Депутат Татьяна Острикова: Гройсман был вынужден “слить” Продана

08.07.2019 – Почему решение о разделении ГФС было принято именно сейчас? Как это связано с выборами? Сейчас эти вопросы актуальны не только для бизнеса. Депутат «Самопомощи», председатель подкомитета ВР по вопросам таможенной и налоговой политики Татьяна Острикова отвечает на них максимально откровенно.

Не избегая называть громкие фамилии. Причем не только многолетних «смотрящих» за «потоками», но и главы КМУ Гройсмана, который – учитывая политическое давление – вынужден был в прошлом году уволить с должности председателя ГФС ближнего своего соратника Мирослава Продана.

Который смог вернуться в страну только после того, как в декабре Владимир Борисович поддержал идею Петра Алексеевича о введении военного положения. Эту беседу мы записывали буквально за несколько часов до финального этапа конкурса, по результатам которого новым руководителем таможни был назначен Максим Нефедов. Благодаря чему (и не только) она максимально глубоко и исчерпывающе описывает положение дел в отрасли.

«От борьбы с контрабандой силами полиции, СБУ, “черными сотнями” – эффекта ноль» 

Фактически поводом для нашего разговора стало разделение Государственной фискальной службы на таможенную и налоговую. Решение было принято еще в конце прошлого года, но соответствующее положение Кабмин утвердил только в марте — накануне президентских выборов.

Думаю, стоит начать с истории 2013 года, когда налоговая и таможенная служба были объединены в Министерство доходов и сборов (на базе которого позже создали Государственную фискальную службу). Для достижения целей команды Януковича или так называемой «семьи» это было оправдано.

Таможня — только официально — обеспечивает в структуре доходов бюджета около 40%. И они хотели получить контроль над налоговыми, таможенными, еще и над коррупционными потоками. Однако этот фискальный монстр себя не оправдал, что подтверждают и числовые показатели деятельности по различным направлениям.

В парламент в 2014 году я пришла из бизнеса, из сферы, касательной к международной торговле и таможенного дела. И мне, как представителю бизнеса, было все равно, является таможня отдельной или объединенной с налоговой. Коррупция была везде — и в старой Государственной таможенной службе, и в Министерстве доходов и сборов, и в Фискальной службе, а достойного отношения к добропорядочным предпринимателям не было ни в одном из этих органов. Именно поэтому я и решила идти во власть и менять эту ситуацию.

Уже на посту председателя подкомитета по таможенному делу парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики я четко увидела (и цифры это подтверждали), что таможенная составляющая, собственно таможенные функции поглощены и уничтожены налоговой составляющей.

Произошло структурное, организационное (кадровое) и функциональное «поглощение» таможенной составляющей на центральном уровне полностью, и частично – не на территориальном уровне, что имело и продолжает иметь существенное негативное влияние на состояние реализации таможенного дела. Из-за этого  сегодня есть такие нарекания от бизнеса, поскольку функции таможни были изменены. В первую очередь на фискальные — изъятие средств. А это стало причиной того, что из-за таможни искривляется конкуренция.

Конкуренция честного импортера и того, кто завез товар по схеме, уплатив меньше таможенных платежей. Конкуренция того, кто завез товар иностранного производства, не уплатив таможенные платежи, и того, кто произвел аналогичный товар в Украине с уплатой всех налогов.

Для экономической безопасности таможенных границ и защиты интересов честного бизнеса нужно восстановить все ключевые и классические функции таможенных органов. А для этого должна быть отдельная от налоговой сильная таможенная служба. Когда мы подали законопроект «О национальной таможенной службе», это было политическое решение, которое предусматривало выделение таможенной составляющей из налоговой.

Насколько это оправдано? 

Функция налоговой во всех странах мира – это администрирование и сбор налогов. Функция таможни в цивилизованном мире — таможенная безопасность страны: защита от наркотрафика, трафика оружия, нелегального оборота подакцизных товаров и от недобросовестного импорта. Второе — содействие международной торговле, чтобы бизнес из разных стран беспрепятственно торговал, чтобы рос товарооборот.

Функции кардинально разные: налоговая – взыскание налогов, таможня – безопасность и содействия торговле. И лишь в третью очередь – это администрирование таможенных платежей.

