Достижение справедливости как условие социально-гуманитарного развития

В статье изложены теоретические взгляды на категорию социальной справедливости, проанализировано влияние функциональной концепции справедливости на поведение людей и социально-гуманитарное развитие, обоснована математическая методология измерения процессов в социальных системах.

Ключевые слова: справедливость, социально-гуманитарная политика, социальная динамика, синергетика, эволюционная экономика.

Актуальность и задачи. В условиях современной социально-гуманитарной глобализации критически важной становится задача разработки конструктивных идей, раскрывающих траекторию динамики и особенности развития гуманитарной сферы. Сейчас социально-гуманитарные процессы исследуют реже по сравнению с политическими, экономическими или экологическими процессами, а их тенденции движения практически не очерчены.

В аспекте развития глобализации социально-гуманитарная политика должна претерпеть качественные изменения, чтобы соответствовать задачам, адекватным масштабам и характеру общественных преобразований.

Уже сейчас современное украинское общество сталкивается со сложной дилеммой: с одной стороны, усиливается качественная стандартизация гуманитарных сфер жизнедеятельности индивидуумов, в результате чего на авансцену социальной политики выходят проблемы благосостояния и равенства субъектов в социально-экономических отношениях; с другой — все ощутимее проявляется нарушение принципов равенства и обостряется чувство сохранения социальной справедливости.

Самым существенным в социально-гуманитарном процессе становится то, что на передний план выдвигаются глобальные императивы, которые размывают границы между внутренними и внешними приоритетами, формируют их новые взаимосвязи.

Поэтому, с точки зрения гетерогенного фактора влияния, необходимо проанализировать изменения, происходящие в области социальной справедливости, разработать практические решения по ее развитию, которые должны стать предпосылкой устойчивости и дальнейшего развития самой социально-гуманитарной сферы и жизнедеятельности индивидуумов.

Такая задача требует концентрации внимания на вопросах, разработка которых по значимости и сложности превышает научно-исследовательский ресурс социально-гуманитарного направления.

В докладе о человеческом развитии 2011 года ООН вопросы устойчивого развития, благосостояния и справедливости рассматриваются в сочетании друг с другом, однако приоритет отдается принципу равенства возможностей, который определяет ключевые аспекты социально-гуманитарного развития и в формах последнего находит свое проявление.

Одной из таких актуальных проблем является социальная справедливость, достижение которой сейчас востребовано в мире. Проблема социальной справедливости сегодня находится в кругу интересов преимущественно представителей зарубежной науки.

А отечественные ученые эту тему почти не разрабатывают: нет ни одной большой работы, в которой в той или иной форме анализировались бы вопросы социальной справедливости. В научном обращении даже отсутствует терминологическая база по данной проблематике.

Степень разработки проблемы. Для систематизации точек зрения на социальную справедливость необходимо распределить их в соответствии с историческими этапами развития философской мысли и особенностями развития мировой экономики, риски которой влияют на формирование представлений о содержании этого понятия.

По социально-этическим течениям различают различные концепции справедливости. Классическая трактовка справедливости дана на основе античной социальной философии и связана с гражданским равенством индивидуумов и их неравенством в распределении благ.

В эпоху Возрождения приоритет в концепции справедливости начинают придавать индивидуальным правам человека и достижению общественного договора (ренессансная трактовка). Изменения со времен антично-средневековой философии доминирующие в политике этических принципов из иерархически-управленческих и локализованных во времени и пространстве на государственно-гуманистические концепции сформировали классическую либеральную модель социальной справедливости.

Современные представления о справедливом социально-общественном устройстве связаны с целым рядом новых концепций. Наиболее распространенными среди них являются эгалитарная, современная либеральная, утилитарная, социалистическая, либерталианская, коммунитарная, перфекциональная, функциональная и другие концепции.

Доминирующая политическая идея всех современных западных концепций — это идея равенства, рассматриваемая как равенство шансов. Общей теоретической их основой является эгалитаризм. В связи с этим разница между существующими концепциями заключается не в базовых принципах, а в более точной интерпретации фундаментальных ценностей равенства.

В последнее время наиболее влиятельными становятся концепции перфекционистской ориентации, отстаивающие первичность индивидуального выбора человека, в противовес либеральной теории, настаивающей на обеспечении его формальных прав.

Особенностью первых является то, что их требования к справедливости формулируются в терминах потребностей. К последним концепциям относятся, во-первых, леволиберальные концепции, одним из самых авторитетных представителей которых является Д. Роулз; во-вторых, функциональные, связанные с именем А. Сена.

Разница между ними заключается в неодинаковом подходе к пониманию путей достижения справедливости. Либеральный эгалитаризм Д. Роулза направлен на предупреждение и преодоление негативных последствий существующих институциональных структур, в частности, имущественной дифференциации и бедности.

Функциональная теория делает упор на реализации индивидуумами своего выбора. Функциональный подход — наиболее продуктивный, но в теоретическом и практическом плане не разработан. По поводу этого еще не сложилась полноценная дискуссия. В связи с этим «функциональный вектор» анализа справедливости оказывается актуальным для исследования.

В связи с этим целью статьи является определение сущности понятия социальной справедливости, разработка математического инструментария к ее оценке, регулирование отношений распределения на основе принципа экономического равенства. Методологической основой достижения социальной справедливости избрана теория социальной динамики, исходя из того, что предметом последней является изучение трендов человеческого поведения в условиях нелинейного развития экономики.

Изложение основного содержания. Эволюция категории справедливости показывает, что ее научный анализ был направлен на формирование целостного представления о справедливом общественном устройстве. Последовательное развитие содержания справедливости в этом направлении дало возможность приблизиться к консенсусу относительно ее современной интерпретации, которая, с нашей точки зрения, включает философский, политический и экономический аспекты.

Такая мера компромисса может обеспечить выявление каузальных взаимосвязей между сущностью этой категории, экономической политикой и социально-гуманитарными проектами. Чтобы трансформировать сущность справедливости в понимание ее практического применения, необходимо проследить в основных чертах теоретические истоки современных взглядов на справедливость, большинство из которых в той или иной степени исходит из предыдущих концепций.

Впервые целостный взгляд на социальную справедливость дан в античных концепциях справедливости.

В трудах Платона, Аристотеля, Цицерона сформулирована ключевая для всей западноевропейской традиции политического мышления идея тройственного содержания, которая характеризуется, во-первых, этическим равенством индивидуумов и неравным распределением общих благ согласно трудовому вкладу.

Во-вторых, приоритетом государственных интересов; в-третьих – упорядочением социальных отношений и управления ими, которые регулируются правовыми институтами. Анализ социальной справедливости греко-римскими классиками философской мысли дает основания для вывода, что ей как научному понятию присущи свойства субъективного, объективного и эволюционного характера.

Философы нового времени Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо углубили и расширили концептуальные основы справедливости. В рамках новой системы ценностей — антропоцентричности, или гуманизации общественной культуры, политика и политические институты, в частности государство, трактуются не как социальная форма реализации справедливости, а как инструмент для реализации интересов индивидуума.

В контексте нового политического мышления анализ справедливости выходит за пределы античной общины типа «полиса» и сосредотачивается на индивидах, универсальная форма бытия которых уже не ограничена территориальными, социальными, этническими рамками. Таким образом, сформировалась новая теоретическая модель справедливости, конвенциональная по содержанию, где общественный договор выступает как специфическая форма согласования интересов людей.

Э. Кант развил «индивидуалистическую» идеологию справедливости к морально-правовой доктрине общественного договора, по которой устанавливается определенный баланс интересов, гармоничное равновесие в общественном управлении обществом. Кантовская «нравственная доктрина» основанная на деонтологическом принципе (приоритете морального долга) концепции права и справедливости, стала прообразом современных моделей справедливого общественного устройства.

С конца 1970-х годов прошлого века вопрос справедливости прочно вошел в контекст дискуссий не только по проблемам экономики и философии, но и концептуальным вопросам устойчивого и гуманитарного развития, что объясняется ее значительным влиянием на развитие современного социума.

Исследование социальной справедливости является одной из фундаментальных и дискуссионных проблем экономической теории. С точки зрения, например, неолиберальной теории, категориальное определение справедливости ограничивается свободой индивидуума от государства.

Ее разделяют идеологи неолиберализма экономисты Л. Мизес, Ф. Хайек, а также М. Фридман, которые рассматривали государственное вмешательство в экономику как нарушение естественного экономического развития.

Неолиберализм ориентируется на принципы равенства, где главным социальным приоритетом считается индивидуальная свобода. С этой точки зрения свободу рассматривают как главное условие самореализации индивидуума, имеющего свои собственные целевые наставления.

Неолиберальное понимание свободы – это возможность для каждого индивидуума обеспечить себе тот уровень благосостояния, который позволяют ему собственные усилия. Неолиберальный подход к свободе сформировал у его представителей и специфическое отношение к равенству как социальной ценности.

Из трех видов равенства: личного равенства, равенства возможностей и равенства результатов – неолиберализм признает два первых, которые фактически отождествляются. «Равенство возможностей, как и личное равенство, по высказыванию М. Фридмана, не противоречит свободе; напротив, оно представляет собой существенную составную часть свободы».

Негативно оценивается в неолиберальной теории такой новый вид равенства, как равенство результатов, что достигается под влиянием распределительных функций государственной политики.

Представители неолиберального теоретического течения не считают экономически оправданным положение, когда свобода должна быть обеспечена набором социальных благ, необходимых для нормального развития личности, а значит, и для устойчивого человеческого развития. По словам Ф. Хайека, не может быть никакой дистрибутивной справедливости.

«Справедливость имеет смысл только как норма человеческого поведения».

С позиций неолибералов справедливым может быть такое распределение, что является результатом действия неконтролируемых рыночных сил, а не целенаправленных действий государства. Фактически это означает, что неолиберализм придерживается только аристотелевского коммуникативного содержания справедливости, то есть справедливости как честности в отношениях свободного обмена товарами и услугами, и отвергает понятие дистрибутивной, распределительной справедливости.

Альтернативная точка зрения на справедливость связана с дистрибутивным характером ее содержания. Она представлена теорией справедливости американского ученого Дж. Роулза и позицией А. Сена. Дж. Роулз сочетает идею равенства результатов с идеей равенства возможностей, или, иначе говоря, равенства жизненных шансов. Она направлена на преодоление неравенства между бедными и богатыми слоями общества, на защиту наиболее неимущих его членов.

Обеспечение справедливости заключается в создании необходимых социальных условий для функционирования человека. Такая позиция формирует функциональные теории справедливости. Наиболее последовательным является функциональный подход к справедливости, представленный в концепции А. Сена, которая разработана на грани экономики и этики. Она основывается на реальных возможностях, прежде всего, на оценке условий жизни людей.

Центральной идеей теории, основанной на возможностях, является положение нормального полноценного человеческого функционирования, в соответствии с которым жизнь человека можно представить в виде набора определенных функций (действий, состояний).

Позиция А. Сена оказывает конструктивное влияние на процесс социальной трансформации общества. Дело в том, что в XXI веке структура целей экономического развития подверглась серьезному пересмотру.  В центр экономического развития поставлена личность. Решение этой проблемы в ходе быстрых изменений, происходящих в мире, связано с возможностями выбора человеком целей и образа жизни, структуры и форм удовлетворения личных потребностей.

Это, по мнению А. Сена, во-первых, должно расширить возможности человека в различных отраслях; во-вторых, социально-гуманитарное развитие следует оценивать в соответствии с условиями, обеспечивающими выбор, который, по мнению человека, является достойным.

Исследование указанной проблематики акцентирует внимание на поиске решений в рамках новой научной отрасли – социальной динамики. Социально-динамический подход считается плодотворным при изучении вопросов поведения человека при нестабильных основах его жизнедеятельности.

Это является основной причиной актуализации методологии социальной динамики и объясняется особенностями современного общества, когда происходят интенсивные изменения в социально-гуманитарной среде и параллельно в субъективных представлениях людей и мотивах их поведения. Неоднозначность типов человеческого поведения, что зависит от конкретной ситуации, влияет и на свойства самого общества.

Немецкий исследователь В. Вайдлих в своей монографии «Социальная динамика», отмечая, что люди являются активной компонентой реальных общественных систем, пишет: «Наличие так называемого человеческого фактора, причем в индивидуальном и коллективном его проявлениях, в этих системах влечет существенное влияние на свойство таких систем.

Поэтому изучение и моделирование индивидуального и коллективного поведения людей в различных системных проявлениях являются основным предметом human sciences, таких как социология, экономика, политология, демография, региональная наука и других».

Социальная динамика опирается на методологию синергетики. С этой точки зрения теорию социальной динамики рассматривают как теорию диссипативных структур (неравновесных открытых систем). В таких системах, в частности общественных, процесс самоорганизации происходит быстрее при наличии в них внешних и внутренних факторов. Благодаря учету внешних факторов и внутреннему взаимодействию создаются условия для новой самоорганизации динамики общества.

Основу социальной динамики образует общая стратегия математического моделирования динамических процессов в социальных системах. Исследования социально-гуманитарных, демографических и политических феноменов с помощью математических моделей является более сложной задачей в сравнении с физическими, химическими и биологическими процессами, отмечают ряд исследователей нелинейных детерминированных динамических систем.

С одной стороны, в гуманитарных дисциплинах, профессионально исследующих социальные явления, сложилась соответствующая методология, опирающаяся преимущественно на качественные категории. Попытки придать им количественные характеристики не реализуются или требуют большого объема информации, которые также в полной мере обеспечить невозможно.

Все это приводит к тому, что такие феномены характеризуются высоким уровнем неопределенности. Отсутствие в социально-гуманитарной сфере надежных методов оценки переменных требует от социально-динамических моделей быть адекватными этим особенностям.

Вопросы социальной справедливости в теоретическом контексте социальной динамики одни из самых сложных. Справедливость получает завершающее проявление через систему ценностей, природа которых связана с человеческими потребностями и которые находятся в сфере ощущения, сознания и подсознания, физиологических изменений, социальных ориентиров. Это в целом мотивирует индивидуальное поведение, форма и динамика, которой трудно поддается формализации.

Преодоление технологического ограничения в ходе моделирования социальных систем возможно через применение методологии мягкого моделирования. Теория мягкого моделирования – это инструмент, который дает возможность делать выводы общего характера без знания точного вида функций.

Его результаты, хотя и имеют ограниченное значение, тем не менее, используются для выявления качественных эффектов, новых тенденций и концептуальных положений. Указанный подход можно применить для оценки социальной ситуации, с точки зрения критерия справедливости и определения вектора ее развития.

Для этого воспользуемся моделью, которая позволяет определить удовлетворенность потребностей населения. При этом следует считать, что удовлетворенность (U) может быть измерена экспертным путем и выражена 10-балльной системой оценок. Экономическое поведение людей инициируется неудовлетворенностью, то есть чувством, противоположным удовлетворенности.

Дана динамика потребностей низко ресурсных слоев населения за 2010 и 2011 гг. и динамика максимизации удовлетворения их потребностей с целью достижения социально-гуманитарного развития на основе равенства и справедливости, которая представлена теоретической линией потребления.  Соотношение теоретической и фактических линий показывает, во-первых, избыточное социальное неравенство.

Теоретическая линия потребления, которая приближена к комфортной среде обитания домохозяйств, свидетельствует, что в течение двух последних лет разница в удовлетворении наиболее неотложных потребностей питания и одежды составляет 0,15-0,35%, между потребностями более высокого порядка она составляет 0,55-0,94%.

Во-вторых, приближение к жизненным ценностям, обеспечивающим социально-гуманитарное развитие, является нелинейным процессом, обусловленным множеством факторов и связей.

Можно сказать иначе, что индивидуальные ощущения социального неравенства (как и несправедливости, вообще) по своей сути являются нелинейными. Картина мира, отраженная в числах и реальных событиях, должна быть согласована с виртуальной картиной мира, построенной лицом на основе собственного субъективного восприятия реалий.

Применение вербального анализа как метода определения параметров приближения фактических трендов до нормативных значений, играющих роль аттрактора, к которому стремится система потребностей, в данном случае нецелесообразно. Плодотворными являются математические методы социальной динамики.

Социально-гуманитарный подход дает возможность прогнозировать социально-экономичные процессы, находить условия, которые дают возможность избежать нежелательных сценариев развития системы социально-экономических отношений, в частности в сфере распределения доходов и потребления, и, наоборот, достичь приемлемых структурных пропорций в благосостоянии населения.

В основе социально-динамического подхода лежит метод выделения небольшого количества переменных сложной системы, к которым подстраиваются в процессе развития другие параметры (т. н. параметры порядка). Это значительно упрощает систему и дает возможность моделировать сложные системы, зависящие от большого количества параметров.

Основной целью социальной динамики является получение на основе некоторых общих принципов динамических уравнений для этих параметров. Определение этих принципов подобно их определению в синергетике. Однако между социальной динамикой и синергетикой есть разница.

Для социальных систем, являющихся объектом исследования социальной динамики, не существует уравнения движения на микро уровне, то есть на уровне индивида. Фактически в социальной динамике есть альтернативный метод, не имеющий микро уровня, однако учитывающий решения и мотивы индивидов и формирующий динамические уравнения для релевантных макро сменных, то есть параметров порядка, социальных систем.

Альтернативный подход должен использовать общие мотивации и стандарты поведения, которые присущи членам социальных систем и которые можно, трактовать в социальных или социологических терминах. Определяющей особенностью альтернативного метода является допустимость наличия индивидуальных мотиваций, что, с одной стороны, зависят от макро ситуативного уровня, а с другой – приводят к персональным решениям и действиям, которые, в свою очередь, влияют на макро уровень.

Таким образом, формализация социально-динамических процессов находится вне динамических уравнений для индивидуального процесса решений. Учитываются только тенденции формирования влияния социальных макро сменных на принятие решений индивидуумами. Однако цена, как отмечает В. Вайдлих, за пренебрежение индивидуальными чертами поведения должна быть компенсирована, процесс принятия индивидуальных решений должен рассматриваться с вероятной точки зрения.

Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы. Е. Г. Пугачева и К. Н. Соловьенко отмечают, что на практике выделение параметров порядка остается сложным, и оно возможно для ограниченного круга задач.

Есть проблемы и в отношении измерения параметров порядка, определения факторных взаимосвязей, применения аксиом.

Данные для социально-динамических уравнений получают из опросов, тестирования, анализа косвенной статистической информации. В случае, когда отсутствует удовлетворительная статистика, применяют динамические системы с ориентацией на аналоговую поведенческую реакцию населения.

Отдельным направлением социальной динамики является моделирование на основе количественных методов. Используется информация демографии, здравоохранения, образования, культуры и других.

Общий количественный подход к анализу динамических процессов в социальных системах развивается на основе понятий пространства отношений и пространства социальных конфигураций и ситуаций. Методология исследования базируется на вероятностной концепции: динамика макро сменных получается с использованием вероятностного феноменологического представления о микромире.

Чаще всего динамические системы анализируют с помощью дифференциальных уравнений или их системы.

Поскольку статистические данные всегда дискретны и относятся к конкретным единицам времени, то для моделирования удобнее применять аппарат разностных уравнений. Большинство моделей социальной динамики существует как в непрерывном, так и в дискретном варианте, которые дают аналогичные результаты.

Модели социальной динамики имеют методологические ограничения. Они не адаптированы к процессу распределения благ в обществе. Поэтому для анализа социально-гуманитарного развития важно дополнить принципы, на которых основывается исследование в области социальной динамики, принципом справедливого компромисса при распределении экономических ресурсов в стране, формализация которого осуществлена известным математиком М. Кртшей.

Выводы. Методология социальной динамики дает возможность глубже видеть человеческое поведение, эволюционные закономерности, которые на поверхности выступают как случайные и ситуационные шаги, и избегать логически несостоятельных объяснений социальных проблем. Однако базисные принципы социальной динамики, на наш взгляд, не являются достаточными для анализа поведенческой мотивации индивидуумов. Необходима более общая методология, позволяющая определить поведенческое равновесие людей и обеспечить ее реализацию.

Современное состояние социальных вопросов требует изучать поведение индивидуумов в контексте социальной справедливости, лишение ее негативных последствий дает возможность уменьшить дестабилизирующую человеческую деятельность. Теоретически это можно обосновать в рамках эволюционной экономики. Но основательно разработанного и теоретически исследованного инструментария пока нет.

При анализе динамики социально-экономических систем возникают все более сложные аналитические проблемы. Такие системы описываются неустойчивыми нелинейными динамическими уравнениями высокой размерности с разными скоростями установки, и на основе использования аналитических методов понять их поведение невозможно.

Авторы: В.М. Новиков, доктор экономических наук, профессор, зав. отдела Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: valery.economy@mail.ru

В.В. Семенов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: semenovsr@meta.ua

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий