Финансовый директор «Мелитопольской черешни» Карина Станчевская: Слишком дешевых ягод и фруктов ждать бесполезно

В этом сезоне украинская черешня продавалась по рекордно высокой цене – в рознице ее цена иногда доходила до 90 грн. за килограмм. Тем временем отечественные предприятия расширяют географию поставок и в Европу, и в Азию.

В чем причина такого стремительного поднятия цены и почему между внутренним сбытом и экспортом игроки выбирают последний – в интервью Agravery.com рассказала финансовый директор группы компаний «Мелитопольская черешня» Карина Станчевская.

Карина, в этом году цена, которая сформировалась на черешню, была, мягко говоря, неожиданно высокой – в столице, в разгар сезона, ее продавали по 80-90 грн./кг. Насколько подобная стоимость является оправданной, или все же это «накрутки» перекупщиков?

— Цена на черешню в 80 гривен оправдана – в этом году слишком больших урожаев нет, ни у нас в Украине, ни в Европе. Ни в Италии, ни в Сербии, ни в Греции, которые являются традиционными поставщиками плодов, не было вала черешни. К примеру, наша компания выходила на экспорт по цене в 3 евро за килограмм.

Конечно, сезон на сезон не приходится – если в следующем году будет перепроизводство, то и цена немного просядет. Однако производственные затраты растут, фермеры не могут и не хотят работать себе в убыток. Поэтому слишком дешевых ягод и фруктов и в следующие сезоны ждать бесполезно.

Я так понимаю, основной сезон сбора черешни для вашей компании завершен. Можете ли подбить первые результаты?

— Да, недавно завершили сбор основного вала черешни. Этот сезон не могу назвать простым, но, несмотря на погодные неурядицы, мы справились, довольны. К сожалению, заморозки в конце апреля несколько скорректировали наши ожидания по урожаю. Были существенные потери, однако благодаря осадкам в начале мая мы корректировали урожайность массой ягод, они очень хорошо налились.

Кроме черешни, у вас есть в арсенале предприятия другие культуры, не так ли? 

— Верно. Имеем землянику, ежевику, абрикос, персик, малину, яблоки. Из этих культур наибольший экспортный потенциал пока что имеет земляника – мы не первый год продаем ее на рынках Беларуси.

Знаю, что многие производители считают черешню, а особенно старые насаждения нерентабельными. Поэтому выкорчевывают. А вы наоборот — досаживаете. Сколько гектаров имеете на сегодня? 

— Мы имеем 275 гектаров черешни, из них – 75 га – это как раз молодые насаждения, 200 га – старше 5-10 лет, также есть часть – еще старше. Решение по увеличению площадей многолетних насаждений в текущем году еще на стадии обсуждения.

Дотации от государства на новые насаждения удалось получить? Сколько именно вам было компенсировано? 

— Да. Мы получили дотацию в декабре, и попали в списки на июнь. В целом сумма компенсации составила около полумиллиона гривен.

О новых рынках сбыта, китайской инспекции и упаковке 

Падение урожая плодовых культур в странах Евросоюза открыло дополнительные возможности экспорта для наших производителей? 

— Я бы не сказала, что появилось много новых экспортеров черешни или других плодовых. Пока что это тестовые поставки, украинские предприниматели пробуют логистику, в том числе и авиа. В нашей компании экспорт остался на уровне прошлого года, потому что мы и так экспортируем 90% выращенной нами черешни.

Интересно, что в текущем году мы экспортировали свой товар в Италию, и тамошние покупатели были в восторге – ни одного процента отбраковки – откалиброванная, черешенка до черешенки. Поэтому их представление об украинских поставщиках, как о торговцах относительно дешевым товаром меняется, они понимают, что мы тоже можем давать премиум.

Огорчает, что на локальном рынке найти вашу продукцию почти нереально. Это стратегический ход?

— До определенной степени – да. Если пускать такой объем, как у нас, на локальный рынок – мы сами себе и другим наделаем вреда, обвалив цену продукции. Да и самому потребителю столько продукции не надо. Во-вторых, мы вкладываем в развитое предприятие, технологии – почти все это иностранного производства, привязано к валюте, поэтому мы не имеем другого выхода, как искать все новые и новые каналы сбыта.

К тому же, благодаря экспорту, мы возвращаем себе определенную часть НДС.

Есть ли цифры по общему экспорту вашей черешни в текущем сезоне? Уже подсчитали?

— В этом году мы уже экспортировали более 600 тонн черешни.

Действительно, несмотря на то, что в Украине достаточно много производителей, выйти на экспорт и мощно заявить о себе под собственным брендом удалось лишь «Мелитопольской черешне». Почему так?

— Это правильное позиционирование продукта, работа над качеством и постоянное самосовершенствование – других секретов и каких-то обходных путей не существует.

Какова сейчас география экспортных продаж предприятия?

— Продаем в страны Европейского Союза и в Беларусь. Для последней страны мы специально создали свободные карантинные участки, потому что этого требует законодательство Евроазиатского Союза. В этом сезоне много запросов из стран Ближнего Востока. Там речь идет о крупных партиях, которые будут ограничиваться грузоподъемностью самолета – можно отправлять по 7-10 тонн черешни ежедневно.

Должна сказать, что работать с этими рынками нелегко — выставляются сверхвысокие требования по упаковке, сортировке, цвету и однообразию плодов. Из-за высокой конкуренции второй шанс поставщику, который провинился, могут и не дать. Все производители мира заинтересованы именно в этом регионе, потому что там цены на черешню самые высокие – розничная стоимость одного килограмма доходит до 20 долларов.

А конкуренцию со стороны турецких поставщиков чувствуете? Ведь особенно последние сезоны их поставщики стали очень активными. Это ощутимо даже по засилью турецких фруктов в Украине. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Сезон сбора урожая в Турции и Украине почти совпадает, и география поставок несколько отличается, поэтому жесткой конкуренции мы не ощущаем.

Еще несколько лет назад китайцы инспектировали нашу черешню и даже были заявления о возможном старте продаж, однако как говорится, «воз и ныне там». Экспортировали ли вы черешню в Поднебесную, и сколько там готовы купить?

— К сожалению, до сих пор продолжается согласование фитосанитарных требований и процедур между нашими странами. Мы готовы начать продажи в Китай, как только все документальные процедуры будут завершены. Что касается объемов, то клиенты из Поднебесной могут выкупить весь тот объем, который мы готовы вырастить, и будет мало. Так же было бы неплохо, чтобы и разговоры по экспорту черешни в Индию сдвинулись с мертвой точки.

Вообще, какие тренды на сегодня в отрасли? Что изменилось за последние сезоны? 

— Должна отметить, что отечественные производители совершенствуют предпродажную подготовку – сортировку, охлаждение, экспериментируют с упаковкой.

Кстати, об упаковке. В ЕС уже вскоре вступает строгий запрет по использованию пластика, в частности это касается и пластиковой тары для ягод. И хотя для черешни это не так актуально, ведь она затарена в картонные ящики, как вы относитесь к этим инициативам? Будете ли искать дополнительную, модерновую ЭКО-упаковку? 

— По моему мнению, производитель должен руководствоваться не собственными амбициями, а пожеланиями покупателей. Эко – это тренд, и мы готовы переходить на такие упаковки, отказываться от пленки и пластиковых пинеток, если потребитель действительно этого хочет.

Сейчас много говорят о необходимости сертификации для экспортера. К примеру, сертификат GlobalG.A.P. называют must have для потребителя. У вас его нет, и это не мешает вам успешно торговать. Прокомментируйте, пожалуйста. 

— Да, пока сертификации GlobalG.A.P. у нас нет. Хотели получить сертификат в текущем сезоне, но в силу определенных обстоятельств – не получилось. Поэтому уже в этом месяце начнем подготовку документов, чтобы попытаться получить сертификат уже в следующем сезоне.

 А органическую черешню от вашего предприятия мы увидим?

— Этот вопрос надо изучать, но в ближайшей перспективе я этого не вижу. Это совсем другой сегмент и вид бизнеса. Надо специализироваться на чем-то одном, и пытаться сделать все на высоком уровне.

Какие сорта выращиваете – украинские или иностранные? Какие сорта показывают себя лучше? 

— Не открою вам Америки, если скажу, что будущее за теми сортами, которые являются наиболее транспортабельными. Сорт «В.Чкалов» — это визитка Украины, однако транспортировать его непросто. Я люблю из поздних сортов «Крупноплодный» — он и хорошо транспортируется, и вкусный. Еще до недавнего времени мы придерживались мнения, что нужно сажать только украинские, районированные сорта Мелитопольского института садоводства, которые идеально подходят к нашим условиям.

А сейчас рынок диктует другие подходы – будем досаживать новые сады сортами иностранной селекции, будем завозить их из-за границы через официальных дистрибьюторов. Надеемся, этот эксперимент будет удачным.

Автор: Ирина Глотова

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий