Директор стартап-программ в Беркли Рик Рассмуссен: Кремниевая долина разрослась на весь мир

16.10.2018 – 16 октября в Киеве состоится UNIT INVESTMENT SUMMIT’18. Он соберет в инновационном парке UNIT.City известных инвесторов, перспективные стартапы, ведущие ассоциации и других участников бизнес-экосистемы Украины, Центральной и Восточной Европы. Одним из главных спикеров саммита будет директор стартап-программ в знаменитом Калифорнийском университете в Беркли Рик Рассмуссен.

В свое время он стоял у истоков нескольких компаний, которые были суммарно оценены более чем в $8 млрд.

В интервью для K750 американский ментор и инвестор рассказал о поисках инноваций в тумане, «кривой хайпа» и трансформации Кремниевой долины.

Читайте также: Ментор Мартин Кашубовский – о культуре инноваций и постсоветских стартап-экосистемах

Как развивается глобальная стартап – экономика: главные выводы исследования Startup Genome

50 миллионов на гранты. Интервью с координатором запуска Ukrainian National Startup Fund Деборой Фейрлам

Инновационный сити-гайд: что делать, куда идти, где останавливаться и с кем знакомиться в Берлине

С чистого листа: 5 самых интересных смарт-городов в мире

«Дайте людям свободу блуждать в поисках себя» 

Как вы попали в сферу инноваций?

Я родился и вырос в Кремниевой долине – в эпицентре инноваций. И это было просто естественно – пробовать что-то новое, бросать себе вызовы, заниматься изобретательством. Мой отец работал в области технологий, и в детстве у меня был доступ к его рабочему компьютеру. В 7 лет я уже занимался программированием и создавал игры, в 9 лет – строил роботов. Еще в школьные времена мои интересы отличались от интересов моих сверстников – я мечтал изобрести лучшие в мире стереодинамики.

В университете я менял профильную дисциплину трижды. Окончил университет по специальности «Электронное машиностроение и компьютерная техника», изучал физику полупроводников и архитектуру микропроцессоров. Однако я никогда не работал по специальности, а вместо этого решил развивать свою карьеру в сфере маркетинга и продаж технологических продуктов.

Должен сказать, что вряд ли мне бы удалось найти возможности в области инноваций, если бы я не попробовал себя во многих других сферах. Такие места, как Кремниевая долина, дают людям возможность немного «побродить», попробовать себя в разных ролях, чтобы, в конце концов, найти то, что действительно нравится. Если Украина хочет поощрить людей быть инновационными, стоит дать им свободу – свободу изучать и исследовать, пока они не найдут то, что придется им по душе.

Сейчас вы работаете в центре предпринимательства и технологий Sutardja в Калифорнийском университете в Беркли, где отвечаете за развитие стартап-программ. Расскажите, пожалуйста, о центре и программах для стартапов. 

Центр предпринимательства и технологий – очень интересное место. На наших курсах преподают высококлассные специалисты, которые имеют огромный практический опыт в той или иной сфере. Мы предлагаем нашим студентам познакомиться с реальными проблемами индустрий и получить советы по тому или иному вопросу. Программа имеет очень практическое направление. Обычно в центре преподают 15 или более представителей из разных отраслей. И я – один из этих 15 человек.

Роль директора стартап-программ дает мне возможность создавать новые программы. Одной из них является недавно введенная программа под названием Startup Semester. Она дает возможность иностранным студентам пройти курсы по предпринимательству в университете Беркли и поработать над собственными проектами. В рамках программы студенты проходят курс под названием Challenge Lab.

Здесь студенты, работая в командах, учатся создавать инновационные продукты, а именно выдвигать и проверять идеи, разрабатывать маркетинговый план и план продаж, строить бизнес-модели и представлять свои проекты перед венчурными инвесторами.

Сейчас программа Startup Semester может принять около 60 студентов на семестр. К нам приезжают слушатели из разных уголков мира – Кореи, Индии, Франции… Мы помогаем им всем погрузиться в инновационную культуру по-настоящему.

От Эстонии до Сингапура 

Вы также помогаете строить инновационные экосистемы в разных странах мира. Государство, по вашему мнению, может быть примером того, как создавать инновационную культуру? 

Недавно я встречался с президентом Эстонии. Это небольшое государство с населением около 1,3 млн. жителей стало родиной для четырех единорогов. И в этой небольшой стране усилия, как частного, так и государственного сектора направлены на то, чтобы Эстонию знали в мире как страну стартапов и государство с сильной инновационной культурой.

Читайте также: Инновационный сити-гайд: что делать, куда идти, где останавливаться и с кем знакомиться в Таллинне

Можно сказать, что эстонцы достигли определенного успеха в этом направлении. Важно, что инициатива по поддержке инноваций идет сверху. Можете ли вы представить себе, чтобы президент страны говорил о том, что нужно быть инновационными, нужно менять способ управления и изменять ход мыслей о государственной политике для поддержки инноваций? Вы не услышите таких слов от большинства руководителей государств мира.

Многим странам трудно менять свою культуру. Люди привыкли воспитывать своих детей так, чтобы те могли в будущем занимать высокие должности – стать успешными банкирами, получить престижную работу в корпорациях или же стать лидерами правительства. В то же время быть частью стартап-культуры – это что-то для них необычное. «Создание с нуля» может стать непростой задачей для представителей таких культур.

Инновации напоминают путешествие в тумане. Будущее – очень туманно. Вы вряд ли знаете, кто будет вашим клиентом, каким будет ваш продукт, сколько он будет стоить, и в чем будет заключаться ваша бизнес-модель. Не каждому комфортна эта атмосфера неопределенности. Но в мире инноваций вам нужно найти в себе силы исследовать эту зону неопределенности и идти дальше, иногда в совершенно неожиданных направлениях.

Что можно сказать об Украине в этом контексте? 

Каждый день в Украине можно услышать разговоры о стартапах. Люди рассказывают отдельные успешные истории, приводят в пример отдельных предпринимателей, много информации на эту тему появляется в СМИ. В Украине иметь стартап — это почетно. Поэтому можно сказать, что украинцы уже заложили основу для инновационной культуры в своей стране.

С какими еще странами вы работали, и из каких стран, кроме Эстонии, можно брать пример, развивая инновации?

В мире много предпринимательских экосистем. Существуют организации вроде CB Insights, которые анализируют развитие предпринимательства в разных городах и странах и публикуют соответствующие рейтинги. Высокие ступеньки в таких рейтингах часто занимает Сингапур. Это небольшой город-государство, которое, не имея многих природных ресурсов, делает ставку на инновации. За это можно похвалить, в частности, и правительство этой страны. Предпринимательство и инновации в Сингапуре – это стиль жизни.

Лично я тесно сотрудничаю с Австрией в рамках программы Go Silicon Valley. Посещаю Австрию раз в год, отбираю лучшие стартапы и привожу их в Долину. Здесь стартапы ищут себе потенциальных клиентов, партнеров и исследуют рынок в целом. Возвращаясь на родину, представители этих компаний становятся «миссионерами», которые могут рассказать своим землякам, как именно все это работает в США.

Из бывших советских республик я работаю с Азербайджаном и Казахстаном, с Арменией, а сейчас начинаю сотрудничество с Украиной. В каждой из этих стран я наблюдаю желание меняться – над этим работают как правительства, так и отдельные организации, инкубаторы и акселераторы.

Silicon Valley mindset

Вы помогали развивать стартапы еще в прошлом веке. Как известно, три компании, с которыми вы сотрудничали, стали очень успешными и суммарно продались за $8 млрд. Благодаря чему они достигли успеха?

Все три компании появились в 80-х и 90-х годах прошлого века – и каждая из них породила целую индустрию. Первая – LSI Logic – смоделировала использование полупроводников программным обеспечением, а впоследствии и реализовала эти устройства в физической форме. Мы разработали технологию, которая привела к технологическому буму персональных компьютеров IBM в 80-х годах.

Вторая – C-Cube Microsystems стала первой в мире компанией, которая позволила конвертировать аналоговые изображения и видео в «цифру» и сохранять данные в форматах MPEG и JPEG. Это была основная технология для любой цифровой видеосистемы, включая DVD, цифровой спутник и цифровой кабель.

А третья компания – @Road – в свое время изобрела мониторинг транспорта с помощью GPS-маяков. Таким образом, изобретение каждой из трех компаний существенно повлияло на жизнь людей. Каждая из технологий используется и сейчас.

Прекрасно, когда компании удается изобрести новую технологию, положить начало новой отрасли. Мне очень повезло работать в трех таких компаниях.

Со времен основания этих компаний в Кремниевой долине, видимо, многое изменилось, в том числе и в подходах к предпринимательству и инновациям?

Да, многое изменилось. После того, как вначале 2000-х лопнул «пузырь доткомов», началась рецессия. Технологическая отрасль приходила в упадок, люди покидали Долину, и так продолжалось несколько лет.

Ранее термин «инновации» не ассоциировался ни с инкубаторами, ни с акселераторами, ни с инвесторами-ангелами, ни с фондами посевных инвестиций. Всего этого просто не существовало. Спустя время все эти новые инструменты использовались – и многие из них успешно – чтобы уменьшить риски и ускорить темпы развития инноваций.

Самое главное изменение, произошедшее в мире инноваций, заключается в следующем – сегодня существует много инструментов для того, чтобы люди могли быстро внедрять инновации. И эти инструменты доступны предпринимателям из разных стран. Прорывные технологии и единороги могут родиться в любом уголке мира. Инновации стали глобальным явлением. Можно сказать, что Кремниевая долина разрослась по всему миру.

Однако именно Калифорния до сих пор является самой динамичной инновационной экосистемой мира. Как именно развивалась Кремниевая долина и что там происходит сегодня?

Все началось в 50-х годах прошлого столетия, в период Холодной войны. Кремниевая долина развивалась волнообразно – то вспыхивала, то затухала. В истории Долины можно выделить сначала бум (а потом упадок) оборонной электроники, потом потребительской электроники, компьютеров и так далее.

При этом рецессия случалась каждые 8 лет – в 1984-м, 1992-м, 2000-м, 2008-м… В эти периоды в Долине всегда наблюдаются большие изменения – осваиваются новые технологии, возникают новые волны стартапов, приезжают новые люди.

«Путь инноваций напоминает путешествие в тумане» 

И сегодня, когда очередные 8 лет этого цикла уже далеко позади, я не удивлюсь, если вскоре наступит период очередных изменений. Без сомнения, мир в будущем ждет рецессия. Это будет иметь влияние на глобальную экономику, это будет иметь влияние и на Кремниевую долину. Вопрос лишь в том, когда именно это произойдет.

Но самый интересный тренд заключается в том, что Кремниевая долина, хоть и остается лидером, но уже не является единственным источником возможностей и инноваций. Появляются новые центры, в США это Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Бостон, в других частях мира – Лондон, Берлин, отдельные азиатские города.

В одном интервью вы использовали термин «менталитет Кремниевой долины» (Silicon Valley mindset)? Что вы имели в виду?

Выражение Silicon Valley mindset можно связать с другим популярным словосочетанием – California mindset. Несмотря на то, что Калифорния имеет не такую давнюю историю, и штат подарил миру много прекрасной музыки, здесь началось движение хиппи, Калифорния является более открытым и более изобретательным штатом в сравнении с другими. И когда мы берем эту способность Калифорнии быстро принимать все новое, адаптироваться к изменениям, и добавляем технологии – мы получим то, что называется «менталитет Кремниевой долины».

Есть ли другие американские экосистемы, которые отличаются от экосистемы Кремниевой долины? 

Да, каждый штат имеет свою модель поведения, свой образ мышления. Ближайшей моделью является Лос-Анджелес, который находится примерно в 400 км от Кремниевой долины. В то же время Лос-Анджелес вовсе не является соперником для Долины. Стартап-экосистема города развивается вокруг медиа.

Еще один важный центр – это Нью-Йорк, который является одной из крупнейших стартап-экономик мира. Сильными сторонами Нью-Йорка является финансовый сектор и индустрия моды. Каждый из городов, каждая из экосистем имеет свой характер, свою историю и свои проблемы.

Но Долина остается наиболее привлекательным местом для инноваторов. Не пытаются ли другие города переманить специалистов из Залива?

Да, это постоянно происходит, уже даже не одно десятилетие. Люди из Техаса, Аризоны и буквально каждый штат приезжают и говорят: «Кремниевая долина слишком густо населена, здесь сумасшедшие люди, слишком много машин, уезжайте отсюда, приходите к нам».

У них получается?

На самом деле, среди людей, живущих в Кремниевой долине, мало кто здесь родился. По крайней мере, 50% СЕО компаний являются иностранцами. Когда люди переезжают в США, и первым их местом жительства является Кремниевая долина, впоследствии им может здесь что-то и не понравиться. Кто-то хочет завести семью, другие хотят иметь более размеренный стиль жизни или жить в более безопасном месте.

Из этих соображений они могут сделать выбор в пользу другого региона. Мобильность населения, особенно среди иммигрантов, находится на очень высоком уровне. В целом это положительная тенденция.

Куда заведет «кривая хайпа» 

Вернемся к теме инноваций. По вашему мнению, какие инновационные тренды мы будем наблюдать в ближайшие годы в Долине и мире в целом? 

Если бы мне было это известно, я бы уже бросил свою работу. Шучу. Прогнозы – сложная штука. Известен ли вам термин «цикл хайпа» (также – «кривая хайпа» или «кривая зрелости технологии», на английском – hype cycle). Это понятие придумала исследовательская компания Gartner. Каждый год Gartner публикует новую версию «кривой хайпу», которая показывает траекторию развития различных технологий.

Что делают исследователи Gartner? Они берут только что появившиеся тренды и наблюдают, как эти темы «раздуваются» медиа, пока это не приходит в точку безумия. Постепенно интерес к той или иной теме уменьшается, а затем технологии становятся привычными для людей.

Какие темы сейчас можно назвать хайповыми?

Сейчас мы наблюдаем хайп вокруг искусственного интеллекта, машинного обучения, Big Data. И вспомните, какие темы были чрезвычайно популярными два года назад? Все говорили о блокчейне и криптовалютах, которые должны изменить мир.

А еще за два года до этого изменить мир должен был Интернет вещей. В какой-то степени изменения все-таки происходят. Но в то же время мы должны быть осторожны с прогнозами. Иногда об очередных прорывных технологиях забывают уже на следующий день.

Автор: Ольга Дубенская

Источник: K750

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий