Директор по стратегии «Укрпочты»: Если планируем сохранить стопроцентное присутствие в селах, то необходимо пересаживать почтальонов на авто

12.08.2018 – Сколько сел в Украине не имеют стационарных почтовых отделений, чем зарабатывают сельские почтальоны, и как «почта на колесах» может стать не только банком, но и «ФАП», Agravery.com рассказал директор по стратегии и трансформации ПАО «Укрпочта» Константин Мишустин.

Сейчас «Укрпочта» имеет около 11 тыс. отделений и обслуживает все 27 тыс. населенных пунктов страны. Часто отделения связи – это и собственная почта, и банк, и розничный магазин. Более 10 млн. украинцев проживают сегодня в селах с количеством жителей меньше двух тысяч. Их также обслуживают почтальоны «Укрпочты» (при отсутствии в селе собственного стационарного отделения, услуги предоставляют работники ближайшего к ним отделения связи, за которым закреплены окружающие маленькие села).

Для обслуживания таких населенных пунктов «Укрпочта» пилотирует в Черниговщине проект «передвижных почтовых отделений». Этот формат является апробированным на практике в странах Балтии, США, Беларуси. В Украине пилотный проект стартовал 12-го июня текущего года, на маршруты уже вышло 82 мобильные бригады.

Читайте также: Шампунь, туалетная бумага и семена: гендиректор «Укрпочты» рассказал о том, что приносит прибыль госпредприятию

Андрей Пышный: Если Укрпочта хочет быть банком, то банкам нужно дать возможность торговать чайниками и гречкой

Министр Владимир Омелян: На железной дороге всем надоело, что нет никакой перспективы, что плохие условия работы и никаких улучшений не планируется

Почему сельские отделения «Укрпочты» часто убыточные, имеет ли национальный почтовый оператор поддержку из госбюджета, сможет ли «почта на колесах» выдавать напечатанные паспорта и принимать деньги на почтовые счета, Agravery.com узнавал у директора по стратегии и трансформации ПАО «Укрпочта» Константина Мишустина.

Почему «Укрпочта» решила реализовывать «пилотный» проект передвижных отделений, а не инвестировать в развитие стационарных? 

— Есть несколько факторов, которые необходимо учитывать. Один из них – убыточность сельских отделений. Отделение в селе в среднем дает около 8 тыс. грн. дохода ежемесячно и имеет 11 тыс. грн. расходов (заработная плата с начислениями, аренда, коммунальные услуги и тому подобное). Это вызвано низкой загрузкой (около 4 посылок, 53 письма в месяц) и сокращением объема определенных услуг, которые традиционно оказывала почта (например, пересылка писем или подписка печатных изданий).

Замечу, что падение объемов переписки и предоплаты – часть общемирового тренда: люди, действительно, стали меньше писать писем и читать печатных изданий, отдавая предпочтение телевидению и интернету.

Играет роль и демографический фактор сокращения сельского населения в Украине. В той же Черниговщине из 1488 сел региона 1269 имеют население менее 2 тыс. Есть населенные пункты, в которых 100-200 жителей, а то и меньше. Часто в отделениях связи работают пожилые люди, которых (при выходе работника на пенсию) физически некем заменить.

Проблема поиска квалифицированного и ответственного персонала для сельских почтовых отделений актуальна. Как актуальна и проблема контроля персонала. Бывали случаи, когда, после поступления жалобы от местных жителей, оказывалось, что почтальон не вовремя, с задержкой, разносит периодику или корреспонденцию. Или не разносит совсем, накапливая поступления за всю неделю, чтобы лишний раз не ходить.

Кстати, операторы, почтальоны сельских отделений часто имеют нагрузку 0,2, 0,3 или 0,5 ставки. Однако за каждого работника, даже с наименьшей нагрузкой, мы платим ЕСВ в полном объеме, то есть 819 гривен. Также не забывайте о чрезвычайной изношенности и не всегда удовлетворительном состоянии тех помещений, в которых находятся сельские СПО, а при убыточности такого отделения, за что делать ремонты?

Отсутствие санузлов, постоянного отопления, зарешеченных окон… При отсутствии компьютеров в принципе, — работники годами привыкли работать «на бумажках». Оборудовать такие СПО стоимостной компьютерной техникой тоже нецелесообразно: иногда – невозможно обеспечить необходимые условия безопасности, иногда – температурный режим (когда отделение работает и, соответственно, отапливается, один день в неделю), иногда – обеспечить каналы связи и необходимую скорость интернета, иногда – работника, способного работать на новом оборудовании… Чаще, имеем весь комплекс этих проблем.

Поэтому выходом из ситуации (когда мы не рассматриваем вариант тотального закрытия отделений, как это сделал бы, например, при аналогичных условиях, частный оператор) может быть переход на другую форму обслуживания – мобильное отделение.

Около 400 авто работали и до этого передвижными отделениями по Украине, однако это был формат «почтового обмена». Когда в село приезжала машина, привозила письма, пенсии, подписку на газеты,  забирала у почтальона полученные платежи, посылки и письма для дальнейшей отправки. Сейчас же внедряется принципиально новый формат.

В чем заключается этот новый формат? И чем он будет отличаться от предыдущего?

— Бригада «почтальонов на авто» состоит из трех работников: начальник отделения, водитель-курьер и почтальон. Она приезжает в деревню по определенному графику, доведенному до сведения жителей села. Частота приезда зависит в основном от количества местных жителей и объема услуг: чем большее количество населения и количество посылок, писем, платежей, тем чаще будет приезжать бригада и дольше работать «на месте».

Начальник бригады предоставляет услуги в «точке присутствия» (клубе, помещении сельсовета и тому подобное). Двое других работников разносят и развозят по селу, в зависимости от габаритов, почту, посылки, подписку на издания, пенсию, денежные переводы. При этом мы можем точно проконтролировать доставку или, при необходимости, подменить заболевшего работника.

Кстати, в некоторых селах помещение для работы «передвижных» бригад оказывают и местные агропредприятия.

Почему для этого пилотного проекта выбрали именно Черниговскую область?

— Причин несколько. Во-первых, в регионе сформирована хорошая управленческая команда, которая имеет необходимую квалификацию и компетенции, чтобы внедрять в жизнь сложный проект. Во-вторых, Черниговщина релевантная для проведения «пилота», поскольку имеет достаточно большую территорию с относительно низкой плотностью населения, большое количество населенных пунктов с малым количеством жителей.

Именно на примере Черниговской области сможем не только более четко обозначить проблемы, которые необходимо решить, внедрить пути их решения, но и выявить, проанализировать и удалить все «баги», что непременно возникают при воплощении любого проекта в жизнь.

Когда проект  «почта на колесах» выйдет на всеукраинский уровень?

— В текущем году проект будет распространяться исключительно на Черниговскую область, в 2019 году — охватит еще несколько областей. Переход на общегосударственный уровень планируем ориентировочно в 2020-2021 годах. Это будет зависеть от факторов времени, привлечения инвестиций, утверждения финплана на 2019 год… Пока не забегаем вперед, в ноябре текущего года будем подводить промежуточные итоги «пилота».

А вы уже считали, сколько понадобится денег, чтобы для всей Украины запустить передвижные почтовые отделения?

— Не можем пока раскрывать такую информацию, хотя инвестиции необходимы немалые. У нас нет другой альтернативы: если планируем сохранить свое стопроцентное присутствие в селах и продолжить оказывать весь спектр услуг в маленьких селах, необходимо менять формат и пересаживать почтальонов на авто.

В каких областях Украины «Укрпочта» имеет наибольшую долю сельских отделений? Какую часть стационарных отделений в селе заменят передвижными?

— У нас нет такой области, которая в «почтовом» отношении более или менее урбанизирована. К тому же часто оцениваем села не по размеру населения, а по объему услуг, что там предоставляем. Например, принципиально может отличаться количество выплаченных пенсий и предоплаченных изданий в соседних поселках, что оба имеют по тысячи жителей (ведь количество пенсионеров, которые одновременно являются и основными подписчиками, может быть существенно, разным).

В целом, имеем 8 тыс. населенных пунктов, где живет от 500 до 2 тыс. жителей, и свыше 1,6 тыс. населенных пунктов, в которых живет более 2 тыс. жителей. В населенных пунктах «2 тыс. +» мы оставляем стационарные почтовые отделения, которые в этом году впервые будут компьютеризированы на все 100%. В селах с населением менее 2 тыс. планируем заменить стационарные СПО на передвижные.

На чем «Укрпочта» в сельской местности зарабатывает, а на чем тратит?

— Сначала о расходах: свыше 70% всех расходов – это расходы на фонд оплаты труда. При этом 82% от фонда заработной платы составляют затраты на производственный персонал. Зарабатываем на посылках, платежах, переводах и торговле. Последние два года активно реализуем стратегию повышения доходов. Так в 2017 году по сравнению с 2016 годом, почтовый экспорт вырос на 36%, импорт – на 22%, общие объемы пересылки посылок выросли на 13%, доходы от торговли – на 31%.

За 2 квартала текущего года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого) увеличили доходы по посылкам – на 51,0%, по переводам – на 11%. «Укрпочта» через отделения связи осуществляет выплату 45% всех пенсий в Украине. Однако эта статья доходов почти не растет и является убыточной, поскольку тариф на доставку пенсий «Укрпочтой» не пересматривался с 2004 года.

Убыточными являются для нас и тарифы на доставку подписных изданий, которые на момент 2019 года планируем вывести на уровень себестоимости. Напомню, что никаких дотаций от государства на предоставление этой или любой другой услуги «Укрпочта» не получает. Однако имеем обязательства как национальный почтовый оператор, доставлять письма, посылки, корреспонденцию в любой населенный пункт, страны к двери адресата (частные операторы таких расходов на себя не берут, доставляя отправления либо на отделение, либо курьерской доставкой, за которую надо платить дополнительно).

Розничная торговля, которая сосредоточена в основном в почтовых отделениях сел – это не только возможность для местных жителей купить необходимый товар «на месте», а для компании – получить прибыль, это еще и возможность для почтальонов и операторов получить дополнительные бонусы к зарплате.

А как вы набираете сотрудников для работы в бригадах «почты на колесах»? Набираете дополнительный штат, или привлекаете уже имеющихся работников с больших отделений?

— Предлагаем работу, в первую очередь, тем почтальонам, стационарные отделения которых планируется закрыть. Впрочем, далеко не все соглашаются. У нас есть случаи, когда, например, в отделении работает два почтальона с нагрузкой 0,5 и 0,35 от ставки. Однако ни одна не соглашается продолжить работать на ставку 0,8. Причина в том, что для многих сельских почтальонов их должность – место дождаться пенсии.

Им нет необходимости работать полный рабочий день 5 дней в неделю, ведь получаемая зарплата не является основным источником доходов (многие  имеют домашнее хозяйство, другие виды заработка).

Хотя есть случаи, когда возвращаются в штат бывшие почтальоны, которые ранее оставили работу как раз из-за урезания ставок. Также активно набираем новых работников, с официальным трудоустройством, на «белые» зарплаты.

Согласовываете ли вы свои планы развития или закрытия сельских отделений с местными администрациями?

— По законодательству, «Укрпочта» – общественная акционерная компания, которая должна самостоятельно принимать планы своей работы или развития сети в рамках существующих нормативов. Однако мы стараемся тесно сотрудничать с облгосадминистрациями, районными советами и администрациями ОТГ в консультативном поле, особенно, — в рамках проекта «передвижных отделений».

Понимаем, что проект – резонансный, поэтому много времени тратим на разъяснительную работу. Мы создали рабочую группу при Черниговской ОГА, подписали меморандум о сотрудничестве. Предоставляем администрациям и советам необходимую информацию о проекте, рассказываем о ходе «пилота».

Также ведем активные переговоры с представителями местных общин о выделении помещений, где будут располагаться  «точки присутствия».

В интервью нашему изданию ваш коллега Артур Муравицкий рассказывал, что «Укрпочта» планирует и на передвижные почтовые отделения распространить оказание финансовых услуг по подаче заявок в банки на кредитование или страхование. Также – предоставить возможность «почте на колесах» осуществлять почтовые выплаты крестьянам за аренду пашни, возможность открывать почтовые счета (как только это позволит ВР). Как быстро удастся воплотить эти планы в жизнь? И помогут ли эти задумки увеличить прибыльность работы почты на селе? 

— Передвижное отделение должно предоставлять весь спектр услуг Укрпочты, оно ничем не будет отличаться от спектра услуг стационарного. Пока передвижные СПО не автоматизированы, они работают в основном на РРО — кассах, и не имеют планшетов или компьютеров. Планируем постепенно их устанавливать, чтобы сделать доступными все финансовые услуги, в частности, и почтовые счета.

А как крестьяне смогут класть деньги на почтовые счета в отделениях «Укрпочты» «на колесах»?

— Сейчас мы «одной рукой» привозим наличные крестьянам, которые выдаем пенсиями и социальными выплатами. Потом «другой рукой» забираем эти же деньги обратно в качестве платежей за коммунальные и другие услуги, переводов и т. п., и везем обратно. Оптимальнее и цивилизованнее, если крестьяне получат возможность переводить деньги с почтовых счетов (мобильных терминалов), платя за «коммуналку» или приобретенные в отделении товары.

А как получилось, что «Укрпочта» не получает государственные субсидии? Или вашей компании не нужна господдержка?

— Разные страны по-разному решают вопрос поддержки национального почтового оператора. Некоторые – выплачивают компенсации за предоставление (убыточных для оператора) универсальных услуг или за распространение периодики (почта соседней Словакии получает 15 млн. евро – на оказание универсальных услуг, почта Чехии – 27 млн. евро). В Украине «Укрпочта», как правило, самостоятельно решает свои проблемы.

Наше желание – не зависеть от денег из бюджета, стать современной клиентоориентированной компанией, наладить бизнес, который бы приносил стабильный доход. Для этого иногда приходится идти на непопулярные шаги, просматривая и внедряя новые тарифы (которые не пересматривались в течение многих лет), чтобы вывести их на уровень безубыточности.

Конечно, если государство считает необходимым хранить для граждан неизменно низкие тарифы (ниже себестоимости), то логичным было бы предоставление почтовому оператору соответствующие компенсации.

Артур Муравицкий говорил и о планах перенести некоторые административные услуги на почтовые отделения, такие как выдача напечатанных паспортов или подача заявок на агродотации. По его словам, такие планы распространяются и на передвижные почтовые отделения. Как быстро вам удастся провести такую работу? Пойдут ли крестьяне контактировать с государством через «окошко авто»? Ведь сейчас граждане контактируют с государством через интернет или в административном здании. 

— Возможно, в городе люди больше привыкли получать услуги именно в административных зданиях. А в селах люди получают пенсии именно от почтальонов, и крестьяне тоже давно к этому привыкли.

«Заводить» новые услуги сможем, когда решим проблему с оснащением компьютерами передвижных отделений. Хотя для себя мы рассматриваем вариант участия в различных государственных сервисах. Например, можем приобщиться к проектам сельской медицины, и доставлять лекарства. Нет проблемы поставить холодильник в авто. Есть вопрос: кто может осуществлять это, кроме нас, имея столь разветвленную сеть в селе и соответствующий обученный штат работников.

Автор: Иван Киричевский

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий