Депутат Леся Забуранная: Когда мы строим большое количество дорог, у меня возникает вопрос о том, не будут ли эти дороги пустыми

Народный депутат, председатель подкомитета по вопросам расходов государственного бюджета Верховной рады Украины Леся Забуранная рассказала УНИАН о провале правительства в разработке четкой стратегии поддержки бизнеса в условиях коронакризиса, перекосах в распределении государственных расходов, шагах, которые следует ввести для преодоления экономических последствий пандемии. Поделилась мнением относительно реалистичности выполнения госбюджета на 2021 год.

Наша страна пережила очень тяжелый год и только в декабре государство начало реализовывать заметную программу помощи предпринимателям, предусмотрев выплаты по 8 тысяч гривен отдельным категориям ФОП. По вашему мнению, эффективна ли она, и довольны ли вы ее результатом? 

Год действительно был очень сложным и, собственно, не только малый и средний бизнес, но, в том числе, и крупный бизнес пострадал и в Украине, и во всех странах мира.

Не совсем могу согласиться, что не было никакой поддержки, потому, что во время полного локдауна по инициативе президента было введено несколько программ, которые позволяли поддержать предпринимателей.

В частности, первая программа — это была помощь на случай безработицы для людей, потерявших работу. Это была программа так называемой частичной безработицы, на которую подавались предприниматели, которые были вынуждены приостановить деятельность, и не имели возможности выплачивать заработную плату своим работникам. И была инициирована программа, которая сейчас имеет продолжение, и о которой мы далее поговорим. Это помощь для ФОП, у которых есть дети до десяти лет.

Также действовала программа возмещения ЕСВ — единовременная компенсация субъектам хозяйствования на возмещение единого социального взноса.

Безусловно, того было недостаточно, поэтому сейчас мы немножечко расширили спектр пособий, которые предоставляет государство. В частности, это такая известная инициатива, которая уже действует. Если вы через приложение «Дия» регистрируетесь, и ваш вид деятельности подпадает под КВЭД (вид экономической деятельности), который в силу объективных причин приостановлен, то вы можете претендовать на помощь в размере 8 тысяч гривен.

Вопрос состоит в том, что будет ли помощь достаточной? Если мы говорим во временном промежутке на две недели во время локдауна (запланированного правительством на срок с 8 января 2021 года по 24 января 2021 года), то я думаю, что это довольно нормальная поддержка. Но если мы мыслим в более высоком стратегическом контексте, то, конечно, есть вопросы.

Что касается следующей программы, то она рассчитана, опять же, на предпринимателей, которые вынуждены сократить рабочий день своим работникам, но перевести их, например, с пятидневной на трехдневную рабочую неделю. И также они могут выплачивать максимально до 8 тысяч гривен своим сотрудникам в зависимости от того, какая у них была предварительно зарплата.

Если мы говорим непосредственно о выплатах по 8 тысяч гривен, то сейчас мы уже направили более 630 миллионов гривен для предоставления этой одноразовой помощи. И, по нашим расчетам, это покроет почти 20 тысяч субъектов хозяйствования.

Какие категории ФОП могут рассчитывать на государственную поддержку, а какие — нет? 

Это зависит напрямую от того, к какой из шести категорий КВЭД относится деятельность предприятия. Шесть категорий – это розничная торговля, временное размещение, то есть гостиницы, деятельность по обеспечению блюдами и напитками, демонстрация кинофильмов, деятельность в сфере творчества, искусства и развлечений, спорт, организация отдыха. Заявки на получение пособия принимались до 22 декабря. И направляется на эту программу 1,8 миллиардов гривен.

Фактически, было проанализировано, какие отрасли пострадают во время локдауна больше всего, и, согласно КВЭД, если у вас указано, что вы занимаетесь данной деятельностью, то вы можете на эту помощь рассчитывать.

Считаете ли Вы сумму в 8 тысяч гривен достаточной для того, чтобы поддержать предпринимателей? Почему во время подготовки программы была выбрана именно такая сумма?

Сумма была выбрана, исходя из возможностей. Мы понимали то количество средств, которое у нас может быть аккумулировано, и просчитали примерное количество субъектов предпринимательской деятельности, сфера занятости которых относится к рисковым категориям. И, собственно, было определено, что, в среднем, государство может обеспечить такое количество людей по 8 тысяч гривен. Плюс, просчет был на две недели, пока будет действовать локдаун. На этот период 8 тысяч — это достаточная поддержка.

Вопрос в другом. Вы правильно делаете акцент на том, достаточна ли поддержка государства в глобальном контексте. Лично я вам могу сказать, что, если мы говорим о социальных выплатах, то да, на две недели – это может быть неплохо, если мы поможем предпринимателю поддержать наемных работников, хорошо, если мы поможем детям.

Но глобально люди теряют не только деньги. Фактически, их бизнес, если это, допустим, маленькая кофейня, теряет возможности своего развития. Он либо закрывается, либо открывается. И я не понимаю, почему у нас до сих пор не разработана четкая антикризисная стратегия – что делать малому и среднему бизнесу, и какие пути расширения его возможностей мы можем предложить.

Я считаю это прямой недоработкой Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Ну, вот хорошо, социально они распределили средства на, те и на, те группы. Но, по большому счету, это не требует большого таланта, правильно? Для того чтобы придумать выплаты людям, мы сейчас также с вами можем посидеть и сформировать, кому еще нужно что-то выплачивать.

Вопрос в следующем, что они предлагают с точки зрения стратегического развития для того, чтобы бизнес имел возможность восстановиться и быть успешным после всех этих кризисных моментов? Что они предлагают для расширения возможностей бизнеса?

Я считаю, именно этим должно заниматься Министерство экономики, а не просто распределять социальные группы. Сейчас я вижу только блок социальных выплат, которые происходят за средства нас с вами, но я не вижу мер, которые позволяют бизнесу зарабатывать, стимулируют его, или хотя бы позволяют не терять.

Можно ли на основе того, что вы сказали, сделать вывод, что сейчас украинская власть действует ситуативным способом, не заглядывая на несколько шагов вперед? Например, сейчас двухнедельный локдаун, предусмотрен на январь месяц. Значит, запланировано, что такие-то расходы покроют такие-то проблемы. Но что делать дальше, никто не знает, верно?

Я думаю, что ситуативным способом действует не власть в целом, а отдельные органы исполнительной власти. У меня есть много вопросов к Министерству здравоохранения, но у них есть хотя бы какой-то план действий и план развития в течение длительного промежутка времени, видение, как реагировать на, те или иные угрозы. А вот насчет экономического блока я с вами могу согласиться. Сейчас мы наблюдаем, что все эти выделенные средства и инструменты помощи носят более ситуативный характер.

Поэтому я и подчеркиваю, что экономическая антикризисная стратегия в рамках той ситуации, которая сложилась, нам крайне необходима.

Откуда берутся деньги на реализацию тех видов помощи, которые сейчас реализуются? 

Мы провели анализ по 36 распорядителям и 104 программам. И в сумме возникла экономия в размере 6,1 миллиардов гривен. Опять же, из-за несовершенства планирования, из-за невозможности полноценно осуществлять свою деятельность по определенным бюджетным программам в 36 распорядителей мы наблюдали остаток средств, который был перенаправлен в фонд COVID-19.

Только за первую неделю действия «восьмитысячной» программы заявки на получение государственной помощи подали около 300 тысяч украинских предпринимателей. Приложение «Дия» было явно не готово к такому ажиотажу, и «легло». Многие жаловались, что не могли даже зарегистрироваться в приложении. Слышали ли вы об этих жалобах? И влияет ли это на эффективность программы?

