
Мы живем в уникальное время. Если выйти на улицу, то все вроде как всегда: кто-то неспешно прогуливается, кто-то спешит по делам, кто-то сидит на летних террасах кафе и лениво попивает кофе.
Большинство живет в привычном ритме, который ненадолго был нарушен карантином. Но если попасть в какую-то больницу в райцентре в место «красной зоны», то реальность словно трансформируется. Палаты там переполнены напуганными и беспомощными пациентами «с пневмонией», которые находятся на грани между жизнью и смертью, а общая атмосфера отчаяния в коридорах не дает поводов для оптимизма.
Двойная реальность касается не только нашего ритма жизни и устоявшихся паттернов поведения. Экономическая система раздвоилась не хуже, чем способ бытования рядовых людей. Потому что для кого-то кризиса нет. Многие бизнесмены говорят, что коронакризис — это фантом, который никак не влияет на финансовые показатели, а экономика работает в привычном режиме.
В то же время многие другие страдают от потери работы, уменьшения деловой деятельности и снижения доходов. Где истина? На что нам надеяться в ближайшей перспективе?
Экономика – это всегда букет трендов. Если их проанализировать комплексно, то станет понятным, что мы имеем и куда движемся. Сейчас можно утверждать, что коронакризис запустил очень много новых тенденций. Некоторые из них разрушительны, другие достаточно перспективны, и весь этот клубок как-то сосуществует, держится кучи и неудержимо катится в пока не совсем понятное будущее.
Разочарование инвестициями
Начнем с худшего. В Украине обвалились инвестиции. Это началось еще в первом квартале, до коронакризиса. Тогда индекс капитальных инвестиций снизился на 35,5%. Обвинять пандемию в этой тенденции не совсем правильно. Но карантинная экономика стимулировала сохранение тренда, поэтому во втором квартале глубокое падение сохранилось – 34,4%.
Стоит заметить, что ни в 2014-м, ни в 2015 годах такой глубины не было, несмотря на войну и огромную тогдашнюю неопределенность инвесторы не имели такого уныния в украинской экономике, как сейчас. В 2009 году падение было глубже, но длилось недолго, потому что весь мир в пределах года-полутора того кризиса нащупал направления, в которых двигаться, чтобы из него выйти.
По состоянию на сегодня мы не видим убедительных аргументов для выхода из коронакризиса в глобальном масштабе. Поэтому эта тенденция может продолжаться, а ее сохранение является прямой предпосылкой уменьшения деловой активности в будущем.
В этом контексте следует обратить внимание на три нюанса.
Во-первых, в июле индекс строительной продукции, что является существенным фактором инвестиционной активности, в годовом измерении снова начал снижаться. Он уже падал двузначными темпами в марте – апреле, когда карантин был самым жестким. Но потом постепенно оклемался и в июне вырос на вялые 0,1%. Теперь вот опять падает. Существенный вклад в негативную динамику отрасли создает жилищное строительство. Заморозка объектов «Укрбуда» — один из главных определителей такого результата.
Во-вторых, государство вовсе не покрывает дефицита инвестиций, как может казаться на первый взгляд. В бюджетных расходах есть статья «капитальные расходы». По данным Госказначейства, за семь месяцев 2020 года в сводном (государственный плюс все местные) бюджете по ней было потрачено 54,5 млрд. грн., что на 8,3% больше, чем за такой же период в прошлом году.
Казалось бы, государство старается. Но это первое впечатление, которое оказывается ложным, если проанализировать глубже. Ибо эта статья распадается на две другие: приобретение основного капитала и капитальные трансферты.
Первая из них — это как раз и есть государственные инвестиции, потому что расходы на нее идут на закупку оборудования, предметов долгосрочного пользования, формирование запасов, а также ремонт, реконструкцию и строительство. Расходы по этой статье уменьшились на 9,3% год к году до 28,4 млрд. грн.
Вторая статья – это в основном трансферты государственным предприятиям, деньги с которых идут олигархам, что установили в госкомпаниях собственный менеджмент, как в свое время Коломойский на Центрэнерго, или покрывают убытки от тотальной бесхозяйственности, как в случае с хронически убыточными государственными шахтами. Расходы на эту статью выросли на 37,2% год к году до 26,2 млрд. грн. А это чистой воды расточительство, которое ни инвестиций не стимулирует, ни выходу экономики из кризиса не способствует.
Нельзя сказать, что государство ровным счетом ничего не делает. Например, за январь – июль расходы государственного бюджета на ремонт автодорог (в частности, соответствующая субвенция местным бюджетам) выросли на 111% год к году до 41,0 млрд. грн. Впрочем, это крохи, которые существенно не влияют на экономическую ситуацию в стране в целом.
Статистика это подтверждает. По данным Госстата, за семь месяцев этого года строительство инженерных сооружений, к которым относятся и автодороги, выросло лишь на 0,7%. От широко разрекламированного национального проекта «большое строительство» значительно больше шума, чем реального влияния на макроэкономические показатели. И надеяться на что-то лучшее не приходится, ведь чтобы выйти на значительно более высокие темпы строительства, нужен капитал, а, как уже сказано, государственные и частные капиталовложения снижаются.
В-третьих, чтобы надеяться на возобновление инвестиций, предприятия должны иметь прочную финансовую базу, не говоря об оптимистичных ожиданиях. А с ней и проблемы. По данным Госстата, в первом квартале этого года крупные и средние предприятия Украины получили 118 млрд. грн. чистого убытка, убыточными были 41,5% бизнес-единиц.
В прошлом году за такой же период такая же выборка компаний имела 75 млрд. грн. чистой прибыли, к тому же убыточными были только 28,2% единиц. Обратите внимание, что опять-таки речь идет лишь о первом квартале, когда тенденции коронакризиса еще сполна не сформировались.
Следовательно, предприятиям не хватает собственных средств для инвестиций. Но и с кредитными средствами также туго. По данным НБУ, на конец июля объем кредитов, выданных банками государственным предприятиям, был на 1,2% меньше, чем на конец февраля, то есть до начала карантина.
В частных компаниях ситуация лучше. С февраля по июль кредитный портфель вырос на 6,3%, но если считать не с февраля, а с марта (в первые две недели карантина немало компаний аврально брали кредиты для пополнения оборотных средств), то будет падение на 1,8%. Банки не спешат брать на себя риски в период коронакризиса. Это устойчивая тенденция, что приводит к уменьшению кредитования и, как следствие, ограниченности финансовой базы для восстановления инвестиций.
В итоге имеем не просто спад инвестиций в экономике Украины, а целый пучок тенденций, которые играют против восстановления динамики капиталовложений. По своей сути это очень неблагоприятная ситуация, хотя сейчас она в статистике еще сполна не проявилась.
Если экономика не найдет компенсаторов низкого уровня инвестиционной активности (а судя по общей диспозиции, найти их будет нелегко), то нас будут ждать затяжные кризисные процессы. Трудно надеяться на иной исход от такого хитросплетения депрессивных тенденций.
Неоднозначный экспорт
В этой непростой ситуации за последние несколько месяцев украинская экономика получила определенную поддержку от внешнего сектора. Так, за семь месяцев 2020 года экспорт товаров и услуг из Украины снизился на 8,1% год к году, но импорт обвалился на 20,8%. В результате торговое сальдо выросло (дефицит уменьшился), а это значит, что контрагенты в Украине удержали при себе больше денег, которые тратили на продукцию внутреннего производителя.
Основные факторы такого результата – высокий прошлогодний урожай, благодаря которому за семь месяцев экспорт продовольствия упал лишь на 1,4% год к году, и крайне низкие цены на энергоносители, благодаря чему затраты на товарную группу «минеральные продукты» обвалились на 35,9% за такой же период.
Но рано или позже все хорошее завершается. Остатки прошлогоднего урожая иссякают. Поэтому экспорт продовольствия снижается, начиная с мая, а в июле темп падения составил уже 16,1% год к году.
В то же время прогнозы урожая на 2020 год неутешительны: из-за засухи пострадали огромные территории посевов кукурузы, которой Украина вывозит больше всего. Следовательно, в дальнейшем не приходится надеяться на высокие показатели экспорта продовольствия. Цена на энергоносители несколько восстановилась, но, вероятно, упадет еще раз или, по крайней мере, будет относительно низкой еще несколько кварталов. Поэтому эта статья расходов валюты пока будет невысокой.
В итоге тот огромный профицит внешней торговли, который Украина имела еще несколько месяцев назад, постепенно растворился. По данным НБУ, если в апреле профицит по товарам и услугам составил $864 млн., то в июле уже был дефицит в объеме $611 млн. Вполне вероятно, что последний будет расти и дальше.
Но есть одна деталь, внушающая определенный оптимизм. За январь – июль экспорт товаров в страны Азии вырос на 15,3% – до $9,6 млрд. Благодаря тому, что тамошние страны значительно лучше справляются с пандемией, их экономики находятся в неплохой форме и создают устойчивый спрос на различные товары и услуги на внешних рынках.
Как следствие, Азия стала частью мира, куда направляется больше всего товаров украинского происхождения, опередив Европу. И это для Украины очень хорошая возможность наращивать свое пока относительно небольшое присутствие на азиатских рынках и так поддерживать национального товаропроизводителя и экономику в целом.
Учитывая то, что в нынешней ситуации таких возможностей немного, возможно, требуется прилагать больше усилий к продвижению своей продукции в страны Азии. Тем более что сейчас мы имеем Министерство стратегических отраслей промышленности, функции которого это непосредственно предусматривают.
Основой такого скачка экспорта в Азию стал Китай. Показатели вывоза в эту страну с избытком перекрыли небольшое падение по многим другим азиатским направлениям. По данным Госстата, в первом полугодии 2020 года экспорт товаров в Китай вырос на 92,7%, то есть почти удвоился.
Основа нашего экспорта в КНР – руды (38,7%), зерновые (22,2%), жиры и масла (15,5%), отходы пищепрома (7,5%), черные металлы (6,7%), ядерные реакторы, котлы, машины (4,3%). Как видим, в основном речь идет о сырьевой продукции, но в период кризиса перебирать не приходится, ведь на безрыбье и рак рыба.
Итак, в целом внешний сектор был неплохой с поддержкой экономики Украины с начала карантина. Эта поддержка понемногу иссякает. Единственная надежда и одновременно точка для приложения усилий — экспорт в страны, которые меньше всего пострадали от коронакризиса.
Если бы Украина имела в них хорошую базу присутствия, то могла бы достаточно быстро переориентировать весомую долю торговых потоков, чтобы избежать спада показателей внешней торговли. Но поскольку во многих случаях такую базу нужно нарабатывать чуть ли не с нуля, то нет никаких гарантий, что внешний сектор будет поддерживать нашу экономику в дальнейшем.
Надежда на потребление
Сейчас единственная относительно устойчивая опора для внутреннего спроса — это потребление. Динамика оборота розничной торговли показывает, что из-за высокой неопределенности в первые месяцы карантина украинцы снизили объемы потребления, однако затем, после смягчения ограничений, восстановили его и даже увеличили по сравнению с прошлым годом.
Здесь есть несколько интересных моментов. Во-первых, до сих пор финансовая основа потребления была достаточно устойчивой, хоть и неидеальной. Среднемесячные зарплаты продолжают расти, темп роста за июль составил 7,6%. Да, это не двусмысленные прошлогодние числа, но хоть какой-то прирост все же есть. Правда, эта статистика касается только предприятий, нанимающих десять и более работников.
Известно, что микробизнес пострадал от коронакризиса значительно больше. Но никто не знает доподлинно, насколько снизились его доходы, а показания самих бизнесменов неоднозначны. Недавно власти попытались усилить тенденцию роста доходов и с первого сентября повысили минимальную зарплату на 5,9% – до 5000 грн.
Потянет ли бизнес такой уровень — покажет время. Но если негативные тенденции в экономике перевесят, и зарплаты перестанут расти, то последняя опора совокупного спроса упадет и откроет украинской экономике путь к свободному падению.
До начала коронакризиса в Украине стремительно развивалось кредитование физических лиц. Но после начала карантина оно потеряло динамику. По данным НБУ, на конец июля портфель розничных банковских кредитов был лишь на 1,7% выше, чем на конец февраля, а мартовского уровня он еще не достиг. Тут причина та же, банки не хотят брать на себя рисков. Поэтому, вероятно, в ближайшее время кредитование не будет весомым фактором потребления.
Во-вторых, очень интересна сама структура потребления. Здесь появилось немало новых трендов. Речь идет не только о развитии доставки еды или чего-то такого, что выстрелило сугубо из-за особенностей карантинной реальности. Речь идет о тренде. Пока опубликованы данные только за первый квартал, поэтому окончательные выводы делать рано, но и здесь есть пространство для размышлений.
Судя по статистике, факт закрытия границ во время пандемии сыграл на пользу украинской экономике. Те, кто регулярно ездили отдыхать за границу, остались в Украине и начали тратить на месте. Те, кто выезжали из Украины на заработки, остались здесь и нашли чем заняться, чем внесли свой вклад в украинский ВВП, или просто тратили сбережения здесь, а не заграницей.
В итоге статистика свидетельствует, что в первом квартале конечные потребительские расходы украинских домохозяйств выросли на 8,1% год к году.
В то же время больше всего выросли реальные расходы на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива (на 19,4% – причина, по-видимому, в низких ценах на энергоносители во второй половине квартала), одежду и обувь (15,6%), здравоохранение (на 12,2% — прямое следствие пандемии). Интересно, что во время карантина магазины одежды и обуви были закрыты, но расходы на эти товары выросли очень существенно. Как объяснить такую тенденцию?
Бюджетный беспорядок
В каждой кризисной ситуации государство должно становиться спасителем последней надежды. Именно это мы видим в развитых странах, которые в ответ на экономические последствия пандемии и карантина существенно смягчили монетарную и фискальную политику: уменьшили процентные ставки, напечатали триллионы долларов денег и расширили бюджетные дефициты.
На первый взгляд, у нас происходило нечто похожее, потому что учетная ставка НБУ снижалась, а внесенные в госбюджет правки узаконили огромный дефицит в размере почти 300 млрд. грн.
Теория неплохая, однако, практика прихрамывает на обе ноги, превращая привлекательную форму в абсурдную суть. Прежде всего, при плановом годовом дефиците 298 млрд. грн., фактический его уровень за январь – июль составил 51 млрд. грн. Прошло более половины года, а в экономику влита лишь шестая часть запланированного. Это, несмотря на то, что на конец июля на счетах правительства в НБУ 122 млрд. грн., а на начало сентября на едином казначейском счете лежало более 45 млрд. грн.
Конечно, многие критикуют правительство за раздутый дефицит бюджета, поэтому власти могут опасаться тратить много. Но если решили стимулировать экономику, то стимулируйте, а не симулируйте.
За семь месяцев 2019 года было осуществлено 51,8% запланированных на год расходов, а за этот же период 2020 года – лишь 49,4%. Чем оправдан более низкий темп расходов в ситуации, когда экономика крайне нуждается во вливаниях ликвидности? Неужели властям хватает ума, только чтобы сделать эти вливания через канал повышения минимальной зарплаты?
По доходам ситуация противоположная: в прошлом году за январь – июль собрали 56,9% годового плана доходов, в этом году – 60,2%.
В то же время статистика Минфина неприятно поражает, потому что доходы предприятий снижаются (см. выше, хоть финансовый результат прибыльных предприятий и вырос), а поступления по налогу на прибыль предприятий растут на 2,5% (за январь – июль).
Импорт падает на 20,8%, валютный курс падает (среднемесячный за семь месяцев на 2,2% год к году), а поступления акцизного налога с ввезенных в Украину подакцизных товаров снижаются лишь на 10,2%. Поступления налога на добавленную стоимость из этих самых товаров уменьшаются только на 15,5%, хотя, если верить арифметике, они должны упасть более чем на 20%.
Бизнес повсеместно жалуется на налоговое давление, но государству безразлично. Вот и получается, что власть наверху решает стимулировать экономику огромным бюджетным дефицитом, содержание которого заключается во вливании в систему денег, которых бизнесу не хватает, чтобы оставаться на плаву и развиваться.
В то же время распорядители бюджетных средств не спешат тратить то, что им приписано, потому что либо не имеют проектов, либо убеждены, что во время кризиса лучше экономить. А налоговики и таможенники считают, что кризис кризисом, а план надо выполнять, и любой минус в динамике поступлений достойный расстрела. Это полная бюджетная вакханалия, которая идеально характеризует нынешнюю власть.
В общем, получается такая картина. С одной стороны, в экономике есть ряд депрессивных тенденций, некоторые из них довольно разрушительны и спутаны с другими. С другой – есть несколько островков стабильности и возможных точек роста. В такой ситуации задачей власти должна была бы быть быстрая переориентация экономики с уменьшением весомости негативных трендов и развитием в сторону точек роста.
Но, к сожалению, нынешняя власть не может навести порядок даже с бюджетом, не говоря уже о более сложных инструментах реагирования на кризисные явления. При таких условиях кризисные тенденции будут играть первую скрипку, их влияние на экономику будет накапливаться и проявляться во все худших экономических показателях. А выходить из кризиса Украина будет по-джентльменски, то есть только после того, как из нее выйдут все остальные пострадавшие страны.
Автор: Любомир Шавалюк
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.