01.07.2018 – Директора мощных агропредприятий свидетельствуют о существенных изменениях в глобальном агробизнесе, которые требуют пересмотра системы управления.
Каким образом следует трансформировать подходы управления агрохолдингом, к каким дальнейшим вызовам со стороны государства и рынка следует готовиться и как выстраивать долговременные отношения с работниками рассказывает президент компании AgroGeneration Джон Шморгун.
Вы работаете в Украине уже 11 лет. Какие существенные изменения в аграрной отрасли вы видите в последнее время? Что изменилось в ваших подходах, видении бизнеса?
— Много изменений связано с трансформацией макроэкономики. Мы все видели, как прыгнул курс с 8 до 26 гривен за доллар. Это, очевидно, сказывается на возможности вкладывать средства в развитие как агроотрасли, так и страны в целом. После Революции Достоинства банки начали себя больше защищать, поэтому не с большой охотой работали с клиентами – ликвидность под вопросом, а займы дорогие.
Большая проблема на сегодня – это нехватка инвестиций, к примеру, за прошлый год в Украину инвестировали лишь 2,3 млн. долларов и это мизерные цифры. Тогда как построение современной инфраструктуры для функционирования агросектора требует, по меньшей мере, 5-8 миллиардов долларов ежегодно в течение 10 лет.
Помощь от государства, в частности в разрезе госпрограмм поддержки большого агробизнеса как-то ощущаете?
— Государство мало помогает развитию отечественного агросектора. В других странах, в частности в ЕС, на который мы держим курс, помощь в разы существенней. Ждет ли крупный бизнес помощи? Наверное, нет, мы привыкли работать в таких условиях. А в отношении декларируемых программ поддержки фермеров и домохозяйств – это мизер, это пластырь на рану, словно и закрывает, но не отнюдь не лечит ее. Нужно смотреть в корень проблемы, продумывать более действенные, а не поверхностные меры.
Согласно публичному отчету вашей компании выручка AgroGeneration сократилась на 10% — до € 54,2 млн., валовая прибыль на 30% — до € 16 млн., операционная прибыль почти в 14 раз — до €844 тыс. Объясните по цифрам, почему так происходит? Почему другие украинские агрохолдинги, кроме разве что МХП, массово отчитываются об убытках?
— Наши ожидания прибылей существенно скорректировала погода, мы получили очень низкие результаты урожайности (к примеру, подсолнечника -30% от плана, по кукурузе -24%), которые, фактически, и «съели» почти половину нашей EBITDA (9,1 млн. евро в 2017 году). С погодным фактором ничего не поделаешь, нужно больше работать над технологиями. Учтите еще и тот фактор, что мировые цены на зерновые в последние два сезона были очень низкими. Только сейчас они понемногу восстанавливаются.
В этом году рассчитываете на улучшение финансовых результатов? Как поможет в этом дальнейшая докапитализация компании?
— Да, вскоре в конце июня мы проведем докапитализацию компании на сумму 20 млн. евро, акции будут приобретены одной известной компанией из Люксембурга Alfa Blue Ocean. Если все будет успешно, то это позволит нам инвестировать в мощные проекты по строительству элеваторных мощностей (не разглашаем планы в связи с ограничениями публичности).
Недавно также видела информацию о том, что в AgroGeneration было изменено СОО (Chief Operating Officer) . Прокомментируйте эти кадровые ротации?
— В этом году мы изменили структуру агрохолдинга – отошли от кластерной системы, начали работать с хозяйствами напрямую, хотим дать им больше полномочий в принятии решений. А также ввели новый COO — был назначен Владимир Ткаченко, он имеет большой опыт работы на руководящих должностях, давно работает в нашей компании. Я убежден, что вместе мы достигнем значительных результатов – это человек, который хорошо понимает потребности компании, рынок и имеет четкую, взвешенную стратегию.
Как вы относитесь к тенденции слияния агроактивов компаний в Украине и за рубежом. К примеру, недавно прошла информация о том, что агрохолдинг «Мрия» может приобрести другая компания. Это несколько своеобразная подготовка перед открытием рынка земли, или другое? Какие последствия в долгосрочной перспективе это будет иметь для фермеров?
— Вопрос покупать или нет, зависит от цены. Если в 2007-2008 г.г. продавали агрокомпании с EBITDA 7-10, то сейчас цены продажи компаний существенно упали. (EBITDA 3-4 максимум). Что касается «Мрии», то там, насколько мне известно, была завершена реструктуризация долгов, и какой будет цена продажи, никто не знает, все в руках владельцев акций компании. Тенденция слияния агрокомпаний в Украине, однозначно, будет продолжаться. Есть предприятия, которые слабо держатся на плаву, поэтому им лучше «сливать» свои активы с другими.
Кроме того, все думают о снятии моратория. В 2019 году состоятся выборы президента Украины, и после них вопрос рынка земли сдвинется с мертвой точки. Однако одно дело принять закон, другое — ввести его в действие таким образом, чтобы и финансовые учреждения стали давать деньги под залог земли. Тогда и мощные инвесторы придут, и будет работать более комфортно. Те же китайцы, американцы, финансовые учреждения ЕС – все замерли в ожидании выборов и качественных изменений в государстве.
Я далек от мысли, что определенные агрохолдинги хотят объединять сейчас большие массивы, ведь мало взять землю, ею нужно руководить, опекать, а это ой как не просто. Поэтому масштабного перераспределения между собственниками земельных наделов не будет. Есть много вопросов к инфраструктуре – консолидироваться трудно.
Нет современных элеваторов, а монополист перевозок «Украинская железная дорога» постоянно меняет правила игры. Из последнего — если ты не можешь грузить больше, чем 6 вагонов в день, то станцию закроют. До каких убытков компаний это может привести – трудно себе представить.
Каким же будет сценарий событий в дальнейшем?
— Мне кажется, агрокомпании будут все больше отходить от производства только зерна, а переходить в смежные отрасли к производству конечного продукта – органических овощей и фруктов, молока и мяса. Если откроют рынок земли, тогда будет иметь смысл, вкладывать в фермы, Украина значительно нарастит поголовье скота, включая КРС — телятины, стейкового мяса. Этого на международных рынках не хватает, и мы можем занять высокую маржинальную нишу.
Не могу не затронуть тему рейдерства, от него страдает большое количество фермеров. А как с этим в агрохолдингах? Сталкивалась ли компания с такими случаями, как выходили из ситуации?
— Мы, в AgroGeneration, рейдерства не испытывали. Когда компания работает прозрачно, в законодательном поле, то попыток забрать ее земли силой меньше. Здесь проблема глубже – например, почему в Украине так мало кооперативов? Потому что половина из тех фермеров, которые потенциально могли бы объединиться и создавать продукт, просто не имеют документов на поля, на которых работают.
Когда ты делаешь бизнес по-черному, тогда ты должен быть готов ко всему, и к рейдерству в том числе. Я не знаю, как мелким фермерам защитить себя, агрохолдинги с этим не сталкиваются, потому что платят все налоги и спят спокойно.
О рынке земли, будущем урожае и рентабельности бобовых культур
Планируете ли увеличение земельного банка в ближайшей перспективе? Если да, то на сколько?
— Да, это есть в стратегии компании. Однако, учитывая плохие прошлогодние результаты, сейчас мы просто пытаемся прийти в себя и, по крайней мере, вернуться на уровень показателей 2016 года. Если будет возможность расширения земельного банка – мы будем не против этого, зависит от стоимости паев.
Засуха такая же, как и в прошлом году – в определенных регионах по 70 дней дождя не было, поэтому результаты могут повториться…
— Засуха есть, от этого никуда не деться. Говорить, что это устойчивая тенденция рано. Но страдаем не только мы, но и остальные предприятия и здесь, и за рубежом. Поэтому технологии хранения влаги, разумного «потребления» СЗР и удобрений, уменьшение проходов техники являются нашими приоритетами.
Изменились ли посевные площади и распределение культур на полях агрохолдинга? Чего посеяли больше, чего меньше? На какие культуры стоит делать ставку?
— В этом году было посеяно больше озимых культур, как в западных регионах, так и в восточных. Выращиваем сравнительно больше кукурузы и сои. Мы в этом году выровняли севооборот, он сбалансированный. Ограничения есть с объемными культурами, той же кукурузой. Под озимыми посевами пшеница, ячмень, рапс. Задействовано около 48 тыс. га, остальные около 60 тыс. га – весенние культуры. Нужно восстанавливать элеваторы, чтобы они могли больше пропускать и сушить зерна.
Уже несколько лет компания выращивает горох и нут. В этом году продолжите эту практику? Насколько рентабельная культура, ведь, к примеру, по словам самих же хозяев, горох, уже теряет свои позиции на мировых рынках?
— Нет, увеличивать площади под этими культурами ни в этом году, ни в следующем мы не планируем. Количество стало — примерно 12 тыс. га. Это культуры, которые мы умеем выращивать, делаем это качественно и на востоке, и на западе. Мировые цены на эти культуры действительно просели, однако кардинально менять структуру площадей трудно. Мы крупный производитель сои и нута, нас хорошо знают, имеем стабильных покупателей.
О масштабных проектах и инновациях в компании
В прошлом году вы говорили, что в планах компании увеличение элеваторных мощностей, на что планируется потратить €10 млн. Расскажите, элеваторы какой мощности и где именно планируете построить? Это будут кредитные средства или средства компании?
— Планируем привлекать кредитные средства и собственные, но говорить о старте проекта рано. Все будет известно с июля этого года. Присматриваемся к Сумской, Тернопольской и Житомирской областям.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в конце июля прошлого года запустила в Украине проект по решению проблем изменения климата. Ключевым партнером со стороны бизнеса стала компания AgroGeneration. Расскажите, что было уже сделано в рамках этого проекта, и какие дальнейшие планы? Зачем вообще агрохолдингу заниматься подобными проектами, и какие суммы планируете тратить на реализацию программы?
— Проект понемногу движется, утвержден план действий, бюджет со стороны ФАО. Мы готовы стартовать, однако нужно пройти определенные формальные и административные процедуры. Мы будем учиться правильно, работать с лесополосами, сохранять почву – это будет реализовываться на наших полях на востоке Украины.
Вопрос лесополос довольно интересный, ведь часто формально они никому не принадлежат, полностью заброшенные, с лесополос на поля также могут попадать сорняки и болезни, к тому же, лесополосы забирают у предприятий гектары для возделывания.
Лесополосы — это ресурс, который можно использовать, – сажать сады, и тому подобное. Наши средства и человеческие ресурсы также будут привлечены – мы являемся равноправными партнерами данного проекта.
Ходили слухи, что AgroGeneration планирует стать, совладельцем ягодного кооператива, вложив 300 тыс. грн. На какой стадии проект?
— Это маленький проект, сейчас мы на стадии переговоров. Активная фаза кооперации еще впереди.
Все агрохолдинги выступают с инновациями в агропроизводстве, «вооружаются» кто, чем может – дронами, беспилотниками и тому подобное. Как это реализуется на примере AgroGeneration? Какую технику приобрели к сезону, какие технологии сейчас используете больше всего и почему?
— Если у хозяйства нет стратегии, то дрон – это не более чем забава для агронома в поле. Дроны — аппликаторы СЗР – это хорошая идея, но это вопрос приоритетов. У нас есть дроны, но нет системного их использования, работаем над этим. А вот система GIS выстроена прекрасно, поэтому мы работаем с помощью спутниковых систем. Индекс NDVI дает нам возможность хорошо и вовремя увидеть, что происходит на полях.
Но как, по-моему, лучше смотреть на обновление полевой техники, потому что старыми орудиями урожая не соберешь. А еще, мы хотим глубже изучать свои поля и их возможности с научной точки зрения – уже наняли на работу агронома-исследователя, будем создавать собственные демополя (научные полигоны) в различных регионах, где будем испытывать сорта, гибриды, технику, способы обработки и прочее.
О работе с персоналом, мотивации и собственном примере в бизнесе
Ваша компания первой в Украине начала работать по системе Lean Six Sigma. Расскажите об этом подробнее? Какие успехи удалось заметить? Какие подводные камни?
— Мы продолжаем работать в этой системе, уже есть 5 так называемых черных поясов. Самый большой наш успех в том, что Lean Six Sigma помогает в подходе к проектам, когда есть определенные проблемы в компании, в том числе и финансового толка. Эта система помогает в методологии, дает возможность не только устранить проблему, но и контролировать ее возможное появление в будущем.
Lean Six Sigma объединяющая наиболее популярные в 90-е годы прошлого столетия концепции управления производством и качеством: концепцию «Бережливое производство» (Lean manufacturing), сфокусированную на устранение потерь и непроизводительных затрат, и концепцию «Шесть сигм» (Six Sigma), нацеленную на снижение вариабельности процессов и стабилизацию характеристик продукции.
Методология Lean Six Sigma позволяет отследить и устранить или усовершенствовать неэффективные процессы, а также помогает сотрудникам компании оптимизировать деятельность, повышать производительность, прививает культуру командной работы.
Насколько в среднем выросла зарплата у холдинга в текущем сезоне? Как мотивируете персонал, чтобы он не переходил в другие компании?
— И мы, и остальные агрокомпаний испытывают отток сезонных кадров в связи с безвизом – массово бегут в Польшу, в другие страны. Мы не можем конкурировать со странами ЕС по зарплате, а значит, должны «включать» другие факторы, нематериальные – комфортные условия работы, материальную помощь при необходимости.
Рабочие должны понимать, что их ценят, к ним прислушиваются, за них будут бороться. Конечно, заработную плату тоже пересмотрели в сторону увеличения – работаем по-белому, поэтому увеличение минимальной зарплаты потянуло за собой дополнительные расходы.
Вас называют одним из наиболее эффективных топ-менеджеров. На ваш взгляд, какие навыки следует «прокачивать» остальным руководителям? Чего им, на ваш взгляд, не хватает?
— Эффективность работы начинается лишь тогда, когда топ-менеджер четко осознает свою цель. Во-первых, нужно иметь стратегию, во-вторых, уметь измерять свой персональный KPI. Причем, это должна быть не, просто теоретическая стратегия, а вполне практический результат каждого дня работы. Нужно также знать, что именно вы ожидаете от рабочих, какие они должны дать вам операционные результаты и финансовые, мотивировать их соблюдать данные требования.
Знаю, что вы любите самостоятельно контролировать ход работ. Как часто приходится бывать в поле?
— Хороший вопрос. Да, не люблю чисто офисную работу. В поля хотелось бы чаще выезжать. К примеру, в прошлом году бывал довольно часто — два-три раза в месяц. Проблем в хозяйствах много, они, в основном, комплексного характера, поэтому нужно, как говорится, держать руки на пульсе, то есть, на руле.
Автор: Ирина Глотова
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.