Это, опять же, ситуативный момент. К тому времени, когда была запущена программа, и мы общались с предпринимателями, все работало в более или менее нормальном режиме. Потом, действительно, с ростом количества аппликантов возникли проблемы в программе. Но знаю, что сейчас все уже наладилось. У меня есть знакомые, которые подавали заявки и без проблем зарегистрировались.

Думаю, что Министерству цифровой трансформации надо аккумулировать все основные проблемные моменты и делать какой-то апгрейд приложения. Но я не могу согласиться с тем, что он не работает. Он работает, просто, возможно, не так качественно, как хотелось бы.

В целом, вы довольны тем, как сейчас происходят выплаты?

Вы знаете, я довольна тем, что выплаты есть, и что люди получают определенную помощь. Но я хотела бы и считаю, что мы должны делать акцент не только на краткосрочном моменте поддержки людей, а все, же предложить людям, кроме этих восьми тысяч, еще какие-то более долгосрочные шаги и ассистировать в развитии их деятельности.

Например, какие это могут быть шаги?

Возможно, предоставить возможность создания платформ для налаживания интернет-продаж. Возможно, необходимо какое-то взаимодействие с иностранными компаниями. Возможно, стоило бы сформировать подходы по кооперации.

Например, если мы взглянем на аграрный сектор, то там малый бизнес конкурентоспособен по отношению к крупным аграрным холдингам только тогда, когда он создает кооперативные объединения. Я думаю, что такую же историю можно рассматривать, предлагать и в других сферах, надо стимулировать и учить людей искать разные пути развития. Здесь должна быть также ощутимая роль государства.

Важным шагом для стимулирования развития отечественного производства является принятый нами законопроект о локализации промышленности, которым предусматривается, что предпочтение будет отдаваться использованию отечественных материалов, комплектующих, сырья. Таким образом, мы поддерживаем в Украине развитие нашего промышленного сектора.

Также реальный и весомый шаг — это создание президентом Владимиром Зеленским координационного совета, целью которого является наработка законодательных изменений по комплексному решению проблем микробизнеса. Туда войдут представители микробизнеса из каждого региона, представители союзов и объединений предпринимателей микро — и малого бизнеса, независимые эксперты, представители правительства и Офиса президента.

Совет будет работать как совещательный орган в Офисе президента на регулярной основе. Каждый месяц будут проводиться совещания для того, чтобы смотреть, есть ли прогресс. И в таком постоянном диалоге мы сможем выработать качественные решения.

Между тем, в Украине не утихает движение «SaveФОП». Даже сейчас из окон нашего офиса мы слышим возгласы протестующих. Если эпидемиологическая ситуация в стране, вызванная новым штаммом коронавируса или второй волной заболеваемости, заставит правительство продлевать карантин и вводить новые ограничительные меры, что по вашему мнению необходимо сделать для того, чтобы сдерживать новые волны протестов? Какие государственные программы необходимо реализовывать?

Вопрос непростой. Очень важно спрогнозировать, как будет развиваться пандемия, это неблагодарное дело.

Если говорить о людях, то, что людям нужно? Им нужна уверенность в завтрашнем дне. Это нормальная присущая черта. И, по большому счету, государственные институты должны работать для того, чтобы обеспечивать людям эту уверенность. Система социальных выплат – это важный элемент, о котором мы должны говорить.

Но еще не менее важно говорить, на какие уступки мы идем, как мы поддерживаем, малый и средний бизнес, и что мы делаем для того, чтобы люди чувствовали себя более или менее стабильно. И я думаю, помимо социальных выплат, это должны быть и другие возможности.

Вот сейчас шла речь о фискализации. Я считаю, что, действительно, очень уместно и вовремя мы этот вопрос отложили…

Но все равно не для всех категорий предпринимателей… 

Не для всех, но для самых уязвимых категорий. Сейчас людям и так непросто, и еще дополнительные ресурсы, как финансовые, так и организационные, тратить на этот вопрос – сложно. Но эта уступка выглядит так, что сначала мы эту фискализацию ввели, а уже затем спешно отсрочили.

Вообще я не являюсь сторонником жесткого локдауна. Я считаю, что его эффективность сомнительна. С точки зрения медицины, она, возможно, уменьшает динамику заболеваемости, но в последнее время мы и так наблюдаем, что количество больных, слава Богу, идет на спад.

Возможно, надо вводить какой-то ситуативный подход, когда локдаун будет выборочным. Усиливать ответственность за соблюдение карантинных ограничений, но не закрывать предприятия тотально, тем самым, уничтожая их.

Я на одном из эфиров была с представителями сети кинотеатров, и они отмечали, что даже карантин выходного дня сделал убыточным их сферу. Сейчас полный локдаун окончательно ее добьет. Даже в Киеве местные власти нормально отнеслись к тому, когда люди на Софийской площади, не соблюдая никаких карантинных ограничений, собирались тысячами и без масок. Видимо, это перекос. Мы не можем пойти в кинотеатр, но можем стоять в толпе на открытии елки. 

Все же, вы правильно отметили, что мы не можем знать, как будет развиваться ситуация с коронавирусом в дальнейшем. Если правительство, в конце концов, решит продлить локдаун, выдержит ли это украинская экономика? И будет ли ресурс для осуществления государственных программ поддержки? 

Тогда надо кардинально переформатировать наши приоритеты. И, несмотря на то, что очень важно строить новые дороги, открывать новые объекты, необходимо помнить, что, прежде всего, нам нужны люди. И задача государства — это именно поддержка людей в сложный период. Тогда надо будет пересматривать бюджет в контексте увеличения помощи людям, бизнесу и уменьшения расходов на какие-то инфраструктурные объекты. Потому что, если мы посмотрим с экономической точки зрения, мы помогаем людям, а они все равно эти деньги тратят. Круговорот средств существует.

Да, это не та инвестиция, которую хотелось бы, и она не будет заметна через год-два. Но, в то, же время, нужно понимать кризис, который вызван коронавирусом, как по заболеваемости, так и экономически, и выбрать приоритет. А в приоритете должны быть люди.

В начале нашего разговора вы отметили, что во время весеннего локдауна в Украине начала действовать программа помощи населению в связи с временной потерей рабочих мест из-за пандемии. Предвидите ли вы ее трансформацию и расширение, поскольку в ситуации, что сложилась в Украине и в мире в целом, уровень безработицы будет только расти?

Да, на сегодня существует программа помощи людям, которые потеряли работу. Минус в том, что количество таких людей, конечно, увеличивается. Она работает так же, как и раньше – человек становится на учет в Государственном центре занятости и в течение определенного периода получает выплаты, которые были привязаны к его последним объемам получаемой заработной платы.

Я упоминала как инструмент во время локдауна программу по временной безработице, когда предприятия, которые должны были приостановить свою деятельность на время карантина, подавали заявки по выплате заработной платы своим работникам. Ведь эти люди де-юре не являются безработными, но де-факто не получают зарплату.

Сейчас она переформатировалась в программу выплат наемным работникам в случае сокращения продолжительности их рабочего дня или сокращения количества рабочих дней. Это, фактически, и есть в определенной степени программа по частичной безработице. И так же предприниматель подает документы через приложение «Дия» и может претендовать на помощь. Один из главных документов для ее получения – это внутренний приказ предприятия по изменению графика работы.

О каких суммах идет речь?

Максимальная сумма — также восемь тысяч. Допустим, вы получали пятнадцать тысяч, и ваша рабочая неделя сократилась наполовину. Значит, до восьми тысяч вы можете, как наемный работник получить дополнительно к вашей зарплате.

Считаете ли вы ее эффективной?

Начальная программа по частичной безработице, которая вводилась весной, была эффективной. Очень многие предприятия, которые подавались на эту программу во время весеннего локдауна, получили помощь и были довольны.

Теперь она несколько изменилась. Сейчас одним из основных претендентов на получение средств из-за сокращения рабочего дня будет, например, «Украинская железная дорога». С точки зрения логики, программа нормальная — надо выровнять людям их заработную плату, если они перешли на, допустим, пятидесятипроцентный рабочий день и недополучают средства. Это социально логичный шаг. Но с точки зрения реализации эта выплата вызывает у меня двоякое отношение.

Основным документом, которым вы апеллируете, как владелец бизнеса, на выплату в 8 тысяч гривен для наемных работников, является внутренний приказ о сокращении количества рабочих дней или времени работы. Вот я не уверена, что мы сможем это верифицировать.

Потому что, например, вы недобросовестный руководитель предприятия. Вы создаете приказ о фиктивном сокращении продолжительности рабочего дня, получаете определенную сумму средств на всех наемных работников, а на самом деле работаете в штатном режиме. Кто будет это контролировать? Можно ли доверять только внутреннему документу предприятия о сокращении продолжительности рабочего дня или количества рабочих дней? Не уверена.

Вы утверждаете, что кроме финансовых механизмов, стоит ввести и другие методы поддержки бизнеса. Еще при весеннем локдауне неоднократно обсуждалось, что государство должно законодательно обязать арендодателей освободить арендаторов от уплаты арендной платы на время простоя и запретить выселять арендаторов из занимаемых помещений. Но по факту оказалось, что у государства нет политической воли для реализации этого решения. Как эту ситуацию исправить?

На самом деле это недоработка, что мы за этот период так и не изобрели механизма. В чем была проблема? Опять же, возьмем в пример кинотеатры.

Кинотеатр арендует площадь в торговом центре. Кинотеатр – это коммерческая структура, торговый центр, и заставить одну коммерческую структуру снизить арендную ставку и недополучать доход в пользу другой — сложный вопрос и с экономической, и с точки зрения справедливости. Надо было создавать рабочую группу и нарабатывать механизм, в какой части, в каком количестве должен быть баланс между одним субъектом предпринимательской деятельности и другим.

Понимаете, если бы речь шла о коммунальных предприятиях или, допустим, о государственных предприятиях, то здесь достаточно было бы политической воли. Но мы не можем заставить один бизнес недополучать средства для того, чтобы поддержать второй. Здесь только путем компромиссов можно достичь решения. И политическая воля — это, наоборот, в определенной степени – прижим демократии. Вот вы приходите к арендодателю и говорите: «Вы не должны требовать арендную плату», но ведь за какие деньги ему тогда платить за коммунальные услуги, охрану и тому подобное.

Поэтому здесь надо было искать золотую середину. Это направление я также считаю одним из самых серьезных недоработок Министерства развития экономики.

Кроме поддержки предпринимателей, бизнеса, имеет ли украинская экономика возможность реализовывать программы поддержки населения? Что с программой финансирования украинских врачей, которая, по факту, была провалена государством? Как вы оцениваете работу власти в этом направлении в течение года? 

Из хороших новостей то, что минимальная заработная плата повышается. Фактически, за полгода мы имели повышение на тысячу гривен, потому что в сентябре было повышение, и с первого января она также растет. Это позитив. Надо не забывать, что много людей работает не на минимальную заработную плату и получает больше, но все равно в привязке к ней.

Виды социальной поддержки присутствуют. Есть много льготников, претендующих на, те или иные виды выплат.

Но перейдем к негативным моментам. Если мы говорим о медиках, которые являются особо уязвимой категорией, лично я разделяю то мнение, что существующее состояние оплаты труда является абсолютно неприемлемым. Мы долго спорили, говорили и, в результате, особо не помогли. Мы видим лишь точечные стимулы, когда, например, Киевский совет принял волевое решение относительно доплаты медикам. Это также и политический шаг в определенной степени. Но проблему нужно решать комплексно.

Одним из факторов, который не позволяет решить ее на уровне волевого политического решения, является вообще схема оплаты труда медиков в нашей стране. Благодаря реформе, которая была инициирована еще во времена Ульяны Супрун, какую мы имеем ситуацию? На самом деле Министерство здравоохранения не распоряжается средствами и не может платить заработную плату врачам напрямую. Зарплата фактически зависит от количества заключенных договоров между лечебным учреждением и Национальной службой здоровья.

И тут уже включается масса моментов. Это возможности учреждения и главного врача заключить то или иное количество сделок, согласование между лечебным учреждением и этим НСЗУ, количества или недостаточного количества работников, которые могут обеспечить реализацию пакетов.

В результате, я, как депутат-мажоритарщик, вижу у себя в округе заведения, которые сумели вложить такое количество договоров, что позволяет обеспечить зарплату на приемлемом уровне, и не смогли этого сделать. Они не могут не то, что повышать оплату труда врачам, они не могут даже содержать весь штат, потому что у них, условно, заключены два договора. Вот этот вопрос, и здесь профильный комитет должен адаптировать эту медицинскую реформу, потому что она показала свою неэффективность во время пандемии.

Механизм, когда деньги идут за пациентом, точно не работает в результате инфекционных заболеваний. И реформа показывает, по крайней мере, на примере нашей страны, сомнительную эффективность относительно справедливой оплаты труда. Вы можете быть прекрасным врачом, но работать в заведении, в котором главный врач не способен провести менеджмент процесса, и вы получаете очень мало. И это не является социально справедливым фактором.

И никаких дополнительных расходов на помощь врачам в ближайшее время не планируется? 

Бюджет на медицину значительно вырос. По состоянию на данный момент, он является рекордным – это 4,3 процента от ВВП. Такого в Украине еще не было. Но точно он не позволяет в полной мере удовлетворить все потребности.

Единственная из хороших новостей – по результатам рассмотрения проекта государственного бюджета в выводах комитета мы выложили, что после просмотра результатов реализации бюджета по первому кварталу (имеется в виду — плана поступлений) мы будем вносить изменения в государственный бюджет, и приоритетным направлением будет медицина. Значит, в первую очередь, незапланированные поступления будут направляться на медицину. Вопрос в том, каким будет их количество.

Лично мое мнение. Повторюсь, я считаю, что в случае таких кризисных мер, при всем уважении к развитию инфраструктуры страны, мы должны все же уменьшить круг внимания и объем ресурсов из той сферы, к людям, к врачам, к самозанятым предпринимателям. Развитие инфраструктуры, строительство дорог, новых объектов – это очень хорошая идея, но мы должны не забывать о решении базовых потребностей.

Имеет ли Украина финансовый ресурс для того, чтобы закупить дополнительные вакцины от коронавируса, кроме тех, которые мы уже законтрактовали?

Законтрактовано 2,6 миллиардов гривен на закупку вакцины. Будет передано бесплатно 8 миллионов доз. Давайте посмотрим правде в глаза. Средняя стоимость вакцины составит около полутора тысяч гривен. Если посчитать, то 2,6 миллиарда плюс восемь миллионов доз (по две дозы на одного человека) позволит охватить до десяти миллионов человек.

Но, в то, же время, есть люди, которые зарабатывают деньги, и могут эту вакцину себе купить. Я думаю, что в этом контексте при стоимости вакцины в 1400 гривен мы должны обеспечить тех людей, которые в этом действительно нуждаются – это рисковые категории людей и люди с низким уровнем дохода. А люди, которые работают и получают приличную заработную плату, думаю, что в состоянии самостоятельно купить вакцину.

Считаете ли вы принятый на 2021 год государственный бюджет реалистичным, учитывая запланированный объем дефицита и внешних заимствований, необходимых для его финансирования?

Дефицит — реалистичен (смеется). Хорошая новость в том, что дефицит удалось уменьшить – с 270 до 246 миллиардов гривен, что составляет 5,5 процентов ВВП. Это является противоречащим Бюджетному кодексу, но в сложившейся ситуации приемлемым, потому что, согласно выводам МВФ, даже в развитых странах дефицит будет составлять до 8 процентов ВВП.

Что касается заимствований, нужно понимать, что эти заимствования и погашение долгов возникли не за последние два года, а накапливались годами. Самые большие транши МВФ происходили при прошлых правительствах, когда мы брали по 10-15 миллиардов долларов. И сейчас мы до сих пор рассчитываемся по старым долгам.

Вы знаете, я вообще сторонница того, что нужно выходить на уровень, когда необходимо максимально уменьшать дефицит. И, по большому счету, мы, пожалуй, к тому и пришли бы, если бы не произошли все те кризисные явления в экономике страны.

Я считаю реалистичным и дефицит, и заимствования. У меня есть определенные сомнения относительно доходной части. Я не уверена, что мы выполним план по приватизации, который прописан, что мы будем иметь такие поступления по НДС. Но, опять же, в случае того я лично привержена к пересмотру бюджета, но не за счет людей, а, как мы уже говорили в предыдущей части, за счет уменьшения амбиций в каких-то инфраструктурных, культурных, спортивных проектах.

Когда в семье нет возможности купить продукты, то они не идут в театр, кино и не ездят в путешествия. Может, такую же логику стоит использовать и во время системы государственного контроля и управления.

Кто в нынешней конфигурации власти является главным инициатором государственных выплат: правительство, парламент, Офис президента, или наши внешние партнеры? 

Внешние — точно нет. Это больше инициативы Офиса президента и парламента. Относительно Кабмина, у меня есть довольно большие вопросы по экономическому блоку.

В завершение давайте обсудим такой несколько философский вопрос. Сейчас мы живем по большому счету в социальном государстве. У нас осуществляется много расходов на поддержку населения, а люди этим часто злоупотребляют. Субсидии нередко получают люди, которые на самом деле в них не нуждаются, и таким образом, дыра в госбюджете увеличивается. Планирует ли действующая власть в будущем начать избавляться от этой государственной модели?

Мы весь разговор возвращаемся к тому, что делать глобально. Я согласна с вами, что подобный подход построения социализма – не лучшая история.

Основное — это верификация, определение тех людей и создание такой системы контроля, которая позволит фильтровать недобросовестных получателей социальных льгот. А второе — надо также говорить правду. Мы не сделали кардинально ничего, чтобы создать людям условия для самозанятости и достойного уровня жизни.

Вопрос не в том, что все люди не хотят работать, а только получать выплаты. Вопрос в другом — где людям работать? Какое количество молодых людей выезжает за границу? Поэтому без создания реальных объектов промышленности, без внимания к науке, в том числе, которая будет создавать и развивать наукоемкие отрасли, без развития промышленности мы не сможем дать людям возможность заработать деньги и отказаться от социальных выплат.

Если пообщаться в регионах с людьми, все говорят одно и то же, независимо от того, в какой уголок вы поедете, что раньше был завод или фабрика на четыре тысячи рабочих мест, все работали, это было такое градостроительное предприятие. Сейчас людям негде работать, альтернатива не предложена. И вот когда мы строим большое количество дорог, у меня всегда встает вопрос: не будут ли эти дороги пустыми? На мой взгляд, это важно, но нет баланса.

Может, стоит сейчас отремонтировать на одну дорогу меньше, но построить завод или комбинат, и дать возможность людям действительно стимулировать развитие национальной экономики. Все должно быть своевременным и сбалансированным. Сама по себе дорога дает рабочие места в краткосрочном периоде, но не дает возможности зарабатывать средства и вложить их в экономику в стабильном и долгосрочном периоде.

Поэтому вопросом развития экономики и создания рабочих мест мы должны заниматься, прежде всего. Тогда бы у нас априори отпало количество претендентов на все эти социальные выплаты, поступления в экономику были бы значительно выше, и, соответственно, развитие было бы лучше.

Автор: Надежда Бурбела

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий