Генеративная активность населения: формирование концепции

Постановка проблемы. В общем определении поведение человека трактуют как совокупность его действий и поступков. Философия рассматривает поведение человека как его способность к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сфере жизни. Психология – как взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Смысловой акцент понятия «поведение»  обычно ставится на приспособлении человека к естественным и социальным условиям существования, а с целью сконцентрировать внимание на творческом преобразовательном отношении человека к условиям его существования и мира в целом, как правило, применяют термины «деятельность» или «активность». В зависимости от того, с каким аспектом жизни связано поведение, различают определенные его виды.

Иногда для характеристики поведения в одной сфере жизнедеятельности авторы используют разные термины. Так, для описания поведения в отношении деторождения употребляют такие эпитеты, как «репродуктивное», «прокреационное», «детородное», «генеративное» поведение, но не все эти термины можно рассматривать как синонимы.

Наибольшую популярность у российских исследователей имеет термин «репродуктивное поведение», которому в украино-язычной литературе также соответствует синоним «детородное поведение».

Определение репродуктивного (детородного) поведения как системы действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка какой-либо очередности, в браке или вне брака, дал В. А. Борисов еще в 1970 г., но оно не утратило актуальности и сегодня, хотя неоднократно были попытки его дополнения или уточнения.

Например, В. В. Бойко настаивал, что это не просто «система действий и отношений», а «система социально и психологически обусловленных действий и отношений, направленных на рождение детей или на ограничение их количества, включая полный отказ от них».

В. В. Елизаров трактовал репродуктивное поведение как систему доступных и приемлемых действий и отношений, направленных на достижение или сохранение оптимального (с точки зрения степени удовлетворения системы семейных потребностей) количества детей в семье.

По мнению ученого, «доступность и приемлемость действий выявляет принципиально важные зависимости поведения от влияния объективной ситуации и субъективного состояния системы ценностных ориентаций».

В структуре детородного поведения ключевым моментом является потребность в детях, что представляет собой социально-психологическое свойство человека и характеризует стремление социализированного индивида обзавестись определенным количеством детей; без их наличия (и должного количества) «индивид испытывает трудности в своей самореализации как личность».

В современных условиях человек стремится не только иметь определенное количество детей, но и детей определенного качества. Без выполнения этого условия, как и в случае отсутствия детей, личность также может испытывать некоторые трудности в самореализации.

А. Г. Вишневский в своих исследованиях использует термин «прокреационное поведение» и определяет его как поведение, имеющее непосредственное отношение к зачатию и вынашиванию плода, независимо от того, как тесно оно связано с половым поведением.

С такой точки зрения прокреационное поведение является составляющей (или фрагментом) детородного поведения, когда принимается решение родить ребенка, и активность направляется на осуществление этого намерения. Напомним, что в детородное поведение включают также действия и отношения, опосредующие отказ от рождения ребенка.

Генеративное поведение наиболее удачно определил В. П. Горелик. Такое поведение охватывает совокупность действий, направленных на воспроизводство новых поколений.

Ученый отмечал, что «когда речь идет о генеративном поведении, имеется в виду не только совокупность действий, связанных с деторождением (как процессом), но и воспроизводство нового поколения до того момента, когда оно полностью сформировалось в социальном и психофизиологическом отношении. И способно заменить в непрерывном процессе воспроизводства населения когорт, исчерпавших свои детородные возможности по естественным причинам».

А также включиться в процесс производства материальных и духовных ценностей. Следовательно, генеративное поведение нельзя отождествлять с детородным.

Первое значительно шире и содержательнее; вероятно, именно это обстоятельство обусловило то, что концепция генеративного поведения/активности еще до сих пор не сформирована. Для того чтобы подчеркнуть активную позицию субъекта такого поведения, по нашему мнению, лучше употреблять термин «генеративная активность». Впрочем, актуальность развития этой концепции усиливается.

Чрезмерная сосредоточенность усилий властных структур на повышении рождаемости, стремление изменить лишь детородное поведение и дальнейшее безразличие к тому, в каких условиях будут расти, воспитываться, социализироваться рожденные дети, какие ценности станут для них приоритетными.

И будут ли они способны, вырасти здоровыми и родить здоровых детей, пренебрежение многочисленными проблемами, с которыми каждый день сталкиваются украинские семьи с детьми, обусловливают необходимость разработки комплекса взаимосвязанных мер социально-демографической политики, в основу которой были бы положены теоретические положения концепции генеративной активности.

В связи с указанной целью данной работы является необходимым определение определенных концептуальных основ исследования генеративной активности населения.

Изложение основного материала исследования. Известный психолог Эрик Эриксон, автор признанной другими исследователями эпигенетической модели человеческого развития, согласно которой жизнь человека рассматривается как последовательность восьми стадий, описывая седьмую стадию, присущую зрелому человеку, применил термин «генеративность». Все теоретические разработки Э. Эриксона, связанные с генеративностью, необходимы для формирования концепции генеративной активности.

Ученый определял генеративность как заинтересованность в устройстве жизни и обучении нового поколения, как качество, проявляющееся в заботе о самих себе, своих детях и последующих поколениях и являющееся главным источником чувства равновесия в зрелом возрасте. Это свойство, возникающее в зрелом возрасте человека и характеризующее желание не только родить ребенка/детей, но и сделать возможным его/их жизнедеятельность в социуме.

Ученые из Фоли центра исследования жизни (The Foley Center for the Study of Lives, Северо-Восточный университет, США) проводят междисциплинарные научные исследования психологического и социального развития людей зрелого возраста, а также способствуют развитию интеллектуального наследства таких ученых, как Генри Мюррей, Эрик Эриксон и других.

В своих исследованиях они несколько конкретизируют понятие генеративности, интерпретируя его как заботу взрослых и их обязательство способствовать благополучию молодых и будущих поколений посредством участия в воспитании, обучении, наставничестве и другом творческом сотрудничестве, направленном на то, чтобы оставить некоторое наследие о себе будущим поколениям.

В этом определении придается более «требовательный» характер понятия генеративности. Не только интерес или забота старших поколений о последующих сородичах, но и обязательства по ним для продолжения существования человечества. Такая трактовка звучит в унисон ответственному поведению родителей: необходимо прилагать усилия, чтобы последующие поколения по параметрам своей жизнеспособности, по крайней мере, не уступали предыдущим.

По мнению исследователей центра, генеративность как комплексная психосоциальная конструкция может отражаться через социальный спрос, внутренние желания, осознанную заинтересованность, доверие, обязательства, особенности поведения и в целом через то, в чем взрослые находят смысл своей жизни.

Заинтересованность в поддержке последующих поколений, внимание к их становлению, готовность помогать и обучать отнюдь не предполагают пассивного отношения старших поколений к младшим. Основываясь на работах Э. Эриксона, другой американский исследователь Д. МакАдамс заметил, что генеративность можно рассматривать как фундаментальную человеческую потребность.

Это потребность более высокого уровня, возникающая во взрослом возрасте и характеризующаяся чувством необходимости «продолжать» себя в последующих поколениях, прежде всего через заботу о них. Это ощущение, что чья-то забота необходима, и что кто-то нуждается в заботе  о других.

Удовлетворение потребности требует некоторой активности. Поскольку это тесно связано с генеративностью, его законно назвать генеративной активностью, которая включает в себя набор действий и отношений, направленных на рождение детей и организацию их жизни, выполнение обязательств взрослых по содействию благополучию молодых людей посредством воспитания, обучения, наставничества и творческого сотрудничества.

Генеративность можно рассматривать как взаимодействие поколений. Старшие поколения передают младшим жизненный опыт, знания, духовные достижения и материальные ценности, а младшие поколения через потребность в заботе со стороны старших способствуют тому, что жизнь последних становится более осмысленной и ценной, и что самое важное – молодые поколения «энергетизируют» старшие поколения своим рвением, новациями, идеями, подходами, творчеством.

Подчеркнем, что одной из важных черт генеративной активности является ее направленность на новые поколения. Попутно заметим, что существуют системы с вектором активности в сторону старших поколений.

Пока младшие поколения не способны в полном объеме обеспечивать себя самостоятельно, старшие делают возможным их «выживание» благодаря своей целенаправленной деятельности, прилагая к этому определенные усилия; в то же время младшие поколения, хотя и делают возможным осмысление феномена жизни для старших поколений, но делают это без усилий (самим своим существованием).

В начале 1970-х гг. В. С. Стешенко и В. П. Пискунов предложили подход к исследованию демовоспроизведения как единства двух элементов — деморепродукции и демогенерирования.

Деморепродукция — это демовоспроизведение, заключающееся в созидании и воспроизводстве определенного индивида и населения в целом в живом труде (в процессе производства меняется сам производитель).

Демогенерирование — это демовоспроизведение, заключающееся в обработке людей людьми, то есть индивиды изменяют в нем свои качества, выступая объектом трудовых усилий как собственных, так и других лиц.

Согласно такому подходу демогенерирование может охватывать все поколения независимо от возраста их представителей, поскольку трудно (если это вообще возможно) выделить те фрагменты жизни человека, когда он не будет выступать как объект приложения трудовых усилий (прямых или опосредованных) других людей.

Демогенерирование можно наблюдать как в деятельности, когда объектом трудовых усилий являются дети, а поколения взрослых проявляют заботу о них, так и тогда, когда объектом являются пожилые люди, о которых заботится поколение их детей.

Важность последнего является бесспорной, но центральным в концепции генеративной активности, как ранее отмечалось, должен быть тезис о заинтересованности взрослых, их заботе, содействии становлению именно новых поколений, что делает возможным продолжение — существование всего человечества.

Э. Эриксон замечает, что сам факт наличия детей или даже желание их иметь еще «не достигает» генеративности. Последнее проявляется лишь при условии готовности длительный период быть основой для последующих поколений, прилагать усилия по уходу, заботе, воспитанию, обучению детей, представляющих новое поколение. Есть еще один важный аспект, который заслуживает внимания.

Как отмечалось ранее, генеративность – это, прежде всего забота о становлении следующего поколения, но она «не сводится» только к заботе и воспитанию своих (рожденных или усыновленных) детей.

Существуют люди, которые в силу тех или иных обстоятельств не направляют активность на собственных потомков, а реализуют потребность в других формах альтруистической заботы и творчества, в определенной степени впитывающих в себя их тип родительской заботы. Прежде всего, это учителя, воспитатели, наставники, а также все, кто пытается оставить после себя для будущего поколения что-то ценное.

С другой стороны, сосредоточенность исключительно на собственных интересах, избегание заботы о других, отказ от рождения детей свидетельствуют о деформации (патологии) генеративности, причины чего следует искать в поколении родителей. Такое поведение не обязательно описывается как девиантное, хотя в нем четко прослеживается деформация генеративности.

Сознательный отказ от рождения детей репродуктивно здоровых людей (называемых чайлдфри), которые могут быть достаточно успешными в профессиональной деятельности и занимать достаточно высокую социальную позицию, тем не менее, указывает на наличие деформаций в их генеративном поведении.

Генеративная активность включает детородное и родительское поведение. Оно проявляется в заботе о детях, их кормлении, защите, воспитании и многом другом. Этот термин используют тогда, когда, во-первых, есть необходимость обозначить модели поведения, которые не зависят от пола и, обычно, демонстрируются родителями независимо от их пола, во-вторых, для общего обозначения всех моделей поведения обоих родителей вместе.

Модели поведения, которые связаны или сопровождают выполнение функций матери, называются материнским поведением.

В украино-язычной литературе имеет место определенная путаница с использованием термина «родительское поведение», который в одних случаях характеризует поведение обоих родителей, а в других – поведение отца ребенка. Во избежание путаницы в последнем случае можно применять термин «отцовское поведение», который указывает, что эта модель поведения присуща отцу.

Отказ от отождествления генеративной активности и детородного поведения обусловливает необходимость признания и того, что генеративной активности присущи несколько иные свойства.

В исследовании детородного поведения вне брака и в браке З. Х. Карымова подчеркивала, что в последнем случае поведение является равнодействующим семейным интеракциям и имеет групповой характер, тогда как внебрачное детородное поведение является более индивидуальным, это, прежде всего поведение личности, а не группы.

Однако групповой характер детородного поведения в семье можно поставить под сомнение, если обратиться к работе А. Рийкен и Т. Книйн.

Ученые отправной точкой своего эмпирического исследования процесса принятия решения о рождении ребенка избрали теоретические положения, согласно которым мужчины и женщины осмысливают намерение родить или не родить ребенка индивидуально, независимо друг от друга.

При этом, взвешивая  широкий спектр личностных (существующих или будущих) обстоятельств и планов, однако в браке мужчина и женщина взаимозависимы друг от друга, и поэтому должны сбалансировать собственные намерения с мнением своего партнера, то есть процесс принятия решения должен происходить через диалог между партнерами.

Однако в ходе исследования оказалось, что для большинства супружеских пар принятие решения о рождении первого ребенка хотя и было сознательным, но без длительных размышлений, обсуждений этого вопроса, долгосрочного планирования или бесед.

В то же время авторы исследования отмечают, что все респонденты считают важным согласие между обоими членами супругов иметь ребенка/детей.

В отличие от детородного, генеративное поведение, как в браке, так и вне брака не может быть индивидуальным. Поскольку оно включает не только рождение ребенка, но и заботу о нем, его воспитание, предусматривающее взаимодействие, по меньшей мере, двух лиц – матери и ребенка, потребности которого в значительной степени определяют действия и поступки матери, корректируют ее поведение, в том числе и детородное.

Генеративное поведение пересекается с семейным поведением, однако не охватывает его полностью. На уровне семьи и отдельных социальных групп функциональная структура генеративной активности включает:

1) совокупность действий и отношений, связанных с рождением ребенка/детей, или усыновлением ребенка / детей или взятием в семью под опеку;

2) уход как совокупность действий, связанных с безопасностью ребенка/детей, предотвращение его/их повреждения;

3) заботу как совокупность действий и отношений, обеспечивающих надлежащие условия для физического, психо-эмоционального, духовного развития ребенка/детей, удовлетворения потребностей ребенка/детей;

4) воспитание как систематическое влияние на культурное развитие, мировоззрение, моральные принципы, разъяснение правил и норм поведения, что будет способствовать формированию личности. В широком смысле, воспитание рассматривают как функцию общества, обеспечивающую его развитие благодаря передаче новым поколениям социально-исторического опыта предыдущих поколений в соответствии с целями и задачами общества;

5) обучение как совокупность действий и отношений, обеспечивающих передачу знаний, умений, опыта;

6) социализацию как совокупность действий и отношений, обеспечивающих усвоение ребенком определенной системы знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать как полноправному члену общества; может быть представлена и как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), и как стихийные, спонтанные действия и поступки окружающих ребенка людей, влияющие на формирование его личности.

Заметим, что выделение таких структурных компонентов имеет несколько условный характер, ведь в реальной жизни воспитание и обучение переплетаются, забота может охватывать и определенные элементы, касающиеся воспитания; социализацию часто трактуют как воспитание и обучение поведения в обществе.

Вне семьи генеративная деятельность осуществляется, прежде всего, в дошкольных и школьных учреждениях различных форм собственности и типов; внешкольных детских учреждениях (музыкальные, художественные студии, школы, кружки; спортивные секции, дома детского творчества и т.д.); медицинских учреждениях различного профиля. А также в  учреждениях, которые расширяют мировоззрение ребенка, повышают его образовательный уровень, поддерживают здоровье, способствуют гармоничному развитию (театры, музеи, экскурсии, летние лагеря).

Требования к качеству содержания и воспитания детей в учреждениях общественного воспитания должны, постоянно расти. Частично генеративная активность имеет место и в структурах, оказывающих социальную помощь.

Генеративность является движущей силой генеративной активности, но чрезвычайно важно и то обстоятельство, что результатом последней должно быть возникновение генеративности в поколении, на которое была направлена эта активность.

Здесь в молодом поколении, по мере того как оно становится более зрелым, должна появиться заинтересованность (точнее – потребность) в появлении (рождении) следующего поколения. А также – и это особенно важно – в устройстве его жизни, заботе, передаче ему знаний, как тех, что были получены от предыдущего поколения, так и тех, что уже были накоплены в данном.

Но чем обуславливается сама возможность возникновения генеративности у человека? Ответ на этот вопрос можно найти в трудах В. Франкла, который ввел в научный оборот понятие самотрансценденции человеческого бытия и считал его фундаментальным для понимания человека.

Описывая этот феномен, ученый замечал, что «человеческое бытие всегда ориентировано наружу на нечто, не являющееся им самим, на нечто или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой».

Итак, с одной стороны, человек ориентирован на другого человека/людей, с другой стороны, он стремится познать себя, а дети создают наилучшую возможность совместить это. Ребенок является продолжением личного «я», беспокоясь о нем, наблюдая за его развитием, создаются возможности познавать себя.

Как  естественный способ самотрансценденции характеризуют детей А. Антонов и Ч. Филипс, хотя аргументируют свою позицию тем, что родители, заботясь о детях, об их благосостоянии, здоровье и образовании, неизбежно практикуют самопожертвование. И даже в тех случаях, когда родителям не надо отказывать себе в чем-либо, они «всегда жертвуют своим личным временем ради детей».

Выводы. Таким образом, можно выделить следующие концептуальные основы исследования генеративной активности населения.

  1. В основе генеративной активности лежит генеративность, которая, согласно Э. Эриксону, представляет собой заинтересованность взрослых в устройстве жизни и обучении нового поколения.
  1. Генеративная активность охватывает совокупность действий и отношений, направленных на рождение детей и устройство их жизни, выполнение обязательств взрослых способствовать благополучию младших через воспитание, обучение, наставничество и творческое сотрудничество, с целью оставить определенное наследие о себе будущим поколениям.
  1. Генеративная активность всегда направлена на новые поколения. Наряду с ней существуют системы с вектором активности в сторону старших поколений.
  1. Генеративность выступает движущей силой генеративной активности. В то же время результатом последней должно быть возникновение генеративности в поколении, на которое была направлена эта активность.
  1. Деформация генеративной активности проявляется в форме отказа от рождения детей и заботы о них, отсутствия заинтересованности «продолжать себя» в последующих поколениях. Причины этого следует искать не в поколении, в котором такие деформации наблюдаются, а в предыдущих поколениях.
  1. Основная генеративная деятельность осуществляется в семье; вне семьи она может быть представлена в учреждениях образования, медицинских учреждениях, службах социальной помощи.
  1. На уровне семьи и отдельных социальных групп генеративная активность охватывает рождение ребенка/детей или усыновление ребенка/детей или взятие под опеку, уход, заботу, воспитание, обучение, социализацию.

Автор: С.Ю. Аксенова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий