Еще три года назад никто не верил в проект по преподаванию математики детям в группах. Привычными для рынка образовательных услуг и родителей были курсы иностранных языков.
Теперь, по словам основательницы математического центра Boffin Вероники Свистулы, родители выяснили, что будущее все же за искусственным интеллектом и взялись за математику. Появилось много математических и смежных с ней стартапов. БЦ исследовал, как работает один из них.
Нелюбовь детей к школьной математике основательница математического центра Boffin Вероника Свистула объясняет ее «скучностью». Вспоминая собственный опыт репетиторства, говорит, что иногда родители приводили детей со слезами.
«Обычно первая реакция была такая, что не хочу и не буду. Значит здесь, надо менять шаблон, давать по-другому. Показать, что это может быть весело. «Давай поиграем», и мы как бы играемся, а не учимся, хотя на самом деле учимся также», — говорит она.
Другим изъяном школы называет негибкость, не адаптивность.
«Хотелось бы, чтобы уважали разную скорость у детей. Если видно, что тяжело идет, давайте материал проще. Если ученик не понял, я уберу большую сложную задачу, дам в три раза более простую, с которой мы слепим большую сложную, чтобы он по шагам все понял и не думал, что он глупый», — рассказывает Вероника.
Физика со звездами и биология в коробках
Вероника Свистула переехала в Киев из Луганска летом 2014-го, на тот момент студенткой четвертого курса факультета естественных наук, Восточного украинского университета имени Даля.
Магистратуру этого вуза уже пришлось заканчивать онлайн. Еще со второго курса занималась репетиторством по математике, поэтому в столице искала работу учителя. В государственную школу преподавать не брали, не было документа о законченном высшем образовании. Удалось устроиться в частную.
«Меня приставили в помощники к другому школьному учителю. Еще я вела кружок робототехники. Тогда впервые столкнулась со школьной системой, с тем какая она негибкая, не адаптивна. Кроме этого с учителя постоянно требуют кучу бумаг, он должен писать много отчетов. Подумала, что тяжело мне там будет», — рассказывает она.
В Киеве у Вероники появилось много репетиторства, иногда в день по 4-5 занятий в разных районах города.
«Я бегала из одного конца в другой и так шесть дней в неделю. А еще был день, когда я вела занятия в центре «Интервал», что занимался математическими кружками. В «Интервале» познакомилась с детьми, которые хотят учить математику. Их не принуждают, им нравится. Там я открыла для себя мир интересных олимпиадных задач», — рассказывает она.
Еще одним поворотным моментом для Вероники стало знакомство со студентами-физиками Киевского национального университета им. Шевченко, из которых затем формировался костяк преподавателей для будущего детского центра Вероники Свистулы.
«Я также изучала физику в Луганске. И понимаю, что так нас не учили, как учат их. Они очень умны, быстро обрабатывают информацию и очень любят свой предмет», — говорит она.
В ноябре 2018 года Вероника Свистула организовала собственный математический центр для детей от 6 до 15 лет, который открыли в трех локациях: в центре Киева и в двух спальных районах — на Оболони и на Осокорках.
Арендовали помещение лишь на часы групповых занятий. Учебную базу с коллегами-студентами составляли из задач, собранных с разных ресурсов, в том числе малого мехмата и программ олимпиад, которые затем сортировались по возрасту, классам, темам, а в каждой теме еще по уровням сложности.
Сначала работа центра ограничивалась курсом «Математика & логика». На тот момент Вероника уже десять лет занималась как репетитор, понимала, как математику преподавать и на какие моменты обращать внимание.
Впоследствии Boffin расширился курсом астрофизики. Произошло это после знакомства Вероники Свистула с Натальей Бажан, на тот момент студенткой университета им. Шевченко, которая еще в девятом классе стала призером Международной олимпиады по астрофизике.
«Она меня заразила своими знаниями. В Карпатах на небе на пальцах показала все созвездия, я поняла, что мой внутренний ребенок хочет заниматься астрофизикой. Говорю: «Будем создавать курс». Наталья пригласила еще студентов-физиков. Они разработали для детей программу, различные эксперименты.
Сейчас я уже понимаю, что и маленьким детям астрофизика очень интересна. И когда они в седьмом классе начнут учить школьную физику, они будут знать, что это совсем нестрашно и несложно. Мы к физике добавили звезды и космос, чтобы было интереснее, объясняем сложные вещи простыми словами», — рассказывает она.
Со временем к математике и астрофизике добавился еще курс программирования Python & алгоритмы («надо уметь создавать коды, независимо от будущей профессии») и курс «ботаника & Гарденинг».
«Предложила друзьям разработать курс по биологии, собрать детям коробки, чтобы они их месяц наращивали. И изучали, почему листья зеленые и как деревья пьют воду», — рассказывает Вероника.
Как рассказала Вероника, мозговым центром Boffin является она и трое ее коллег, что собираются каждую неделю и обсуждают деятельность Boffin и его дальнейшее развитие. А также из пула студентов-преподавателей, которые занимаются с детьми в группах и индивидуально, участвуют в подборе и переводе задач. Всего обучают детей в центре около десяти преподавателей.
По словам Вероники, продолжительность деятельности такого студента вуза – преподавателя Boffin – составляет обычно несколько лет. Потом он, в конце концов, пойдет работать в IT.
«Понятно, что на курсе по программированию возраст учителя максимум три года, потом он уйдет. Однако у него есть это время, что он может заниматься с детьми, прививать им знания. Тем более он сам только что учился, писал эти циклы, придумал игру. Аналогичная ситуация с математиками и физиками», — говорит она.
Час индивидуального занятия в среднем оплачивается учителям в 200-250 грн, групповые занятия с четырьмя учениками – 300 грн в час, плюс по 50 грн за каждого ученика дополнительно.
Жизнь в онлайне
С началом эпидемии в 2020 году Boffin полностью перешел на онлайн-формат занятий в zoom-конференциях.
Вероника признается, что сначала было страшно, как программы будут работать в таком режиме.
«У меня забрали все мои настольные игры, — рассказывает она, — На обычном занятии можно было под каждого ученика выдавать адаптивную программу. Например, 15 типовых задач, от самой простой до самой сложной. К каждому подойдешь, что-то подскажешь. Кто-то решит все пятнадцать задач, а кто-то две-три. И это тоже нормально».
В онлайне-режиме учить учеников при «разной скорости» стало труднее. Наоборот, было важно, чтобы группа детей шла примерно в одном темпе. Если кто-то окажется быстрее, существует большой риск, что он в конечном итоге включит PlayStation.
Как удерживать внимание ребенка на часовом занятии по математике?
«Я всегда задаю ребенку множество вопросов. Я не верю, что ему все понятно. Я должна в этом убедиться. И только тогда мы пойдем дальше», — говорит Вероника.
По ее словам, в целом дети к новому формату адаптировались легко. Они уже привыкли жить с планшетами, думают категориями космоса, искусственного интеллекта, как устроен бизнес, в чем суть Макдоналдса, поэтому учитель должен идти с ними в ногу и разбираться в разных вещах, чтобы не потерять авторитет.
С момента создания Boffin в центре Вероники Свистулы занимались около 400 детей. В прошлом году во время первого длительного карантина количество учащихся выросло более чем на 30%. Сейчас в Boffin также рассчитывают на рост.
По словам основательницы, в онлайне появились лучшие условия для контроля преподавания на уроках.
«Когда были занятия на разных локациях, проконтролировать учителей было сложнее. Иногда я не успеваю приехать на урок, посмотреть, что там происходит. А сейчас я могу сразу посмотреть, как проходит урок и, в крайнем случае, взять ситуацию в свои руки», — рассказывает она.
По словам Вероники, для любого образовательного центра всегда самым трудным является найти адекватного педагога.
В поисках идеального учителя
«В какой-то момент начался дефицит в наших студентах-преподавателях, и стало интересно, что происходит с учителями в целом на рынке Украины. Летом мы вышли на другой уровень собеседований, смотрели педагогов, что уже не один год преподают в разных школах, и оказалось, что мало кто сам тянет нашу программу», — рассказывает она.
Сейчас перед организаторами Boffin стоит две основные задачи: подбирать педагогов и создать платформу, которая позволит автоматизировать процесс отбора учеников и преподавателей по группам. «Мы идем в сторону автоматизации. Хотим собирать историю того, как преподаватели проводят уроки, как усложняют и упрощают задачу, чтобы группы смогли формироваться на правильном уровне. Сейчас мы это интуитивно чувствуем и группируем. А за счет автоматического правильного подбора детей будет образовываться классная синергия».
Будущая программа сможет анализировать прогресс детей по разным темам, отслеживать их настроение во время занятий. Станет для преподавателя необходимым девайсом, что поможет ему, по словам Вероники, «быть идеальным учителем».
Для этого команда Boffin планирует подаваться на грант, что позволит создать платформу для такой автоматизации. Вероника Свистула готовит документы в Украинский фонд стартапов, финансирующий проекты на ранних стадиях развития. На pre-seed этапе, когда еще отсутствует сам продукт, а деятельность стартапа направлена на его разработку, от фонда можно получить $25 тыс.
На seed этапе, когда продукт уже вышел на потребительский рынок, $50 тыс. Именно на такой грант подаются организаторы Boffin. «Если мы сделаем правильные шаги в направлении автоматизации, мы будем расти, — говорит Свистула, — если нет, останемся где-то на нынешнем уровне. Потому что если сильно увеличимся, потеряем контроль и тогда потеряем в качестве. Поэтому просто быстро расти нельзя».
Автор: Ольга Прокопишина
Источник: БЦ
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.