Сессия Верховной Рады, стартовавшая 1 сентября, открыла новый политический сезон. Он обещает быть горячим. В частности парламенту надо подтянуть «хвосты», которые остались с прошлой сессии, принять бюджет на следующий год. И уже сейчас понятно, что с бюджетом прошлогоднего блицкрига, скорее всего, не получится.
Но главный фон ближайших двух месяцев будут задавать местные выборы, они запланированы на конец октября. Можно не сомневаться, что парламентские партии по максимуму будут использовать трибуну Верховной Рады в предвыборных целях. Президентская политсила не станет исключением, у «слуг народа», которые пока никак не представлены в местных советах, большие надежды на эту избирательную кампанию.
«Главком» пообщался с заместителем председателя фракции «Слуга народа» Евгенией Кравчук. Говорили о планах монобольшинства на осень, ожиданиях от местных выборов, кадровых ротациях в правительстве и опасности «бучи» в пропрезидентской фракции.
Оцените первую неделю работы новой сессии Верховной Рады. Парламент успел провалить избрание комиссии по отбору нового руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры на замену Назару Холодницкому, изменения в Избирательный кодекс, которые необходимы для проведения местных выборов…
На первой неделе, как мы и рассчитывали, у нас на самом деле было зарегистрировано в зале меньше, чем 226 человек. Только в моей группе три человека на больничном режиме ждут тесты на Covid-19. Часть – на самоизоляции, потому что у них жена/муж или родные болеют. Если просто физически посмотреть, то людей в зале гораздо меньше, чем было даже в июле-июне. Увеличивается общее количество заболеваний, а депутаты еще и более социально активны, чем другие.
Так зачем, понимая это, было выносить в зал важные изменения в Избирательный кодекс?
Возможно, не надо было в первую неделю выносить сложные вопросы. Кроме того, мы даже заседание фракции не провели на этой неделе. Но посмотрите, как развивается эпидемическая ситуация, любая неделя может быть проблемной с этой точки зрения. Что касается изменений в Избирательный кодекс, то там проблема же была в идее добавить возможность ЦИК проводить опрос во время выборов. Там было все абсолютно корректно – это не будет касаться территориальной целостности или каких-то подобных вопросов.
Более того, это не референдум, его результаты не являются обязательными для выполнения. Это не социология, потому что при социологическом опросе люди не чувствуют, что их слова могут на что-то повлиять. Это бы мотивировало людей прийти и высказаться, что повысило бы явку. Но мы вынесли эту норму в отдельном законопроекте.
Накануне выборов в Верховной Раде будет очень много политики, а перед тем, как идут в бой, забрала опускают. Поэтому это чисто политическая история, почему партии блокировали эти изменения.
Но в зал выносились технические изменения в избирательное законодательство без этой нормы, заблокированной на комитете. Однако голосов все равно не хватило.
Если бы меньше людей было на больничных думаю, что голосов хватило бы. Кстати, среди изменений, которые планировалось сделать, – запрет раздачи сувенирной продукции с логотипами партии или кандидата, если она дороже, чем одна гривна. Или, например, сейчас непонятно, что надо делать, когда в бюллетене будет проставлен номер несуществующего кандидата, хотя по другой отметке в бюллетене будет понятно, какая партия избрана избирателем.
Для этого необходимо будет какое-то дополнительное разъяснение ЦИК, и после провала голосования будет больше работы местным комиссиям на самом деле. А еще у нас впереди законопроект о всеукраинском референдуме – мы создаем настоящий инструмент народовластия. Но уже сейчас можно предположить, что там будет такая политическая борьба за каждую точку с запятой, что споры на этой неделе об избирательном законодательстве будут выглядеть детским садом.
Западные партнеры были против создания комиссии по отбору главы САП в том составе, который предлагался парламентом. Это повлияло на мнение депутатов, так как не хватило буквально пяти голосов?
Заявление послов действительно повлияло. Но если бы этот вопрос был коммуницирован на фракции, то, возможно, эти пять голосов и были бы. Когда же выходят на трибуну разные депутаты из разных фракций и спекулируют, что все, кто за это проголосует, станут предателями, чисто психологически это срабатывает. Но к этому вопросу вернутся на следующей пленарной неделе (с 15 сентября) и очевидно, что будет предложен другой состав комиссии.
Информация, которую распространял Алексей Гончаренко из «ЕС» относительно планов назначить господина Матиоса генпрокурором, а господина Костина главой САП – просто его фантазии или действительно такие намерения есть?
Это просто фантазии господина Гончаренко и, возможно, господина Матиоса. По крайней мере, никаких каких-то серьезных сигналов на этот счет нет. Очевидно, что это часть такого психологического давления, в том числе, на действующего генпрокурора.
Рада должна назначить членов по своей квоте в Нацсовет по телевидению и радиовещанию, но не спешит этого делать. Когда этот процесс будет разблокирован?
Относительно Нацсовета конкурс уже запущен, эти кандидаты есть в нашем комитете, но пока решение не принималось. Но мы бы хотели вообще изменить саму философию подачи членов в Нацсовет. Есть предложение, чтобы президент не просто издавал указ о назначении членов от себя, а делал это после проведения конкурса. А от Верховной Рады делегировали не представителей фракций, а исключительно представителей общественных организаций.
Также надо убрать некоторые дискриминационные нормы вроде той, что член Нацсовета не может быть старше 60 лет. Если мы сейчас будем регистрировать новый законопроект как раз по этим нормам, очевидно, придется перезапустить конкурс и заново подать кандидатов.
«Менять министров финансов и здравоохранения сейчас нежелательно»
На недавнем партийном съезде президент среди достижений монобольшинства называл принятие бюджета на 2020 год. Мол, не ночью, как обычно, без удовлетворения бесконечных «хотелок» разных фракций и групп. Но в этом году, похоже, все будет не так просто?
Я уверена, в этом году это будет сделать гораздо сложнее. В прошлом году Рада 29 августа собралась на первую сессию, а уже 15 сентября начался бюджетный процесс. Более того – проект бюджета фактически был сверстан предыдущим правительством. Да и министр финансов тогда был от «предшественников». Депутаты сами понимали, что кардинально философию бюджета поменять не смогут. Но уже когда был секвестр, тогда начались проблемы.
Я помню по своей сфере, что когда очень сильно обрезали финансирование культуры и образования, в наших двух комитетах была принципиальная позиция, что мы не будем голосовать за эти изменения. Но премьер нас услышал. Очень важно, каким будет распределение средств на охрану здоровья, на социальную поддержку, на помощь отраслям, которые пострадали больше всего из-за коронакризиса.
Сейчас, кстати, от того, как будет сверстан бюджет, будет зависеть общая оценка работы Минфина и конкретного министра. Те разговоры, которые ходят о кадровых изменениях…
… которые делает председатель вашей фракции, а потом говорит, что его не так поняли.
Когда происходит бюджетный процесс, смена министра финансов, конечно, нежелательна, потому что это очень чувствительный период.
В целом по экономическому блоку, то когда мы не проголосовали за программу правительства, как раз многие депутаты сетовали на отсутствие коммуникаций с этим блоком. И тогда уже было принято стратегическое решение о разделении министерства на Минэкономразвития и Минагро. Этого пока тоже не было сделано и рано или поздно этот вопрос встанет снова. И надо будет уже рассматривать две кандидатуры министров.
А вообще правительство может уверенно себя чувствовать?
У правительства нет иммунитета.
У правительства Гончарука иммунитет был и чем это ему помогло?
Это правда, но сейчас нет подготовки конкретных постановлений в отношении правительства к регистрации или конкретных кандидатов на замену, которых бы обсуждали. У парламента есть контролирующая функция, поэтому время от времени он подает определенные сигналы Кабмину, чтобы они там не расслаблялись.
Просто ходили разговоры, что перед выборами правительство сольют и обвинят во всех грехах.
Я не думаю, что это сильно поможет в местной кампании. Все-таки местные выборы имеют немножко другие смыслы, чем публичные харакири или какие-то жертвоприношения правительству. Это не имеет никакого электорального смысла.
Министра здравоохранения Степанова в Раде хотели вызвать на ковер, потому что к его деятельности в разгар эпидемии коронавируса есть много претензий. Или здесь действует такая же логика, как с Минфином, что лошадей на переправе не меняют?
Есть претензии не лично к Степанову, а к самой ситуации. У нас сейчас идет рост количества больных – более двух тысяч человек ежедневно. Больницы заполнены, в районных больницах, особенно на Западной Украине, просто заканчивается кислород, который каждый день по 30 кубов используется. Я это просто знаю из практики.
Но опять же, когда идет эпидемия, конечно, нежелательно снова менять руководителя министерства, потому что это влечет за собой замену заместителей, даже на уровне департаментов. В такой эпидемиологической ситуации это тоже опасно. В принципе, мы и так заменили за последние полгода трех министров здравоохранения.
Если даже происходят кадровые изменения, то надо же понимать – на основе чего. Какие были цели у этого министра и чего он не достиг. Вот как раз в кадровой политике это, пожалуй, одно из самых слабых наших мест – определение четкого KRI, что именно должно быть сделано и каким образом.
«Законопроект о децентрализации будет внесен ближе к зиме»
Когда появится новый вариант законопроекта по децентрализации, который был сначала внесен, а затем отозван президентом?
Там, конечно, коррективы внес коронавирус, потому что обсуждения были перенесены в онлайн и все это затянулось. Но, думаю, что это вопрос месяцев, где-то ближе к зиме после выборов он будет внесен. Собственно, его нужно просто внести, чтобы отправить в Конституционный суд. Если он быстро даст ответ, то на этой сессии можно будет проголосовать 226 голосами, а на следующей сессии уже искать 300 голосов. Это будет довольно сложный процесс.
Законопроект о локализации, предусматривающий преференции для отечественных производителей, был принят в первом чтении в июле. Очевидно, что он нарушает соглашение об ассоциации с ЕС. Если помните, в парламенте прошлого созыва «радикал» Олег Ляшко носился с подобными инициативами, но тогда дальше шума дело не дошло. Вы собираетесь продвигать этот проект до конца, несмотря на реакцию Евросоюза?
Во-первых, там подано около двух тысяч правок. Сейчас сразу заходить в такие законопроекты – это значит остановить работу Верховной Рады на несколько недель. Поэтому сначала все максимально будет отработано на уровне комитета. Это как раз тот законопроект, который не может принять Рада, закрыв глаза на правительство. Потому что есть вице-премьер по евроинтеграции и сам премьер должен был бы в этом участвовать, чтобы все-таки найти какой-то компромисс.
Мы действительно хотели бы принять этот законопроект на этой сессии в целом. Это будет непросто, но под этим законопроектом, в отличие от Ляшко, который просто носился и делал это для пиара, подписались руководитель нашей фракции, руководитель экономического комитета. Значит, это более серьезное заявление, это проект, по сути.
Изменения в закон о языке, о которых туманно размышлял председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков, до сих пор остаются просто разговорами?
Пока закон о языке рассматривается в Конституционном суде и другого варианта, чем дождаться решения, нет. Есть долгий путь, и мы будем им идти вместе с Минкультом. Будет серия национальных круглых столов по разным темам – условно говоря, как развивать гуманитарную политику. Но сейчас каких-то конкретных законопроектов нет.
Законопроект Бужанского вообще не на повестке дня, потому, что он потерял свою актуальность первого сентября, когда школы, где был русский язык преподавания, перешли на украинский. Обратного варианта уже не будет. Но есть рабочая группа на базе комитета по вопросам прав человека, реинтеграции временно неподконтрольных территорий, которая занимается сложным законопроектом о нацменьшинствах.
И вот там этот вопрос мог бы быть частично урегулирован, но еще нет даже текста этого проекта, только каркас. На повестке дня он не стоит, и точно не будет использоваться как некий элемент кампании на местных выборах.
У нас сейчас в основных списках нет ни одного «парашютиста»
Вот о местных выборах и поговорим. Есть опасения, что тотальный монополизм партий при новой избирательной системе, когда мажоритарка почти везде отменена, приведет к тому, что центральный аппарат будет спускать на места «парашютистов», которые вообще не в курсе местных особенностей. Например, кандидатов в райсоветы будут определять на уровне областных организаций, печати которых часто хранятся в Киеве. Значит, фактически все будет решать центральный аппарат партии.
Честно говоря, это ошибочное мнение, что центральный аппарат может физически проработать такое количество кандидатов. Все равно это на уровне области фильтруется. И уровень районов вообще-то совершенно не так важен. Тут наоборот стоит вопрос, как набрать кандидатов в райсоветы, потому что фактически они теряют свои полномочия – с 1 января общины переходят на прямые межбюджетные отношения с госбюджетом.
А райсоветы будут выполнять чисто представительские функции, и бюджет будут иметь только, если там есть коммунальная собственность в совместном пользовании. Фактически важными являются уровни ОТГ и областной совет. Местные выборы – выборы человека, который живет на одной улице с тобой. У нас сейчас в основных списках нет ни одного «парашютиста», это все люди, которые там проживают. И задача у руководителей областных организаций состоит в том, чтобы найти местных кандидатов.
А списки тех, кого выдвигают областные конференции «Слуги народа», уже есть?
У нас их еще нет, потому что областные организации будут проводить конференции в течение месяца. Но понятно, что мы готовимся заранее и если говорить о верхушке кандидатов в облсовет, городской совет областного центра, о кандидатах не только в областные центры, но и в города областного подчинения, то фактически они уже определены. Как раз региональный тур с презентацией стратегии проходит, чтобы показать команды еще до того, как они будут выдвинуты региональными организациями.
Во многих регионах они даже уже публичные. Можете зайти к нам на страницу в «Фейсбуке»: там топ-пятерки кандидатов в облсоветы и горсоветы областных центров уже презентованы с фамилиями.
«95 Квартал» будет участвовать в агитации, как это было на президентских выборах?
Думаю, это будет другой формат агитации – не будет больших концертных туров или чего-то подобного. Какого-то центрального зонта для этого точно нет.
Рассматривается ли кандидатура вашего кандидата в мэры Киева Ирины Верещук как главы КГГА после выборов. Ведь очевидно, что она уступит Виталию Кличко. Но при этом она записывает креативные ролики с полетами на зонтике в стиле Мэри Поппинс. Пытается увеличить свою узнаваемость среди киевлян?
Это однозначно привлекает внимание, но не думаю, что полет с зонтиком поможет в электоральном плане. Если бы Петр Порошенко, который город бигбордами обклеил, пошел в мэры, он точно бы забрал электорат Кличко и, в конце концов, имел бы шанс выиграть третий кандидат. Но если говорить о противостоянии действующих мэров и наших кандидатов, то, как раз кандидат от «Слуги народа» во втором туре – это самый большой кошмар любого действующего мэра.
Разве что кроме нечастых случаев, когда у действующих мэров 80-90%. В таких случаях наш кандидат просто должен быть «харизматом», который приведет максимальное количество депутатов в местный совет, чтобы затем стать секретарем совета, руководителем фракции и так далее. Если говорить конкретно о Киеве, то тут вопрос, потому что у нас во втором чтении завис закон о столице. Профильный комитет рассмотрел более тысяч правок ко второму чтению, теперь нужно выносить в зал – есть осторожный оптимизм, что закон будет проголосован еще до выборов.
«Нам удалось сохранить определенную «девственность» и не брать к себе действующих мэров»
Сколько примерно своих мэров «Слуга народа» может получить в областных центрах?
Какие-то прогнозы можно делать не раньше начала октября, когда будут зарегистрированы все основные конкуренты. Конечно, большую роль будут играть вторые туры. Если наш кандидат выходит во второй тур, то уже начинает играть антирейтинг действующих мэров, что может быть для них очень опасно.
Когда мы искали кандидатов, то, в первую очередь, замеряли не только их стартовый рейтинг, потому что с брендом «Слуги народа» ты все равно будешь иметь его. А смотрели обязательно на антирейтинг – если он условно составлял 50% или 60%, то понятно, что выше головы не прыгнешь. Плюс нам удалось сохранить определенную «девственность» и не брать к себе действующих мэров.
А действующие мэры просились?
Думаю, точно некоторые мэры думали, что смогут пройти от «Слуги народа». Но если ты политик уже 20 лет в этом регионе, то антирейтинг у тебя точно есть. Я считаю чистым снобизмом иронизировать, что где-то от нас идет какой-то врач, а там комик, или владелец салона красоты. А если посмотреть с точки зрения местного жителя, то это не просто какой-то врач, а главный врач днепровской больницы Мечникова, который спас три тысячи жизней солдат. Туда стояли очереди людей, которые приходили сдавать кровь.
Что касается комика в Одессе, то у Олега Филимонова узнаваемость 80-90%. У него уже есть стартовые возможности, а он еще и, представьте себе, доктор филологических наук. А владелица салонов красоты из Николаева тоже со своей общественной организацией помогала предпринимателям, ее знает весь средний и малый бизнес, все, кто работает на рынках, и так далее. Из Киева очень легко развешивать ярлыки, но этот столичный снобизм надо оставить при себе.
Какой результат для партии будет считаться нормальным?
Разный, потому что если парламентский рейтинг падает в один котел и измеряется средняя температура по палате, то рейтинг в регионах будет отличаться.
Львов не будем брать, потому что он изначально не был дружелюбным к нам регионом. Но, по крайней мере, по тем регионам, которые были «зелеными» на парламентских и президентских выборах, мы рассчитываем на нижнюю планку хотя бы в 20%. Это программа минимум. Если не удается выиграть областной центр или получить свое большинство в горсовете, рассчитываем получить своих секретарей.
Если мы берем юг и центр, то там наш рейтинг, чтобы не кричали оппоненты, держится – есть 30% и более. Думаю, что в Кривом Роге будет не менее 40%.
Насчет Кривого Рога, что это за история? Вы выставили там не «Юзика», которого якобы планировали, а «ахметовского» топ-менеджера. Он что – пойдет против действующего «ахметовского» Вилкула — старшего, который уже столько лет городом руководит?
Мы еще посмотрим, будет ли Вилкул вообще регистрироваться.
«О Леросе все было понятно, его исключение было только вопросом времени»
Ситуация с исключением депутата Гео Лероса, очевидно, расколола фракцию. Многие депутаты отказались ставить подпись в поддержку этого требования Офиса президента. Не спровоцирует ли это какую-то дальнейшую «бучу» во фракции?
Я думаю, что большую «бучу» на самом деле может спровоцировать период выдвижения кандидатов на местных выборах. Сентябрь-октябрь — это будет очень критический момент, потому что депутаты, конечно, хотели бы рекомендовать в эти списки своих людей. Но как говорили классики: всего мало, а всех много. По Гео все было уже понятно, это был только вопрос времени, и я, честно говоря, не хотела бы это комментировать, потому что он в моей группе был. Просто градус повышался. Когда еще были упреки к окружению президента, мы не выносили этот вопрос, а вот когда пошла такая личная конфронтация…
Бывший уже депутат от «Слуги народа» Гео Лерос обнародовал видеозаписи, на которых брат главы Офиса президента Андрея Ермака, Денис договаривается о назначении на государственные должности. Но исключили Лероса из фракции лишь, когда он с парламентской трибуны назвал президента Зеленского «пустым местом в истории».
Вспомните, сколько Сергей Лещенко в похожей ситуации сидел в блоке Порошенко – и никто его не трогал.
Тоже, правда. Конечно, были претензии, что физически фракция для принятия решения не собралась, но протокольно оно было правильным. Подписи были собраны, хотя самой встречи фракции не было. Однако эта ситуация могла быть дополнительным поводом для внутренних фракционных дискуссий.
А в чем вообще была проблема собрать фракцию на прошлой неделе? Не всех же вирус выкосил.
Подумали, что решения на той неделе выносились не такие проблемные, но, конечно, желательно это делать. Очень надеюсь, что в ближайшие недели мы все-таки внедрим СРМ-систему. Это такая тестовая программа для смартфонов, где можно, например, делать предварительные опросы депутатов относительно отношения к тем или иным законопроектам. Причем не в чате, ставя плюсики, а перевести на более современный формат.
Повестку дня Рады надо формировать заранее — на несколько недель вперед. Это даст возможность выловить какие-то проблемные законы и обсудить их с депутатами. Каждую неделю рассматриваются десятки законопроектов. Можно просто интуитивно чувствовать те, которые вызовут вопросы, но это не всегда гарантированно срабатывает. Поэтому хорошо бы было, если бы были, запас времени и возможность депутатам высказать свое мнение, некий фидбэк. К тому же в этой системе будет видно, как голосует депутат, как он ходит на работу…
Какое-то «цифровое гестапо».
Это не гестапо, а дисциплина. Просто на сайте Рады такую статистику увидеть трудно. И нет ни одного случая, когда депутат один закон как-то не проголосовал, и мы его сразу исключаем. Но есть некий комплекс вещей, накопленный за год огромный массив информации, который должна анализировать какая-то умная машина.
Задумывается ли партия, особенно сейчас перед местными выборами, относительно изменения позиционирования? Вы их «сделали вместе», но уже прекратили быть новыми лицами. «Слуги» в парламенте год просидели со всеми своими «зашкварами».
Думаю, мы точно проведем съезд после местных выборов, на котором вопрос дальнейшей стратегии надо будет тоже рассмотреть. Вы же понимаете, что для «Слуги народа» любой результат на местных выборах будет лучше, чем сейчас. Сейчас у нас вообще ноль депутатов в местных советах, поэтому любой результат изменит эту ситуацию. Потому что если у нас есть свой Кабмин и монобольшинство, то на местном уровне не на кого опереться.
Понятно, что и сейчас происходит какой-то диалог и с местными властями, но после выборов будет совсем другой формат работы.
Автор: Павел Вуец
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.