Факторы влияния на занятость населения регионов: возможности использования в процессе формирования политики занятости

Успешная реализация государственной политики в сфере занятости требует разработки и принятия долгосрочной программы, направленной на построение новой социально ориентированной модели регулирования рынка труда.

Сфера занятости отражает степень развития и функционирования общественных отношений, обеспечивает саморазвитие и самореализацию человека через труд, и трудоустройство, социальную защиту незащищенных, уязвимых слоев населения. На занятость населения влияет ряд важных факторов, от развития и взаимодействия которых зависит состояние рынка труда.

Обоснована необходимость определения факторов основного и опосредованного воздействия на уровень занятости населения региона для обеспечения эффективной региональной политики занятости, для выбора приоритетных направлений ее реализации на уровне региона. Доказана целесообразность учета результатов в оценке влияния этих факторов на уровень занятости при разработке региональных программ занятости.

На основе классификации и анализа факторов основного и косвенного воздействия (на примере Донецкой области) определены приоритетные направления политики занятости на региональном уровне. Установлено, что для разработки мер в повышении эффективности занятости населения на национальном и региональном уровне необходимо исследование всех факторов влияния на занятость населения.

Ключевые слова: факторы влияния, занятость, рынок труда, уровень занятости населения, политика занятости, региональный рынок труда.

Постановка проблемы. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Украины возможно на основе развития современной социально ориентированной экономики. Одним из важнейших приоритетов остается достижение сбалансированного развития рынка труда, обеспечение продуктивной занятости, что требует учета влияния постарения населения, значительных объемов миграции, содержания невысокой цены рабочей силы, сокращения количества вакансий, ухудшения качества имеющихся рабочих мест.

Уровень занятости населения характеризует состояние макроэкономической среды в стране, структуру национальной экономики, уровень развития рыночных форм хозяйствования, институциональное обеспечение социально-трудовых отношений, уровень предпринимательской активности населения и тому подобное.

Поэтому для разработки и реализации стратегий социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в частности, чрезвычайно важным является определение факторов основного и косвенного влияния на занятость населения и обоснование возможностей в использовании оценок влияния этих факторов на уровень занятости в процессе разработки региональных программ занятости.

Актуальность темы. Отечественные ученые уделяют достаточно внимания исследованию факторов влияния на занятость населения, определению основных направлений реализации политики занятости с учетом влияния этих факторов.

Однако в условиях усиления негативных тенденций развития рынка труда, обусловленных макроэкономической нестабильностью, сокращением количества вакансий с достойными условиями оплаты труда, необходимо выделение основных факторов влияния на занятость населения, оценка их влияния на занятость и учет результатов этой оценки для принятия управленческих решений на национальном и региональном уровнях.

Это подтверждает актуальность исследования факторов влияния на занятость населения на уровне региона и определение возможностей в использовании оценок влияния этих факторов на уровень занятости при разработке региональных программ занятости.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема занятости населения, ее регулирование всегда находилась в центре внимания экономической науки, ей посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых.

Теоретические, методологические и прикладные проблемы занятости населения исследуют Л. Авдеев (L. Avdeev), С. Бандур (С. Bandur), В. Брич (V. Brych), И. Гнибиденко (I. Hnybidenko), Т. Заяц (T. Zajac), А. Левченко (А. Levchenko), Е. Либанова (E. Libanova), Л. Лизогор (Л. Lisogor), Ю. Маршавин (Ю. Marshavin) и другие, рассматривая теоретико-методологические проблемы и особенности регулирования рынка труда Украины, раскрывая содержание понятия «занятость населения».

Факторы влияния и проблемы занятости населения являются предметом исследования ряда ученых. В частности, В. Оникиенко (V. Onikiyenko) и Н. Коваленко (N. Kovalenko)  определяющими факторами влияния на занятость населения в Украине считают структурные сдвиги экономического, социального и технико-технологического характера. Н. Казюка (N. Kazyuka), считает, что  уровень и структурные трансформации занятости влияют почти на все процессы и тенденции экономики, политики, общества, законодательства и тому подобное.

С. Трубич (S. Trubych)  разделяет на две группы факторы, влияющие на уровень занятости населения, М. Головко (M. Golovko) считает, что к основным факторам формирования занятости населения относятся правовые, экономические, социальные и организационные.

Однако до сих пор отдельные аспекты исследования факторов влияния на занятость населения, связанные со спецификой их действия на сферу занятости региона, остаются недостаточно исследованными. Это обуславливает необходимость осуществления более детального анализа факторов влияния на занятость населения на региональном уровне.

Целью статьи является исследование факторов влияния на занятость населения, определение факторов основного и косвенного воздействия для обоснования приоритетных направлений политики занятости на региональном уровне.

Изложение основного материала исследования. В широком понимании занятость населения охватывает все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящих заработок (трудовой доход).

Здесь занятость населения касается значительного круга явлений и процессов в социально-экономической жизни общества, которые характеризуют отношения по рациональному использованию рабочей силы, обеспечению достойного уровня жизни занятого населения, удовлетворению потребностей национальной экономики в рабочей силе с учетом потребностей работников и тому подобное.

Согласно закону Украины «О занятости населения», занятость  не запрещена законодательством деятельности лиц, которая связана с удовлетворением их личных и общественных потребностей. С целью получения дохода (заработной платы) в денежной или иной форме, а также деятельность членов одной семьи, которые осуществляют хозяйственную деятельность или работающих у субъектов хозяйствования, основанных на их собственности, в том числе безвозмездно.

Для повышения уровня занятости населения и с учетом политической и экономической ситуации в Украине, главной целью должно стать сохранение потенциала людей труда и профессионалов, которые являются двигателем экономики государства.

Указом президента Украины от 03.08.1999 г. № 958/99 были утверждены Основные направления развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 г. Они стали основой для долгосрочной программы развития трудового потенциала, направленной на модернизацию сферы занятости в соответствии с потребностями структурной перестройки хозяйственного комплекса страны и развития социально ориентированной экономики.

Действие Указа завершилась в 2010 г., но целостной политики развития трудового потенциала с учетом принципов достойной занятости и на основании социально-экономических прогнозов так и не было создано за десять лет его действия.

5 июля 2012 г. был принят закон Украины «О занятости населения», который определяет перечень властных органов, которые обеспечивают формирование и реализацию государственной политики в сфере занятости населения.

Но в этот перечень не входит Министерство экономического развития и торговли Украины, основными задачами которого являются формирование и обеспечение реализации государственной политики экономического и социального развития и политики в сфере государственно-частного партнерства и статистики.

Функции этого органа власти требуют его активного привлечения к регулированию рынка труда в Украине. В октябре 2012 г. правительство Украины утвердило Программу содействия занятости населения и стимулирования создания новых рабочих мест на период до 2017 года. Однако до сих пор подавляющее большинство задекларированных задач не выполнено.

Успешная реализация государственной политики в сфере занятости требует разработки и принятия долгосрочной программы, направленной на построение новой социально ориентированной модели регулирования рынка труда, основанной на взвешенном сочетании инструментов государственного и рыночного регулирования.

Такая программа должна быть направлена на поэтапное снижение напряженности на рынке труда за счет создания правовых, экономических и институциональных основ для повышения эффективности занятости населения. Решения в сферах структурной политики, формирования и реализации инвестиционных программ, политики доходов, развития системы образования должны формироваться с учетом их ожидаемого влияния на сферу занятости.

К базовым факторам формирования занятости В. Оникиенко и Н. Коваленко относят:

1) демографические факторы — они предполагают взаимообусловленность занятости и половозрастных, профессионально-квалификационных характеристик населения, его структуры и численности. По мнению этих специалистов, именно они определяют состав рабочей силы по возрасту, полу, квалификации и образованию, состоянию здоровья, обусловливают ее количество;

2) экономические факторы предусматривают формирование совокупного спроса на рабочую силу и способность работника с помощью своего труда обеспечить достойное проживание, с возможностью одновременного повышения эффективности общественного производства. Действие именно этих факторов в значительной степени обусловливает объем, структуру и динамику занятости населения;

3) технико-технологические факторы — предусматривают научно-технический потенциал (технический прогресс, развитие и внедрение достижений науки и техники, инноваций);

4) организационные — охватывают нормативно-правовые и законодательные акты, формы собственности, программы занятости, виды деятельности, прогноз занятости и т. п.;

5) социальные — определяют качественные характеристики рабочей силы и эффективности труда, направленные на организацию профессионально-квалификационных характеристик и всестороннее развитие личности. Они включают систему образования, культуры, здравоохранения, социальную защиту и другие.

Основные факторы формирования занятости населения. Головко разделяет на следующие факторы:

1) правовые факторы, они определяют социально-экономическую компетенцию и правовой статус органов местного самоуправления по управлению трудовыми ресурсами. Они обусловливают правовую среду в формировании социального партнерства в регионе;

2) экономические, обусловливающие совокупность базовых ресурсов в регионе, а также необходимость согласованности их использования для роста занятости;

3) социальные – предусматривают формирование системы защиты трудоспособного населения;

4) организационные факторы, определяющие инфраструктурные возможности развития и роста занятости.

С. Трубич выделяет две группы факторов, которые определяют уровень занятости населения, в частности:

1) факторы, которые способствуют или тормозят привлечение и закрепление работников на производстве;

2) факторы, направленные на формирование и смену структуры рабочих мест на всех уровнях национальной экономики (страны, регионов, отраслей, предприятий).

К факторам первой группы он относит экономические (отражают экономическую необходимость привлечения индивида к сферам приложения труда), духовно-психологические (духовную необходимость работать), демографические (возраст и семейное положение занятых лиц), социальные (принадлежность к определенному классу, уровень образования, профессионально-квалификационной подготовки).

Ко второй группе относятся: демографические (состав населения по половозрастному признаку, его концентрация, естественное и механическое движение и прочие); состав населения по источникам средств существования, общественным группам, образованию, профессиональной квалификации.

 А также экономические факторы. Это распределение занятых лиц в отраслях материального и нематериального производства, соотношение занятых по сферам хозяйственной деятельности. Культурно-бытовые факторы (уровень развития сферы здравоохранения, культуры, образования, общественного питания, торговли, бытового обслуживания). Организационные (отражают специфику организации трудовых ресурсов: систему их формирования, распределения и перераспределения по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства).

Другой перечень факторов предлагает Н. Казюка. Это социально-демографические (пол, возраст и уровень образования населения); законодательно-правовые (все мероприятия, средства и формы регулирования занятости населения); экономические (учитывают различные отрасли экономики или вида экономической деятельности); политические (учитывают тенденции политической ситуации в стране и ее регионах).

А также организационно-управленческие (программы и средства воздействия на структуру экономики и структуру населения); экологические (учитывают всю природоохранную деятельность, программы по расширению безотходных производств и сохранение экологии в целом); институциональные (состоят из институтов рынка, системы предпринимательства, процессов приватизации и другие).

Психологические (охватывают все психоэмоциональные характеристики населения); образовательные (объединяют систему, требования, уровень образования и профессиональные качества работников); исторические (факторы эволюционного формирования структуры занятости населения); культурные (учитывают все ментальные особенности населения, уровень культуры и развития нации).

Однако до сих пор не существует единого мнения относительно классификации факторов влияния на занятость населения.

Анализируя факторы влияния, исследователи преимущественно берут во внимание особенности территориальной (региональной) организации экономики и социальных структур; совокупность кадров с определенным уровнем квалификации и подготовки на данный момент времени; потребность, дефицит или избыток рабочей силы (в зависимости от ситуации на рынке).

А также внутренние критерии (уровень жизни),  специфические факторы: структурную перестройку, демонополизацию хозяйственного комплекса; уровень сбалансированности экономики; уровень кооперации с другими странами; уровень производительности и оплаты труда; изменение формы собственности; развитие приватизации и уровень социальной защиты безработных; уровень государственного регулирования и управления рынком труда.

Соглашаясь с точкой зрения В. Оникиенко, Н. Коваленко и Н. Казюки, стоит отметить, что уровень и структурные трансформации занятости населения зависят от влияния всех процессов и тенденций, которые происходят в экономике, политике, обществе и законодательстве.

Среди факторов влияния на занятость населения целесообразно выделить:

  1. Природно-географические – базовые факторы, влияющие на занятость населения. С их помощью создаются предпосылки социально-экономического развития регионов и государства в целом. К ним относятся: ресурсный потенциал регионов, наличие земельных, водных, топливных, энергетических ресурсов. Именно эти факторы в значительной мере обусловили формирование современного социально-экономического уровня развития регионов, особенности их хозяйственной специализации, структуру занятости, уровень трудового потенциала.
  2. Демографические, т. е. численность, пол, возраст, профессионально-квалификационные характеристики населения, естественное и механическое движение, изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости и смертности и другие.

 Демографическая ситуация в Украине характеризуется уменьшением численности населения. За последние 20 лет этот показатель сократился почти на 8,8 млн. человек, достигнув в 2015 году значения 42 929,3 тыс. лиц (без учета временно неподконтрольной территории Автономной Республики Крым, г. Севастополь и части зоны проведения антитеррористической операции).

Количество экономически активного населения за исследуемый период уменьшилось с 25 562 до 18 098 тыс. человек. В целом такие же тенденции свойственны и показателю уровня занятости населения страны, что доказывает значительное влияние демографических факторов на показатели развития сферы занятости населения.

Это происходит по причинам как естественного сокращения за счет дисбаланса рождаемости и смертности, так и миграции населения. С 2014 года численность населения отмечается без учета территории Автономной Республики Крым, г. Севастополь и части зоны проведения антитеррористической операции (АТО).

В 1995, 1997, 1998 гг. количество занятых женщин превышало количество мужчин.

Наименьший лаг между уровнями занятости женщин и мужчин наблюдался в 1996, 1999, 2002-2005 и 2009 гг. Начиная с 2010 г., гендерный разрыв в уровнях занятости постоянно увеличивался.

Такая ситуация обусловлена действием рыночного конкурентного механизма и наличием прямых барьеров для занятости (более узкий профессиональный выбор, отсутствие необходимых рабочих мест или необходимой квалификации, выход в декретные отпуска).

Женская занятость традиционно преобладает в сферах деятельности с самыми низкими уровнями средней заработной  платы в сфере социального обеспечения, в образовании, здравоохранении, бытовом обслуживании и культуре, в которых женщины составляют более 70% работников. Занятость мужчин – это преимущественно тяжелая промышленность, металлургия, транспорт, сфера предпринимательства.

  1. К экономическим факторам, которые влияют на занятость населения, следует отнести: уровень экономического развития (ВВП на душу населения); степень инвестиционной активности; налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику государства. А также уровень инфляции; близость к государственным границам, которая дает возможность мигрировать в другую страну людям, которые не могут трудоустроиться на выгодных им условиях. Уровень среднемесячной заработной платы, сложившийся в регионе, уровень доходов населения, которые определяют цену рабочей силы в регионе.

Также экономические факторы формирования занятости населения заключаются в производственной деятельности людей, направленной на создание валового внутреннего продукта общества. Рост количества занятых приводит к увеличению объемов производства товаров, оказанию услуг, создает предпосылки для удовлетворения более широкого круга потребностей и роста благосостояния населения.

К экономическим факторам целесообразно отнести и отраслевую структуру хозяйства, которая в конечном итоге определяет спрос на специалистов разных профессий.

В Украине в 2011-2015 гг. потребность в работниках уменьшилась почти на 18 тыс. лиц, что свидетельствует об усилении негативных тенденций в развитии рынка труда Украины.

В 2015 г. достаточно значительным оставался спрос на специалистов по следующим видам деятельности: промышленность, торговля, ремонт авто и мотоциклов, деятельность транспорта и связи, государственное управление и оборона, образование, здравоохранение и предоставление социальной помощи. За последние годы значительно уменьшился спрос на работников в сфере строительства, финансовой и страховой деятельности.

  1. Социальные факторы, охватывающие социальную защиту трудоспособного населения, систему образования, культуры, здравоохранения, а также развитие личных способностей и деловых качеств, профессионального мастерства кадров.

Действие этих факторов в значительной степени обусловливает качество занятости населения, гармонизацию интересов личности и общества, формирование психологической готовности каждого человека брать на себя ответственность за результаты собственной деятельности. А также гарантию благоприятных возможностей нормального восстановления и развития, затраченных в производственной деятельности жизненных сил человека (современные режимы труда и отдыха, физического и духовного развития, профессионального совершенствования и тому подобное).

  1. К законодательно-правовым факторам, влияющим на занятость населения, следует отнести принятие и соблюдение законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
  1. Политические факторы – это уровень политической стабильности в обществе, вектор международной политики государства, международные соглашения и обязательства, касающиеся занятости населения.
  1. Организационные факторы определяют соответствующий уровень научной организации труда, производства и управления, организацию деятельности государственной службы занятости и бирж труда, степень информированности населения о состоянии рынка труда.
  1. Технико-технологические факторы предусматривают развитие и внедрение достижений науки и техники, технического прогресса.
  1. Историко-культурные факторы учитывают все ментальные особенности населения, традиции, ценности и нормы, которые сложились в стране и отдельных ее регионах и влияют на степень занятости населения.
  1. Экологические факторы – состояние окружающей среды и уровень ее загрязнения; как они влияют на здоровье населения, на возможности работать по выбранной профессии.

Неравномерность развития регионов в значительной степени зависит от размещения производительных сил, обусловленного природными ресурсами, историческим развитием и местными традициями, и отражает экономическую специализацию регионов страны.

Дифференциация региональных рынков труда вызвана неравномерностью социально-экономического развития регионов, в частности объемами имеющегося ресурсного потенциала и эффективностью его использования, что обуславливает разные возможности по урегулированию спроса и предложения рабочей силы и региональные диспропорции по показателям занятости.

Поэтому необходимым является обеспечение эффективного организационно-регулятивного влияния властных структур каждого региона на занятость населения путем выделения факторов основного и косвенного влияния на занятость с целью совершенствования законодательно-нормативной базы, гибкого сочетания экономических, финансовых, организационных, образовательных и других инструментов регулирования.

Для построения эффективной политики занятости необходимо внедрить процедуру определения для каждого региона факторов основного и косвенного влияния в зависимости от оценки их влияния на уровень занятости и включения результатов оценки региональных программ занятости в качестве основания для выбора приоритетных направлений разработки и финансирования мероприятий по повышению уровня занятости.

К основным мероприятиям целесообразно отнести факторы, которые имеют решающее влияние на результативный показатель и являются приоритетными для разработки мероприятий региональной программы занятости.

Предложенная систематизация факторов влияния на занятость населения в зависимости от роли (значимости) для каждого региона позволит на практике исследовать их действие, и будет способствовать построению эффективной политики занятости населения.

Основным принципом эффективной занятости населения должно стать формирование пропорционального соотношения определенных типов занятости по отдельным видам экономической деятельности (в зависимости от приоритетности). Дальнейшее развитие приоритетных сфер экономики, особенно сферы услуг, будет способствовать обеспечению эффективной занятости населения на рынке труда Украины.

На основе экспертных оценок и статистических данных осуществлена классификация факторов основного и косвенного влияния на занятость населения Донецкой области, что дает возможность выделить основные (приоритетные) факторы воздействия.

  1. Демографические. Численность наличного населения области, по оценке, осуществленной на основании имеющихся административных данных по государственной регистрации рождения и смерти и изменению постоянного места жительства, по состоянию на 1 января 2016 года составляла 4265,1 тыс. лиц. Или 10,0% населения Украины.

В течение 2014-2015 гг. численность населения сократилась на 78,7 тыс. лиц, в том числе вследствие естественного сокращения на 58,8 тыс. лиц и на 19,9 тыс. человек – за счет миграционного сокращения. Углубился демографический кризис: смертность в 2015 г. превысила рождаемость в 2,4 раза, в 2014 – вдвое. В течение 2015 г. наблюдалась устойчивая тенденция роста численности внутренне перемещенных лиц, зарегистрированных на территории области, подконтрольной украинской власти.

  1. Экономические. В течение 2014-2015 гг. наблюдается уменьшение объемов промышленного производства – на 34,6%; объемов сельскохозяйственного производства – на 34,7%; количества малых предприятий – на 11,6 процента.

Объем реализованной ими продукции – на 9,5%, численность работающих на малых предприятиях – на 3,5%; количество ФЛП, которые платили налоги, то есть реально осуществляли свою деятельность – на 55,5%; объем капитальных инвестиций – на 58,9%, накопленных прямых иностранных инвестиций – на 28,3%.

Среднегодовой уровень инфляции за 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 46 процента. В Украине этот показатель составлял 43,3%. Среднемесячная заработная плата штатных работников предприятий, учреждений и организаций (с численностью занятых 10 и больше человек) в области в 2015 г. составила 4980 грн. Это на 29,1% больше чем в 2014 году. По величине заработной платы область занимает второе место в Украине (после г. Киев). Реальная заработная плата в 2014 г. снизилась на 10,4% (в Украине – на 20,2%).

  1. Социальные. Наблюдается значительный износ имеющейся производственной и социальной инфраструктуры области, а также разрушение и повреждение значительного количества объектов производства, жилищного фонда и социальной сферы в результате АТО. Нестабильное психологическое состояние людей в результате вооруженного конфликта на Донбассе.
  1. Экологические. Донецкая область занимает первое место в Украине по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (22,0% общих выбросов); второе место в Украине по объему накопленных отходов (7,4% общего объема) и по объему сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (32,1% общего сброса).

Экологической, санитарно-эпидемиологической угрозой для Донецкой области является возможное аварийное состояние очистных сооружений не только предприятий коммунального хозяйства, но и всех предприятий, которые осуществляют сброс сточных вод бассейна р. Северский Донец, являющейся основным источником питьевого водоснабжения.

На территории области большая концентрация промышленных предприятий добывающей, перерабатывающей, химической и других отраслей промышленности, на балансе которых находятся места удаления отходов, которые эксплуатируются длительное время и в связи с трудным экономическим положением многих промышленных предприятий находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.

К опосредованным факторам воздействия на занятость населения в Донецкой области относятся: природно-географические, законодательно-правовые, политические, организационные; историко-культурные, технико-технологические.

Исходя из анализа основных и косвенных факторов влияния на занятость населения, целесообразно предложить следующие приоритетные направления политики занятости в Донецкой области:

— развитие благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности;

— организация и предоставление местными органами исполнительной власти качественных социальных услуг в соответствии с определенными потребностями общин (содействие процессам децентрализации);

— разработка и воплощение мер социальной поддержки населения (в том числе, пострадавшим в результате конфликта);

— восстановление и усиление системы управления природоохранной деятельностью для предотвращения экологических рисков и содействия восстановлению окружающей среды и другие.

Выводы. В результате исследования выделены основные и косвенные факторы влияния на занятость населения. Для построения эффективной политики занятости предложено ввести процедуру определения для каждого региона факторов основного и косвенного влияния в зависимости от оценки их влияния на уровень занятости. И включение результатов оценки региональных программ занятости в качестве основания для выбора приоритетных направлений разработки и финансирования мероприятий по повышению уровня занятости.

Это позволит разработать и принять долгосрочную общегосударственную программу, направленную на построение новой социально ориентированной модели регулирования рынка труда, которая будет основана на взвешенном сочетании инструментов государственного и рыночного регулирования.

На примере Донецкой области к основным (приоритетным) факторам влияния на занятость населения отнесены: демографические, экономические, социальные, экологические, технико-технологические. К опосредованным факторам влияния на занятость населения стоит отнести: природно-географические, законодательно-правовые, политические, организационные, историко-культурные. На основе влияния данных факторов выделены приоритетные направления политики занятости.

Дальнейших исследований требует детальное изучение факторов влияния на занятость населения на региональном уровне, определение перспектив перехода украинского рынка труда на европейские стандарты, возможности внедрения зарубежного опыта в сфере рынка труда в Украине.

Автор: М.В. Куцеволова, аспирантка, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, E-mail: mvd.91@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий