Вступление. Концепция обеспечения работникам условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены труда, впервые была сформулирована в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Он был ратифицирован Украиной в 1973 году.
Этот документ предоставил толкование права каждого человека на благоприятные условия труда, определенные Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.).
Реализация основных прав в сфере труда, являющаяся одной из главных стратегических целей МОТ, нашла отражение во введенной в 1999 году концепции достойного труда (Decent Work), важной составляющей которой является безопасность на производстве. Конституция Украины установила ряд трудовых прав граждан, являющихся нормами прямого действия, к которым, в частности, относится право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда.
Сегодня в стране сформированы законодательные принципы для обеспечения функционирования модели, сочетающей государственное и договорное регулирование в сфере условий и охраны труда.
При этом государственное регулирование условий труда на рабочем месте осуществляется путем установления минимальных социальных стандартов, рамочных обязательств, тогда как конкретные количественные параметры должны определяться через использование механизмов социального диалога – при заключении коллективных договоров и соглашений различных уровней.
В то же время обострение проблем сохранения и развития трудового потенциала в условиях экономического и демографического кризиса в Украине требует создания эффективных механизмов обеспечения безопасных и безвредных условий труда.
Анализ исследований и публикаций. Отдельные проблемы обеспечения безопасности на производстве и охраны труда нашли отражение в научных исследованиях А. Амоши, О. Новиковой, О. Мартяковой, Л. Керб, А. Кутыркина, Я. Крушельницкой, М. Миленького, И. Пономарева, Л. Логачевой, В. Крота, Е. Котова, В. Смирнова, В. Шульги.
В трудах этих ученых исследуются теоретико-методологические вопросы управления, планирования, стимулирования охраны труда, эффективность системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и мероприятий по охране труда.
Нерешенные ранее проблемы. В то же время вопрос комплексного подхода к формированию концептуального, правового и научно-методического обеспечения национальной стратегии профессиональной безопасности и охраны труда до сих пор остается не проработанным, что свидетельствует об актуальности и своевременности проведенного исследования.
Целью статьи является формулирование концептуальных основ и определение основных стратегических приоритетов современной модели обеспечения профессиональной безопасности и охраны труда в Украине.
Изложение основного материала. По статистическим данным, в Украине на протяжении последних лет положительной является динамика абсолютных показателей производственного травматизма (как общего, так и со смертельным исходом), профессиональной заболеваемости, аварийности, количества пожаров и тому подобное.
Тенденцией стало ежегодное уменьшение уровня общего травматизма в Украине на 5-10%, количество несчастных случаев уменьшилось в 3,5 раза, а со смертельным исходом – в 2 раза. Вместе с тем проблема безопасности и охраны труда в Украине остается актуальной, поскольку уровень опасности на предприятиях Украины значительно выше, чем в большинстве развитых стран мира.
При определении уровня рисков для жизни и здоровья работников, обусловленных трудовой деятельностью, МОТ использует оценки „недопустимый”, „удовлетворительный”, „допустимый” и „незначительный”. Уровень рисков для жизни и здоровья работников, обусловленных трудовой деятельностью в Украине, сегодня улучшен с недопустимого до удовлетворительного уровня, тогда как в странах Европы он соответствует уровню допустимого риска.
Следует отметить, что приведенные данные не учитывают экономическую динамику, уровень жизни населения и другие факторы. Вследствие этого возникает парадоксальная ситуация, когда уровень производственного травматизма снижается, но при этом риск получить травму на производстве остается неприемлемым, уменьшается количество случаев травм с одновременным ростом их тяжести.
Низкий уровень жизни и угроза остаться без работы заставляют людей работать в условиях повышенного риска — в Украине уровень производственного травматизма, особенно с тяжелыми последствиями и смертельного, значительно превышает соответствующий средний показатель в европейских странах. Потенциальную угрозу для работающих лиц создают изношенные на 50-70 и более процентов основные производственные фонды.
Ежедневно травмируется более 60 работников, из них трое – со смертельным исходом, три из четырех производственных травм происходят с потерей трудоспособности. А каждая вторая вызывает потерю трудоспособности более чем на 50%. Если, по данным МОТ, в странах с рыночной экономикой один смертельный несчастный случай приходится на 23,5 тыс. работников, то в Украине – на 11 тыс. работников.
Стабильно высоким, с тенденцией к росту, является в Украине коэффициент нетрудоспособности в результате производственных травм (количество человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего – в среднем 35 в течение последних 10 лет). Это является следствием многолетней практики сокрытия от расследования случаев производственного травматизма или перевода их в категорию не связанных с производством.
Так, если, согласно данным Госкомстата Украины, в 2005 г. на производстве было травмировано 28,3 тыс. человек, то по информации Министерства здравоохранения Украины по поводу травм на производстве в лечебные учреждения обратилось в 1,6 раза больше граждан, чем учтено государственной статистикой.
Из сферы контроля состояния профессиональной безопасности и охраны труда исключен малый бизнес, в котором занята пятая часть всех работающих.
В то же время состояние охраны труда на малых предприятиях является крайне неблагоприятным, а производственный травматизм вдвое выше, чем на крупных и средних предприятиях. По данным европейского статистического агентства (Eurostat), производственный травматизм на малых предприятиях практически в 2 раза выше, чем в крупных компаниях. Именно поэтому сегодня малый бизнес является наиболее рискованным и опасным для работников.
Дефицит безопасности на рабочем месте, опасные и вредные условия труда является одним из главных факторов высокого уровня преждевременной смертности населения Украины, особенно мужчин в трудоспособном возрасте.
Чрезвычайно острой социальной проблемой является также травматизм в непроизводственной сфере, уровень которого в 70 раз выше уровня производственного травматизма. Ежегодные потери экономики вследствие травм и гибели граждан в сфере, не связанной с производством, превышают 10 млрд. грн., что составляет 2,5% валового внутреннего продукта Украины.
Уменьшение численности занятых в неблагоприятных условиях труда происходит не за счет улучшения условий труда, а благодаря сокращению промышленно-производственного персонала.
Даже с учетом этого, в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, по состоянию на 31 декабря 2009 г. работало 27,8% учетной численности штатных работников, в промышленности – 35,0%, в частности, в добывающей – 70,3%, нефтеперерабатывающей – 61,8%, металлургии и обработке металла – 51,7%, химическом производстве – 41,1%.
В Украине каждая четвертая женщина занята в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях труда. Опасные и неблагоприятные условия труда негативно влияют на состояние материнского и детского здоровья, уровень детской смертности. Ухудшение состояния здоровья работающих женщин негативно сказывается на состоянии здоровья будущих поколений, что в условиях углубления демографического кризиса становится угрозой национальной безопасности Украины.
Высокой является профессиональная заболеваемость — ежегодно регистрируется 4,5-5,5 случаев в расчете на 10 тысяч работающих. При нынешних темпах ухудшения здоровья работников, уже в 2015-2020 гг. потребность в них ведущих отраслей промышленности может быть удовлетворена лишь на 40-45%, что грозит кадровым коллапсом предприятиям металлургической, химической, угольной, горно-обогатительной промышленности, энергетики, транспорта.
Следовательно, из-за сохранения существующего состояния, перечеркиваются определенные властью перспективы роста экономики Украины.
В то же время практически ликвидирована система медицинского обслуживания работников на предприятиях, которая позволяла поддерживать их здоровье, выявлять профессиональные заболевания на ранних стадиях.
Согласно закону Украины «Об охране труда», работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и хозяйствования.
Где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как сегодня, так и в будущем.
Впрочем, по информации Федерации профсоюзов Украины (ФПУ), практика проведения аттестации рабочих мест и использования ее результатов свидетельствует о наличии многочисленных нарушений прав работников. В частности, вследствие несвоевременного проведения (или не проведения) работодателем аттестации рабочих мест, нарушается право работников на льготное пенсионное обеспечение по Спискам №1 и №2.
Ухудшается информационное обеспечение в сфере профессиональной безопасности и охраны труда. Существующий перечень показателей государственной статистической отчетности не дает возможности осуществлять качественную оценку состояния договорного регулирования коллективных трудовых отношений и его влияния на базовые показатели, характеризующие условия труда.
Однако в 2008 г. он был еще сужен приказом Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по труду» от 17.07.2007 № 223.
Начиная с отчетности за 2007 г., введено представление формы № 1-ПВ (условия труда) «Отчет о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными условиями труда» один раз в два года вместо практики ежегодной отчетности субъектов хозяйственной деятельности, существовавшей до сих пор.
Потребность в создании на производстве условий, благоприятных для жизни и здоровья, остается значительной из-за отсутствия механизма заинтересованности, системы стимулов тратить средства на их обеспечение и строгой ответственности работодателя в этом отношении.
Профилактические мероприятия и долгосрочное планирование не относятся к первоочередным приоритетам, вследствие чего работодатели экономят на профессиональной безопасности и охране труда и практически не заинтересованы в предупреждении возможных аварий, несчастных случаев.
Все затраты на ликвидацию их последствий ложатся на общество, а компенсация пострадавшим осуществляется за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.
Следует отметить, что в условиях конкурентной экономики отсутствие у работников прав и гарантий в сфере профессиональной безопасности и охраны труда может входить в противоречие с интересами работодателя, поскольку это формирует его негативный имидж и препятствует набору и закреплению работников в отдельных секторах (например, в строительстве).
Предприятиям трудно повышать производительность при наличии плохо обученной и быстро меняющейся рабочей силы. В случае, когда работодатель не уделяет внимания подготовке к работе в условиях повышенного риска, необученные работники подвергаются большему риску несчастного случая на рабочем месте.
Кроме того, отсутствие защиты может оказать негативное влияние на здоровье и безопасность третьих лиц и общества в целом (например, переутомление водителей вследствие сверхурочной работы).
Комплексный анализ состояния профессиональной безопасности и охраны труда свидетельствует о наличии и росте производственных рисков, негативно влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни работающих.
Из-за масштабной заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности пострадавших, экономика безвозвратно теряет квалифицированный трудовой потенциал, миллиарды средств госбюджета и фондов общеобязательного государственного социального страхования.
Наиболее важными проблемами в сфере профессиональной безопасности и охраны труда сегодня является соблюдение законодательства по охране труда, остаются актуальными вопросы безопасности труда, аттестации рабочих мест по условиям труда. Главными причинами такого состояния, имеющими комплексный характер, являются:
— отставание нормативно-правовой базы не только по вопросам профессиональной безопасности и охраны труда, но и в целом трудового, административного и уголовного законодательства от динамичного развития общественных экономических отношений;
— разрушение системы государственного управления охраной труда;
— крайне недостаточные объемы финансирования мероприятий по повышению профессиональной безопасности и охраны труда на рабочих местах работодателями, как частного, так и государственного сектора;
— ликвидация промышленной медицины;
— использование работодателями нетипичных форм занятости, в отношении которых действующее законодательство не предусматривает эффективных механизмов защиты прав работников, в том числе на безопасные и здоровые условия труда, нарушение которых имеет место в практике ведения современного бизнеса.
Сейчас во многих странах мира происходит переориентация концептуальных подходов в сфере профессиональной безопасности и охраны труда к определению и применению термина “профессиональное здоровье”, который более точно отражает цель того, что должно быть сохранено во время трудового процесса, и предусматривает расширение обязанностей работодателя и работника.
Прежде всего, это связано с необходимостью оценки состояния здоровья работника до начала трудовой деятельности на конкретном рабочем месте, его поддержки в процессе трудовой деятельности и дальнейшего исследования в динамике после прекращения трудовой деятельности.
В 1994 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала общую глобальную стратегию в сфере профессионального здоровья, ставшую основой рекомендаций Международной организации труда (МОТ) в виде руководства по системам управления профессиональной безопасностью и здоровьем и была одобрена в 2003 г. на 91-й сессии МОТ.
Согласно этому документу, обеспечение профессиональной безопасности и сохранение здоровья работающих лиц должно происходить на основе системного и превентивного подхода, который учитывает физическое, душевное и социальное благополучие работающего, общее состояние его здоровья и личного развития.
В Украине первую попытку применить новый концептуальный подход в сфере охраны труда совершил Госгорпромнадзор Украины, который разработал проект Концепции обеспечения безопасных условий труда и здоровья работающих лиц в Украине. В этом документе были определены направления предупреждения потенциальных опасностей биологического, генетического, социального и поведенческого характера.
Актуальность такого подхода обусловлена ростом потребности в масштабном системном информационно-консультационном обеспечении в связи с появлением и внедрением новой техники и технологий, развитием предпринимательской деятельности и самозанятости.
В свою очередь, понимание причинно-следственных связей между факторами риска и их последствиями, механизма действия факторов и условий производственной среды дает возможность своевременно предусмотреть риски и принять меры по их устранению.
Концептуальные основы развития современной модели обеспечения профессиональной безопасности и охраны труда в Украине должны быть направлены на совершенствование государственного управления и договорного регулирования отношений в сфере профессиональной безопасности и охраны труда. А также обеспечения их рационального сопряжения.
Выводы. Развитие нового концептуального подхода требует совершенствования системы управления охраной труда, интеграции в нее таких составляющих, как физиологическая, психическая и социальная безопасность работника, исходя из парадигмы обеспечения профессиональной безопасности в целом, а не только безопасных условий труда.
В связи с этим, главной его целью является определение основ управления, формирование и реализация механизма обеспечения профессиональной безопасности и сохранения здоровья работающих лиц в Украине. Следовательно, необходимо выделить четыре основных направления, направленные на достижение данной цели:
— предупреждение профессиональных рисков и приоритет безопасной технике и технологиям;
— поощрение и стимулирование физического, психологического, социального здоровья и развития работника;
— пропаганда здорового и безопасного труда, обучение безопасным приемам труда;
— мониторинг состояния и рисков обеспечения профессиональной безопасности и здоровья.
В условиях рыночной трансформации экономики Украины для повышения эффективности функционирования системы предупреждения и устранения социальных рисков в сфере охраны труда необходима разработка и внедрение научно-методического обеспечения и соответствующих моделей на разных уровнях управления (страна, регион, отрасль, предприятие).
При этом под социальными рисками в сфере охраны труда следует понимать возможные опасности, реализация которых имеет негативные последствия для жизни, здоровья, работоспособности, материального благосостояния, психологического состояния работающего человека, его семьи и потомков. Вероятность реализации социальных рисков уменьшается с улучшением показателей состояния условий и охраны труда.
Управление социальными рисками в сфере охраны труда должно исходить из необходимости обеспечения приемлемого риска (минимальных социальных гарантий в сфере охраны труда – прав, гарантий, норм и т.п., установленных законодательством по охране труда), существование которого не создает угрозы разрушения трудового потенциала.
Следовательно, создание современной модели обеспечения профессиональной безопасности и охраны труда в Украине требует:
— совершенствования концептуального обеспечения и действующего законодательства по вопросам профессиональной безопасности и охраны труда и механизма его реализации;
— создания условий по имплементации международных трудовых норм и стандартов по профессиональной безопасности и охране труда в национальное законодательство;
— формирования в обществе наставлений о введении социальной ответственности работодателя в сфере профессиональной безопасности и охраны труда;
— ориентации на социальный диалог и привлечения общественных организаций к управлению охраной труда на всех уровнях.
Учитывая это, перспективы дальнейших научных разработок будут охватывать исследования основ управления, формирования и реализации механизма обеспечения профессиональной безопасности и сохранения здоровья работников.
Авторы: И.Н. Новак, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины
Н.И. Котова, кандидат экономических наук, ученый секретарь Донецкого научного центра НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.