Десять правил успешных наций: из каких стран вырастают экономические «звезды»

Инвестиции тоже бывают хорошими и плохими, как и влияние миграции на экономику, недооцененная валюта для страны – это хорошо, как и способность производить «хороших» миллиардеров. Какие уроки Украина могла бы извлечь из исследований Ручира Шармы об успешных нациях.

Несколько месяцев назад я прочитал книгу «10 правил успешных наций» Ручира Шармы.

Книга является более короткой версией его бестселлера «Взлет и падение стран», основанного на глубоком анализе реформ в разных странах за последние 50 лет, и продолжением книги «Прорывные экономики».

Обе книги издавались на украинском языке издательством «Наш формат».

Конечно, чтобы понять большую часть спектра политик успешных стран, стоит прочитать хотя бы книгу Дарона Аджемогла и Джеймса Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные» и исследования McKinsey стран, которые достигли успеха.

Однако сейчас речь идет о вышеупомянутых книгах Шармы. Для тех, кто не читал, предлагаю краткое изложение содержания, дополненное моими комментариями.

Ручир Шарма – индийский инвестор, автор ряда публикаций о мировой экономике и политике, глобальный стратег инвестиционного подразделения банковского холдинга Morgan Stanley, колумнист в Wall Street Journal, Financial Times и в Times of India.

  1. Успешные нации умеют хорошо использовать свое географическое расположение

Несмотря на развитие новых технологий, и доминирование тренда Connectivity, когда мы все чувствуем себя «людьми мира», особенно сейчас, во время зум-конференций, география стран все еще очень важна для экономического роста.

Счастливы те страны, которые расположены на пересечении торговых путей. Они понимают, что для использования этого производственного фактора важно строить инфраструктуру (дороги, порты, склады) и развивать государственные услуги (таможни, налоговые службы), которые не будут барьером для потоков товаров. Лучший пример – Гонконг.

Такие «логистические ворота» часто являются важным фактором для размещения производств международных компаний на территории стран, через которые проходят их логистические маршруты, что приносит инвестиции в страны. Вьетнам (площадка по выпуску кроссовок), Польша, Чехия (производство многих товаров, экспортируемых в Западную Европу, в том числе автомобилей) – примеры таких государств.

Такие страны умеют эффективно использовать данные им природой географические условия и осуществлять международную торговлю. Они участвуют в глобальных цепочках стоимости международных корпораций, используют потоки капитала и инвестиции из стран-соседей и распределяют производства в разных регионах страны.

Один из важных факторов, за которым стоит наблюдать, – это доля торговли и экспорта в ВВП. Также важно мониторить, насколько такая торговля развивается рядом с соседями. Чем она больше, тем успешнее страны.

Что еще очень важно, чтобы продолжать быть конкурентными в мировой торговле, странам надо постоянно инвестировать в порты и дороги, причем не, только в ключевых городах – важно не концентрировать технологии в двух-трех населенных пунктах.

Развитие second cities (второразрядных по размеру городов) способствует распределению богатств внутри страны и стимулирует продуктивную миграцию.

  1. Успешные страны борются с демографическими вызовами

Влияние демографии на успех страны огромно. Чем больше в стране трудоспособных, чем более продуктивное население, тем богаче страна. Данные свидетельствуют, что желаемый ежегодный прирост рабочей силы (labor force) не должен быть меньше 2%.

Когда население сокращается, невозможно стимулировать долгосрочный рост. Статистика говорит, что половина людей в мире живет в странах, где уровень рождаемости ниже коэффициента воспроизводства, но в 70% развивающихся стран правительства ввели меры по повышению рождаемости.

Рост населения – функция от трех переменных: рождаемость, продолжительность жизни и миграция, поэтому успешные правительства должны заранее заботиться об этих аспектах, инвестируя в образование, здравоохранение, пенсионные системы и мультикультурализм. Альтернатива – развитие робототехники.

Важно понимать, что миграция может быть и позитивным, и негативным фактором для экономики. Дело в том, что за квалифицированную рабочую силу конкурирует весь мир, так что успешные правительства должны не просто разрабатывать эффективные политики – эти политики должны быть лучше, чем в других странах.

Если граждане выезжают из страны, то это негативный сигнал для правительств. Если же в страну идет приток трудовых мигрантов, правительства также должны делать все возможное, чтобы максимально их использовать и ассимилировать.

Однако рост населения – необходимый, но недостаточный фактор роста экономики. Правительство еще должно создавать условия для привлечения инвестиций и генерирования рабочих мест.

  1. Успешные страны много и разумно инвестируют

Люди, которые окончили университет, учили на курсе макроэкономики формулу формирования ВВП по расходам: ВВП = C (конечное потребление) + G (государственные расходы) + X (чистый экспорт = экспорт минус импорт) + I (инвестиции или накопления капитала).

Хотя потребление является большей частью ВВП, Шарма считает, что именно инвестиции двигают развивающуюся страну вперед. Инвестиции могут быть как частными (приобретение оборудования, новых технологий, инвестиции в бизнес внутри страны), так и государственными (строительство дорог, домов, школ, больниц).

Именно инвестиции (I) формируют долгосрочные возможности для страны, создают рабочие места, производя налоги для государства и зарплаты для работников, которые потом идут на потребление (C) и государственные расходы (G). Также инвестиции создают продукцию, которую можно еще, и экспортировать (X).

Такого формульного ориентира, каким должен быть уровень инвестиций в экономике, нет. Однако международная статистика говорит, что в успешных странах отношение инвестиций к ВВП составляет 25-35% и растет минимум десятилетия.

При этом слишком большие объемы инвестиций (более 40% ВВП) тоже не очень полезны, поскольку создаются избыточные мощности, которые могут не использоваться. В то же время страны, инвестирующие менее 20% ВВП и показывающие снижение инвестиций, зачастую не могут добиться устойчивого роста экономики.

В таких странах обычно разбиты дороги, обшарпаны больницы и школы, разрушены порты и аэропорты. Для справки: в Украине в 2019 году этот показатель составлял менее 13% и снижался четыре года подряд.

Важен не только размер инвестиций, но и их качество. Наиболее разумный подход – вкладывать средства в инфраструктурные проекты и технологии, повышающие конкурентоспособность локальной экономики и производительность труда.

Другими словами, инвестиции в R&D (2-4% ВВП), скоростные дороги и магистрали, быстрый широкополосный интернет 4G и 5G, покрывающий всю страну, робототехнику, ИИ или энергосберегающие технологии приносят гораздо больше эффекта, чем строительство (особенно в кредит) или инвестирование в добывающую отрасль.

Качество государственных инвестиций также зависит от размера коррупционной ренты, которая часто кормит нечистоплотных чиновников. По мнению автора, лучше, чтобы процент государства был меньше, в том числе ради снижения коррупции.

  1. В успешных странах хорошо сбалансированные размеры правительства и госсектора

Концепция «меньше влияния государства на экономику – лучше для роста» никуда не делась.

Здесь важны три параметра: доля расходов правительства в ВВП страны, производительность таких расходов и насколько правительства ограничивают частный бизнес по чрезмерным регуляциям, злоупотребляя ресурсами государственных компаний и банков для достижения личных политических целей. Знакомо?

Нет единого правила, сколько процентов должны составлять государственные расходы в экономике, но важен тренд, что они должны снижаться. Кроме того, желательно, чтобы расходы были в меньшей степени социально-ориентированными (зарплаты, пенсии, пособия), а шли на инвестиции (строительство инфраструктуры).

Еще один важный вопрос — насколько широка налоговая база и насколько много в ней налоговых исключений. В общих чертах говоря, что налогоплательщиков должно быть много, исключений надо избегать, тогда предельные ставки налогов будут снижаться, что будет стимулировать экономический рост.

Налоговые стимулы с исключениями для отраслей никогда не были фактором устойчивого экономического роста.

И последнее, что увеличение во многих странах доли государственных банков, в том числе в связи с национализацией во время кризиса, это зло, от которого надо избавляться как можно скорее. И госбанки, и государственные предприятия должны идти на приватизацию.

  1. Успешные страны умеют контролировать инфляцию

Большинство стран справились с высокой инфляцией, которая шагала по миру в 1970-х годах. Произошло это в основном благодаря тому, что центральные банки перестали быть денежными мешками для правительств и начали проводить собственную монетарную политику.

Почему высокая инфляция — это плохо? Есть несколько причин. Во-первых, рост цен приводит к росту ставок по кредитам.

Во-вторых, высокая инфляция часто волатильная и создает препятствия при планировании инвестиций.

В долгосрочной перспективе инфляция «съедает» стоимость сбережений, не мотивируя людей хранить, а сбережения являются основой для инвестиций, стимулирующих рост.

Однако очень низкая инфляция – тоже не благо для экономики, поскольку может привести к дефляции, которая часто влечет за собой рост безработицы. Когда цены снижаются, предприятиям нет смысла производить больше продукции.

Впрочем, высокая инфляция — однозначно гораздо хуже. Ситуация в латиноамериканских странах показывает, что высокая инфляция часто приводит к социальным бунтам.

В целом участие в международной торговле дает странам возможность покупать более дешевые товары и услуги, так что рост импорта не приводит к росту цен.

Что еще позволяет успешным странам не допускать как очень высокой, так и очень низкой инфляции? Есть, по крайней мере, два важных фактора.

Во-первых, история уже доказала, что независимость центральных банков имеет значение. С конца 1980-х годов именно политика инфляционного таргетирования центральных банков позволяет удерживать инфляцию на низком уровне.

Политики иногда забывают об этом, думая, что могут обмануть экономические законы. Не могут, и история многих стран, в том числе Украины с 10 тысячами процентов инфляции в 1990-е годы, это четко показывает.

Во-вторых, унять инфляцию может триумвират обдуманных политик: фискальной, бюджетной и долговой политики.

Если бюджет сводить с низким дефицитом, не придется ни поднимать налоги, чтобы покрыть расходы, ни увеличивать долги, расходы по которым ложатся бременем для бюджета, ни заставлять центральные банки финансировать безумные аппетиты правительства.

  1. Успешные страны эффективно управляют курсом национальной валюты

Для гражданина любой страны своя национальная валюта – символ единства и независимости страны, средство платежа, сбережений и инвестиций.

Когда есть доверие к национальной валюте внутри страны, это хороший знак. Однако для успешности экономики в глобальном мире не все так однозначно. Участвуя в международной торговле, локальные компании конкурируют с компаниями из других стран, и в этой борьбе курс валюты имеет большое значение.

Для установления курса национальной валюты важны три составляющие. Это сколько товаров и услуг иностранец может купить в стране, обменяв валюту своей страны на локальную. Сколько местной валюты могут получить предприятия вашей страны от экспорта своих товаров за границу и как иностранные инвесторы оценивают валюту вашей страны.

Во всех трех случаях лучше, чтобы валюта была несколько недооцененной (дешевле относительно основных валют), чем переоцененной. Иными словами лучше, чтобы в стране бигмак стоил меньше в долларах.

Это говорю не я, а Ручир Шарма в своей книге.

Чтобы проверить, насколько эффективно центральный банк и локальный рынок руководят курсом местной валюты, надо посмотреть на динамику платежного баланса, точнее, его части – текущего счета. Платежный баланс показывает, сколько из того, что страна производит, она сама потребляет. Эта величина также влияет на показатель чистого экспорта (Х) по формуле, приведенной выше.

Если мы производим больше, чем потребляем и экспортируем, то в страну приходит большая валютная выручка (создается профицит текущего счета), которая увеличивает валютные резервы страны. Если же мы потребляем больше, чем производим, то растет импорт, за который надо платить (растет дефицит текущего счета). Резервы страны падают, и ей приходится одалживать иностранную валюту для оплаты импорта.

Страна может позволить себе большой дефицит текущего счета только в случае либо высокой величины резервов, которые быстро тают, либо благодаря масштабным заимствованиям, за которые все равно придется платить. Часто это приводит к кризису, но валютный курс может и должен быть своеобразным абсорбером – регулятором таких потоков средств и, соответственно, импорта и экспорта.

Страны, которые делают это лучше своих торговых партнеров, процветают. Власть, которая не умеет управлять валютным курсом, чаще всего приводит свои страны к постоянным валютным кризисам, значительной девальвации национальной валюты, высокой инфляции и экономическим шокам. Вспомните ситуации 1998 года, 2008 года и политику НБУ 2010-2012 годов, которая привела к девальвации и кризису 2014 года в Украине.

  1. Успешные страны избегают «долговой мании» и «долговой фобии»

Занимать средства для развития – абсолютно нормально для домохозяйства, бизнеса и государства. Однако эффективное управление долгом — то, что отличает успешные страны от неудачников. Ручир Шарма и многие другие авторы говорят, что в долговой политике важно избегать как «долговой мании» (стремления к постоянному заимствованию), так и «долговой фобии» (боязни одалживать, ограничивая возможности роста).

Растущий долг страны может быть свидетельством здоровой растущей экономики. Однако это происходит до тех пор, пока скорость увеличения долга не начнет постоянно превышать темпы роста экономики.

Как говорят эксперты, размер долга имеет значение, но именно скорость его роста – триггер для кризисов. В первую очередь, речь идет о росте частного (корпоративного) долга, особенно в иностранной валюте, но не обязательно.

Исследования показывают, что если рост частного долга в течение более чем пяти лет превышает рост экономики, жди кризиса. Кризис приводит к замедлению экономики, снижению доходов, а затем к тому, что корпорации и домохозяйства начинают испытывать трудности с погашением долгов.

Проблемная задолженность банков начинает расти, банкам нужен новый капитал. Не все его могут предоставить, и банки начинают банкротиться. Так долговой кризис перерастает в банковский кризис, что мы и видели в Украине в 2014-2016 годах. В то время я был одним из тех в НБУ, кто разгребал завалы того кризиса.

Однако на банковском кризисе чаще всего история не останавливается – в игру вступают правительство и центральный банк, которые начинают «спасать экономику», предоставляя кредиты бизнесу и банкам для пополнения ликвидности. Это создает замкнутый круг, в котором еще и правительства начинают занимать средства на внешних рынках и у международных партнеров – МВФ или Всемирного банка. Так долги снова начинают расти.

По данным МВФ, долг в мире находится на исторически высоком уровне. Для многих стран размер долга становится неподъемным, и действия нерадивых правительств заканчиваются дефолтом, что часто приводит и к девальвации, и к дальнейшему падению экономики. Лучший недавний пример — Ливан.

В успешных странах регуляторы постоянно публикуют отчеты о финансовой стабильности, в которых мониторят показатели долговой нагрузки домохозяйств, корпораций, правительств и в случае необходимости начинают применять монетарные или регуляторные меры для того, чтобы не допускать перегрева экономики и временно снижать рост кредитной задолженности.

Вдумчивая бюджетная политика должна приводить к тому, что правительства тоже должны занимать меньше. К сожалению, в Украине в 2006-2008 годах НБУ не увидел рисков от увеличения ипотечного и корпоративного кредитования, что привело к кризису.

Однако вреден не только безудержный рост долга. Бояться кредитов тоже не стоит. Часто страх взять займы наступает именно после кризисов. Банки, потеряв деньги, начинают вести экстремально строгую кредитную политику, сквозь сито которой не проходит большинство кредитных заявок. Это приводит к снижению кредитования, и экономика начинает страдать от отсутствия новых денег.

В успешных странах эффективные регуляторы знают, как запустить кредитование. Важно, чтобы должники прошли нормальную процедуру банкротства, чтобы права кредиторов были защищены, а активы компаний-банкротов сменили хозяев.

Тогда банки начинают понимать, что экономика перелистывает страницу кризиса и можно возвращаться к кредитованию. Этому способствует более мягкая монетарная политика (более низкие ставки, более слабые требования к капиталу).

Это возвращает рост кредитов на новый цикл с надеждой, что в будущем центральные банки не допустят кризиса. Так успешные страны и живут.

  1. Успешные нации продуцируют «хороших» миллиардеров

Неравенство в мире растет. При этом бедные не становятся беднее, богатые становятся богаче, а чрезвычайно богатые – еще богаче, и разрыв между бедными и богатыми увеличивается. Это создает почву для роста роли популистов с левыми идеями, которые предлагают «отобрать и поделить».

По мнению автора, не все богатые плохие. Его методика разделяет богатых в разных странах (от Швеции до России) по отраслям. Он анализирует, новое это богатство или унаследованное (унаследованное лучше), в каких отраслях зарабатываются основные деньги.

Шарма выделяет наиболее коррумпированные отрасли (добыча полезных ископаемых, энергетика, металлургия, игровой бизнес, строительство, недвижимость) и говорит, что там часто зарабатываются деньги, которые извлекают деньги из страны.

В то же время IT и автомобилестроение повышают производительность труда и ведут к росту экспортных поступлений в страну, ничего из нее «не вынимая». Автор рекомендует развивать именно эти отрасли.

  1. Успешными нациями управляют лидеры-реформаторы

Лидерам успешных стран не обязательно быть автократами. История показывает, что демократические страны развиваются далеко не хуже, чем недемократические. Однако технократические реформаторы часто не справляются с реформами, потому что не умеют завоевывать любовь народа и, как результат, проваливаются.

Идеальной комбинацией успешных стран является вариант, когда популярный у народа лидер нанимает технократическую команду для реализации реформ, поддерживая реформы своим высоким рейтингом.

При этом у лидера должно быть понимание экономических реформ и желание делегировать разработку политик экспертам. Автократические и демократические лидеры часто именно так и делают, и их страны процветают.

Если же к власти приходят популярные демагоги (особенно те, которые объединяют экономический популизм и национальный патриотизм), в страну может прийти крах экономики, хотя политические лидеры могут оставаться популярными. Венесуэла – прекрасный пример такой необдуманной политики.

  1. Успешные страны умеют подниматься после падения

Экономические «звезды» часто вырастают из стран, от которых никто этого не ждал. Такие страны удивляют многих именно после глубоких кризисов. Азиатские «тигры» и страны Восточной Европы – прекрасный пример.

Мышление инвесторов и медиа часто являются линейными. Одни страны любят больше, к ним появляется больше внимания. В эти страны приходит больше инвестиций, поэтому они растут быстрее. Другие страны – являются изгоями. Они не пользуются симпатией в инвесторов, финансовые реки текут туда неохотно, а в кризисные времена инвесторы бегут оттуда первыми.

Однако у многих стран из второй группы всегда есть шанс присоединиться к первой. Достаточно лишь прочитать правила, о которых я писал выше. Конечно, для реализации всего этого нужны профессионалы, готовые прийти на работу в государственные органы и способны выдержать все испытания этой службы, но это того стоит.

Если они достигают успеха в своей «домашней работе», то, когда мировая экономика вступает в этап восстановления и роста, долгосрочные темпы экономического роста таких успешных стран значительно превышают рост у стран-конкурентов или стран-соседей. Это становится видно не сразу, через несколько лет.

Тогда инвесторы обращают внимание на новых «тигров», а сами страны пожинают плоды эффективной политики, присоединяясь к группе успешных государств, о которых пишут книги. Об Украине тоже однажды напишут – я в этом не сомневаюсь.

Автор: Владислав Рашкован, заместитель исполнительного директора МВФ

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий