Украина с 2015 года реформирует рынок газа по европейским стандартам, но упорно игнорирует рекомендации Энергетического сообщества по выбору модели рынка. В результате цены на газ для бытовых потребителей ползут вверх. Когда в январе цена достигла 10 грн. за кубометр, по всей Украине поднялась волна тарифных протестов, для большинства украинцев такая стоимость непосильна, а субсидий всем не хватает.
Правительство вынуждено было ограничить цену на газ предельным показателем – 6,99 грн. за кубометр (с учетом НДС и без оплаты за доставку). Но это послабление действовало до конца отопительного сезона. Уже с 1 мая, согласно решениям государственного регулятора (НКРЭКУ), поставщики газа объявили годовой тариф – в среднем он составит те же 10 грн. (с НДС и платой за доставку).
Годовой тариф установили включительно до 30 апреля 2022 года якобы для того, чтобы защитить украинцев от резких ценовых колебаний, вызванных подорожанием газа на европейских рынках – а там цена на 7 мая уже перевалило за 12 грн. за куб.
Итак, не дожидаясь новой волны протестов, было бы целесообразно уже сейчас прислушиваться к советам главы Секретариата энергетического сообщества Янеза Копача, о которых еще в январе писал «Главком». Тогда европейский чиновник напомнил украинским реформаторам о целесообразности продавать на бирже часть газа украинской добычи государственной компании «Укргаздобыча» другим участникам рынка.
Однако НАК «Нафтогаз Украины», которым до недавнего времени руководил Андрей Коболев, предпочел единолично распоряжаться ресурсом дочерней структуры, и лишь незначительные объемы добытого газа выводил на биржу. Из-за сдерживания торгов в Украине так и не сформирован индикатив для газа собственной добычи, поэтому цена подвергается существенному влиянию из-за дорогого импорта из европейских стран.
Однако не исключено, что с приходом новой команды в «Нафтогаз» ситуация может измениться. Новый глава НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко в своем первом интервью заявил, что предприятие «Укргаздобыча» могло бы развиваться как полноценное общество, могло бы напрямую реализовывать газ, поставлять людям, делать оптовые поставки. Это было бы более понятно для людей: какова себестоимость этого газа, каковы финансовые потребности этой компании, которая занимается по виду деятельности только добычей газа.
В 2020 году Украина добыла всего 20,2 млрд. куб м газа, из них государственная компания «Укргаздобыча» – 14,2 млрд. куб м. Этих объемов полностью хватает для нужд бытовых потребителей и теплогенерирующих предприятий (вместе 14,1 млрд. куб м). Частные компании добыли более 6 млрд. куб м газа, который потребляет промышленность. Всего в год Украина потребляет 30 млрд. кубометров. Объем поставок газа из ЕС составляет около 30% от общего потребления.
«Главком» обратился к трем ведущим экспертам газового рынка с вопросом, можно ли изменить озвученное с мая летнее ценовое предложение от газоснабжающих компаний (в большинстве 7,99 грн./куб м с НДС и без стоимости доставки) на более справедливую цену на газ для украинцев?
«Нафтогаз» должен на бирже продавать газ для населения. К сожалению, этого не сделали
Леонид Униговский, председатель общественной организации «Экспертный совет по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа», доктор технических наук
Уже шестой год подряд Украина реформирует рынок газа, в результате цена газа для населения выросла до 10 грн. за кубический метр (с НДС и с доставкой), то есть почти в 10 раз по сравнению с 2013 годом. Но украинцы все еще надеются на более справедливую цену. Возможно, нужно изменить модель рынка?
Я хотел бы немного вспомнить историю начала реформ. Еще в 2013-2015 годах предлагалась немного другая модель газового рынка Украины. В частности при подготовке первого проекта закона о рынке газа предусматривалось создание «Оператора рынка», который бы занимался организацией оптового рынка газа. Это было предложение государственного регулятора (НКРЭКУ) и Минэнерго, которое тогда возглавлял Владимир Демчишин. В законопроекте были сформулированы основные задачи этого «Оператора рынка».
Однако, насколько я знаю, по настоянию «Нафтогаза Украины» была принята другая модель, но нынешняя ситуация показывает, что предложение о создании «Оператора рынка» было бы целесообразнее.
Это стало понятно после того, как открылся рынок газа для населения и сразу же возникли проблемы с балансировкой потребления газа, ведь у потребителей нет смарт-систем, способных ежедневно передавать облгазам данные домохозяйств об объемах потребленного газа. Итак, мы, наверное, будем вынуждены поменять модель газового рынка Украины – эту позицию уже озвучила член НКРЭКУ Оксана Кривенко.
Относительно цены газа в 10 грн. за кубометр для населения. Сказать, что единственным фактором газового рынка стало повышение цены до 10 грн., нельзя. Все же есть сегмент рынка газа для промышленности, возможности поставок газа через границы и создание конкурентной среды, это действительно достижение. Можно ли изменить озвученное с мая летнее предложение от большинства газоснабжающих компаний – 7,99 грн. за кубометр – на более справедливую цену? Можно, но при определенных условиях.
Новый руководитель «Нафтогаза» Юрий Витренко сразу после назначения заявил, что фактически у нас «Нафтогаз» и группа Фирташа определили, какими будут цены на газ. Что нужно изменить, чтобы в будущем лишить этих двух монополистов возможности проводить непрозрачные переговоры, а потом диктовать выгодные им цены для украинцев?
В сегменте рынка газа для частных домохозяйств «Нафтогаз» и группа областных сбытов газа Фирташа имеют примерно 85% всего рынка.
Это, по сути, доминирующие игроки. Наша экспертная группа, которая действовала при Минэнерго, еще летом 2020 года поддержала предложение Секретариата энергетического сообщества не отменять статус «Нафтогаза» как поставщика специальных обязанностей (ПСО) для домохозяйств, но в то же время заставить предприятие «Укргаздобыча» продавать значительную часть своего газа, который будет поставляться населению, на бирже. К сожалению, этого не сделали, поэтому сегодня «имеем то, что имеем».
Для того чтобы заставить дочернюю компанию «Нафтогаза», а именно «Укргаздобыча», продавать газ на бирже, нужно было оставить в постановлении Кабмина определение поставщиков со специальными обязанностями, или принять закон, который бы заставлял компанию «Укргаздобыча» продавать этот газ на бирже.
Почти во всех странах с развитым конкурентным рынком газа в свое время были введены программы «Высвобождение объемов газа». Эта программа заставляет доминирующих игроков рынка определенную часть своего газа продавать на бирже на определенных условиях: небольшими лотами, не позволяя одной компании выигрывать больше лотов, чем оговорено в программе.
Также предполагается запрет аффилированным к доминирующим игрокам компаниям участвовать в этих торгах на бирже. Это было сделано в Германии, Англии, других странах, сейчас это вводится в Греции, Румынии и Польше. К сожалению, у нас это не сделано.
Если бы в Украине также была введена программа «Высвобождение объемов газа», тогда бы компания «Укргаздобыча» продавала на бирже определенную часть газа для населения – хотя бы 6,5 млрд. кубометров. А дальше все игроки рынка, которые хотят участвовать в торгах для населения, могли бы покупать этот газ небольшими лотами. А не так, что кто-то один вышел на эту биржу и выкупил весь газ.
Какие объемы газа собственной добычи «Укргаздобыча» сейчас продает на Украинской энергетической бирже?
Компания объявила, что будет продавать на бирже 15% от общей добычи (всего добывает 14,2 млрд. куб м в год). В 2020 году они продали меньше, а что будет в этом году – посмотрим.
Здесь есть вопросы. В марте «Нафтогаз» и поставщик газа для сбытов газа «ЙЕ Энергия» (входит в группу Фирташа) подписали контракт, который позволит обеспечить поставщиков ресурсом для выполнения годовых контрактов на поставку газа для населения и коммерческих потребителей.
Но информация о цене газа по заключенному контракту не обнародована. Какие возможности этого контракта — неизвестно. Если он заключен на один год – это одно дело, если на определенный промежуток времени – другое. Но в любом случае сейчас надо исходить уже из той ситуации, которая сложилась.
Кстати, в Верховной раде имеется проект закона, который предусматривает продавать на бирже 30% от всего товарного газа, добытого в Украине. Этот проект закона застрял в дебрях комитета Геруса (Андрей Герус, глава комитета Верховной рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг), что с ним, я не знаю.
Почему важно продавать собственный газ на бирже. Сейчас мы опираемся на импортный паритет, то есть, считаем цену газа на европейских хабах, добавляем транспортные расходы. На самом деле никаких транспортных расходов нет – это просто трейдеры зарабатывают.
В последнее время эксперты говорят о том, что в действительности нет никакого реверса.
Нет, реверс есть, но какой. Например, рассмотрим словацко-украинскую границу, где пока что нет виртуального реверса. «Главком» писал, что при наличии транзита газа из России отпала необходимость осуществлять реверсные поставки газа из европейских стран, потому что законным стал так называемый виртуальный реверс.
На самом деле там газ из Украины идет в Словакию и там же перепродается компаниям. По сути, газ идет по кольцу между двумя границами — между Словакией и Украиной. Это российский газ, который идет через Украину на территорию Словакии, но потом сразу возвращается в Украину. А из Украины потом опять этот же газ идет в Словакию, то есть газ крутиться по кольцу. За счет этого оборота часть российского газа поставляется в Украину, юридически это все законно.
Но если говорить о ценообразовании, то этот транспорт — это просто очковтирательство для потребителей, потому что на самом деле никаких транспортных расходов там нет, но есть принятая формула расчета.
Но ведь к цене якобы импортируемого газа украинским потребителям добавляют транспортные расходы?
Да, безусловно. Транспортная составляющая зависит от условий, а именно: заказывается объем – на квартал, на месяц, на сутки, на год – и в зависимости от того, на какой срок и какие объемы, заказанный тариф на транспортировку может меняться в диапазоне до 30%. И это создает возможности для свободной трактовки цены.
Как можно отойти от такого ценообразования?
Эту проблему можно решить, если ввести уже упомянутую программу «Высвобождение объемов газа». Эта программа начиналась в большинстве стран, которые переходили на конкурентный рынок газа. Обязанности доминирующего игрока — продавать существенную часть своего газа на биржах. Значит, доминирующие на рынке компании не могут продавать весь газ по двусторонним договорам.
Это важно потому, что за счет притока больших объемов газа мы создаем ликвидность на бирже, то есть все эти биржевые операции становятся определяющими для страны. Если будет ликвидность биржи, тогда уже можно не ориентироваться на цену газа на европейских хабах TTF или NCG, а сможем опираться на наш национальный ценовой индикатор. Значит, цена на Украинской бирже могла бы служить ценовым ориентиром.
По моим оценкам, цена на газ для населения была бы на 10-15% меньше по сравнению с той ценой, по которой сейчас газ продается потребителям.
Но ведь кому-то очень выгодно не снижать цену на газ, поэтому депутаты блокируют законопроект о реализации трети газа собственной добычи на бирже?
О депутатах не знаю, знаю, что господин Коболев был категорически против этого. При заключении двусторонних договоров у него есть рычаги, с кем он согласовал цену, с кем-то — нет. Но тогда это не конкурентные торги. Да, в Европе 70-75% сделок — это не биржевые сделки, только около 30% — биржевые. Но для нашей страны сейчас очень важно иметь национальный ценовой ориентир.
Итак, пока ориентиром стоимости газа для украинцев остаются цены на европейском хабе TTF, несмотря на то, что поставки из стран ЕС составляют лишь треть от общего потребления Украиной (30 млрд. куб м). Каковы ваши прогнозы относительно вероятных изменений на рынке газа с приходом новой команды в «Нафтогаз»?
Исполняя обязанности министра энергетики, Юрий Витренко предложил, чтобы «Укргаздобыча» продавала газ не на бирже, а напрямую трейдерам, а структура «Нафтогаза» «Нафтогаз Трейдинг» была маркет-мейкером, то есть организовывала эту торговлю. И это было бы лучше, чем тот вариант, в котором убедил «Нафтогаз» – с февраля продавать газ по цене 6,99 грн. за кубометр.
Думаю, Юрий Витренко понимает целесообразность внедрения программы «Высвобождение объемов газа», сейчас это центральный момент для создания конкурентного рынка для населения.
Очень важно решить проблему долгов за газ — их два вида. Первый — долги, созданные из-за непродуманных, а иногда из-за непрофессиональных решений правительства и государственного регулятора (НКРЭКУ). Эти долги надо проанализировать и, безусловно, просто списать. Другие долги можно расписать на определенный период времени, можно применить какие-то другие механизмы, с этой частью долгов нужно еще работать.
Например, в Европе в среднем доля стоимости за транспортировку в общей цене газа составляет 28-30%, а в Болгарии даже 50%, тогда как в Украине максимально где-то до 12%. Значит, у нас расходы на транспортировку газа вдвое меньше, чем в среднем в Европе. Хотя система у нас очень разветвленная, и ее нужно поддерживать в рабочем состоянии.
Цена газа в государстве должна быть одна для всех
Андрей Мизовец, президент ассоциации «Газовые трейдеры Украины»
Результаты шестилетнего реформирования газового рынка следующие: средняя цена газа для населения выросла до 10 грн. за кубический метр (с НДС и доставкой). Это неподъемная стоимость для большинства украинцев, однако, выгодная для трейдеров. Можно ли уменьшить цену, если ликвидировать манипуляции с ресурсом собственной добычи компанией «Укргаздобыча»?
Украина не добывает в достаточном количестве нужный нам ресурс газа, поэтому треть от общего объема потребления мы импортируем. И независимо от того, какая себестоимость добытого газа в нашей стране, продавать его потребителям будут по рыночной цене.
Цена газа выросла еще и потому, что цена на нефть в прошлом году во время кризиса составляла около $20 за баррель, а сейчас – около $70, то есть выросла в 3,5 раза. И это нормально, мировая экономика оправляется от кризиса, начинают работать предприятия, растет потребление, соответственно, растет цена на нефть и тянет вверх цену на газ. В некоторых регионах Европы зимой цена газа составляла более – 500 евро за тыс. куб м, а сейчас она почти вдвое ниже.
Задача нашего государства — выстроить реальную энергетическую стратегию. Должны понимать, какие отрасли энергетики должны обеспечивать потребности промышленности и населения. Чтобы все слои населения могли спокойно платить за газ, электроэнергию, не отдавая последние средства. Из-за того, что у нас нет полноценной стратегии, мы постоянно занимаемся решением каких-то тактических задач.
Но формировать рыночную цену газа в Украине можно и по-другому, не только за счет дорогого импортного газа. Не пора ли ликвидировать манипуляции с газом собственной добычи?
Рынок потребления газа в Украине состоит из трех частей: 1) рынок газа для промышленных предприятий; 2) для населения – на отопление и приготовление еды; 3) для предприятий теплокоммунэнерго – газ для обогрева домов и горячей воды.
В сегменте промышленных потребителей рыночные отношения сложились давно. А если возьмем сегмент поставки газа населению — там рыночные отношения пришли только в прошлом году 1 августа, хотя должны были еще весной 2020-го.
Розничный рынок для населения запустили в не самый лучший момент, ведь практически сразу – в середине октября – начался отопительный сезон. А вот рыночных отношений в сегменте предприятий теплокоммунэнерго до сих пор нет. Срок поставщика специальных обязанностей (ПСО) по продаже газа компанией «Нафтогаз Украины» должен был завершиться 1 мая, но его продлили.
Значит, до недавнего времени рыночные отношения действовали лишь для трети рынка газа, а сейчас начала развиваться еще вторая треть. Но становление рынка за полгода или даже год – это нереально. Европейские страны шли к созданию конкурентного рынка десятилетиями, чтобы полностью откорректировать проблемы, которые там были. Мы можем перенять их опыт, обойти подводные камни и сформировать нормальные рыночные отношения для того, чтобы у нас сложилось все быстрее и эффективнее.
Первое, что надо сделать, – заняться добычей собственного газа, потому что мы энергетически зависимое государство. Нам нужно не зависеть от импорта газа.
На пути к энергетической независимости государство не должно забывать о тех людях, которые не могут полностью оплатить за рыночную стоимость газа. А цена газа в государстве должна быть одна для всех, ведь когда есть две или три цены, то сразу же начинаются манипуляции: всегда найдутся те, которые купят газ дешево, а продают по более высокой цене.
Новый руководитель «Нафтогаза» Юрий Витренко сразу после назначения заявил, что фактически решение о ценообразовании в Украине в последнее время принято «Нафтогазом» и группой Фирташа. Поясните читателям, в чем состоит суть этих договоренностей и что стоит сделать, чтобы избежать непрозрачной игры монополистов?
Компания «Укргаздобыча» была связана по рукам и ногам. Сначала с целью поставки газа населению по специальным ценам, а сейчас статус поставщика со специальными обязательствами (ПСО) «Нафтогаза» сохранен для того, чтобы по фиксированной цене компания продавала газ предприятиям теплокоммунэнерго. В год предприятия ТКЭ потребляют примерно 8 млрд. куб м – эти объемы высвобождающихся после отмены ПСО, и тогда их можно будет выпускать на рынок, чтобы все игроки, которые хотят поставлять газ населению, имели доступ к этому ресурсу газа.
Напомню, как только летом прошлого года открылся рынок газа, на рынок вышли независимые игроки и сразу предложили реальную рыночную цену – вспомните август, сентябрь, октябрь. Цена росла, но конкуренция на рынке не давала возможности какой-то одной группе игроков диктовать своим монопольным положением очень высокие цены.
Относительно договоренностей между «Нафтогазом» и группой Фирташа, мне кажется, возможно, ответ должны дать компетентные органы, которые должны разобраться с условиями контракта, которого, к сожалению, еще никто не видел, в том числе, я так понимаю, и новый руководитель «Нафтогаза» (разговор записан 5 мая).
Если этот контракт соответствует рыночным условиям, то хорошо. Если не отвечает, я думаю, должны быть рычаги для того, чтобы государственный газ имели возможность покупать все поставщики с использованием рыночных механизмов, то есть на бирже, или на прозрачных торгах, но этот ресурс должен быть доступен для всех.
Какой сейчас алгоритм реализации ресурса «Укргаздобыча» на бирже? Какой объем собственного газа сейчас «Укргаздобыча» продает на бирже, а, сколько должна была продавать для установления справедливой цены на газ для населения?
Сейчас механизм такой, что «Нафтогаз», как материнская компания, которая управляет компанией «Укргаздобыча», выкупает весь добытый дочерней фирмой объем, и затем через биржу реализует его всем желающим.
По какой цене «Нафтогаз» выкупает ресурс у компании «Укргаздобыча»?
К сожалению, «Нафтогаз» не предоставляет этой информации. Единственное, что могу сказать, что согласно прошлогоднему протоколу общего собрания учредителей «Укргаздобыча», на конец апреля 2020 года фигурировала цена 2,8 грн. за куб м, кажется, с НДС.
Но несколько раз предыдущий глава «Нафтогаза» Андрей Коболев говорил, что эта цена будет рыночной и она не будет постоянной. Но до сих пор неизвестно, так ли будет. Здесь и возникает очень большое поле для манипуляций, поэтому прозрачность таких контрактов должна давать четкий ответ на вопрос: а, сколько же реально зарабатывал «Нафтогаз» на этом газе, и зарабатывал ли вообще?
Какой объем собственного газа «Нафтогаз» продает на бирже, а, сколько должен был бы продавать для установления справедливой цены газа для населения?
Практика европейских стран свидетельствует, что достаточно будет выставить на биржу 25-30% ресурса, который добывается в стране, тогда цена будет определяться биржей, то есть будет рыночной. К примеру, если «Укргаздобыча» добывает примерно 14 млрд. куб м в год, то достаточно будет в течение года выставить на биржу 5 млрд. куб м.
Не проблема спланировать календарь торгов для того, чтобы поставщики газа могли свои финансовые планы скорректировать в зависимости от возможностей покупателей. И важно, чтобы лоты для продажи были небольшими – можно ставить минимальный лот 100 тыс. куб м, но их должно быть много. Это нужно для того, чтобы пришло много игроков и тогда не будет манипуляций на рынке.
Если же ставить планку лота 10 млн. кубов и выше, тогда, соответственно, придут лишь крупные игроки, а это опять огромное поле для манипуляций.
А какие объемы газа сейчас «Укргаздобыча» продает на бирже? Видимо, никакого календарного плана нет?
Я думаю, что менее 10%. К моменту смены главы «Нафтогаза», практически каждый рабочий день, когда проходили торги, «Нафтогаз» предлагал объемы газа на Украинской энергетической бирже. Этот газ был всегда доступен поставщикам по предоплате. Нужно развивать конкуренцию, и тогда будут справедливые цены на газ, а главное – не будет монопольных положений других игроков.
В случае если правительство в ближайшее время отменит статус «Нафтогаза» как поставщика специальных обязательств (ПСО) для теплокоммунэнерго, вырастет ли тогда процент газа, который компания «Укргаздобыча» будет продавать на бирже?
Да, объемы должны вырасти. Какая будет стратегия «Нафтогаза» в данном случае, трудно сказать, потому что мы не имеем видения, какой будет стратегия государства в отношении «Нафтогаза» и обеспечение в прохождении зимних периодов следующих лет. Если «Нафтогаз» – коммерческая структура, то она должна работать в рыночном поле, не имея преференций, так же как и все другие коммерческие поставщики.
Если же это компания, которая выполняет социальную функцию, то должна не допустить резкого роста цены на газ для населения, и тогда политика государства должна быть другой. Моя позиция, что цена на газ должна быть одна, а функция государства – обеспечить социальную поддержку тем, кто не может платить.
Сейчас рыночная цена газа в среднем 10 грн. за куб, поскольку за последние два месяца цены на европейских биржах выросли на 50%. Поэтому государство должно сказать, что если цена превышает определенную отметку, незащищенные слои населения должны получать справедливую помощь. Значит все, что выше, например, 10 грн. за куб, государство компенсирует тем, кто действительно в этом нуждается.
«Нафтогаз» единолично устанавливает цену газа собственной добычи для своего трейдера – «Нафтогаз Трейдинг». А как будет определяться рыночная цена газа, если компания «Укргаздобыча» полноценно выйдет со своим ресурсом на биржу?
Цена определяется очень просто. Условно говоря, на завтра или на послезавтра объявляются торги газом компанией «Укргаздобыча», и будет продано 50 млн. куб м . Это значит, что будет выставлено 500 лотов по 100 тыс. куб м каждый. В соответствии приходят компании, которые этот газ покупают, предлагая свою цену, и таким образом формируется цена на завтрашний или послезавтрашний день. Цена на газ не является постоянной — это аналогично курсу валют или цене на нефть.
Задача поставщиков является такой, что, формируя свой объем поставки для потребителей, учитывая свои финансовые возможности и оценивая, что будет дальше с экономикой страны, сформировать цену для потребителей таким образом, чтобы она была и для них приемлема, и прогнозируемая. И при этом еще и позволяла заработать, ведь в основе деятельности любого поставщика является получение прибыли.
Неоднократно Юрий Витренко заявлял, что все участники рынка имеют доступ к газу собственной добычи, то есть должны покупать его по той же цене, что и «Нафтогаз». Ваш прогноз, какие изменения произойдут по уменьшению цены газа для населения с приходом новой команды?
Я надеюсь, что новая команда сосредоточится на добыче газа, потому что краеугольный камень наших проблем – это необходимость импортировать часть газа. Это очень сильно бьет по нашей энергетической независимости. Как только мы выйдем на тот объем добычи, когда не нужно будет никакого импортного газа, мы сможем устанавливать цену на газ рыночными методами независимо от того, какой является цена на европейских биржах. Если будет в достаточном количестве собственного ресурса, цена на газ упадет.
Граждане из собственных карманов дотировали управленческие просчеты «Нафтогаза»
Максим Белявский, эксперт Центра им. Разумкова
Итогом шестилетнего реформирования газового рынка стал рост средней цены газа для населения до 10 грн. за кубический метр (с НДС и с доставкой). Считаете ли вы годовые предложения большинства газоснабжающих компаний справедливыми?
Я вижу, по меньшей мере, три фактора, которые дают основания считать даже малейшее годовое предложение несправедливым. Прежде всего, нет ни одной методологии расчета, которая бы обосновывала именно такие годовые предложения. Во-вторых, большинство предложений (7,88-7,96 грн./куб м) сформированы на условиях особого доступа (через посредника «Нафтогаз Украины») к ресурсу государственной компании «Укргаздобыча». В-третьих, официальная статистика свидетельствует, что 30% граждан не имеют достаточного количества средств для закупки энергоресурсов по нынешним ценам.
Наше государство имеет наибольший уровень энергетической бедности в Европе – 30% наши потребители не имеют достаточно средств для поддержки должной температуры в своем жилище по текущим ценам на газ. Цена может быть уменьшена, но при определенных условиях. В частности, доступ газоснабжающих компаний к ресурсу собственной добычи будет считаться справедливым тогда, когда он будет реализовываться по биржевому принципу и без компаний-посредников.
Газ собственной добычи государственной компании «Укргаздобыча» полностью покрывает потребности бытовых потребителей и предприятий теплокоммунэнерго. Каким должен быть алгоритм реализации ресурса «Укргаздобыча» на бирже в целях установления справедливой цены для населения?
На сегодняшний день на рынке электроэнергии и газа действуют абсолютно разные регуляторные и методологические подходы. Это должно быть исправлено.
Относительно алгоритма, предлагаю взглянуть на прототип «Укргаздобычи» — крупнейшую государственную энергетическую генерирующую компанию НАЭК «Энергоатом». В финансовом плане компании указывается средневзвешенная безубыточная цена отпуска электроэнергии — 829 грн./МВт ч.
Безусловно, реальная цена отпуска по принципу «расходы +» должна составлять 1330 грн./МВт ч, чтобы сформировать ценовой сигнал для покрытия себестоимости других производителей электроэнергии, потребляющих уголь и газ.
Аналогично и на рынке газа, нужно зафиксировать в финансовом плане «Укргаздобыча» безубыточную цену отпуска голубого топлива на открытый рынок и установить диапазон с учетом других добывающих компаний, которые имеют несколько более высокий порог себестоимости. После этого, реализовывать весь объем газа через биржевые торги.
Не смотря на то, что объем поставок газа из стран ЕС составляет лишь треть от общего потребления Украиной (30 млрд. куб м), ориентиром стоимости газа для украинцев остаются цены на европейском хабе TTF. Ждать ли кардинальных изменений на рынке газа с приходом новой команды в «Нафтогаз»?
На мой взгляд, модель импортного паритета себя не оправдала. Прироста добычи газа мы не увидели, однако расходы домохозяйств стали более высокими. Фактически граждане из собственных карманов дотировали управленческие просчеты «Нафтогаза». Должно быть наоборот.
Очевидно, нас ожидают внеочередные парламентские выборы осенью 2021 года и новый менеджмент «Нафтогаза» будет делать все возможное, чтобы сохранить электоральные симпатии общества к партии «Слуга народа» из-за уменьшения цены газа. Вопрос лишь в том, каким образом будут производиться изменения и будет ли, достигнут баланс интересов производителя и потребителя.
В случае если в ближайшее время правительство все-таки отменит статус «Нафтогаза» как поставщика специальных обязательств (ПСО) для теплокоммунэнерго, какой тогда станет цена газа в новом отопительном сезоне, и, соответственно, насколько вырастет тариф на тепло и горячую воду для жителей многоквартирных домов?
Четкого ответа на эти вопросы не имеет никто. Насколько я понимаю, цена газа для ТКЭ будет определяться через индикатив на оптовом рынке, то есть от 8,5 грн./кубометр и выше. В таком случае придется пересматривать тариф на отопление и горячее водоснабжение от 10% и выше, но наибольшее влияние будет иметь проблема наращивания долгов за услуги балансировки.
Если все участники рынка получат доступ к газу внутренней добычи, то есть будут покупать его по той же цене, что и «Нафтогаз», насколько может уменьшиться цена газа для населения?
На мой взгляд, в таком случае цена газа для бытовых потребителей составит максимум 5,7 — 5,9 грн./куб м с НДС и тарифом оператора газотранспортной системы.
Автор: Наталка Прудка
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.