Из-за того, что было объединено необъединяемое, к сожалению, таможенное направление было почти потеряно. Это касается очень многих направлений таможенного дела: борьбы с нарушением таможенных правил (так называемая борьба с контрабандой), таможенного аудита, функции контроля применения мер нетарифного регулирования, функции организации и контроля осуществления транзитных перевозок, функции осуществления экспортного контроля, классификационной работы и тому подобное.

Если сравнивать численность таможенников сегодня — около 10 тысяч налоговиков — около 28 тысяч. Притом, что таможенники стоят на фронт-лайне. Страна в состоянии войны. Поэтому, наоборот, должны увеличить количество тех, кто собственно стоит на границе. Особенно с учетом принципа паритетности численности таможенных подразделений на таможенных постах Украины с такими же подразделениями на территории сопредельных государств.

К тому же, цифра, которая взимается в бюджет от борьбы с таможенными правонарушениями – мизерная. В пределах 100 миллионов гривен. При потерях на схемах в 100 млрд.! Результаты работы таможенного аудита — это постфактум проверки, уже после ввоза товаров в Украину, — за 2018-й год 900 миллионов гривен доначислений, но, сколько из них реально взыскано – неизвестно, потому что предприятия пошли в суды.

Есть еще одна проблема — низкая институциональная способность таможен. В Таможенном кодексе нет такого определения как таможенный орган, там фигурирует только орган доходов и сборов, собственно согласно со своим названием занимается взысканием этих доходов и сборов. Это искажение самой сущности таможенного органа. Я два года последовательно изучала этот вопрос. Рассматривала жалобы бизнесменов, общалась с предпринимателями, что дало мне четкое понимание: таможню надо отделять.

Но это было во времена премьерства Арсения Яценюка. А я спрашиваю о решении, принятом правительством Гройсмана. Накануне выборов.

Наш законопроект сделал политическую предпосылку для популяризации этого решения. Каждое управленческое решение в нашем государстве должно быть обсуждено с общественностью, бизнесом, оно должно стать ответом на общественный запрос. Взять хотя бы решение Конституционного суда (относительно конституционности назначения досрочных выборов). Если прочитать его содержание, мы увидим, что судьи апеллируют к общественному запросу, обстоятельствам и ситуации, которая сложилась в стране.

Так же и в таможенном деле. Когда мы начали говорить об отделении таможни, у правительства не было понимания, что это нужный шаг. Они реформировали управленческую вертикаль таможен, шла речь о ликвидации внутренних таможен, мол, таможни останутся только на границах. Рассматривались версии, что будет одно юридическое лицо, остальные таможенные посты станут какими-то филиалами…

Звучали призывы о передаче таможни в управление западным компаниям. Но, общественный запрос на отдельную Таможенную службу. Чтобы была четкая институциональная способность, качественные кадры, чтобы было с кого спросить за неправомерные действия. Все это в комплексе привело к созданию предпосылок, когда Гройсману было уже невозможно и в дальнейшем не обращать внимания на эти огромные объемы сделок и схем на таможне, на, те средства, которые сегодня не поступают в бюджет, а идут в чьи-то карманы.

Таможня — слишком сложная тема для общественного запроса. Поэтому решение все же связано с выборами. 

Избирательные процессы и смена власти также являются факторами, повлиявшими на этот процесс. Я говорю о том, что мы создавали предпосылки для запроса бизнеса на эту реформу и для того, чтобы у власти больше не было люфта для маневра. Это единственное возможное решение. Хватит уже бороться с контрабандой силами полиции, СБУ, “фантомами”, какими-то “тройками”, “бастионами”, “черными сотнями” – эффекта от этого ноль!

Мы создали предпосылки, когда правительство должно было признать, что другого пути нет, и тут как раз подвернулась тема выборов. Примерно с нового года стало понятно, что мы упали в предвыборную лихорадку, все начали пиариться на тех или иных решениях, готовить себе такие “мостики”, чтобы сохранить контроль над какими-то государственными органами в тех или иных сферах. И конечно для Гройсмана это решение (разделение Государственной фискальной службы на налоговую и таможенную) было успешным.

С одной стороны он выступает реформатором — разделил налоговую и таможню, с другой — выполняет запрос бизнеса. А с третьей стороны — сохранив контроль над проведением конкурса на должности налоговой и таможни, обеспечивает избрание лояльного к нему человека, который назначается на 5 лет, независимо от результатов президентских или парламентских выборов. Фактически у него есть человек, который сегодня отвечает за 40% государственного бюджета.

Гройсман был вынужден “слить” Продана

Кто сейчас руководит таможней? После увольнения Мирослава Продана осенью прошлого года Кабмин объявил на эту должность конкурс. Исполнять обязанности главы ГФС поручили бывшему главе Одесской таможни Александру Власову. Какая там сейчас ситуация —  год уже прошел? 

Я задавала этот вопрос разным высокопоставленным лицам — премьер-министру, министру финансов, заместителям министра финансов. Назовите мне лицо, ответственное именно за таможенную политику, к кому направлять жалобы от бизнеса, потому что у нас сплошная коллективная безответственность. Сплошные и.о. руководителей со времен Насирова. Продан был и.о. Сейчас Власов является и.о.

Почему ушел Продан? Вы же понимаете, что есть официальные и неофициальные причины. Неофициальные заключались в том, что Владимиру Борисовичу Гройсману просто сказали: “Дружище, не хочешь иметь проблем — пожалуйста, убирай, Продана с должности председателя ГФС. Потому что Продан начал вмешиваться в определенных вещах в темы, которыми «занимались» СБУ, прокуроры.

Спецслужбы сломали его телеграф. Эта правоохранительная машина быстро ему показала, что нельзя быть “немножко беременным”: если борешься с коррупцией на таможне, должен быть кристально чистым человеком и не иметь оснований для претензий твоей личной деятельности, не приобретать незаконного имущества. Гройсман был вынужден “слить” Продана и назначить исполняющим обязанности председателя ГФС Власова.

Кто мог «поставить Гройсмана перед фактом», учитывая то, что он премьер-министр? Только тогдашний президент Порошенко. 

Я не присутствовала при их разговорах. Но могу сделать предположение, что к ним имеют отношение руководители правоохранительных органов. И, безусловно, бывший президент. Думаю, это имело также избирательный окрас — вспомните, Гройсман тогда не пошел на президентские выборы.

Однако публично поддержал Порошенко в его намерениях баллотироваться на второй срок.

Да, принял участие в его съезде. Более того предпринял ряд шагов, чтобы обеспечить лояльность избирателя до пятого президента. В частности — монетизация субсидий перед выборами, раздача по 1400 гривен пенсионерам надбавки к пенсии, использовали для этого восемь миллиардов гривен, полученных от легализации машин на еврономерах. И сделано это было как будто не для собственного пиара, а как пас президенту, хотя это ему и не помогло.

Впервые о том, что бороться с коррупцией на таможне, ему мешал Порошенко, премьер-министр сказал лишь месяц назад, когда парламент рассматривал его отставку. Тогда я вышла на трибуну и искренне его поблагодарила за решение разделить таможню и налоговую. Но и спросила, почему он раньше не говорил о вмешательстве в работу ГФС Генеральной прокуратуры, о фактическом управлении СБУ процессом таможенного оформления? Почему раньше не звучало его публичных обвинений в отношении тех, кто ему мешал?

Потому что сейчас он идет в парламент во главе своей партии. И хотя шансов ноль, такая риторика пригодится.

Безусловно, для атаки и рейтинга нужен сильный противник. Атаковать Зеленского — самоубийство, потому что доверие, общественный запрос, люди этого не поймут. А Порошенко — очень удобно. Но, получается, премьер-министр три года скрывал конкретные фамилии в Генеральной прокуратуре, которые покрывали схемы на таможне или конкретные фамилии руководителей “Управления К” СБУ, фамилии людей из Управления контрразведывательной защиты экономики?

Чтобы закрыть тему Продана. Вы сказали о том, что Мирослав Продан начал ломать схемы “крышевания” силовиками таможни. Означает ли это, что он был “светлым” человеком в истории украинской ГФС? 

Меня часто спрашивают, поддерживаем ли мы какую-то известную личность, например, Ульяну Супрун. Я на это всегда отвечаю: “Мы не оцениваем личности. Это государственные служащие, менеджеры, нанятые людьми на выполнение определенной работы. Если они что-то делают хорошо — мы союзники, нехорошо — мы на это указываем и исправляем”.

Я допускаю, что что-то Продан мог делать в обход закона, и именно из-за этого к нему есть претензии у правоохранительных органов. Однако я имела с ним исключительно деловые отношения, как председатель подкомитета по таможенному делу. На некоторые мои обращения по поводу противоправных действий на таможне он реагировал, а по некоторым были отписки и ситуации решались. Поэтому оценить эту сторону его деятельности мне сложно. Это должны сделать правоохранители.

«С такими соседями не очень хочется работать в парламенте» 

Есть понимание, кто в команде Зеленского отвечает за это направление работы и есть вероятность, что те, о ком говорил Гройсман, понесут ответственность. Или просто перевернем страницу и пойдем дальше?

Я очень бы хотела понять, кто этими вопросами занимается в команде президента. Спрашивала об этом у Даниила Гетманцева, который является 20-м номером в списке “Слуги народа” и специалистом в налоговой сфере, доктором наук. Мы сотрудничали в течение последних лет, имели некоторые совместные инициативы. Но по реформе таможенной службы, пока ответственное лицо официально не озвучили.

С другой стороны, членом “ЗеКоманды” является Александр Данилюк, назначенный секретарем СНБО. Он созвал заседание СНБО именно по вопросам борьбы с контрабандой, то есть таможенной безопасности как составляющей экономической и национальной безопасности. Вместе с ним за столом сидели представители правоохранительных органов, ГФС, силовики. К ним он обращался с предложениями по преодолению незаконных схем ввоза товаров и схем на таможне как таковых.

Поэтому я предвижу, что Данилюк, как человек с экономической составляющей, будет на этой должности заниматься больше вопросами экономической безопасности, кибербезопасности, таможни, налоговой, ИТ-системы.

Еще одно. Во время президентских выборов СМИ обнародовали сюжет, что команда Зеленского была поделена на несколько групп, одну из которых координировал человек по фамилии Павлюк, которого СМИ при Калетнику (исполнял обязанности главы таможни в 2010-2012 гг.) называли “королем контрабанды”. Я бы не сказала, что он был “королем”, но определенная тенденция к причастности на таможне прослеживалась.

Сейчас официально ни в команде, ни в списках или где-то на мажоритарке его видно. Но, на некоторых мажоритарных округах, например в Харькове, есть родственник Владимира Скоробогача (близкий соратник Виталия Хомутынника), а сам он идет по списку Оппозиционного блока.

Да. И это вызывает большие опасения.

Скажу откровенно: с такими соседями не очень хочется работать в парламенте. Лучше делать полезные дела в исполнительной власти. Я вижу, что образуется некий вакуум специалистов, новые лица, или как их называют «неофиты», в полной мере восполнить не смогут.

Хотя я хорошо и с уважением к новым и качественным людям отношусь. Я сама потратила в парламенте год-два на то, чтобы разобраться, что к чему, и как все работает. Что надо делать, с кем сотрудничать, какие международные рычаги привлекать, чтобы получить и финансирование, потому, что первая проблема — у государства нет денег. Например, у нас дырявые системы ГФС, а на их улучшение и модернизацию где-то надо брать деньги.

Следовательно, надо убедить ЕС предоставить нам еще какой-то грант или долгосрочное кредитование и прочее. Но, чтобы понять, как все это действует, надо потратить время. И когда я слышу, что у власти собрались люди, причастные к схемам, это вызывает у меня очень четкое желание реализовать реформу таможни, хоть и в противостояниях и опоре со стороны старой системы.

Я реально переживаю за” белый», добродетельный бизнес. Потому что много кто поверил властям и вывел после эры Януковича свои операции из тени. Я переживаю, что это может вернуться назад. Пока мы имеем заявления президента, что за несколько месяцев схем на таможне не будет. Баканов вслед увольняет руководителей подразделений СБУ с формулировкой «причастны к контрабанде». Поэтому перед интервью я сделала по регионам мини-«соцопрос».

На предмет того, остановилась ли контрабанда?

Да. Во-первых, остановилась ли. Во-вторых, кто работает с тех таких больших групп минимизаторов-схемщиков под прикрытием силовиков, и дает СБУ сегодня  гарантии, как они давали раньше.

Какие именно гарантии? Как это работает?

Взять для примера Одесскую таможню. Взятка состояла из нескольких составляющих — это СБУ, экономическое подразделение полиции, небольшая доля пограничников, немножко налоговой милиции Управления ГФС в борьбе с нарушениями таможенных правил, контрабандой, если коротко и собственно таможня. Вот и получается коррупционный тариф. Но очень часто СБУ тем, кого загоняла под себя, давала гарантии отсутствия проблем и не создание помех. А  тех, кто предложение не принимал, ждали письма-ориентировки на таможню.

Например, экспортирует кто-то зерно. СБУ пишет письмо-ориентирование на таможню, что оно приобретено у фиктивных поставщиков, или на самом деле там не то зерно, есть признаки финансирования терроризма. Таможня выставляет форму контроля — полный обзор, выгрузка с обязательным привлечением к осмотру сотрудника СБУ. А он не появляется.

Сотрудник СБУ не появляется — обзор не происходит?

Да, не происходит. А судно стоит зафрахтованное.

И зерно гниет. Понятно. Под чьей “крышей” было более выгодно работать на Одесской таможне, раз мы уже ее вспомнили?

В разные годы по-разному. Если взять 2014-2019 годы и конкретно Одесскую таможню, стоит вспомнить прошлогодний скандал с Денисом Аминевым (бывший сотрудник Одесской таможни) и похищением 37 арестованных контейнеров с тканью, которые искали на Одесском «7-м километре». Это, кстати, сотрудник Генеральной прокуратуры. Луценко задним числом вывел его из штата – это значит, корочку имел, а работу не выполнял.

В 2015 году, например, была более мощная связь Службы безопасности. В частности, через господина Альперина. Кстати, предприниматели говорят о том, что действующий руководитель Одесской таможни в статусе и.о. является человеком Альперина.

Подозреваю, что Иван Баканов, как новый человек, может этого всего не знать, и самое главное, нужно время, чтобы разобраться, как это прекратить… 

Я хотела встретиться с Бакановым. Для этого на согласительном совете в ВР оставила свои контакты Стефанчуку, представителю президента в парламенте. В период такого междувластия много жалоб от предпринимателей, поэтому необходимо консолидировать усилия. Потому что я знаю, как это быстро прекратить и имею четкое видение необходимых системных шагов. Но, к сожалению, они со мной пока не связались. Понимаю их занятость, и этот аргумент спокойно воспринимаю.

Если команда президента не встретилась с делегацией ПАСЕ перед судьбоносным заседанием по возвращении российской делегации, то здесь и подавно.

Абсолютно. Поэтому я это восприняла нормально. Они действительно сейчас углубляются в курс дела. Я немного знаю, как происходило увольнение заместителей председателя СБУ. Например, среди уволенных лиц не должно быть Фролова — одиозная фамилия, возглавлял департамент КЛЭ.

Но думаю, что Администрацию президента в некоторых вопросах консультировал профессиональный и добродетельный человек, который хорошо знает систему и кадры внутри СБУ. Если так — этот человек точно знает, как достичь быстрых результатов. Потому что есть вещи, которые можно сделать быстро, стоит лишь обезглавить “спрут”. А есть вещи, которые требуют законодательного обеспечения и системного подхода.

Что собственно происходило с конкурсом на должность главы таможни? Некоторое время он был заблокирован по решению, конечно же, Окружного административного суда во главе с Павлом Волком. 

Действующее законодательство, в частности закон “О государственной службе”, предусматривает проведение конкурса для назначения руководителей государственных органов. Назначен он был и на этот раз.

Я принимала в нем участие, как эксперт, потому что комиссия из высшего корпуса государственной службы сформирована из представителей Администрации президента, правительства, научных учреждений, и тому подобное. Возглавляет ее господин Ващенко. Все члены комиссии являются экспертами в управленческо-менеджерских вещах, но, ни один из них не является экспертом налоговой политики, ни  таможенной. Поэтому, они, собственно, экспертов, в частности меня, и пригласили.

По налоговому направлению выиграл Сергей Верланов, который до этого был заместителем министра финансов по налоговому направлению. И именно это сыграло решающую роль — он был глубоко в теме своей профессиональной работы. Его работа оказалась самой сильной из претендентов на должность главы Налоговой службы. Если бы настолько профессионально сильные лица были и у претендентов на кресло руководителя таможенной службы!

…По таможенному направлению в финал вышло три человека — Максим Нефедов, заместитель министра экономики, известный по процедурам тендерных закупок Prozorro и дерегуляции; проректор Университета таможенного дела и финансов Евгений Гармаш, ученый; руководитель общественной организации «Центр развития цифровой экономики» Андрей Саварец. Он имеет таможенный бэкграунд, работал в аппарате ГТСУ во времена Калетника. Саварец получил высокие звания в очень молодом возрасте,  коллеги с таможни говорят, что он хороший специалист, отвечал за нормотворческую функцию, письма, проекты приказов и тому подобное.

Значит, под люстрацию не подпадает.

Очевидно, не подпадает по времени работы.

Люди, которые придут в ВР, не имея опыта, могут просто не заметить «мошенничества» 

Менее чем за месяц страна будет переизбирать парламент, и хорошо, если до конца года будут сформированы коалиция и новое правительство, как быть с выполнением плана по таможенным сборам? Если не ошибаюсь, за полгода уже есть недовыполнение. 

Есть такая шутка: «Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Правительство говорит, что в них есть перевыполнение плана — май они закончили с профицитом. Но ведь сравнивают показатели прошлого года с показателями нынешнего. Это можно было бы делать, если бы сравнение было в долларовом эквиваленте, а не в гривне.

В данном же случае, правительству стоит говорить, выполняется план, заложенный в бюджете на 2019-й год, и совпадает ли он с фактическими поступлениями в бюджет. А также стоит честно сказать, что профицит за счет сверхурочного перечисления средств из Нацбанка, а не от перекрытия схем.

Если посмотреть на план по таможенным платежам за три месяца 2019 года, он составляет 95,2 млрд. гривен. И выполнен он по факту на 94% — на 89,7 млрд. Сказать, что это огромное недовыполнение нельзя,  за май не выполнено на около 2 млрд. гривен, за июнь — не выполнено на 5 млрд., на это обращают внимание и профильные депутаты из бюджетного комитета.

Как только украинская власть видит возможность недопоступлений в бюджет, сразу же вводятся спецоперации ГФС “Бастион” и СБУ “Скорпион” (операции по перекрытию каналов незаконного перемещения товаров на таможенную территорию Украины). Кстати, я же спрашивала у бизнеса, как там дела с таможней — и в Одессе, и в Харькове говорят, как под копирку, что три недели назад СБУ разорвала все свои договоренности и забрала свои гарантии. Пока просто наблюдает, в процессы таможенного оформления не вмешиваются.

Интересно.

Это — первая позиция. Вторая позиция. Не имея этих гарантий (от СБУ), бизнес, который использовал различные схемы, сегодня, старается либо не завозить товар, либо же завозить в пределах ценовых показателей системы рисков, максимально наведя порядок с документами.

Ведете к тому, что Баканов является успешным даже в статусе и.о.?

Обезглавив эту «гидру», на ключевых таможнях — в Одессе, Волыни, в Закарпатье — не осталось людей, с кем договариваться. И вопрос только в том, временное это явление или есть политическая воля прекратить вымогательство.

Здесь необходимо провести параллель с гибридной политикой в международной сфере, когда президент совершает визит в Брюссель, и это супер, что он показывает евроинтеграционное направление, говорит, что ЕС — наш стратегический партнер! Тем временем Кучма, назначенный им в контактную группу, едет в Минск и говорит о прекращении блокады неподконтрольных территорий. У меня разрыв шаблона. С одной стороны решительные действия Баканова и чистка в СБУ, а с другой — СМИ говорят про Павлюка, плюс родственники Скоробогача баллотируются.

Сохраняет ли сегодня какое-то влияние на таможню бывший глава ГФС Роман Насиров, из-за попытки которого возобновиться на должности частично и был заблокирован конкурс (ввиду якобы нарушения имущественных прав господина Насирова)?

Судебное решение по возобновлению Романа Насирова на посту главы ГФС используется как инструмент, в частности нардепа Антонищака (по иску которого суд запретил проводить конкурс на должность главы таможни). Почему народный депутат? Потому что он может дать какое-то обоснование для предъявления иска, как член профильного парламентского комитета.

Следовательно, он подал иск против конкурса с обоснованием, как же Кабмин мог назначить конкурс, если Насиров должен быть возобновленным руководителем, и конкурсом нарушены его трудовые права. А поскольку ГФС разделяется на налоговую и таможенную службы — то Насиров якобы намерен стать руководителем таможенной службы.

И добавляет заявление Насирова с согласием на назначение его руководителем налоговой службы. Сплошной цирк! Это был исключительно технический инструментарий блокировки конкурса. Есть мнение, озвученное, кстати, премьер-министром, что за этим стоит контрабандное лобби. У меня немножко другое мнение — собственно, это совокупность факторов: неизвестность перед президентскими выборами, инструмент политических торгов, в частности и за поддержку тех или иных кандидатов, и за определенные назначения.

И то, что вчера конкурс был разблокирован, а сегодня в пять часов проводится, наталкивает на мысль, что политические договоренности достигнуты. Это все являются составляющими одного процесса.

Будет ли в новой Раде достаточное количество квалифицированных специалистов именно из этой сферы, которые бы стояли на страже изменений, а не схем? 

У меня есть глубокие переживания в этом отношении. С одной стороны, понимаю, что власть должна обновляться. Я сама была “новой” в 2014 году. До того времени, пока не принесла присягу народного депутата Украины. Ровно на следующий день я стала “старой”, а надо же работать!

Мало того, я еще была неопытная в политических делах, не до конца понимала, как работает государственный аппарат, как эффективно и быстро реализовывать нужные для предпринимательства инициативы. Теперь могу сказать, почему такое низкое законодательное обеспечение именно таможенного направления? Потому что изменения в Таможенный кодекс всегда становились разменной монетой голосования за бюджет. Есть группа народных депутатов, которая хочет, например, в Таможенный кодекс внести льготы для duty free, и сделать их не на выезде из страны, как сейчас, а на въезде.

Другая группа народных депутатов, например, “Возрождение”, понимая важность законопроекта «О едином окне на таможне» и огромном запросе на него в обществе, — пытается записать в него дотации на приобретение зерновозов, поскольку они имеют недостаток вагонов для перевозки зерна. Почти каждый раз при рассмотрении изменений в Таможенный кодекс в такой законопроект пытались засунуть льготы по уплате таможенных платежей на ввоз тех или иных товаров.

Я переживаю, что люди, которые придут в парламент, не имея опыта, знаний, даже если они хорошие, честные, порядочные, могут быстро попасть под влияние или просто не заметить некоего «мошенничества». Поэтому я, сегодня готова делиться опытом, передавать все свои знания, наработки, законопроекты, объяснять, с кем их стоит обсуждать, с кем работать в Европе, с кем говорить в МВФ, во Всемирном банке, как убеждать коллег, как с правительством работать.

“Самопомощь”, по списку которой вы баллотируетесь, не пройдет в парламент, это очевидно. Чем вы будете заниматься в дальнейшем?

Время покажет. Но жизнь на парламенте не заканчивается. Я пришла в политику из бизнеса, однако этот этап своей жизни очевидно переросла. Сейчас, могу быть более эффективной в общественной или в международной сфере. Также, на мой взгляд, нашей налоговой, таможенной политике не хватает аналитического агентства, которое бы держало в тонусе налоговый комитет Рады, давало бы правдивую статистику, аналитику, подтверждало цифры.

Например, заходит речь о ликвидации упрощенной системы, а здесь объективные цифры: потери бюджета от Фопов несравнимо меньше, чем потери бюджета от офшорных операций. Вот, пожалуйста, независимая аналитика, которая подсказывает правильное решение.

Конечно, жизнь в парламенте более комфортная. Пришел на 10 часов, выступил, проголосовал, встретился с людьми, посетил заседание комитета, пообщался с гражданами. Это же не такая рутинная работа с 8 утра до 8 вечера, как в исполнительной власти. Но если мои знания и опыт помогут в хорошем и важном для страны деле, в этом и будет моя следующая миссия.

Автор: Соня Кошкина

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий