21.05.2019 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию статью депутата Ивана Мирошниченко о новой экономической доктрине Украины.
Текущая экономическая политика Украины не выдерживает никакой критики. Власть не имеет дальновидной экономической стратегии, бизнес не видит, за счет чего государство будет выходить из существующего пике.
ВВП Украины растет около 3% ежегодно. Чиновники пытаются заверить нас в том, что это хорошо и хороший результат, в то время как в мире в условиях кризиса экономика растет на 4% ежегодно.
Значит, при росте 3% в год, нам нужно около 15 лет, чтобы вернуться в прошлое до уровня 1991 года! То, что нам говорят, как минимум, есть нехорошо.
Несколько простых статистических данных, которые отражают реальное состояние экономики в Украине в настоящее время.
Реальный ВВП Украины в 2017 году составил 2,44 трлн. грн. (57,5 тыс. грн. на душу населения). При этом уровень теневой экономики составлял около 31% к ВВП.
В 2018 году ВВП Украины вырос всего на 3,2 %, то есть на 78 млрд. грн., и составляет чуть более 2,5 трлн. грн. По правительственному прогнозу, в 2019 году рост ВВП также составит около 3%. При таком темпе роста ВВП мы даже не стоим на месте, а падаем. По состоянию на конец 2017 года уровень совокупного государственного долга составил 72% ВВП, а в 2018 году – 65% ВВП.
Уровень безработицы в Украине по официальной статистике составляет 9,9%, или 325 тыс. человек, хотя на самом деле реальная безработица составляет 35%, то есть незанятых в экономике сейчас 8,4 млн. человек против 15,4 млн. человек занятых.
Общая сумма капитальных инвестиций в Украине в 2017 году составила 448,4 млрд. грн., в 2018 году – 578 млрд. грн.
Другие существенные внутренние условия:
бедный военный бюджет с копеечными затратами на развитие, потому что экономика не работает;
люди потеряли доверие к власти, поэтому реализовывать болезненные, но необходимые реформы, будет еще более сложно – момент ожидания, терпения, полный ноль, нет ресурса на терпение. Уровень толерантности людей и ожиданий исчерпан;
люди и общество живут своей жизнью – отдельной от жизни власти и государственных органов;
в Украине есть наличие абсолютного большинства всех рисков, которые есть в теории, абсолютное большинство есть и на практике – военные, финансовые, инвестиционные;
отсутствие значительных внешних инвестиций;
внутренний инвестор и люди не инвестируют в экономику, не доверяют банкам, хранят средства вне финансовых рынков;
бездарно и преступно похоронена и разобрана банковская система;
несмотря на частично проведенные реформы, продолжает существовать «недружественный» инвестиционный климат с присущим ему традиционно высоким уровнем коррупции, давлением на бизнес. Остается и зависимая судебная система. Есть улучшение, но во многих сферах остаются значительные бюрократические процедуры;
значительный спад ВВП – целые отрасли (химическая, металлургическая, энергетика, машиностроение и др.) находятся в кризисе. В ряде случаев это связано с внешними кризисами;
неконкурентная и неэффективная экономика, значительная доля которой (свыше 30%) находится в тени;
отток населения (5-7 млн. украинцев постоянно работают за границей, молодежь и квалифицированные специалисты покидают страну); почти 1 млн. человек ежегодно выезжает в поисках работы;
политическая ситуация традиционно направлена на борьбу и истребление друг друга. Двойные выборы – президентские и парламентские. Значительная сегментированность и наличие большого количества партий и течений. «Кислотная» среда. Традиционно низкая эффективность работы чиновничьего аппарата – высокие налоги как для слабой экономики и значительные затраты на неэффективный государственный менеджмент;
колоссальные значительные внешние долги гарантированного государственного долга. Полная зависимость от МВФ и стран-мировых экономических лидеров, которая часто сопоставима с внешним управлением;
удивительно, но как следствие и результат – полное отсутствие среднесрочной экономической стратегии вывода украинской экономики из дна в условиях «идеального экономического шторма» и войны.
Существенные внешние условия:
война;
по нашему мнению, глобальный и разрушительный кризис 2008 года продолжается, хотя имела и продолжает иметь этапы роста и стабилизации, но фундаментальные кризисные составляющие остаются нерешенными.
Признаками рецидивов кризиса являются:
1) наличие торговых войн между наиболее мощными странами;
2) изменение векторов политического лидерства значительного количества стран (эффект Трампа и Макрона – смена элит);
3) Брекзит;
4) спад и замедление роста продолжается в основных странах — экономических лидерах (Китай, США, страны ЕС);
5) более активные социальные взрывы в некоторых странах;
6) дополнительным аспектом долгого кризиса является продолжение наличия низких цен на основных товарных сырьевых рынках, которые наблюдаются последние 5-6 лет. Значит, проблемы в основных странах-импортерах также сдерживают рост по спросу (что держит низкие цены), а экономические проблемы экономик также не увеличивают потребление в той мере, как ожидалось ранее;
7) основные фондовые рынки развитых стран (США, Китай, ЕС) являются перегретыми в значительной степени. Существует высокий риск переоценки стоимости азиатских, американских и европейских фондовых рынков. В мире очень много неконтролируемых денег, денег без происхождения — триллионы долларов, участвующих в международном обращении и торговле. При этом они неконтролируемые;
— наличие военных конфликтов – признак кризиса, расширение точек военных конфликтов и стран с социальной нестабильностью (Сирия, Венесуэла, Холодная война);
— экономический и финансовый мир пытается выглядеть лучше, чем он есть в реальности. Крупнейшие мировые экономики и их игроки пытаются всеми силами усиливать оптимизм в обществе, что все хорошо – экономики растут, улучшается благосостояние, бизнес растет и т.д.;
— векторы геополитической жизни и партнерства ЕС и США все больше расходятся;
— Северный поток-2;
— неуверенное и не прогнозируемое поведение стран-партнеров с точки зрения защиты и поддержки Украины. Полное отсутствие финансового и экономического плана поддержки Украины как партнера, которая воюет за интересы западных ценностей и общую безопасность.
Политика МВФ и стран-доноров, других международных финансовых институтов не подлежит никакой критике в сравнении и сопоставлении с теми вызовами, в которых сейчас живет, работает и воюет Украина. Смотрите существенные внутренние условия. Получение финансовой поддержки 1,5-2 млрд. долл. в год от МВФ, при всем уважении, – считаем как минимум неадекватным и несправедливым отношением к Украине;
— Рассматривают Украину как объект, а не субъект международных отношений. Некоторые страны не хотят видеть Украину сильной и равной себе;
— желание и воля направления присоединения в НАТО и ЕС при минимальной готовности к такому шагу, выполнение стандартов и т. д.;
Украине следует срочно и кардинально пересмотреть свою экономическую доктрину и установить приоритетные направления развития. Нам пора уже было переходить от бюджетной и экономической стратегии выживания к новой стратегии экономического роста еще в 2016 году.
Действительно – бюджетная политика и требования, а также экономические планы 2014-2015 и частично 2016 годов должны были быть направлены исключительно на стабилизацию ситуации выживания страны, сбалансирование дефицита бюджета, восстановление золотовалютного запаса и соответствующего финансирования военных расходов.
Но со второй половины 2016 года и в 2017-2018 годах Украина должна изменить свою внутреннюю экономическую политику, изменить и согласовать стратегию на поддержку внутреннего спроса в различных сферах экономики, определить необходимые и стратегические точки роста, внедрить новый план развития и роста экономики и благосостояния.
Наш план роста в 5-7% в год должен был бы стоять как задача не сейчас, а еще с конца 2016, с 2017 годов.
В последнее время в контексте оздоровления экономики Украины довольно популярными стали ссылки на план Маршалла – программа восстановления экономики послевоенной Европы в 1948-1951 годов.
Однако, довольно часто те, кто говорят о плане Маршалла для Украины, неверно накладывают его инструменты на наше настоящее.
Может нам бы и хотелось, но мы не сможем просто взять деньги, занять их у других государств и направить в экономику (если эти средства еще нам дадут).
К сожалению, к нам нет такого отношения как к Польше, с которой нас часто сравнивают, которой с учетом присоединения в ЕС предоставили $80 млрд. кредитов, из них около $60 млрд. были предоставлены на безвозвратной основе.
Украина должна приложить все усилия, а страны-партнеры иметь максимум реалистичного понимания относительно привлечения инвестиционного пакета в размере $60-80 млрд. под утвержденные сторонами стратегические проекты производственной, технологической или инфраструктурной модернизации.
Следует приложить усилия для привлечения международных организаций и стран-партнеров инвестиционного пакета в размере не менее $80 млрд. Учитывая масштабы Украины, потребуется $150 млрд. для инвестиций в проекты производственной, технологической или инфраструктурной модернизации.
А украинские реалии сегодня таковы, что наш «план Маршалла» должен действовать в условиях «когда средства не дают и при этом еще и отсутствуют инвестиции и имеющиеся все приведенные выше внутренние и внешние факторы».
Поэтому экономическая программа, предложенная нами, должна учитывать все факторы, которые порождены имеющимся внешним и внутренним кризисом, а также условия реализации при всех нынешних рисках (военных, политических, финансовых, валютных и других). Поэтому необходимо:
признать правду и реалии;
иметь достоинство, силу духа и профессиональную уверенность, сильную и профессиональную переговорную позицию с нашими странами-партнерами и международными финансовыми организациями. Конечно, наша программа должна учитывать все факторы и должна быть реалистичной.
Какова наша цель
Украина должна в течение следующих 5-ти лет показывать темпы экономического роста, при котором ВВП будет расти минимум на 5-7 % ежегодно.
1). Остановить массовый выезд населения путем помощи бизнесу через налоги, платить конкурентные паритетные зарплаты, по крайней мере, со странами Восточной Европы. Бизнес, который не сможет платить такие паритеты зарплат, получит «смертельный приговор».
2). Прекратить уничтожение среднего класса, создать базовые условия для его восстановления.
3). Определить и заложить ключевые точки роста экономики с «умным» участием и ролью государства в структурировании финансирования и реализации масштабных проектов.
4). Полный пересмотр госдолга, а также нахождение возможностей просмотра или выкупа долгов, которые были неэффективно реструктуризированы в 2015-2016 годах премьер-министром Яценюком и министром финансов Яресько.
5). Срочно сделать реалистичные шаги, реализация которых зависит от действующей власти, которые реально приведут к улучшению среды ведения бизнеса. Такие вещи как налоги, и масштабная дерегуляция — которые повлияют срочно на поддержку бизнеса – фискальная и налоговая политика.
Наши принципы:
наша позиция исходит из существующих сегодня реалий;
рассчитывать следует лишь на самих себя;
этапы реализации – реализовывать сегодня то, что можно воплотить в ближайшее время – фискальная политика, дерегуляция, повышение заработной платы, открытие рынка газа и т.д.;
активная роль государства в современных условиях через государственный заказ и создание благоприятных условий;
конечно, никто не забыл о важности таких фундаментальных явлений как верховенство права, судебная реформа, баланс институтов власти, но это тот блок системных реформ, который требует времени. И при этом есть экономические шаги, которые мы можем эффективно воплотить «уже завтра», в течение 100 дней, в течение года. Параллельно с ними следует внедрять и институциональные реформы, перечисленные в данном пункте, но следует понимать, что их полноценный результат будет получен значительно позже.
Как мы это делаем
Нужно быстро делать то, что мы можем изменить «уже завтра».
Фискальная политика:
ввести налог на выведенный капитал (НнВК);
Платишь, налог на прибыль, когда выплачиваешь дивиденды. Реинвестируешь в бизнес -налог по нулевой ставке.
Большая доля бизнеса (40-50 %) вообще находится «в тени» сейчас, что предопределяет значительные недопоступления в государственный бюджет.
Экономический эффект от введения НнВК:
5-7 млрд. долл. инвестиций в год в экономику. Это обеспечит при нашем уровне ВВП страны минимум 1,5% роста ВВП и 70-80 тыс. рабочих мест (здесь и в дальнейшем хотим заметить, что при расчетах дополнительных рабочих мест мы брали одну из экспертных формул, согласно которой $1 млрд., вложенный в экономику, дает примерно 12500 рабочих мест).
Данный налог при дефиците инвестиционного кредитного ресурса, при высокой его стоимости будет стимулировать собственников инвестировать в развитие своего бизнеса, что приведет к созданию новых рабочих мест.
Это произведет положительный эффект на компании малого и среднего бизнеса, которые активно развиваются, а также растущие крупные компании, которые готовы инвестировать.
1). Введение налога на выведенный капитал будет стимулировать выход из тени и отчетность компаний станет более прозрачной, что улучшит бизнес-климат.
2). Снизить суммарные ставки налогов на фонд заработной платы до 20-22% и остановить отток людей из страны.
Благодаря уменьшению ЕСВ вместе с поднятием минимальной заработной платы в течение 2016-2018 годов значительно увеличился Пенсионный фонд Украины, что привело к частичному выходу украинского бизнеса из тени, сбалансированию поступлений и расходов Пенсионного фонда, уменьшению его дефицита (от 85 млрд. грн. в 2016 году до 21 млрд. грн. в 2018 году).
Уменьшение нагрузки на фонд заработной платы также решает задачи помощи украинскому бизнесу конкурировать и платить паритетные зарплаты со странами Восточной Европы. Это вопрос помощи и выживания всего украинского бизнеса.
3). Сбалансировать налоги, которые должны платить все. 45% земель сельхозназначения в тени. Обеспечить полную уплату единого налога четвертой группы и платы за землю сельскохозяйственного назначения всеми лицами. Ввести единый обязательный земельный налог и повысить контроль над его уплатой или минимальную налоговую нагрузку на 1 га.
4). Усилить контроль над уплатой всех видов импортных таможенных платежей, максимально минимизировать уровень контрабанды, детенизировать работу таможни, что может дать дополнительные $10 млрд. поступлений в бюджет за 5 лет. Вместе с этими изменениями рассмотреть вопрос о введении электронной акцизной марки.
5). Снизить рентную плату за добычу газа, газового конденсата и нефти до 12% (и для новых и для действующих скважин), что обеспечит одну из точек роста.
Государственная макроэкономическая и инвестиционная политика:
1). Обеспечить прозрачную и эффективную приватизацию. В госсобственности находятся 3374 предприятия, большинство из которых уже давно являются убыточными, кроме некоторых исключений.
Их содержание наносит колоссальный ущерб государству, при этом разворовываются десятки миллиардов гривен, которые не попадают ни в бюджет, ни в развитие самих компаний.
По оценкам экспертов, общие убытки от неэффективной хозяйственной деятельности государственных предприятий оцениваются в 90 млрд. грн. каждый год. Необходимо разбить предприятия на малые, средние и большие и реализовать их быстро, на конкурсной основе.
2). Необходимо обеспечить постепенное уменьшение бюджетных расходов «проедания» на государственный аппарат и чиновников (на 20% в 2019 году, еще на 10% в 2020 году, еще на 10% в 2021 году – до суммарного уменьшения на 40 % за 3 года).
Благодаря этому государство получит дополнительно 15-20 млрд. грн. ежегодно, их следует направить на реализацию государственных инвестиционных программ.
3). Провести дальнейшие изменения в направлении дерегуляции – отменить 25-40% бюрократических и разрешительных документов.
Оздоровление финансового рынка:
1). Усилить контроль над деятельностью коммерческих банков для предотвращения предоставления преимуществ финансового характера другим структурам владельцев банков и связанным лицам;
2). Обеспечить либерализацию финансового рынка:
упростить получение дивидендов и возврат инвестиций;
разрешить куплю-продажу гривны по фьючерсным и форвардным контрактам;
создание легальных возможностей для внешнего инвестирования, дерегуляции в данной сфере;
гарантирование механизма выплаты дивидендов.
Военно-промышленный комплекс (ВПК):
Обеспечить реализацию программ государственного инвестирования в военно-оборонный комплекс.
Ввести связанную контролируемую локализованную эмиссию или использовать государственные инструменты-гарантии для проектов в военно-оборонном комплексе – изготовление самолетов, средств по противовоздушной обороне, ракет, кораблей, танков и тому подобное.
Инвестирование 1% от ВВП в военно-оборонный комплекс даст прирост в 1,5% ВВП для других сфер экономики.
Сегодня мы тратим всего 10-12% военного бюджета на производство продукции ВПК. Это просто ничто для воюющей страны.
Энергетика:
1). Привлечь инвестиции в сумме около $20-25 млрд. в инфраструктуру добычи природного газа и нефти. При этом не требуются инвестиции при вмешательстве государства, необходима лишь государственная стратегия и поддержка.
Украина уже сегодня занимает 2 место в Европе по разведанным запасам природного газа. $2,5 млрд. дополнительно вложенных средств позволит нашей стране обеспечить собственные потребности, а $20-30 млрд. хватит для того, чтобы занять 5-7% рынка природного газа ЕС. $0,5-1 млрд. необходимо дополнительно привлечь на восстановление газотранспортной системы.
В перспективе это позволит за 5 лет нарастить добычу природного газа до 40-50 млрд. куб. м. Также следует обеспечить добычу природного газа и нефти на шельфе Черного моря.
2). Привлечь инвестиции в сумме $14 млрд. для рынка нефти (из них $2 млрд. – новый нефтеперерабатывающий завод, потому что все существующие старые и по техническим характеристикам не соответствуют евростандартам, $12 млрд. – на усовершенствование мощностей по добыче).
3). Привлечь инвестиции в сумме $20 млрд. для ядерной энергетики. За эти средства следует построить два энергоблока на ХАЭС за $4 млрд. и 8 новых энергоблоков. Около $0,65 млрд. необходимо вложить в завод по переработке ядерного топлива.
Остальные средства направить на добычу, переработку и обогащение ядерного топлива. Это то, что может быть сделано бизнесом при условии привлечения западных инвесторов и технологий самостоятельно и практически без государственного участия.
4). Привлечь $3 млрд. на энергосберегающие проекты с высоким уровнем локализации, которые смогут себя окупить за 1-1,5 года.
Реформа энергетического сектора в дальнейшем позволит привлекать $2-3 млрд. внешних инвестиций ежегодно.
Всего предложенные нами шаги в энергетической сфере смогут обеспечить около 1 миллиона новых рабочих мест. Подчеркиваю, здесь государство должно лишь открыть рынок для инвесторов и просто способствовать.
Инфраструктура и машиностроение:
1). Сооружение бетонных автомобильных дорог или дорог другого типа по новым технологиям в течение 5-10 лет. Следует обеспечить полную перестройку всей транспортной сети государства, а не проводить постоянный текущий ремонт.
На справедливых условиях государственно-частного партнерства инвестиции в автомобильные дороги современного типа смогут себя окупить за 10-15 лет. При этом бетонные дороги дают около 90% локализации производства.
Нынешняя ежегодная потребность в обновлении дорожной инфраструктуры – $3-3,5 млрд. ежегодно в течение 5-10 лет.
2). Развитие речного транспорта и инфраструктуры, усиление влияния на Балто-Черноморский коридор.
3). Обеспечить стабильное производство самолетов для внутреннего сообщения и развитие аэропортов за совместные средства городов. В данном случае должен иметь место государственный заказ для нужд армии и гражданского использования.
4). Гарантировать заказ государства или городов для производства общественного транспорта нового образца.
Инвестирование $1 в инфраструктуру дает около $2 рост номинального ВВП. Профессиональная и эффективная реализация инфраструктурных проектов в Украине может дать дополнительных $18 млрд. поступлений в украинскую экономику за 5 лет, что обеспечит 225 тыс. рабочих мест.
Агропромышленный комплекс:
1). Стимулировать производство и реализацию украинского товаропроизводителя высокотехнологичной техники в Украине (комбайнов, тракторов, сеялок, жаток и т.п.).
Имея спрос в 10 тысяч единиц техники в год, мы сегодня не имеем собственного производства комбайнов и тракторов. Необходимо учреждать совместные предприятия с современными иностранными ведущими производителями и установить локализацию производства на уровне 15-20% на первом этапе и 20-40% на втором этапе.
Такой уровень локализации в дальнейшем обеспечит общее удешевление единиц сельскохозяйственной техники до 30%;
2). Разработать на уровне государственных и частных финансовых институтов механизмы для ипотечного долгосрочного льготного финансирования для развития проектов по выкупу земли фермерами, производителями и украинскими гражданами.
Украинский аграрий, фермер, владелец пая должен стать конкурентным покупателем украинской земли.
3). Поддерживать становление и развитие семейных ферм.
Обеспечить выделение средств по частичной компенсации процентной ставки по привлеченным в национальной валюте долгосрочным кредитам под низкие проценты и под залог земли для финансирования типовых конкурентных проектов.
Разработаны Минагрополитики с участием специалистов, представителей профильных фермерских ассоциаций с высоким уровнем локализации (75%), в частности, для организации тепличных хозяйств, хозяйств по выращиванию органической продукции, нишевых культур, молочных ферм семейного типа, занятия садоводством, ягодництвом, овощеводством и т. п.
4). Запретить продажу земли государственной собственности, а вместо этого предусмотреть лишь продажу прав аренды (из имеющихся 10,2 млн. га земли государственной собственности ликвидными являются лишь около 3-4 млн. га).
При выкупе прав аренды на 15-25 лет, можно, в общем, получить до $6-9 млрд. средств в сельское хозяйство.
5). Подготовить законодательную и техническую базу для открытия рынка земель сельскохозяйственного назначения, что может дать до $100 млрд. инвестиций.
6). Обеспечить постоянную и системную реализацию программы бюджетной дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде квазиакумуляции НДС на уровне 6 млрд. грн. ежегодно. Гарантировать возврат товаропроизводителям 80-90% уплаченного НДС.
Эффективная реализация данной программы будет способствовать сохранению финансовых ресурсов в сельском хозяйстве, и стимулировать реинвестирование в агропромышленное производство.
7). Обеспечить реализацию проектов по орошению земель в Южной Украине и для развития рискового земледелия.
При вложении государством $1,5 млрд., урожайность на орошаемых землях вырастет в 3-5 раз в зависимости от культуры.
Урожайность на землях Южной Украины и Приазовья может вырасти до 10-12 млн. тонн, что в результате предоставит $3-3,5 млрд., а это, в свою очередь, обусловит рост ВВП на $8-10 млрд.
Все инвестиции в АПК дадут около $22 млрд. украинской экономике и обеспечат 275 тыс. новых рабочих мест.
Как видим – все реально и возможно. И это не пустая популистская болтовня, а те реальные изменения, которые мы можем начать воплощать уже завтра. Дополнительно $127 млрд. для ВВП и 1,6 млн. рабочих мест – вот что должно быть одной из приоритетных целей для новой власти.
Нам не нужно придумывать ничего революционного. Только перечисленные решительные шаги и максимальная аккумуляция имеющихся ресурсов и возможностей.
Именно так в Украине все удастся. И тогда вопрос «Quo vadis, Украина?» не будет звучать уже так неоднозначно для новой генерации, которая должна развивать наше государство уже в ближайшее время.
Автор: Иван Мирошниченко, народный депутат («Самопомощь»), член комитета ВР по вопросам аграрной политики.
Источник: БизнесЦензор
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.