Директор «Укргрибпром» Вячеслав Ишутин: Рентабельность производства грибов составляет от 15% до 40%

Украинские фермы выращивают примерно 50 тысяч тонн грибов в год, подавляющее большинство из которых – это шампиньоны. Для сравнения: в соседней Польше благодаря грантам от ЕС культивируют более 370 тыс. тонн грибов ежегодно. Почему дотации для грибников остаются не более чем мечтой, и насколько рентабельным является этот бизнес в Украине – в интервью Agravery.com рассказал исполнительный директор «Укргрибпром» Вячеслав Ишутин.

Об отрасли грибоводства в Украине, на мой взгляд, говорят мало, и даже найти официальные объемы производства проблематично. Расскажите, чем живет на сегодня эта сфера?

— Вы правы, официальная статистическая информация по производству грибов в Украине мало соответствует реальной картине в отрасли. Всю информацию нам приходится собирать по частям, от самих производителей. Все осложняется тем, что в отрасли работает немало мелких игроков, которые не зарегистрированы, работают сезонно и предоставлять информацию о себе не хотят.

Тем не менее, исходя из тех данных, которые у нас есть, общий объем производства грибов мы оцениваем примерно в 55-56 тысяч тонн в год. При этом около 91% приходится на шампиньоны и 9% на вешенки, шиитаке, опята зимние и другие, так называемые экзотические для Украины виды грибов. Но это количество недостаточное, к примеру, в некоторых странах ЕС каждый житель потребляет в 2-3 раза грибов больше, чем в Украине.

Понятно, что это происходит и из-за частичной смены диеты человечества – становится больше вегетарианцев, стоимость мяса растет. Или не так? 

— Так. Грибы – традиционный для Украины продукт. В связи с экологическими вопросами сбор грибов в лесах уменьшается, однако, потребление грибов, выращенных промышленным способом, постепенно растет. Странно, но украинцы мало знают о природе грибов, об их значении для здоровья. Убедительно доказана высокая биологическая ценность грибов, как пищевого продукта, который содержит уникальный комплекс питательных и лекарственных веществ.

Съедобные грибы, которые выращивают на растительных остатках (вешенка, шампиньон и др.), содержащие более 35% протеина (белка), почти все незаменимые для питания человека аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты, витамины, важнейшие макро — и микроэлементы. Если объяснять людям, насколько важным является потребление грибов, то потребление можно увеличить в разы. А пока у нас очень сильно выраженная сезонность – потребление сильно проседает летом, и растет во время новогодних праздников и постов.

Помню, раньше, в 90-х годах интерес к выращиванию грибов у рядовых граждан был большим – почти все, кто имел большие подвалы в домах, за городом пробовали выращивать их у себя. Почему сейчас ситуация изменилась?

— Действительно, в 90-х годах украинцы массово интересовались таким «домашним грибоводством», потому что стремились разнообразить достаточно бедный рацион. Позже, когда появилось массовое промышленное производство грибов, потребность в этом отпала. Была и еще одна причина – из-за спроса в Интернете появилось немало объявлений от мошенников, которые обещали заоблачные урожаи белых и других грибов. Те, кто попадал «на крючок» шарлатанов и ничего не получал, переставали интересоваться темой.

Конечно, можно попробовать выращивать для себя, но для того, чтобы это было экономически целесообразно нужно специальное оборудование, профессиональное сопровождение и тому подобное.

Хочу объяснить, что производство грибов не такое простое, как может показаться на первый взгляд. На примере шампиньонов объясню, что это бизнес на стыке сразу нескольких направлений деятельности, которые очень зависят друг от друга. Эти виды производств уже существуют как отдельные виды бизнеса.

Первое – это производство в специально оборудованных лабораториях мицелия грибов, фактически чистой культуры грибных клеток, посевного материала, который затем используют производители компоста. Они сочетают мицелий с соломой, конским перегноем или куриным пометом, гипсом и водой.

Отдельным направлением является производство специального грунта, который является покровным материалом для производства грибов. Для этого чаще всего используют торф (90%) с добавлением песка и мела (по 5%). Производители грибов используют готовый компост, покровный грунт и при соблюдении определенной технологии – температуры, влаги и при соблюдении технологии через месяц начинают расти первые шампиньоны.

О рентабельности, заработках на ферме и ошибках новичков 

Какая средняя урожайность украинских грибных ферм? 

— Средняя урожайность шампиньонов на промышленных грибных фермах – 22-25 кг с одного квадратного метра (соотношение веса производимых грибов и необходимого для этого производства компоста близко к 0,25), площади для производства нужны относительно небольшие, нет сезонности – грибы растут круглый год.

Насколько вообще рентабельно выращивать грибы в современных условиях? 

— Очень тяжелый вопрос. Ведь, как я говорил, существует сезонность потребления грибов, поэтому средняя рентабельность распределяется на весь год. Учтите затраты энергии в зимний период, стоимость мицелия, логистику готовой продукции, прочие расходы. Но согласно цифрам, которые мне озвучивали разные производители, рентабельность производства грибов в Украине составляет от 15 до 40%.

Есть ли дополнительные ресурсы для заработка на грибной ферме? 

— Во многих странах мира на фермах на основе грибов производят соусы, лекарство, пищевые добавки, косметику, крема, маски и тому подобное. В Украине тоже есть компания, которая начала производить лечебные добавки на основе грибов. Для Украины эта ниша – вообще «золотое дно», потому что гриб обладает отличными профилактическими качествами против многих болезней, а некоторые виды лечат даже онкологию.

Какие ошибки делают начинающие бизнесмены, которые хотят зарабатывать на грибах?

— На мой взгляд, основная ошибка – начинать с больших масштабов производства. Правильнее начать с более мелкого бизнеса, а затем масштабироваться. Нужно изучить все недостатки, постепенно двигаться к большим объемам. Но главное, как и везде, первые шаги надо делать со специалистами, за плечами которых успешный опыт организации и ведения подобной деятельности.

К примеру, если я хочу построить свою грибную ферму, то, к какому объему инвестиций я должна быть готова? 

— Зависит от объема, региона производства, наличия коммуникаций на участке и от того, будете ли вы строить закрытый цикл производства или покупать составляющие, например компост, на стороне и будете ли заниматься только производством грибов. Но в среднем, учитывая все расходы, нужно быть готовым вложить от 3 до 10 млн. евро.

Зная этот бизнес изнутри, вы лично инвестировали бы средства в свою грибную ферму, или нет?

— Безусловно. Есть инвестиции очень рисковые, со средним уровнем риска и минимально рисковые. Грибы — это среднерисковый бизнес в Украине. Существует зависимость между уровнем риска и доходностью: чем выше уровень доходности, тем выше связанный с ней риск. Но рисками можно и нужно управлять. Если вы умеете правильно расставлять приоритеты, привлекаете профессиональный персонал, у вас все получится. Правда, я бы на месте инвестора не клал «яйца в одну корзину». Всегда нужно умело управлять деньгами, и реально оценивать ситуацию на рынке.

О лидерах производства, сбыте и господдержке 

Назовите ТОП-3 промышленных производителей грибов в Украине? 

— На рынке Украины работает около 300 производителей шампиньонов и 100 – производителей вешенки и шиитаке. Однако можно выделить всего 15-20 компаний, которые производят от 1,5 до 5 тыс. тонн грибов в год, 10-15 производителей – около одной тысячи тонн грибов в год, а остальные примерно 55% рынка – это производители, которые производят меньше одной тысячи тонн грибов в год.

Не буду делать рекламу производителям грибов, которые не являются членами нашей ассоциации, среди членов ассоциации могу назвать таких производителей как «Грико», «Органик Машрумс», «Украинские шампиньоны», «Фортекс». Главные регионы выращивания грибов в Украине – это Киевская, Черкасская, Одесская, Харьковская, Донецкая, Днепропетровская и Львовская области. Много компаний было на востоке Украины и в Крыму, в неподконтрольных регионах, поэтому значительная часть их вынужденно закрылась.

А новички приобщаются к отрасли или интереса у них нет? 

— Большинство эффективных производителей имеют 10-15-летний опыт работы, и стабильно работают. Есть производители, которые расширяют свой бизнес по производству грибов. Так в июле 2018 года начало свою деятельность новое производство по выращиванию шампиньонов в Белоцерковском районе Киевской области.

По утверждению руководства производство построено и оснащено с учетом всех современных тенденций. Применены новейшие технологии выращивания, сбора грибов и менеджмента предприятия. Ферма находится в управлении ООО «Органик Машрумс» и ООО «Эко-Машрумс», которые уже не первый год работают на рынке со многими торговыми сетями Украины. Есть еще несколько инвестиционных проектов, которые будут реализованы в скором времени. Они ориентированы как раз на производство в Украине экзотических грибов.

Расскажите о структуре сбыта грибов – больше через рынки, или все же через супермаркеты? 

— Если говорить о продажах внутри страны, то 30% приходится на супермаркеты, а остальные через рынки и базары.

Как вы оцениваете объемы экспорта и импорта грибов в государстве?

— Наиболее показательным стал 2017 год. Тогда экспорт шампиньонов вырос в 13 (!) раз по сравнению с 2016 годом, достигнув 528 т, или 1% внутреннего объема производства. На треть вырос объем экспорта мицелия компостного — он достиг рекордного показателя 18 тыс. т, или 9% всего произведенного за год компоста в Украине. Основные страны, в которые экспортируют компост сегодня: Россия, Молдова и Беларусь. В то же время, практически отсутствует импорт свежих грибов, а также импорт кровельной смеси и компоста. Импорт консервированных шампиньонов находится в пределах 500-1 000 тон.

Насколько конкурентной является цена грибов в Украине, если сравнивать, например, с Европой?

— Если в 2016 году средняя цена на шампиньоны была 24 грн., а цена компоста 2000 грн. за тонну, в текущем году 30-34 грн./кг, а компост – 2700-2800 грн./т в зависимости от качества. Но если цена в гривне повысилась, то в долларах существенно уменьшилась.

Европейцы очень ценят вкусовые качества, и хорошо понимают полезные свойства грибов, а потому склонны тратить больше средств на их приобретение, чем украинцы. Поэтому цены на некоторые грибы могут существенно превышать цены в Украине. Потребители, которые не осведомлены о полезных свойствах грибов, а таких в Украине большинство, предпочитают тратить свои ограниченные на питание средства, на приобретение овощей, которые выгодно отличаются по цене. Продвижение же грибов как необходимого продукта питания практически отсутствует.

С шампиньонами все понятно. А как насчет производства экзотики – например, шиитаке, и тому подобное. Почему этот сектор развивается медленно?

— Скажу банальную фразу — «спрос определяет предложение». Субъективно могу сказать, что почти нет нужной популяризации экзотических грибов среди населения и самих производителей грибов. Есть много хороших специалистов по производству вешенки, появляются специалисты и по производству других экзотических грибов. Уверен, что рост объема производства таких грибов в Украине — вопрос времени.

Вы упомянули о мицелии, компосте и специальном торфе для нужд грибного бизнеса. Это импортный товар, или его производят в Украине? 

— Мицелий для производства шампиньонов, в Украину, в основном, импортируют, есть только одна компания-производитель — «Агарис Мико Украина». Это сложный процесс, требующий высокоточного оборудования и очень дорогой – вообще существует только буквально несколько производителей мицелия, которые продают его по всему миру. А вот компост в Украине производят около 15 компаний, есть четыре крупные – на которые приходится 95% производства – это близко к 220 тыс. тон в год. Общая стоимость рынка компоста в Украине мы оцениваем в 12 млн. евро.

В настоящее время на рынке кровельной смеси есть достаточно предложений продукции. На рынке кровельной смеси работает около 10 производителей, 25-30% рынка принадлежит двум из них. В то же время, имеются проблемы с доступом к торфяникам (сложность получения лицензий на добычу торфа и документов на отвод земли), создающие угрозы стабильному производству продукции. Общий объем реализации на рынке кровельной смеси оценивается в эквиваленте 2,3 млн. €.

А какова роль ассоциации в области? К примеру, какую-то поддержку на государственном уровне пробовали привлекать?

— Должен сказать, что это уже четвертая попытка основать профильную ассоциацию – до того все заканчивались прекращением деятельности ассоциаций, по разным причинам. Я возглавляю организацию уже три года, а прошлая ассоциация развалилась, потому что ее инициаторы остались на территории ДНР и решили продолжать свою деятельность в рамках так называемой ДНР. Мои попытки наладить диалог с ними, получить информацию о прежней деятельности или документы не были результативными, поэтому работу начали сначала. Собрали производителей, начали работу.

Откровенно, не все хотели работать, делать членские взносы, но нашлись производители, которые видели перспективу в объединении. Прежде всего, мы провели анализ и оценку рынка, попытались понять насущные потребности производителей, и очертили план действий на следующие годы.

Честно, имея большой управленческий опыт в прошлом в других отраслях, я не был очень удивленным, как некоторые предприниматели ведут грибной бизнес – они, грубо говоря, даже не могли свести дебет с кредитом в своем производстве, не говоря уже о перспективных наработках, построении стратегий развития собственного бизнеса и развития грибоводства как отрасли. И наша ассоциация помогла улучшить условия ведения грибного бизнеса.

Мы начали сотрудничать со всеми организациями, которые на наш взгляд могут влиять на улучшение условий деятельности производителей грибов. Принимали участие в работе ряда рабочих групп при Минагропроде, Минэкономразвития, различных проектов, которые имели влияние развитие грибоводства. Впрочем, во время общения со специалистами Минагрополитики и Минэкономразвития нам ясно дали понять, что системной поддержки или дотаций на развитие нам ждать бесполезно, но и мешать нам не будут.

Мне жаль, что дотации часто получают не те, кто в этом на самом деле нуждается, а те, у кого хватает финансов и штата юристов, чтобы отстаивать интересы, а вот мелкие и средние остаются так сказать у разбитого корыта.

Как вы видите поддержку на уровне государства? Какой она должна быть? 

— Руководствуясь опытом других стран, в частности, США и Австралии мы хотели, чтобы производитель с каждого проданного килограмма грибов в стране, к примеру, одну гривну оставлял на развитие отрасли. Таким образом, можно было бы решить насущные проблемы отрасли, обеспечить научное сопровождение, заниматься образованием в этой сфере, обеспечить продвижение экспорта, маркетинг продукции.

Впрочем, как я уже говорил, пока что поддержки мы не нашли – реализовать внедрение такой инициативы на законодательном уровне очень сложно, а производители платить не хотят, потому что обязательно найдутся те, кто будет работать в легальном поле, и те, кто уйдет «в тень».

Можно было бы положить эти затраты на производителей компоста (без него невозможно вырастить грибы) и тогда это также бы решило проблему, но пока эти инициативы далеки от реализации. Очень печально, потому что, например, в США, где общество занимается здоровьем граждан, действует государственная поддержка для производителей грибов, и там вместо привычных гамбургеров и чизбургеров, школьников приучают к потреблению, в том числе и грибов, продуктов из грибов и другой растительной пищи.

Знаю, что раньше микологией серьезно занимались несколько украинских научных учреждений. А сейчас эта работа, на каком этапе? 

— Как и вся наука в Украине, микология в упадке – ученые некоторых учреждений выходят на работу несколько раз в неделю на 2-3 часа. Все держится на их энтузиазме, а оборудование еще хорошо помнит советскую эпоху. Разработки научных основ промышленного культивирования съедобных грибов были начаты в Институте ботаники имени М. Г. Холодного НАН Украины в 1976 году.

Сейчас в Институте ботаники продолжаются исследования, связанные с изучением питательной и лекарственной ценности различных видов грибов, поддерживается коллекция культур шляпочных грибов, которая является одной из крупнейших в мире. Недостаточное финансирование науки, в частности микологии, приводит к уменьшению численности сотрудников, занятых этой проблемой, отсутствию современных аналитических приборов и реактивов.

Автор: Ирина Глотова

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий