Народный депутат, заместитель главы парламентского Комитета по вопросам государственного бюджета Леся Забуранная рассказала УНИАН, вырастут ли, согласно представленному проекту государственного бюджета пенсии и зарплаты украинцев в 2022 году, какие основные отличия госбюджета-2022 от прошлогоднего документа, и проанализировала основные бюджетные показатели, заложенные правительством на следующий год.
21 сентября министр финансов Сергей Марченко представил в парламенте проект государственного бюджета на 2022 год. По его словам, бюджетный процесс кардинально отличается от предыдущих, поскольку был разработан на основе Бюджетной декларации, которая ранее была поддержана парламентом.
Как всегда, главный финансовый документ страны вызвал бурное обсуждение не только среди депутатов, но и в обществе. Продолжатся эти обсуждения как минимум до следующего месяца, когда начнется рассмотрение документа в сессионном зале. Внести свои поправки в законопроект народные избранники должны успеть до 1 октября.
УНИАН пообщался с народным депутатом, заместителем главы парламентского Комитета по вопросам бюджета, председателем подкомитета по вопросам расходов госбюджета Лесей Забуранной об основных положениях госбюджета на 2022 год и его основных отличиях от прошлогоднего документа.
Верховная рада начала рассмотрение проекта государственного бюджета на 2022 год. Каковы его основные приоритеты, и есть ли принципиальные различия между бюджетами 2021 и 2022 годов?
Главным приоритетом я бы назвала курс на уменьшение дефицита госбюджета, ведь большой дефицит влечет рост доли расходов на обслуживание государственного долга. Большой дефицит в прошлые годы привел к тому, что в следующем году каждая восьмая гривна доходов пойдет на обслуживание старых долгов!
А это, как вы понимаете, создает большие риски для развития экономики, для социальной сферы. В этом контексте радует, что рост уровня доходов госбюджета опережает рост расходов – 14 процентов против 7 процентов. Как следствие — уменьшение процента заимствований до уровня ВВП — 3,5 процентов против 5,3 процентов в текущем году.
Еще один важный момент — это снижение распределения ВВП через бюджет. Здесь уменьшается уровень административного вмешательства в экономику.
Кроме этого, планируется отказаться от ряда «пустых» программ. Это те, что показали свою неэффективность в прошлые годы. В частности, на 10 государственных программ по состоянию на август текущего года не было потрачено ни одной гривны! Однако создается новый социальный фонд — государственный фонд поддержки медицины, спорта, образования, культуры и науки. Наполняться он будет за счет доли поступлений от продажи лицензий на азартные игры и букмекерство.
Среди других приоритетов – рост расходов на медицину, оборону, социальную политику и образование. Совокупно на эти четыре сферы планируется направить более 50 процентов расходов государственного бюджета. В частности, расходы на медицину планируется увеличить на 25,4 миллиарда гривен, на оборону – на 13,3 миллиарда гривен, на социальные расходы — на 7,4 миллиарда гривен, и на образование – на 7,2 миллиарда гривен.
Как вы оцениваете выполнение бюджета-2021, и какие ошибки стоило учесть в проекте на 2022 год?
В общем, оценивать исполнение бюджета еще рано — финансовый год не завершен. Впрочем, уже сейчас можно констатировать наличие определенных проблем.
Как я уже говорила, ряд государственных программ показал свою неэффективность. В общем, таких программ было 49. При этом 10 из них оказались совершенно пустыми. В бюджете-2021 на эти программы было предусмотрено 24,3 миллиарда гривен. Их отмена позволит в следующем году использовать средства эффективнее.
Существенной проблемой является невыполнение плана поступлений от внутренних заимствований. В общем, за восемь месяцев недовыполнение не выглядит уж слишком критичным — привлечено 242 миллиарда гривен против 277 миллиардов запланированных. Но смущает тенденция – если в начале года план перевыполнялся, то, начиная с мая, поступления начали «проседать». Особенно критично это было в августе – удалось привлечь лишь 5,4 миллиарда гривен при запланированных 38,8 миллиардах.
Надеюсь, правительство найдет новые стимулы для повышения активности внутренних заемщиков в последующие месяцы. Это тем более важно, что в проекте бюджета-2022 из всех заимствований 79 процентов приходятся именно на внутренние. А это 571 миллиард гривен. Но, несмотря на эти проблемы, можно констатировать, что бюджет-2021, с учетом определенных корректировок, выполняется.
Уже сейчас Кабмин предложил парламенту увеличить нынешние расходы на субсидии на 12 миллиардов гривен из-за нехватки средств. Как решать проблему с субсидиями в проекте бюджета-2022?
Финансирование субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в следующем году планируется увеличить на 3,2 миллиарда гривен – до 38,4 миллиардов.
Но нужно отметить, что правительство берет курс на уменьшение количества семей, которые будут нуждаться в этих субсидиях. В частности, предлагается новая государственная программа по содействию экономической независимости малообеспеченной семьи – на нее предусмотрено почти 95 миллионов. Кроме этого, отменены положения о заморозке и условиях оплаты труда всех работников государственных органов.
Финансирование субсидий на оплату ЖКУ в следующем году планируется увеличить
Предполагается ли дальнейшее выделение значительных средств на программу «Большое строительство»? Будут ли другие инвестиционные проекты в бюджете, кроме «Большого строительства»?
Да, планируется. При этом основной акцент снова будет делаться на ремонте и строительстве дорог – на это уйдет более 124 миллиардов гривен. Будут реализованы такие крупные проекты, как Запорожский мост, Кременчугский мост, дорога Полтава-Харьков и трасса Киев-Одесса.
Впрочем, предусмотрены и определенные новации. В частности, планируется ввести 8 новых государственных программ на общую сумму 5,05 миллиардов гривен. Например, 500 миллионов будет потрачено на развитие учреждений высокоспециализированной медицинской помощи, 400 миллионов – на развитие инфраструктуры аэропортов. Планируется также построить аэропорты в Днепре и на Закарпатье, реконструировать аэропорт в Виннице.
Еще один мощный проект — восстановление железнодорожного пути европейского образца от станции Чоп до станции Ужгород.
Еще 1 миллиард гривен предусмотрено на строительство и реконструкцию школ – чтобы наши дети учились в современных условиях.
Единственное, чего бы хотелось – это увеличить объем средств на создание мощной стратегической промышленности. Проект бюджета предусматривает на эту цель 7,5 миллиардов гривен. По моему мнению, этих средств недостаточно. Ведь нам нужно развивать оборонную промышленность, космическую отрасль.
Как предусмотрено финансирование медицины, учитывая прогнозируемые вспышки COVID-19? Учитывается ли перспектива возможных локдаунов и соответствующих потерь в экономике?
Последние события во всем мире демонстрируют, что медицина должна быть одним из приоритетных направлений в государстве. По моему мнению, доля расходов на медицину должна составлять не менее 5 процентов от ВВП. К сожалению, в предлагаемом проекте бюджета она до этого показателя не дотягивает.
Тем не менее, радует тот факт, что расходы на здравоохранение будут существенно расти – как я уже отмечала, они увеличатся более чем на 25 миллиардов гривен и составят 192,5 миллиардов гривен.
На борьбу с COVID-19 направлено сразу несколько статей. В частности, 2,3 миллиарда планируется потратить на закупку вакцин, 104,9 миллиона – на закупку медикаментов.
И, конечно же, при планировании этих расходов учитывались прогнозы Минздрава и ВОЗ относительно дальнейшего распространения болезни.
Планирует ли государство в следующем году поддерживать бизнес, который несет потери от пандемии?
Проект бюджета предусматривает для Фонда развития предпринимательства 3 миллиарда гривен. Но, кроме этого, правительство планирует активно предоставлять гарантии под различные проекты – в объеме 78,2 миллиардов гривен. А это, на минуточку, 6 процентов доходов общего фонда госбюджета.
Кроме этого, будет продлено действие инициированной президентам программы доступного кредитования «5-7-9». Текущий год продемонстрировал, что эта программа получила большую популярность как среди предпринимателей и граждан, так и среди банков.
Так, 33 банка-участника программы выдали более 20 тысяч кредитов на сумму более 54 миллиардов гривен. Наиболее активно эти кредиты использовали предприятия сельского хозяйства, торговли и промышленной переработки. Поэтому на следующий год решено продолжить программу и выделить на нее 3 миллиарда гривен, что позволит поддержать около 20 тысяч предпринимателей. Я считаю эту программу мощным шагом для поддержки предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса.
Кроме этого, планируется направить 28 миллионов гривен на льготные кредиты для молодых семей, 20,3 миллиона гривен для льготных кредитов участникам войны на востоке Украины и внутренне перемещенным лицам, а также 125 миллионов гривен на обеспечение временного проживания внутренних мигрантов.
Что предусмотрено в бюджете-2022 относительно дефицита Пенсионного фонда, повышения минимальной заработной платы и прожиточного минимума?
В бюджете-2022 заложено, что бюджет Пенсионного фонда Украины составит 531 миллиард гривен. Запланировано государственное финансирование Пенсионного фонда на 2022 год – 200,6 миллиардов гривен, это на 7,3 миллиарда больше, чем было в этом году.
Читайте также проект госбюджета-2022: в Минфине рассказали, что будет с субсидиями и пенсиями.
На 2,6 миллиарда вырастут собственные доходы фонда – до 330,6 миллиардов гривен. Это будет происходить за счет роста средней заработной платы. В следующем году она составит 15258 гривен против 13362 гривен в 2021-ом. Соответственно, увеличатся поступления от ЕСВ, что является основным источником наполнения Пенсионного фонда.
Согласно проекту Госбюджета на 2022 год, правительство определило приоритетным повышение пенсионных выплат, лицам старшего возраста, отдельно определив лиц в возрасте от 70 до 75 лет. С октября 2022 года для 1 миллиона 720 тысяч человек будет ежемесячная доплата в размере до 300 гривен, а для лиц старше 70 лет и при наличии длительного трудового стажа минимальная пенсия составит 3000 гривен.
Попутно отмечу, что Украине необходимо быстро ввести пенсионную реформу, ведь через несколько лет мы просто не сможем финансировать дефицит Пенсионного фонда. Тем не менее, люди не должны страдать от сложившейся ситуации. Поэтому с 1 марта будет проведена индексация пенсий, на что в бюджете заложено более чем 28 миллиардов гривен.
Также 10,6 миллиардов заложено на увеличение пенсий военнослужащим и 1,5 миллиарда – на надбавки людям, достигшим 75-ти и 80-летнего возраста.
Минимальная заработная плата будет повышена только с 1 октября 2022 года – до 6700 гривен.
Что касается прожиточного минимума, то он составит 2393 гривен в январе и 2593 гривен в декабре. Но есть один важный нюанс – в июне Верховная рада приняла в первом чтении законопроект №3515 по реформированию прожиточного минимума. Если он будет принят в целом как закон, то прожиточный минимум вырастет до 5815 гривен. А это, в свою очередь, повлечет значительный рост расходов на социальную сферу.
Обсуждались ли параметры проекта госбюджета-2022 с международными финансовыми партнерами? Были ли замечания от МВФ и учитывались ли они, учитывая миссию?
При подготовке проекта Госбюджета, Кабмин базировался на принятой бюджетной декларации. Безусловно, во время ее разработки были учтены замечания, которые высказывали наши внешние партнеры. Поэтому мы пытались создать бюджетную декларацию, которая будет, во-первых, учитывать реальное состояние экономики Украины, во-вторых, основные макроэкономические прогнозы и показатели, и отвечать тем критериям, которые закладывались при подписании международных соглашений.
Миссия МВФ уже начала свою работу в Украине. Я уверена, что какие-то рекомендации по бюджету со стороны фонда будут высказаны. Но на данный момент таких рекомендаций или замечаний нет.
Совпадают ли заложенные в проект бюджета-2022 параметры роста ВВП, инфляции, курс гривны с прогнозируемыми ранее?
В основном совпадают. Ведь проект бюджета готовился на основе анализа соответствия прогнозов макроэкономических показателей текущим реалиям, который на постоянной основе проводит Министерство экономики. Впрочем, при необходимости, основные показатели макроэкономических прогнозов могут быть уточнены в процессе рассмотрения госбюджета.
Министерство экономики Украины проводит оценку соответствия основных прогнозных макроэкономических показателей текущим тенденциям и изменениям в государственной политике, внешней и внутренней среде, новым статистическим данным.
Сколько планируют заимствований, и сколько надо будет заплатить по внешним долгам в 2022 году?
Я уже говорила, что выплаты по долгам вырастут на 14 процентов доходов общего фонда бюджета. А это — 181 миллиард гривен.
Что касается новых заимствований, то правительство планирует оставить их на уровне 2021 года – почти 700 миллиардов гривен. Но при этом уменьшается доля внешних заимствований – до 21 процента.
Читайте также, что в правительстве рассказали, что будет с госдолгом после принятия госбюджета на следующий год.
Сколько планируется получить средств от полученных сборов от налоговой амнистии?
Сейчас никто не возьмется прогнозировать, какое количество граждан решит воспользоваться налоговой амнистией. Поэтому в проекте бюджета поступление средств от нее не предусмотрено. Пусть это будет приятным бонусом для государства.
Сколько средств закладывают в доходы от приватизации?
Правительство планирует привлечь от приватизации 8 миллиардов гривен. Это на 4 миллиарда меньше, чем в 2021 году. Но, если учесть, что объекты приватизации будут продаваться на аукционах, то эта сумма может быть больше.
Какими будут основные источники наполнения госбюджета-2022?
Большую часть бюджета предполагается наполнять за счет НДС. От него мы ожидаем 564 миллиардов гривен поступлений. Кроме этого, – налог и сбор на доходы физических лиц, налог на доход предприятия. А также акцизный сбор, рентная плата, въездная пошлина. Как видите, все источники — классические инструменты наполнения бюджета.
Значительную ставку правительство при разработке проекта сделало на возможные доходы в случае принятия так называемого ресурсного законопроекта №5600, предусматривающего увеличение налогов для ряда представителей украинского бизнеса. Но этот законопроект столкнулся со значительным сопротивлением. Как вы оцениваете эту инициативу Минфина и поддерживаете ли законопроект №5600?
Всегда сложно найти баланс между интересами государства и налогоплательщиками. Законопроект №5600 должен осуществить достаточно серьезные шаги в контексте налоговой реформы. Я имею ряд замечаний к нему, но, в то же время, нужно осознавать, что он будет способствовать наполнению бюджета. По подсчетам Минфина – почти 30 миллиардов гривен.
Средства, которые планируется получить благодаря этому законопроекту, в основном, будут направлены на строительство учреждений здравоохранения (почти 4 миллиарда гривен) и авиастроение – 2 миллиарда гривен.
Часть средств планируется потратить на развитие транспортной инфраструктуры, стратегическую промышленность (7,5 миллиардов гривен), культуру и искусство (2,3 миллиарда гривен), а также развитие физической культуры (4 миллиарда гривен). Если поступления от сборов благодаря этому законопроекту будут на уровне запланированных, то даже украинское кино, про которое уже все стали забывать, сможет получить дополнительно более 1 миллиарда гривен.
Большую часть бюджета предполагается наполнять за счет НДС
Каковы ваши основные замечания к текущей редакции законопроекта о госбюджете на 2022 год?
Главное в Государственном бюджете – это найти баланс между возможностями и главными потребностями государства. Бюджет-2022 я, в целом, оцениваю положительно, но, конечно, имею замечания к нему, и буду подавать соответствующие поправки.
В частности, я постараюсь увеличить расходы на медицину. Чтобы они, в соответствии с Бюджетным кодексом, были на уровне хотя бы 5 процентов ВВП. Также, по-моему, не достаточно заложено средств на развитие стратегической промышленности. Действующей редакцией бюджета на нее предусмотрено 7,5 миллиардов гривен. Но, как по мне, для развития оборонно-промышленного комплекса, космической и авиастроительной отраслей этих средств недостаточно. Особенно в сегодняшней ситуации. Мы должны думать о завтрашнем дне, отстраивать эти направления, а это требует ресурсов.
Также я готовлю поправки по повышению социальных стандартов жизни. Как ученому, мне хотелось бы обратить внимание на недостаточное финансирование развития образовательных учреждений.
Депутаты имеют время до 1 октября на внесение замечаний в проект государственного бюджета на 2022 год. Как вы оцениваете настроения в парламенте относительно текущей редакции госбюджета?
В целом, мои коллеги оценивают бюджет, как довольно сбалансированный. Но, конечно, у них есть собственное видение развития приоритетных для них сфер. Поэтому, работая в профильных комитетах, все народные депутаты будут готовить соответствующие поправки. Да, мы их ожидаем до 1 октября. По моему мнению, бюджет будет одобрен вовремя.
Автор: Надежда Бурбела
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.