
17.04.2019 – Почему Индийский океан все больше приобретает стратегическое значение. Начало XXI века принесло масштабные оползни практически всей системы международных взаимоотношений. Все большую роль в ней стали играть регионы, ранее находившиеся на периферии глобальной геополитики, а сегодня оказались в ее центре. Прежде всего, это касается региона Индийского океана.
Индийский океан недаром называют «океаном XXI века», ведь в этом регионе, протянувшемся от Восточной Африки через Аравийский полуостров и Индию в Индонезию и Австралию, обитает треть населения планеты.
В первую очередь его стратегическое значение и присутствие здесь всех ведущих военно-морских держав мира объясняются тем, что через акваторию Индийского океана проходят основные и дешевые маршруты транспортировки нефтегазового и другого сырья с Ближнего Востока и Восточной Африки в страны Южной и Восточной Азии.
По экспертным оценкам, до 70% мировых морских перевозок нефтепродуктов и до 50% контейнерных перевозок приходится именно на Индийский океан. Через Малаккский пролив ежегодно проходит до 50 тыс. судов, а это около 20-25% морского товарооборота.
Именно здесь перекрещиваются главные морские торговые пути. Некоторые их участки являются опасными из-за активности морских пиратов в районе Африканского Рога и Малаккского пролива (прежде всего это касается транспортировки углеводородного сырья).
По прогнозам, к 2030 году количество танкеров, занятых транспортировкой нефти через Ормузский и Малаккский проливы, может удвоиться. Одними из крупнейших покупателей «черного золота» из Персидского залива уже традиционно является Индия и Китай. Большие запасы углеводородов, разрабатываемые различными странами на шельфах Саудовской Аравии, Ирана, Индии и Западной Австралии, составляют до 40% мировой добычи.
Кроме того, на берегах Цейлона, Мадагаскара и Мозамбика добываются такие важные виды полезных ископаемых, как ильменит, монацит, рутил, титан и цирконий, а на шельфах Индии и Австралии – барит и фосфорит. На шельфах Индонезии, Таиланда и Малайзии в промышленных масштабах разрабатываются также месторождения касситерита и ильменита.
Обстановка в регионе предопределяется его соседством с зонами сразу нескольких горячих вооруженных конфликтов: в Афганистане, Ираке, Сирии, Йемене и Северной Африке. На это накладывается постоянная борьба за геополитическое соперничество в регионе между США, Китаем и Индией.
Сложность, противоречивость и неоднозначность индийско-китайских отношений наглядно демонстрируются в акватории Индийского океана и на прилегающих территориях. С одной стороны, Индия и Китай являются экономиками, которые динамично развиваются, имеют тесные торговые связи, страны плодотворно сотрудничают в рамках ряда международных многосторонних организаций, в частности Большой двадцатки.
Соответственно обе стороны объективно не заинтересованы в прямой конфронтации между собой. С другой – между ними существуют давние противоречия, и нерешенные территориальные споры вроде оккупированной Китаем в 1962 году части индийского Кашмира, что позволило получить прямое сообщение по суше между Китаем и Пакистаном.
В последнее время Индия и Китай все больше выступают как соперники за источники поставок сырья и энергоносителей, критически необходимых для дальнейшего поддержания высокого темпа экономического развития, а также за политическое влияние в Азии и за ее пределами. Это обстоятельство порождает атмосферу недоверия и иногда выводит страны на грань прямого столкновения.
Необходимость защиты морских коммуникаций заставляет Китай активно наращивать свое военно-морское присутствие в Индийском океане, то есть вдали от собственных берегов. Для этого Поднебесная создает свои опорные пункты (порты, станции наблюдения и тому подобное) на территории стран, непосредственно граничащих с Индией (Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мьянма, Мальдивы).
Такая активность Пекина вызывает в Дели вполне обоснованные подозрения, что потенциальный главный стратегический противник намерен окружить Индию системой своих баз, которые при необходимости могут быть использованы против нее. В соответствии индийская сторона вынуждена все больше внимания уделять наращиванию собственного военно-морского потенциала, модернизации существующей и строительства новой портовой инфраструктуры, как на своей территории, так и в соседних странах региона.
В этом же контексте следует рассматривать активное развитие военно-морского сотрудничества Индии с США и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особенно с теми, что имеют напряженные отношения с Китаем (Япония, Южная Корея, Индонезия и др.).
Со своей стороны, Пекин вынужден искать не только альтернативные источники углеводов (преимущественно поставки из стран Центральной Азии, Туркменистана, Казахстана и т.д.), но и альтернативные маршруты транспортировки ближневосточной нефти и газа, которые позволят обойти уязвимый в стратегическом смысле Малаккский пролив.
Продолжаются работы по созданию альтернативных путей транспортировки энергоносителей по суше (прежде всего через Пакистан, Мьянму и Таиланд), которые помогли бы предотвратить энергетическую блокаду КНР американским флотом в случае обострения ситуации в Восточной Азии. Поэтому для китайской геополитики все большее значение приобретает Пакистан.
Особенно это важно с точки зрения строительства транспортной инфраструктуры, которая соединит северо-запад КНР с побережьем Аравийского моря через территории Афганистана, Пакистана (в частности, оккупированной части Кашмира), Мьянмы (кратчайший путь от южных районов Китая до Индийского океана), Таиланда и Малайзии.
Также известно о планах строительства судоходного канала через перешеек Кра (Таиланд), который намного сократит маршрут транспортировки грузов из Индийского океана до Южно-Китайского моря.
Учитывая потребность защиты имеющихся морских коммуникаций, ведущую роль всегда играли Шри-Ланка и Мальдивские острова, содержащиеся в стратегически важных районах Индийского океана. Значение последнего в стратегических планах Китая еще больше возрастает из-за обострения его соперничества с Индией за доминирование в Азии.
Американский фактор
Контроль над акваторией Индийского океана является жизненно необходимым для Вашингтона. Это в рамках генеральной стратегии присутствия США в районе Большого Ближнего Востока от Марокко до Пакистана. Пакистан охватывает нефте — и газоносные районы и прилегающие к ним стратегически важные страны.
Особая роль северо-западной части региона в контексте напряженных отношений США с Ираном является очевидной. Впрочем, Вашингтон имеет свои интересы также в других частях региона. Это поддержка союзников в глобальном противостоянии с Китаем, борьба с международным терроризмом, противодействие морскому пиратству и тому подобное.
Поэтому Соединенные Штаты сохраняют, сегодня монопольное положение как ведущая военно-морская держава в этом стратегически важном регионе. Ведь именно отсюда американские вооруженные силы наносили ракетно-бомбовые удары по территориям Ирака и Афганистана, а позже по базам террористов в Судане и Йемене.
Индийский океан является зоной ответственности сразу двух американских флотов: 5-го (Красное и Аравийское моря, Персидский, Аденский и Оманский заливы, район Африканского Рога к берегам Кении) и 7-го. Последний базируется преимущественно в западной части Тихого океана, но также дежурит в акватории Индийского океана вплоть до восточного побережья Африки.
В составе 7-го флота США 50-60 надводных и подводных боевых кораблей и вспомогательных судов, в составе 5-го свыше 20 кораблей и вспомогательных судов. Основу обоих американских флотов России составляют атомные авианосцы, ракетные крейсеры и эсминцы, противоминные корабли и атомные подводные лодки. При необходимости их корабельный состав может быть оперативно усиленный переброской дополнительных боевых и десантных кораблей с других флотов.
Главная военно-морская база США в Индийском океане с 1970-х годов расположена на острове Диего-Гарсия, который принадлежит Великобритании. С ее помощью Соединенные Штаты эффективно контролируют обстановку на больших расстояниях. Она оборудована защищенными стоянками кораблей всех классов, современными причалами и ремонтными мощностями. На острове построена авиабаза, которая способна принимать большое количество боевых и транспортных самолетов всех типов, включая стратегические бомбардировщики В-52 и B-2.
Одним из методов привлечения Индии на свою сторону в глобальном противостоянии с Китаем является практика проведения Вашингтоном двусторонних и многосторонних военно-морских учений. Их сценарии вроде блокады Малаккского пролива имеют откровенно антикитайскую направленность. Например, ежегодные международные военно-морские учения серии «Малабар». Наряду с отработкой участниками практических мероприятий они являются четким сигналом Пекину относительно того, как могут развиваться события в случае осложнения ситуации по вине Поднебесной.
Ведь в случае конфликта между Китаем и Тайванем или между Китаем и его соседями в Южно-Китайском море, ВМС США совместно с союзниками способны быстро перекрыть Малаккский пролив и таким образом отрезать Поднебесную от источников энергоносителей. В таких условиях способность Китая проводить длительные боевые действия будет существенно ограничена.
Усиление после 2011 года американского присутствия в Сингапуре и Австралии, то есть в непосредственной близости к Малаккскому проливу, по которому проходят основные морские пути Китая, Пекин воспринимает минимум как жесткое предупреждение в собственный адрес.
Вполне естественно, что все это только способствует росту напряженности в регионе, который имеет все шансы превратиться в центральную арену геополитической борьбы XXI века, особенно на фоне обострения проблем безопасности и осложнения американо-китайских отношений.
По оценкам экспертов, США будут оставаться главной военно-морской державой в этом регионе и в дальнейшем, как минимум до 2030 года. Однако они уже сегодня все чаще сталкиваются с все большей конкуренцией со стороны Индии и Китая, которые активно заявляют о своем праве участвовать в решении стратегических проблем Индийского океана и вокруг него.
Обе страны активно наращивают боевой потенциал своих ВМС. В состав них уже сегодня входят боевые корабли всех классов, включая атомные подводные лодки с баллистическими ракетами и авианосцами. Более того, Пекин, и Дели активно работают над перспективными видами вооружения и военной техники, что в будущем могут обеспечить преимущество на поле боя.
Баланс ВМС Индии и Китая
Геополитическое соперничество двух ведущих азиатских стран продолжается на фоне одновременного экономического сотрудничества между ними и взаимозависимости. Товарооборот между ними оценивается почти в $80 млрд. и имеет тенденцию к устойчивому росту. Учитывая это, непосредственная конфронтация между этими двумя ядерными государствами невыгодна ни для одной из них. Поэтому и Китай, и Индия, активно используют тактику прокси-конфронтации.
Оба государства развивают, точнее, выстраивают свои отношения со странами – соседями своего геополитического конкурента через создание сети баз и опорных пунктов непосредственно у границ друг друга. Прежде всего, речь идет об обеспечении стратегического развертывания и использования в случае войны в акватории Индийского океана ВМС обеих стран-конкурентов.
Противодействие Индии китайским планам осуществляется по двум направлениям. Непосредственно в зоне Индийского океана через наращивание потенциала собственных ВМС, модернизацию существующей инфраструктуры портов и военно-морских баз, как на своей территории, так и на территории соседних стран; асимметрично, через развитие сотрудничества (в частности, в военно-морской сфере) со странами – соседями КНР по Тихоокеанскому региону в рамках стратегии «Взгляд на Восток».
Наибольшее внимание в стратегических планах индийского командования уделяется акватории Тихого океана и партнерству с такими странами АТР, как Япония, Южная Корея, Австралия, Сингапур, Филиппины и Вьетнам. Именно с ВМС этих стран, а также США, Индия проводит больше совместных учений и маневров. Таким образом, Дели дает асимметричный ответ Пекину на его активность в Индийском океане у берегов Индии.
В свою очередь, активное проникновение Индии в акваторию Тихого океана вызывает обеспокоенность Пекина, который видит в этом попытку окружить его с помощью ВМС стран, которые, так или иначе, находятся под влиянием Америки.
Военно-морская доктрина Индии рассчитана до 2022 года и предусматривает использование ВМС в таких случаях. Это во время столкновения с соседним или нерегиональным государством; для оказания помощи по просьбе дружественной страны; для борьбы с терроризмом; для выполнения союзнических обязательств; во время боевых действий малой интенсивности против пиратов, контрабандистов и тому подобное; для создания благоприятных условий для судоходства в Индийском океане; для содействия интересам Индии и индийской диаспоры за рубежом; для участия в миротворческих операциях под эгидой ООН, а также в гуманитарных и спасательных миссиях.
Доктрина предусматривает, что ВМС Индии «должны иметь достаточный потенциал для предотвращения угрозы со стороны любой страны на побережье Индийского океана». Учитывая это, реализуется программа широкомасштабной модернизации корабельного состава ВМС. Речь идет об увеличении количества боевых кораблей основных классов до 120-130 штук и замене устаревших компьютеров на новые. Это происходит в текущих сложных реалиях, которые характеризуются невыгодным для Индии соотношением с КНР по экономическим показателям развития.
Ведь объемы промышленного производства Индии в пять раз, а военный бюджет втрое уступают китайским показателям. Эксперты обращают внимание также на значительный дефицит торгового баланса Индии перед Китаем, что, в свою очередь, создает экономическую зависимость. Ограниченным является и влияние индийской политики. Поэтому ВМС Индии, сегодня значительно уступают китайским как по количеству, так и по качеству корабельного состава.
Так, по состоянию на начало 2019 года ВМС Индии имеют в своем составе 1 авианосца, 11 эсминцев, 21 фрегат, 38 корветов, 1 универсальный десантный корабль и 8 танкодесантных кораблей. В основном это корабли, созданные в Индии, за исключением авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), 5 эсминцев типа «Раджпут», 7 средних десантных кораблей, а также 18 тральщиков и 5 корветов, которые были построены еще в бывшем СССР.
Корабли, что строятся на индийских предприятиях сегодня, в основном имеют русское, индийское и французское вооружение (самолеты, вертолеты, пушки, ракеты, РЛС), украинскую газотурбинную энергетику, французскую или немецкую электронику. Следовательно, Дели находится в технологической зависимости от стран – поставщиков определенных видов ВВТ или энергетики и постепенно пытается избавиться от этого, переходя на продукцию собственного или лицензионного производства.
Однако это очень сложно, учитывая текущие проблемы пополнения ВМС и значительные бюджетные расходы.
Подводные силы состоят из 12 многоцелевых дизель-электрических ПЛ российского, немецкого и французского производства (в частности, лицензионного на индийских заводах). Подводные силы развиваются в сторону дальнейшего оснащения современными атомными и дизельными лодками, прежде всего носителями ракетного вооружения.
В основе программы подводного кораблестроения Индии атомные ПЛ с баллистическими ракетами. Главная стратегическая субмарина «Арихант» в 2016 году взята на вооружение, вторая «Архидаман» проходит испытания, еще две находятся в стадии строительства. Всего запланировано построить шесть таких АПЛ. Главное их вооружение составят 12 индийских БР морского базирования К-15 «Сагарика» с подводным стартом, вспомогательное – 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм.
Многоцелевых атомных ПЛ в составе ВМС Индии пока нет, однако с апреля 2012 года продолжается лизинг АПЛ проекта 971 в России («Чакра-2»), срок действия которого истекает в 2025-ом.
Таким образом, ВМС Индии решают сразу несколько задач. Обеспечивают национальные интересы в отдаленных районах океана, изучают конструкцию современного АПЛ на практике и готовят собственные квалифицированные кадры подводников-атомщиков.
7 марта 2019 года в Дели состоялось подписание соглашения между Индией и РФ по условиям лизинга очередной атомной подводной лодки («Чакра-3») проекта 971 типа «Щука-Б» с 2025-го сроком на 10 лет. Стоимость аренды для индийской стороны составит $3,3 млрд. По неофициальным данным, речь идет об АПЛ К-322 «Кашалот» из состава Тихоокеанского флота России.
Рокировка в длинную сторону
Со своей стороны, Пекин также активно и системно развивает собственные ВМС, что наряду с агрессивной политикой проникновения на новые рынки сбыта и реализацией стратегической инициативы «Один пояс – один путь» имеет целью обеспечить доминирование КНР как субъекта биполярного мира в регионе Индийского океана.
Стремительное экономическое развитие Китая, который уже является второй экономикой мира, дает ему возможность тратить на военные нужды значительно больше средств по сравнению с Индией. Ведь ВВП Поднебесной почти в пять раз превышает индийский, а ее ежегодные расходы на оборону соответственно вдвое больше и постоянно растут. В частности, в 2019-м вырастут на 7,5% по сравнению с 2018-м и составят $177,6 млрд.
Китай является второй страной мира после США по расходам на оборону: в прошлом году они составляли 6,6% ВВП. Результатом этого является динамическое обновление как Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в целом, так и ее ВМС в частности, корабельный состав которых постоянно пополняется новыми боевыми кораблями и вспомогательными судами всех классов.
В частности, уже сегодня в боевом составе ВМС Китая имеется один авианосец («Ляонин»), в 2020 году ожидается принятие на вооружение второго («Шаньдун), а также 34 эсминцы (плюс четыре строятся), более 50 фрегатов, корветов — 41 (планируется 60), 48 ракетных катеров и тому подобное. Амфибийные силы состоят из 5 универсальных десантных кораблей-доков, 25 БДК, 15 СДК, 4 МДКВП и более 50 различных десантных барж и катеров.
Активно развиваются амфибийные (десантные) силы, прежде всего, учитывая потенциально возможные операции против Тайваня или островов в Южно-Китайском море, вокруг которых ведутся территориальные споры. Приоритетными направлениями военного надводного кораблестроения КНР является строительство как минимум четырех новых атомных авианосцев (проект 001А), 16 эсминцев проекта 055 (фактически является аналогом ракетного крейсера), 12 эсминцев проекта 052D, 20 новых фрегатов проекта 057, корветов проекта 056/056А.
Основу подводного флота составляют 5 ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами (в частности, 4 типа 094 и 1 типа 092), до 10 многоцелевых атомных ПЛ и до 50 дизель-электрических различного назначения. Подводное кораблестроение должно обеспечить ВМС НОАК четырьмя новыми атомными ПЧ проекта 096 (носителями 24 МБР) и многоцелевыми атомными ПЧ проекта 093. Дизель-электрические ПЧ строятся преимущественно для экспорта (в Пакистан).
Для операций в Индийском океане ВМС Китая имеют все необходимое, в том числе развитую систему наблюдения и разведки с космической компонентой, боевые корабли и вспомогательные суда, систему базирования в портах дружественных стран. В рамках своей экспансии Китай создает условия для военного доминирования.
Новым элементом в упомянутой сфере стало открытие в 2018 году первой зарубежной базы КНР в Джибути, и это только начало. По мнению экспертов, вторая военная база вскоре может появиться в пакистанском порту Гвадар, который является конечным пунктом пакистано-китайского транспортного коридора, который простирается от Аравийского моря до Гималаев.
В Гвадаре уже продолжается строительство стратегического нефтепровода в Поднебесную. Китайская экономическая экспансия ориентирована на завладение в конечном итоге объектами стратегической инфраструктуры других стран, создание экономического и политического давления на страны и правительства, получение первенства в своем противостоянии с главным и региональным конкурентами – соответственно США и Индией.
Стратегия Китая по привлечению к орбите собственного влияния прибрежных стран Индийского океана получила название «ряда жемчужин». Ее ключевыми опорными пунктами являются порты, строящиеся с финансовой и технической помощью Поднебесной: Гвадар (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), Читтагонг (Бангладеш), Чаупхью (Мьянма), а также ряд других объектов непосредственно у границ Индии.
Не случайно конфигурация «ряда жемчужин» почти совпадает с маршрутом морских транспортных путей между Ближним Востоком и Восточной Африкой, Юго-Восточной и Восточной Азией.
Если сравнить геополитическое соперничество Индии и Китая с игрой в шахматы, можно предположить, что победа в ней будет зависеть не только от количества фигур, которые имеют оба игрока, но и от того, как и где они будут расположены в нужное время. Итак, Индия и Китай на сегодня имеют примерно равные возможности на море, хотя последний преобладает по количеству и качеству корабельного состава. И со временем это преимущество Пекина будет только расти.
В частности, Поднебесная смогла быстрее построить собственными силами второй авианосец, который уже завершает испытания и в следующем году должен войти в боевой состав, тогда как индийская сторона с достройкой второго авианосца пока несколько отстает.
Впрочем, наличие фигур на шахматной доске является хотя и важной, но не главной предпосылкой, определяющей победу в партии.
Китайский флот для ведения боевых действий в акватории Индийского океана должен сначала преодолеть Малаккский пролив, в случае кризиса он будет для него закрыт. А значит, обеспечить нужный баланс сил независимо от закрытия Малаккского пролива.
Поэтому в соответствии с тактикой прокси-противостояния и учитывая постоянную угрозу коммуникациям между Индией и Персидским заливом, откуда первая получает энергоносители, в Пекине решились на довольно эффективный шаг, что позволит создать для Дели дополнительные проблемы. Речь идет о продаже Пакистану китайского авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг»), о подготовке которого сообщалось в январе 2019 года.
Такая рокировка Поднебесной в длинную сторону будет иметь соответствующие последствия. Во-первых, поможет вывести китайскую «фигуру» в тыл своего геополитического конкурента и изменить баланс между флотами Индии и Пакистана в пользу последнего. Во-вторых, авианосец является слишком ценной боевой единицей и требует 4-6 современных кораблей сопровождения, которые Пекин построит для Пакистана. Речь идет о фрегатах или эсминосцах.
И, в-третьих, такая рокировка, безусловно, заставит Дели держать в составе Западного флота (на пакистанском направлении) больше кораблей ВМС, чем раньше, из-за ослабления Восточного флота (Бенгальский залив).
И тогда неизвестно, куда именно Индия направит свой пока единственный боеспособный авианосец «Викрамадитья», если ее собственные морские пути поставки энергоносителей и даже критически важные объекты на суше окажутся под угрозой атак ВМС Пакистана. К сожалению, последние вооруженные столкновения в Кашмире с применением авиации и артиллерии обеих сторон в очередной раз показали, что конфликтный потенциал между Индией и Пакистаном никоим образом не уменьшился.
Итак, в контексте двустороннего противостояния Пекин и в дальнейшем будет использовать зависимый от него Пакистан в собственную пользу. Также он постарается привлечь на свою сторону других совместных с Индией соседей как прокси. По экспертным прогнозам, практически единственная возможность для Индии эффективно противостоять Китаю заключается в наличии мощных партнеров, таких как США и Япония. Она считается ее крупнейшим внешнеполитическим союзником.
Борьба за соседей
Другим стратегическим прокси КНР в «большой игре» в Индийском океане является Мьянма, по территории которой проходит кратчайший путь, связывающий Китай с Индийским океаном. Географическое положение Мьянмы между Индией и Юго-Восточной Азией позволяет Поднебесной контролировать восточную часть Индийского океана, прежде всего, Бенгальский залив и Андаманское море.
Почти две трети иностранных инвестиций в экономику Мьянмы и половина внешней торговли приходятся на КНР. По сути, она строит здесь собственные объекты критической инфраструктуры: нефтепровод от побережья Бенгальского залива до китайского города Куньмин, сеть дорог и гидротехнических сооружений.
А также глубоководный порт Чаупхью, который должен обеспечить транспортировку нефти через территорию Мьянмы, а также ряд объектов двойного назначения, станций слежения вблизи от Андаманских островов (Индия), глубоководных причалов и тому подобное. Китай также поставляет Мьянме оружие, в том числе корабли и самолеты, финансирует развитие военной инфраструктуры и подготовку военных кадров.
Со своей стороны, Индия в последнее время также активизировалась в Мьянме и благодаря выделению кредитов и экономической экспансии постепенно усиливает свои позиции в соседней стране, которая таким образом превращается в такую себе арену «большой игры». В 2012 году она предоставила Мьянме кредит на $ 500 млн. для строительства глубоководного порта Ситу неподалеку Чаупхью (строится с помощью Китая). К тому же через Мьянму удобнее обеспечивать логистику северо-восточных территорий самой Индии.
Китай имеет огромное влияние и на Бангладеш, прежде всего в сфере ВТС. Это экономически отсталая страна получила китайское вооружение для своих ВМС, что имеет важное значение для самой Поднебесной. В частности, речь идет о поставках в Бангладеш трех фрегатов, двух подводных лодок, патрульных кораблей и катеров различного назначения.
Китай и Индия соревнуются также за влияние на Мальдивах, учитывая важное стратегическое расположение островов, что дает возможность контролировать огромные акватории океана и Аравийского моря. К тому же они находятся неподалеку от острова Диего-Гарсия, на котором расположена главная военная база США в регионе. Еще в 1999 году в СМИ сообщалось о достижении Пекином договоренности с правительством Мальдивской Республики. О договоре на строительство на одном из ее островов военной станции слежения и базы подводных лодок.
Правда, на практике ничего такого не произошло, а после 2008-го у власти в стране находилось проиндийское правительство Мохаммеда Нашида. Однако в 2012-м в результате военного переворота пришло новое правительство, занявшее прокитайскую и откровенно антииндийскую позицию. При таких условиях Пекин может со временем вернуться к строительству на Мальдивах своих военных объектов, а особенно в контексте противостояния с США.
К этому можно добавить активность Поднебесной и в Шри-Ланке. В частности, речь идет о порте Хамбантота на юге страны, который был передан Пекину в управление за долги и неспособности обслуживать полученные китайские кредиты. Этот порт находится в непосредственной близости от одной из главных морских транспортных коммуникаций в Индийском океане.
Индия, в свою очередь, также развивает береговую инфраструктуру для нужд собственных ВМС. После 2005 года была построена военно-морская база Кадамба в Карвари (штат Карнатака) на побережье Аравийского моря (100 км к югу от Гоа), а также в Кочи (штат Керала) и Рамбилли (штат Андхра-Прадеш). У нее есть база на Мадагаскаре и пункты базирования и станции наблюдения на Маврикии и Сейшельских островах.
Кроме того, ВМС Индии имеют право пользоваться портами в Омане и Вьетнаме. И хотя страну нельзя отнести к непосредственным проводникам политики США, активное проникновение в регионы, которые ранее не принадлежали к зоне ее повышенного внимания, отвечает стратегическим интересам Соединенных Штатов как дополнительного фактора сдерживания Китая.
Что дальше?
Китай пытается – и не без успеха – окружить Индию своими союзниками под предлогом защиты собственных экономических интересов и необходимости борьбы с пиратством в районе Африканского Рога и Малаккского пролива. Охватив ее цепочкой своих баз и пунктов наблюдения, он получит возможность отслеживать все перемещения военных и торговых кораблей в океане.
В свою очередь, естественной реакцией Индии является наращивание своего военного и военно-морского потенциала, как на собственной территории, так и в сопредельных странах. Это еще больше усугубляет соперничество с Китаем и порождает конкуренцию в вопросе привлечения на свою сторону соседних малых стран.
Дели также переносит противостояние с КНР на нетрадиционную для себя площадку – в акваторию Тихого океана и Южно-Китайского моря, что особенно раздражает Пекин. При этом использует тактику прокси-конфронтации, заключая соглашения и союзы со странами, имеющие проблемные отношения с Поднебесной. Один из примеров – соглашение с Вьетнамом о добыче нефти на шельфе Южно-Китайского моря.
Эксперты прогнозируют дальнейший рост напряженности в отношениях Дели и Пекина, однако тактика опосредованной конфронтации, к которой прибегают стороны, в дальнейшем будет сдерживать их от полномасштабных прямых вооруженных конфликтов. Как минимум до того времени, когда Китай завершит крупные инфраструктурные проекты, связанные с альтернативными маршрутами поставки энергоносителей.
Несколько слов о том, какое отношение все это имеет к Украине. Прежде всего, наша страна выступает глобальным игроком на мировом рынке продовольствия. Украинский потенциал в этой плоскости постоянно растет. Соответственно увеличивается экспорт, в том числе и в Китай, Индию и страны Юго-Восточной Азии. В то же время, Украина является участником международного уровня на рынке ВВТ, периодически входит в мировую десятку экспортеров оружия и военных услуг.
Так, среди покупателей бронетехники нашего производства являются Таиланд и Пакистан, легкой бронетехники – ОАЭ, тактического ракетного оружия – Саудовская Аравия, морской газотурбинной энергетики – Индия и Китай. В Мьянме развернуто строительство завода по лицензионному изготовлению украинских бронетранспортеров БТР-4, а в Саудовской Аравии – самолетов Антонова, а в дальнейшем и тактического ракетного оружия.
Все названные страны относятся к региону Индийского океана, поэтому учитывая собственные государственные интересы, Украина объективно заинтересована в стабильности и скорейшем прекращении военных конфликтов, угрожающих общей безопасности.
Автор: Владимир Заблоцкий
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.