22.06.2020 – Парламент перед каникулами планирует взяться за вопрос государственной поддержки агросектора – рассмотреть законопроект №3295 «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины».
Он запускает Государственный аграрный реестр. Начинание правильное, но стоило бы наводить порядок с господдержкой АПК с логического начала, а не с конца (с утверждения гарантированной суммы поддержки на уровне закона).
Ведь после отмены спецрежима по НДС, прямые субсидии из бюджета стали основным инструментом поддержки сельхозпроизводителей в Украине, они разрешены в рамках ВТО, а государственная помощь на уровне 1% аграрного ВВП – единственная, фактически, помощь государства отрасли, которая, к тому же, предоставляется не в полном объеме и с существенными задержками.
Поэтому, рассматривая законопроект №3295, депутаты должны были бы параллельно на уровне закона вернуть обязательное выделение отрасли не менее 1% ВВП на развитие, потому что ранее эту норму отменили.
AgroPolit.com проанализировал, что же сегодня уже сделано властью в вопросе господдержки отрасли, и собрал мнения экспертов о том, какой должна быть обновленная философия этой поддержки.
Не менее 1% аграрного ВВП
Соответствующая норма – не меньше 1% аграрного ВВП, в свое время была внедрена при содействии бывшего министра аграрной политики и продовольствия Украины Тараса Кутового в 2016 году. Верховная Рада тогда приняла законопроект №5131 о совершенствовании составления и исполнения бюджетов. Закон предусматривал господдержку АПК в объеме 1% от ВВП. И она фиксировалась на последующие 5 лет.
Напомним, тогда все как огня боялись смены спецрежима НДС и потери 25 млрд. грн. Однако ситуацию удалось уравновесить, вопреки желанию Минфина ничего не давать в обмен на отмененный спецрежим. Тарасу Кутовому удалось убедить парламент в том, что необходимо законодательно закрепить государственную поддержку аграриям в размере 1% ВВП на следующие 5 лет. В Украине такая модель была применена впервые.
В то же время в государственном бюджете на 2020 год определили объем бюджетной поддержки АПК на уровне 4 млрд. гривен, что составляет лишь 43% от установленного ограничения и не соответствует не только показателю в 1% ВВП, но и реальной потребности в бюджетной поддержке одной из ключевых отраслей экономики Украины. Это поняли все, кто причастен к АПК и имеет хоть какое-то представление об экономической жизни страны.
Председатель подкомитета по вопросам усовершенствования структуры государственного управления в сфере агропромышленного комплекса комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики Олег Тарасов, так прокомментировал инициативу возвращения господдержки в границы более 1% аграрного ВВП.
Я поддерживаю возобновление практики выделения государственной поддержки агросектору в размере минимум 1% аграрного ВВП страны за год. Это важно для эффективного развития агропромышленного комплекса. А сами средства должны выделяться систематически.
Понятно, что 2020 год для страны и бюджета является непростым. Нужно возвращать много внешних долгов предшественников, поэтому дефицит растет. Но, несмотря на это, в этом году удалось направить на государственную поддержку аграриям 4 млрд. грн. по ключевым направлениям: животноводство, фермерство, садоводство, компенсация стоимости с/х техники и компенсация процентов кредитов.
В дальнейшем мы в аграрном комитете будем дорабатывать новую программу господдержки отрасли, и прописывать в ней обновленные программы.
Систематическая господдержка создаст мультипликативный эффект в целом для экономики и со временем поможет украинским производителям развивать перерабатывающую отрасль, а также положительно повлияет на смежные отрасли экономики. Так, только одно рабочее место, например, в животноводстве создает дополнительно три рабочих места – одно на перевозку молока до перерабатывающего завода, собственно одно на самом заводе и одно в торговой сети.
По мнению народного депутата, секретаря комитета по вопросам аграрной и земельной политики Ивана Чайковского, народные избранники начинают понимать, что АПК – это одна из важнейших отраслей для Украины, поэтому внимание государства к проблемам аграриев должно быть на соответствующем уровне.
В начале работы аграрного комитета нового созыва его члены еще не имели достаточно опыта и пользовались весьма ошибочными представлениями о важности аграрного сектора для страны. Сегодня в них отсутствуют какие-либо иллюзии. Все понимают, что аграрный сектор должен получать не меньше 1% ВВП господдержки. Эти деньги должны быть направлены сугубо на развитие аграрного сектора и создание добавленной стоимости.
Для этого нужно написать четкие программы, отделить соответствующее министерство. Это министерство должно посвятить 20% своего внимания развитию аграрных программ, а 80% – поиску новых рынков сбыта и созданию продукции с высокой добавленной стоимостью. Сейчас мы должны вернуть статус-кво, как и было, обещано аграриям, когда их лишили льготного режима уплаты НДС и пообещали господдержку – не менее чем 1% ВВП, – заявил Иван Чайковский.
Однако даже выделение средств в необходимых объемах не всегда решает вопрос, говорят о еще одном моменте участники рынка.
Реализация господдержки в течение всех предыдущих лет проходила довольно специфическим способом. Средства, которые выделялись государством, по ряду бюрократических факторов и преград не всегда доходили до аграриев. Я считаю, что сегодня лучшая помощь — это возврат спецрежима НДС.
Это понятный всем инструмент, который способствует выходу бизнеса из тени, ведь другие инструменты не всегда работают так, как бы того хотелось. Например, компенсация по кредитным процентным ставкам не работает для малых хозяйств (до 1000 га).
Такой инструмент им ничего не дает, их не кредитуют, они не могут воспользоваться этой программой. По технике программа работает с задержкой. Только сейчас начинают поступать выплаты по 2019 году, – комментирует ситуацию для AgroPolit.com председатель объединения «Агропродовольственный совет» Иван Слободяник.
По словам Слободяника, когда предприниматель зависит от наличия денег в бюджете, это каждый раз выливается в непредсказуемую историю, что не добавляет оптимизма аграриям. Но, при условии отсутствия идеальных условий, государственная помощь на уровне 1% ВВП – это более-менее реальный инструмент помощи АПК, и уменьшать этот показатель не стоит.
Государственная поддержка на уровне 1% аграрного ВВП, которую предложили вместо компенсации НДС – это такое себе украинское изобретение, чтобы хоть как-то уберечь многострадальных украинских аграриев, поэтому уменьшать эту поддержку не стоило, – заявил Слободяник.
Аналогичного мнения придерживается член комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики Николай Кучер и добавляет, что стоит также подумать над вариантом обновления спецрежима для АПК.
Я думаю, нужно вернуть спецрежим НДС, таким образом, мы отойдем от многих коррупционных вещей в этом вопросе. Это режим, который работал на автомате: заплатил НДС, получил счет, автоматически получил назад эти деньги и потратил их на приобретение удобрений, гербицидов, горючего или техники. Считаю, что сегодня нужно не искажать конкуренцию в агросекторе, когда одни платят все налоги, а другие – нет. И, конечно, должна быть приоритетная система господдержки для агросектора.
Реанимация спецрежима для агросектора будет стоить бюджету 25-30 млрд. грн., но это будет серьезный толчок для поддержки АПК и для установления равных правил игры. Ты уплатил НДС — значит, получил обратно, не оплатил — не получил. Я не вижу ничего плохого в возвращении к практике спецрежима в агросекторе, – прокомментировал для AgroPolit.com ситуацию Николай Кучер.
По его словам, ничего плохого в возвращении к спецрежима нет.
Мы сегодня делим эти 4 миллиарда, каждый рвет в свою сторону, а тут есть решение многих вопросов, причем, для тех, кто действительно работает и платит налоги, – добавил Кучер.
Фонд частичного гарантирования кредитов аграриям
Впрочем, пока над 1% аграрного ВВП и спецрежимом думают, парламент параллельно самостоятельно делает креатив. Речь идет о создании Фонда частичного гарантирования кредитов, первую законодательную попытку создания которого в рамках законопроекта №3205-1 в сессионном зале провалили.
Осталась еще одна попытка – законопроект № 3205-2 «О Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве». Вероятность принятия этого документа велика, поскольку это одно из условий выделения очередного кредита МВФ Украине. Напомним, что в меморандуме это сделать правительство обязалось за июнь 2020 года.
Обоими законопроектами предусматривается создание Фонда частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве с целью поддержки малых и средних предпринимателей, включая фермерские хозяйства.
Фонд берет на себя обязательства возмещать часть займа в случае дефолта кредитора. Стратегию развития фонда на три года будет одобрять общее собрание участников, они будут определять целевые группы субъектов предпринимательства, которые имеют право на частичное гарантирование фондом исполнения обязательств по кредитам. Его наличие позволит уменьшить проценты по кредитам, уверяют нардепы.
Это не только даст возможность фермеру получить средства для покупки и развития земли, но и снизит уровень рисков для банков… Раньше малые и средние хозяйства почти не финансировались банковским сектором – из-за отсутствия кредитной истории, ликвидного залога и тому подобное. Однако аграрные латифундисты через различные схемы легко получали дешевые кредиты. После открытия рынка земли все будут иметь равные шансы. Государство поможет фермерам, которые владеют угодьями в 500 га, – отмечается в обращении аграрного комитета.
Как заявил президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Стрижак, такой законопроект, действительно, сможет исправить ситуацию в пользу малых и средних фермеров, однако многое зависит от реализации законопроекта.
Мы общались и к депутатам, и к президенту по законопроекту № 3205-2, они все знают и проблемы, и предостережения. Особенно, когда речь идет об участниках фонда. Теперь все зависит от политической воли высшего руководства страны, – заявил Стрижак.
Вместо господдержки – беспроцентный кредит. Аграриев заставят вернуть помощь в государство
Очередным примером одного из необдуманных шагов нардепов в вопросе господдержки можно назвать действия вокруг компенсации убытков фермерам. Из-за рекордной засухи часть посевов у аграриев просто не взошла, поэтому они понесли убытки. Государство пообещало помочь. Помогло, предложило механизм, по которому средства поддержки нужно будет фермерам возвращать в следующем году. Единственное утешение, что без процентов. Ну, назвали бы тогда беспроцентным кредитом, а не поддержкой.
А теперь о деталях этой схемы. Да, в Украине нет утвержденного порядка выдачи подобной безвозвратной помощи, поэтому органы исполнительной власти должны руководствоваться постановлением КМУ от 29 марта 2002 года №415. Этот документ определяет порядок использования средств резервного фонда бюджета и свидетельствует, что средства из резервного фонда частным агрофирмам выделяются через главных распорядителей бюджетных средств только на условиях возвратности.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая нанесла ущерб посевам или привела к их гибели, а сельхозпроизводитель претендует на получение компенсации из резервного фонда государственного бюджета, ему нужно предоставить в райгосадминистрацию пакет соответствующих документов.
Это обоснование необходимости и объемов в дополнительных средствах, акт обследования посевов, документы, подтверждающие полученные суммы страхового возмещения или объяснение о причинах отказа от страхования и перечень первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, – говорится в постановлении КМУ.
Согласно тому же порядку, райгосадминистрации на местах проводят заседания комиссий по вопросам чрезвычайных ситуаций, дают заключение о размерах общих убытков, на основе поданных фермерами документов и направляют соответствующее обращение в местные ОГА.
Область, в свою очередь, должна направить информацию в Кабмин, а там делают обобщенный вывод и готовят проект распоряжения КМУ о выделении средств из резервного фонда бюджета.
Напомним, по предварительной информации, Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины планирует выделить денежную компенсацию фермерам за потерю посевов из-за засухи из расчета 4,5-5 тыс. грн. за 1 гектар пострадавших посевов.
После того как рынок понял всю пикантность такой помощи, начались волнения. И в МЭРТ признали, что нынешняя система государственной помощи пострадавшим в результате длительной засухи в Одесской области оказалась неэффективной и нуждается в реформировании, с учетом предыдущего опыта. Об этом заявил Тарас Высоцкий на своей странице в Facebook.
Из-за засухи погибли 385 тыс. га посевов. И хотя общие убытки совокупной выручки по всей Украине составляют до 2%, в Одесской области заактировано 30,5% потерь озимых культур (около 310 тыс. га). Засуха особенно сильно ударила по землям Бессарабии, – отметил Тарас Высоцкий.
Он считает целесообразным усовершенствовать закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», который должен защищать имущественные интересы страхователей в сельском хозяйстве.
Тарас Высоцкий сообщил, что Минэкономики готовит проект закона «О государственной поддержке сельскохозяйственного страхования», который представят в июле.
Согласно этому закону, государство будет создавать условия для сельскохозяйственного страхования:
определять прогнозируемые объемы расходов;
утверждать объекты сельскохозяйственного страхования, подлежащие государственной поддержке;
утверждать стандартные страховые продукты;
возмещать часть страхового платежа.
Участниками агрострахования смогут стать как сельхозтоваропроизводители, так и страховые компании, которые будут страховать сельхозпродукцию. Объектами страхования будут посевы, насаждения и урожай, а также животные, рыба, биоресурсы, семьи пчел в ульях.
Напомним, ранее фермеры сообщали, что государство не замечает, что на территории Одесской области произошло действительно стихийное бедствие. Сейчас фермерам как никогда нужна поддержка и помощь.
Также сообщалось, что правительство предлагают компенсировать аграриям потери от повреждения посевов с/х продукции.
Как аграриев лишали господдержки
В 2019 году, для сбалансирования показателей бюджета, народные избранники изменили положения Бюджетного кодекса Украины о государственной поддержке АПК. В результате изменений государственная поддержка АПК с тех пор определяется на уровне не более 1 % аграрного ВВП, хотя ранее этот параметр был прописан на уровне не менее 1% аграрного ВВП.
Стоит заметить, что начались негативные изменения еще в 2018 году, когда законом 2621-VIII (регистрационный номер 9084) господдержку АПК срезали с 1,5% ВВП до 1%, а дальше и этого не выделили (вместо 6,3 млрд. грн. выделили 5,9 млрд. грн.).
«Благодарить» за это нужно авторов поправки №161. Авторы: Андрей Кот, Николай Люшняк, Олег Кулинич, Федор Негой и Валерий Давиденко.
Все той же поправкой №161 предлагалось установить, что в 2017-2019 годах ежегодный объем средств из госбюджета на АПК и фермерские хозяйства должен составлять не менее 1% выпуска продукции в сельском хозяйстве, в 2020-2025 годах – не менее 1,5%.
Как пояснила в комментарии помощница Олега Кулинича, рабочая группа, а затем и бюджетный комитет (в ночь с 20 на 21 ноября 2019 года), не согласились на такой вариант, отклонив поправку. Тогда Олег Кулинич, как один из авторов поправки, с трибуны парламента (той же бюджетной ночью) настоял на подтверждении, ее поставили на голосование в зал, но уже в измененном виде.
Вот какой она выглядела: «Правкой предлагается абзац второй пункта 42 Бюджетного кодекса изложить в такой редакции:
При этом до 20% такой поддержки используется сельскохозяйственными товаропроизводителями для закупки у отечественных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования (2017 год – 10%, 2018 год – 15%), а также специальных вагонов для перевозки зерна, оборудования для производства биоэтанола и электроэнергии из биомассы».
Проще говоря, из нее исчез пункт о 1,5% господдержки, но расширили другую часть поправки – об увеличении доли компенсации по программе покупки украинской с/х техники. В том числе в части перечня получателей этой компенсации, например, в него добавили покупателей вагонов-зерновозов.
Однако депутатов это не удовлетворило, поэтому они провалили голосование – «за» было лишь 54 голоса! Но авторы «модернизированной» поправки не отступили и пошли на кулуарные переговоры, и уже на вечернем заседании все-таки добились своего – «продавили» правку через зал без 1,5%.
Поэтому сначала бюджетную поддержку АПК уменьшили с 1,5 % до 1% аграрного ВВП. Выделили не 6,3 млрд. грн., а 5,9 млрд. грн. А потом еще и уменьшили норму, которая все равно не выполнялась, до показателя – не более 1% аграрного ВВП.
Важный момент: теперь те, кто зарубил гарантированную законом господдержку, пытаются ее вернуть. Так, в феврале 2020 года Олег Кулинич инициировал законопроект №2825, который предлагает на законодательном уровне утвердить поддержку аграриям на уровне не менее чем 1% госбюджета на 5 лет. Что, опять «отмена»? Сначала сами же отменили, а теперь возвращают. Спрашивается почему, потому что изменилась политическая конъюнктура?
Господдержка 2020 года
В феврале 2020 года парламентарии опомнились и зарегистрировали законопроект №2825, который снова возвращает предельный объем предоставления государственной поддержки на уровне не менее 1% выпуска продукции в сельском хозяйстве. Авторы законопроекта: Кулинич Олег Иванович, Шахов Сергей Владимирович, Бабенко Николай Викторович, Давиденко Валерий Николаевич, Лунченко Валерий Валерьевич.
В пояснительной записке к законопроекту № 2825 указано, что документ предлагает утверждение до 2025 года объема господдержки для аграриев.
Увеличить предельный объем предоставления такой поддержки не менее чем в 1% от выпуска продукции в сельском хозяйстве, которая направляется на частичную компенсацию процентной ставки по кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности процентной ставки по кредитам на приобретение земель сельскохозяйственного назначения, – указано в документе.
Отмечается, что для реализации законопроекта в случае его принятия необходимо будет предусмотреть в госбюджете дополнительно 6,2 млрд. грн.
Бывший заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины, владелец фермерского хозяйства Виктор Шеремета прокомментировал для AgroPolit.com ситуацию с помощью АПК. Он сказал, что о господдержке разговаривали во время встречи представителей малого и среднего бизнеса с Денисом Шмыгалем и представителями МЭРТ.
Мы со стороны фермеров говорили о том, чтобы программы, которые работали в течение последних 2 лет, продолжили работать. Сейчас в правительстве говорят о программе «5-7-9%», которая должна обеспечить фермеров кредитами. Но у нас была программа о возмещении процентов, и 1% оставался для фермеров.
Тогда отмечали, что вернут долги по программам господдержки за 2019 год, которые не закрыты. Обещали, что их покроют в 2020 году. В то же время мы настаивали на том, чтобы продлили действие прошлогодних программ. Это упростило бы доступ к ним у сообщества фермеров.
Если бы остались прежние программы, то если не в январе 2020 года, то уже в первые месяцы года мы получили бы господдержку, пока там бы согласовали бюджетные программы, паспорта, это было бы немного позже. И все же не под конец года, – сказал Шеремета.
Председатель Ассоциации фермеров Драбовского района Черкасской области Валерий Перепелица для AgroPolit.com прокомментировал ситуацию с господдержкой и отметил, что ситуация далекая от идеальной.
Наибольшую помощь мы получили в 2019 году, когда правительство укрепило гривну на 15%. Такие фермеры, как я, и другие вылетели в минусы. Гривна укрепилась, у нас правительство брало заимствования под облигации внутреннего займа. Люди закупали доллар, сдавали. Потом покупали гривну, облигации. Таким образом, правительство одалживало деньги, которые надо возвращать. А весь аграрный сектор посадили на «пятую точку», – заявил Перепелица.
По его словам, ситуация особенно негативно сказалась на мелких производителях, у которых не было где хранить и продавать продукцию.
«Например, я, вместо того, чтобы продавать подсолнечник по 8 тыс., продал за 6 тыс., и на 20 га получил 100 тыс. ущерба. Таким образом, в весну 2020 года вошел без денег. Несмотря на карантин, ни банки, ни люди – никто не одалживает. Что касается государственных программ, то даже их порядок не опубликован. А уже конец мая. Вот такая поддержка программы. От этой поддержки фермеры свернулись.
Обещали, что дадут нам денег, начнут поддерживать, и тогда начнут покупать землю. Только за прошлый год остались задолженности за бывшими поддержками: это и возмещение за покупку техники, и компенсации за кредиты в условиях, когда никто не одалживает. Программы этой поддержки свернулись.
Обещали деньги выделить – но теперь это обещания под рынок земли. А задолженность только по прежним поддержкам по возмещению за приобретение техники, компенсации по кредитам и тому подобное. Вот это поддержка, которая была в прошлом году, и в этом», – отметил Перепелица.
Более позитивно на ситуацию с господдержкой смотрит член комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики Николай Кучер.
Сегодня речь идет о том, что нужен новый закон о государственной поддержке АПК. Я поддерживаю его появление. Если сможем его принять до конца 2020 года, то будет хорошо. Ведь закон сложный. Но, я уверен, что этот 1% решил бы много проблем в аграрном секторе.
Автор: Виталий Хворостян
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.