Правительство утвердило новые правила сертификации органического производства и продукции, парламент одобрил закон №3295 о господдержке органического производства, а Европа меняет свои экологические правила (Green Deal) в части «чистоты» продукции.
Все эти три фактора однозначно повлияют на рынок органической продукции – он максимально приблизится к международным стандартам. Ведь органическая продукция получит официальный статус во всех проявлениях, начиная с отдельного кода на таможне — «органика», увеличения площадей под органическим производством и заканчивая появлением «конституции» всего процесса сертификации органических продуктов. Произойдет и максимальная гармонизация украинского законодательства с нормами ЕС по защите прав потребителей.
Подробнее об этом и много интересного другого у AgroPolit.com, который поговорил с президентом «Органическая Украина» Еленой Корогод (экс — Березовская).
Ваша оценка порядка сертификации органического производства и/или органической продукции, что утвердило правительство?
Этот порядок сертификации – один из основных документов для стабилизации ситуации на органическом рынке Украины. Порядок сертификации органического производства – это «конституция» процесса сертификации, то есть контроля производителей органической продукции. Положение о сертификации – это механизм подтверждения соответствия производства стандарту органической продукции.
Документ нужен украинскому рынку, и он аналогичный международным нормам (не только европейскому). Любой международный стандарт имеет свою процедуру подтверждения сертификации, то есть контроля процедуры всего процесса производства органической продукции. Результатом процедуры сертификации является унифицированный сертификат, который получает производитель. Он подтверждает процесс сертификации. Если есть сертификат — только тогда производитель может маркировать свою продукцию как органик.
Документ нужен. Он максимально сближает украинский и европейский органический стандарт. Львиная доля переживаний производителей относительно порядка была связана с тем, что уже сертифицированные по международным стандартам операторы органического производства не хотели повторной сертификации и двойного контроля. Но пока этот вопрос снят. Вместе с Минэкономики, в сопровождении юридической экспертизы, мы провели рабочую встречу, и все вопросы детально прояснили для производителей.
Принятый порядок сертификации органического производства и/или оборота органической продукции завершает порядок законодательного определения порядка подтверждения органической продукции. Это важно для полноценного позиционирования органической продукции из Украины в Европе. Этот порядок — это свидетельство наличия у нас украинского стандарта, от которого отталкиваются другие органические законы, соглашения об эквивалентности и все межправительственные соглашения.
Сегодня официальный статус украинского органического продукта и украинского органического производства только формируется. После этого можно будет говорить о полноценном, официальном существовании органического производства в Украине.
Значит, речь идет об официальном паспорте любой органической продукции в Украине. А достаточно ли этого для идеальной работы рынка органической продукции в Украине?
Порядок сертификации органического производства и/или оборота органической продукции – это один из китов, на котором стоит органическое производство во всем мире и в Украине в том числе.
Для идеальной работы органического производства в Украине не хватает двух важных приказов:
«Об утверждении порядка отчетности органов сертификации»,
«Об утверждении периодичности декларирования и представления отчетов относительно объемов материалов от операторов в органы сертификации».
Это позволит полноценно формировать реестры операторов органического производства, и именно этого ждет рынок.
Сохранилась ли в обнародованном порядке монополия по сертификации органической продукции в Украине под одним госорганом при МЭРТ?
Никакой монополии не будет. Как раз этот порядок сертификации дает возможность частного контроля в сфере добровольной сертификации органического производителя. Здесь частные органы сертификации будут по доброй воле производителей органической продукции ее проводить. Ключевое положение – это добровольность такой сертификации.
Эта добровольная сертификация и львиная доля контроля возложена на частный бизнес. Государство делегирует функции по контролю частным органам сертификации (их называют control body, а не control sertification). А Госпродпотребслужба контролирует органы сертификации и осуществляет выборочный контроль над операторами рынка.
Выборочный контроль над операторами — вот это тоже был один из вопросов, который очень смущал производителей. Было очень много вопросов о двойном контроле в таком случае, но на самом деле во всех странах действует даже тройной контроль.
В Украине МЭРТ контролирует орган сертификации, Госпродпотребслужба — орган сертификации и производителя, а частный сертификационный орган осуществляет control body, то есть контролирует производителя. Во всех странах существует так или на подобии.
Когда появится реестр производителей органической продукции?
Реестра сейчас у нас нет, потому что не было правил сертификации производителей органической продукции. Появление порядка сертификации как раз и создает предпосылки для сертификации производителей и как следствие включения их в этот реестр. Не достаточно для производителя лишь выполнять просто правила органического производства, он должен их подтвердить согласно предусмотренному в постановлении порядку и получить сертификат соответствия органическому стандарту.
Сейчас есть приказ о создании реестра операторов органических производителей. Кроме приказа больше пока, ничего нет – все в работе МЭРТ.
Как это будет происходить на практике?
Сначала появится порядок сертификации — он создает возможность появления реестра органов сертификации. Это первое условие. А дальше в него вносится первый орган сертификации. Только после включения этого органа сертификации в соответствующий реестр компаний и лиц, осуществляющих сертификацию, позволяет ему подать своих операторов в общий реестр операторов органического производства Украины.
Я ожидаю появления реестра производителей органической продукции в феврале-марте 2021 года. Уже к началу весны 2021 года законодательство об органическом производстве должно работать практически идеально.
Закон об аграрном реестре № 3295 — господдержка органических производителей
Недавно парламент принял законопроект № 3295 о создании единого аграрного реестра. Мы знаем, что этот документ также меняет и правила господдержки для производителей органической продукции. Расскажите об этом поподробнее.
Вопросы аграрного реестра и господдержки органики связаны между собой. Аграрные реестры дают прозрачное понимание игроков рынка. Соответственно среди этих игроков будут и операторы органического производства. Важным в законе №3295 являются уникальные положения относительно органического производства. Уникальность первая — органическое производство единственное, которое имеет дотацию на один гектар обрабатываемых угодий.
Мы говорим об этом очень много лет. Органическое производство единственное, которое заботится о каждом гектаре земли. Господдержка на 1 га – это большое реальное развитие органического производства и возможности заботиться об украинской земле.
Важной является государственная поддержка на одну голову крупного рогатого скота (КРС). Это возрождение плодородия почв через животноводство и вообще возрождение животноводства. Ведь операторы органического производства до этого времени пользовались государственной поддержкой для любого агропроизводителя, которая предлагалась государством или государственными или региональными программами.
Но здесь статус немного выше, что даст возможность восстановить полноценное правильное и органическое животноводство, которого очень низкий процент в Украине.
Какая самая распространенная господдержка производителей органической продукции сейчас действует в стране? Изменит ли принятый закон ситуацию с господдержкой для отрасли?
Самой распространенной является региональная поддержка в виде компенсации стоимости сертификации производителю. Она была не привязана к гектару. Это инициатива областных администраций. Также в некоторых областях была компенсация стоимости органической продукции для детского питания.
Принятый закон №3295 об аграрном реестре дает уникальные для органического производства возможности заботиться об украинской земле – это дотация на один гектар обрабатываемых угодий.
Сколько она составит?
Размера ее мы не знаем. Наша рекомендация, что необходимо установить господдержку для органических производителей в размере от $100 до $300 на 1 гектар. Она базируется на оценке затрат на 1 га и изучении международного опыта государственных поддержек именно органического производства. Возможно, размер будет зависеть от объема тех угодий, которые обрабатывает оператор органического производства. Значит, чем меньше хозяйство, тем больше компенсация на один гектар.
Сейчас в Украине 400 тыс. га органических земель. Умножаем их на 5 тыс. грн. (необходимый минимальный размер господдержки на один гектар), получаем 2 млрд. грн. на господдержку органического производства на 2021 год. Это доступная сумма по сравнению с общими бюджетами, что закладывается для поддержки аграрного сектора.
Если же мы берем животноводство, то там тоже будут потрачены минимальные суммы, потому что его сейчас очень мало. И мы будем лоббировать значительную поддержку именно животноводства. В идеале было бы хорошо получить из бюджета на господдержку развития органической отрасли 2-3 млрд. грн. Господдержка обрабатываемых угодий на самом деле очень и очень важна, потому что она даст толчок развитию органического сектора.
Мы понимаем ограниченность ресурсов в бюджете, но было бы хорошо их увеличить до 3 млрд. грн., что позволило бы собрать более высокое количество органических земель.
Если мы хотим увеличить хотя бы на 50% количество органических земель, то нужно 5 млрд. грн. на господдержку органического сектора в год. Тогда мы увидим тенденцию к росту органического сельского хозяйства. Мы рассчитывали, что господдержка 5 млрд. грн. в год позволит нарастить органическую обработку еще на 100 тыс. га через два года.
Украина сегодня находится в диалоге с Европой, в части которого является пересмотр условий сотрудничества с Евросоюзом в рамках ЗСТ. По прогнозам МИД, пересмотр начнется в январе 2021 года. Подавали ли вы свои предложения?
Да, у нас есть наработки. Мы запланировали встречу с вице-премьером Ольгой Стефанишиной, чтобы обсудить эти предложения, а также — действующие ограничения и запреты относительно торговли вообще агропродукцией. У нас несколько пожеланий, они активно обсуждаются участниками органического производства Украины. Хотя у нас есть пару «хотелок».
Первое – мы бы хотели, чтобы органическая торговля и органическая продукция была выведена в отдельный статус в рамках ЗСТ с ЕС. Это станет возможным, как раз весной 2021 года, когда заработают упомянутые выше реестры. Мы надеемся, что на таможне появится дополнительный код «органика». Вся органическая продукция станет официальной и будет обсчитываться отдельно при экспорте.
Ведь сейчас нет четкой разницы между продукцией «органическая» и «неорганическая». Вся украинская органическая продукция сейчас уходит за границу практически в обычном статусе.
Второе — послабление или вообще устранение торговых и тарифных/не тарифных барьеров. Например, на ввоз удобрений, разрешенных для использования при органическом производстве, надо платить в любой стране пошлину. А на ввоз, импорт, тех же средств защиты в Украину ничего платить не надо.
Еще один пример — уменьшение количества проверок и забора дополнительных анализов для нашей органической продукции от ЕС и в целом других государств.
Раньше преградой на пути к этому было отсутствие национального стандарта в Украине, но сейчас это исправляется, и мы будем активно этот вопрос поднимать.
Третье — решить вопрос поставки органической продукции в Англию, которая вышла из еврозоны.
Четвертое – введение зеркальных пошлин на европейскую продукцию. Должна быть взаимовыгодная торговля, открытость Украины к международным партнерам и это же самое по отношению к нам. А сейчас торговля с ЕС в части АПК – это игра в одни ворота.
Например, в отношении органических производителей мы имеем за вход на европейский рынок пятерную проверку. Потому что Украина проверяет, ЕС проверяет, потом еще какая-то страна проверяет и так далее. Эти барьеры на самом деле очень влияют на конечную стоимость цены продукции.
И даже при этом наша органическая продукция остается конкурентоспособной в Европе, и она занимает одну из топовых позиций по экспорту?
Да, конечно. Но важно отметить, что это касается только сырья. Стоимость дополнительных расходов на проверки влияет на стоимость партии сырья. Себестоимость этой продукции увеличивается. Большинство органических производителей считают, что подавляющее число европейских торговых барьеров политизировано. Это первый вывод от производителей.
Второй — не хватает и есть потребность в обновлении максимального количества межправительственных соглашений. Большинство существующих межправительственных соглашений утратили свою силу и этот вопрос также у нас в работе.
Вы летом подписали меморандум по органическому взаимодействию с председателем правления агрохолдинга МХП Юрием Косюком. Как вы его оцениваете? Чувствуете ли вы, что в Украине агрохолдинги и другие агрокомпании постепенно берут курс на органичность?
Первая причина выбора агрохолдингами курса на органичность – бережное отношения к почве и понимание экологичности в нашей жизни и нашего влияния на среду. Агрохолдинги поняли, насколько важна их роль в отношении влияния на окружающую среду. Все это происходит в рамках общего Green Deal, который сочетает возобновляемую энергетику, устойчивое развитие сельского хозяйства, закрытый производственный цикл. Он без органического производства невозможен.
К счастью агрохолдинги это слышат, и понимают. Другая сторона – это потребители: тенденции потребления органической продукции растут, и потребитель хочет покупать безопасное (то есть органическое), качественное (органическое) и натуральное (органическое).
Поэтому холдинги постепенно берут курс на органичность сырья и конечного продукта. И здесь роль «органической Украины» дать компетентное сопровождение и способствовать переходу на органическое производство, налаживать взаимодействие.
Яркий пример этого – агрохолдинг МХП, с ним подписали меморандум о стратегическом партнерстве. Экологическое сознание и лояльность МХП к своему клиенту проявляется в реализации «зеленых» проектов, бережном отношении к почвам и окружающей среде и в трансформации в кулинарную компанию. Мы видим, какой хорошей идеей было бы МХП поставлять в те же «Мясные маркеты» органическую продукцию.
Вы чувствуете тренд на органичность в украинском АПК?
Очень многие крупные и малые агропроизводители готовы были бы перейти на органическое производство (даже не сертифицируясь), чтобы избавиться от химической зависимости в своем производстве. Ведь они не могли, потому что были закредитованы производителями не разрешенных и запрещенных пестицидов, ГМО — семян – и это реальный факт.
Сейчас при появлении господдержки на органическую продукцию в бюджете на 2021 год и при увеличении спроса на органическую продукцию у них немножко расправятся крылья. И они смогут отдать свои кредиты поставщикам удобрений и СЗР и купить органические средства, разрешенные в органическом производстве. Только тогда мы выдавливаем тренд. Сейчас это скорее осознанная экологическая позиция отдельных компаний и курс на удовлетворение потребностей своих потребителей.
Какова сейчас ситуация с развитием органического сектора и куда мы идем?
Украина заняла второе место по поставке в ЕС своего органического сырья и первое место среди других европейских стран. 95% экспортируемой продукции – сырье, а в остальных 5% увеличивается перечень переработанной продукции (шоколад, мороженое, различные крупы).
Спрос на органическую продукцию на внутреннем рынке велик. Ее ассортимент увеличивается, а количество точек продаж тоже растет. За 2020 год на 17% выросло количество операторов органического производства в Украине, на 33% увеличилось количество переработчиков органической продукции, на 7% увеличилось количество производителей, которые уже имеют маркированный органический продукт, предложенный для конечного потребителя.
Из 722 операторов органического рынка, которые зафиксированы на ноябрь 2020 года, 114 имеют переработку как вид сертифицированной деятельности, из них 64 операторы упаковывают продукцию для торговой полки. Значительно увеличилось количество, стабилизировались направления органической переработки и доработки – в 2020 году этот показатель 24 категорий, по сравнению с прошлым годом вырос на 60%!
Украину ждет открытие рынка земли. Существует вопрос, будет ли реформа или нет, но пока решения КСУ нет. Мы там ориентируемся на то, что это будет. Насколько комфортный земельный закон и как это повлияет на производителей органической продукции?
Так как «Органическая Украина» объединяет разный бизнес (мелких, средних и крупных производителей), то мы имеем разные взгляды по этому вопросу. Но основным является то, что рынок земли нужен, потому что земле нужен хозяин. Инвестиции в органическое производство начинаются с земли, если она является собственностью производителя.
Поэтому глобально органические производители положительно относятся к введению рынка земли и принятого закона о земле. Органический рынок от запуска рынка земли ничего не теряет. Как я всегда говорю – надо быть компетентным в вопросе, шумиха возле рынка земли поверхностная и политизированная. Конечно, риски есть всегда — надо уметь ими управлять.
А есть ли у них деньги на выкуп этой земли?
У всех по-разному. Мы надеемся, что государство будет относиться лояльно к органическому производству и для них создадут более лояльные условия выкупа этой земли под свое хозяйствование.
Сейчас звучат предложения создать специальный фонд поддержки развития животноводства, куда бы, например, поступали средства от общего земельного банка крупных агрокомпаний, если они не хотят на своей земле развивать животноводство. Деньги из этого фонда направлять на поддержку фермеров, программы по поддержанию качества почв для выращивания органической продукции. Вы поддерживаете создание такого фонда, как механизма стимулирования органического земледелия в Украине?
Я поддерживаю создание Фонда стимулирования животноводства и восстановления почв. Животноводство — это автоматически возрождение плодородия почв, органические удобрения и органическая продукция.
Я бы предложила и другие меры для развития органического производства. Следует разработать «Национальную программу возрождения плодородия почв Украины». Под нее подвязать господдержку производителей, которые реально улучшают показатели почвы и способствуют восстановлению плодородия почв.
Мы сейчас работаем над этим и в рамках того же меморандума с МХП, с Институтом Соколовского, совместно с НААН и НУБиП. Стратегический комитет по возрождению плодородия почв, который возглавляет БТУ-центр, хочет объединить всех и ученых, в том числе для того, чтобы выделить критерии восстановления плодородия почв и лоббировать национальные программы возрождения плодородия почв.
Надо создать в Украине спрос на здоровый грунт и дать возможность частного контроля над соблюдением плодородия почв, как это происходит при органическом производстве. Вот это и будет главной задачей стратегического комитета по развитию плодородия почв. Мне кажется, что надо идти такими последовательными шагами.
Первый шаг – это полноценное прозрачное партнерство всех игроков рынка (частных и государственных), кто здесь работает. Второе – полноценный диалог между этими игроками на тему плодородия почв и способов их восстановления.
Как создать спрос на качественные почвы?
Двумя путями: поднять экономику возобновления почв, сделать ее максимально выгодной для бизнеса и развивать тренд на органичность продукции среди потребителей. Вот вам и спрос на плодородную почву.
Что с органическими удобрениями, удовлетворяет ли запрос внутренний рынок? Будет ли он развиваться, и как все будет происходить в дальнейшем?
Внутренний рынок производства органических удобрений существует. Производители СЗР, удобрений и разрешенных в органическом производстве веществ сегодня работают как с органическими производителями, так и с неорганическими. И очень много органических технологий используется на параллели с недозволенными инсектицидами или еще какими-то вещами.
Поэтому нужно проводить просветительскую работу и развивать этот рынок, потому что именно производители органических удобрений могут стать полной альтернативой для химических удобрений. При этом для таких производителей органических удобрений есть перспективы и на других международных рынках, потому что у них есть уникальные технологии.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.