Как повлияет на развитие АПК аграрная составляющая бюджета на 2022 год? Что изменилось за сто дней с момента запуска рынка земли, и какие дальнейшие шаги по детенизации земель логично предпринять? А также изменилась ли аграрная политика с момента обновления Минагрополитики и в целом аграрная стратегия развития?
Об этом в интервью AgroPolit.com говорил с депутатом от «Батькивщины», членом комитета Верховной рады Украины по вопросам аграрной и земельной политик Вадимом Ивченко.
Как вы оцениваете поданный в парламент проект бюджета на 2022 год в части АПК?
Если смотреть на бюджеты последних лет, то складывается стойкая уверенность, что аграрная отрасль постоянно проигрывает другим в выделении средств на поддержку, хотя за последний год она дала почти 20% ВВП страны. Были надежды на возобновленное аграрное министерство, но они оказались напрасными… Профильный министр Роман Лещенко не смог наладить результативный диалог с премьер-министром Денисом Шмыгалем для лоббирования интересов аграриев на уровне государства.
На 2022 год при колоссальном росте цен, инфляции и открытии рынка земли поступления в фермерский фонд остались на уровне прошлого года, механизм поддержки малых фермеров фактически можно считать отсутствующим, и, как результат, они полностью проигрывают в конкуренции крупным корпорациям.
Аграрный бюджет — это отражение пренебрежения чиновников к этому направлению, и мне непонятна его причина.
Вернуть 1% от ВВП на господдержку АПК
Как, по вашему мнению, можно решить раз и навсегда (какой применить механизм) проблему с 1% аграрного ВВП в год из бюджета на финансирование госпрограмм на АПК?
В 2016 году Верховная рада приняла законопроект. В нем предусматривалась господдержка АПК в объеме 1% от ВВП, и это фиксировалось на период в течение последующих 5 лет. Считаю, что эту норму нужно восстановить и закрепить законодательно. Тогда Министерство финансов будет обязано выделять ее на АПК. А сегодня все отдается на усмотрение правительства. Сколько захочет — столько и даст.
В парламенте принимают законопроект №5600, который оппозиция, в том числе активно критикует. С чем вы не согласны и почему?
Нам постоянно рассказывают, что введение налогообложения на 1 га – это борьба с теневой обработкой земли. Конечно, я согласен, что такое явление в Украине существует. Но это не от хорошей жизни фермеры уходят в «тень». И лишь усилением налогового давления проблему теневой обработки не решить. Нужна система мер и стимулов, государственная поддержка, чтобы постепенно выводить землю из тени в легальную обработку. А подобные «новации» выглядят как попытка «выдавить» с земли тех, кто не сможет заплатить налог.
Три шага в детенизации сельскохозяйственных земель
Перед парламентом стоит вопрос детенизации сельскохозяйственных земель, что предлагают провести, введя минимальное налоговое обязательство. Вы выступаете с резкой критикой такого шага – почему и как тогда, на ваш взгляд, правильно провести «отбеливание» земельного рынка?
Правильный подход не в том, чтобы просто нагружать налогами, а надо дать определенные стимулы и поддержку. И тогда вся система заработает.
Что нужно сделать:
Дать определенные стимулы, например, государство два года будет уплачивать налоговое обязательство, или оно будет отсрочено, или государство будет компенсировать средства тем, кто начинает регистрироваться товаропроизводителем и легально обрабатывать землю.
Государство даст первую поддержку на гектар тем маленьким хозяйствам, которые их обрабатывают, чтобы они имели время окрепнуть и потом уже сами платили налоги. Это как минимум два стимула, которые помогут малым фермерам и единоличникам перейти в легальную обработку земли.
В противном случае – те, которые будут иметь желание платить – заплатят, а те, которые не будут иметь этого желания или возможности — скорее всего либо сдадут землю в аренду, либо вообще продадут.
Нет сегодня аграрной политики, которая направлена на помощь в создании мелкого бизнеса на селе и кооперации
Недавно парламент проголосовал законопроект №4046 о поддержке молодых фермеров. Вы постоянно выступаете за то, чтобы именно фермерство и кооперация были основой аграрной политики и господдержки. Как сейчас вы оцениваете отношение к фермерству и кооперации в Украине, и как изменить этот подход?
Законы голосуются, а на практике ничего не делается. Нет сегодня аграрной политики, которая направлена на помощь в создании мелкого бизнеса на селе и кооперации. Нет информационной и разъяснительной политики. Нет учебных программ. Не работает государственная система для облегчения доступа к рынкам сбыта и ритейлу.
Законы принимаются, но они, как и все стратегические планы, остаются декларативными и только на бумаге.
Аграриям интересно было бы услышать, почему именно к аграрной сфере такое пренебрежительное отношение со стороны премьер-министра Дениса Шмыгаля!
Сейчас уже год, как восстановлено Минагрополитики. Ваша оценка деятельности ведомства и в целом аграрной политики: что хорошо/плохо за этот год?
Аграрной политики как таковой не вижу. Кроме реформы по орошению, сказать положительного нечего. Огромные надежды отрасль возлагала на Романа Лещенко. А он так и не смог наладить эффективный диалог с Кабмином для того, чтобы отрасль стала одной из приоритетных для государства. Не знаю, возможно, дело в каких-то личных отношениях между министром и премьер-министром, но ситуацию нужно менять. А аграриям интересно было бы услышать, почему именно к аграрной сфере такое пренебрежительное отношение со стороны премьер-министра Дениса Шмыгаля!
На данный момент происходит пересмотр условий соглашения о ЗСТ с ЕС – одного из ключевых торговых соглашений для Украины. Ваша оценка этого процесса и вообще политики по освоению внешних рынков?
Государство должно способствовать вместе с аграрными атташе продвижению наших товаров на международные рынки, чтобы их могли увидеть потенциальные партнеры, чтобы открывались новые и новые рынки сбыта. Нужно проводить продовольственные маркеты за рубежом, выставки, чтобы презентовали наши товары и предприятия, создать базу проектов, в которые можно инвестировать в аграрном секторе, отдав приоритет переработке, логистике, органике, продуктам, которые соответствуют всем «зеленым нормам»… Над этим нужно постоянно и упорно работать!
Что делается? Явной какой-то работы по освоению внешних рынков не видно. Кто-то слышал о создании аграрных атташе при посольствах? Я — нет. А это не только поступление валюты, имидж Украины, это помощь нашим аграриям, которые сами не могут найти пути выхода на зарубежные рынки. Чрезвычайно обидно!
Сто дней работы рынка земли
Назовите плюсы и минусы 100 дней работы рынка?
Во время протаскивания закона о рынке земли много чего обещали: и рост ВВП, и предоставление различных финансовых инструментов фермерам, чтобы они могли быть полноценными игроками на этом рынке, возможность простым людям ее покупать, кредиты с минимальными процентными ставками, Фонд поддержки фермерских хозяйств, который возместит первый взнос…
И я уже не говорю о том, что все это должны были бы сделать еще до 1 июля. Сегодня – 100 дней открытия рынка земли. И ничего из вышеперечисленного не сделано! Как мы и предупреждали – подняли голову спекулянты с деньгами, которые ходят по селам и на подставных лиц скупают землю. После этого эти гектары сдаются тем же фермерам в аренду, чтобы они ее обрабатывали.
Считаю, что закон, с точки зрения взвешенной аграрной политики, которая должна базироваться на интересах мелких и средних аграрных товарных производителей, и разработан и внедрен неправильно!
Да, мы уже сейчас начали понимать ошибки, а в дальнейшем их количество будет расти, но будет поздно их исправлять.
Власти должны думать над тем, как стратегически развивать аграрный сектор, кто должен был получить приоритеты в покупке земли, что это должны быть за люди, какие стимулы предоставить фермерам, чтобы они выкупали землю для создания работы в сельской местности, платили налоги – и тем самым поддержать украинское село.
Насколько является объективной цена земли, которую сформировал рынок за 3 месяца в Украине? Почему украинцы не пошли продавать землю – почему не произошло вала земельных операций?
Сравнительно небольшое количество операций купли-продажи земли обязано тому, что почти вся земля находится в аренде. Даже те, кто хотели бы и имеют возможность купить землю – не могут этого сделать, поскольку в среднем люди сдавали землю в аренду на 10-15 лет. Кто даст нормальную цену за землю, если еще 15 лет не сможет ею пользоваться? Продают землю по предложенной цене только те, кому срочно нужны деньги.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.