Формирование институционального обеспечения гендерного равенства в оплате труда в Украине

Дальнейшая социализация рынка труда Украины требует активизации трудовой инклюзии, которая отражает процесс увеличения участия женщин в общественно-полезной деятельности путем создания условий реализации их трудового потенциала, в том числе за счет обеспечения равной оплаты за труд равной ценности.

Это и определило цель данной публикации – формирование предложений по институциональному обеспечению соблюдения принципа «равная оплата за труд равной ценности» в Украине на основе анализа гендерного разрыва в оплате труда и с учетом прогрессивного зарубежного опыта институционального обеспечения гендерного равенства в оплате труда.

Методической основой послужили фундаментальные положения современной экономической теории в контексте поиска модели по обеспечению гендерного равенства на рынке труда, институционального обеспечения равной оплаты за труд равной ценности; научные достижения зарубежных и отечественных ученых в направлении эффективного использования трудового потенциала женщин, соблюдение принципов достойного труда для всех.

Для достижения поставленной цели использованы такие общенаучные и специфические методы. Это метод теоретического обобщения, логического анализа в процессе исследования гендерного разрыва. Системный метод – для определения подхода обеспечения гендерного равенства в оплате труда с совершенствованием гендерной политики в Украине. Сравнительный анализ, синтез и обобщение – в части исследования методичных подходов к оценке труда с позиций гендерного равенства.

Методы статистического анализа применяются для оценки гендерного разрыва, в том числе в оплате труда.

Получило дальнейшее развитие институциональное обеспечение гендерного равенства в оплате труда в Украине, что соответствует нормам Конвенции МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», с анализом методичных подходов к выявлению дискриминации в оплате труда и обоснованием совершенствования нормативно-правового обеспечения гендерного равенства в оплате труда.

В процессе исследования определены слабые позиции Украины, которые увеличивают количество лет по преодолению гендерного разрыва, что формирует ряд негативных последствий для экономики Украины, среди которых потеря в объемах ВВП, уменьшение уровней сбережения и покупательной способности.

Реализация принципов Конвенции МОТ № 100 в Украине обусловливает совершенствование нормативно-правового обеспечения и формирование комплексной системы работы социальных институтов в области уменьшения гендерного разрыва в оплате труда.

На основе изучения зарубежного опыта приведены подходы и методы оценки труда с позиций гендерного равенства, которые могут быть применены в Украине.

Сформированы рекомендации по формированию институционального обеспечения гендерного равенства в оплате труда в Украине, охватывающие выявление дискриминации в оплате труда на основе внедрения форм отчетности, проверок, обращений работников. Также по определению методологии и методики оценивания равной оплаты за труд равной ценности.

Создание специальных органов – институтов, которые будут заниматься этим вопросом, либо расширением функций уже имеющихся; определение системы санкций для работодателей, которые нарушают законодательство Украины в части равной оплаты труда. Согласования нормативно-правового обеспечения в отношении определения категориального аппарата и механизма соблюдения принципа «равное вознаграждение за труд равной ценности»; проведение информационной кампании по защите прав на равную оплату за труд равной ценности и тому подобное.

Ключевые слова: оплата труда, труд равной ценности, равное вознаграждение, гендерное равенство, гендерный разрыв, институциональное обеспечение, методы оценки.

Постановка проблемы и актуальность. Дальнейшая социализация рынка труда Украины требует активизации социально-трудовой инклюзии, которая отражает процесс увеличения участия женщин в общественно-полезной деятельности путем формирования системы стимулирования реинтеграции на рынке труда и создания условий реализации их трудового потенциала, в том числе за счет обеспечения равной оплаты за труд равной ценности.

Много времени проблема гендерного равенства в оплате труда остается актуальной для Украины. Только за последний год рейтинг Украины по индексу гендерного разрыва, который обсчитывается мировым экономическим форумом, снизился на 15 позиций.

Стоит отметить, что более низкий уровень заработной платы женщин отмечается на доступе к занятости, образованию, построению карьеры. Вместо этого преодоление гендерного разрыва является фактором увеличения объемов ВВП, повышения уровней сбережений и потребления, реализации трудового потенциала и возможностей построения карьеры женщин.

Признание Украиной принципов Конвенции МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» требует исследования национального законодательства в контексте его соответствия международным нормам и практикам обеспечения гендерного равенства.

Согласно статье 2 данной конвенции каждый член организации при помощи средств, соответствующих действующим методам установления ставок вознаграждения, поощряет и обеспечивает применение в отношении всех работников принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (Equal pay for equal work). Это повышает актуальность исследований отечественных ученых в данной области.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы гендерного равенства в оплате труда являются предметом обсуждения и исследования в рамках деятельности мировых организаций, таких как: ООН, МОТ, ОЭСР, Всемирный банк, Всемирный экономический форум, результаты, которых регулярно освещаются в соответствующих отчетах.

Исследованию гендерной дифференциации в оплате труда в Украине, гендерной сегрегации и гендерной политике посвятили свои труды отечественные ученые: Г. Герасименко (H. Herasymenko), Т. Костюченко (T. Kostiuchenk), Е. Либанова (E. Libanova), Г. Лопушняк (G. Lopushnyak), О. Макарова (O. Makarova), О. Рудик (O. Rudik), Г. Скорик (M. Skoryk), группа авторов: Г. Федькович (H. Fedkovych), Р. Процюро, И. Трофим (I. Trokhym), М. Чумало (M. Chumalo) и другие.

Работы направлены на исследование доступа женщин к рынку труда, оценку гендерных разрывов и поиск путей определения указанных проблем.

Подчеркивая весомый вклад ученых в решение указанных вопросов, следует сказать, что отдельные аспекты формирования институционального обеспечения остаются недостаточно изученными для реализации гендерного равенства в оплате труда за труд равной ценности.

Это и определило цель данной публикации – формирование предложений по институциональному обеспечению соблюдений принципа «равная оплата за труд равной ценности» в Украине на основе анализа гендерного разрыва. И с учетом прогрессивного зарубежного опыта институционального обеспечения гендерного равенства в оплате труда.

Новизна работы. Получило дальнейшее развитие институциональное обеспечение гендерного равенства в оплате труда в Украине, что соответствует нормам Конвенции МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», с анализом методичных подходов к выявлению дискриминации в оплате труда и обоснованием совершенствования нормативно-правового обеспечения гендерного равенства в оплате труда.

Методы исследования. Методической основой послужили фундаментальные положения современной экономической теории в контексте поиска модели гарантирования гендерного равенства на рынке труда, институционального обеспечения равной оплаты за труд равной ценности; научные достижения зарубежных и отечественных ученых в направлении эффективного использования трудового потенциала женщин, соблюдения принципов достойного труда для всех.

Для достижения поставленной цели использованы такие общенаучные и специфические методы: метод теоретического обобщения, логического анализа в процессе исследования гендерного разрыва; системный метод – для определения подхода обеспечения гендерного равенства в оплате труда с совершенствованием гендерной политики в Украине; сравнительного анализа, синтеза и обобщения.

Темой исследования являются методичные подходы к оценке труда с позиций гендерного равенства; методы статистического анализа — для оценки гендерного разрыва, в том числе в оплате труда.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые акты, научные труды ведущих ученых-экономистов, статистические данные Государственной службы статистики, Евростата, ОЭСР, Всемирного банка и других международных статистических баз, материалы Международной организации труда, результаты социологических исследований и справочно-информационных изданий.

Изложение основного материала исследования. Анализируя участие женщин и мужчин в рабочей силе, стоит отметить, что наибольший разрыв характерен для возрастных групп 25-29 и 30-34 лет.

Статистический анализ участия населения в рабочей силе и занятости по полу в Украине показал более высокий уровень среди мужчин, особенно в таких возрастных группах: 25-29, 30-34 и 50-59 лет, что обусловлено определенными институциональными экстрактивными причинами занятости женщин.

По данным социологического опроса Центра экономической стратегии, основными причинами незанятости женщин являются следующие обстоятельства. Это собственное желание быть с детьми (62%), уход за детьми и невозможность иного варианта (детсад, няня, родственники) – 53%; личный выбор – 41%, сомнение в том, что удастся найти работу – 37%; из-за того, что в случае трудоустройства не хватало бы времени на домохозяйство – 31%.

По исследованиям ООН, гендерный разрыв в оплате труда обусловлен действием системы факторов. Среди которых: недостаточное представление женщин на руководящих должностях; женщины работают в секторах с менее привлекательной заработной платой; ограниченный выбор профессий при получении образования; часто занятости для женщин характерен неполный рабочий день; рождение и воспитание детей формирует неравные возможности на рынке труда и тому подобное.

Приведенные причины формируют условия неравного доступа женщин к занятости и предпосылки их социально-трудового отторжения.

Исследуя уровень гендерного разрыва, стоит отметить, что он отличается в зависимости от методологии расчета. Как доказывает мировая практика, подходами к исследованию разрыва в оплате труда по гендерному признаку являются:

— методология ОЭСР, согласно которой гендерный разрыв в оплате труда выглядит как разница между медианной заработной платой мужчин и женщин, разделенной на медианную заработную плату мужчин;

— методология МОТ, по которой разрыв в оплате труда рассчитывается по средней и медианной заработной плате с учетом как месячной, так и почасовой заработных плат;

— методология МОТ относительно исследования гендерного разрыва в оплате материнства, который рассчитывается как разница в оплате труда женщин, имеющих детей, и женщин, которые не имеют детей;

— методология Всемирного экономического форума основывается на определении по такому вопросу: «В какой степени в вашей стране заработная плата женщин за аналогичную работу равна заработной плате мужчин?» (1 = не совсем, значительно ниже, чем у мужчин; 7 = полностью, так же, как у мужчин).

Наиболее популярными и употребляемыми являются методологии МОТ и Всемирного экономического форума, на данные исследований предлагаем еще раз взглянуть более детально, анализируя уровень гендерного разрыва в Украине. По подходу МОТ измеряются средний и медианный гендерный разрыв по почасовой и месячной заработной плате.

Стоит добавить, что, по данным исследования МОТ, Украина относится к странам с уровнем доходов ниже среднего. Гендерные разрывы, характерные для Украины, требуют взвешенной политики по их устранению.

По данным исследований Всемирного экономического форума глобального индекса гендерного разрыва, которые отражены в отчете «Global Gender Gap Index 2021», Украина в 2020 г. заняла 74 место среди 156 стран мира. Сравнивая данные отчета «Global Gender Gap Index 2020» констатируем, что Украина потеряла 15 позиций, это увеличивает количество лет по преодолению гендерного разрыва и требует усиления мер социально-трудовой инклюзии женщин.

Индекс гендерного разрыва рассчитывается по четырем показателям: экономическое участие и возможности, уровень образования, доступ к системе здравоохранения и продолжительность жизни; расширение прав и возможностей в политике. Самые слабые позиции – по последнему показателю Украина заняла 103 место со значением индекса 0,147 и опустилась на 20 позиций.

Позиции Украины ухудшились по трем показателям: расширение прав и возможностей в политике, экономическое участие и возможности, уровень образования. Несколько улучшились по доступу к системе здравоохранения и продолжительности жизни.

Стоит отметить, что даже для тех стран, для которых характерны высокие рейтинги по рассматриваемым индексам, характерные гендерные разрывы на уровне 14-18 процентов. Таким образом, обеспечение равной оплаты за труд равной ценности является актуальным вопросом, как в мировой практике, так и в системе формирования социальной политики Украины.

Подчеркнем, что для Украины длительное время остается актуальной проблема гендерного неравенства в оплате труда. Худшие значения характерны для 2008 г., 2014-2016 гг., однако 2017 г. характеризовался некоторым уменьшением гендерного разрыва.

Исследуя оплату труда мужчин и женщин по сферам экономической деятельности в Украине, можно заметить, что наибольший разрыв характерный для финансовой и страховой деятельности, искусства, спорта, развлечений и отдыха.

Гендерное соотношение на уровне 74,3% и 77,2% характерно для таких сфер экономической деятельности: промышленности, транспорта, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности, где соответственно и низкий уровень женщин в среднестатистическом количестве работников: 37,4% и 36,5% соответственно.

Для преодоления проблемы гендерного неравенства в оплате труда следует задуматься над формированием институционального обеспечения в Украине по вопросу соблюдения принципа равной оплаты за труд равной ценности. Это повышает актуальность научных исследований по определению концепции проекта закона Украины «О равном вознаграждении за равноценный труд», по которому сейчас в Украине происходят научные и политические дискуссии.

В данном контексте стоит отметить, что существует два подхода к пониманию сущности проблемы: равная оплата труда за равный труд и равная оплата за труд равной ценности.

Сущность первого подхода заключается в том, что происходит сравнение между оплатой труда мужчин и женщин на одних и тех же и/или схожих должностях. По второму подходу происходит оценивание ценности работы, что позволяет сравнивать размер в оплате труда различных профессиональных групп.

Как показывает практика, оба подхода реализуются в рамках оценки и преодоления гендерной дискриминации, которая исследуется мировыми и национальными организациями.

Согласно статье 23 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. В связи с необходимостью обеспечения гендерного равенства в оплате труда возникает острая необходимость создания институциональных условий, поскольку гендерный разрыв в оплате труда возникает из-за несовершенного функционирования институтов социально-трудовой инклюзии.

Исследование прогрессивного опыта по анализируемому вопросу указывает на то, что комплексный подход к преодолению проблемы неравной оплаты труда требует:

выявления дискриминации в оплате труда на основе внедрения форм отчетности, проверок, обращений работников;

определения методологии и методики оценки равной оплаты за труд равной ценности. Как для урегулирования вопросов в пределах организаций, так и для государственного мониторинга обеспечения граждан Украины на равную оплату за труд равной ценности в соответствии с обязательствами ратифицированной Украиной Конвенции МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»;

создания специальных органов – институтов, которые будут заниматься этим вопросом или расширение функций уже имеющихся;

определения системы санкций для работодателей, которые нарушают законодательство Украины в части равной оплаты труда;

усиления деятельности профсоюзов и общественных организаций в совместном решении вопроса защиты прав граждан по равной оплате труда за труд равной ценности;

согласования нормативно-правового обеспечения в отношении определения категориального аппарата и механизма соблюдения принципа «равное вознаграждение за труд равной ценности»;

проведения информационной кампании по защите прав на равную оплату за труд равной ценности;

принятия стратегии учета проблематики равной оплаты за труд равной ценности;

создания специальной инфраструктуры в поддержку равной оплаты за труд равной ценности.

Среди самых актуальных вопросов в формировании политики обеспечения гендерного равенства в оплате труда является систематизация видов работ, которые следует сравнивать и определение методов, как это делать – с учетом сфер экономической деятельности.

Одновременно должны быть институционально обеспечены основы мониторинга информации, касающейся видов работ с формированием перечня документов, с которых могут использоваться данные для оценки гендерного равенства в оплате труда; проведение коллективных переговоров по вопросу обеспечения гендерного равенства в оплате труда; аудиторской проверки и объемы их полномочий.

В процессе формирования институционального обеспечения равной оплаты труда за труд равной ценности в Украине следует обратить внимание на накопленный передовой зарубежный опыт.

Одной из стран, которая достигла высоких результатов в обеспечении гендерного равенства в оплате труда, является Исландия, она занимает первое место по данным Всемирного экономического форума.

Что касается институционального обеспечения регулирования там рассматриваемого вопроса, то заметим, что он не похожий на практики других стран. Правительством Исландии была введена система сертификации равной оплаты, которая регулируется законом «О гендерном равенстве» и в соответствии с требованиями стандарта IST 85 Equal Pay Management Systems.

В соответствии с нормами исландского законодательства, компании и организации, которые нанимают 25 или более сотрудников, обязаны получить сертификат равной оплаты труда действующей в компании системы равной оплаты труда и их внедрение. Данной системой сертификации охвачено примерно 80% рынка труда. Переход к такой системе стал поэтапным.

Сначала системой сертификации были охвачены компании с численностью персонала более 250 человек, в дальнейшем – организации с численностью работников 25-89 человек.

В случае успешного прохождения процесса сертификации организации получают символ равной оплаты (Equal Pay Symbol). По реализации механизма сертификации в Исландии создано Управление по вопросам гендерного равенства.

В Австралии функционирует Агентство по обеспечению гендерного равенства на рабочем месте (WGEA), Комиссия по достойной зарплате, Омбудсмен по достойному труду, Австралийская комиссия по правам человека. Они действуют в соответствии с нормами Акта о справедливом труде от 2009 г. В стране осуществляется мониторинг показателей гендерного разрыва, данные которого публикуются на сайте WGEA.

Осуществляется регулярный мониторинг гендерного разрыва в оплате труда также в Новой Зеландии. На правительственном сайте представлен результат мониторинга и инструкция для работодателей по измерению гендерного разрыва в оплате труда. Совместная рабочая группа по принципам равенства в оплате труда и статистическое управление Новой Зеландии осуществляют свою деятельность согласно закону от 1972 г. о равной оплате труда.

Согласно французскому законодательству, организации с численностью работающих более 50 человек обязаны ежегодно публиковать на сайте отчет о гендерном разрыве. При неудовлетворительном состоянии руководство организации должно применить меры по устранению такого разрыва в оплате труда.

Это полезный опыт, несколько схожий с приведенным выше, накопленный также в Швейцарии, Финляндии, Бельгии и Португалии.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе оценки труда с позиций гендерного равенства, что предполагает исследование методов оценки.

Ознакомление с зарубежным опытом показывает, что определенные вопросы гендерного равенства решаются через судебную систему, поэтому необходимым является институциональное сопровождение реализации вопроса справедливого решения через совершенную систему нормативно-правового обеспечения.

Да, важным является опыт относительно того, как решать вопрос, когда для определенных видов деятельности характерны высокие уровни занятости женщин и это сопровождается заниженным уровнем оплаты труда.

Могут возникнуть проблемы в секторах, где характерна занятость женщин на условиях минимальной заработной платы. Эти и другие вопросы требуют нормативно-правового обеспечения механизма в решении подобных споров.

Исследования накопленного зарубежного опыта доказывает, что государственными институтами при участии общественных и научных учреждений разрабатываются различные проекты, инструкции и справочники, учебные программы для профсоюзов и объединений работодателей.

Среди инструментов обеспечения гендерного равенства в оплате труда создается механизм контроля над соблюдением законодательства, внедряются меры по совмещению трудовых и семейных обязанностей, формируются инструкции по ликвидации разницы в оплате труда между мужчинами и женщинами и тому подобное.

Относительно нормативно-правового обеспечения гендерного равенства в оплате труда в Украине, то оно сформировано такими законами и подзаконными нормативными актами.

Это закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», Распоряжение Кабинета министров Украины от 5 апреля 2017 г. № 229-р «Об одобрении Концепции государственной социальной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2021 года». Постановление Кабинета министров Украины от 11 апреля 2018 г. № 273 «Об утверждении государственной социальной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2021 года».

Также распоряжение Кабинета министров Украины от 5 сентября 2018 г. № 634-Р. С изменениями, внесенными согласно Постановлению Кабинета министров Украины № 366 от 13 мая 2020. «Об утверждении Национального плана действий по выполнению рекомендаций, изложенных в заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Он внесен в восьмой периодический доклад Украины, о выполнении Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на период до 2021 года».

В соответствии с решением Кабинета министров Украины № 634-Р должны быть выполнены следующие мероприятия:

активизация усилий по созданию благоприятных условий для получения женщинами экономической независимости. В том числе путем повышения уровня информированности работодателей из государственного и частного секторов экономики о запрете дискриминации женщин в сфере занятости, в том числе женщин с инвалидностью, а также всяческое содействие вхождению женщин в формальную экономику, в том числе путем получения профессионально-технического образования;

эффективное гарантирование соблюдения принципа равной оплаты за труд равной ценности, принятие мер к уменьшению и ликвидации разрыва в оплате труда мужчин и женщин, регулярный пересмотр уровня заработной платы в секторах, где сосредоточены женщины;

просмотр списка запрещенных профессий и секторов, поощрение и предоставление доступа женщин к ранее запрещенным профессиям путем улучшения условий труда, здравоохранения и безопасности;

совершенствование законодательства с целью четкого определения и запрета сексуальных домогательств на рабочем месте.

Однако непонятен механизм соблюдения принципа равной оплаты за труд равной ценности с отстаиванием своих прав в суде, что требует соответствующего нормативно-правового обеспечения.

Остаются непроработанными вопросы эффективного государственного контроля над соблюдением гендерного равенства в оплате труда. Что предполагает дальнейшее сотрудничество Украины согласно конвекции МОТ и институтами мировых лидеров по данному вопросу в соответствии с принципами Конвенции МОТ № 100 «О равном вознаграждении».

Согласно ним работодатель обязан обеспечивать женщинам и мужчинам совмещение трудовой деятельности с семейными обязанностями; платить равную оплату труда женщинам и мужчинам при одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда.

Создавая институциональное обеспечение гендерного равенства в оплате труда, следует сформировать механизм реализации права на равную оплату за труд равной ценности, что и станет предметом дальнейших научных исследований.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Ратификация Конвенции МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» повысила актуальность вопросов относительно усовершенствования институционального сопровождения реализации принципа «равное вознаграждение за труд равной ценности» в Украине.

В этом контексте важным является формирование институционального обеспечения данного процесса, что охватывает методичные подходы в определении ценности труда и нормативно-правового механизма защиты права на равную оплату труда, формирование определенных институтов или расширение функций уже существующих, деятельность которых должна быть направлена на аудит и мониторинг гендерного равенства в оплате труда.

Как показывает зарубежный опыт, создаются определенные комитеты по оценке труда и равенству в оплате труда, причем принцип равной численности женщин и мужчин с равными статусами в структуре данных комитетов часто соблюден.

Проведенное исследование гендерных разрывов и политики по их устранению в странах мира создает предпосылки усовершенствования политики в обеспечении равной оплаты за труд равной ценности, в том числе в гендерном аспекте в Украине.

Автор: Т.В. Перегудова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент, государственное учреждение «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий