Инновации являются неотъемлемым фактором социального и экономического развития, который сопровождал человечество с начала цивилизации.
За последнее десятилетие можно наблюдать значительное увеличение расходов на инновационную деятельность и растущий интерес к теме инноваций, поскольку технологические изменения и инновации часто воспринимаются как влиятельный процесс, что открывает возможности для благ обществу, а также для социального обеспечения общества.
Особое внимание уделяется коммерциализации инноваций, поскольку они являются фундаментальным условием для развития как микро-, так и макроэкономических аспектов в контексте их влияния на создание конкурентных преимуществ и экономическое развитие.
Более того, коммерциализация инноваций является, пожалуй, самым важным вызовом, с которым сталкиваются все компании, когда инновации выходят за рамки науки или технологии; это то, что способно создать ценность с помощью процесса коммерциализации.
Теме коммерциализации инноваций, очевидно, уделялось повышенное внимание в последнее время, однако этот предмет исследования достаточно фрагментирован и распределен между различными отраслями исследования и дисциплинами. Как следствие, необходимо исследовать, упорядочить и агрегировать различные теоретические и эмпирические выводы.
Целью статьи является определение теоретических основ коммерциализации результатов инновационной деятельности для формирования соответствующего механизма. Основной целью статьи является формирование модели механизма коммерциализации в результатах инновационной деятельности.
Метод (методология). В исследовании использован ряд общенаучных и специально-научных методов, в первую очередь: анализа и синтеза для выяснения сущности механизма коммерциализации результатов инновационной деятельности; систематизации – определение основных уровней механизма коммерциализации; гносеологии – определение основных противоречий понимания коммерциализации.
Результаты. Учтена существующая связь между явлениями: коммерциализация инноваций и интернационализация. Предложен концептуальный подход к формированию механизма коммерциализации результатов инновационной деятельности в зависимости от уровней управления. Определен инструментарий реализации предложенного механизма.
Инновации являются неотъемлемым фактором социального и экономического развития, который сопровождал человечество с начала цивилизации. За последнее десятилетие можно наблюдать значительное увеличение расходов на инновационную деятельность и растущий интерес к теме инноваций, поскольку технологические изменения и инновации часто воспринимаются как влиятельный процесс, который открывает возможности для выгоды обществу, а также для социального обеспечения.
Особое внимание уделяется коммерциализации инноваций, поскольку именно они являются фундаментальным условием для развития как микро-, так и макроэкономических аспектов в контексте их влияния на создание конкурентных преимуществ и экономического развития. Более того, коммерциализация инноваций является, пожалуй, самым важным вызовом, с которым сталкиваются все компании.
Актуальность этой темы заключается в том, что развитие цифровой экономики еще больше оживляет инновационную деятельность субъектов хозяйствования. Предприятия, что выходят на рынок инноваций, имеют лучшие финансово-экономические показатели, а их инновационная деятельность связана с трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный продукт.
Систематизация последних исследований и публикаций, в частности, позволила определить термин «коммерциализация инновационной деятельности» как сложную экономико-правовую категорию, что означает процессы организации и осуществление передачи объектов интеллектуальной собственности, результатов инновационной деятельности в реальный сектор экономики на договорной основе.
Статья Н. Смирновой посвящена обобщению существующих иностранных теоретико-методических наработок относительно оценки подходов по определению актуальных механизмов коммерциализации инноваций и трансферта технологий.
Исследования коммерциализации инноваций являются междисциплинарными, поскольку касаются институциональных, финансовых, экономических и правовых вопросов. Несмотря на количество публикаций по анализируемым вопросам, изучение именно механизма коммерциализации результатов инновационной деятельности требует углубленного изучения.
Цель статьи
Целью исследования является определение теоретических основ коммерциализации результатов инновационной деятельности для формирования соответствующего механизма.
Изложение основного материала исследования
Инновационная деятельность является комплексным процессом создания, использования и распространения инноваций с целью получения экономической выгоды. Итак, коммерциализация инновационной деятельности является механизмом приобретения научных и научно-технических знаний товарной формы (новых товаров/услуг) для получения прибыли. Вследствие отсутствия в коммерциализации наработки субъектов инновационной деятельности они могут так, и остаться на стадии разработок.
