В 2020 году под влиянием пандемии COVID-19 CME (группа торговой биржи Чикаго) отказалась от использования «открытого протеста» в пользу электронной торговли. Она стала последней американской зерновой биржей, которая пошла на этот шаг. Таким образом, вся фьючерсная торговля зерном стала компьютеризированной.
Это лишь один факт, демонстрирующий глобальный тренд последних лет в зерновом трейдинге: стремление участников отрасли максимально компьютеризировать весь торговый цикл, начиная от процедуры заключения сделок и заканчивая послепродажным выполнением контрактов, связанных с доставкой товара, документальным оформлением и проведением платежей.
В Украине до сих пор нет своей зерновой биржи, торговля сельскохозяйственной продукцией происходит на физическом рынке. Однако местные зернотрейдеры с каждым годом все чаще задумываются об использовании цифровых технологий в своей работе, пусть этот процесс идет и не так быстро.
О мировых тенденциях в сфере компьютеризации и автоматизации торговли зерном и о сдвигах, происходящих в этом направлении в Украине, мы расспросили основателя и CEO популярной украинской системы учета для трейдеров зерна GrainTrack Дмитрия Михальчука.
«РОБОТЫ ВМЕСТО ТРЕЙДЕРОВ И BIG DATA»
Дмитрий, вы эксперт в такой узкой нише как диджитал в зернотрейдинге. В эпоху бурного развития цифровых технологий для Украины, которая является одним из ведущих игроков на мировом рынке экспорта зерна, эта тема является крайне актуальной…
Здравствуй. Спасибо за яркое представление (улыбается). Меня как эксперта. Я всегда в такой ситуации вспоминаю “правило 10 тысяч часов”, согласно которому человек считается специалистом, если он проработал в своей сфере это время.
Я занимаюсь созданием программного обеспечения для зернотрейдеров уже более семи лет, а это более 10 тысяч рабочих часов, даже если брать официальный 8-часовой рабочий день. Поэтому меня, наверное, уже можно считать специалистом в этой сфере. Но я принадлежу к людям, которые никогда не останавливаются на достигнутом, и продолжаю учиться новому каждый день.
Возвращаясь к вашему основному вопросу, должен сказать, что вы правы. Цифровые технологии в течение последних десяти лет, пусть и с небольшим опозданием по сравнению с другими отраслями экономики, приобретают действительно решающую роль в зернотрейдинге. Благодаря их активному внедрению бизнес, от которого во многом зависит продовольственная безопасность в мире, меняется буквально на глазах и меняется к лучшему.
Основные процессы, которые определили эту трансформацию, происходили и продолжают происходить на Западе, в частности, в США.
Украина, несмотря на важное место в мировых поставках зерна, к сожалению, пока что находится в арьергарде этих изменений, но процесс тоже понемногу сдвигается с мертвой точки.
Что это за перемены?
Прежде всего, это — завершение перехода на электронную торговлю фьючерсами. В марте 2020 года последняя американская зерновая биржа – CME отказалась от торговли с помощью «открытого протеста». Последним толчком для этого стала пандемия коронавируса и объявленный локдаун. Для участия в торгах теперь не нужно иметь своих представителей в зале биржи, для этого достаточно завести учетную запись в электронном приложении.
Переход торговли в онлайн спровоцировал и другие изменения – игроки рынка все активнее пытаются использовать боты для алгоритмической торговли, что значительно ускорило скорость заключения сделок.
Параллельно участники рынка меняют подходы к работе с данными. Ранее мультинациональные компании имели монополию на информацию, которая влияла на принятие торговых решений – данные о погоде, урожайности, спросе, предложении, состоянии транспортной инфраструктуры, политических рисках. Оперативный доступ к этой информации благодаря разветвленной системе представительств и сильным аналитическим службам сам собой создавал конкурентные преимущества для лидеров рынка.
Сегодня, с развитием Интернета, они потеряли эту монополию, а с ней – и конкурентные преимущества.
Поэтому компании начали искать маржинальность в сборе и углубленном анализе больших объемов данных (Big Data) – как исторических, так и тех, что отражают текущую ситуацию на рынке.
Использование таких технологий, как искусственный интеллект и машинное обучение, помогает компаниям улучшить качество прогнозирования для принятия взвешенных торговых решений и оценки рисков.
«БОЛЬШАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ ТОРМОЗИТ ПОЛНЫЙ ПЕРЕХОД ЗЕРНОТРЕЙДИНГА В E-COMMERCE»
Все, о чем вы говорите, касается торговли фьючерсами на зерно. А как технологии повлияли на физическую торговлю зерном?
В этом направлении также происходят существенные изменения. В последние годы в Европе, США и Канаде появилось много электронных маркетплейсов, которые имеют целью помочь производителям зерна выгоднее продать свою продукцию. На таких площадках фермеры могут быстро найти покупателей и безопасно продать свою продукцию по выгодным ценам.
При этом не буду отрицать тот факт, что на пути полной оцифровки торговых операций с зерном на физическом рынке есть свои трудности. Они обусловлены особенностями торговли зерновыми.
В отличие от розничной торговли, оптовая торговля зерном слишком зависит от сферы услуг – например, таких как транспортировка урожая с фермы до линейного элеватора, до порта или до переработчика; хранения зерна с соблюдением стандартов качества; доработки зерна, документального оформления и финансовых проводок. Фермеры часто не имеют необходимой инфраструктуры, навыков и опыта, чтобы торговать напрямую без посредников.
По этим причинам указанные торговые площадки пока имеют локальный характер, и не могут перерасти в глобальные проекты, вроде Amazon для розничной торговли.
Вы упомянули о проблемах, которые стоят на пути диджитализации торговли зерном. А насколько вообще гладко идет процесс внедрения новых технологий в сфере, о которой мы говорим? Неужели с этим нет других проблем?
Проблемы есть, и их много. Следует учитывать, что флагманами в вопросе применения технологий являются крупнейшие трейдинговые компании, которые имеют бюджеты на это. Очень часто они выделяют деньги под проекты, которые являются пилотными, и таких проектов много. Что-то показывает свою результативность, что-то — нет. Но здесь важнее сам вектор.
При этом не следует забывать еще один существенный момент. Технологии для зернотрейдинга – это палка с двумя концами: с одной стороны, они способны принести конкурентное преимущество компаниям, которые их применяют, с другой стороны, является вызовом для участников рынка, поскольку способны постепенно менять правила игры.
Например, возьмем те самые маркет-плейсы, о которых мы только что говорили. Их создателями очень часто являются независимые инвесторы, они ставят целью заработать на том, что помогают производителям и покупателям напрямую заключать сделки. С одной стороны, это хорошо, потому что позволяет забрать из цепочки создания стоимости лишних посредников. Однако это непременно приведет к тому, что рынок покинет часть игроков, как зернотрейдеров, так и брокерских компаний.
«BLOCKCHAIN НЕ ОПРАВДЫВАЕТ НАДЕЖД НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПРОЦЕССОВ В ЗЕРНОТРЕЙДИНГЕ»
Что вы думаете о перспективах применения технологии blockchain в зернотрейдинге, о чем в последнее время так много разговоров?
Я критически смотрю на этот вопрос. Вокруг этой технологии слишком много шума с момента ее появления, но мало результатов. С ней связывали большие надежды относительно безопасного обмена информацией между зернотрейдерами, что якобы должно сделать торговлю более прозрачной.
Каждый год появляются заявления об открытии различных проектов для зернотрейдеров на основе этой технологии. Последний из них – это платформа Covantis, о создании которой в этом году объявили участники квартета крупнейших зернотрейдеров ABCD. Платформа создана для повышения прозрачности в обмене документами при перевозке зерна морем.
Однако на сегодня мы не видим ни одного независимого объективного отклика о достигнутых существенных результатах в этом направлении.
Каким образом пандемия COVID-19 повлияла на популярность цифровых технологий среди зернотрейдеров?
В 2020 году во время первой волны коронавируса наша компания провела опрос среди зернотрейдеров. Мы поинтересовались, ощутили ли компании последствия перехода на удаленную работу. Ответы оказались ожидаемыми, но показательными. Те компании, которые в предыдущий период автоматизировали внутренние операционные процессы, не заметили никаких изменений, тогда как компании, которые вели операционную деятельность в Excel, столкнулись с определенными проблемами в коммуникации и работе.
По моему мнению, пандемия просто ускорит технологические изменения в сфере, которые давно назрели. Отрасль, которая длительное время сохраняла свою консервативность, наконец, должна встрепенуться и окончательно трансформироваться в направлении большей прозрачности, открытости и упрощения операций.
«К БОЛЬШИНСТВУ УКРАИНСКИХ КОМПАНИЙ ТОЛЬКО ПРИХОДИТ ПОНИМАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ»
В начале интервью вы сказали, что Украина пока далека от Запада по применению цифровых технологий в зернотрейдинге. Почему и насколько мы отстаем?
Между нами действительно существенный разрыв. Здесь, прежде чем говорить о технологиях, надо сказать несколько слов в целом о разных уровнях развития рынков. Всем известно, что мы не имеем биржевой торговли, основная торговля сосредоточена на физическом рынке. Участники рынка гораздо реже хеджируют риски, чем на Западе, и используют ограниченный арсенал финансовых инструментов.
Аналогичная ситуация в вопросе диджитализации. По большому счету, на сегодня наш рынок находится на первичном этапе внедрения технологий для трейдинга – это стадия поиска и интеграции внутренних информационных систем (CRM, ERP, CTRM) с целью оцифровки документооборота, управления торговыми позициями, оценки рисков и стандартизации и автоматизации процессов офисов (закупка/продажа, экзекьюшн).
Западный рынок прошел этот процесс еще в начале 2000 годов, а остальное время происходило постоянное совершенствование соответствующего показателя.
К большинству наших компаний лишь приходит понимание необходимости простейшей автоматизации. Они уже понимают, что зернотрейдинг – это слишком специфический бизнес, чтобы вести его в Excel и с помощью мобильных телефонов.
Они уже присматривают себе соответствующие системы автоматизации, однако лишь небольшая часть морально готова к переходу на работу в новых условиях и еще меньшая часть готова вкладывать деньги в это и реально перестраиваться, не понимая, что это тормозит их рост и развитие.
Но это лишь часть проблемы. Использование Excel тормозит развитие не только отдельно взятого бизнеса, но и зернотрейдинга как отрасли. Западные компании сегодня торгуют зерном с привязкой к фьючерсным котировкам, хеджируют свои риски и получают от этого выгоду. Для этого они используют системы автоматизации, оперативно контролируют свои торговые позиции, видят движение товара и средств.
Многие наши компании ведут все в электронных таблицах, где использование таких финансовых инструментов просто невозможно.
Что касается перехода у нас трейдинга зерна в онлайн, то ситуация здесь неоднозначная. С одной стороны, мы имеем несколько сайтов, на которых фермеры могут продать свою продукцию, а трейдеры или переработчики – законтрактовать свободные объемы у производителей.
Однако функции этих площадок чаще всего сводятся к роли “досок объявлений” без средств автоматизации процессов и создания прибавочной стоимости для клиентов. Западные платформы в этом отношении пошли гораздо дальше – они уже сегодня поддерживают интеграцию с по, которые используют хозяйства, такие как точное земледелие, управление фермой и другие, которые позволяют значительно автоматизировать процесс подачи заявок и ведения торгов.
Дмитрий, ваша компания фактически сама является участником процесса трансформации зернотрейдинга. Чем вы занимаетесь?
Компания GrainTrack, которую основал в 2015 году, разработала первую в Восточной Европе CTRM-систему для зернотрейдеров. Мы начинали как стартап, а сегодня мы уже имеем клиентов на трех континентах – в Северной Америке, Евразии и Африке. При этом самая западная точка на карте, где у нас есть клиенты, – это Канада, а восточная – Сингапур. Суммарный годовой торговый оборот этих компаний превышает 40 миллионов тонн, что почти сравнимо с годовым объемом экспорта зерна из Украины.
Если говорить максимально простым языком, то наша программа — это такая продвинутая CRM-система. Только если обычные CRM покрывают лишь один процесс – автоматизирующий взаимодействие компании с контрагентами, то наша программа позволяет оцифровать и автоматизировать все этапы деятельности компании – непосредственно закупку и продажу, процесс выполнения контракта (логистика, платежи), а также генерировать в автоматическом режиме все необходимые финансовые отчеты и аналитику.
Насколько сегодня высока конкуренция на этом рынке услуг?
Если говорить о мире в целом, то конкуренция действительно высокая, на Западе есть много подобных продуктов. В Украине – конкуренция меньше. Во-первых, у нас есть эксклюзивный продукт, мы разработали его с нуля. Во-вторых, иностранные аналоги, которые пытаются делать экспансию на наш рынок, часто слишком дорогие и сложные в использовании для местных компаний.
Мы же, наоборот, с самого начала пытались разрабатывать кастомизированный продукт с набором функций, который подойдет и украинским компаниям, и западным клиентам. Сегодня это дает нам возможность не только работать в Украине, но и откусить свой кусок пирога на иностранных рынках.
Что сегодня мешает внедрению технологий в зернотрейдинге в Украине, по вашему мнению?
Необходимость такого перехода давно назрела. Но на пути к этому процессу есть ряд препятствий, часть из них объективны, часть – субъективны.
К объективным причинам можно отнести сложность цепочки создания стоимости в зернотрейдинге и непростые процедуры отчетности по операциям перед государством, что создает трудности в переходе на e-commerce; историческая консервативность отрасли, где компании не спешат менять подходы в работе; отсутствие объективной информации о пользе цифровой трансформации.
Субъективные факторы — это плата за технологии, компании часто не готовы вкладывать даже небольшие деньги в то, без чего они и так вроде бы работают.
Дайте свой прогноз, как изменится мировой рынок зернотрейдинга под влиянием цифровых технологий в течение ближайших 5-10 лет? Роботы оставят трейдеров без работы или нет?
Не заменят (улыбается). Трейдеры могут спать спокойно. Даже сегодня в мире есть случаи, когда трейдеры отказываются от алгоритмической торговли и возвращаются к телефонам в поисках большей маржинальности.
Это в очередной раз подтверждает тезис, что трансформация рынка и внедрение новых подходов – вопрос не линейный. И это хорошо и нормально. Любая трансформация — это процесс проб и ошибок. Какие-то подходы и инструменты доказывают свою целесообразность и приживаются, какие-то оказываются неэффективными и отходят.
Тем не менее, я думаю, что участники рынка продолжат искать дополнительную маржинальность в новых технологиях. Но это будут делать на основе четких стратегий развития вместо того, чтобы выбрасывать деньги на разрозненные пилотные проекты с целью проверить какие-то гипотезы.
Кроме этого, весь физический рынок вслед за рынком фьючерсов, конечно же, все больше будет перемещаться в онлайн. Также, наверное, удастся достичь большей автоматизации процессов экзекьюшена.
Источник: АgroNews.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.