08.04.2019 – Лидерство Владимира Зеленского в первом туре не стало неожиданным для экспертов. Большинство поразил разве что разрыв «Зе» от ближайшего соперника Петра Порошенко. В то же время, наблюдатели называют нынешние выборы прозрачными и демократическими, а вот доверие к институтам власти очень низким.
Именно этим в основном и объясняется высокий рейтинг несистемного кандидата, который имел поддержку одного из крупнейших медиа-холдингов.
Генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто подтверждает определяющую роль медиа на этих выборах и считает, что именно ограниченный доступ к телеэфирам не позволил Юлии Тимошенко пройти во второй тур.
Зеленский получил на 3% больше, чем прогнозировали социологи за несколько дней до выборов. А вот Юлии Тимошенко давали 16,6%, а она получила меньше. Игорю Смешко давали 4,4%, а оказалось более 6%, так же на 3% больше набрал Юрий Бойко. Чем объясняются такие расхождения?
Опыт социологических исследований свидетельствует, что максимальная погрешность в исследовании (сравнивая с результатами голосования) может быть до 5-7%. 3% – когда опрос проводится фактически за неделю до дня голосования.
Например, мы обнародовали в понедельник данные, но собирали их в течение недели, поэтому в среднем это ситуация (настроения людей) за неделю до выборов. По данным, обнародованным за неделю до выборов, видно, если сравнить их с предыдущими, то поддержка Смешко растет. Хотя непонятно, с чем это связано, с рекомендацией Гордона (Дмитрий Гордон агитировал за этого кандидата) или еще с чем.
Относительно Бойко, то с его поддержкой тоже было более-менее понятно. Обсуждение закона о языках – это такой подарок этому кандидату под его предвыборную кампанию. Это увеличивает поддержку ему на Востоке и Юге. Это, во-первых. Во-вторых, его поездка в Москву повлияла на ту часть людей, которые ориентированы на Россию.
И, кстати, наши данные показывают, что в Украине есть проблемы с информационной войной и медиаграмотностью. По многим показателям ситуация ухудшилась, доверие к нашим СМИ уменьшается. Между собой у нас воюют фактически европейско-ориентированные политики.
«Проблема Тимошенко – у нее нет собственных медиаресурсов, как и в некоторых других кандидатов»
Как можно объяснить то, что Юлия Тимошенко долгое время была лидером, а в финал вошла третьей?
У Юлии Владимировны, в принципе, устойчивый электорат, и если вы видели ее рейтинги, которыми они были, например год назад, то у нее было примерно 14%. И сейчас у нее примерно столько же. Тогда у нее было мало соперников. А сейчас появилось очень много – четыре десятка.
Некоторые из них – просто технические кандидаты, такие как Юлия Литвиненко, например. Я сколько ее не слушал, но она, ни разу не говорила о своей программе или о намерениях. Она ставила вопросы к Юлии Тимошенко и главным образом приставала, уничтожала Тимошенко, а потом еще «добавила» и Гриценко. Когда началась активная фаза кампании, политические силы, которые имеют больший доступ к медиа, воспользовались этим.
Проблема еще, видимо, в том, что у людей Тимошенко нет собственных медиаресурсов, как у некоторых других кандидатов. Это также мешает.
Мне как-то жалко ее по-человечески. Потому что все время она имела шансы стать президентом. Если бы она в 2010 году стала президентом вместо Януковича, то действительно, тогда бы у Украины было гораздо меньше проблем. Возможно, и войны не было бы. Хотя оскорбляет такое отношение к социологии из ее уст. Сравните наше предвыборное исследование с экзитполом, результатом выборов. Они отличаются на 3%. За неделю была какая-то динамика и вот данные на 3-4%.
А теперь возьмите исследования Юлии Тимошенко, которое она обнародовала за две недели до выборов, в котором имела поддержку у 31%, а Зеленский получал 15% или 16%. И сравните его с тем же их экзитполом. То по этим данным у нее уже разница с предыдущими существенная, то есть кандидатка имеет 16%, а не 31%. Это разница между ее собственными двумя исследованиями 15% за две недели. Плюс-минус 15% – это вообще данные, которые ничего не стоят.
Но погрешность в 5-7%, о которой вы говорили ранее, также является слишком большой, не так ли?
Она зависит от того, когда закончено исследование. У нас раньше было эмбарго на исследования за две недели до выборов. Поэтому все самые «свежие» исследования перед выборами, проводились фактически за месяц. Но вы, же видите, что происходит, какие события могут произойти за месяц: люди (речь о Бойко) ездят в Москву, кто-то попал в скандал с «Укроборонпромом» (окружение Порошенко). Это объясняет, почему исследования отличаются.
Но исторический анализ показывал, что погрешность традиционно менее 5%. Хотя в Facebook этого года беспрецедентное попрание социологии, попытки опровергнуть результаты и посеять недоверие к исследованиям, даже экзитполов. Раньше такого недоверия не было. А когда все составляющие совпали, то начинают говорить, что социологов купили, и они между собой сговорились. Хотя я себе даже не представляю как Коломойский с каналом «1+1» может сговориться с Порошенко в исследовании Socis.
Можно ли говорить, что роль СМИ, прежде всего телеканалов в Украине является определяющей на выборах?
Мы видели на примере России, как произошло уничтожение оппозиционных каналов. И там даже при наличии интернета, в котором люди сами могут проверить информацию, они все равно смотрят ТВ. Люди думают, что если хоть десятая часть того, что говорят в телевизоре правда, то следует верить. Но начиная с какого-то момента, пропаганда влияет так, что люди не хотят смотреть, воспринимать другое, потому что их раздражает то, что не совпадает с первичными ориентациями, которые в них вложили.
Люди, во-первых, выбирают такие СМИ, которые дают информацию, которая им нравится. Во-вторых, если они получат другую информацию, то они ей не доверяют. Поэтому эти убеждения начинают цементироваться.
60% наших респондентов пользуются интернетом, но 75% из них говорят, что телевизор является главным источником информации для них. Благодаря интернету они только проверяют информацию с телевизора. Чем ближе к выборам, тем ближе рейтинги распределяются согласно влиятельности медиаресурсов. Поэтому да, телевизор является главным инструментом влияния.
Конечно, у Зеленского есть специфика, у него не только телевизор. У него больше молодежи, но не только. На молодежь влияет интернет, но для того, чтобы что-то делать в интернете, надо тоже иметь много ресурсов.
Кем является избиратель Зеленского. У него во всех регионах Украины существенная поддержка. И поэтому нельзя его сравнивать с типичным пророссийским кандидатом, за которого голосует Юг и Восток?
У него самая большая поддержка на Юге, там он далеко отрывается от других. В целом его поддержка распределена по стране равномерно. В то время как у Порошенко и Тимошенко – преимущественно в центре и на Западе. Собственно, два главных фактора Зеленского: поддержка молодежи, а также равномерность распределения его сторонников по всей стране.
Если брать рейтинг Зеленского, который был у него за неделю до выборов, то и мужчины и женщины примерно поровну его поддерживают, 21% и 19% соответственно. Если брать анализ по возрасту, то привязанность к нему по этой шкале снижается с ростом возраста. Например, среди граждан в возрасте от 18 до 29 за Зеленского 40%, 30-44 года – 23%, 45-59 лет – 15%, в группе 60+ только 7%. Но следует сказать, что даже в группе 45-59, где 15% за Зеленского, этот показатель все равно больше, чем за Порошенко.
За действующего главу государства в этой группе 12%. Только в группе 60+ за Порошенко больше, чем за Зеленского: 12% против 7%. В группе 30-44 за Порошенко, например, 11%. Зеленский выиграл в основном за счет возрастной группы 18-29 лет, но и в других группах имел поддержку.
Если брать по образованию, то большой разницы нет. С неполным средним за него 16%, полным средним — 21%, средним специальным — 18% и выше — 20%. Этот кандидат победил конкурентов среди всех образовательных категорий.
Относительно благосостояния, то больше всего за победителя первого тура голосовали избиратели среднего, низкого и очень низкого благосостояния. Меньше всего разница в поддержке Зеленского и Порошенко в группе избирателей с большими состояниями среди граждан с различными доходами, 18% и 17% соответственно.
А вот самая большая разница в поддержке наблюдается среди граждан с очень низким уровнем достатка. 15% за Зеленского и только 7% за Порошенко. Люди образованнее и средний класс больше поддерживали Порошенко в сравнении с Зеленским.
«Больше всего Зеленского будет поддерживать электорат Ляшко: 57%»
По предварительным опросам КМИС, во втором туре Зеленский Порошенко побеждает с двукратным разрывом. Есть ли основания говорить, что эти цифры могут измениться?
Мы же с вами не знаем, что и как будет. Мне кажется, что очень трудно преодолеть такой разрыв. Если Зеленский не будет никак выражаться, возможно, это будет раздражать его избирателей. Пока что его избиратель это игнорировал и рейтинг Владимира Зеленского только рос. Пожалуй, ему нужно будет высказываться.
Не может же он избегать этого все время. Он обещал и команду представить. Если он выскажется конкретно, возможно, на дебатах, например, за вступление в НАТО, то его не поддержит Юг и Восток. Если же выскажется против НАТО, не поддержит Запад и Центр. Если у Зеленского будет какая-то конкретика, то рейтинг его будет явно ниже.
Если часть людей, которые, как говорят, голосовали по приколу, хотя я не уверен, что это так, увидят, что он реально имеет шансы стать президентом, это их может напугать.
Я видел, что Святослав Вакарчук говорил, что ждет, пока Зеленский выскажется относительно своих намерений. И когда он не высказался, то Вакарчук выступал фактически против Зеленского (призывал голосовать не по приколу), хотя прямо об этом не говорил.
Значит, часть людей, если он и дальше не будет высказываться, возможно, будет агитировать против него. Но в очередной раз повторюсь, у меня есть сомнения, что такой разрыв можно преодолеть.
Вы отметили, что значительная часть электората Ляшко, Бойко готовы поддержать Зеленского. Можно детализировать, кому и чьи голоса отойдут во втором туре?
У нас есть табличка, но это данные за неделю до выборов. С электората Тимошенко 43% во втором туре будут голосовать за Зеленского, 11% – за Порошенко. Другие говорили, что не придут или испортят бюллетень. Хотя реально они его не испортят. У нас 10% говорили, что испортят, а на выборах испортили только 1%. Из электората Юрия Бойко – 52% за Зеленского, 2% – за Порошенко. Из электората Гриценко – 37% за Зеленского, 30% – за Порошенко.
Следовательно, электорат механически не переносится. Гриценко говорил ужасные вещи о Порошенко и, несмотря на это 30% его электората готовы голосовать за Порошенко. 44% электората Вилкула будут поддерживать Зеленского, 1% за Порошенко. Относительно Игоря Смешко, то 32% его электората за Зеленского и 24% – за Порошенко. Больше всего будет поддерживать Зеленского электорат Ляшко: 57% против 6% за Порошенко.
Как это объяснить в случае Ляшко?
У Олега Ляшко более эпатажный электорат, ему нравятся хайпы, не знаю, какой даже это назвать терминологией, нравятся какие-то необычные действия – как вот прийти с вилами. Из политического истеблишмента Ляшко отличается, он немного необычный политик, и Зеленский совсем не политик. Поэтому он берет на себя электорат Ляшко.
Ваша коллега Ирина Бекешкина считает, что явка во втором туре снизится в сравнении с первым. Разделяете ли такое мнение?
После того, что они (кандидаты) наговорили друг на друга в первом туре, как они смогут договориться или мобилизовать чужого избирателя? Мы видим по электорату Анатолия Гриценко, что рекомендации не всегда действуют. Если верить тому, что нам говорят во время опросов, то да, выглядит, что явка во втором туре будет меньше. Но в целом это настолько специфические выборы, что трудно предсказать. Сомневаюсь, что на них можно перенести закономерности, которые были ранее.
В чем специфика?
Никогда еще не было такого, чтобы мы не знали до выборов, кто попадет во второй тур. Обычно мы это знали за 2-3 месяца до голосования. Никогда раньше не было такого низкого доверия к политикам и к власти, поэтому трудно сказать: больше или меньше будет явка во втором туре. Минимум явка будет достаточной, чтобы состоялись выборы.
Автор: Михаил Глуховский
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.