При этом анализ сложившихся представлений о реализации инноваций на рынке позволяет выделить три противоречия во взглядах на процесс коммерциализации:
– суть коммерциализации заключается не в разработке востребованных современных нововведений, а в рыночном сбыте инноваций. В соответствии с этим, спрос на нововведения не является главным по отношению к предложению. Следовательно, рыночная реализация инноваций зависит от процесса их разработки;
— доминирующее отношение к коммерциализации как к инструменту, который реализует новшества микроэкономического уровня. Тем не менее, данное утверждение не полностью отражает суть процесса коммерциализации инноваций и его значение для развития современной экономики;
— отношение к коммерциализации как к статическому процессу. Тем не менее, коммерческая реализация нововведений является рыночным механизмом и является динамической категорией, которая будет отражать изменения, которые происходят на современных рынках.
Указанные противоречия доказывают, что процесс коммерциализации полиструктурный и имеет концептуальный, а также прикладной характер и требует соответствующего формирования и реализации механизма.
В научных трудах авторы определяют понятие «коммерциализация технологий», дают их классификацию, определяют расхождения, указывают этапы осуществления трансферта технологий и коммерциализации. Однако почти отсутствует понимание смыслового наполнения именно «механизма коммерциализации инновационной деятельности», лишь немногие авторы дают определение.
Рассмотрим основные особенности формирования современного механизма коммерциализации, которые заключаются в следующем:
– основным источником новой информации, новых знаний, инноваций выступает разветвленная сеть научно-исследовательских учреждений различных форм собственности и подчинения, а уровень и скорость внедрения научно-технических разработок в реальную экономику определяются многими условиями, в том числе и механизмом трансферта и коммерциализации технологий;
– основным способом коммерциализации инновационных технологий, трансферта технологий является осуществление по следующим каналам: торговля товарами, услугами, результатами исследований и разработок; прямые инвестиции и лицензирование;
– основными элементами любого хозяйственного механизма являются субъекты хозяйствования (организаторы производства) и отношения, в которые они вступают по поводу организации общественного производства (или хозяйственные отношения), распространение знаний на основе мобильности квалифицированных специалистов;
– механизм обеспечения коммерциализации инновационных технологий должен обеспечить эффективное взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений при коммерциализации результатов инновационной деятельности, среди которых необходимо выделить весомую роль органов государственного и регионального управления и контроля над развертыванием инновационного процесса.
Инновационная деятельность охватывает целый спектр мероприятий по созданию, освоению, распространению и совершенствованию новых видов товаров и услуг. Ее развитие происходит за счет увеличения значимости технологического фактора для повышения конкурентоспособности.
Следует отметить, что использование научно-технических достижений в качестве инструмента повышения конкурентоспособности, роста экономики за счет инновационной продукции определяется рядом технологичных, организационно-экономических и институциональных факторов.
Система критериев оценки должна охватывать все аспекты и учитывать всю иерархическую цепочку: от идеи до реализации, и, кроме того – давать объективную оценку, как конкретного предприятия, так и инновационной инфраструктуры региона, государства в целом. Их можно разделить на уровни, образующие единый механизм коммерциализации результатов инновационной деятельности на государственном и региональном уровнях:
— макроуровень (государство-регион-субъект хозяйствования (источник инновации);
— мезоуровень (регион-субъект хозяйствования — предприятие), определяется макроуровнем;
— микроуровень (субъект хозяйствования), зависит от двух предыдущих уровней.
На каждом из уровней необходима финансовая, маркетинговая, организационная поддержка, мотивация для участников.
В условиях цифровой экономики знания, информация, инновации, изобретения и другие результаты исследований становятся ключевым фактором в эволюции производственных и информационных процессов, залогом успеха и стабильности экономического развития страны. Поэтому в таких аспектах европейские страны создают мощную транснациональную экономику на основе современных технологий.
Интеллектуальная собственность, инновационная инфраструктура, промышленные предприятия, инновационный потенциал, новые продукты, трансферт технологий, транснациональные корпорации – это все понятия, которые определены как наиболее важные для коммерциализации инноваций, в частности путем интернационализации. Итак, можно выделить три основные формы интернационализации инноваций:
– ТНК и национальные предприятия, а также частные лица, что занимаются международной коммерциализацией технологий, разработанных в Украине;
— международное и отечественное научно-техническое сотрудничество государственных и частных учреждений, включая ЗВО, ТНК, отечественные фирмы и научные центры;
— международные инновационные ТНК.
Далее рассмотрим различные уровни механизма коммерциализации результатов инновационной деятельности:
Уровень государства. Ранее отечественными и зарубежными авторами предпринимались попытки описать модель коммерциализации, которая могла бы представить суть процесса. И помочь разработчикам в доказывании своей разработки целевому потребителю, но большинство из них сводилось к простой схеме: «идея – разработка прототипа – поиск инвесторов – получение финансирования – создание инновационного продукта в промышленном масштабе – выход на рынок».
Соответственно, в моделях подобного рода терялись многие моменты, в них, например, не отражалась роль государства, не было разделения процесса коммерциализации на этапы, не раскрывалась роль каждого из них. В связи с этим, автором была предпринята попытка создать модель механизма коммерциализации результатов инновационной деятельности, которая была бы прикладной и отражала особенности всего процесса коммерциализации.
Как известно, основными участниками процесса коммерциализации являются разработчики инноваций и их покупатели (инвесторы):
транснациональные корпорации;
научно-исследовательские институты. Процесс коммерциализации здесь осуществляется не самим институтом, а его владельцем (заказчиком разработки) — государством, крупной фирмой, частным инвестором;
малые и средние предприятия – участники процесса коммерциализации, которые, в отличие от научно-исследовательских институтов, реализуют инновации самостоятельно (или через посредников);
коллективы изобретателей и изобретатели-одиночки, которые часто имеют большое количество разработок, но не способны довести их до рыночного применения.
Но ключевым участником процесса коммерциализации является государство, которое выполняет ряд основных и второстепенных функций, от которых во многом зависит успешность внедрения той или иной разработки.
Среди основных функций выделим:
- Финансирование научных исследований, реализуемых с помощью базового, грантового или программно-целевого финансирования.
- Обеспечение научно-исследовательскими кадрами.
- Регулирование конкуренции и реализация антимонопольной политики, что осуществляется в рамках правового поля.
- Создание инновационной инфраструктуры. Для успешной коммерциализации здесь важно выделить следующие моменты:
а) создание разветвленной сети патентных агентств, конструкторских бюро, технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, инновационных центров;
б) создание инновационных кластеров;
в) патентование результатов инновационной деятельности.
К второстепенным функциям можно отнести: создание благоприятных макроэкономических условий и, соответственно, обеспечение политической стабильности.
Что касается покупателей (государственные фонды и программы, негосударственные фонды, гранты и программы, венчурные фонды и «бизнес-ангелы», крупные и средние фирмы), то в нашей схеме их классификация не представлена.
Так как в рамках 3-5 этапов коммерциализации (пре-коммерциализации, коммерциализации и пост-коммерциализации) разработчик, или сам, или, прибегая к помощи консалтинговых агентств, маркетинговых компаний, то есть кадров соответствующей квалификации, которые обеспечиваются государством в рамках функции «Обеспечение научно-исследовательскими кадрами», определяет свой рынок сбыта, своего конечного потребителя.
В связи, с чем нет необходимости рассматривать группы потребителей, выделенные по каким-либо классификационным признакам, отдельно.
Важнейшим моментом механизма является понимание всеми участниками процесса коммерциализации ключевых шагов коммерциализации, которые нами разделены на 5 основных этапов:
- Создание инновационного продукта, технологии, инновации.
- Оценка инновации по уровню ее коммерциализации.
- «Пре-коммерциализация» (выбор партнера с производства, оценка лабораторного прототипа, создание пилотного проекта, производство прототипа в промышленном масштабе, тестирование прототипа на рынке, проверка факта соблюдения всех стандартов, правил и этических норм, патентование изобретения).
- Коммерциализация (подготовка и подписание заинтересованными лицами соглашения, производство готовой продукции, проведение активной маркетинговой политики и маркетинговое сопровождение на всех стадиях жизненного цикла инновационной разработки).
- Пост-коммерциализация (проектный мониторинг и консультирование, получение роялти, а также разные формы продолжения сотрудничества с инвестором, например, с помощью продления лицензионного соглашения).
Повысить эффективность взаимодействия участников процесса коммерциализации в результатах научных исследований и разработок позволит введение в механизм коммерциализации следующих перспективных организационных элементов в развитии коммерциализации инноваций:
- Биржа интеллектуальных продуктов – постоянно действующая рыночная площадка-регулятор инновационных процессов, на которой по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи интеллектуальных продуктов в виде проектов, разработок разной степени готовности, лабораторных и промышленных образцов и установок, патентов, экспериментальных производств, результатов исследований, используемых в гражданских отраслях производства.
- Брокеры инноваций – организации-посредники или неформальные объединения людей, обладающие профильными знаниями по ресурсам и готовые ими поделиться.
- Организации-акселераторы трансферта знаний и технологий – комплексное оказание услуг по координации деятельности, связанной с информационным и технологическим обменом, учет региональной специфики, работающих под управлением консорциума субъектов хозяйствования и научно-исследовательских организаций.
- Объединенные технологические интернет-платформы — демонстрация и продвижение в корпоративный сектор технологий, созданных субъектами хозяйствования и государственными научными организациями.
- Исследовательские онлайн-платформы – поиск решения имеющихся проблем и предложение собственных разработок, которые могут быть использованы другими компаниями, высокая скорость взаимодействия заказчика и исполнителя, отсутствие физических границ между исполнителями работ.
- Патентные фонды – аккумуляция патентов и научно-исследовательских организаций, которые не находят коммерческого применения (не лицензируется и не запускаются в собственное производство), работа с «отложенными патентами».
- Краудфандинг – альтернативный способ финансирования разработок за счет коллективного сбора средств, коммерциализация результатов инициативных исследований.
Роль государства в организационно-экономическом обеспечении механизма коммерциализации результатов научных исследований и разработок заключается в формировании адекватной инновационной политики и использовании широкого спектра инструментов государственного регулирования.
Уровень региона. В составе инструментария коммерциализации в региональном контексте следует выделить две группы:
1) Нормативно-правовое обеспечение, поскольку им определяется роль региона в механизме коммерциализации результатов инновационной деятельности.
2) Организационно-методические схемы взаимодействия субъектов в коммерциализации результатов инновационной деятельности. Они определяют модели инновационного развития, программы, процедуры, устанавливают иерархию и распределяют полномочия.
Ключевая предпосылка эффективности инноваций – благоприятная инновационная инфраструктура в регионе. Инновационная инфраструктура — это комплекс взаимосвязанных структур, обеспечивающий реализацию инновационной деятельности. Из опыта зарубежных стран, в зависимости от инновационной инфраструктуры, растет доля высокотехнологической продукции, поставляемой на зарубежные рынки, тем самым повышает престиж государства.
По определению Комелиной А., механизм коммерциализации инновационных технологий на региональном уровне – целостная интегрированная модель взаимодействия государства, регионов, субъектов хозяйствования по созданию, движению и введению в экономический оборот интеллектуального продукта и инновационных технологий.
А также включает ментальные модели, модели управления научно-технической и инновационной инвестиционной деятельностью, бизнес-модели и инновационные технологии, обеспечивающие технологическую модернизацию региональной экономики.
Для определения механизмов формирования инновационной модели развития на региональном уровне нужна идентификация современных форм, методов трансферта и коммерциализации технологий как основных составляющих инновационного процесса и, на этой основе, выявление пространственных особенностей коммерциализации знаний и трансферта технологий.
Считаем, что пространственный аспект исследуемой проблемы является проявлением неоднородности исходных условий организации научно-технического и инновационного развития регионов, также региональных особенностей и уровня развития инновационной инвестиционной среды как основы реализации коммерциализации инновационных технологий.
Таким образом, задача в изучении пространственных особенностей коммерциализации инновационных технологий, как основы в идентификации механизмов ускоренного формирования инновационной модели в развитии страны и ее регионов, а также обоснование направлений в совершенствовании механизма коммерциализации инновационных технологий на региональном уровне требует исследования региональных особенностей использования новых знаний и интеллектуальных продуктов.
А также производства продукции на основе новых, более прогрессивных технологических процессов; выявления тенденций по применению новых видов основных средств и сырьевых ресурсов, изготовления инновационной продукции; определения характера изменений продуктового портфеля инноваций; оценки эффективности внедрения современных организационно-технических решений производственного, коммерческого характера и условий их обеспечения.
Основным методом коммерциализации инновационных технологий выступает трансферт технологий. Также привлекательным для экономики является канал коммерциализации технологий для создания в регионах новых высокотехнологичных организаций (start-up) в результате создания рабочих мест, налоговых поступлений, имиджа региона и тому подобное.
Уровень субъектов. Коммерциализация является неотъемлемой частью инновационного процесса, состоящего из дорыночного и рыночного этапа. В то же время маркетинг пронизывает все этапы управления в разработке нового продукта, начиная от формулирования новых идей и заканчивая его коммерциализацией, что обеспечивает рыночный успех нового продукта.
Таким образом, коммерциализация не сводится к реализации лишь функции сбыта. Рыночный, маркетинговый подходы пронизывают все этапы управления новым продуктом, включая НИОКР, поскольку инновационный продукт должен быть, востребован потребителями.
В связи с этим, рассмотрим процесс инноваций и коммерциализации подробнее. С технической точки зрения и с рыночной, придерживаясь позиции, что коммерциализация инноваций является неотъемлемой частью инновационного процесса, она состоит из дорыночного и рыночного этапа. Для успешной реализации инновационной продукции на рынке имеются три подхода: технический, рыночный, маркетинговый, и они должны применяться параллельно.
На дорыночном этапе проводится разработка инновационного продукта, защита интеллектуальной собственности, а также используются инструменты стратегического маркетинга и рыночный этап, который сопровождается поиском. На каждом этапе процесса инноваций и коммерциализации маркетинг отличается. Так, на дорыночном этапе реализуют стратегический маркетинг, а на рыночном этапе – операционный.
Стратегический маркетинг играет важнейшую роль на высокотехнологичных рынках. Целью стратегического инновационного маркетинга является разработка стратегии проникновения результатов инновационной деятельности на рынок. Чтобы добиться положительного результата, проводить стратегический маркетинговый анализ следует в самом начале разработки инновационного товара.
На каждом этапе возникновения и движения инновационных технологий формируются соответствующие механизмы их коммерциализации, которые постоянно модифицируются и трансформируются под воздействием общегосударственных и региональных факторов.
Производится усиление глобальных процессов и уровня открытости национальной экономики, которые в совокупности определяют конкурентные позиции субъектов научно-технической и инновационной деятельности на региональных, национальных и межнациональных рынках интеллектуальных продуктов и инноваций.
Эффективность механизма коммерциализации результатов инновационной деятельности оценивается через реализацию возможностей устранения проблем: в сфере законодательства, в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность; осуществляется финансирование инновационной деятельности; проводится организация совместных действий по инфраструктуре коммерциализации инновационной деятельности и тому подобное.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Разработанный автором механизм является прикладным, он разработан на основе теоретических основ инновационного маркетинга, маркетинга в сфере инноваций; при этом четкое понимание всех этапов и уровней коммерциализации, представленных в рамках схемы, позволит на ранних стадиях определять степень коммерциализации результатов инновационной деятельности.
И, соответственно, принимать решения о дальнейшей работе по этим результатам в пределах конкретного государства, или усовершенствовать регулирование на различных уровнях механизма коммерциализации для достижения высшего удельного веса перспективности новаций, которые будут характеризоваться высоким уровнем новизны и конкурентоспособности.
Дальнейшими научными разработками должны стать изучение опыта и непосредственных результатов в реализации различных моделей механизма коммерциализации, результатов инновационной деятельности различных стран в зависимости от состояния национальной экономики.
Авторы: Алена Полторацкая, кандидат экономических наук, ассистент, кафедра менеджмента инновационной и инвестиционной деятельности, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, E-mail: vikulova.alyona@gmail.com, ORCID ID: 0000-0001-8506-0966
Татьяна Стовба, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и морского права, Херсонская государственная морская академия, E-mail: Stovba.t1210@gmail.com, ORCID ID: 0000-0003-2433-1122
Алена Гребенникова, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, E-mail: aagrebennikova@i.ua, ORCID ID: 0000-0002-0894-8897
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.