22.09.2019 – Агросектор Украины ждет тотальная перезагрузка – такую задачу недавно поставил президент Владимир Зеленский. Земельная реформа, приватизация, демонополизация спиртовой отрасли, передача государственных земель ОТГ и сельсоветам, новый поворот в соевых правках, реорганизация Госгеокадастра и так далее.
В условиях отсутствия Минагрополитики, львиная доля законодательного сопровождения, а, следовательно, и внедрение этих реформ, ложится на плечи председателя аграрного комитета и его членов. Комитет состоит из 32 народных депутатов (8 подкомитетов), где большинство – представители партии «Слуга народа».
Поэтому с поддержкой инициатив в сессионном зале проблем не должно быть. Когда появится земельный закон, и из каких ключевых позиций он состоит? Как будет происходить аграрная приватизация? Что будет с господдержкой и налогообложением отрасли? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью AgroPolit.com рассказал председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики, народный депутат («Слуга народа») Николай Сольский.
С чего начинался ваш агробизнес «Украинский аграрный холдинг» (УАХ) и как вас вообще «занесло» в агросектор?
Я окончил юридический факультет Львовского университета в 2000 году. На последнем курсе занимался юридической практикой. В 2000-м переехал в г. Киев и продолжил юридическую практику. Аграрным бизнесом начал заниматься вместе с партнерами в 2007 году. Начинали с зерновых – сконцентрировались на выращивании в основном кукурузы и сои. Позже построили элеваторы, вкладывали в инфраструктуру. В целом в аграрном бизнесе я с 2007 года, то есть уже почти 13 лет.
Первое наше сельхозпредприятие имело земельный банк в около 3 тыс. га. Впоследствии он вырос до 6 тыс. га благодаря правильной работе с пайщиками, в частности, систематически увеличивали арендную плату за эту землю. Потом был мировой кризис 2008 года. Кукуруза тогда стоила $80 за тонну, экономика фактически отсутствовала.
Мы поняли, что можем выйти с этого проекта только с минусом. Поэтому стали активнее заниматься операционной деятельностью, появилась прибыль, и со временем нам это понравилось. Начали ездить по другим странам, чтобы набраться опыта, понять, чем можно заниматься, что приносит доход. Изучили социальные процессы на селе, построили диалог с дольщиками, чтобы быть понятными местным жителям.
Аграрный бизнес каждый год постепенно развивался, рос и приносил средства, которые реинвестировались. Так в холдинге появлялись новые направления: инфраструктура, элеваторы, перевозка зерна. Агросектор на то время стал хорошей альтернативой юридическому бизнесу, который пошел на спад. С 2008 года 90% своего времени я уделял работе в агросекторе.
Значит, из юридической в аграрную сферу перешли почти случайно, а потом поняли, что это правильно?
Абсолютно. Более того, очень важная вещь, что аграрный бизнес никогда не может быть инвестицией, которой вы не занимаетесь лично. Особенно в нашей стране – в том формате, который сейчас существует. Вы не можете его купить как какой-то бизнес-центр или квартиру, и это будет стоить, даже если кризис. Им постоянно нужно заниматься, потому что поле не может простаивать, а крестьяне не могут не получать арендную плату.
Вы стартовали в 2007 году?
Мы пришли в агро в конце 2007 года. Первый сезон, когда самостоятельно принимали решения о посевах и прочем – 2008 год. Первый самостоятельный «суперуспешный урожай» мы собрали в 2008 году, когда цена зерна была наименьшей за 13 лет ($80).
Вы являетесь одним из соучредителей УАХ. Кто другие соучредители?
Компания создана в конце 2007 года вместе с несколькими партнерами – все они юристы. Состав остался практически неизменным, но кое-кто вышел из состава компании в 2017-2018 годах. Основными партнерами являются Александр Радавский, Игорь Пукшин и Александр Баулин. Так как я стал народным депутатом, то сейчас не имею права заниматься бизнесом. Свою долю в компании я передал в управление партнерам.
Я завязал с практическим агробизнесом, но этот опыт мне очень помогает во время анализа тех законопроектов и идей, которые сейчас рассматриваются в аграрном комитете и парламенте.
Вы были для всех «темной лошадкой» в процессе забега на должность председателя агрокомитета. Объясните, как такой «зеленый» аграрий возглавил комитет?
Не такой я и «зеленый» как вы говорите. У меня за плечами 13 лет практического опыта в агросекторе – это хороший бэкграунд. Мне кажется, что я в этой сфере уже как человек с вполне понятными взглядами и ценностями. С большинством средних и крупных компаний и многими фермерами пересекался «в поле» каждый день, в разных регионах, в производственных делах, за обсуждением каких-то решений.
Поскольку раньше я практически был не публичным человеком, то понятно, что для определенной части аграрного сообщества и для общества в целом я не был известен. Ведь концентрировался с утра до вечера на работе компании и всего, что с этим связано.
Я никогда не был на государственных должностях, в партиях, не имел никакого отношения к различным выборным органам власти. Рада 9-го созыва – мой первый политический опыт. Решение это далось мне не сразу и принималось летом, когда вся страна загорелась идеей изменений.
Почему пошли в политику сейчас, что изменилось?
Пойти в политику было сложным решением для меня и моей семьи. Я советовался с коллегами, прежними партнерами, другими людьми, к мнению которых прислушиваюсь. Решил попробовать и вместе с другими прогрессивными патриотически настроенными людьми принести положительные изменения в сектор и Украину. Сейчас удачное время для таких изменений: старая система разрушается, а новая только создается. У меня есть понимание, как это следует делать.
Решили практику перенести и подкорректировать отраслевую теорию?
Да. Надеюсь, что это будет эффективно.
Как стали членом фракции «Слуга народа»?
У меня 80% мировоззренческих взглядов на изменения в стране совпадает с видением «Слуги народа» и решениями, которые сейчас обсуждается на уровне руководства фракции этой политсилы. Это касается правильных посылов по развитию агросектора: либеральные, прозрачные и понятные для всех правила игры.
Мне на 100% импонирует тезис, что ценность человека – это основа в стране и в любой сфере, в частности в аграрной. Было много совпадений по многим партийным позициям, поэтому я оказался в рядах фракции «Слуги народа».
Как попал в аграрный комитет
Как вас «сосватали» в аграрный комитет?
Я самостоятельно принял решение вступить в ряды «Слуги народа», поэтому меня вместе с другими депутатами пригласили присоединиться к тренингу в Трускавце. Мы познакомились друг с другом, поняли, кто, в чем лучше разбирается, у кого какой багаж знаний и практический опыт. Именно так я встретился с аграрным активом «Слуги народа» – это ребята, которые были в аграрной сфере и выразили желание развивать это направление в стенах Рады.
Логичнее всего это было делать на базе аграрного комитета. В процессе общения с коллегами от них прозвучала идея, чтобы я возглавил комитет, имея такой большой опыт работы в агро. Сначала мы говорили об этом полушутя, но со временем это определилось в серьезное предложение. Впоследствии, как я понял, моя кандидатура прозвучала среди претендентов на эту должность и меня начали рассматривать вверху.
Кто конкретно вам предложил?
Всех не припомню, но точно помню с таким предложением, выступали Алексей Устенко, Олег Тарасов, Марьян Заблоцкий и другие.
Не страшно было вскакивать на такую должность, несмотря на то, что по курсу земельная реформа, приватизация и еще много минных полей?
Страшно всегда. Страх – это нормальная реакция на любые новые вызовы. Я бы сказал неправду, что было не страшно. Так же и сейчас, но стремление к необходимым сектору изменениям преобладает. Вместе с коллективом двигаюсь дальше день за днем и надеюсь, что с этого будет хороший результат.
О дружбе с Андреем Богданом
Вы будете независимым председателем аграрного комитета, или кто-то будет нашептывать?
Во-первых, я – независимый председатель комитета. Во-вторых, будет ли кто-то нашептывать? Каждый из агрорынка может что-то мне нашептывать, слушать буду всех! Все люди на должностях от чего-то — зависимы, это объективная реальность. Я зависим от той информации, которая подается, и от тех идей, у которых идеи совпадают с моими идеями.
Я сейчас не зря спросила, будет ли вам кто-то нашептывать. Говорят, у вас есть очень влиятельный друг – Андрей Богдан. Это так или нет? Это он вас туда «нашептал»?
Андрей Богдан – друг для многих. Прежде всего, для абсолютного большинства «Слуги народа». Хорошо, что есть такой друг с правильными идеями, с правильной мотивацией, с сильной решимостью в правильных шагах относительно реформ, с внутренними отношениями, в отношении государственных учреждений, политики внутри страны, в целом ценностями человека, пониманием рыночных условий и тому подобное.
Если вы имеете в виду, общался ли я с ним раньше, чем попал в парламент, да, потому что мы с одного рынка. Там большинство людей общаются друг с другом. Если вы на этом рынке и что-то делаете, понятно, что вы взаимодействуете с другими участниками. Прислушиваюсь ли я к мыслям Андрея? Прислушиваюсь так же, как к мнению других членов комитета, других членов парламента, руководства страны, фракций… Эта дискуссия понятна: мысли должны быть умными, тогда они воспринимаются.
Я спрошу иначе, назначал ли вас Богдан на эту должность?
Вы удивитесь, но нет. Потому что человек, который всю свою жизнь был в бизнесе (это, объективно, так и есть) имеет определенное предубеждение к власти. Оно у меня тоже было и частично есть. И это то, что хотим изменить. Поэтому мне было тяжело принимать это решение. Не было ни рекомендаций, ни предложений, ни какого-либо диктата того, кто должен стать председателем комитета…
Обсуждение моей кандидатуры было на уровне, прежде всего, парней и девушек, которые имели желание быть в комитете. Это происходило сначала в Трускавце. Примерно таким текстом: «Коля ты с этого рынка, так хорошо рассказываешь, мы так… кто-то знал раньше, мы тебя знаем, а не хочешь ли попробовать».
Я брал паузу всегда на такие предложения, но эта информация с течением времени стала все чаще обсуждаться. Соответственно, когда анализировали председателей комитетов, мою фамилию тоже назвали. Совершенно понятно, что руководство страны и руководство фракций смотрело, кто предлагается и обсуждается на должности председателей комитетов.
Вы хотите сказать, если вас кто-то сватал, то это президент Владимир Зеленский, да?
Я действительно не вникал в эту ситуацию, заняв достаточно пассивную позицию. С одной стороны, мне было приятно, что рекомендовали. С другой – я понимал, что это довольно существенная ответственность, поэтому решил, уже как сложится – так сложится. Сложилось вот так.
Богдан на вас сейчас влияет или нет?
Не влияет.
Повестка аграрного комитета – 4 основные задачи
Расскажите о повестке дня парламента, какие первоочередные задачи и приоритеты?
Есть несколько сфер, которыми сейчас занимается аграрный комитет.
Первый блок вопросов связан с земельной реформой, и со всеми техническими вещами вокруг этого.
Второй – дерегуляция земельных отношений: прежде всего, передача полномочий по распоряжению сельхозземлями за пределами населенных пунктов сельсоветам и ОТГ. Сейчас вопрос дискуссионный: передавать только ОТГ, или сельсоветам и ОТГ? В таком ключе протекает и дискуссия максимального составления налогов на селе.
Третий – приватизация.
Четвертый – дерегуляция во всех сферах АПК. Здесь – демонополизация «Укрспирта», максимальное упрощение регистрации гербицидов, минудобрений, семян, саженцев и тому подобное. Например, у нас есть семена, которые приходит в Украину. Они зарегистрированы в половине стран мира, в частности в Канаде, Штатах, ЕС. Производителям семян нужно проходить долгую процедуру регистрации, апробации, сертификации в Украине. Это занимает годы.
Довольно часто аналогичная ситуация наблюдается с саженцами. Есть предложение упростить эту процедуру и сделать ее по принципу заявок: если это гибрид или сорт зарегистрирован в другой стране, то принимать их сертификат.
Еще есть блок вопросов, связанных с водой, водным хозяйством и лесным хозяйством.
Два варианта законопроекта о рынке земли
Давайте затронем вопрос рынка земли. Это ключевая реформа для страны: сейчас пишутся различные законопроекты, впрочем, должен остаться только один. Комитет уже начал готовить свой законопроект?
Есть два основных рабочих законопроекты сейчас. Первый – тот, который разрабатывает Всемирный банк с привлечением многих экспертов. Второй готовят депутаты (не только из нашего комитета, но и с других). Ни один из этих двух текстов до конца не готов. Идеи у них совпадают на 70-60%.
Мы начнем их рассматривать (депутаты, эксперты, авторы) на этой неделе. Относительно всех публичных посылов, которые уже прозвучали (что законопроект готов, уже обнуляются договоры эмфитевзиса, втрое поднимается НОО) – не верьте им. На уровне этих идей вообще ничего не обсуждалось. Я просто не знаю, откуда эта информация. Где-то кто-то услышал и понеслось… Тексты в работе, мы еще сами не знаем окончательные конечные варианты. Они должны быть согласованы с Кабмином и другими участниками.
И рынком.
И с рынком. Сначала с Кабмином, а потом однозначно покажем публично на рынке. Единственное, что мы будем просить, не затягивать с этим обсуждением. Оно будет открытым. Здесь нет секрета, потому что его нельзя сделать априори, над ним работает очень много людей.
Дайте какие-то детали относительно земельного законопроекта.
Какие есть важные вещи для рынка? Какие базовые вещи, с которыми надо всем определиться, когда мы обсуждаем земельный рынок. Вот как вы думаете: у нас земля должна быть дорогой или дешевой? Ответ на этот вопрос на 90% дает понимание следующих вещей, от которых надо отталкиваться. Если мы хотим дешевую землю, то устанавливаем много ограничений. Если хотим дорогую, то не надо никаких ограничений. Если же что-то посередине – значит, мы конструктивно подходим к вопросам наличия и отсутствия ограничений.
Первый важный момент: большинство владельцев паев, если вы их спросите лично, хотят дороже продать пай, а участники рынка – дешевле всего купить землю. Эти вещи следует называть своими именами.
Второй – рынок земли уже есть, но теневой и искривленный. Он особенно заметен в последние 2-3 года. На прошлой неделе мы делали срез специально по реестру Минюста, чтобы посмотреть, а сколько зарегистрировано договоров эмфитевзиса. Их всегда регистрируют быстро. Так же посмотрели на договоры аренды на срок более 40 лет, и по каким договорам одновременно была выплачена вся арендная плата, то есть, фактически, состоялась продажа земли.
Выяснилось, что договоров эмфитевзиса и долгосрочной аренды заключено на 1,1-1,2 млн. га сельхозземли с 28 млн. га всей подмораторной земли в Украине. Если учесть несколько миллионов га с ОСГ, что не подмораторная, то там видим, что уже, по меньшей мере, 0,9 млн. га таких земель продано.
Поэтому рынок земли уже существует в искривленной форме, как для одной стороны (продавцы), так и для другой – покупатели. Мораторий его не остановит.
Никто на 100% не спрогнозирует, какое количество земли выйдет на рынок, когда отменят мораторий. Есть определенные данные, от которых можно отталкиваться. Если посмотрим на рынки стран с такой же земельной историей, как у нас, например, рынок Молдовы, где моратория нет, то за год у них продается 3% земли. Это коррелируется с украинской статистикой по оформлению договоров эмфитевзиса, что мы видим сейчас.
Я лично думаю, что через отложенную продажу на куплю-продажу в первый год этот показатель будет больше. Но все равно большинство сельхозземель длительное время (не на годы, а на десятки лет) останется у нынешних владельцев. И мы еще раз говорим, что это право людей – продать нормально. Потому что они и так имеют возможность продать. Исключительно в этом контексте.
Когда вы планируете представить черновик земельного закона для общественности и парламента?
Я думаю, к концу этого месяца подадим земельный законопроект в Раду. Мы стараемся двигаться быстро и качественно, ежедневно над этим работаем.
Об ограничении земли в одних руках
Какие еще базовые положения земельного законопроекта?
Начнем с ограничений по покупке в одни руки. Я абсолютно согласен с тем, что это должно регулироваться в рамках антимонопольного законодательства. Эта идея прорабатывается и найдет отражение в отдельных законопроектах, которые презентуют на рынке их обсуждение.
Когда говорим об антимонопольном законодательстве, то это ограничение на уровне страны, области, ОТГ. Сейчас обсуждаются разные проценты: например, 0,… % на уровне страны, 10-15% на уровне области, 20-30% – ОТГ. Есть аргументы за немножко больше или немножко меньше, но, условно, в этих размерах.
Когда говорим об ограничении в одни руки, важно помнить один момент: это даже на развитых рынках пытаются обойти. Когда локализуем владение в одних руках для юридического или физического лица, то всегда провоцируем работу с обхода этих ограничений.
Вот смоделируем ситуацию: у нас ограничения по покупке в одни руки в 500 га. Фермер, у которого 5 000 га, выкупил 500, но есть еще остальные. Он все равно найдет возможность зарегистрировать предприятие на своего работника, родственника, взять в залог корпоративные права, чтобы иметь эту землю. И таких вариантов много. Мы не можем запретить половину Гражданского и Хозяйственного кодекса. Земельный законопроект с самого начала должен быть рабочим и таким, который будет выполняться.
Относительно доступа на рынок для юрлиц и физлиц: как и для кого это будет?
Я бы остановился на двух важных вопросах.
Вопрос №1 – доступ на рынок иностранцев.
В рабочем варианте сказано, что иностранцы напрямую, как физическое лицо, не смогут покупать сельхозземли. Рабочий вариант: покупать украинскую землю могут только физические лица граждане Украины и юрлица — резиденты Украины, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством. Иностранцев не будут ограничивать выступать соучредителями предприятий, которые могут выкупить землю.
Что я хочу отметить: в более чем 90% договоров аренды есть право на преимущественный выкуп земли теми, кто обрабатывает эту землю. Это право прописано согласно с действующим законодательством, оно действительно, и я практически уверен, что оно будет подтверждено. Возможно, будет обсуждаться вариант развить его в законодательстве, связанном с земельной реформой.
Это право – очень эффективный способ для тех, кто хозяйничает на земле, выкупать эту землю. В любом селе люди будут продавать землю, прежде всего потому, кого они знают, с кем они работали раньше. От кого они ежегодно получают арендную плату, где они знают работников, где они часто знают арендаторов.
Я реально не вижу очень больших иностранных игроков, которым интересны конфликтные ситуации вокруг земли после открытия рынка. Не будет такого. Кто-то из крупных иностранных игроков, если захочет купить землю, придет к тому же фермеру, если у него будет желание продать. Никто из правильных игроков не будет провоцировать конфликты. Это очевидная вещь.
Всегда в мире так было: и с ограниченными рынками, и с максимально либеральными. Нет рынков, где все выкуплено иностранцами. Их просто не существует. Есть рынок, где в первую очередь хозяйничает владелец, местный житель. И будет много вещей в законодательстве, связанных с тем, чтобы эту ситуацию сохранить.
Вопрос №2 – это волнения по поводу доступа на рынок фермеров, которых сейчас десятки тысяч. Это условные хозяйства, которые обрабатывают сотни гектаров земли. Если смотреть на всех игроков агрорынка, то никто вдруг не выкупит все земли, которые сейчас обрабатывает. В большинстве агрокомпаний нет ни желания, ни финансовой возможности это сделать. Такая тенденция совпадает с настроениями в обществе относительно «продать землю». Средние и большие, безусловно, имеют упрощенный доступ к финансированию, так как есть кредитная история, юристы, финансисты.
В малых проблема с тем, что очень часто в них нет кредитной истории, они неинтересны банкам. А это десятки тысяч фермеров. Вот на них и будет сконцентрировано особое внимание правительства и парламента.
Параллельно с законом об обороте земель, готовится (мы еще его обсуждаем только на начальном этапе, но он придет одновременно или раньше на обсуждение в общество) законопроект о финансовых инструментах на покупку земли именно для мелких агропроизводителей и фермеров. Эти механизмы будут понятными, четкими и простыми. Это не будет 30 страниц текста с 10 усложняющими вещами.
Кроме того, часть господдержки из бюджета (а это миллиарды гривен) с нового года пойдут на обеспечение различных финансовых инструментов, направленных на выкуп земли, прежде всего, небольшими хозяйствами. Это уже согласовано с Минэкономики.
Значит, вся господдержка 2020 года пойдет на кредитование фермеров для выкупа земли?
Львиная доля. Я не могу сейчас назвать, сколько это будет – 100%, 90%, или 60%, но значительная часть господдержки пойдет на кредитование покупки земли для мелких агропроизводителей и фермеров.
Как быть с агрокомпаниями, что в пределах земельной реформы, зарегистрированы за рубежом?
Есть много компаний, которые имеют иностранных владельцев. Если мы говорим о нерезидентах с офшорной регистрацией, то они имеют в большинстве своем владельцев, которые являются нашими же гражданами. Они очень легко перерегистрируются. И есть реальные случаи инвесторов и на уровне фондов, и обычных иностранцев, которые выучили язык, живут здесь по 10-15 лет, я таких лично знаю.
Я уверен, что многие с рынка зовут соседей, знакомых немцев, голландцев, поляков, которые занимаются сельским хозяйством. Они уже являются арендаторами, оформляют договоры эмфитевзиса, очень часто не потому, что хотят выкупить украинскую землю, а из-за того, что крестьяне сами приходят к ним, как к арендаторам, им нужны деньги, и просят выкупить у них эту землю. Рынок де-факто уже существует.
А как быть с риском, что украинские компании станут «закуской» для транснациональных корпораций?
Это невозможно из-за миллиона факторов. Ни практически, ни технически.
Предохранители от финансовых спекуляций с землей
Какие предохранители заложены в законопроекте по невозможности финансовых спекуляций вокруг земли после открытия рынка?
Сейчас они обсуждаются, речь идет о налоге на перепродажу. Его размер – тема дискуссионная. Размер зависит от того, какой будет размер налога при первой покупке — продаже земли. Он должен быть существенно более высоким, например, в 2, 5, 10 раз.
Об эмфитевзисе
Есть ли уже понимание, что будет с договором эмфитевзиса после открытия рынка земли?
Моя личная позиция: чем больше у людей и на рынке инструментов, тем лучше. Эмфитевзис – договор, который придуман не нами, действует энное количество веков, или тысячелетий. Он действовал в различных формах и отраслях законодательства. Кроме эмфитевзиса есть много других вещей, которых пока не имеет Украина, и которые, наверняка, со временем появятся.
Мы не можем ограничивать возможности для рынка – это первый момент. Второй – нельзя ликвидировать то, что уже было ранее заключено. Это был бы неправильный посыл для рынка.
Какие механизмы продажи земли предусматриваются в законопроекте?
Мы даем возможность это решать собственникам паев и рынка.
Есть долевая земля – регулируется гражданско-правовым договорам и т.д. Государственная земля: позиция комитета однозначная – полномочия Госгеокадастра по распоряжению землями, которые за пределами населенных пунктов, должны отойти местным общинам.
Условно есть село, у которого 3 тыс. гектаров и 200 га земель запаса. Сельсовет или община ОТГ сама решает, что сделать с 200 га земли: продать, сдать в аренду, разбить на лоты (часть продает, часть сдает в аренду). Но это должно делаться в публичной сфере через площадку ProZorro.
А как продавать частные паи?
Абсолютное большинство паев в стране сдано в аренду. В большинстве этих договоров установлено преимущественное право выкупа для того, кто обрабатывает эту землю. Это означает, если вы дольщик и хотите продать, то вы в первую очередь должны предложить землю фермеру-арендатору или тому предприятию-арендатору, что обрабатывает вашу землю…
Вы же понимаете, что когда откроется рынок, появится много покупателей. Какой механизм продажи паев предлагается после окончания аренды?
Мы дадим рынку эти механизмы в законопроекте впоследствии. Относительно чего я лично против. Я не вижу смысла в каких-то новых государственных органах, которые будут иметь возможности регулирования этой процедуры, возможности исключительного выкупа, не рыночного и тому подобного.
Это вы про Земельный банк?
Среди прочего. Рынок будет иметь инструменты. И люди в большинстве своем с этим разберутся.
Земельный банк будет?
Вопросы создания Земельного банка не обсуждается.
А создание некой организации, которая могла бы выкупать эту землю у людей?
Смотрите, ОТГ и сельсоветы становятся важным игроком в этой земельной реформе. В обоих законопроектах территориальная община может выкупать эту землю у людей. Если вы как дольщик не хотите продать мне как фермеру или коллеге, то вы спокойно можете продать это ОТГ.
А если я не хочу продать ОТГ?
Продайте кому-то еще.
Какой вид тогда будет иметь рынок покупки из-за запуска такого рынка?
Прежде всего, будут выкупать землю предприниматели и фермеры, которые уже работают на этой земле. Иностранные инвесторы, как вариант, только по желанию владельцев предприятий могут быть соучредителями уже имеющихся предприятий, которые покупают землю.
Тогда стоит ли ожидать, что в 2020 году на украинском агрорынке состоится целая плеяда слияний или поглощений?
Эта тенденция будет, но я не вижу ее угрожающей и критической. Во-первых, это и так происходит. Но не в больших масштабах. Динамика будет понятна. Вот вы основали 10 лет назад предприятие, потратили 10 лет жизни на это предприятие и на эту землю. Если вы завтра хотите иметь партнера-иностранца – это ваше право. Вы должны придерживаться украинского законодательства, договоры с которыми вы заключили, и вместе работать. Не хотите – инвестируйте сами.
Кроме того, модели рынка земли в мире всегда обсуждаются и корректируются. Яркий пример рынок Бразилии: когда он был абсолютно либеральным, тогда была пролоббирована история ограничить иностранцев, разрешив продавать только на рынке, гражданам Бразилии. Это очень существенно снизило цены на землю. Сейчас обсуждается сценарий обратно вернуть предыдущие правила.
Любые рынки земли в мире – это не вещь, которая принимается один раз и никогда не меняется. Это тоже следует понимать. Будут корректировки со временем, но какие – неизвестно. Сейчас же мы вообще живем в ситуации с искаженным рынком.
Инвестиционные фонды и пенсионные фонды смогут ли жить в такой модели рынка, к нам приходить со своими капиталами?
Если они сейчас станут соучредителями украинских предприятий – да.
О судьбе агрохолдингов
Какой видите дальнейшую судьбу украинских агрохолдингов после земельной реформы?
Слушайте, я не вижу никаких угроз ни для маленьких, ни для больших игроков. Только перспективы развития – абсолютно. Все что им нужно – это прозрачные, понятные правила игры и гарантия этих правил.
Они останутся?
Думаю, что да. Но это, же зависит не от нас, а от рынка. Аналогичный вопрос вы можете задать в Бразилии: останутся ли крупные агрохолдинги или нет? Это зависит от многих факторов: от цены на кукурузу, сою, от уровня технического развития самих компаний, эффективности производства.
Ваш прогноз, сколько земель в среднем может быть выставлено на продажу после открытия рынка земли в Украине с середины 2020 года, как это анонсировал Гончарук?
Есть несколько моделей, как это будет. На мой взгляд, после открытия рынка на продажу выйдет около 10% паевых земель, но не более. Почему это больше, чем ежегодные 3% в Молдове? Есть отложенный спрос на нормальную покупку/продажу земли. Есть отложенные проекты в садоводстве, орошении и так далее.
Как сделать, чтобы цена для украинца, который хочет продать свою землю, была адекватной, например, как в Голландии – 70 тыс. долларов за 1 га?
Мы хотим рыночную цену. Когда говорите о примере Голландии, а у меня вопрос, а почему вы не берете пример Аргентины, Канады или Америки, Португалии, Румынии и Польши? Нельзя брать в расчет поливные земли, на которых традиционно выращиваются культуры (овощи, тюльпаны), там другая экономика и цены. Не только у нас гектар земли стоит $70 тыс., а и в 90% развитых стран.
Значит, отправная точка стоимости украинских земель – это нормативная денежная оценка?
Я думаю, что после открытия весь рынок будет ориентироваться примерно на нормативную денежную оценку. И это лично мой прогноз, который может сбыться, а может не сбыться. Плюс 10-15 % к НГО. В последние годы сформировалась такая практика: граждане, которые продавали, ориентировались на НОО, ибо эта цена хоть где-то записана. Рынок она тоже устраивала.
Что будет с государственными землями: их передадут только ОТГ и всем сельсоветам?
Моя позиция: государственные земли сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов следует передать ОТГ и сельсоветам как можно быстрее. В таком формате предложим законопроект в Верховную Раду.
Иначе говоря, до земельного рынка они должны быть переданы?
Да, пока есть дискуссия. Определенным образом относительно того, сельсоветам передать или не передавать, чтобы стимулировать образование ОТГ. Я думаю, что есть другие стимулы для реорганизации в ОТГ.
Какое место электронных земельных аукционов в новой модели рынка Украины?
Это один из инструментов продажи земли. Когда мы говорим о государственных землях и землях сельсоветов и ОТГ – предлагается обязательная процедура. Для владельцев паев – один из вариантов.
Налогообложение АПК
Что будет с налогообложением аграриев в четвертой группе и с земельным налогом?
Есть три вида налогов, которые в большинстве сел Украины платят фермеры и предприниматели, которые занимаются сельским хозяйством. Одни – в четвертой группе + НДФЛ, другие платят просто земельный налог. Из этих трех налогов два остаются на местах и четвертая группа. НДФЛ структурируется между различными бюджетами страны (областным, районным и т. п.).
Четвертая группа по стране платит в среднем $10-12 за 1 гектар. Во всех сельсоветах этих денег не хватает, и они прибегают к вертикали за дотациями, субвенциями… Земельный налог вообще смешной, что порождает, целую историю с теневым рынком зерна.
Моя личная позиция: мы должны изменить эту ситуацию и увеличить налоги, которые сейчас идут в местные бюджеты. Ведь каждый год мы и так постоянно платим много на поддержку различных вещей в селе, начиная от футбольных команд, площадок, и заканчивая другими потребностями. Поэтому это надо вывести в понятную прозрачную историю.
Как вам работается «без главы» (Минагрополитики), только наполовину (несколько департаментов в Минэкономики)?
Можно искать позитив и негатив в этом. Я отмечу только несколько вещей о том, как мы жили с Минагро до этого. 80-90% своего времени Минагро тратило на управление государственными предприятиями, что на самом деле не является его основной функцией. На мой взгляд, в Минагрополитики было 3 основные функции: продвижение украинской продукции и лоббирование внешних рынков, стимулирование производства и статистика.
По приватизации, как вы ее видите?
Большинство членов аграрного комитета не видит ни одного предприятия, которое можно назвать стратегическим в АПК, и которое нельзя приватизировать.
Сколько аграрных предприятий должно пойти с молотка, и какие варианты этого? Когда это будет сделано?
У нас больше, чем тысяча сельхозпредприятий и учреждений. Есть законы, как это сделать. Предложение аграрного комитета – упростить механизм приватизации агропредприятий: условно из 10 нужных для приватизации шагов оставить только три. Основные принципы: процесс приватизации должен быть абсолютно прозрачным, идти только через площадку «ProZorro.Продажи». Он должен быть необратимым и комфортным для рынка. Надеюсь, что получим согласованный агрокомитетом законопроект о приватизации агрообъектов в октябре.
Что делать с ГП, которые находятся на разных стадиях прекращения деятельности (ликвидация, банкротство и т. п.)?
Есть идея – о ней сейчас не готов говорить. Пока что механизм прорабатывается.
Как приватизировать, например, ГПЗКУ, где есть мина замедленного действия – китайский контракт?
Я не знаю деталей с этим китайским кредитом, пока их выясняем. Там есть госгарантии, поэтому данный вопрос требует отдельного обсуждения в КМУ и в других ведомствах. Оно состоится в ближайшее время. Моя же позиция такова: ГПЗКУ абсолютно такая же компания, как и другие, она может пойти на приватизацию.
Когда начнется приватизация агрообъектов?
Надеемся, что процесс приватизации начнется в следующем году зимой.
Есть ли какая-то общая оценка стоимости этих аграрных объектов?
Любые оценки, которые мы будем проводить, будут не рыночными, а субъективными оценками. Нужно контролировать прозрачность продаж, а рынок сам установит свою цену (это стоит миллиард, или одну гривну).
Каким вы видите в результате этих двух реформ агрорынок через несколько лет?
Агросектор будет прозрачным. Будут развиваться направления, которые до сих пор были убыточными или в тени. Например, демонополизация рынка спирта точно будет стимулировать переработку зерновых, прежде всего кукурузы. Это даст толчок другим вещам в экономике.
Рынок сам оценит все и сам все построит. В целом мое ощущение: после ключевых реформ появится прозрачный и понятный агрорынок с очень понятными правилами игры, с разными секторами по горизонтали и вертикали. В частности, с глубокой переработкой во всех направлениях. На нем будут присутствовать инвестиции международных и местных компаний. Это перспектива 3-4, а не 10-20 лет.
Вы посчитали возможный экономический эффект от той же земельной реформы?
Его трудно посчитать в конкретных цифрах, потому что он распространяется на другие отрасли (например, на инфраструктуру) в геометрической прогрессии. Это прогрессия роста для экономики в разы.
«Укрспирт» также предложите на продажу?
Да, приватизация «Укрспирта» будет обсуждаться в рамках законопроекта, о котором я предварительно говорил.
А не боитесь, что вас просто «пришьют» за демонополизацию спиртовой отрасли и продажу такого гиганта те, кто сейчас сидит на потоках? Те, кто пытался заниматься темой спирта, плохо как-то всегда заканчивали.
Во-первых, всех не «пришьют». Во-вторых, демонополизация и дерегуляция – это позиция абсолютного большинства в парламенте.
Вам еще приветы не передавали на тему «Если будете слишком активны, то…»?
Это же не моя активность. Изменений в спиртовой отрасли ожидают большинство в парламенте, правительство и президент. Люди, которые передают приветы, устанут их передавать всем.
Лицензирование горючего и соевые правки
Какие еще горячие аграрные вопросы сейчас на уровне законопроектов решает и подаст в ближайшее время в парламент агрокомитет?
Их несколько. Думаю, что мы успеем вынести на рассмотрение Рады вместе с земельной реформой до конца октября. По ним нет дискуссий.
Первое – лицензирование топлива: будем просить Раду, чтобы как минимум для четвертой группы отменить норму, связанную с лицензированием хранения горючего.
Второе – соевые правки по выплате экспортного НДС. Сейчас большинство членов комитета выступают за выравнивание ситуации с возвратом экспортного НДС производителям зерновых культур. Одна из основных рабочих идей – экспортное НДС имеют право возмещать те, кто выращивают зерно, рапс, сою, и это правило должно быть единым для производителей, трейдеров и переработчиков.
Тогда следует отменить соеворапсовые правки, которые уже подписал Порошенко.
Обсуждается два варианта: или же отмена этих правок, или отсрочить их введение, чтобы было больше времени разобраться в этом.
Для части они уже как бы действуют.
Я понимаю, что это горячая норма, что начался сезон. Буквально 2-3 недели и будет предложение для рынка.
Что с дерегуляцией в сфере земельных отношений?
Здесь также много изменений готовится. Есть идеи, связанные с упрощением процедур в Госгеокадастре. Например, как технически упростить процедуру подписания договоров аренды и автоматического продления сроков аренды. Такая норма есть, но на практике очень много нюансов. Много вопросов с отменой ограничений по ввозу гербицидов в Украину, в частности проб, для их исследований и еще многое другое.
Обсуждается вопрос принятия Украиной иностранных реестров по гербицидам. Такой подход рассматривается и в реестре семян, саженцев. Если он зарегистрирован в понятных странах, то не надо усложнять процедуру в Украине.
Госгеокадастр с новым лицом
Госгеокадастр ликвидируют?
Ему оставят функции, связанные с ведением кадастра. Дополнительно поставят задачу с ведением геопространственных данных. Законопроект с этими нормами уже готовят.
Если земельный «автомат Калашникова» превратится в нечто безопасное, а бывшая «слава» отойдет в небытие?
Абсолютно. Моя позиция и позиция многих коллег по комитету: отдать полномочия распоряжения сельхозземлями за пределами населенных пунктов на места, а не только изменить название главы сельсовета на старосту. А контролирующие органы пусть следят за прозрачностью этих процессов.
Сделайте уже так, чтобы Феникс не восстал из пепла.
Так и будет. Любые органы, которые концентрируют суперполномочия, и потенциально могут…
Ожидается ли изменение системы налогообложения АПК в целом?
Пока такой вопрос не стоит вообще.
А увеличение господдержки в рамках бюджета?
Есть вопрос переориентации направлений этих дотаций. В ближайшие несколько недель будет понятно, как это изменится.
Стиль жизни: личные вопросы
Вы вышли из агробизнеса, а сами землю нюхали на полях?
Да, у меня в машине до сих пор есть сапоги для полей, кроме ботинок для Верховной Рады. Постоянно их использую.
Какую аграрную практику вы прошли: что умеете делать руками (косите, сеете)?
В детстве на каникулах, как у большинства населения Украины моего поколения, мы приезжали в деревню к дедушке и с удовольствием утром пасли коров, потом помогали на сеновале, сажали картошку и тому подобное.
Здесь понятно, что в рамках аграрного холдинга у меня другие задачи были, но в полях я бывал каждую неделю. Так что я вырос не на каких-то общих красивых фразах. В АПК ты должен понимать, как это происходит.
Что такое КРС?
Крупный рогатый скот. Более того, я могу много рассказать о породах в Украине и мире и о тенденции…
Вы изучали?
У нас одним из направлений в животноводстве была – молочная ферма. Это такая тяжелая работа, в большинстве случаев в Украине неблагодарная.
Кто такой сегодня украинский аграрий в вашем понимании?
Украинский аграрий от мелкого до крупного – это человек, который с утра до вечера занимается своим делом. Это однозначно. Это не пассивные люди относительно земли.
Сколько процентов своего времени вы тратите сейчас на парламентскую работу?
Практически 90%.
Если брать 24 часа, то вы спите только 3 часа?
3 часа не сплю, но практически с 8 утра до 9 вечера в процессах.
Вы уже знаете, что говорить аграриям, если они придут оценивать вашу работу к вам в комитет?
Абсолютно. Мы будем объяснять. Поверьте, 90% страхов отпадут, если мы их разложим по полочкам.
Ваша большая мечта?
Иметь больше свободного времени – и не на день или два.
Ваше хобби?
Люблю ходить в горы.
Что вы читаете?
У меня есть один товарищ, который сказал, что мы с определенным возрастом начинаем ходить в спортзал, чтобы поддерживать в форме свое тело. Почему же мы, не продолжаем с определенным возрастом и читать дальше, чтобы поддерживать в тонусе свой мозг? Чтение абсолютно необходимо. Из книг у меня нет чего-то любимого. Из последнего прочитанного за полгода, что запомнилось, Джаред Даймонд «Оружие, микробы и сталь».
Первые деньги вы заработали во сколько лет?
В студенческие годы.
А сколько это было?
На 4-м курсе я посчитал, что для комфортной жизни мне нужно около 100 долларов в месяц. Первая зарплата была значительно больше. Я работал юристом в крупной компании и в месяц зарабатывал 150-200 долларов.
Так вам повезло?
Да, потом после испытательного срока меня взяли сразу юристом.
Первые аграрные деньги.
Не поверите, но первые аграрные деньги получил 4 года назад. Это только после того как занимаемся этим лет 13. Мы первые 7-8 лет все реинвестировали, то есть только развивались.
Что вы больше всего цените в людях?
Ценю в людях две вещи: открытость и конструктив.
Кого вы скорее возьмете к себе в команду: того, кто очень подкован практически, или того, кто еще очень зеленый, но имеет совесть?
Возьму второго. И не потому, что это голословно. Просто второго я могу научить, а первого переучить не смогу.
Дружба – это…
Это, как минимум, ответить на звонок в полвторого ночи.
У вас много друзей?
Наверное, не очень. Но настоящие.
Дружба и деньги – совместимые вещи?
Совместимы, если сначала деньги (в большинстве случаев).
В дружбу надо заходить из бизнеса, правильно?
Скажем так, это имеет больше шансов на хорошую дружбу, а не наоборот.
Какая ваша мечта была в детстве, кем мечтали стать?
У меня мечты менялись каждые полгода. Хотел работать в авиакосмической отрасли.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.