09.10.2018 – 99% украинских учеников и студентов являются «регулярными интернет-пользователями», заходят в сеть минимум раз в месяц. Таковы данные украинской Интернет-ассоциации с мая этого года. Процент настолько высок, ведь эти люди – молодежь, которая росла «в ногу» с технологиями.
Образовательная отрасль учится оперативно реагировать на их вызовы и возможности, а также привлекать диджитал-инструменты в учебный процесс.
Неслучайно и в списке 8 ключевых компетенций для обучения в течение жизни (lifelong learning) Европейского парламента и Совета включена цифровая.
В этом году Минобразования начало масштабную реформу – новую украинскую школу.
В то же время начался процесс разработки национальной образовательной электронной платформы. Это сайт, на котором будут размещены е-учебники и не только.
Читайте также: Председатель Государственной службы качества образования Руслан Гурак – Об институциональном аудите учреждений образования
Мы выбрали наиболее мягкий и медленный вариант реформы – министр образования
Руслана Радчук: Мы можем только надеяться, что наше воспитание будет иметь какой-то смысл в будущем
Иванна Коберник: Тихие и послушные люди больше не нужны. Очень скоро их заменят компьютеры
Куратор тестирования PISA о том, как украинцам построить современную систему образования
«Совместная школа»: как родители, дети и педагоги создают новый формат школьного образования
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Такую инновацию уже давно ввели в разных странах.
Например, в Эстонии действует платформа с названием e-schoolbag. Это портал с онлайн-материалами, которые разработаны эстонским Минобразования.
Начатая в 2016 году платформа стала частью eKool – системы менеджмента школьного образования. Ее в свою очередь разработали еще в 2002. В систему входят различные программы и сети, такие как электронный дневник, классный журнал, расписание и т. д.
В Украине в перспективе будет похожая модель. Национальную электронную образовательную платформу планируется полностью ввести в эксплуатацию в 2020.
До 2024 — должны интегрировать ее с другими системами образования и сервисами управления.
В частности, среди возможных опций создание школьной информационной системы – с данными об учебных заведениях, учетом детей, электронным журналом с оценками, выдачей справок и т.д.
Таким образом, по примеру эстонцев мы создадим целостную диджитал-систему, которая будет управлять различными процессами школьного образования.
В Торонто (Канада) существует специальная платформа для местных школ.
Фактически, это сайт, видеокурсы по которому школьники старших классов могут пройти и посетить как обычный школьный предмет.
Всего платформа имеет три основных направления работы: онлайн-курсы для школьников, для взрослых людей, а также летняя онлайн-школа для участников от 14 до 20 лет.
США также имеют развитую практику онлайн-образования. И это не только всемирно известных Coursera и edX.
Например, штат Северная Каролина использует собственную платформу электронного образования. В частности, она предлагает программы для школьников от первого класса до выпускников старшей школы.
Также есть видеокурсы для студентов и взрослых, которые хотят усовершенствовать знания в определенной области.
Некоторые школьники даже записываются на программы колледжа и самостоятельно осваивают предметы для студентов.
Проект публичной виртуальной школы в Северной Каролине начался в 2005 году. Кроме государственных школ, он сотрудничает и с частными учебными заведениями, а также с детьми на домашнем обучении.
Среди контента украинской Национальной образовательной платформы также будут представлены видеокурсы, которые дополняют и углубляют учебную программу.
Важный момент – все материалы не будут разработкой МОН, однако все без исключения – им одобрены.
Создателями электронного контента Минобразования видит разнообразные структуры, на открытых условиях присоединяемые к производству.
Миссия министерства в процессе – рецензирование и оплата материалов.
Предполагаю, это даст существенный толчок к производству различного образовательного контента.
В Финляндии, среднее образование, которое считают образцом во всем мире, руководящим принципом обучения является – ориентированное образование (Phenomenon-based learning).
В такой системе дети познают мир не по принципу распределения дисциплин, а благодаря тематическим блокам. Получается, что дети всесторонне знакомятся с определенной темой, одновременно рассматривая ее с разных ракурсов в срезе «классических предметов».
Финны используют современные технологии для демонстрации и привлечения детей в процесс обучения. Например, изучая тему стихийных бедствий, школьники просматривают видео-реконструкцию извержения Этны, а также создают модель Помпей, уничтоженных вулканом Везувием, с помощью 3D-принтера.
В стране также действует национальная ассоциация финских центров электронного образования. Она финансируется из разных источников и предоставляет электронные образовательные услуги.
УКРАИНСКАЯ ПЛАТФОРМА
В Украине до сих пор электронное образование не было широко распространено.
Согласно анализу Офиса эффективного регулирования BRDO из почти 4-х миллионов украинских школьников лишь 4,5% являются пользователями электронного образовательного контента.
Эту ситуацию время изменить. Эксперимент по внедрению электронного учебника стартует в этом году и продлится до 2021 года.
В положении о Национальной электронной образовательной платформе определено, что она включает в себя специальный информационный ресурс в сети интернет, на котором в свободном доступе в полном объеме размещаются бесплатные электронные версии учебников или е-учебники для получения полного общего среднего образования.
Модель Национальной образовательной электронной платформы весьма похожа на эстонскую.
Идея – исключить в учителей и школьников необходимость самостоятельно в сети отыскивать необходимые материалы – видео, графику и курсы.
Дети, получив задание в школе подготовить реферат, сейчас не спешат в библиотеки – они вбивают поисковый запрос в Google. Национальная образовательная электронная платформа будет базой проверенных и верифицированных материалов для образовательного процесса.
Таким образом, мы, наконец-то начнем модернизировать образование относительно потребностей и предпочтений современных детей.
Бумажные книги – это далеко не единственный источник информации для них. И материалы национальной платформы дадут им ту альтернативу, которую они самостоятельно искали в интернете до сих пор.
На платформе учителя смогут создавать коллекции материалов и распространять их для других пользователей.
Кроме е-учебников и обычных учебников, платформа будет содержать также дополнительные источники и образовательные стандарты, учебные программы, методические материалы.
НЕ ПРОСТО PDF!
Стоит объяснить разницу между е-учебниками и электронными версиями учебников. Последние — современные бумажные школьные книги в онлайн-виде. Е-учебник, в свою очередь, – это вовсе не PDF-версия обычного печатного учебника. Это интерактивный учебник, который существует в режиме онлайн и содержит различные мультимедийные материалы: видео, клипы, видеокурсы и прочее.
Положение об электронном учебнике разъясняет нам, как он должен выглядеть. Мультимедийная книга будет состоять из различных модулей. Она должна быть доступна на нескольких операционных системах, из них минимум две – мобильные.
Планируется, что доступ к е-учебникам у детей и преподавателей должен быть как дома, так и в школе.
Одной из важных особенностей платформы должна стать доступность ее загрузки на устройство и работы без интернет-соединения.
А также е-учебники конкретных пользователей могут быть привязаны к аккаунтам педагогов. Те в свою очередь будут иметь право вносить изменения в последовательность модулей, тем самым адаптируя программу для конкретного класса.
Сам е-учебник может существовать в виде полноценной программы или же файла, который отображается с помощью одной программы.
В нем также должны быть инструменты для работы с текстом – заметки, закладки, печать части учебника или поиск среди его материалов.
СОВРЕМЕННЫЙ МИР — СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Наши дети давно смотрят на экраны своих гаджетов. Поэтому настало время не бороться с этим явлением, а возглавить процесс и безопасно провести за руку маленьких украинцев в мир цифровых технологий.
Тем более что они способны открыть для наших детей невиданные ранее образовательные возможности.
Феномен финского образования и тематического освоения во многом обязан мультимедийным инструментам. Именно благодаря ним на это явление можно посмотреть с максимального количества сторон.
Ранее о каких-то явлениях дети могли прочитать в учебнике, максимум – посмотреть на карту и иллюстрацию в книге. Теперь нам доступны другие технологии.
Бессмысленно словами описывать то, что наглядно можно показать. Благодаря мультимедиа-материалам появляется возможность правдиво показать детям современную науку.
Конечно, в каждой школе не оборудовать полноценную научную лабораторию, но при этом видео с ней продемонстрировать, возможно, с легкостью.
Также предусмотрено взаимодействие с другими, в том числе и международными, образовательными платформами.
Так мы, наконец-то обеспечим нашим детям возможность ознакомиться с новинками научных достижений вместо того, чтобы давать им учебники, которые по момент проверки, печати и доставки в школы уже устарели своим содержанием.
Стоит упомянуть и о требованиях к инклюзивной образовательной среде. Национальная платформа как фундаментальная основа е-образования способна существенно улучшить качество образования для детей с инвалидностью, ведь доступ к учебным материалам из любой точки, где есть интернет, делает процесс интеграции образовательного процесса в разы легче.
Электронные материалы позволят значительно более разносторонне ознакомиться с явлением – ведь можно прочитать текст, затем посмотреть на иллюстрации, после этого – просмотреть видеореконструкцию. А завершить ознакомление с темой — произведением искусства, которое изображает явление или событие.
Такой ход учебного процесса не просто делает его более всеобъемлющим и интересным. Он просто естественный для детей, которые выросли с гаджетом в руке и с малых лет сталкивались с проблемой «клипового мышления» – восприятием информации короткими кусками и быстрым переключением с темы на тему.
Для этих детей смена картинки и действия различных органов чувств — это путь к успешному усвоению темы. Однако монотонное чтение учебника (каким бы интересным он не был) – путь в никуда.
Нам нужно перестать упрекать детей за то, что они не хотят учиться в формате прошлого века, прорабатывая параграф за параграфом. Пришло время украинскому образованию предложить для детей интересные материалы, опираясь на возможности современных технологий.
И с Национальной образовательной электронной платформой у нас появляется такой шанс.
Автор: Роман Греба, заместитель министра образования и науки Украины
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.