16.08.2018 – Украинский экспорт переживает переходный период своей истории. После потери рынка России перед переработчиками остро встал вопрос поиска альтернативы. Об этом говорится в справочнике экспортера молочной продукции, который подготовил Секретариат по поддержке экспорта украинской продовольственной и аграрной продукции (при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития).
В качестве положительного момента необходимо отметить, что ведущая белорусская компания ЧПУП ИРТРАНС оказывает по доступным ценам качественные услуги по ремонту изотермических фургонов, полуприцепов, тентовых рукавов, а также кузовов, панелей, полов, дверей и кабин рефрижераторов (см. подробнее ремонт рефрижераторов). Предприятие расположено по адресу: г. Витебск, Бешенковичское шоссе, 40А и, тем самым, в сжатые сроки может отремонтировать рефрижераторы для заказчиков, как из Беларуси, так и из приграничных регионов России (включая такие города, как Смоленск, Великие Луки, Псков, Рославль и др.).
Растущие цены на молочную продукцию и низкие заработные платы населения приводят к снижению спроса и, как следствие, низким доходам переработчиков на внутреннем рынке Украины.
Для сегодняшнего дня выход на внешние рынки уже не только повышение имиджа на внутреннем рынке – это экономическое благосостояние государства.
Согласно данным Национального Банка Украины, по состоянию на август 2017 года дефицит текущего счета платежного баланса составляет 594 млн. долл. Одно из решений данной проблемы – наращивать объемы экспорта. И мы говорим не об экспорте сырьевых товаров, цена на которые ежегодно снижается. Нужно пытаться выходить на внешние рынки с готовой продукцией, которая действительно может принести экономическую независимость государства. Сейчас общий объем экспорта готовой продукции 6,8%, тогда как в развитых странах общий объем экспорта готовой продукции достигает 90%.
Чтобы вывести продукцию на внешний рынок нужно повышать стандарты, менять оборудование, технологии и подходы к производству и главное производить продукт, который востребован на каждом конкретном рынке. Поэтому здесь нужно говорить о серьезном и длительном исследовании молочного рынка, который вас интересует, а для этого нужны серьезные инвестиции.
Каждое предприятие – это отдельная структура организма государства, и для того чтобы обеспечивать свое устойчивое развитие нужно выходить на внешние рынки. Так как каждый молочный рынок является уникальным, мы создаем этот справочник для объяснения особенностей стран-импортеров.
Специалисты продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (FAO), дали уникальную информацию, которая была подготовлена с помощью непосредственных контактов с представителями указанных рынков и именно для украинских экспортеров, учитывая сегодняшние реалии.
В качестве наиболее перспективных регионов были выбраны Африка, Азия, Ближний Восток – благодаря их огромному, быстрорастущему и относительно непритязательному спросу. Рынки большинства стран, кроме того, еще не являются высоко конкурентными и с удовольствием рассмотрят предложения украинских поставщиков.
Каждый из производителей рынка должен понять, что качество продукции не гарантирует возможности успешного результата и высокого устойчивого спроса на зарубежных рынках. Чтобы иметь высокие прибыли нужно постоянно инвестировать в свою деятельность, изучая культуру потребления. Для того чтобы быть успешным, нужно изготавливать и поставлять качественную продукцию по низким ценам и хорошо спланированному маркетингу.
АЛГОРИТМ ЭКСПОРТА
Осуществление экспортной деятельности несет за собой как преимущества по сравнению с продажей на внутреннем рынке, так и вызовы. По мнению игроков пищевого рынка, основной причиной начала экспортной деятельности является диверсификация «кошелька» предприятия, предотвращения валютным рискам, помощь в погашении кредитов, возможность покупать импортные товары в случае необходимости.
Если это промышленное предприятие, то это может быть приобретение дополнительных линий для производства, модернизации, запасные части для линий, которые помогут подготовить предприятие к изменениям, как на внутреннем рынке, так и на внешних.
Готовы ли вы к экспорту?
Прежде всего, перед началом экспорта вы должны убедиться, готова ли ваша компания к выходу на международный рынок. Для этого вы должны оценить:
- Есть ли у вас излишки продукции, есть ли достаточное количество персонала, которые смогли бы обеспечить растущий спрос на вашу продукцию?;
- Есть ли у вас дополнительные средства, которые могли бы были использованы для адаптации продукта к новому рынку?;
- Ваше руководство благосклонно ли относится к идее экспорта?;
- Ваша компания привыкла к работе в условиях жестких дедлайнов»?;
- Ваше руководство имеет опыт работы на международных рынках?;
- Имеет ли ваш продукт или услуга конкурентные преимущества (качество, цена, уникальность, инновационность) в сравнении с другими на целевом рынке?;
- Необходимо ли вам менять упаковку (маркировку)?;
- Вы имеете мощности и ресурсы для осуществления продажного сервиса и поддержки на целевом рынке?;
- Есть ли у вас разработанный прайс на продукцию при условиях поставок CIF или FOB?;
- Проводили ли вы исследования иностранных рынков?;
- Проверяли ли вы, существует ли возможность использовать технологии и торговую марку на целевом рынке без нарушения существующих авторских прав?;
- В вашем распоряжении имеются ли рекламные материалы на языке потенциальных рынков (визитки, брошюры, веб-сайты)?;
- Начали ли вы продвигать свою продукцию или услугу на потенциальных рынках?;
- Настроили ли работу представительства компании на потенциальном рынке или заключили контракты о партнерстве с местной компанией?;
- Наняли ли экспедитора или таможенного брокера?
Если на 11 и более вопросов вы ответили «да», то вы понимаете обязательства, стратегию и необходимые ресурсы для того, чтобы стать успешным экспортером.
Для начала вы имеете фундамент для завоевания иностранного рынка и успешной реализации проекта.
Если количество положительных ответов варьируется от 7 до 10, то, к сожалению, есть определенные слабости в вашей маркетинговой стратегии. Было бы мудро посоветоваться с государственными и независимыми экспертами или международными торговыми организациями.
Если же вы ответили «да» на менее чем 7 вопросов, то уровень вашей подготовки не очень высокий и вам необходимо хорошо подготовиться к этому важному шагу. Рассмотрите возможность использования всех доступных источников информации.
Да, вы знаете, что такое экспорт и ваша компания готова к осуществлению поставок за рубеж. Но это только начало, вам необходимо:
- Определить потенциальный рынок;
- Изучить требования этого рынка импортеров и их продукции;
- Подготовить все необходимые документы;
- Произвести продукцию на экспорт;
- Презентовать ее контролирующим органам страны-акцептора;
- Экспортировать продукцию.
Для анализа ситуации на рынках, которые интересны вам, необходимо опираться на отчеты международных компаний, которые предоставляют информацию в нужном виде. В первую очередь необходимо оценить конъюнктуру рынка, ценообразование, объем ниши, или есть запреты на рекламу, выделение полок, проведение акций для вашего товара.
В аналитических отчетах отображается ценовая пирамида, условия выхода на рынок и попадание в нишу, критерии «входа» в сети. Итак, на основе этой информации компания выбирает торговую позицию, проводится визуализация и оценивается приемлемость продукта для рынка, сравнивается с конкурентами по цене и дизайну, органолептических качествах.
Однако основное при выходе компании на рынки это цена. Также необходимо провести предварительную калькуляцию себестоимости с запасом финансовых ресурсов для продвижения товаров на рынке, то есть включить в расчет маркетинговые расходы. Затем проводится оценка ниши на рынке и «попадает ли на полку» этот продукт по этой цене. Если же нет, то необходимо искать резервы снижения затрат для получения оптимальной цены.
Существуют различные подходы к осуществлению экспорта, которые можно использовать как обособленно, так и в сочетании.
Подвиды косвенного экспорта через посредников.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОСРЕДНИКИ
- Компания по управлению экспортом (Export Management Company). Эти компании предоставляют широкий круг услуг и, по сути, покупают товары от производителя, делают наценку для получения прибыли по схеме перепродажи. Доход этой компании может включать также комиссионные, вознаграждение или все виды платежей.
Компания по управлению экспортом может взять на себя все аспекты экспортной деятельности: детерминация международных рынков для вашей продукции, выявление потребителей за рубежом, отладки и оформление документации на всех звеньях цепи, маркетинг, создание необходимых каналов дистрибуции.
- Компании по экспорту (Export trading companies).
Деятельность этих компаний очень похожа на предыдущие, однако компании по экспорту являются более гибкими – они реагируют на изменения в спросе и подстраивают под них свои закупки. Конечно, эти компании могут иметь долгосрочные отношения с определенными производителями, однако когда им поступит заказ на определенный узкий сегмент продукции, то они будут обращаться к производителям с хорошей репутацией, оптимальным соотношением цена/качество.
- Экспортные агенты, ремаркетеры, торговцы. Эти игроки рынка выкупают у производителя продукцию, упаковывают, маркируют и продвигают ее на международных рынках. Расходы и риски в международной торговле принимают на себя именно эти посредники. Но эта ситуация опасна и тем, что компания не может контролировать как продвигается и продается ее продукция. А значит, в результате это может вылиться в неправильное позиционирование, занижение цены и ухудшение имиджа компании производителя.
МЕСТНЫЕ ПОСРЕДНИКИ
- Торговые представители.
Оперируя промоционными материалами вашей компании, этот посредник представляет продукцию для потенциальных потребителей на международном рынке. Этот человек работает за комиссионное вознаграждение в течение срока действия контракта и не берет на себя рисков и ответственности.
- Представители (агенты).
Представитель имеет правовые обязательства представлять вашу компанию на международном рынке. Обычно агент находит потребителя, а вся дальнейшая работа возлагается на компанию-производителя. Однако, агент может и дальше поддерживать и сопровождать работу с найденным потребителем, улучшая взаимодействие участников переговоров. Агенты должны хорошо знать рынки, иметь обширный круг связей, уметь искать ниши на рынке и механизмы захода на него.
- Дистрибьюторы. Этот человек является торговцем, который покупает товары экспортера и перепродает, получая прибыль за счет наценки.
Иностранный дистрибьютор оказывает поддержку и постпродажный сервис, имеет все необходимое для качественного обслуживания товара. Условия и срок сотрудничества между дистрибьютором и компанией определяются в контракте. Обычно все начинается с краткосрочного контракта, при условии успешной работы он продолжается.
- Операторы иностранных розничных сетей. Компания может продавать свою продукцию напрямую в розничные сети стран мира, однако здесь большую роль играет ограниченность потребительских линий. Также этот подход предполагает значительное количество путешествий, переговоров с представителями сетей.
Главным фактором, который наибольшим образом влияет на выбор подхода к экспорту, является объем ресурсов, которые может выделить компания для организации процесса экспорта и маркетинга.
ЛОГИСТИКА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
Термин «логистика» в литературе обычно связывается с процессом управления входом и выходом материалов, деталей, готовой продукции.
Хотя логистика это гораздо больше, чем просто транспортировка товаров из одной точки в другую, перевозки являются важным сегментом логистического процесса. В этом подразделе мы рассмотрим основные виды перевозок, их положительные и отрицательные стороны.
Транспорт является основным соединяющим звеном между продавцом и покупателем. Целью транспортировки является своевременное прибытие груза в конечный пункт назначения в хорошем качестве.
К тому же надо обеспечить перевозку по наиболее безопасным маршрутам с лучшим сервисным обеспечением при наименьших затратах.
Рассматривая вопрос транспортировки грузов, участниками внешнеторговых отношений следует учитывать следующие факторы:
какие базовые условия поставки товара и как в соответствии с ними распределяются обязанности продавца и покупателя по обеспечению доставки товара;
как осуществляется обратная связь между продавцом и покупателем при доставке товара (извещения);
каким видом транспорта будет доставляться товар, какие документы оформляют договор перевозки.
Базовые условия поставки
Базисными условиями во внешнеторговом (базисные условия во внутренней торговле не принимаются) контракте купли-продажи называют специфические условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают в момент выполнения продавцом всех своих обязательств по доставке товара от продавца к покупателю, а также затрат, которые могут возникнуть.
Применение базисных условий упрощает заключение и согласование контрактов, помогает контрагентам найти способы разделения ответственности и разрешения возникающих разногласий, которые возникли. Международная торговая палата разработала сборник объяснений базовых условий, который называется «International Commercial Terms» (или сокращенно «Инкотермс»), который широко применяется в международной торговой практике.
При формировании терминологии понятий базовых поставок применяется термин «Franco», что переводится как «свободно» и означает, что покупатель свободен от риска и всех расходов по доставке товара к пункту, который обозначен термином «франко». В контракте после сокращенного или полного названия базового условия следует указать название географического пункта.
Этими пунктами могут быть морские и речные порты, станции железных дорог, аэродромы, склады, местонахождение продавцов, покупателей, грузополучателей, бирж и аукционов, пограничные пункты, заводы-изготовители и потребители продукции, строительные площадки объектов.
Применение правил «Инкотермс» характеризуются следующим условиям:
Инкотермс не регламентирует последствия, которые может иметь контакт в отношении права собственности на товар и не содержит средства правовой защиты в случае нарушения контракта одной из сторон;
только прямая ссылка на применение условий Инкотермс в тексте контракта являются основой для толкования контракта в соответствии с Инкотермс. В тексте такая ссылка может носить следующий вид: «При толковании текущего контакта действуют условия Инкотермс в редакции 2010 года»;
при наличии в контакте ссылки на условия Инкотермс и одновременно статей, противоречащих или ограничивающих их, такие статьи имеют преобладающую силу.
Выбор транспортирования продукции
При планировании отправки груза и выборе вида транспорта следует детально анализировать следующие факторы:
Вид груза. В некоторых случаях возможность выбора отсутствует, скоропортящиеся грузы подлежат перевозке авиатранспортом, и наоборот, авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Основную часть международных морских перевозок составляют перевозки массовых насыпных и наливных; сырой нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, зерна. Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие;
Расстояние и маршрут перевозки. Место отправки груза и конечный пункт перевозки являются также определяющими для выбора вида транспорта.
Для внутриконтинентальных перевозок применяются железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. Решающим фактором при выборе одного из них, кроме вида груза, являются следующие факторы.
Фактор времени
Конечно наиболее быстрый способ доставки грузов авиатранспортом, однако эта транспортировка довольно дорогостоящая, и применять его необходимо только в тех экстренных ситуациях, когда основной задачей является доставка груза в минимальные сроки.
В других случаях очень важно разработать хорошо спланированные программы поставок, ориентируясь на планы перевозок транспортных компаний, во избежание дорогих поспешных перевозок.
Стоимость перевозок
В международной практике существует большое количество видов транспорта, с помощью которого вы сможете перевести вашу продукцию с Украины туда, где будет потребитель. Эти виды транспорта следующие:
морской,
воздушный,
железнодорожный,
автомобильный,
речной.
Условия транспортировки молочной продукции
Для перевозки молочных продуктов используется специальное оборудование – как при контейнерных перевозках, так и при автоперевозках.
Автомобили, используемые для перевозки молочных продуктов, должны соответствовать всем нормативным требованиям, пройти санитарную обработку и иметь действующий санитарный паспорт. Водитель также обязан иметь санитарную книжку.
Для поддержания температурного режима автомобиль должен быть постоянно включенным. Иногда производитель крепит рядом с товаром специальные регистраторы, которые измеряют и фиксируют показатели температуры. Таким образом, можно отследить, не было ли температурных перепадов во время перевозки.
При выборе транспорта необходимо учитывать сезон и продолжительность нахождения продукции в пути.
Например, если перевозка выполняется изотермическими фургонами, продукция должна быть доставлена не более чем в течение 6-ти часов.
Если молоко перевозится цистернами, его кислотность не должна превышать 19 градусов Тернера. При этом температура молока в период с апреля по сентябрь не должна быть больше +6 С, а в другие месяцы — не более +2.
Кислотность, а также температура отправленного молока обязательно указываются в документах при отправке. Эти данные также проверяются после доставки, при приеме молока получателем. В случае если перевозка выполняется тарным способом, продукция в кузове надежно фиксируется. Должна быть полностью исключена возможность перемещения тары по кузову во время движения.
При перевозке молочной продукции морским транспортом рефрижераторные контейнеры также требуют соблюдения температурного режима. В морских перевозках важно учитывать ожидаемое транзитное время до порта назначения, а затем – до места выгрузки. Поэтому на дальние расстояния рекомендуется экспортировать продукцию, которая имеет максимальный срок годности.
Оптимизация логистики
Существует немало правил, которые позволяют оптимизировать процесс доставки товара и предотвратить лишние затраты (как финансовые, так и временные).
Простейшее из них:
Загрузка товара на складе, максимально приближенном к порту отправления. Если говорить о контейнерных перевозках, таким образом можно удешевить, стоимость транспортировки.
Соблюдение правил загрузки товара. Не стоит превышать допустимую норму загрузки для свободной вентиляции груза в контейнере, что позволит предотвратить повреждение продукции.
Заблаговременное предоставление информации о дате готовности груза транспортным компаниям. На специальное оборудование есть определенный дефицит, соответственно, необходимо проводить заблаговременный поиск.
Советы экспортерам
Спрос на украинскую молочную продукцию есть, однако, достаточно трудно строить долговременные и успешные бизнес — отношения, если ваша продукция будет доставляться к месту назначения не вовремя, а качество и целостность продукции при длительной транспортировке не будут сохранены. При морских перевозках время прибытия обычно не регламентируется, поэтому при заключении контракта с логистическими компаниями, и планировании даты доставки, это нужно учитывать и застраховать свой груз.
МИРОВОЙ РЫНОК МОЛОКА И МЕСТО УКРАИНЫ НА НЕМ
ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА
Мировое производство молока неуклонно росло в течение прошлых десятилетий, прибавляя ежегодно в среднем 2%.
В 2015 г. оно достигло 800 млн. тонн, согласно данным OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025.
Крупнейшие производители – ЕС, Индия и США, которые втроем производят половину молока в мире. Китай производит лишь 5% и делит с Пакистаном 4-е и 5-е места.
Украина находится во второй десятке крупнейших стран-производителей по объему 10,6 млн. тонн и имеет долю 1,3% в мировом производстве.
Коровье молоко, конечно, является самым распространенным. На его долю приходится 83% всего молока, которое производится в мире, согласно данным FAO STAT. Доля буйволиного молока составляет 13%, остальные – козье, овечье и другие виды.
Средний надой на корову в мире составил 1,15 тонны в 2015 г. В США этот показатель наибольший – 10,15 тонн. В ЕС получили 6,87, в Индии – 1,21, в Китае – 1,97, в Российской Федерации – 3,62 тонны.
В Украине, по данным Госстата, средний удой от коровы был на уровне 4,64 тонны, причем показатель для сельскохозяйственных предприятий составил 5,35, а для хозяйств населения – 4,44 тонны.
Динамика этого показателя в Украине положительная. В течение последних 5 лет средняя продуктивность коров увеличивалась примерно на 1% ежегодно. Мировой показатель надоев на корову за указанный период существенно не изменился.
В мире молоко потребляется преимущественно в форме свежих молочных продуктов, общее производство которых составляло 415 млн. тонн в 2015 году. Здесь лидерами являются Индия (23%), ЕС (11%), Китай (10%), Пакистан (8%) и США (6%).
Необходимо отметить, что в эту категорию попадает также молоко, которое потребляется в сыром виде, и именно это объясняет высокие позиции развивающихся стран в топе мировых производителей. Например, в Китае почти все молоко собственного производства потребляется в форме свежих молочных продуктов.
Украина, согласно данным, приведенным в OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025, попадает в десятку крупнейших производителей свежих молочных продуктов с объемом 8 млн. тонн.
Сыров в мире в 2015 году было произведено 22,6 млн. тонн.
Крупнейший производитель – ЕС, его доля в мировом производстве составляет 45%. За ним следуют США (23%), Бразилия, Египет и Аргентина (по 3%). Украина – во второй десятке с долей 0,7%, причем мы единственная страна, производство сыров в которой стремительно сокращается. В Российской Федерации, которая до недавнего времени была главным и почти единственным покупателем украинского сыра, внутреннее производство, наоборот, растет со средними темпами 2,7% в год (2010-2015 гг.).
Производство сливочного масла в мире составило 10,5 млн. тонн.
Крупнейшие производители – Индия (36% мирового объема), ЕС (22%), США (8%), Пакистан (7%) и Новая Зеландия (6%). Украина здесь также не попадает в первую десятку, а ее доля составляет 1%. Однако страна отличалась от других высокими темпами роста производства до 2015 г., когда был не потерян российский рынок сбыта.
Объем производства сухого обезжиренного молока в мире в 2015 г. составил 4,4 млн. тонн.
Интересно, что производство этого продукта в последнее время росло наибольшими темпами среди других молочных продуктов – в среднем на 5% за год в течение 2010-2015 гг.
Топ-5 производителей – ЕС (34%), США (23%), Новая Зеландия (12%), Австралия (5%) и Индия (5%).
Наибольший рост наблюдался в ЕС и Индии (в среднем 9% в год в течение 2010-2015 гг.).
Украина, по оценкам OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025, занимает 8 место среди крупнейших производителей СЗМ и имеет долю 2,5% в мировом производстве, но отечественная статистика этого, увы, не подтверждает. В статистике Госстата вообще нельзя отделить обезжиренное молоко от цельного сухого, а общий их объем в 2015 г. составил 60 тыс. тонн.
Мировое производство сухого цельного молока составило 4 млн. тонн в 2015 г. Лидеры – Новая Зеландия (34%), ЕС (19%), Бразилия (14%), Мексика и Аргентина (по 7%).
Украина, по оценкам OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025, на 17-м месте в мире с долей 0,3%.
ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
По объемам потребления свежих молочных продуктов лидерами в мире являются Индия, ЕС и Китай. Их доля в общем потреблении 23%, 11% и 10% соответственно. За ними следуют Пакистан (8%) и США (6%). Потребление растет на 3-4% ежегодно в Индии и Пакистане, тогда как в США и ЕС оно даже сокращается. В целом наибольшие темпы роста потребления свежей продукции демонстрирует Турция – в среднем 9% в год.
Крупнейшие потребители сыров – ЕС (42% мирового объема потребления этого продукта) и США (23%). За ними с большим отрывом, имея доли по 3%, идут Бразилия, Российская Федерация и Египет. Все перечисленные страны, кроме России, демонстрируют рост потребления сыров.
В потреблении сливочного масла также есть два недосягаемые лидеры – Индия (37%) и ЕС (21%). За ними идут США (8%), Пакистан (7%) и Российская Федерация (4%). Во всех странах, кроме России, тоже происходил рост в течение последних 5 лет.
Сухое обезжиренное молоко потребляется в наибольших объемах в ЕС, США и Мексике, цельное – в Бразилии, Китае и ЕС. Все эти страны продолжают наращивать потребление.
Украина не входит в десятку крупнейших потребителей ни по одному из основных продуктов по объемам, но сравнение потребления в расчете на душу населения может показать потенциал тех или иных продуктов на внутреннем рынке.
Украина имеет значительные объемы потребления свежих молочных продуктов, хотя в эту статистику попадают также готовые продукты, изготовленные в домохозяйствах из молока, полученного там же.
Однако очевидно, что потребление сыров фабричного производства имеет значительный потенциал роста, если смотреть на показатели развитых стран Европы и Америки. У сливочного масла потенциал тоже есть, но значительно меньше, поскольку Украина уже имеет достаточно высокий показатель.
ТОП-ЭКСПОРТЕРЫ МИРА
Крупнейшие экспортеры сыров в мире – ЕС, США и Новая Зеландия – вместе осуществили 56% всех продаж в 2015 г. Украина потеряла свои позиции после запрета поставок в Российскую Федерацию и была в том же году лишь 15-й (без учета поставок в Крым).
Новая Зеландия является единоличным лидером в экспорте сливочного масла, обеспечив более половины мировых продаж этого продукта. Доля Украины составляла 1%, но этого ей хватило, чтобы быть шестой по объемам поставок в мире. Итак, крупных поставщиков сливочного масла не так уж и много.
ЕС, США и Новая Зеландия обеспечивают 75% экспорта сухого обезжиренного молока.
Это тот продукт, спрос на который на мировом рынке рос наибольшими темпами в последние годы, прибавляя в среднем 7% в год. Существенно наращивала поставки и Украина, поднявшись на шестую строчку в топе экспортеров, но по объемам ей далеко до той, же Новой Зеландии.
Кстати, Новая Зеландия – уникальная страна с точки зрения молочной промышленности. При населении всего 4,6 млн. человек она имеет около 5 млн. коров и кормит молочной продукцией многие страны мира. Главные покупатели новозеландских молокопродуктов – Китай, США, Япония, страны Юго-Восточной Азии и арабского мира.
Итак, по экспорту сухого цельного молока Новая Зеландия также является лидером в мире. Доля страны в общем объеме продаж этого продукта составляла 55% в 2015 г. Причем в течение 10 лет экспорт, стремительно рос.
ТОП-ИМПОРТЕРЫ МИРА
Крупнейшими импортерами сыров являются Япония, США, Российская Федерация, Саудовская Аравия и Мексика. В 2014-2015 гг. Россия резко сократила закупки из-за эмбарго, тогда как остальные из указанных стран быстро наращивали импорт. Интересна также тенденция экспоненциального роста интереса китайских потребителей этим продуктом. Еще 10 лет назад Китай почти не покупал сыра.
Российская Федерация, несмотря на эмбарго, остается крупнейшим покупателем сливочного масла на мировом рынке. Ее доля превышала треть объемов мирового импорта в начале 2000-х гг., но снизилась до 12% в 2015 г. Другие крупные импортеры – Саудовская Аравия, Египет, Китай, Иран – являются перспективными направлениями и демонстрируют растущий спрос.
Кроме Мексики, среди крупнейших покупателей сухого обезжиренного молока преобладают страны Восточной Азии, а также Ближнего Востока и Северной Африки.
Большинство из них продолжает стремительно наращивать объемы закупок.
С сухим цельным молоком – подобная ситуация. Страны почти те же, тенденция роста спроса также преобладает.
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
С начала 2014 года на мировом молочном рынке наблюдался период длительного падения цен.
С февраля по апрель 2014 г. индекс цен FAO на молочные продукты снизился более чем вдвое.
Причинами спада стало снижение спроса со стороны Китая и российское эмбарго, рост производства во многих странах в ответ на высокие цены 2013 г. или в результате изменения в регулировании, как это было в ЕС (ликвидация квотирования производства).
В середине 2016 г. ситуация понемногу начала выправляться, поскольку перечисленные негативные факторы уже потеряли свое влияние, рост производства замедлился из-за экономических и погодных причин, а увеличение спроса со стороны импортеров оказалось достаточным для снятия излишков предложения на рынке.
Ситуация, сложившаяся в начале осени 2016 г., не дает еще уверенности в продолжительном и значительном росте цен, но в целом настроение позитивное.
Операторы рынка внимательно следят за производственными показателями в Океании и ЕС, а также за спросом со стороны Китая.
МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ УКРАИНЫ
ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА
Украина производила почти 25 млн. тонн молока во времена СССР и могла считаться пятым крупнейшим производителем в мире после ЕС, США, России и Индии. С тех пор объемы надоев в стране значительно сократились и в 2015 году достигли уровня 10,6 млн. тонн, согласно данным Госстата.
Производство молока в сельскохозяйственных предприятиях упало с 1990 года в 7 раз, тогда как общие надои в хозяйствах населения за аналогичный период наоборот увеличились. Так, если в 1990 году доля домохозяйств в производстве составляла 24%, то в 2015 году этот показатель составил уже 75%. Поголовье коров за указанный период сократилось еще значительней – с 8,4 млн. до 2,2 млн. голов.
Поголовье коз и овец составило в 2015 году 1 млн. голов. Госстат не публикует общие данные производства молока по видам животных, но учитывая значительно меньшие показатели надоев на голову мелких рогатых, а также тот факт, что 88% их содержится в хозяйствах населения, то можно утверждать, что почти все молоко, которое идет на переработку – коровье.
Средний годовой удой от одной коровы составил в 2015 году 4,64 тонн. Сельскохозяйственные предприятия получили в среднем 5,35 тонн, хозяйства населения – 4,44 тонн. Этот показатель имеет тенденцию к росту в обеих категориях производителей, но, конечно, надои растут быстрее в предприятиях благодаря большей доступности технологических средств повышения эффективности.
Если говорить о географии, то наибольший объем производства среди предприятий обеспечивают Полтавская (16%), Черкасская (11%), Харьковская (9%), Черниговская (8%) и Киевская (8%) области.
Значит, с одной стороны, настроенные на эффективную работу предприятия тяготеют к крупным городам-потребителям молочной продукции, с другой – пытаются найти менее жаркие и сухие регионы.
Наибольшие объемы молока от домохозяйств поступают из Винницкой (8%), Львовской (7%), Житомирской (6%), Ивано-Франковской (6%), Хмельницкой (5%) и Тернопольской (5%) областей, то есть, с западной части страны. Климат и преимущественно сельский уклад жизни с малым количеством крупных промышленных предприятий-работодателей обусловливают распространенность производства молока среди населения данных областей.
ПЕРЕРАБОТКА МОЛОКА
Далеко не все молоко, что производится в стране, попадает на перерабатывающие предприятия. Часть его потребляется непосредственно в сельских домохозяйствах в сыром виде или как сырье для различных молочных продуктов домашнего производства. Учитывая значительную долю производства молока в хозяйствах населения, понятно, что этот сегмент «непрофессиональной» и, кстати, не отраженной в статистике молочной продукции очень значительный.
Так, при производстве молока в стране на уровне 10,6 млн. тонн (2015 год) на перерабатывающие предприятия официально поступило 4,25 млн. тонн, то есть всего 40%.
То молоко, которое производится в сельскохозяйственных предприятиях, попадает в промышленную переработку полностью, а вот с 7,95 млн. тонн молока произведенного в хозяйствах населения в 2015 году на перерабатывающие предприятия официально поступило 1,35 млн. тонн, или 17%.
Не смотря на то, что большая часть молока из домохозяйств не идет в промышленную переработку, его доля в переработке все же существенная и составляет около трети (32% в 2015 году). Этот факт обусловливает одну из главных проблем молочной отрасли Украины – низкое качество сырья для производства молочных продуктов.
Молоко, получаемое в далеко не стерильных условиях на сельских подворьях, а потом еще проходит длительный процесс сбора и транспортировки, попадает на перерабатывающее предприятие чаще всего в плохом состоянии.
Согласно ГСТУ 90% молока домохозяйств – это молоко самого низкого, второго сорта, или вообще непригодное.
Молоко из хозяйств населения принимается с большим дисконтом в цене, что позволяет переработчикам удешевлять готовые продукты.
Низкая покупательная способность потребителей поддерживает высокий спрос именно на такую продукцию и формирует, соответственно, спрос на низкокачественное молоко со стороны переработчиков. Те предприятия, которые пытаются перерабатывать качественное молоко, вынуждены идти в премиальные ниши, проигрывая конкуренцию по цене в массовом сегменте рынка тем, кто работает с сырьем низкого качества.
С другой стороны, производители молока в такой ситуации теряют стимулы производить качественное молоко на своих фермах. Те, кто могут поставлять молоко «Экстра», часто не способны получить за него надлежащую цену, а те, кто технологически не способны поддерживать стабильно высокое качество, не видят смысла инвестировать в переоснащение производственных мощностей. Именно поэтому, иногда можно услышать жалобы на недостаток качественного молока от переработчиков.
ПРОИЗВОДСТВО МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
Номенклатура производства молочных продуктов является довольно широкой. Но есть еще ряд продуктов, которые содержат молоко в разных пропорциях или являются прямыми конкурентами молочным продуктам – мороженое, спреды, сырные продукты, аналоги сгущенного молока и прочее.
Содержание молока в этих продуктах не поддается оценке и может колебаться с течением времени даже в одном и том же продукте одного и того же производителя, не говоря уже об изменяемом составе всего многообразия продуктов, которые производятся в стране. Содержание молока не является постоянной величиной даже в тех продуктах, которые считаются молочными и проходят в статистике по молочным группам.
Именно поэтому невозможно с большой степенью достоверности говорить о реальных нормах использования молочного сырья в производстве тех или иных молочных продуктов, хотя, конечно, существуют некоторые усредненные базовые коэффициенты.
Так, для производства килограмма сливочного масла необходимо в среднем примерно 20 кг молока, твердого сыра – 10 кг, сухого обезжиренного молока – 11 кг, сухого цельного молока – 8 кг, йогурта – 1,1 кг, сметаны – 5 кг.
При этом, необходимо иметь в виду, что с одного и того же объема молока может быть произведено одновременно несколько продуктов, как например, сливки после сепарации молока могут пойти на масло, а обезжиренное молоко, которое осталось – на сухой порошок.
Долгосрочная динамика производства молочных продуктов в Украине в целом показывает падение и главной причиной этого является уменьшение экспорта. Согласно расчетам рабочей группы Проекта FAO/EBRD по поддержке публичного диалога в отрасли, среди основных молочных продуктов в течение 10 лет больше всего упало производство сыра – в 2,2 раза. В 1,9 раза сократилось производство сухого молока. В то же время, если сравнивать 2016 с 2007 годом, производство сливочного масла, которое больше ориентировано на внутренний рынок, существенно не изменилось.
ПОТРЕБЛЕНИЕ
Потребление молока в Украине колеблется год от года под влиянием многих внутренних и внешних факторов, но, в первую очередь, оно зависит от благосостояния потребителей. Динамика потребления молочных продуктов напрямую коррелирует с уровнем экономического роста, что подтверждалось падением 2008-2009 и 2014-2015 годов. Соответственно, эта связь также позволяет строить в первом приближении предсказания будущего спроса, ориентируясь на более видимые прогнозы развития экономики страны.
Потребление – очень важный для понимания рынка показатель, но его невозможно контролировать напрямую через любую отчетность.
Его можно получить либо через опрос потребителей, или через расчет баланса спроса и предложения. Первый метод – очень приблизительный и дорогой, второй – достаточно точный и доступный, хотя и требует знания многих данных, таких как оценка производства, импорта, экспорта.
Госстат делает обе оценки потребления молока на продовольственные цели. Так, согласно данным выборочного обследования (опроса), потребление всех молокопродуктов в пересчете на молоко в 2015 году составляло 19,8 кг на человека в месяц или 238 кг в год. Второй, балансовый метод, дает низкую цифру – 210 кг/год.
Первый метод учитывает все, что люди считают молочными продуктами, тогда как второй – только молочные продукты, поскольку он исходит из статистики производства молока на селе и никаким образом не берет в расчет масло и другие немолочные компоненты. Кстати, в 2014 году эти показатели составляли соответственно 244 и 223 кг/год, то есть разница между ними была меньше.
К сожалению, приведенные данные – это все, что Госстат публикует по потреблению молочных продуктов в стране.
Однако некоторые аналитики делают собственные балансовые расчеты, что позволяет им получать оценки потребления отдельных продуктов. Так, рабочая группа Проекта FAO/EBRD по поддержке публичного диалога в области рассчитала потребление твердых сыров промышленного производства в 2015 году на уровне 83,5 тыс. тонн, сливочного масла – 91,9 тыс. тонн, сухого молока – 25,5 тыс. тонн. В расчете на одного человека это составляет 2,1, 2,3 и 0,7 кг/ год соответственно.
Также на этом ресурсе можно увидеть долгосрочную динамику потребления, согласно которой в период с 2007 по 2016 годы, потребление сыра уменьшилось в 1,7 раза, сухого молока – в 1,6 раза, а потребление сливочного масла осталось примерно на том же уровне.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
Украина в 2015 году впервые стала нетто-экспортером во всех группах молокопродуктов, хотя до этого ввозила сливочного масла и кисломолочной продукции больше, чем вывозила.
Сыр экспортировался большими объемами вплоть до 2014 года, когда резко снизились, а потом прекратились поставки в Российскую Федерацию. Эта страна была главным покупателем украинского сыра, на протяжении 2010-2013 годов туда шло 80-85% всего экспорта этого продукта.
Большая часть сыра, которая производится в Украине, рассчитанная на непритязательного потребителя, привычного к традиционным для постсоветского пространства вкусам. Поэтому почти весь экспорт сыра шел кроме России в другие страны СНГ. Небольшие объемы (до 1 тыс. тонн в год) поставлялись в некоторые страны дальнего зарубежья, где присутствуют украинские или российские диаспоры.
Сейчас отечественная сырная отрасль переживает сложный период трансформации и поиска новых рынков сбыта (а в некоторых случаях, и новых путей на старые рынки).
Традиционно ходовыми молочными продуктами в международной торговле являются сухое молоко и сыворотка.
Украина экспортирует по 25-35 тыс. тонн этих товаров ежегодно, успешно диверсифицируя последнее время направления из СНГ в страны Азии и Африки. Важным товаром в украинском экспорте являются также сгущенное молоко, однако оно популярно главным образом в Средней Азии и других странах СНГ.
Отдельно необходимо сказать о молокосодержащих продуктах, экспорт которых сопоставим по объемам с экспортом молочных продуктов. Это спреды, сырные продукты, аналоги сгущенного молока и кисломолочных продуктов. Они могут оформляться на таможне как товары с добавлением растительных жиров или как прочие пищевые продукты (коды 1517 90, 1901 90, 2106 90 УКТ ВЭД).
Иногда одни и те же продукты могут проходить и как молочные, и как молокосодержащие, в зависимости от торговых режимов, особенностей оформления и требований покупателя.
Как правило, основным направлением поставок таких продуктов являются страны СНГ. Проблема в том, что однозначно выделить такие продукты во внешнеторговой статистике невозможно, поскольку под указанным выше кодам могут проходить продукты с неизвестным содержанием молока, или даже вообще не имеющие отношения к молочной отрасли, как, например, некоторые мучные изделия или напитки. Это очень усложняет анализ торговых данных и понимание баланса рынка молочных продуктов.
Что касается импорта, то в связи с обесцениванием гривны и снижением покупательной способности он резко снизился в 2014-2015 годах. До этого, Украина импортировала значительные объемы сыра, сливочного масла, йогуртов и десертов.
Сыр импортировался преимущественно из ЕС и Российской Федерации, но сейчас поставки из России почти отсутствуют. Сливочное масло поступало из Новой Зеландии, Беларуси, ЕС, США. Кисломолочная продукция шла главным образом из России («Данон»), тогда как сейчас она в небольших объемах поступает из Европы.
ЦЕНЫ
Закупочные цены перерабатывающих предприятий на молоко зависят от многих факторов: качества молока, ситуации на рынке конкретного региона и др. Молоко от населения, обычно низкого качества, стоит дешевле молока, поставляемого фермами. Согласно данным Госстата, разница в ценах достигала 25% в 2015 году.
Рост цен на молоко в 2014-2015 годах не перекрывал изменение курса гривны, и эквивалентные цены в долларах США снижались. Попытки поднять стоимость молочных продуктов заканчивались спадом продаж, что не позволяло переработчикам предлагать адекватные цены производителям молока. И первые, и вторые переживают в последние годы тяжелые времена. Ситуация осложняется потерей российского рынка сбыта, что очень существенно повлияло на баланс спроса и предложения на внутреннем рынке.
Если взять отношение цен на молоко и цен кормов, которые тоже не стоят на месте, то можно проследить динамику условной доходности производства молока в стране. Рабочая группа Проекта FAO/EBRD по поддержке публичного диалога в отрасли рассчитывает такой индекс (УМЕ – Украинский молочный индекс). Согласно этим расчетам, условная доходность в течение 2015-2016 годов оставалась самой низкой в течение 5 лет.
Наименее эффективные производители получали неудовлетворительные финансовые результаты своей работы и некоторые из них покидали бизнес. В то же время, были и такие, кто инвестировал в расширение производства.
Цены на готовую молочную продукцию привязаны еще и к мировому рынку, поэтому иногда расходятся между собой, а также со стоимостью сырого молока. Если проследить соотношение цен на некоторые продукты и цен на сырье (молоко), то можно констатировать тяжелую ситуацию для производителей сухого молока в середине 2016 года и несколько лучшие условия для производства сливочного масла и сыра.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТА
В течение последних двух лет Украина особенно активно вела поиск новых направлений экспорта молочной продукции, но результаты приходили довольно медленно. Оказалось, что это очень непростое дело, которое требует много усилий.
Во-первых, каждая страна имеет свои предпочтения, в отношении молочных продуктов исходя из традиций или современной моды. Некоторые привычные для нашего рынка продукты могут быть малоизвестными или вообще неизвестными для потребителей других стран и, соответственно, не иметь перспектив массового сбыта. Например, ряженка, сметана, кефир считаются сугубо восточно-европейскими продуктами и могут претендовать только на узкие ниши рынков других стран.
Дополнительные ограничения относительно выбора торгового партнера диктует короткий срок годности большинства молочных продуктов, который должен охватывать все этапы движения продукта от производителя к потребителю.
Наиболее распространенными в мировой торговле молочными продуктами являются сыры, сливочное масло, сухое молоко, сухая сыворотка, UHT-молоко, йогурты и десерты. Эти продукты понятные большинству потребителей по всему миру и имеют более или менее длительные сроки годности. При этом необходимо понимать, что если некоторые из перечисленных продуктов могут идти непосредственно конечному потребителю, то другие предназначены, в первую очередь, для дальнейшей переработки. Значит, для каждого продукта есть свои типичные покупатели и, соответственно, требования по упаковке, объему партий и другие.
Безусловно, перед выбором направления экспорта необходимо изучить торговые режимы. Некоторые страны ограничивают импорт определенной продукции для защиты внутренних производителей, облагая его пошлиной, и/или применяя квоты на объемы импорта.
Соответствие торговым режимам на самом деле является совершенно понятной вещью, но иногда эти системы квот, пошлин и правил их применения оказываются весьма сложными и требуют особого внимания.
Ну и, в конце концов, продукция должна соответствовать требованиям с точки зрения качества и биологической безопасности, принятым в стране-импортере. В некоторых случаях, возможность поставлять ту или иную продукцию является предметом межгосударственных соглашений и соответствующей сертификации всей цепочки поставок. Например, импорт молочной продукции из Украины в страны ЕС пока является открытым и беспошлинным в пределах квот, но поставщики должны иметь сертификаты, специальные разрешения Европейской Комиссии.
По состоянию на октябрь 2016 года такие разрешения были выданы только 13 украинским компаниям (актуальный список всегда можно найти на специальной странице веб-сайта Европейской Комиссии).
Следовательно, определение того, что и как поставлять – это предмет индивидуального изучения для каждой страны, а также переговоров с заинтересованными сторонами. Это большая и кропотливая работа, но достойной альтернативы ей нет. Тем более поиск новых направлений сбыта стал важным сейчас, когда традиционные рынки стран СНГ стали менее достижимыми, а покупательная способность внутренних потребителей резко упала.
Понимая это, Совет по вопросам экспорта продовольствия (Ukrainian Food Export Board) выступил с инициативой создания справочника экспортера молочной продукции, который бы помог ускорить работу по открытию новых направлений экспорта. Специалисты Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO) помогли в изучении перспективных регионов и стран и предоставили много интересной и полезной информации.
Эта информация в некоторой степени является уникальной, поскольку была подготовлена с помощью непосредственных контактов с представителями целевых рынков и именно для украинских экспортеров, учитывая все наши реалии.
В качестве наиболее перспективных регионов были выбраны страны Африки, Азии и Ближнего Востока благодаря их огромному, быстрорастущему и относительно непритязательному спросу.
Рынки большинства стран, кроме того, еще не являются высококонкурентными и с удовольствием рассмотрят предложения украинских поставщиков.
ОБЩИЙ ОБЗОР РЕГИОНА
Сегодня Африка больше не является «черным континентом», далеким от прогресса в любой сфере. По данным ООН, в течение последнего десятилетия экономический рост в Африке в среднем достигал минимум 5% в год, и это динамичное развитие активно продолжается и в 2010-х годах.
По некоторым прогнозам и оценкам международных экспертов, ВВП в Африке удвоится в период с 2010 по 2030 гг. и вырастет в семь раз к 2050 г. Также в 2050 г. ООН ожидает, что население мира вырастет еще на 2 млрд. из которых 1 млрд. даст именно Африка. Кроме этого, континент также имеет самое молодое население в мире – здесь живет около 2 млрд. человек в возрасте от 15 до 24 лет. Ожидается, что численность указанной группы удвоится уже в 2045 г.
Эти процессы, в сочетании с положительным ростом экономики, будут стимулировать спрос на продукты питания, в том числе на молоко и молочные продукты. При этом континент имеет большой потенциал роста собственного производства, ведь 50% мировых потенциально пахотных земель находятся в Африке, а это примерно 450 млн. га. Понятно, что данный потенциал может быть задействован исключительно в том случае, если континент сможет привлечь необходимые инвестиции в технологии и ноу-хау, а не полагаться только на совершенствование схем оказания помощи.
За последние 10 лет ВВП в странах южнее Сахары вырос на 60%, а средний класс этих государств увеличился на 90%. Это стало крупнейшим ростом региона среди других стран мира. Экономический рост региона создает высокий спрос на сельскохозяйственные товары.
Импорт сельскохозяйственной продукции в страны Субсахарской Африки быстро рос на протяжении последних двух десятилетий – в среднем более чем на 13% ежегодно. По некоторым оценкам, в 2014 г. общий объем импорта достиг $48,5 млрд.
Для сравнения, Индия импортировала сельскохозяйственных товаров только на $17,6 млрд., при этом имея население на 300 млн. человек больше, чем в Субсахарской Африке.
С этого импорта только примерно четверть приходится на поставки из других стран региона, тогда как остальное поставляется из дальнего зарубежья.
Однако в течение последних пяти лет именно внутрирегиональная торговля росла быстрее.
Большинство аналитиков считают, что будущее экспорта сельскохозяйственной продукции в страны Субсахарской Африки остается многообещающим. Чаще всего аргумент, который они приводят, – это рост прослойки среднего класса в регионе (на 90% к 2024 г.). Это, как считают эксперты, в свою очередь, вызовет 60-процентное увеличение продаж продуктов питания.
МОЛОЧНЫЙ РЫНОК
Экономический рост в регионе способствовал формированию и росту спроса на молоко и молочные продукты, и эта тенденция, безусловно, будет продолжаться. В целом, прогнозируется, что расходы на продукты питания и напитки увеличатся к 2020 г. в 1,5 раза и достигнут $544 млрд. Внутреннее производство молокопродуктов не успевает за спросом, и нехватка покрывается за счет импорта. Продуктивность производства молока в большинстве стран Африки является крайне низкой.
Местная статистика свидетельствует, что в регионе содержатся коровы с уровнем надоя 174 кг в год, что значительно ниже среднемирового уровня, который составляет 1150 кг в год.
Традиционный подход по уходу за скотом, так и к производству молока пока еще доминирует в регионе, что справедливо по отношению к 90% жвачных животных. Однако современные технологии интенсивного производства уже идут в регион. Несколько международных структур, в частности Heifer Project International, Land o’lakes, Send a Cow, уже работают над организацией эффективного производства в странах Африки.
В 2013 г. общий объем производства коровьего молока в Африке достиг 39 млн. тонн при среднем надое 461 кг в год. В первую пятерку стран-производителей африканского молока в натуральном выражении вошли Судан, Египет, Кения, Южная Африка и Алжир. Вместе они производят более половины молока в регионе.
Потребление молочных продуктов на душу населения в среднем составляет 38.1 кг при среднем показателе 107 кг мире и рекомендации ВОЗ – 206 кг. При этом потребление молока с 2010 по 2020 гг. вырастет ориентировочно с 15 до 25 млн. тонн в основном за счет переработанного молока. На сегодня только 10-15% молока, производимого в регионе, попадает на дальнейшую переработку.
Ближайшие несколько десятилетий рынок остается остродефицитным. По большинству сценариев развития отрасли, ведущие мировые эксперты прогнозируют, что потребление молока может утроиться во всех регионах Субсахарской Африки к 2050 г., где крупнейшими потребителями молока традиционно станут страны Восточной Африки. При этом рост спроса на молоко в основном будет происходить за счет городских потребителей и прироста уровня урбанизации.
СОСТОЯНИЕ РИТЕЙЛА В РЕГИОНЕ
Субсахарска Африка, как и раньше, является Next Big Thing для развития ритейла, и, вероятно, будет сохранять такие позиции в течение следующих нескольких десятилетий. Это один из немногих рынков с годовым ростом ВВП более чем на 5%. Молодой и активный средний класс быстро растет и наполняет рынок потенциалом.
Группа экспертов A.T. Kearney ежегодно составляет рейтинг «индекс развития африканского ритейла» (African Retail Development Index – ARDI), по которым они разделяют африканские рынки на три основных этапа развития: базовые рынки, развивающиеся, и зрелые рынки, каждый из которых имеет свои собственные преимущества для бизнеса и розничной торговли.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
В общем, Субсахарская Африка за прошлое десятилетие продемонстрировала признаки быстрого экономического прогресса. Его влияние на деловой климат региона настолько устойчивое, что вывел субконтинент на лидирующие мировые позиции по ряду показателей.
Рынки африканских стран отличаются большой емкостью и чрезвычайно диверсифицированным спросом. Этот спрос во многих аспектах соответствует украинским предложениям. Имея относительно низкий уровень жизни, значительная часть населения африканских стран и до сих пор нуждается, прежде всего, в дешевых товарах среднего уровня качества, обеспечить которыми могут и украинские производители молочных продуктов.
Общие рекомендации:
- Организация ряда торговых миссий в страны региона с приоритетом в Анголу и Нигерию при содействии Минагрополитики, Торгово-промышленной палаты Украины и Совета по вопросам экспорта продовольствия.
Цель: поиск потенциальных партнеров, проведение предварительных переговоров и определения дальнейших направлений работы.
- Коммерческие предложения и презентационные материалы рекомендуется делать двуязычными – на английском и национальном языке. Поскольку большинство Субсахарских стран являются бывшими европейскими колониями, то наиболее популярными являются английский, португальский, немецкий языки.
Такой подход продемонстрирует местным компаниям серьезность вашего подхода к ведению дел в регионе.
- При участии Минагрополитики и ТПП Украины организовать визит потенциальных импортеров в Украину. Цель: демонстрация производственных мощностей производителей и переработчиков молока.
- Организовать экспортную ассоциацию или полноценный информационный портал Минагрополитики, которые бы оказывали полный спектр услуг по поддержке внешней торговли Украины.
Цель: консолидация информации по профильным рынкам, мониторинг законодательного и информационного полей, предоставление полноценной информационной поддержки экспортно-ориентированным компаниям.
- Сделать полный аудит общественных организаций и ассоциаций, имеющих отношение к развитию связей с африканским континентом учитывая привлечение их к работе по выходу на рынки региона.
На основе представленной информации и с учетом факторов макросреды региона Субсахарская Африка в целом и микросреды каждой из детализированных в данном отчете стран в частности, мы считаем целесообразным, определить два ключевых направления для начала работы на рынке:
При выборе товаров для ритейла мы рекомендуем учитывать следующие ключевые критерии:
- Хранение продукта: товар должен иметь длительный срок годности (от 12 месяцев) и храниться без холодильного оборудования.
Важно понимать, что практически во всех странах Африки больше половины ритейла составляют традиционные базары, которые не имеют низкотемпературных складов. Кроме того, 2/3 населения также не имеют холодильников.
Поэтому даже если вы будете акцентировать свою стратегию на реализацию продукта исключительно через современную торговлю, то существенно ограничите свои возможности. Условия хранения – один из критически важных пунктов, соблюдение которого убережет вас от поражения в условиях работы на рынке.
- Низкие цены. При выборе товара большинство покупателей ориентируется на низкий ценовой сегмент. Удешевление продукции может быть достигнуто за счет замены молочных жиров растительными, которые здесь в большинстве случаев воспринимаются нормально.
- Наличие похожего продукта на рынке. Это открывает широкие возможности для бенчмаркинга. Данный фактор является чрезвычайно важным, поэтому не стоит им пренебрегать, ведь население стран Африки в значительной степени малограмотное и доверяет продуктам, что уже присутствуют на рынке.
- Необходимо максимально эффективно рассчитывать размеры групповой упаковки для удешевления контейнерных перевозок. Поскольку стоимость логистики достаточно высокая, что, конечно же, существенно влияет на цену недорогих товаров (в частности, UHT-молоко), необходимо максимально наполнять контейнер (например, UHT-молоко из Польши продают по 21 тыс. литров в 20-ти футовом контейнере).
- Все большей популярности в странах Африки приобретают сухие молочные продукты, пригодные к употреблению в пищу, такие как растворимое сухое молоко. При поставках сухого молока, можно продавать его под собственной ТМ в небольших упаковках 200 г, 400 г, 1 кг. Или же поставлять его в стандартных мешках по 25 кг для дальнейшей упаковки под ТМ дистрибьютора.
Не смотря на то, что растворимые (instant) сухие молочные продукты являются достаточно распространенными в мире, в Украине их не изготавливают.
Следовательно, есть возможность первым закрепиться на новом рынке за счет относительно небольших инвестиций.
- Особое внимание также стоит обратить на сывороточносоевую смесь со сменными растительными и молочными составляющими.
Пока аналогов таких продуктов нет в Украине и предыдущие партии, что выпускались, были изготовлены исключительно в исследовательских целях. Особенностью данного продукта является то, что на основе сухой сыворотки изготавливаются продукты с добавками сои, удобные в дальнейшем использовании.
При продажах B2B продуктов в Африке важно понимать, что основные конкуренты – это Новая Зеландия и ЕС. Поэтому данный бизнес для украинских производителей будет сезонным, из-за нехватки сырья и высоких цен на нее зимой.
Однако рынок для продаж сухой сыворотки, сухого молока и масла достаточно развит, в свою очередь, прежде всего в ЮАР, которая использует их для дальнейшей переработки в конечные продукты на местных заводах.
Таким образом, при правильно рассчитанной и должным образом скоординированной политике обеспечения выхода компании на рынки Субсахарской Африки, номенклатура ее потенциального экспорта может быть в достаточно широком диапазоне.
Расширение притока средств в Субсахарскую Африку, динамическое повышение благосостояния африканских жителей, быстрый рост среднего класса, укрепление покупательной способности африканских потребителей, объемы которой на конец текущей декады оцениваются в $1,4 трлн. – все это образует новые измерения спроса африканцев. Возрастает роль реального сектора экономики в формировании валового продукта, который превысил половину прироста ВВП.
В общем, увеличение удельного веса африканских рынков в мировой экономике прогрессирует настолько высокими темпами, что, по мнению западных экспертов уже через 40 лет вектор мирового потребительского спроса в значительной степени будет ориентирован на Субсахарский регион.
В то же время, в условиях существующей конкуренции, поиск «ниш» должен быть исключительно осторожным, выборочным и согласованным. Большие перспективы сотрудничества на африканских просторах открывает и такая его форма, как создание совместных предприятий. Преимущества такого партнерства заключаются в том, что оно позволяет организовать сотрудничество на двусторонней основе, используя зафиксированные в инвестиционных кодексах стран Африки возможности освобождения от уплаты налогов, доступ к местным кредитам и другие льготы.
Маркетинговые исследования африканских рынков также значительно проще, чем аналогичные исследования рынков развитых государств, и требуют меньших материальных затрат.
Кроме того, потребители чрезвычайно чувствительны к рекламе и значительно поддаются ее воздействию.
Фактически, это означает, что торговую войну даже с известными европейскими брендами выигрывают те производители, которые будут готовы инвестировать в углубленное изучение рынка, потребительских особенностей и трендов, те, кто будут готовы идти навстречу покупателю. Адаптируются только рыночно гибкие и динамичные компании, готовые «идти» от потребностей рынка, а не своего производства и прихотей.
Но, какую бы стратегию вы не выбрали, не ожидайте никаких быстрых результатов: Африка не является континентом, где в краткосрочной перспективе можно «снимать сливки».
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.