Директор ТЭК Александр Семененко: Что будет после запуска нового рынка электроэнергии и как снизить суммы в квитанциях

26.05.2019 – Директор «Торговой электрической компании» Александр Семененко рассказывает о том, как ТЭК стала одним из крупнейших поставщиков электроэнергии на украинском рынке, почему бизнес решил довериться именно им и что будет с компанией через десять лет.

Реализация первого этапа реформы рынка электроэнергии в Украине началась в начале 2019 года, что дало возможность выявить ее слабые стороны и выработать пути решения. Уже с 1 июля новый рынок должен заработать полноценно.

Однако недавно представители команды избранного президента Владимира Зеленского начали говорить о возможной отсрочке запланированного запуска сроком в один год. Действующая власть занимает диаметрально противоположную позицию.

Состоится запуск 1 июля или чуть позже, зависит от решений в самых высоких кабинетах страны. Но уже сейчас понятно, что готовиться к изменению правил игры основные игроки рынка должны заранее. И они этим уже активно занимаются.

Один из таких игроков – «Торговая электрическая компания» (далее – ТЭК), за плечами которой почти 10-летний опыт работы на рынке поставки электроэнергии. На сегодня ТЭК обслуживает более 500 клиентов. Среди них – крупнейшие предприятия тяжелой, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания.

Вместе с компанией ТЭК «Экономическая правда» начинает реализацию спецпроекта, основная цель которого – доступным языком объяснить потребителям сложные вещи, связанные с запуском нового рынка электроэнергии.

Серия материалов, которая будет опубликована скоро, поможет разобраться в этом. Какие изменения происходят на рынке, на что обращать внимание при выборе поставщика, как будет формироваться цена на электроэнергию на «новом рынке» и в переходный период, что такое оптовый рынок, как минимизировать небалансы, что такое система АСКУЭ и почему о ней должны знать, и во многих других актуальных вопросах.

В первом же материале директор «Торговой электрической компании» Александр Семененко рассказывает о том, когда ТЭК появилась на украинском рынке, как она стала одним из крупнейших поставщиков, почему бизнес решил довериться именно им и что будет с компанией через 10 лет.

Также — о запуске нового рынка, готовности основных игроков, ключевых нововведениях, которые ждут бизнес и население, и о секретах экономии на примере развитых стран.

– Как в Украине появилась компания ТЭК и чем она занимается? 

— История ТЭК началась в 2009 году. Компания была основана в Киеве для поставки электроэнергии по нерегулируемому тарифу.

Конкурировали с такими же поставщиками по нерегулируемому тарифу, но основными конкурентами были поставщики по регулируемому тарифу – облэнерго. Нашими потребителями были в основном крупные промышленные предприятия с ровным графиком суточного потребления.

Как и все другие поставщики по нерегулируемому тарифу, мы предлагали скидку благодаря положительной разнице между нашей закупочной ценой на оптовом рынке и регулируемым тарифом, утвержденным для облэнерго. В конце 2013 года мы уже участвовали в экспортных аукционах. В 2014 году начали поставлять электроэнергию за рубеж.

— Как вы попали в папки? 

– В 2013 году отправил резюме на вакансию, размещенную компанией ТЭК на сайте поиска работы. Прошел собеседование, после этого была встреча с руководителем компании и мне предложили должность менеджера в отделе по работе с потребителями.

В 2014 году получил повышение – стал заместителем начальника этого же отдела, а впоследствии возглавил коммерческий отдел. В 2015 году акционер предложил должность директора компании ТЭК.

– Кто ваши клиенты сейчас?

– Нашими клиентами являются как самые маленькие, так и одни из крупнейших предприятий тяжелой, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, а также предприятия сферы обслуживания. Нам есть, что предложить бизнесу.

– Скоро компании исполнится десять лет. Какие итоги?

– Хотелось бы начать с самого дорогого для меня – наших сотрудников. Это коллектив профессионалов-единомышленников, которые по-настоящему увлечены своей работой.

В 2019 году мы обслуживаем более 500 клиентов. В основном, это промышленные предприятия. Поставляем электроэнергию во всех областях Украины, в разных регионах работают семь офисов. Мы являемся одним из крупнейших поставщиков электроэнергии в Украине.

Постоянно работаем над улучшением сервисных услуг для клиентов. Имеем два программных продукта. Первый – для работы с клиентами в сегодняшних условиях рынка электроэнергии, второй – для работы в условиях новой модели рынка электроэнергии.

– Относительно нового рынка электроэнергии. Как проходит первый этап реформы, который начался 1 января 2019 года?

– С точки зрения поставщика электроэнергии – по-разному.

Появилось больше возможностей для привлечения всех категорий потребителей – юридических лиц в связи с отменой регулируемого тарифа для таких потребителей и анбандлинга (разделения) облэнерго.

Все поставщики получили одинаковые рыночные условия, а потребителю необходимо было до 1 января выбрать себе поставщика и заключить договор с оператором системы распределения.

Значительно упростился доступ поставщика к сетям оператора системы распределения (облэнерго), также упростились требования к пакету документов при переходе потребителя к другому поставщику.

С другой стороны, есть проблемы с передачей данных по почасовым объемам потребления, но если сравнивать первый месяц реформы, и сегодняшний день, то ситуация очень изменилась и продолжает улучшаться с каждым днем.

– Какова готовность у ключевых операторов? 

– «Укрэнерго» активно занимается внедрением и запуском программного продукта, проводит тестовые операции по работе на рынке прямых договоров и балансирующем рынке. Тем самым занимается «Энергорынок», проводя тестовые операции на рынке «на сутки вперед» и внутри суточного рынка.

Мы тоже тщательно готовимся к работе в условиях новой модели рынка электроэнергии. Участвуем во всех упомянутых мероприятиях, готовим своих специалистов у наших зарубежных партнеров. А программный продукт полностью адаптирован и ждет своего времени.

– С 1 июля новый рынок должен заработать полноценно, но идут разговоры о переносе запуска на год. Чего ожидать?

– С 1 июля должен запуститься второй этап внедрения новой модели рынка. Все представители отрасли активно готовятся к следующему шагу.

О переносе даты запуска на год официальная информация отсутствует, но если это произойдет, то однозначно будет связано с неполной готовностью кого-то из основных игроков рынка. Мы полностью готовы. Готовы ли другие участники рынка, покажет запуск или перенос второго этапа реформы.

— До сих пор неурегулированный вопрос катастрофической задолженности на оптовом рынке электроэнергии, которая достигла около 36 млрд. грн. Как решить этот вопрос? 

– Для Украины это один из наиболее важных вопросов. Я не являюсь экспертом и не имею опыта в решении таких вопросов, но однозначно формат решения будет.

Важно не допустить этой ситуации в будущем. В новых условиях рынка поставщик не сможет дотировать таких потребителей и будет вынужден отключать их, а это, в основном, шахты и водоканалы. В случае их отключения последствия могут быть непредсказуемыми.

– Как урегулировать вопрос перекрестного субсидирования и компенсации на новом рынке регулируемой цены для населения? 

– Перекрестное субсидирование населения в электроэнергетике – это когда промышленные потребители оплачивают часть стоимости электроэнергии, потребленной населением. Однозначно с этим нужно что-то делать.

Есть хорошие примеры зарубежных стран, где население благодаря сложившейся культуре потребления основные нагрузки переносит на часы, когда электроэнергия дешевле. На нашем рынке тоже давно действует двухзонный тариф для физических лиц, но, наверное, не все потребители знают, как им пользоваться.

— Поможем им разобраться.

– Есть такие зарубежные примеры, когда потребитель заряжает свой электромобиль ночью. Если после дня эксплуатации аккумулятор не разрядился полностью, он «сливает» электроэнергию в сеть в пиковые часы, когда она дороже. Таким образом, он получает положительную разницу и в следующий раз ночью заряжается еще дешевле.

Да, в Украине не все могут купить электромобиль, но перевести работу бойлера и стиральной машины на ночные часы имеют возможность все.

Вопрос о перекрестном субсидировании, культуре потребления электроэнергии населением и разнообразии тарифов для возможности экономить нужно, объединить в одно и решать в комплексе.

– Что на новом рынке может стать источником для компенсации «зеленых» тарифов? 

– Зарубежный опыт свидетельствует: компенсация за разницу заложена в распределении электроэнергии по сетям. Поверьте, со слов наших партнеров, стоимость распределения там недешевая, что влияет на конечную цену потребителя.

– Каким в идеале должен быть новый рынок?

– Переход на новую модель предполагает европейскую модель рынка электроэнергии. Основная цель – стимулировать конкуренцию и максимально отказаться от государственного регулирования. А конкуренция порождает качество.

Для нас основное в работе – это качество.

Качество обслуживания клиента, качество сервисных услуг, качественное отношение к обучению и подготовке персонала, практика европейских поставщиков по качеству и обслуживанию клиентов, умение качественно работать на всех сегментах рынка для формирования выгодной и конкурентной цены для клиента. Думаю, это касается каждого игрока рынка.

– Что изменит запуск нового рынка для населения?

– На время переходного периода поставлять электроэнергию населению по регулируемому тарифу будет поставщик универсальных услуг.

Изменения для населения запланированы на 2021 год, после истечения переходного периода. Физические лица также смогут выбирать себе поставщика электроэнергии – в зависимости от того, кто предложит наиболее выгодные условия тарифообразования.

— Какие изменения ждать бизнесу?

– Первые изменения для бизнеса произошли при внедрении первого этапа новой модели рынка, когда отменили розничный и зонный тарифы.

Бизнесу пришлось подробно изучать, что такое автоматизированная система учета электроэнергии, что такое почасовая цена на рынке. От этих факторов зависело формирование себестоимости электроэнергии.

Это дало понимание, как с помощью изменения часов нагрузки можно получить наиболее выгодную для себя цену.

– Что будет после второго этапа?

– После внедрения второго этапа новой модели рынка для получения привлекательной цены, бизнесу необходимо будет задуматься о более точном прогнозе потребления электроэнергии. Это поможет поставщику избежать небалансов, наличие которых будет значительно влиять на конечную цену для потребителя.

Чем ближе прогнозное потребление будет сходиться с фактическим, тем ниже будут небалансы.

Поставщики также имеют систематические подходы к работе с небалансами. Чем больше будет потребителей у поставщика, тем более взаимовыгодным будет внутренняя сбалансированная группа, где объемы потребителей будут балансировать между собой.

Кроме того, поставщик будет сам делать прогнозы относительно крупных потребителей для более точной заявки на рынке «на сутки вперед». Также поставщики будут входить в наружную балансирующую группу между такими же поставщиками, операторами системы распределения и генерацией. Наша компания уже входит в такую балансирующую группу.

– Значит, ТЭК полностью готова к работе в новых условиях?

– На все 100%.

– Какой вы видите вашу компанию через десять лет?

– Есть цели относительно объемов и доли рынка, но это отдельная история.

Через десять лет хотелось бы работать на рынке электроэнергии, где все процессы будут автоматизированы по последнему слову, где потребитель, зайдя на электронную платформу, сможет беспрепятственно выбрать себе поставщика электроэнергии, лишь несколько раз щелкнув на своем гаджете, где поставщики будут конкурировать за улучшение подходов к условиям и сервису, постоянно предлагая новшества.

Самое главное – и через десять лет мы стремимся оставаться в топе поставщиков.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий