиссии является первый заместитель министра развития общин и территорий и заместитель министра внутренних дел.
У нас на сегодня именно МВД является той движущей силой, которая продвигает процессы с получением земельных участков и подключением к сетям долгостроев, в которых уже проживают жители. Потому что мы видим ситуации, когда люди, например, топят дровами или просто мерзнут с детьми в квартирах, когда на улице минус 20 C. Мы инспектируем такие дома. Каждый из них является уникальным, поэтому нельзя принять какой-то один закон или правительственное постановление для решения всех проблем, невозможно предусмотреть все нюансы.
Мы недавно столкнулись с тем, что один из домов в Киеве построен в нескольких метрах от коллектора. Вот что делать, когда есть такие серьезные технические нарушения? В этом случае встал вопрос, а можно ли этот объект вообще эксплуатировать? И вот как раз такими вопросами, на мой взгляд, должны заниматься местные власти. Но у нас получается наоборот, что проходят десятки лет, местная власть на все закрывает глаза, а затем Министерство внутренних дел вынуждено подключать дома к сетям. Для меня это нонсенс!
К слову, наша межведомственная комиссия разработала проект постановления Кабинета министров, которым можно будет обязать органы местной власти начать именно с того, о чем мы с вами говорили в начале интервью – с инвентаризации всех долгостроев, проблемных объектов. Это нужно для того, чтобы потом по каждому из них создать четкий и понятный план достройки или необходимых организационных мероприятий.
— Вы с местными властями обсуждаете эти вопросы? Например, с мэром Киева Кличко.
— Еще в прошлом году мы с коллегами (даже не из нашей фракции) пришли к Кличко и попросили создать рабочую группу, которая бы на уровне Киева занималась вопросами долгостроев. Ее сформировали. У нас даже было три или четыре заседания. Но безрезультатно! Поэтому пришлось поднимать этот вопрос на уровень выше — на правительственном уровне. Не знаю, каким образом можно заинтересовывать местную власть к решению проблем людей, которые ее выбирали.
— Ни для кого не секрет, что Кличко имеет личные отношения с киевскими застройщиками. Например, с тем же Микитасем, которого я сегодня вспоминала. Как можно повлиять на эту ситуацию?
— На местную власть влияют избиратели. Они же в Киеве выбрали одного и того же мэра уже третий раз подряд.
Что мы можем сделать с точки зрения парламента? На прошлой неделе я с коллегами зарегистрировала законопроект №5091 о гарантировании вещных прав на объекты недвижимого имущества, которые будут сооружены в будущем. Если его примут, несмотря на отношения с местными властями, застройщики не смогут продавать построенные квартиры без документов. В проекте закона прописаны важные вещи. Первое, застройщик может продавать квартиры только тогда, когда каждую (и дом в целом) зарегистрировал в реестре Минюста, как отдельный объект имущественных прав.
Во-вторых, в реестр он может попасть только тогда, когда есть все разрешительные документы. В-третьих, с ведением реестра, двойные или тройные перепродажи будут просто невозможны. Мне недавно рассказывали, что одну и ту же квартиру, которая до сих пор строится, уже перепродавали 18 раз! Сегодня у нас есть бесконечное поле для мошенничества, но наш законопроект может уничтожить эту тенденцию.
И последнее, что важно, что будет очень трудно изменить технические характеристики дома, когда все данные уже находятся в реестре.
Законопроект №5091 очень поддерживает Национальный банк Украины. Для них это определенный шаг к снижению рисков, когда работают с ипотекой на первичном рынке недвижимости. Будем надеяться, что парламент его примет, и всех недобропорядочных застройщиков просто «снесет волной».
— Посоветуйте потенциальным инвесторам, на что, кроме цены, нужно обратить внимание, выбирая застройщика, чтобы не попасть в «ловушку»?
— Нужно проверять информацию о застройщике. Если он уже что-то строил, надо не полениться и поехать посмотреть объект, в каком он состоянии, соответствует ли тому, что было заявлено в начале. Потому что бывает так, что рисуют очень красивую картинку, а по факту все с точностью до наоборот.
Также заходим на сайт, максимально изучаем всю информацию и обязательно проверяем разрешительную документацию. Все очень легко. Нужно посмотреть документы на землю — здесь написано, во что она выделяется, градостроительные условия и ограничения, где указано, например, сколько этажей, и разрешение на строительство, которые пока выдаются ГАСИ…
— Кстати, ГАСИ сейчас в процессе ликвидации…
— Надеемся, что этот процесс дойдет до логического завершения. Потому что такого рассадника коррупции, наверное, не успело «наплодить» ни одно ведомство.
— Это победа?
— Победа будет тогда, когда инспекцию окончательно ликвидируют. Потому что от произвола ГАСИ страдали все добродетельные застройщики, которые строят не только жилье, но и заводы, коммерческую недвижимость, складские помещения и все такое.
Президент еще в сентябре 2019 года дал поручение правительству разобраться с рядом коррупционных «монстров» страны. ГАСИ там была в первых рядах. Но очень трудно рубить голову «этому коррупционному дракону», потому что вырастает новая. Когда ты годами привык к тому, что есть непрерывные наличные поступления от коррупционных сделок, и вдруг у тебя хотят забрать «кормушку», конечно, идет колоссальное сопротивление всей системы.
— Создается новая структура — Государственная инспекция архитектуры и градостроительства. Где гарантия, что это не будет ГАСИ-2?
— Надеюсь, ГАСИ-2 не будет. Мы точно этого не допустим. В прошлом году реформой инспекции занимались люди, которые не хотели этого делать. Они наоборот имели желание сделать из ГАСИ три структуры: одна выдает разрешения, другая – проводит проверки, третья – следит за соответствием ГСН. Это все было просто красиво завуалировано. Фронтменом этой истории выступил известный в узких кругах Александр Сергиенко, который еще во времена Януковича был автором схемы: «5 долларов – вход, 5 долларов – выход» и строительного реестра.
Когда в 2019 году мы пришли к власти, тогдашний министр Алена Бабак начала разбираться в ситуации. Выяснилось, что этот реестр не принадлежит государству, хотя должен принадлежать именно ему. Однако он находился в руках частной компании и им руководствовались неизвестно кто. Могли приходить непонятные люди и делать записи.
Мы понимаем, как это работало на самом деле: дал взятки – вносятся данные в реестр, не заплатил – не попадаешь туда. Упомянутый Сергиенко – мастер схем, и его незаконные деяния часто покрывали СМИ. Поэтому понятно, что сделать реформу он не мог априори – не будет рубить же ветку, на которой сидит.
Что мы сделали и что планируем изменить в противовес этим схемам? Сейчас у нас работает единая электронная государственная система в сфере строительства. Она интегрирована уже с известной «Дией». Владелец системы – Министерство развития общин и территорий. Администратор – дочернее предприятие Министерства цифровой трансформации. На сегодняшний день за всю техническую часть отвечает именно это ведомство. Когда они разбирались с тем реестром, который был в частных руках, в процесс были приобщены правоохранительные органы.
И вот когда его раскрыли, увидели много интересных примечаний. Вспомните, Михаил Федоров даже публиковал их на своей странице в Фейсбуке. Например, кому выдавать баню или сарай. Там было, как говорят, «и мох и болото». Поэтому одной из огромных побед, к которым я имею непосредственное отношение, является как раз принятие законопроекта о создании единой электронной системы в сфере строительства. После этого решения, даже после завершения нашей каденции ни у кого не должно возникать мысли о том, что этим реестром могут завладеть какие-то частные лица.
Уже с первого декабря прошлого года вся информация подается через «Дию» – с использованием электронных цифровых подписей. Теперь не нужно собирать сумки с проектной документацией и ехать в Киев. Или ты в Тернополе, или в Кривом Роге: загружай на компьютере всю необходимую информацию, подписывай ее и отправь в систему. Все прозрачно. Уже нельзя будет сказать: «У нас не было этого документа». Все чисто и по правилам.
Правда, ГАСИ пробует и тут хитрить — рассказывать, что приложение «Дия» что-то не то загрузило. Но ведь там все видно! И доказать ложность их доводов очень просто. Электронную систему не обманешь.
Наконец замечу, что мы хотим вводить в наши «отношения» с ГАСИ независимых юридических лиц, которые могут выполнять функции контроля. Помните, раньше были только государственные нотариусы? Потом появились частные. Все почувствовали разницу, потому что качество услуг значительно возросло.
Конечно, по правилам исключений, в определенных случаях возможны нарушения, но в целом тенденция положительная. Почему? Потому что частные нотариусы очень дорожат своей репутацией и не нарушают законы. В то же время удобно и людям, ведь на каждом шагу у тебя есть нотариус, и ты можешь, при необходимости, к нему обратиться.
Аналогичная ситуация была с БТИ. У нас было единое Бюро технической инвентаризации, куда было крайне трудно не только попасть, но и даже дозвониться. Не так давно эту монополию разрушили. Теперь человек может выбирать куда пойти, где лучше будут предоставлены услуги. Те, кто не могут конкурировать с высоким сервисом, «отмирают». Здесь ничего страшного нет.
Так вот, мы хотим, чтобы на строительном рынке работали такие же независимые структуры, и чтобы они качественно предоставляли услуги по контролю над строительством, помогали на этапе ввода в эксплуатацию и так далее. Это дает возможность, уничтожить монополию ГАСИ и поднять на новый уровень качество строительства. Потому что сегодня мы имеем реальную проблему из-за того, как строят, и из чего.
У нас не только подделывают или покупают документы, но и используют фальсифицированные материалы. Насчет подделок, то, к счастью, парламент принял мой закон (он полноценно заработает с 2023 года), который является идентичным европейскому регламенту, используется во всех странах ЕС относительно качества стройматериалов. Регламент обязывает непосредственно производителя декларировать характеристики своей продукции и вводит надзор над ней.
Сейчас мы с правительством дискутируем на тему, какая организация должна заниматься этим рыночным надзором. Рассматривается возможность того, что это будет делать уже новая структура — Государственная инспекция архитектуры и градостроительства. По состоянию на сейчас, повторюсь, это дискуссия. Однако то, что в Украине будет орган, который будет заниматься вопросами подделок и некачественных строительных материалов – это шаг к европейским правилам.
«ЕСЛИ МИКИТАСЬ ПЕРЕДАВАЛ ДЕНЬГИ ХОЛОДОВУ, МОГ БЫ ЭТО ЗАДОКУМЕНТИРОВАТЬ, СНЯТЬ ВИДЕО, ЧТОБЫ БЫЛИ КАКИЕ-ТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА»
— Поговорим о политической жизни «Слуги народа». Вы — заместитель председателя фракции. Мы сегодня много внимания уделили застройщикам. Еще раз вспомню одного из них – Максима Микитася. Он заявил, что на выборах в парламент поддерживал вашу партию и через Андрея Холодова передал ей 2 миллиона долларов, рассчитывая на преференции в будущем. Что вы об этом знаете?
— Я знаю Андрея Холодова, можно у него спросить напрямую. Но такими вещами должны заниматься правоохранительные органы.
— Холодов возражал. Но это вопрос и имиджа партии. Появилось достаточно скандальное и неоднозначное заявление в прессе — нужно реагировать. Потому что картинка такая: столичный застройщик, который сейчас под следствием, заплатил за то, чтобы партия «Слуга народа» провела своих людей в парламент.
— Здесь можно долго говорить. Потому что это вопрос не только правды и лжи, но и распространения потенциальной манипулятивной информации. Вот что мы хотим донести, и с какими месседжами «достучаться» до наших читателей, затрагивая этот вопрос? Мы начинаем сеять сомнения в то время, когда никто эту информацию ни доказал, ни опроверг.
— На фракции этот вопрос не поднимался?
— Нет. Если мы будем обсуждать все фейковые истории, которые нас каким-то образом затрагивают, нужно будет проводить заседание фракции с понедельника по пятницу 24/7.
Вы же знаете, что у нас нет собственной медийной площадки. Мы ходим на оппозиционные каналы, а там власть не любят и точно не хвалят.
Например, мы говорим на каком-то из шоу о «Большом строительстве». А нам задают вопрос о каких-то картелях. Когда я показываю конкретную информацию, что их нет, и рассказываю, что на ремонте автомобильных дорог работает более 20 компаний, меня перебивают: «Нет-нет, давайте говорить не о 20, а о 6». Я сижу с теми документами, и вижу, что это не интересно, что хотят покритиковать, обсудить слухи, неподтвержденную информацию, найти некую «перчинку», а не обсуждать важные стратегические вопросы.
Поэтому если Микитась передавал те деньги, он мог бы это документировать, снять видео, чтобы были какие-то доказательства. Потому что на сегодня система такая, что любой человек может сказать неправду, а ему за это ничего не будет. К сожалению, лично я сталкиваюсь с подобными вещами хотя бы раз в неделю так точно.
Одно из последних: парламентский фотограф Ян Доброносов сфотографировал меня в сессионном зале со шпилькой в волосах, опубликовал фото у себя на странице в Фейсбуке и написал: «Детали». После этого началось обсуждение, сколько же она может стоить. Девушка-автор, у которой в профиле указано, что она поддерживает «Европейскую Солидарность», отметила, что такая шпилька стоит две тысячи долларов, ибо это – оригинальная Chanel (хотя даже оригинал этого бренда столько не стоит).
Это была пятница. Мне вечером все начали звонить, потому что новость о том, что Шуляк пришла со шпилькой, ценой в две тысячи долларов, разлетелась. Мне позвонила мама и спросила: «Елена, у тебя есть такие вещи?!». Хотя на самом деле этой шпильке – лет 10, это подарок подруги, и она не стоит таких денег.
Мне искренне жаль, что такие фейки активно подхватывают медиа. Мы стали реже обсуждать действительно важные события. Когда я пытаюсь рассказать о законопроекте, который касается того, чтобы застройщики не имели бы возможности продавать квартиры в домах без документов, то с такой скоростью этот месседж не расходится. Хотя жилье для людей — это однозначно важнее, чем моя недорогая булавка 10-летней давности или слухи о двух миллионах Микитася.
Я понимаю, что читателям «сенсации» интереснее, и, даже, в этом интервью если бы я заявила, что дала вам взятку в 10 тысяч, чтобы вы меня хвалили – именно эту часть разнесли бы другие СМИ. Не о реформе ГАСИ, или е-системе, а именно о возможной взятке за интервью. Мы стали часто смещать акценты не себе же на пользу…
— Когда премьером был Алексей Гончарук, вы работали представителем Кабмина в Верховной раде. Ушли, когда назначили Дениса Шмыгаля. Почему? Это такой протест?
— Это не протест, а последовательность своих жизненных ориентиров и решений. Я долгое время работала с Гончаруком в парламенте. Я знала ту команду и поддерживала их программу. Поэтому, когда произошли изменения, не стала «переобуваться». Тем более, представитель Кабмина должен хорошо ориентироваться в правительственных делах. В то время Шмыгаль был для меня новым человеком. Я не изучила его курс и предложения. Поэтому было странным оставаться на посту, где ты не совсем понимаешь, что делаешь.
Посты должны быть не ради персоналий, а чтобы достичь конкретных положительных результатов.
— В одном из интервью вы рассказывали, что были мысли о том, чтобы работать в правительстве, но, в конце концов, пока отказались от этой идеи. Сегодня такого желания не возникает? Видите ли, себя во главе министерства?
— Когда получила такое предложение впервые, то четко поняла для себя, что мой план на парламентскую «пятилетку» не выполнен, а я должна сделать то, что пообещала людям. С тех пор ничего не изменилось. И какие бы ни были соблазны — у меня есть свой курс. На должности никогда не «охотилась». Считаю, что нужно использовать сполна все возможности, которые имеешь. А они, на самом деле, у каждого очень большие, и их не надо недооценивать.
Каждый на своем месте должен сделать по максимуму, что может. Только так, все вместе и каждый лично, сможем превратим Украину в место, где всем по-настоящему хочется жить и работать. А кто будет новыми министрами — покажет время.
Автор: Ольга Москалюк
Источник: «Цензор.НЕТ»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.